Программа профессионального модуля ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом
учебно-методический материал
Программа профессионального модуля ПМ.2 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pm.2.doc | 549 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №2
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.2 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом
по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Алдан 2017 г
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общая характеристика примерной рабочей программы профессионального модуля | 4 |
2. Структура и содержание профессионального модуля | 8 |
3. Примерные условия реализации программы | 15 |
4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида деятельности) | 23 |
Программа профессионального модуля ПМ.2 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» на базе основного общего образования и примерной рабочей программы ГАПОУ МО «МЦК-Техникум имени С.П. Королева»
Организация-составитель: |
| |
Составитель: | Миронов Б.И. – ГАПОУ РС(Я) «Алданский политехнический техникум» |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее – Программа) является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
ПООП СПО разработана в целях внедрения международных стандартов подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учетом передового международного опыта движения WSI, компетенций WSR «Сварочные технологии», ПС «Сварщик», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2013г. №701н, а также интересов работодателей в части освоения дополнительных видов профессиональной деятельности, обусловленных требованиями к компетенции WSR «Сварочные технологии».
Используемые сокращения
В настоящей Программе используются следующие сокращения:
ПООП - примерная основная образовательная программа;
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ОП – общепрофессиональный модуль;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс;
WSR - WorldSkills Russia
WSI - WorldSkills International
ПС – профессиональный стандарт;
РД – ручная дуговая сварка плавящимся покрытым электродом;
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
Цель преподавания ПМ 02 «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом (РД)» - дать обучающимся:
- теоретические знания в области технологии и техники ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом;
- практические навыки выполнения ручной дуговой сварки углеродистых, конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва*;
- практические навыки выполнения ручной дуговой сварки конструкций из углеродистых сталей, предназначенных для работы под давлением в различных пространственных положениях сварного шва*.
Примечание: * практические навыки, соответствующие требованиям ТО WSR/WSI.
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить вид деятельности: «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом (РД)» и соответствующие ему профессиональные компетенции:
Код | Профессиональные компетенции |
ПК 2.1. | Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва. |
ПК 2.2. | Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва. |
ПК 2.3. | Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей. |
ПК 2.4. | Выполнять дуговую резку различных деталей. |
ПК 2.5*. | Выполнять ручную дуговую сварку покрытыми электродами конструкций (оборудования, изделий, узлов, трубопроводов, деталей) из углеродистых сталей, предназначенных для работы под давлением, в различных пространственных положениях сварного шва. |
Примечание: *компетенции, соответствующие требованиям ТО WSR/WSI. |
Освоение профессионального модуля направлено на развитие общих компетенций:
Код | Общие компетенции |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. |
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт | проверки оснащенности сварочного поста РД; проверки работоспособности и исправности оборудования поста РД; проверки наличия заземления сварочного поста РД; подготовки и проверки сварочных материалы для РД; настройки оборудования РД для выполнения сварки; выполнения РД различных деталей и конструкций; выполнения дуговой резки. выполнения РД конструкций (оборудования, изделий, узлов, трубопроводов, деталей) из углеродистых сталей, предназначенных для работы под давлением, в различных пространственных положениях сварного шва. * |
уметь | проверять работоспособность и исправность сварочного оборудования для РД; настраивать сварочное оборудование для РД; выполнять сварку различных деталей и конструкций во всех пространственных положениях сварного шва; владеть техникой дуговой резки металла. выполнять РД конструкций (оборудования, изделий, узлов, трубопроводов, деталей) из углеродистых сталей, предназначенных для работы под давлением, в различных пространственных положениях сварного шва. * |
знать | основные типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений, выполняемых РД, и обозначение их на чертежах; основные группы и марки материалов, свариваемых РД; сварочные (наплавочные) материалы для РД; технику и технологию РД различных деталей и конструкций во пространственных положениях сварного шва; основы дуговой резки; причины возникновения дефектов сварных швов, способы их предупреждения и исправления при РД. технику и технологию РД конструкций (оборудования, изделий, узлов, трубопроводов, деталей) из углеродистых сталей, предназначенных для работы под давлением, в различных пространственных положениях сварного шва. * |
Примечание: * практический опыт, знания и умения, соответствующие требованиям ТО WSR/WSI. |
Общие и профессиональные компетенции, указанные во ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) и данной Программе дополнены на основе:
- анализа требований ПС «Сварщик», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2013г. №701н;
- анализа требований компетенции WSR «Сварочные технологии»;
- анализа актуального состояния и перспектив развития регионального рынка труда;
- обсуждения с заинтересованными работодателями.
Данный модуль предполагает использование времени вариативной части ООП СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Данный модуль включает практические занятия, виды работ по учебной и производственной практике, с учетом освоенного в рамках ООП СПО теоретического материала.
Количество часов на освоение Программы всего 1065, из них:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 183 часа, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 183 часа;
- самостоятельной работы обучающегося – 0 часов;
- учебной практики (производственное обучение) – 144 часа;
- производственной практики – 720 часов.
- Демонстрационный экзамен 18 часов.
Введенные требования из ТО WSR: «Выполнять ручную дуговую сварку покрытыми электродами конструкций (оборудования, изделий, узлов, трубопроводов, деталей) из углеродистых сталей, предназначенных для работы под давлением, в различных пространственных положениях сварного шва».
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов ПМ | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | Демонстрационный экзамен | |||||
Обязательные аудиторные учебные занятия | внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа | учебная, часов | производственная, часов | |||||||
всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая проект (работа)*, часов | всего, часов | в т.ч., курсовой проект (работа)*, часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
ОК 1.1 – ОК 1.6, ПК 2.1- ПК 2.5 | Раздел 1. Ручная дуговая сварка, наплавка и резка деталей из углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов МДК.02.01.Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами | 1065 | 183 | 124 | - | - | - | 144 | 720 | 18 |
Всего: | 1065 | 183 | 124 | - | - | - | 144 | 720 | 18 |
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов | ||
1 | 2 | 3 | ||
Раздел 1 ПМ 02. Ручная дуговая сварка, наплавка и резка деталей из углеродистых и конструкционных сталей и цветных металлов и сплавов | 1065 | |||
МДК.02.01 Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами | 183 | |||
Тема 1.1. Техника и технология ручной дуговой сварки покрытыми электродами | Содержание | Уровень освоения | 150 | |
1. Техника и технология ручной дуговой сварки покрытыми электродами | 3 | |||
Тематика учебных занятий | 150 | |||
Техника наложения швов. Особенности сварки стыковых и угловых швов | 2 | |||
Практическое занятие№ 1: Наложение швов в нижнем и вертикальном положении при различных типах соединений. | 2 | |||
Практическое занятие№ 2: Наложение швов в горизонтальном на вертикальной плоскости и потолочном положении при различных типах соединений. | 2 | |||
Технология выполнения швов разной длины | 2 | |||
Однослойная и многослойная сварка | 2 | |||
Сварка кольцевых швов (труб) | 2 | |||
Практическое занятие№ 3: Сварка кольцевых швов (труб) | 6 | |||
Практическое занятие№ 4: Ремонтная сварка труб | 4 | |||
Общие сведения о сварке сталей. | 2 | |||
Практическое занятие№ 5: Марки сталей. Расшифровка марки стали | 4 | |||
Практическое занятие№ 5: Расшифровка марки стали | 4 | |||
Типы и марки электродов для сварки сталей. Классификация | 4 | |||
Практическое занятие№ 6: Расшифровка марки электрода | 2 | |||
Практическое занятие№ 7: Расшифровка марки электрода | 2 | |||
Технология сварки углеродистых и низколегированных сталей (разной толщины и в различных пространственных положениях). Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 6 | |||
Практическое занятие№ 8: Технология сварки углеродистых и низколегированных сталей (разной толщины и в различных пространственных положениях). Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 4 | |||
Технология сварки легированных сталей. Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 2 | |||
Технология сварки высоколегированных и теплоустойчивых сталей. Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 4 | |||
Практическое занятие№ 9: Технология сварки высоколегированных и теплоустойчивых сталей. Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 4 | |||
Технология сварки коррозионностойких сталей. Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 2 | |||
Практическое занятие№ 10: Технология сварки коррозионностойких сталей. Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 2 | |||
Технология сварки толстостенных сталей. Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 2 | |||
Практическое занятие№ 11: Технология сварки толстостенных сталей. Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 4 | |||
Технология сварки при низких температурах. Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 2 | |||
Практическое занятие№ 12: Технология сварки при низких температурах. Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 4 | |||
Практическое занятие№ 13: Расчет параметров режимов сварки в зависимости от марки и толщины металла | 4 | |||
Общие сведения о сварке чугунов. Марки чугунов. Расшифровка марки чугуна | 2 | |||
Практическое занятие№ 14: Расшифровка марки чугуна | 2 | |||
Типы и марки электродов для сварки чугунов. Классификация | 2 | |||
Практическое занятие№ 15: Расшифровка марки электрода | 2 | |||
Холодная сварка чугуна | 2 | |||
Горячая сварка чугуна | 2 | |||
Ремонтная сварка чугуна | 2 | |||
Практическое занятие№ 16: Ремонтная сварка чугуна | 4 | |||
Технология сварки чугуна (разной толщины и в различных пространственных положениях). Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 2 | |||
Практическое занятие№ 16: Технология сварки чугуна (разной толщины и в различных пространственных положениях). Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 4 | |||
Общие сведения о сварке медных сплавов. | 2 | |||
Практическое занятие№ 16: Типы и марки электродов для сварки медных сплавов. Расшифровка марки электрода | 2 | |||
Технология сварки медных сплавов (разной толщины и в различных пространственных положениях). Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 2 | |||
Практическое занятие№ 16: Технология сварки медных сплавов (разной толщины и в различных пространственных положениях). Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 4 | |||
Общие сведения о сварке алюминиевых сплавов. | 2 | |||
Практическое занятие№ 16: Типы и марки электродов для сварки алюминиевых сплавов. Расшифровка марки электрода | 2 | |||
Технология сварки алюминиевых сплавов (разной толщины и в различных пространственных положениях). Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 2 | |||
Практическое занятие№ 16: Технология сварки алюминиевых сплавов (разной толщины и в различных пространственных положениях). Выбор марки и диаметра электрода, расчет параметров режимов сварки | 4 | |||
Практическое занятие№ 16: Составление технологической карты сварки | 12 | |||
Практическое занятие№ 16: РДС конструкций (оборудования, изделий, узлов, трубопроводов, деталей) из углеродистых сталей, предназначенных для работы под давлением, в различных пространственных положениях сварного шва по стандартам ВСР | 14 | |||
Тема 1.2 Техника и технология ручной дуговой наплавки и резки металлов. | Содержание | Уровень освоения | 24 | |
1. Техника и технология ручной дуговой наплавки и резки металлов. | 3 | |||
Тематика учебных занятий | 24 | |||
Общие сведения о наплавке. Области применения | 2 | |||
Практическое занятие №1: Технология ручной дуговой наплавки. Виды наплавки | 2 | |||
Практическое занятие №2: Электроды для наплавки. Расшифровка марки электрода | 2 | |||
Практическое занятие №3: Наплавка плоских поверхностей | 2 | |||
Практическое занятие №4: Наплавка цилиндрических поверхностей | 2 | |||
Практическое занятие №5: Составление технологической карты наплавки | 4 | |||
Дуговые способы резки: сущность, назначение и область применения. | 2 | |||
Практическое занятие №6: Технология ручной дуговой резки плавящимся электродом. | 2 | |||
Практическое занятие №7: Технология ручной дуговой резки неплавящимся электродом. | 2 | |||
Практическое занятие №8: Составление технологической карты резки | 4 | |||
Консультация | 2 | |||
Промежуточная аттестация | 7 | |||
Тематика домашних заданий 1. Определить основные типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений, выполняемых ручной дуговой сваркой плавящимся покрытым электродом, и обозначение их на чертежах. 2. Перечислить основные группы и марки материалов, свариваемых ручной дуговой сваркой. 3. Назвать марки сварочных материалов, используемых для ручной дуговой сварки цветных металлов и сплавов. 4. Перечислить критерии проверки сварочных материалов для ручной дуговой сварки. 5. Изложить технику и технологию ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом различных деталей и конструкций в пространственных положениях сварного шва. 6. Указать основные параметры режима ручной дуговой сварки. 7. Перечислить оборудование сварочного поста ручной дуговой сварки. 8. Установить этапы проверки работоспособности и исправности оборудования поста ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом. 9. Сформулировать этапы настройки оборудования ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом. 10. Определить основные типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений из цветных металлов и сплавов, и обозначение их на чертежах. 11. Изложить особенности сварки цветных металлов и сплавов. 12. Перечислить марки сварочных материалов, используемых для дуговой наплавки металлов. 13. Объяснить технику наплавки различных поверхностей. 14. Установить марки сварочных материалов, используемых для дуговой резки металлов. 15. Изложить технологию ручной дуговой резки плавящимся электродом. | ||||
Учебная практика раздела 1. Виды работ: 1. Наложение валиков в различных пространственных положениях 2. Сварка пластин в нижнем положении (стыковое, угловое, нахлесточное и тавровое соединение)* 3. Сварка пластин в вертикальном, горизонтальном и потолочном положении 4. Сварка кольцевых швов.* 5. Выполнение дуговой резки металла. 6. Выполнение ручной дуговой наплавки. Примечания: * - виды работ учебной практики, соответствующие конкурсным заданиям (элементам) WSR «Сварочные технологии». | 144 | |||
Производственная практика ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом. Виды работ: 1. Организация рабочего места и правила безопасности труда при ручной дуговой сварке (наплавке, резке) плавящимся покрытым электродом. 2. Чтение чертежей, схем, маршрутных и технологических карт. * 4. Выполнение сборки деталей из углеродистых и конструкционных сталей под сварку на прихватках и с применением сборочных приспособлений. 5. Выполнение РД угловых и стыковых швов пластин из углеродистой и конструкционной стали в различных положениях сварного шва. * 6. Выполнение РД кольцевых швов труб из углеродистых и конструкционных сталей в различных положениях сварного шва. * 11. Выполнение РД кольцевых швов труб из углеродистой стали в горизонтальном и вертикальном положении. * 12. Выполнение РД кольцевых швов труб из углеродистой стали в наклонном положении под углом 45°. * 13. Выполнение дуговой резки листового металла и различного профиля. 14. Выполнение ручной дуговой наплавки валиков на плоскую и цилиндрическую поверхность деталей в различных пространственных положениях сварного шва. Примечания: Примечания: * - виды работ производственной практики, соответствующие конкурсным заданиям (элементам) WSR «Сварочные технологии». | 720 | |||
Демонстрационный экзамен | 18 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Примерные условия реализации программы
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация Программы осуществляется при наличии:
- учебного кабинета теоретических основ сварки и резки металлов -1;
- сварочной лаборатории -1;
- учебного кабинета иностранного языка – 1;
- слесарных мастерских – 1;
- сварочного полигона – 1;
- лаборатории механических испытаний;
- станочных мастерских.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета теоретических основ сварки и резки металлов:
- Рабочее место преподавателя;
- Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- Комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия);
- Наглядные пособия:
- макеты, демонстрирующие конструкцию источников питания;
- макеты сборочного оборудования;
- плакаты с конструкцией источников, демонстрационные стенды;
- плакаты с технологическими цепочками изготовления отдельных видов сварных конструкций;
- демонстрационные стенды со вспомогательными инструментами;
- комплект видеофильмов с описанием технологических процессов изготовления различных сварных конструкций по учебному плану – решётчатых конструкций, балок, резервуаров (горизонтальных и вертикальных), монтажу трубопроводов и т.п.).
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран.
Оборудование сварочной лаборатории:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся - по количеству обучающихся;
- комплект образцов сварных соединений труб и пластин из углеродистой и легированной стали, цветных металлов и сплавов, в т. ч. с дефектами (не менее, чем по три образца со стыковыми швами пластин и труб, сваренных в различных пространственных положениях из углеродистой, легированной стали, цветных металлов и сплавов соответственно; не менее, чем по три образца со угловыми швами пластин, сваренных в различных пространственных положениях из углеродистой, легированной стали, цветных металлов и сплавов соответственно);
- наглядные пособия (плакаты со схемами и порядком проведения отдельных видов контроля качества, демонстрационные стенды с образцами сварных швов, в которых наблюдаются различные дефекты сварки).
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета иностранного языка:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- Комплект учебно-методической документации (учебники, словари, учебные пособия, примеры чертежей и технологических карт по зарубежным стандартам)*;
- Наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды)*.
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран.
Оборудование слесарной мастерской:
- рабочее место преподавателя;
- вытяжная и приточная вентиляция;
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами - по количеству обучающихся серии ВС-1 (или аналог) - по количеству обучающихся;
- разметочный и слесарный инструмент - по количеству обучающихся;
- радиально-сверлильный станок модели МН-25Л или аналог – 1 шт.;
- заточной станок универсальный марки 3Е642 (или аналог) - не менее 1 шт.;
- рычажные ножницы марки Metalmaster MTS (или аналог) - не менее 1 шт.;
- гильотинные ножницы марки НА3121 или НА 3121 (или аналог) - не менее 1 шт.;
- переносные сборочные приспособления (комплект) – струбцины, винтовые стяжки, угловые стяжки, магнитные упоры - не менее 1 шт. на двоих обучающихся;
- наружный центратор для сборки труб ЦЗН-111 (или аналог) (для Ø до 114 мм), ЦЗН-151 (или аналог) (для Ø 159 -168 мм), ЦЗН- 211 (или аналог) (для Ø 216 мм), ЦЗН -271 (или аналог) (для Ø 273 мм) – по 1 типоразмеру на каждую сварочную кабину;
внутренний центратор для сборки труб ЦВ-42 (или аналог) (для Ø 426 мм) – не менее 1 шт.
Оборудование сварочного полигона и рабочих мест сварочного полигона:
- рабочее место преподавателя;
- место для проведения визуального и измерительного контроля;
- вытяжная и приточная вентиляция;
- измерительный инструмент (универсальные шаблоны сварщика УШС-3, УШС – 4, шаблон Ушерова- Маршака, шаблон Красовского УШК-1, шаблон для измерения катетов швов УШС-2) для контроля сборки соединений под сварку и определения размеров сварных швов - по количеству обучающихся;
- электроинструмент для подготовки кромок и зачистки швов после сварки: угловая шлифовальная машина марки Bosch GWS 7-125, Makita 9069SF (или аналог); портативная кромкофрезерная машинка МКФ-18Р ИТС (или аналог)
- сварочные посты;
- сварочные маски со светофильтром «хамелеон» - по количеству обучающихся;
- индивидуальные средства защиты: спецодежда, спецобувь, перчатки огнестойкие для защиты рук - по количеству обучающихся.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- вытяжная вентиляция – по количеству сварочных постов;
- однопостовой источник питания сварочной дуги постоянного тока – не менее 5 шт. марок Форсаж 315М, Kemppi Master MLS 3500 (или их аналоги);
- Источники питания сварочной дуги для механизированной сварки постоянного тока (рекомендуется источник с импульсным управлением) марки: источник питания Форсаж-500 в сочетании с механизмом подачи проволоки Форсаж-МПм или комплектный полуавтомат Kemppi FastMig Pulse 450 с импульсным управлением (или аналог)*.
- электрододержатель – по 1 шт. на один сварочный пост марок DE2400, ЭД- 40 М Корд (или их аналоги)*;
- приспособления для сборки и сварки листов и труб в различных пространственных положениях - по 1 шт. на один сварочный пост*;
- кабели сварочные марки КГ 1×50 (два кабеля по 5 м. на каждый пост) и токоподводящие зажимы марок OK 4 ground clamp, NEVADA 6 (или их аналоги) - по 1 компл. на один сварочный пост*.
Оборудование лаборатории механических испытаний:
- образцы в виде пластин или дисков из различных металлов – 1 компл.
- рабочее место преподавателя (лаборанта).
Оборудование станочных мастерских:
- точильно-шлифовальный станок модели ТШ-3 или аналог – 1 шт.;
- токарный станок модели JET GHB 1340A или аналог – 1 шт.;
- ленточнопильный станок модели СТЛП-350 или аналог – 1 шт.;
- токарно-винторезный станок модели 16ТВН 25/1000 или аналог – 1 шт.;
- широкоуниверсальный фрезерный станок модели 6Т82Ш или аналог – 1 шт.;
- плоскошлифовальный станок модели ЗД 711 АФ-10 или аналог – 1 шт.;
- радиально-сверлильный станок модели МН-25Л или аналог – 1 шт.
Примечание: * - оборудование, инструмент, необходимые для формирования практических навыков, соответствующих требованиям ТО WSR/WSI.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
В.М Бардин. Высокочастотные инвенторы для сварки на переменном токе. 2015
Лупачев В.Г. Ручная дуговая сварка. 2014
Смирнов И.В. Сварка специальных сталей и сплавов: Уч.пособие, 2-е изд., испр. и доп.*2017 г. 2017
Н.Н. Маслов. Производство сварных работ (учебник). 2014
Быковский О.Г., Фролов В.А., Пешков В.В. Сварка и резка цветных металлов: Учебное пособие О.Г. Быковский, В.А. Фролов, В.В. Пешков. - (Бакалавриат)., (Гриф). 2017
Гаспарян В.Х Электродуговая и газовая сварка. 2013
Овчинников В.В. Производство сварных конструкций: Учебник В.В. Овчинников. - (Профессиональное образование), (Гриф). 2017
В.В. Овчинников. Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов 2015
В.В. Овчинников. Расчет и проектирование сварных конструкций 2015
Н.Н. Маслов. Производство сварных работ (учебник). 2014
Быковский О.Г., Фролов В.А., Пешков В.В. Сварка и резка цветных металлов: Учебное пособие О.Г. Быковский, В.А. Фролов, В.В. Пешков. - (Бакалавриат)., (Гриф). 2017
В.В. Овчинников. Расчет и проектирование сварных конструкций 2015
В.В. Овчинников. Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов 2015
Сенько В.П. Производственное обучение электрогазосварщиков. Инструкционно-технологические карты, 2-е изд., стереотипное. 2014
В.В. Овчиников Сварка и резка деталей из различных сталей , цветных металлов и их сплавов , чугуна во всех пространственных положениях.( Практикум учебное пособие). 2015
В.В. Овчинников. Контроль качества сварных соединений (практикум). 2015
Овчиников В.В. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений. 2015
Лупачев В.Г. Ручная дуговая сварка. 2014
Гаспарян В.Х Электродуговая и газовая сварка. 2013
В.В. Овчинников. Механические испытания : металлы, сварные соединения, покрытия ( учебник) 2015
В.В. Овчинников. Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов 2015
Лупачев В.Г. Ручная дуговая сварка. 2014
Гаспарян В.Х Электродуговая и газовая сварка. 2013
В.М Бардин. Высокочастотные инвенторы для сварки на переменном токе. 2015
В.А. Фролов. Специальные методы сварки и пайки 2013
Интернет ресурсы
1. http://profilgp.ru/page/svarka-angliyskiy-yazyk - Анго-русский словарь. Сварка
Нормативные документы:
1. ПБ 03-273-99. Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства – М., изд. ЗАО НТЦ «Промышленная безопасность», 2014 – 17 с.
2. Руководящий документ РД 03-615-03. Порядок применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов – М., изд. ЗАО НТЦ «Промышленная безопасность», 2014 – 22 с.
3. Руководящий документ РД 03-614-03. Порядок применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов – М., изд. ЗАО НТЦ «Промышленная безопасность», 2014 – 61 с.
4. Руководящий документ РД 03-613-03. Порядок применения сварочных материалов при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов – М., изд. ЗАО НТЦ «Промышленная безопасность», 2014 – 34 с.
3.3. Организация образовательного процесса
3.3.1 Образовательная организация, реализующая ООП СПО, должна обеспечить проведение всех видов дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, практической работы обучающихся, учебной и производственной практик, предусмотренных учебным планом с учетом действующих санитарных, противопожарных правил и норм.
3.3.2. Реализация настоящей Программы должна обеспечивать:
- выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров и компьютерных тренажеров, имитирующих различные способы сварки и пространственные положения;
- освоение обучающимися ПМ в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
3.3.3. Обязательным условием реализации настоящей Программы является предварительное (или параллельное) освоение:
- учебных дисциплин общепрофессионального цикла: ОП 01 «Основы инженерной графики», ОП 04 «Основы материаловедения», ОП 05 «Допуски и технические измерения»;
- профессионального цикла: МДК 01.01. «Основы технологии сварки и сварочное оборудование», МДК.01.02 «Технология производства сварных конструкций», МДК.01.03. «Подготовительные и сборочные операции перед сваркой», МДК. 01.04. «Контроль качества сварных соединений».
3.3.4. При организации образовательного процесса необходимо соблюдать требования обеспеченности каждого обучающегося современными учебными, учебно-методическим печатными и/или электронными изданиями, учебно-методической документацией и материалами.
Программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем междисциплинарным курсам.
3.3.5. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
3.3.6. Реализация настоящей Программы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам и доступом к сети Интернет во время самостоятельной подготовки.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
3.3.7. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
3.3.8. Организация образовательного процесса выполняется по расписанию в учебных аудиториях.
3.3.9. Консультационная помощь оказывается в рамках установленного программой времени.
3.3.10. Учебная практика производится на базе образовательного учреждения, т.е. на базе мастерских, производственное обучение проводится на предприятиях и должно быть приближено к производственным условиям.
3.3.11. В целях приближения контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся к задачам их будущей профессиональной деятельности, образовательная организация должна разработать порядок и создать условия для привлечения к процедурам контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации, а также экспертизе фонда оценочных средств внешних экспертов – работодателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций в области сварочного производства.
3.3.12. Реализация настоящей Программы возможна в сетевой форме с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций и (или) ресурсных центров. Наряду с образовательными организациями и (или) ресурсными центрами, также могут участвовать иные организации (изготовители сварных конструкций различного назначения, сварочно-монтажные организации и пр.), обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики, предусмотренных настоящей примерной Программой.
Выполнение требований к материально - техническому и учебно-методическому обеспечению в случае реализации настоящей Программы в сетевой форме должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными и иными организациями, участвующими в реализации образовательной программы в сетевой форме.
3.3.13. Специальность «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» входит в «Перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 697.
При поступлении на обучение поступающий должен представить оригинал или копию медицинской справки, содержащей сведения о проведении медицинского осмотра в соответствии с перечнем врачей-специалистов, лабораторных и функциональных исследований, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и «Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (С изменениями и дополнениями от 15 мая 2013 г., 5 декабря 2014 г). Медицинская справка признается действительной, если она получена не ранее года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний.
В случае если у поступающего имеются медицинские противопоказания, установленные приказом Минздравсоцразвития России, образовательная организация обеспечивает его информирование о связанных с указанными противопоказаниями последствиях в период обучения в образовательной организации и последующей профессиональной деятельности.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
3.4.1. Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по настоящей Программе:
- реализация Программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (модулю), без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении;
- мастера производственного обучения должны иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», и иметь на 1 - 2 уровня квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников;
- преподаватели, мастера производственного обучения, ведущие образовательную деятельность, должны регулярно, не менее 1 раза в 3 года, повышать свою квалификацию по профилю преподаваемой дисциплины или программы практического обучения, на курсах повышения квалификации или переподготовки, на профильных предприятиях реального сектора экономики, или в профильных ресурсных центрах, в том числе в рамках программ сетевого взаимодействия.
3.4.2. Специфические требования, дополняющие примерные условия реализации образовательной программы СПО:
- для подготовки обучающихся к соревнованиям по WSR, предпочтительна стажировка преподавателей, мастеров производственного обучения и прочих специалистов, участвующих в процессе подготовки, на предприятиях, производящих сварную продукцию, в том числе на аналогичных предприятиях за границей;
- преподаватели, мастера производственного обучения и прочие специалисты, участвующие в процессе подготовки к соревнованиям WSR, должны регулярно проходить тестирование, разработанное для отбора экспертов WSR по соответствующим блокам вопросов (компетенциям). Результаты сдачи тестов по компетенции WSR «Сварочные технологии» должны быть не ниже 80%.
3.4.3. Руководители практики - представители организации, на базе которой проводится практика: должны иметь на 1 - 2 уровня квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Оценка качества освоения настоящей Программы включает в себя:
- текущий контроль знаний в форме устных опросов на лекциях и практических занятиях, выполнения контрольных работ (в письменной форме) и самостоятельной работы (в письменной или устной форме);
- промежуточную аттестацию студентов в форме дифференцированного зачета;
- государственную итоговую аттестацию.
Для текущего и промежуточного контроля образовательной организацией создаются фонды оценочных средств, предназначенных для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки. Фонды оценочных средств включают средства поэтапного контроля формирования компетенций:
- вопросы для проведения устного опроса на лекциях и практических занятиях;
- задания для самостоятельной работы (составление рефератов по темам примерной программы);
- вопросы и задания к зачету / дифференцированному зачету;
- тесты для контроля знаний;
- контрольные работы;
- практические занятия.
Результаты освоения выражаются в освоении общих и профессиональных компетенций, определенных в программе.
Результаты (освоенные профессиональные и общие компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ПК 2.1. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва. | Организация рабочего места. Соблюдение требований безопасности труда при проведении ручной дуговой сварки. Подбор инструмента и оборудования. Подбор сварочных материалов для ручной дуговой сварки углеродистых и конструкционных сталей. Проверка работоспособности и исправности сварочного оборудования для ручной дуговой сварки. Выбор режимов ручной дуговой сварки и настройка сварочного оборудования в соответствие с конкретной задачей. Ручная дуговая сварка различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва. Контроль выполнения процесса ручной дуговой сварки различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей. Исправление дефектов сварных соединений деталей из углеродистых и конструкционных сталей. |
ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва. | Организация рабочего места. Соблюдение требований безопасности труда при проведении ручной дуговой сварки. Подбор инструмента и оборудования. Подбор сварочных материалов для ручной дуговой сварки цветных металлов и сплавов. Проверка работоспособности и исправности сварочного оборудования для ручной дуговой сварки. Выбор режимов ручной дуговой сварки и настройка сварочного оборудования в соответствие с конкретной задачей. Ручная дуговая сварка различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва. Контроль выполнения процесса ручной дуговой сварки различных деталей из цветных металлов и сплавов. Исправление дефектов сварных соединений деталей из цветных металлов и сплавов. |
ПК 2.3. Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей. | Организация рабочего места. Соблюдение требований безопасности труда при проведении ручной дуговой наплавки. Подбор инструмента и оборудования. Подбор сварочных материалов для наплавки различных деталей. Проверка работоспособности и исправности сварочного оборудования для ручной дуговой наплавки. Выбор режимов ручной дуговой наплавки и настройка сварочного оборудования в соответствие с конкретной задачей. Ручная дуговая наплавка различных деталей. Контроль выполнения процесса ручной дуговой наплавки различных деталей. Исправление дефектов ручной дуговой наплавки различных деталей. |
ПК 2.4. Выполнять дуговую резку различных деталей. | Организация рабочего места. Соблюдение требований безопасности труда при проведении дуговой резки. Подбор инструмента и оборудования. Подбор сварочных материалов для дуговой резки различных деталей. Проверка работоспособности и исправности оборудования для дуговой резки. Выбор режимов дуговой резки и настройка оборудования в соответствие с конкретной задачей. Дуговая резка различных деталей. Контроль выполнения процесса дуговой резки различных деталей. Исправление дефектов дуговой резки различных деталей. |
ПК 2.5. Выполнять ручную дуговую сварку покрытыми электродами конструкций (оборудования, изделий, узлов, трубопроводов, деталей) из углеродистых сталей, предназначенных для работы под давлением, в различных пространственных положениях сварного шва. | Организация рабочего места. Соблюдение требований безопасности труда при проведении при проведении ручной дуговой сварки. Подбор инструмента и оборудования. Подбор сварочных материалов для ручной дуговой сварки конструкций (оборудования, изделий, узлов, трубопроводов, деталей) из углеродистых сталей, предназначенных для работы под давлением. Проверка работоспособности и исправности сварочного оборудования. Выбор режимов ручной дуговой сварки и настройка сварочного оборудования в соответствие с конкретной задачей. Ручная дуговая сварка покрытыми электродами конструкций (оборудования, изделий, узлов, трубопроводов, деталей) из углеродистых сталей, предназначенных для работы под давлением, в различных пространственных положениях сварного шва. Контроль выполнения процесса ручной дуговой сварки конструкций (оборудования, изделий, узлов, трубопроводов, деталей) из углеродистых сталей, предназначенных для работы под давлением. Исправление дефектов сварных соединений конструкций (оборудования, изделий, узлов, трубопроводов, деталей) из углеродистых сталей, предназначенных для работы под давлением. |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация интереса к профессии и освоение профессиональных компетенций с положительным результатом. Анализ ситуации на рынке труда. Быстрая адаптация к внутриорганизационным условиям работы. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Определение цели и порядка работы. Обобщение результата. Использование в работе полученных ранее знаний и умений. Рациональное распределение времени при выполнении работ. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Самоанализ, контроль и коррекция результатов собственной работы. Способность принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях. Ответственность за свой труд. |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Эффективный поиск и использование информации, включая электронные ресурсы, для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Нахождение, обработка, хранение и передача информации с помощью мультимедийных средств и информационно-коммуникативных технологий. Работа с различными прикладными программами. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. | Взаимодействие с обучающимися, преподавателям, мастерами, наставниками в ходе обучения и прохождения практики. Терпимость к другим мнениям и позициям. Оказание помощи участникам команды. Нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях. Выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности. |
Примечание: зеленым цветом выделены освоенные профессиональные компетенции и основные показатели оценки результата, соответствующие требованиям ТО WSR/WSI. |
Составитель:
ГАПОУ РС (Я)
«Алданский политехнический техникум», Миронов Богдан Игоревич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной практики ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом
Рабочая программа учебной практики ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))...
Фонд оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.2 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом
Паспорт фонда оценочных средствпо профессиональному модулю ПМ.2 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом№ п/пКонтролируемые разделы (темы) дисциплиныКод контролируемой ко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа по ПМ02...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА производственной практики ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа производственной практики ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка,резка) плавящимся покрытым электродом разработана на основе ФГОС СПО попрофессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично м...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной практики ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа учебной практики ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка)плавящимся покрытым электродом разработана на основе ФГОС СПО по профессии15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизиро...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной практики ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа учебной практики ПМ.02. Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (нап...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИХМАО-ЮГРЫБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫНЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАБОЧА...