Методическое пособие для преподавателей дисциплины «Инженерная графика»
учебно-методическое пособие
Методическая разработка составлена для оказания помощи преподавателям дисциплины «Инженерная графика» в активизации познавательной деятельности студентов в учебном процессе. Кроме того, она может быть использована при изучении других технических дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznav_deyatelnosti.doc | 751.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
Методическое пособие для преподавателей
дисциплины «Инженерная графика»
Саранск
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. | 2 | |
1. | Влияние мотивации обучения на активизацию познавательной деятельности студентов на уроках инженерной графики…………….. | 5 |
2 | Активизация мыслительной деятельности студентов путем применения занимательных элементов на уроках инженерной графики……………………………………………………………………. | 7 |
3 | Чтение производственных чертежей как способ активизации познавательной деятельности студентов……………………………….. | 10 |
4 | Применение мультимедийных презентаций – один из способов активизации познавательной деятельности студентов………………… | 11 |
5 | Вопросы – как способ активизации познавательной деятельности студентов на уроках инженерной графики…………………………….. | 12 |
6 | Самостоятельная работа студентов по инженерной графике – важнейшее направление активизации познавательной деятельности студентов…………………………………………………………………… | 14 |
Заключение…………………………………………………………………….. | 21 | |
Список использованных источников……………………………………….. | 23 |
Введение
Государственный образовательный стандарт СПО ставит перед средними специальными учебными заведениями задачу поиска новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, применения новых технологий обучения студентов. Реализация государственного стандарта среднего профессионального образования предусматривает значительное повышение качества подготовки специалистов, способных успешно решать свои профессиональные задачи в современных условиях.
Преподаватели Саранского строительного техникума в полной мере осознают те большие задачи, которые на них возложены по дальнейшему совершенствованию подготовки специалистов для всех отраслей национального комплекса, по воспитанию молодежи.
Основные задачи техникума:
- формировать мыслящих специалистов;
- воспитывать у студентов потребность в обучении;
- вырабатывать у студентов умения приобретать, перерабатывать и самостоятельно обновлять полученные знания;
- выпускать специалистов, способных использовать усвоенные знания в новых условиях, самостоятельно решать возникающие проблемы и др.
Успешное решение задач, стоящих перед ССТ, зависит, прежде всего, от научного уровня организации учебного процесса, систематического совершенствования содержания обучения и методов преподавания.
Проблема личностно-ориентированного взаимодействия преподавателей и студентов, активизации учебной познавательной деятельности занимает большое место в организации учебного процесса.
Объем учебного материала непрерывно растет, поэтому необходима интенсификация учебного процесса и в этих целях оптимизация управления познавательной деятельностью студентов. В современных условиях преподаватель должен не только передавать знания студентам, но и учить их самостоятельно работать, творчески мыслить, развивать у них интерес и потребность к самообразованию. Как этого достичь?
Важность и злободневность проблемы стимулирования познавательной деятельности студентов не вызывает сомнений.
За последние годы в педагогической печати появились статьи и брошюры по этой проблеме. Однако проблема активизации познавательной деятельности студентов остается еще в значительной степени не решенной и актуальной, особенно для дисциплины «Инженерная графика». К сожалению, данной дисциплине посвящено очень мало научных и методических трудов. Хотя, на мой взгляд, она очень важна в получении технических специальностей.
Чертежи наряду с устной и письменной речью служат средством общения между людьми. Чертеж, называемый языком техники, является международным языком. В процессе своего развития он приобретает все большее значение, без него невозможен дальнейший прогресс во многих сферах человеческой деятельности, обмен научно-технической информацией между народами.
Вместе с тем общепризнано значение графической грамотности для воспитания всесторонне развитой личности в целом. Графические средства информации необходимы не только для успешного участия в какой-либо конкретной сфере человеческой деятельности. Вопрос стоит шире. В процессе овладения и оперирования графическими средствами заметно развиваются творческие возможности личности. Кроме того, без умения читать и выполнять чертежи, нет и не может быть профессиональной подготовки по подавляющему большинству профессий.
Я убеждена, что результаты обучения во многом зависят от профессионального мастерства преподавателя, от его умения творчески применять накопленный педагогический опыт, от того, сможет ли он сформировать у студентов интерес к будущей профессии и привить им желание самостоятельно овладевать знаниями. Одной из важных проблем, позволяющих увлечь студентов процессом изучения дисциплины «Инженерная графика», является активизация познавательной деятельности в учебном процессе.
Цель данной работы – выявить степень эффективности различных приемов, методов и видов работ в плане их воздействия на личность современного студента, на его стремление в получении знаний, на активизацию его познавательной и профессиональной деятельности. Рассмотренные методы апробированы при проведении занятий на тему «Взаимное пересечение поверхностей тел» и «Разрезы».
Методическая разработка составлена для оказания помощи преподавателям дисциплины «Инженерная графика» в активизации познавательной деятельности студентов в учебном процессе. Кроме того, она может быть использована при изучении других технических дисциплин.
Знание только тогда знание, когда оно обретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
- Влияние мотивации обучения на активизацию
познавательной деятельности студентов на уроках инженерной графики
Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения. Отношение студентов к учению напрямую зависит от совокупности мотивов, которая определяет их учебную деятельность.
Если студент поступил в техникум с целью не просто получения любой профессии, а именно, сварщик, то он осознает необходимость целенаправленного изучения дисциплины «Инженерная графика». Он приступает к обучению с повышенным интересом и вниманием. Студент осознает, что в современных условиях востребованным будет специалист, способный грамотно читать и понимать чертежи, умеющий по этим чертежам из отдельных деталей сварить нужное качественное изделие.
С мотивом напрямую связана значимость изучаемого материала, способствующая возникновению и поддержанию внимания на занятиях, т.е. соответствие внешних раздражителей потребностям личности.
У человека в каждый данный момент имеется ряд разнообразных потребностей. Соответствующие этим потребностям раздражители приобретают для личности наибольшую значимость. По мере становления личности формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Организация внимания студентов в процессе обучения предполагает придание значимости, как различным учебным объектам, так и самому процессу познания. Результаты обучения, на мой взгляд, должны соответствовать потребностям студента и быть значимыми для него. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости. Необходимо контролировать возникновение этой потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более и более дальняя жизненная перспектива. Таким образом на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация.
Например: на занятии по теме «Взаимное пересечение поверхностей тел» привожу практическую значимость нового материала в будущей профессиональной деятельности: «многие детали машин представляют собой конструкцию из пересекающих геометрических тел. К тому же детали, имеющие отверстия и вырезы, тоже можно рассматривать, как пересечение тел. Очень часто пересечения поверхностей встречается на кожухах машин и станков, устройства которых вы будете изучать на предметах «Оборудование машиностроительного производства» и «Технологическая оснастка». Значит, умение понимать чертежи таких деталей поможет вам в изучении устройства станков. На 3 курсе вы должны выполнить курсовой проект по дисциплине «Технологическая оснастка», где предстоит проектировать приспособления, в которые входят и корпусные детали. Практически все корпусные детали состоят из пересекающихся тел. И чем полнее будут ваши знания о поверхностях и их свойствах, тем большую свободу вы приобретете в своем творчестве при проецировании изделия».
Важным моментом при проведении занятия является прослеживание межпредметных связей, что добавляет значимости изучаемому материалу. Все это направлено на то, чтобы у студента сложилось представление о том, что данное занятие - важный этап в профессиональной подготовке, а, следовательно, и в дальнейшей жизни.
Для выяснения роли мотивации в развитии познавательного и профессионального интереса студентов мною было проведено анкетирование. Результаты анкетирования показали, что 90% студентов считают мотивацию и значимость изучаемого материала самым важным и необходимым для сознательного усвоения материала дисциплины.
- Активизация мыслительной деятельности студентов путем применение занимательных элементов на уроках инженерной графики
Исключительно велико действие интересов на активизацию мыслительной деятельности студентов. То, что интересно, занимательно, эмоционально насыщено, увлекательно, вызывает интенсивное длительное сосредоточение. Занимательные элементы на уроках – гарантия заинтересованности этой дисциплиной, а в последствии и гарантия хороших знаний дисциплины в будущем.
Например: заданию по нахождению проекций точек, лежащих на поверхности геометрических тел, можно придать приключенческую окраску – на ледяной горке появились кочки, которые мешают детям кататься. По их рассказам удалось на чертеже отметить по одной проекции злосчастных кочек. Достройте третью проекцию горки и найдите недостающие проекции точек. Тот, кто построит первым, получит премию - «пятёрка».
Для студентов, обучающихся по техническим специальностям, необходимо развивать в себе конструкторскую смекалку. При чтении чертежей всегда нужно видеть возможности дальнейшего совершенствования интересующего предмета, улучшение способа его изготовления, наладки и прочее. С этой целью задаю следующие вопросы:
1. Зачем на шляпке гвоздя делают рисунок в виде сетки, а под ней на стержне несколько лысок? (Рисунок в виде сетки на шляпке гвоздя увеличивает шероховатость ее поверхности и тем самым препятствует соскальзыванию молотка со шляпки при забивании гвоздя. Риски под шляпкой гвоздя – это следы, оставленные зубцами разъемной матрицы гвоздильной машины, служащей для производства гвоздей).
- Какая из двух линеек, изображенных на рисунке деревянная, а какая – стальная?
(Стальные линейки применяются, как правило, при измерении и разметке различных технических деталей на производстве. Измерение некоторых деталей требует, чтобы начало шкалы линейки совпадало с ее торцевой гранью.
В отличие от стальных линеек торцевая грань деревянных линеек быстро повреждается (например, при падении линейки на торец сминается угол) и для того, чтобы при этом сохранялись первые деления шкалы, их располагают на некотором расстоянии от края.
Кроме того, деревянные линейки чаще всего используются для измерений при вычерчивании деталей. С них часто приходится снимать размеры циркулем или измерителем. Иголку циркуля удобнее ставить на начальное деление шкалы в том случае, когда оно расположено на некотором расстоянии от торца линейки.
Отсюда можно заключить, что на рисунке верхняя – металлическая линейка, а нижняя – деревянная.)
Очень хорошо развивают пространственное воображение и логику задачи следующего типа:
1. На столе в четыре столбика разложены шашки. Эти столбики шашек изображены на рисунке в двух проекциях (рисунок 1). Сколько шашек на столе, если черных и белых поровну? (Ответ: всего на столе 10 шашек – 5 белых и 5 черных, что видно на рисунке 2).
Рисунок 1
Рисунок 2
2. Найдите ошибку в рисунке шахматной доски. (Чтобы шахматная коробка в раскрытом виде образовала ровную доску, удобную для игры, обе ее половины должны быть равными).
Для выяснения влияния применения занимательных заданий на процесс усвоения материала студентами мною было проведено анкетирование. По результатам анкетирования 90% студентов считают, что применение каких-либо занимательных элементов на занятиях по дисциплине «Инженерная графика» положительно сказывается на усвоении материала.
- Чтение производственных чертежей как способ активизации познавательной деятельности студентов
Современный выпускник техникума не может ограничиться багажом полученных специальных знаний. Научно-технический прогресс побуждает выпускника непрерывно повышать свою квалификацию в широком диапазоне знаний.
Непрерывное развитие производства требует и непрерывного повышения квалификации кадров, повседневного изучения достижений науки и техники, передовой технологии и т.д.
Требования к знаниям и умениям выпускников неуклонно возрастают, повышается ответственность за самостоятельно принимаемые решения.
Умения и навыки студентов, отвечающие требованиям современного производства, формируются с помощью активных методов обучения. Важной особенностью активных методов обучения является тесная связь обучения с практикой, повышение научного и теоретического уровня подготовки студентов, усиление их творческой активности и инициативы.
В арсенале активных методов обучения при изучении инженерной графики основным, на мой взгляд, следует считать разбор производственных ситуаций, чтение производственных чертежей.
Если при построении чертежа главной задачей является перевод представления об объемном предмете в плоскостное изображение, то при его чтении решается противоположная задача: на основе восприятия плоскостного изображения мысленно, в представлении, воссоздать форму объемного предмета и выявить данные, необходимые для его изготовления.
Представление о предмете при чтении чертежа складывается не в результате непосредственною узнавания или припоминания, а в результате целой системы умственных действий, направленных на преобразование данных восприятия и мысленное воссоздание формы предмета, т.е. для того чтобы представить предмет, требуется сложная аналитическая деятельность.
Чтение чертежа, таким образом, предполагает решение ряда задач, требующих известного напряжения мысли. Следовательно, действие чтения чертежа нельзя свести просто к навыку. Оно является подлинным умением, в котором лишь некоторые элементарные действия автоматизированы.
Чтобы возникло целостное представление о предмете, необходимо про вести анализ каждого изображения, соотнести изображения одних и тех же элементов и мысленно объединить разные изображения, т. е. произвести синтез.
Побудительными мотивами к овладению техникой чтения чертежей, является и то, что чертежи взяты с предприятий, на которых студенты проходили производственную практику и где им в дальнейшем придется работать. Так на уроке «Разрезы» студентам предлагается прочитать чертежи, выполненные на заводах ОАО «Станкостроитель» и ОАО «САЗ».
- Применение мультимедийных презентаций – один из
способов активизации познавательной деятельности студентов на
занятиях
Демонстрация мультимедийных презентаций относится к наглядным методам обучения. Мультимедийные презентации представляют собой совокупность слайдов, содержащих текст, рисунки, графики, анимации, звуковые и видеофрагменты. Суть применения мультимедийных презентаций состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию посредством показа слайдов, а студенты воспринимают, осознают ее и фиксируют в памяти.
Мультимедийные презентации, как и все наглядные пособия, помогают активизировать мышление студентов, сосредоточить их внимание на изучаемом объекте, помогают в обобщенном, схематичном виде представить изучаемые явления, дают возможность студентам представить взаимосвязь, последовательность различных частей в учебном материале.
Например, в презентации занятия по теме «Взаимное пересечение поверхностей тел» с помощью слайдов наглядно показывается последовательность построения линии пересечения двух фигур. А формулирование студентами правил выполнения и оформления разрезов по теме «Разрезы» было бы невозможным без сравнительного анализа деталей, чертежи которых демонстрируются на слайдах презентации к этой теме.
- Вопросы – как способ активизации познавательной деятельности студентов на уроках инженерной графики
Современный уровень развития техники и технологи требует не просто профессионального, но творческого подхода к техническим специальностям, основанного на достаточно высоком уровне общеобразовательных, профессиональных знаний и навыков. Потребность в конкурентоспособных и мобильных специалистах диктует требование подготовки специалистов широкого профиля.
Необходимость активизации познавательной деятельности студентов и усиления их самостоятельности в получении знаний выдвинули проблемный метод обучения при изучении дисциплины «Инженерная графика».
При актуализации и закреплении знаний по данной дисциплине применяю проблемный метод, который целенаправленно ориентирует студентов на аналитический подход к формулированию ответа. Ответ на вопрос требует от студента логического мышления, применения соответствующих приемов умственной деятельности.
Таким образом, чтобы активизировать познавательную деятельность студентов при актуализации и закреплении знаний, на мой взгляд, следует ставить перед ними вопросы такого типа, которые бы вызывали у них активную мыслительную деятельность. Мы знаем, что не всякий вопрос может этого достичь.
Например, на такой вопрос, как «Влияет ли разрез на другие виды?» студент ответит, скорее всего, однозначно «Нет». Вряд ли по своей воле он будет продолжать дальнейшее рассуждение. По-другому будет проходить мыслительный процесс студента, если вопрос будет сформулирован, примерно, так: «Почему разрез не влияет на другие виды?». Он ставит перед студентом проблему.
Или вопрос, «Какие сложные разрезы вы знаете?» повлечет механическое перечисление этих разрезов. Но вопросы типа, «В каких случаях применяются ступенчатые разрезы?», «В чем особенность изображения ломаного разреза?», «Почему эти разрезы называют сложными?» прививают студентам навыки самостоятельного мышления.
Постановкой таких вопросов преподаватель добивается усвоения глубоких знаний, развития мышления студентов. Он учит студентов приемам умственной деятельности.
Вопросы на развитие мышления, а их называют познавательными, проблемными и логическими занимают в практике обучения технических дисциплин важное место. Это вопросы типа:
- зачем?
- почему?
- каковы причины?
- как объяснить?
- как применить?
- чем обусловлено?
- от чего зависит? и т.п.
В практике обучения по дисциплине «Инженерная графика» использую и те, и другие вопросы. Умелое сочетание разных видов вопросов способствует прочному усвоению готовых знаний и развитию мышления студентов. Такое сочетание основывается на психологических процессах, на совместной деятельности мышления и памяти.
Большое удовольствие доставляют и студентам и преподавателю эвристические беседы. Они, как правило, состоят из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых требует от студента не только воспроизведение своих знаний, но и осуществление поиска. Например, на занятии по теме «Разрезы», усвоение нового материала происходит на основе эвристической беседы, в ходе которой сравниваются предложенные изображения. Задания по сравнительному анализу двух чертежей наиболее доходчивы для студентов, вызывают у них наибольшую активность познавательной деятельности. В поисках правильного ответа студенты под руководством преподавателя творчески обсуждают задание, высказывают различные мнения, критикуют, дополняют, поправляют друг друга.
- Самостоятельная работа студентов по инженерной графике – важнейшее направление активизации познавательной деятельности
студентов
Немаловажная роль в формировании технического мышления, активизации познавательной деятельности студентов принадлежит самостоятельной работе.
Чтобы знания носили действенный характер, необходимо применять в системе учебных занятий наиболее эффективные методы и приемы организации обучения студентов, способствующие развитию у них познавательной активности. При этом надо помнить, что активизация мыслительной деятельности студентов при объяснении материала, очень важная, но лишь первоначальная ступень учебной работы. Не менее важно, чтобы первичное закрепление и проверка знаний так же проводились на основе активной умственной деятельности студентов.
Рекомендую следующие виды самостоятельной работы.
Найди верный ответ
При актуализации и закреплении знаний по дисциплине «Инженерная графика» предлагаю студентам найти на поставленный вопрос из нескольких ответов правильный. Например:
1. Из примеров, приведенных ниже, выпишите в тетрадь тот, в котором приведено правильное обозначение метрической резьбы с крупным шагом. Наружный диаметр резьбы 48 мм, шаг 5 мм, поле допуска 7H. Резьба выполнена в отверстии.
а) М48 × 5 – 7H;
б) М48 – 7g;
в) ∅48 – 7H;
г) М48 – 7H.
(Правильный ответ -г) М48 – 7H)
- Из примеров, приведенных ниже, выпишите в тетрадь тот, в котором приведено правильное обозначение метрической резьбы с мелким шагом. Наружный диаметр резьбы 48 мм, шаг 1,5 мм, поле допуска 8g. Резьба выполнена на стержне. Укажите ошибки в других примерах.
Примеры:
а) М48 × 1,5 – 8g;
б) М48 – 8g;
в) ∅48 × 1,5 – 8g;
г) М48 × 1,5, 8g.
(Правильный ответ - а) М48 × 1,5 – 8g)
3. Определите, в какое отверстие можно ввинтить стержень с резьбой М56 × 1,5 – 6g.
а) М56 – 6G;
б) М56 × 1 – 8g;
в) М56 × 1,5 – 6G;
г) М48 × 3(P1,5) – 6g.
(Правильный ответ - в) М56 × 1,5 – 6G)
Еще более эффективны для усвоения материала и развития пространственного воображения подобные задания в графическом исполнении.
1. Запишите в тетради, можно ли ввернуть в отверстия стержни, изображенные на рисунках?
Ответ:
а – нельзя, т.к. на стержне шаг крупный, а в отверстии мелкий;
б – нельзя, т.к. на стержне резьба левая, а в отверстии - правая.
2. Запишите в тетради, какой из изображенных на рисунке стержней можно ввернуть в отверстие?
Ответ: В отверстие можно ввернуть стержень, помеченный цифрой 1, т.к. у них совпадают шаг и направление резьбы.
При этом студенты сознательно стремятся достичь поставленной задачи, проявляют свои возможности, прикладывают усилия, активируя свои умственные способности.
Технические диктанты позволяют за короткий отрезок времени выяснить, как усвоен теоретический материал, какие имеются типичные ошибки и пробелы в знаниях студентов. Этот метод хорошо себя зарекомендовал при закреплении материала.
Провести недостающие линии – студент должен перечертить свое задание и цветными карандашами дочертить пропущенные линии. При выполнении такого задания исключена возможность механического перечерчивания. Студенту будет необходимо сделать анализ формы детали. Только после этого он получит целостное представление о предмете. И затем, соотнеся изображения одних и тех же элементов, определить недостающие линии.
Последним этапом выполнения этого задания будет дочерчивание ннедостающих линий.
Задание Решение
Эти задания удобны еще и тем, что возможны практически по всем темам.
Выполнение заданий в рабочей тетради
Хорошо зарекомендовало себя использование рабочей тетради по дисциплине «Инженерная графика» для организации самостоятельной работы студентов, как на занятиях, так и во внеурочное время. Эффективность работы с такой тетрадью в том, что при выполнении заданий по черчению существует своя специфика. Прежде чем приступить к выполнению задания, студенту приходится перечертить задание, на что уходит много времени. Если бы удалось избежать выполнения подготовительной работы, которая хотя и приносит пользу, но несравнимую с затраченным на нее временем. Преподавая черчение, должен стремиться к тому, чтобы было меньше технической чертежной работы, при которой мысль студентов отдыхает, а больше содержательных заданий, требующих настойчивого и упорного труда и творческого подхода к ним.
Так вот рабочая тетрадь дает возможность студенту больше времени тратить на творческую, продуктивную деятельность. Проверка результатов работы позволяет выявить типичные ошибки и сделать выводы об усвоении учебного материала, как отдельного студента, так и группы в целом.
Составление опорных конспектов
Человеку свойственно мыслить образами. Главная цель опорного конспекта – изложить материал так, чтобы на листе было закодировано все, относящееся к соответствующей теме. Наглядность, компактность, необычность опорных конспектов побуждают студентов к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия. Благодаря этому вырабатывается чрезвычайно важное умение – подмечать необычное. А это развивает целеустремленность, настойчивость в поиске, умение обобщать разрозненные факты, наблюдения и мысли.
Например, такой рисунок помогает разобраться в преимуществах и недостатках зубчатых передач. Слева на весах можно увидеть достоинства - постоянное передаточное отношение, высокий КПД, долговечность, компактность. А справа находятся недостатки – недопустимость перегрузок, значительная стоимость.
А вот слово МИР содержит достаточно исчерпывающую информации о материале и процессе изготовления зубчатых колес, а также поведает о причинах их разрушения.
М – материал изготовления: низкоуглеродистая и легированная сталь с термической обработкой, серый чугун, пластмасса, керамика;
И – изготовление зубчатых колес происходит одним из следующих методов: методом копирования (впадины между зубьями выполняются специальными фрезами); методом обкатки (медленно вращающаяся заготовка зубчатого колеса входит в зацепление с выступами зуборезной рейки (гребенки), в результате чего на заготовке образуются зубья); методом зубодолбления (вместо зуборезной гребенки применяется долбяк).
Р – разрушение зубьев происходит по следующим причинам: перегрузка, усталостный износ, попадание абразива в зацепление, несвоевременная смазка, погрешности монтажа.
Следующий рисунок взят из опорного конспекта по теме «Неразъемное соединение». Он показывает сущность процесса сварки. Сварка – это соединение атомов.
Выполняя такого рода творческую работу, студенты наблюдают, обобщают, систематизируют и анализируют собранный материал, делают выводы, т.е. развивают свои творческие способности.
«Эстафетная палочка». При актуализации знаний часто применяю опрос с помощью «эстафетной палочки», роль которой выполняет карандаш. Преподаватель задает вопрос студенту, в руках которого он окажется. На уроке «Разрезы» я несколько усложнила прием «эстафетная палочка». Опрос по заданной на дом теме проводила следующим образом: студент, получивший «эстафетную палочку» отвечает на заданный преподавателем вопрос и передает ее товарищу, уже сам задавая вопрос.
Заключение
Важнейшая способность, которую должен приобрести студент колледжа - это собственно способность учиться, которая радикальным образом скажется как на его профессиональном становлении, так и на возможности его последующего образования. Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще важнее - способность самостоятельного добывания знаний, основанная на творческом мышлении.
Как показало применение методов, изложенных в данной методической разработке, их использование позволяет преподавателю применять различные приемы работы, а студентам активировать мыслительную деятельность, проявлять творчество, выполняя различные виды работ и заданий.
Активизация познавательной деятельности студентов является ведущим условием овладения глубокими знаниями, мировоззрением, а также важнейшей предпосылкой развития познавательных способностей студентов, их склонностей и интересов. Она должна быть повседневной задачей в работе преподавателей и предметных (цикловых) комиссий колледжа.
Приведенные в методической разработке способы, приемы и методы активизации познавательной деятельности студентов, были апробированы в студенческой аудитории колледжа при изучении дисциплины «Инженерная графика» по темам «Взаимное пересечение поверхностей тел» и «Разрезы», методические разработки которых приведены ниже.
Результатом применения описанных приемов и методов в учебном процессе стало повышение у студентов интереса к дисциплине, активизация мыслительной деятельности, вырабатывание навыков самообразования и самостоятельной работы. При этом очень важным моментом является то, что все приведенные приемы и методы активизации студентов обеспечивают: обратную связь преподаватель – студент. Студенты более свободно и уверенно высказывали свои точки зрения. Налицо было лучшее усвоение студентами учебного материала. Словом, активизация мышления студентов является залогом его успешного образования, воспитания и развития.
Список использованных источников
1. Байкова Л.А.: Учеб. пособие для студ. высш .пед. учеб. заведений / Л.А.Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; Под ред. Л.А. Байковой.– М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160с.
2. Воротников И.А. Занимательное черчение: Учебное издание / И.А. Воротников. - Просвещение, 1989.- 223 с.
3. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под общей ред. Проф. Г.П. Скамницкой. – М.:Гардарики, 2005. – 382с.
4. Кузьменко В.И.: Методика преподавания черчения: Пособие длч учащихся пед. училищ / Под ред. В.И. Кузьменко. – М.: Просвещение, 1981. – 272 с., ил.
5. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 304с.
6. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Н. Никитина.– М.: Мастерство, 2002. – 288с.
7. Рыбаков В.А. Как повысить качество обучения? / В.А. Рыбаков // Среднее профессиональное образование. – 2001. - №5 – с.19-20.
8. Сластелин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш .пед. учеб. заведений / В.А. Сластелин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. Ред. В.А.Сластелина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576с.
9. Чекменева О.О. Творчество – дорога к знаниям / О.О.Чекменева // Среднее профессиональное образование. – 3003. - №8 – с.23-25.
10. Ширякин Ю.Э.: Методика преподавания курса «Машиностроительное черчение»: Для преподавателей вузов / Ю.Э. Ширякин – М.: Высш. шк., 1990. – 127 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по дисциплине инженерная графика
Методическик рекомендации по выполнению зачетной практической работы по дисциплие "Инженерная графика" для строительных специальностей. Включает в себя методические материалы по теме, з...
Учебно- методический комплекс по учебной дисциплине "Инженерная графика" 2017 г.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины в ГАПОУ РБ "Политехнический техникум" и состоит- рабочей программ...
Учебно - методическое пособие по ОП.01 Инженерная графика Тема: "Геометрические построения"
Тема: "Геометрические построения"...
Учебно-методическое пособие по дисциплине Инженерная графика по теме "Сечения и разрезы"
Учебно-методическое пособие (лекционный материла, методические рекомендации по выполнению практическиой и самостоятельной внеаудиторной работы, оценочные средства) по дисциплине "Инженерная графи...
Учебно-методическое пособие по дисциплине Инженерная графика по теме "Основные сведения об оформлении чертежей"
Учебно-методическое пособие (лекционный материал, методические рекомендации по выполнению практической работы, оценочные средства) по дисциплине "Инженерная графика" разработаны для студенто...
Учебно-методическое пособие по дисциплине Инженерная графика по теме "Чертежный шрифт и выполнение надписей на чертежах"
Учебно-методическое пособие (лекционый материал, методические рекомендации по выполнению практической работы, оценочные средства) по дисциплне "Инженерная графика", разработано для студентов...
Учебно-методическое пособие по дисциплине Инженерная графика по теме "Технический рисунок геометрических тел и деталей"
Учебно-методическое пособие (лекционный материал, оценочные средства) разработаны для стуентов учреждений СПО по швейныи профессиям и специальностям по Теме "Технический рисунок геометрических те...