Мастер-класс по материаловедению "Классификация и маркировка сталей"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЛИСКИНСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю:
зам.директора по УМР
___________ Ряснянская Н.А.
____________________2017г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МАСТЕР-КЛАССА
по дисциплине ОП.03.«Основы материаловедения»
Тема: «Классификация и маркировка сталей»
Выполнил:
преподаватель технических
дисциплин,
ВКК Елисеева Н.В.
Лиски
2017г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….
Технологическая карта урока…………………………………………………
Методика проведения…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Введение
При изучении темы урока «Классификация и маркировка сталей» по дисциплине «Основы материаловедения» обучающиеся должны знать, как правильно классифицируют стали, как маркируются различные виды сталей и уметь расшифровывать различные марки сталей.
В ходе урока обучающиеся систематизируют полученные теоретические знания и практические умения, формируют умение использовать справочный материал, развивают познавательные способности и активность: творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность.
Урок разработан для обучающихся первого курса по профессии «Сварщик (ручная и частично механизированная сварка (наплавка))».
Технологическая карта урока
Тема урока: Классификация и маркировка сталей.
Цели урока:
Образовательная –
1) изучить классификацию сталей по различным признакам;
2) изучить маркировку сталей, научиться расшифровывать марки сталей.
Воспитательная –
воспитывать ответственность за качество и правильность выполняемой работы.
Развивающая –
развивать речь, используя специфическую терминологию («язык техники»);
развивать наблюдательность, внимание в процессе поиска ошибок;
развивать мыслительную деятельность, логическое и аналитическое мышление.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Метод урока: словесный, наглядный.
Метод изложения: объяснение.
Материал: образцы сталей, плакаты, учебники, карточки с заданиями, ПК, мультимедийный проектор.
Методика проведения
1.Организационный момент:
- проверка явки обучающихся и их готовность к уроку (наличие тетрадей,
ручек).
2. Повторение пройденного материала (фронтальный устный опрос обучающихся).
- На прошлом занятии мы с вами изучили сплавы железа с углеродом, которые являются основой так называемых чёрных сплавов. Какие сплавы относятся к чёрным?
ответ: сталь и чугун.
- Какое максимальное содержание углерода может находиться в железоуглеродистом сплаве?
ответ: от 0 до 6,67%.
- Какой сплав называют сталью?
ответ: сталь - это сплав железа с углеродом, где углерода содержится до 2,14 %.
- А если содержание углерода в сплаве более 2 14 %, то что это за сплав?
ответ: чугун.
3.Объяснение нового материала.
Известно, что стали широко применяются во всех сферах жизнедеятельности человека, это основной материал, широко применяемый в машиностроении, а также для изготовления различного инструмента. Сталь сравнительно недорога; обладает ценным комплексом механических, физико-химических и технологических свойств; производится в больших количествах. Все отрасли промышленности получают от металлургов стали различных марок, сортаментов и наименований, и запомнить это многообразие практически невозможно, поэтому все выпускаемые стали классифицируют по различным признакам и каждый квалифицированный рабочий должен знать эти принципы классификации сталей и уметь расшифровывать марку стали.
Вот и тема нашего урока "Классификация и маркировка сталей".
Классификация марок стали довольно разнообразна и зависит от многих факторов. Изменяя химический состав этого материала за счет концентрации углерода и привнесения легирующих элементов, можно
получать широкий диапазон сталей с абсолютно различными свойствами,
что позволяет использовать этот материал во всех отраслях хозяйствования. Для маркировки стали в России пользуются определённым сочетанием цифр и букв, показывающих примерный химический состав стали.
Прежде всего необходимо сказать, что стали делятся по нескольким признакам. Рассмотрим классификацию сталей по каждому признаку их у нас четыре.
Все стали классифицируются по:
1. По химическому составу стали делятся на углеродистые и легированные.
Углеродистые по содержанию углерода:
-низкоуглеродистые, с содержанием углерода до 0,2 %;
-среднеуглеродистые, с содержанием углерода 0,2…0,45 %;
-высокоуглеродистые, с содержанием углерода выше 0,5 %.
Первые две цифры в марке стали указывают содержание углерода в сотых долях процента, если в начале маркировки перед буквами стоит одна цифра, то она выражает содержание углерода в десятых долях процента; при содержании углерода свыше 1% цифру перед буквами не ставят. Например,
45ХС - 0,45 % углерода ;
8ХС - 0,8 % углерода;
ХС - более 1 % углерода.
Легированные по суммарному содержанию легирующих добавок:
-низколегированные, с содержанием легирующих элементов до 2,5 %;
-среднелегированные, с содержанием легирующих элементов до 2,5-10 %;
-высоколегированные, с содержанием легирующих элементов более 10 %.
Слово "легирование" произошло от немецкого слова "legiren", означающего "сплавлять", а последнее, в свою очередь, было образовано от латинского "ligare" - "связываю, соединяю". Легированные стали, кроме углерода, содержат различные химические элементы (металлы и неметаллы), которые добавляют в сталь во время плавки, изменяя её свойства для получения более высоких физико-химических и механических свойств, чем в углеродистых сталях.
Далее в маркировке следуют буквы русского алфавита, показывающие наличие соответствующих легирующих элементов в составе стали.
Обозначения легирующих элементов:
Х – хром, Н – никель, М – молибден, В – вольфрам,
К – кобальт, Т – титан, А – азот ( указывается в середине марки),
Г – марганец, Д – медь, Ф – ванадий, С – кремний,
П – фосфор, Р – бор, Б – ниобий, Ц – цирконий,
Ю – алюминий, А -в середине-азот, А в конце марки –высококачественная сталь.
Цифры за буквами показывают среднее процентное содержание легирующего элемента. При этом , если содержание элемента до 1,5 % , цифра не ставится.
Например,
Сталь15Х25Н19ВС2
В начале марки указывается двухзначное число, показывающее содержание углерода в сотых долях процента. Далее перечисляются легирующие элементы. Число, следующее за условным обозначение элемента, показывает его содержание в процентах,
Если число не стоит, то содержание элемента не превышает 1,5 %.
В указанной марке стали содержится 0,15 % углерода, 35% хрома, 19 % никеля, до 1,5% вольфрама, до 2 % кремния.
2. По способу раскисления.
Раскисление - это процесс удаления кислорода из жидкой стали путём добавления марганца, алюминия и кремния. При затвердевании в изложнице стали ведут себя по-разному.
- спокойные (сп) - раскисляются спокойно, без газовыделения;
- кипящие (кп) - при затвердевании кислород частично реагирует с углеродом и выделяется в виде газовых пузырей окиси углерода, создавая впечатление "кипения" стали;
- полуспокойные (пс) - по степени раскисления занимают промежуточное положение между спокойными и кипящими.
При маркировке сталей индекс, стоящий справа от номера марки, означают: сп - спокойная, кп - кипящая, пс - полуспокойная.
3. По качеству.
Количественным показателем качества стали является содержание вредных примесей - серы (вызывает охрупчивание стали при высоких температурах, снижает свариваемость, ударную вязкость и коррозионную
стойкость) и фосфора (уменьшает пластичность и увеличивает склонность к образованию трещин при низких температурах - хладноломкость), поэтому их содержание в стали строго ограничивается:
- обыкновенного качества, содержат до 0,06 % S и 0,07% P;
- качественные, содержащие до 0,035 % S и 0,035% P;
- высококачественные - не более 0,025% S и 0,025% P;
- особо высококачественные - не более 0,015% S и 0, 025% P.
стали обыкновенного качества.
Маркируются Ст.2кп., БСт.3кп, ВСт.3пс, ВСт.4сп.
Ст – индекс данной группы стали. Цифры от 0 до 6 - это условный номер марки стали. С увеличением номера марки возрастает прочность и снижается пластичность стали. По гарантиям при поставке существует три группы сталей: А, Б и В. Для сталей группы А при поставке гарантируются механические свойства, в обозначении индекс группы А не указывается. Для сталей группы Б гарантируется химический состав. Для сталей группы В при поставке гарантируются и механические свойства, и химический состав.
Индексы кп, пс, сп указывают степень раскисленности стали: кп - кипящая,пс-полуспокойная,сп-спокойная.
качественные стали
Маркируются двухзначным числом, указывающим среднее содержание углерода в сотых долях процента. Указывается степень раскисленности, если она отличается от спокойной.
Сталь08кп, сталь10пс, сталь45.
Содержание углерода, соответственно, 0,08 %, 0,10 %, 0.45 %.
4. По назначению.
- конструкционные стали - предназначены для изготовления деталей машин и элементов строительных конструкций (обыкновенного качества, улучшаемые, автоматные, высокопрочные, рессорно-пружинные);
сталь 08кп, сталь 10кп - сталь качественная (для деталей кузовов автомобилей, корпусов и кожухов, сварных конструкций, труб, ёмкостей ит.д.)
А12, А20, А40Г - автоматная сталь с содержанием углерода 0,12%; 0,20%; 0,40% и 1,5% марганца соответственно.
12К, 15К, 16К-котельная сталь.
50С2, 55С2, 60С2- рессорно-пружинные стали.
95Х18- коррозионностойкая высокоуглеродистая сталь для подшипников, работающих в агрессивных средах.
- инструментальные стали - предназначены для изготовления различного инструмента (режущего, измерительного, штампово-прессовой оснастки);
маркируются буквой У (углеродистая инструментальная сталь) и числом, указывающим содержание углерода в десятых долях процента.
СтальУ8,стальУ13- (режущий инструмент)
Содержание углерода, соответственно, 0,8 % и 1,3 %
9ХС, 12Х1-измерительный инструмент.
- стали специального назначения - стали с особыми физическими и механическими свойствами (нержавеющие, жаростойкие, жаропрочные, износостойкие и др.)
Например, Э11 - электротехническая сталь, первая цифра - содержание кремния (4 группы) %, вторая цифра - уровень электротехнических свойств (1-8):
Э32-электротехническая сталь , кремния 3 %, 2 уровень электротехнических свойств.
17ХНГТ - сплав с особыми упругими свойствами.
20НТ, 46Н, 27НМ- термобиметаллы (*для тепловых реле, конденсаторов, сигнальных пожарных устройств);
Ti-Ni (нитинол) - сплав с "эффектом памяти механической формы" (применяется для самораскрывающихся антенн космических аппаратов, устройства пожаротушения). .
4. Закрепление нового материала.
- Вот вы и ознакомились с классификацией и маркировкой сталей.
Попробуем теперь расшифровать маркировку некоторых сталей, имея конспект и справочный материал. (Преподаватель предлагает расшифровать несколько марок сталей).
5. Проверка усвоения материала.
- А теперь предлагаю ответить на вопросы:
Какой сплав называется сталью?
В чём различие между углеродистыми и легированными сталями?
Что означают в марке стали буквы кп, пс, сп?
Вам предлагаются карточки с заданием. Нужно:
1. расшифровать марку стали ;
(верный ответ на слайде) за каждый правильный ответ 1 балл.
(Студенты выполняют задания в течении 5 минут.)
6. Подведение итогов урока.
(Проверяются выполненные задания, подсчитываются баллы и по большему количеству набранных баллов объявляется победитель.)
- Итак, все справились с заданием. Подведём итоги нашего занятия.
Изучив классификацию сталей, мы ознакомились с правилами маркировки сталей и научились расшифровывать любую марку стали. Таким образом, была ли достигнута цель нашего занятия?
(выставляются оценки по карточкам-заданиям).
7. Выдача домашнего задания.
- Домашнее задание: повторить изученный материал.
Преподаватель: Елисеева Н.В.
Заключение
Для проведения мастер-класса выбрана тема «Классификация и маркировка сталей», которая входит в рабочую программу дисциплины ОП.03 Основы материаловедения для студентов профессии "Сварщик (ручная и частично механизированная сварка (наплавка))". Данная тема играет большую роль при изучении данной дисциплины, при овладении навыками профессии.
Для проведения мастер-класса по дисциплине была выбран тип урока - изучение нового материала, метод изучения и первичного закрепления новых знаний. Данная форма урока эффективна для усвоения единицы содержания образования, реализация цели урока (занятия) заключается в правильном выполнении предложенных заданий. Студенты должны быть готовы к восприятию материала, а также - самостоятельному усвоению новых знаний, умений и формированию профессиональных компетенций. Студенты, используя знания и умения, полученные на уроке, должны успешно справиться с заданием. В ходе урока усвоение нового материала сопровождается составлением опорного конспекта, записями основных понятий, правил.
При фронтальном опросе на вопросы преподавателя по сравнительно небольшому объему материала краткие ответы (как правило, с места) дают многие студенты. Этот вид опроса студентов удачно сочетается с задачами повторения и закрепления пройденного материала, при умелом его использовании за сравнительно небольшое время позволяет осуществить проверку знаний у значительной части студентов группы. Нередко фронтальный опрос принимает форму оживленной беседы, в котором активно участвуют все обучающиеся. Так достигается метод обратной связи «педагог-студент».
При проведении урока реализуются межпредметные связи – это немного иностранного языка (происхождение слова "легированный"), химия (классификация сталей по признаку раскисления), связь с производством (демонстрация разнообразия образцов стали, вариантов изделий из стали), развивается память, внимательность, логическое мышление, воспитывается информационная культура.
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Основы материаловедения (металлообработка): учебник для нач. проф. образования / В.Н.Заплатин, Ю.И.Сапожников, А.В.Дубов и др.; под ред. В.Н.Заплатина. - 5-е изд., перераб. - М.: Издательский центр "Академия",2012. - 272 с.
Дополнительные источники:
- Материаловедение и слесарное дело: учебное пособие./ Ю.Т. Чумаченко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 448 с - (НПО).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема расшифровки
Пример:
10ХСНД - 0,1 % углерода, хром, сремний, никель, медь по 1%.
20ХН3А - 0.2 % углерода, хрома до 1,5%, никель 3%, А - качественная.
35ХС - 0,35 % углерода, хрома и кремния по 1%.
30ХГСА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС «Наплавка валиков на пластину из низкоуглеродистой стали»
МАСТЕР-КЛАСС«Наплавка валиков на пластину из низкоуглеродистой стали»ПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях...
МАСТЕР-КЛАСС «Сварка стыковых соединений пластин из низкоуглеродистой стали в нижнем положении»
МАСТЕР-КЛАСС«Сварка стыковых соединений пластин из низкоуглеродистой стали в нижнем положении»ПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пр...
МАСТЕР-КЛАСС «Сварка угловым швом пластин из низкоуглеродистой стали в нижнем положении»
МАСТЕР-КЛАСС«Сварка угловым швом пластин из низкоуглеродистой стали в нижнем положении»ПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространс...
Урок по теме : Классификация и маркировка сталей
Презентация по теме" Классификация и маркировка стали". В презентации представленна общая классификация сталей ....
Презентация мастер - класса (приложение к структуре мастер - класса) Тема: «Профессиональная и инфекционная безопасность медицинского персонала. Применение медицинских перчаток. Техника надевания стерильных перчаток»
Мастер - класс или обучающий тренинг предназначен для отработки практического навыка "Техника надевания стерильных перчаток" с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом участн...
Методическая разработка Мастер-класс Посвященный празднованию 120-летия со дня основания лицея Для обучающихся первых и вторых курсов по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» Тема мастер-класса «Анимация как способ повышения продаж гостиничного пр
Повышение эффективности образования, в соответствии с новыми образовательными стандартами, зависит от степени активной позиции студентов в учебном процессе. Преобразования требуют существенных перемен...
Классификация и маркировка сталей.
Методическая разработка....