Статья "Применение блога в работе преподавателя"
статья на тему

Медведева Светлана Владимировна

Инновационный потенциал деятельности по использованию блогов в образовании чрезвычайно высок.  Блоги, особенно профессиональные, педагогические (учительские), сравнительно новое явление в среде педагогов.  Блоги  разнообразны по своим целям, задачам и структуре. Свой образовательный блог «Сварщики Режевкого политехникума»  я начала вести с апреля 2014 года. Блог предназначен для студентов, обучающихся по профессии СПО «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).  Цель создания блога: взаимодействие со студентами; повышение качества обучения; повышение квалификации через использование современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.v._medvedeva.docx24.23 КБ
Файл blog_svarshchiki_rpt.pptx2.84 МБ

Предварительный просмотр:

                                Светлана Владимировна Медведева,

                                          преподаватель (высшая

                                                    квалификационная категория)

                                                                  ГАПОУ  СО «Режевской

                                                               политехникум»,  Свердловская обл.,

            г. Реж

Применение блога в работе преподавателя

Более половины взрослого населения России – пользователи интернета. Компьютеры стали неотъемлемой частью в жизни практически каждой семьи, влияние интернета с каждым годом усиливается. Многие родители категорически против того, чтобы дети пользовались интернетом, но ведь больше половины детей уже пользуются им. На данный момент  интернет – основной способ общения современного общества. Он заменил живое общение, письма, телефонные разговоры. Педагоги и студенты используют интернет для поиска информации, быстрой ее передачи, общения в социальных сетях т.п. Почему бы не использовать интернет технологии  для  взаимодействия между  участниками образовательного процесса?  Развитие новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса сегодня идет семимильными шагами. И блог педагога одна из форм такого взаимодействия.

Такие понятия, как блог, блогер,  все чаще произносятся и звучат с экрана телевизора, с самыми интересными блогами  и зарабатывающими на их ведении блогерами нас знакомят даже журналисты новостей первого канала. Блог является одной из новых форм взаимодействия между людьми, в том числе и между субъектами образовательного процесса. Блог (англ. blog, от “web log” – сетевой журнал или дневник событий) – это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Платформа, на которой создается блог, позволяет размещать на страницах блога мультимедийную, текстовую, графическую информацию в разных форматах. На страницу блога можно интегрировать ссылки на интернет-ресурсы или различные приложения – гаджеты, которые созданы не для целей обучения, но которые могут быть адаптированы для образовательных целей. Инновационный потенциал деятельности по использованию блогов в образовании чрезвычайно высок.  Блоги, особенно профессиональные, педагогические (учительские), сравнительно новое явление в среде педагогов.  Блоги  разнообразны по своим целям, задачам и структуре. Например, на Pedsovet.org предлагается такая классификация: блог-черновик, блог-проект, блог-партия, блог-СМИ, блог-визитная карточка, блог-дневник, блог-ссылка.  Автор статьи “Такие разные блоги” Людмила Рождественская (блог “Лаборатория тренера”) выделяет следующие типы блогов, в зависимости от их функционального применения:

  1. Виртуальные образовательные сообщества.  Блог профессионального сообщества, позволяет коллективно или в одиночку рефлексировать, систематизировать накопленный опыт, обобщать результаты самообразования, саморазвития и т.д., и не просто рефлексировать, а делиться результатами своего труда с коллегами-блоггерами.
  2.  Блог в поддержку учебного проекта, позволяет организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся с помощью доступных их возрасту веб-сервисов.
  3.  Блог-конспект (это блог для размещения учебного содержания какой-либо темы).
  4.  Личный профессиональный блог педагога (учителя) Личный блог можно использовать для самопрезентации. Блог-портфолио – это одна из удобных форм электронного портфолио педагога, наличие которого сегодня является требованием времени и свидетельствует о высокой степени информационной компетентности учителя. Кроме того, создание и ведение блога может стать серьезным стимулом для самореализации и саморазвития, так как предоставляет педагогу самые широкие возможности: освоить новые информационные и технические возможности.

 Свой образовательный блог «Сварщики Режевского политехникума» (http://svarshic.blogspot.ru), я начала вести с апреля 2014 года. Блог предназначен для студентов, обучающихся по профессии СПО «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).  Этот блог можно рассматривать как ресурс в преподавании профессии СПО «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), цель которого взаимодействие со студентами; повышение качества обучения; повышение квалификации через использование современных образовательных технологий.  Блог имеет следующую структуру: "Интересное о сварке", "Слайд - шоу", "Обо мне", "История развития сварки в России", "Фотогалерея" и "Архив блога".

      Данный блог был апробирован мною в работе со студентами второго курса (203 группа,  2013 – 2014 уч. г.) обучающимися по профессии СПО «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). В процессе работы решались следующие задачи:                                                                                                1.Изучение дополнительной информации по определенным темам программы (выполнение горизонтальных швов; дуговая сварка меди; технология РДС; сварка алюминия и его сплавов; изготовление сварных труб).                                                                                                                     2. Знакомство с развивающей и интересной информацией (сварка в космосе; сварка магния).                                                                                                  3. Подготовка к экзамену (решение технологических задач на режимы дуговой сварки, подготовка кратких ответов на экзаменационные вопросы).                                                                                                       4.Размещение объявлений о консультациях.                                                 5.Размещение результатов работы (оценивание).

В своем блоге я использовала следующие виды деятельности:

  • Просмотр  видеоматериалов, работа с рисунками.
  • Работа с картой знаний (сервис Bubbl.us).
  • Чтение тематических статей.
  • Решение задач.
  • Формулирование кратких  тематических ответов.

Каждый вид деятельности студента (выполнение задания) содержит отчет о выполненной работе (ответы на вопросы, выстраивание логических цепочек, составление алгоритмов действия). Свои ответы студенты пишут в комментариях, прочитав ответы, преподаватель ставит оценку, пишет свои замечания, дает рекомендации.  Эти ответы оцениваются преподавателем, заносятся в таблицу успеваемости, на эту таблицу в блоге делается ссылка и все желающие (студенты, родители) могут видеть результаты своей деятельности в блоге, видеть активность других студентов, сравнивать, анализировать.

     В этом учебном году (2014 – 2015) я пробую работать в блоге со студентами первого курса (103 группа), а также со студентами второго курса (203 группа) обучающимися по профессии СПО «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).  В процессе работы планируются следующие  задачи:

1.Изучение дополнительной, а также  развивающей и интересной информации по определенным темам программы через статьи, видеофильмы, презентации, рисунки, электронные учебники.                                                                                            2. Подготовка к экзамену через повторение теоретического материала. 3.Разработка тематических групповых творческих работ (презентации, кроссворды).                                                                                            4.Индивидуальное консультирование по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.                                                                             5.Онлайн обсуждение статей и видеофрагментов.                                      6.Размещение объявлений о консультациях.                                                  7.Размещение результатов работы (оценивание).

К основным выводам по работе с блогом  «Сварщики Режевского политехникума» можно отнести следующее:

  • формат блога не удобен для мобильных телефонов, а доступный интернет (на компьютере или ноутбуке) есть не у всех студентов, 15%  - 25% студентов из учебной группы  в блоге не работают;
  • формат платформы blogspot.ru не пропускается  контент - фильтрами образовательных организаций, поэтому работа в блоге – это домашняя работа и для студентов и для преподавателя;
  • «заходить» в блог «посмотреть» выходят все студенты, работают, отвечают 75% - 85%, выполняют все задания, анализируют свою деятельность около 45% - 50% студентов;
  • студенты, пропустившие занятия, получают возможность взаимодействия с преподавателем во внеурочное время и сдают пропущенный материал в срок;
  • блог повысить качество обучения за счет совместной деятельности студентов и преподавателей, большая открытость блогов заставляет студентов уделять подготовке сообщений больше времени и критичнее относиться к тому, что они пишут.

Основной причиной того, что я буду продолжать работу своего блога, является доступность этой технологии взаимодействия со студентами.  Блоги открывают перед преподавателем предметником  новую информационную среду и дают новые широкие возможности организации образовательного процесса и профессионального роста. Блог стал для меня действенным инструментом формирования и развития интереса у студентов к изучаемым теоретическим темам и повышение инновационной культуры  своей лично и студентов.

Информационные источники

  1. Блоги. Введение. / Цифровой ресурс http://your-hosting.ru/articles/other/blog-begin/
  2. Блоги как рабочий инструмент учителя. / Цифровой ресурс http://oufese.havike.eenet.ee/wiki/index.php/
  3. Для чего нужен блог? / Цифровой ресурс http://www.allwomens.ru/1068-dlja-chego-nuzhen-blog.html
  4. Курвитс Марина. Виды образовательных блогов. / Цифровой ресурс http://blognauroke.blogspot.com/2009/09/blog-post_4811.html
  5. Половникова Ольга. Кое-что о блогах, классификация блогов. / Цифровой ресурс http://statiami.com/s/internet/koe-chto-o-blogah.php
  6. Рождественская Людмила. 10 тезисов/вопросов про учителя-блоггера. / Цифровой ресурс http://www.slideshare.net/lvr/10questions-1482153
  7. Рождественская Л. Образовательный блог – введение в тему. Виртуальный мастер-класс «Я веду образовательный блог». / Цифровой ресурс https://docs.google.com/present/view?id=dmx8xc4_2244gxmcc3f8
  8. Что такое образовательный блог? / Цифровой ресурс http://www.slideshare.net/logoped/ss-1251764.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение блога в работе преподавателя Медведева Светлана Владимировна ГАПОУ СО « Режевской политехникум»

Слайд 2

Сетевые дневники – блоги Сетевые дневники – блоги – известны с середины 90-х годов. Автор дневника может оставлять короткие заметки, выстроенные в определенном хронологическом порядке. Таким образом, создатель блога мог опубликовывать в сети свои заметки или творческие работы и получать отзывы от своих читателей. Сегодня блогеры могут использовать при создании блога более широкие технологические возможности. Платформа, на которой создается блог, позволяет размещать на страницах блога мультимедийную, текстовую, графическую информацию.

Слайд 3

Типы блогов, в зависимости от их функционального применения Виртуальные образовательные сообщества. Блог в поддержку учебного проекта. Блог- конспект . Личный профессиональный блог педагога (учителя).

Слайд 4

Блог « Сварщики Режевского политехникума» Свой образовательный блог «Сварщики Режевского политехникума» (http://svarshic.blogspot.ru), я начала вести с апреля 2014 года. Блог предназначен для студентов, обучающихся по профессии СПО «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Этот блог можно рассматривать как ресурс в преподавании профессии СПО «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), цель которого взаимодействие со студентами; повышение качества обучения; повышение квалификации через использование современных образовательных технологий

Слайд 6

Все материалы в блоге можно классифицировать по той роли, которую они призваны играть в учебном процессе: информация о ходе изучения программного материала; дистанционные домашние задания; методические рекомендации; достижения студентов группы при работе в блоге.

Слайд 11

В своем блоге я использовала следующие виды деятельности Просмотр видеоматериалов, работа с рисунками. Работа с картой знаний (сервис Bubbl.us ). Чтение тематических статей. Решение задач. Формулирование кратких тематических ответов. Выполнение теста. Просмотр презентаций.

Слайд 12

Работа с картой знаний (сервис Bubbl.us )

Слайд 14

Отчеты о выполнении работы Каждый вид деятельности студента (выполнение задания) содержит отчет о выполненной работе (ответы на вопросы, выстраивание логических цепочек, составление алгоритмов действия, поиск ошибок). Свои ответы студенты пишут в комментариях, прочитав ответы, преподаватель ставит оценку, пишет свои замечания, дает рекомендации. Эти ответы оцениваются преподавателем, заносятся в таблицу успеваемости, на эту таблицу в блоге делается ссылка и все желающие (студенты, родители) могут видеть результаты своей деятельности в блоге, видеть активность других студентов, сравнивать, анализировать.

Слайд 16

Задачи на взаимодействие со студентами 1.Изучение дополнительной информации по определенным темам программы через статьи, видеофильмы, презентации, рисунки, электронные учебники. 2 . Подготовка к экзамену через повторение теоретического материала. 3 .Разработка тематических групповых творческих работ (презентации, кроссворды).

Слайд 17

Задачи на взаимодействие со студентами 4 .Индивидуальное консультирование по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. 5 . Онлайн обсуждение статей и видеофрагментов. 6 .Размещение объявлений о консультациях. 7 .Размещение результатов работы (оценивание).

Слайд 19

К основным выводам работы блога «Сварщик РМТ» можно отнести следующее: формат блога не удобен для мобильных телефонов, а доступный интернет (на компьютере или ноутбуке) есть не у всех студентов, 15% - 25% студентов из учебной группы в блоге не работают; формат платформы blogspot.ru не пропускается контент - фильтрами образовательных организаций, поэтому работа в блоге – это домашняя работа и для студентов и для преподавателя; «заходить» в блог « посмотреть » выходят все студенты, работают, отвечают 75% - 85%, выполняют все задания, анализирую т свою деятельность около 45% - 50% студентов;

Слайд 20

К основным выводам работы блога « Сварщики Режевского политехникума можно отнести следующее: студенты, пропустившие занятия, получают возможность взаимодействия с преподавателем во внеурочное время и сдают пропущенный материал в срок; для учебного блога разработаны правила, которые определяют частоту размещения сообщений, их объем, необходимость придерживаться темы обсуждения, правил общения, оформление ответов, ссылок, цитат; блог позволяет не только разнообразить учебный процесс, но и повысить качество обучения за счет совместной деятельности студентов и преподавателей, большая открытость блогов заставляет студентов уделять подготовке сообщений больше времени и критичнее относиться к тому, что они пишут.

Слайд 21

Вывод Основной причиной того, что я буду продолжать работу своего блога, является доступность этой технологии взаимодействия со студентами. Блоги открывают перед преподавателем предметником новую информационную среду и дают новые широкие возможности организации образовательного процесса и профессионального роста. Блог стал для меня действенным инструментом формирования и развития интереса у студентов к изучаемым теоретическим темам и повышение инновационной культуры своей лично и студентов. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"

"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальност...

"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"

"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "...

"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений"

"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных прои...

Виды и направления методической работы преподавателя

Виды и направления методической работы преподавателя. . Как правильно написать анатацию к методической разработке....

обобщение опыта «ИКТ- средство повышения эффективности преподавания дисциплины "Техническая механика" на практических и лабораторных работах",преподаватель ОГАОУ СПО "Белгородский строительный колледж" О.А. Новацкая

Презентация к выступлению на  Педагогическом Совете ОГАОУ СПО "Белгородский строительный колледж" преподавателя О.А. Новацкой "Обобщение опыта «ИКТ- средство повышения эффективности преподав...

Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.

Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....

КЕЙС-МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Кейс-метод представляет собой технику активного обучения, заключающуюся в использовании конкретных учебных ситуаций при организации процесса обучения, нацеленную на формулирование проблемы и поиск вар...