Урок "Хочу всё знать!" - хорошая помощь при закреплении пройденного материала по темам: сталь, чугун, цветные металлы и немного любознательности.
занимательные факты по теме

Балковая Татьяна Геннадьевна

 

«Три пути ведут к знанию:

путь размышления – самый благородный ,

путь подражания – самый лёгкий ,

и путь опыта – это самый горький»

Конфуций

ТЕМА УРОКА: Хочу все знать

Цель: актуализация знаний посредством проведения урока, направленного  на активизацию познавательной деятельности и творчества студентов.

Обучающая:

формирование у студентов:

1)      знаний о рейтинге самых значимых открытий

2)      умение применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации;

3)      ведения дискуссии, анализа информации,  способность излагать свою точку зрения, принятия решения

4)      контроль знаний учащихся в форме соревнований

Развивающая:

Использовать :

1.      информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,

2.      развитие инициативы и уверенности в себе и своих товарищах,

3.      умение владеть собой.

Воспитательная:

воспитание :

1)      интереса к профессии, любознательности, уважения к труду,

2)      работать в коллективе и команде,

3)      эффективно общаться с коллегами, руководством,

4)      культура поведения, воспитание чувства ответственности в решении вопросов,

Методические:

1)     формировать ключевые компетенции в области освоения профессии.

Здоровье сберегающие:

1)      формирование стремления к здоровому образу жизни;

2)      создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Формируемые компетенции:  понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Проявлять к ней устойчивый интерес; работать в команде, общаться с коллегами; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Тип мероприятия: повторительно-обобщающий.

Форма проведения мероприятия: игровая.

Методы мероприятия: словесный, наглядный.

Форма организационной деятельности студентов на уроке –2 команды из состава студентов, и помощник с работой с мультимедиа

1.      За правильный ответ команда получает жетон определенного цвета (баллы подсчитываются по количеству жетонов)

Оборудование:

«Черный ящик»,

«Задания с тестами»

Задания на соответствие

Бланки для жюри.

Ход мероприятия

1.   Организационный момент - приветствие преподавателя, представление жюри и участников игры.

2.  Вводное слово ;

- сообщение цели игры;

- объяснение правил игры.

Игра состоит из 7 заданий

2.    Домашнее задание. Подготовить выступления  о железе и алюминии.

 

Слово для приветствия предоставляется жюри

Ответьте на следующие вопросы для разрядки обстановки:

1.      Встаньте те, кто родился в феврале (остальные аплодисменты)

2.      Подмигните нашему жюри тот, у кого карие глаза

3.      Погладьте себя по животу тот, кто позавтракал сегодня плотно

4.      Возьмите соседа за руку тот, кто родился в  марте

5.      У кого есть кошка пусть скажет «Мяу»

6.      Кто любит собак, пусть хлопнет в ладоши

7.      Кто имеет интересное увлечение пусть скажет: «Это Я!»

Вот, мы и узнали много интересного друг о друге и надеюсь вы немного расслабились.

Цель  встречи  – расширить кругозор знаний, полученных на начальном этапе изучения предмета материаловедение повысить эрудицию, в увлекательной форме провести викторину по предмету. Выступление команд будет оценивать жюри. (представить жюри) При вашем выступлении будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплоченность. Пусть вам откроется что-то  новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ.

Перед вами конверт с буквами - необходимо собрать названия металлов- время выполнения -3 минуты

1.      ВОЛЬФРАМ

2.      АЛЮМИНИЙ

за каждый правильный ответ 1 жетон

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ

Конкурс капитанов: выдается 2 конверта с заданием- нужно произвести соответствие между картинками и названиям – время выполнения 5 минут

за каждый правильный ответ 1 жетон

Установите соответствие.

       

мельхиор

вольфрам

.

бронза

электротехническая сталь


ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ 

Для первой команды

Вопрос Угадайте металл. Серебро

1.    Драгоценный металл с замечательными свойствами. Оно было известно человеку с древности и использовалось им уже тысячелетия назад.

2.     Латинское название  «аргентум» как древнегреческое «аргитос» означает «…»белое

3.    Металл белого цвета, пластичный, тепло- и электропроводный, хорошо полируется.

4.    Красиво смотрится на руках

Вопрос  Угадайте химический элемент. (Железо.)

1.    В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2 г – в крови.

2.    По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.

3.    Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его почти в чистом виде.

4.    Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н. э.

5.      В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории

Для второй команды

Вопрос Угадайте металл. (Золото.)

  1. Это очень ковкий металл.
  2. Это один из первых металлов, известных человеку.

3.        С незапамятных времен притягивала человеческий взор редкая красота этого металла.

4.        Его называют царем металлов.

         Вопрос Угадайте вещество. (Свинец.)

1.        Упадок и распад Римской империи (по мнению некоторых ученых) были обусловлены отравлением этим веществом.

2.        Раньше его добавляли в плохое вино для улучшения вкуса.

3.        В Древнем Риме его широко использовали для изготовления кухонной утвари, водопроводных труб, монет, гирь.

4.        В настоящее время он применяется для предохранения от коррозии телеграфных и электрических подземных проводов, изготовления аккумуляторов.

5.        Оловянный припой представляет собой сплав олова с этим металлом.

за каждый правильный ответ 1 жетон

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ – черный ящик

Наполеон III на банкете выдавал особо почетным гостям эту посуду. Простым гостям преподносили золотые  и серебряные приборы. А сейчас ее называют посудой бедняков. Что это за посуда?

Ответ: Алюминиевая посуда во все времена ценилась за свои превосходные свойства, но пик ее популярности пришелся на время правление Наполеона, великого полководца. Тогда на кухне царствовала как эмалированная посуда, так и серебряная — вообще, европейцы во всем отдавали предпочтение драгоценным металлам. Наполеон Бонапарт был первым, кто ввел в использование алюминиевые тарелки, которые на тот день стоили гораздо дороже, чем серебряное кольцо или посуда из золота. С годами алюминий стал использоваться еще шире и теперь не только в армии Бонапарта, но и в светской жизни. К тому же, только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем временам алюминиевая игрушка. В черном ящике находится алюминиевая посуда: ложка, вилка       за правильный ответ 1 жетон

Презентация алюминий

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ- блиц турнир капитанов

дать ответ на вопрос на скорость за каждый правильный ответ 1 жетон

1.      Назовите металл, вызывающий “лихорадку”? (Золото)

2.      Какой неметалл придает твердость и белизну зубной эмали? (Фтор)

3.      Какой неметалл был назван “элементом жизни и мысли”? (Фосфор)

4.      Какой металл может болеть “чумой”? (Олово)

5.      Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии страдали желудочно- кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты, еда и питье были у них одинаковые, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? (Серебро.)

6.      Пахать и стоить, все он может, если ему уголек в том поможет ( железо)

7.      По прозванью инвалид, но крепок в деле и на вид (хром)

8.      Богатырем его не зря назвали, друг железа, помощник стали (титан)

9.      Металл красой своей пленил и первым в топку угодил (медь)

10.  Металл зимой не прочен: чума здоровье точит (олово)

("Оловянная чума" послужила причиной гибели в 1912 г. английской экспедиции Роберта Скотта, направленной к южному полюсу: керосин путешественники хранили в сосудах, паянных оловом. Олово - мягкий серебристо-белый металл при охлаждении (ниже 13,2 0  C) переходит в другую аллотропную модификацию олова, которая представляет собой порошок серого цвета.

11.  Какой металл по древней мифологии обречен на "вечные муки"? (тантал)

(Так этот элемент назвали в честь мифологического царя Тантала, обреченного на вечные муки)

12.  Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)

13.  Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды?(титан)

14.  Как называется  сплав меди с цинком, желтого цвета (латунь)

15.   Как называется сплав алюминия с медью, цинком, магнием и другими металлами (дюралюминий )

16.   Чьи это слова «суть тела светлые, которые ковать можно» (Ломоносов).

17.   Как называется наука, изучающая строение и свойства металлов и их сплавов (металловедение)

18.   Как называются важнейшие металлические сплавы современной техники (железоуглеродистые)

19.  Самый легкий металл (литий)

20.  Наиболее блестящий и электропроводный металл (серебро)

  1. Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули (, графит в карандаше)

22.  Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным (алмаз, графит)

23.   В печь бросают сухари, чтоб снова тестом стать смогли (металлолом)

24.   Как называют процесс химического разрушения металлов под действием окружающей среды (коррозией)

ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ

Презентация железо

«В народе без железа, как при обеде без соли»

Такими словами начинается записка Герасима Раевского, поданная Петру I в 1714 г. В записке содержался проект государственной монопольной торговли железом по образцу уже испытанной тогда соляной торговой монополии.

В народном фольклоре таких метких изречений о важности и значении железа в человеческом обиходе встречается много.

В пословицах и поговорках всех народов мира железо отмечается прежде всего как мерило необычайной прочности:

Написать за 5 минут как можно больше пословиц и поговорок за каждую правильную 1 жетон

СЕДЬМОЕ ЗАДАНИЕ

в данных непонятных словах из ряда букв узнайте металл или вещество и запишите правильно

1.         СРОБЕРЕ – блестит , а не золото (серебро)

2.         ВСИЕЦН – у этого элемента действительно большая плотность (свинец)

3.         ЙРКМЕНИ – этот элемент ищите среди камней  (кремний)

4.         ГЛРЕОДУ– без этого элемента в печке не будет огня (углерод)

5.         ЛАЗМА – это вещество является самым прочным на планете (алмаз)

за каждое правильное слово 1 жетон

ВОСЬМОЕ ЗАДАНИЕ

Расшифровать марки

15Х6СЮ - жаропрочная низколегированная сталь. Содержит 0,15% углерода (первая цифра в маркировке указывает на содержание углерода в сотых долях процента); 6% хрома (буква «Х» в маркировке указывает на легирование хромом, цифра после буквы на содержание элемента в процентах); 1% кремния (буква «С» указывает на легирование кремнием, отсутствие цифры после буквы указывает на содержание легирующего элемента 1%); 1% алюминия (буква «Ю» указывает на легирование алюминием , отсутствие цифры после буквы указывает на содержание легирующего элемента 1%)

У11А- углеродистая инструментальная высококачественная сталь. Буква «У» указывает что сталь углеродистая инструментальная. Цифра 11 указывает на содержание углерода в десятых долях процента (сталь содержит 1,1% углерода). Буква «А» в конце марки стали указывает что сталь высококачественная

АЧК-2 Чугун антифрикционный. Буквы «АЧ» – указывают что чугун антифрикционный (применяется в узлах трения). Буква «К» указывает что чугун относится к ковким чугунам. Цифра 2 – порядковый номер чугуна

ЛС59-1 - латунь свинцовая. Буква «Л» указывает на то, что сплав относится к латуням (сплавов на основе меди и цинка). Буква «С» указывает на легирование свинцом. Первая цифра после букв указывает на содержание меди (59% меди). Вторая цифра указывает на содержание свинца (1% свинца). Содержание цинка равно 40%

Д12 – алюминиевый деформируемый сплав. Буква «Д» указывает что сплав относится к алюминиевым деформированным сплавам. Цифра 12 указывает на порядковый номер сплава

12Х18ВМФ-ВИ - высоколегированная коррозионно-стойкая жаропрочная сталь. Сталь содержит 0,12 % углерода (первая цифра в маркировке); 18% хрома (буква «Х» и ифра после нее); 1% вольфрама; 1% молибдена; 1% ванадия. Буквы «ВИ» указывают на способ выплавки стали – вакуумно – индукционный (

Ст5 – углеродистая конструкционная сталь обычного качества. Буквы «Ст» указывают что сталь - углеродистая конструкционная сталь. Цифра «5» указывает на порядковый номер сплава по ГОСТ.

СЧ22 – серый чугун. Буквы «СЧ» - указывают что сплав относится к серым чугунам. Цифра 22 указывает на предел прочности чугуна 220 МПа

55 – качественная углеродистая конструкционная сталь. Содержит 0,55 % углерода

 Каждой команде   Расшифровать по 4 марки за каждую правильную 1 жетон

 

ВЕДОМОСТЬ

ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ 

Члены жюри (Ф.И.О. должность)_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

 

Название команд

Название заданий

Количество баллов

Первое задание

Второе задание

Третье задание

Четвёртое задание 

Пятое задание

Шестое задание

 

Седьмое задание

 

Восьмое задание

 

 

1 жетон- 1 балл

2

4

2

1

12

По количеству пословиц

5

4

 

Название команды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название команды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           
 

 

 

 

Председатель жюри _______________

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл о железе67.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« В народе без железа, как при обеде без соли » НИКОЛАЙ МЕЗЕНИН – «ЗАНИМАТЕЛЬНО О ЖЕЛЕЗЕ»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях".

Программа профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях" НПО по профессии 150709.02 Сварщик (электрос...

Программа учебной практики профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях".

Программа учебной практики профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях" НПО по профессии 150709.02 ...

Содержание учебной практики профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях"

Содержание учебной практики профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях" НПО по профессии 150709.02...

Оценочная ведомость по профессиональному модулю ПМ 02. СВАРКА И РЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СТАЛЕЙ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ СПЛАВОВ, ЧУГУНОВ ВО ВСЕХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ

Оценочная ведомость по профессиональному модулю  ПМ 02. СВАРКА И РЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СТАЛЕЙ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ СПЛАВОВ, ЧУГУНОВ ВО ВСЕХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ...

Аттестационный лист ПМ 02. СВАРКА И РЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СТАЛЕЙ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ СПЛАВОВ, ЧУГУНОВ ВО ВСЕХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ

Аттестационный лист ПМ 02. СВАРКА И РЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СТАЛЕЙ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ СПЛАВОВ, ЧУГУНОВ ВО ВСЕХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях»

Рабочая программа по ПМ 02 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях»...

Контрольные вопросы по теме «Технология сварки цветных металлов»

Контрольные вопросы по теме «Технология сварки цветных металлов» 1. Перечислить основные свойства  цветных металлов и их свариваемость.2. Затрудняют или облегчают сварку алюминия...