Рабочая программа по дисциплине материаловедение для профессии станочник металлообработка
рабочая программа на тему

Сидоренко Марина Викторовна

Рабочая программа по дисциплине материаловедение для профессии станочник металлообработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stanochnik_materialovedenie_op04_1_kurs.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 04 «Основы материаловедения»

2016 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и базисного учебного плана по профессии среднего  профессионального образования (далее СПО)  15.01.25 Станочник (металлообработка)

Организация-разработчик:

Судомеханический техникум «КГБ ПОУ КСМТ»

Рецензент:

Черномас Вадим Владимирович, доктор технических наук, профессор,

профессор кафедры машиностроения и металлургии

 ФГБОУ ВПО "Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет".

                 

Разработчики:

Сидоренко Марина Викторовна  преподаватель «КГБ ПОУ КСМТ»

Программа учебной дисциплины по профессии СПО 15.01.25 Станочник (металлообработка) согласована и утверждена на заседании предметно-цикловой, методической комиссии.

Протокол №  10 от « 10 » сентября 2016г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт программы учебной дисциплины.                                                4
  2. Структура и содержание учебной дисциплины.                                        6
  3. Условия реализации учебной дисциплины.                                                10
  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.                11

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 04 «Основы материаловедения»

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО профессии 15.01.25  «Станочник (металлообработка)», укрупненной группы направлений подготовки 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка, 151900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в области машиностроения и металлообработки при наличии основного общего образования, а также среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Относится к общепрофессиональному циклу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-выполнять механические испытания образцов материалов;

-использовать физико-химические методы исследования металлов;

-пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

-выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;

-наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;

-правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

-основные сведения о металлах и сплавах;

-основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах.

-классификацию стали.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение  программы учебной дисциплины:

  • Максимальной учебной нагрузки обучающегося 77часов, в том числе:
  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося 26 часов;
  • итоговая аттестация в форме – экзамена .

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

77

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

Лабораторно-практические занятия

25

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

Итоговая аттестация в форме – экзамена

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04 «Основы материаловедения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1

Введение. Основные сведения о строении, свойствах и методах испытаний металлических материалов.

Содержание учебного материала

10

2

Введение.

Понятия о металлических материалах.

Свойства металлов и сплавов.

Методы изучения строения металлов и сплавов.

4

Лабораторно- практические занятия:

6

Лабораторная работа №1 Определение твердости металлов и сплавов по методам Бринелля, Роквелла и Виккерса.

1

Лабораторная работа №2 Исследование механических характеристик материала при растяжении.

1

Лабораторная работа №3 Исследование механических характеристик материала при сжатие.

1

Лабораторная работа №4 Исследование материала на срез.

1

Лабораторная работа №5 Макро- и микроскопическое исследование сплавов и металлов.

2

Самостоятельная работа:

Задания по вариантам

I в. – Подготовить реферат на тему «Основоположники науки металловедение»

II в. – Подготовить презентацию«Основоположники науки металловедение»

Изучение строения и свойств материала

Составление опорного конспекта по теме методы изучения строения металлов и сплавов

8

Тема 2

Понятие и общая характеристика сплавов

Содержание учебного материала

3

Характеристика и виды сплавов

Методы построения диаграмм

1

2

Лабораторно- практические занятия:

Лабораторная работа№6 Изучение диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов.

2

Самостоятельная работа:

Изучение диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов; построение кривых охлаждения. Начертить диаграммы разного рода.

2

Тема 3

Железоуглеродистые сплавы

Содержание учебного материала

11

Производство чугуна . Классификация чугунов.

Производство стали. Классификация сталей .Углеродистые и легированные стали

2

2

Лабораторно- практические занятия:

8

Практическая работа № 1. Определение состава и вида чугуна по маркировке.

2

Лабораторная работа № 7. Микроструктура чугунов.

2

Практическая работа № 2. Определение состава углеродистой и легированной стали по маркировке.

1

Лабораторная работа № 8. Микроскопическое исследование структуры углеродистых сталей

2

Лабораторная работа № 9. Микроструктурный анализ легированных сталей.

1

Самостоятельная работа: 

Работа с таблицей; характеристика различных марок чугунов и сталей. Оформление таблиц и опорных схем.

4

Контрольная работа

1

Тема 4

Термическая обработка металлических материалов

Содержание учебного материала

7

Сущность и назначение термической обработки. Виды термической обработки.

Дефекты термической обработки

2

2

Лабораторно- практические занятия:

5

Лабораторная работа № 10. Полный отжиг и нормализация стали.

2

Лабораторная работа № 11. Закалка углеродистой стали.

2

Лабораторная работа № 12. Отпуск закаленной стали.

1

Тема 5

Химико-термическая обработка стали

Содержание учебного материала

1

Химико-термическая обработка стали

1

Тема 6

Цветные металлы и сплавы

Содержание учебного материала

9

Общие сведения о цветных металлах и сплавах.

Медь и сплавы на ее основе.

Алюминий, магний и титан сплавы на их основе.

 Свинец, олово, цинк, титан, хром, никель.

Баббиты и припои

5

2

Лабораторно- практические занятия:

4

2

Практическая работа № 3. Определение состава латуни и бронз по маркировке.

1

Лабораторная работа № 13. Микроскопическое исследование структуры медных сплавов.

2

Самостоятельная работа:

Расшифровка различных марок цветных металлов и сплавов. Составление глоссария.

        6

Тема 7

Коррозия металлов и сплавов

Содержание учебного материала

2

Сущность и виды коррозии

Методы защиты от коррозии

2

Тема 8

Твердые сплавы и

минералокерамические материалы

Содержание учебного материала

2

Классификация твердых сплавов : состав, маркировка, область применения

Минералокерамические материалы: состав, маркировка, область применения

2

2

Самостоятельная работа:

Область применения твердых сплавов и минералокерамических материалов подготовка сообщений,  рефератов.

Составить схему

3

Тема 9

Неметаллические материалы

Содержание учебного материала

6

Полимеры и пластические массы

Электроизоляционные, прокладочные, уплотнительные, обивочные и клеящие материалы

Каучуки и резиновые материалы

Композиционные материалы

Абразивные материалы

Пленкообразующие материалы

5

2

Самостоятельная работа:

Творческая работа по теме «Современные неметаллические материалы»

Разработка тестов по неметаллическим материалам

3

Контрольная работа

1

2

Всего

51

Итоговая аттестация: Экзамен

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета - кабинет специальной технологии.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;        

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- объёмные модели металлической кристаллической решётки;

- образцы неметаллических материалов.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- интерактивная доска;

- мультимедиапроектор;

- интерактивная панель;

- телевизор;

- DVD проигрыватель;

- лазерный принтер

- видеомагнитофон.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

1. Вишневецкий Ю. Т. Материаловедение для технических колледжей: Учебник. - М.: «Дашков и Ко», 2008.- 212 с.

2. Адаскин А. М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. -  М.: ОИЦ «Академия», 2008.-288с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

3. Рогов В. А., Позняк Г. Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. Пособие. – ОИЦ «Академия», 2008, 336 с.

4. Чумаченко Ю. Т. Материаловедение. Учебник. – 4-е изд., перераб. – Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320с. – (СПО).

5. Соколова Е. Н. Материаловедение (металлообработка). Рабочая тетрадь. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 96с.

6. Адаскин А. М. Металловедение (металлообработка): учебн. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 80с.

7. Заплатин В. Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования. – 2-е изд., стер. -  М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224с.

Дополнительные источники:

1.Электронные ресурсы «Материаловедение». Форма доступа: http://materiology.info/map/mapsite.html.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

выполнять механические испытания образцов материалов

наблюдение за практической работой, отчёт.

использовать физико-химические методы исследования металлов

внеаудиторная самостоятельная работа

пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов

внеаудиторная самостоятельная работа

выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности

отчёт по практической работе.

Знания:

основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности

контрольная работа, опрос, творческая работа в форме кроссворда, внеаудиторная самостоятельная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий

наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала на основе легких металлов  применяемых на базовом предприятии.

наблюдение за практической работой, внеаудиторная самостоятельная работа, опрос

правила применения охлаждающих и смазывающих материалов

внеаудиторная самостоятельная работа, собеседование

основные сведения о металлах и сплавах

контрольная работа, викторина, наблюдение за практической работой, внеаудиторная самостоятельная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий

основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий, собеседование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для профессии "Станочник"

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика", созданная преподавателем Сандаловой Л.В. обобщает опыт работы преподавателя и предназначена для реализации федерального компонента государствен...

Рабочая программа по дисциплине "Материаловедение"

Рабочая программа учебной дисциплины "Материаловедение" по профессии НПО 150709.02 "Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Материаловедение швейного производства по профессии: 19601 Швея

Рабочая программа учебной дисциплины является частью Адаптированной программы профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих по професс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ для профессии среднего профессионального образования (СПО) 23.01.03 (190631.01) «Автомеханик»

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ». 41.1. Область применения программы.. 41.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 41....

Рабочая программа по дисциплине «Материаловедение» профессиональная подготовка рабочих по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» ОКПДТР-18511

Для профессии 18511 "Слесарь по ремонту автомобилей" максимальной учебной нагрузки обучающегося  15часов, в том числе:обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  10...

Рабочая программа ОП.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ по профессии 23.01.03 Автомеханик

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования о п...