Тема . Основные сведения о размерах и сопряжениях
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1._standartizatsiya.docx | 61.21 КБ |
urok_2._lineynye_razmery.docx | 414.45 КБ |
skrinshot3.docx | 152.72 КБ |
urok_4._posadki._graficheskoe_izobrazhenie_posadok.docx | 626.74 КБ |
urok_5._sistema_posadok.docx | 704.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ
Профессия: ОКПР 18809 Станочник широкого профиля.
Дисциплина: Технические измерения
Образовательное учреждение: СПб ГБПОУ КСиПТ
Преподаватель – Боталова Яна Викторовна
Раздел 1 . «Общие сведения о размерах и сопряжениях»
Тема урока: « Основы стандартизации»
Тип урока: урок изложения новых знаний.
Цель урока:
Обучающая: формирование профессиональных знаний и навыков в освоении обучающимися теоретических основ стандартизации.
Задачи:
Образовательные:
- формирование первоначальных знаний о стандартизации;
- активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развивающие:
1. формирование умений применять теоретические знания на практике.
Воспитывающие:
1. воспитывать интерес к изучению предмета и осознание ее важности в профессии.
Вид проверки: индивидуальный, фронтальный Метод контроля: устный
Средства контроля: устные вопросы
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий.
Ожидаемый результат:
Уметь:
- анализировать техническую документацию.
Знать:
- основные термины и определения стандартизации;
- основы стандартизации, организации работ и нормативные документы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: обществознание
Методическое оснащение урока: компьютер, проектор, демонстрационный экран.
Инструменты и принадлежности для работы:
Для преподавателя:
Учебно – методическая документация: план – конспект урока, презентация.
Для обучающихся: рабочая тетрадь, раздаточный материал
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Методы обучения |
| 2 мин. | Проверка присутствующих обучающихся на уроке, выяснение причин отсутствия. | Староста докладывает о готовности группы к уроку. | Словесный |
-Актуализация опорных знаний; -Объявление темы и обучающей цели урока; -Изложение нового материала; | 30мин. 7мин. 1мин.
22мин | Предоставление слово обучающимся с докладами по теме « История развития стандартизации» Сообщение темы урока, его цели и задач; Высвечивание на экране через проектор тему и цели урока После окончания выступления докладчиков –переход на изложение нового материала. Объявление ожидаемых результатов по итогам урока. | Слушают Слушают , вникают, записывают в рабочих тетрадях. Слушают, вникают, записывают в рабочих тетрадях. | Словесный, наглядный Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование |
3.Текущий инструктаж -Первичная проверка усвоения знаний и умений. | 8мин | Раздача карточек-заданий. Предлагается обучающимся разделить по видам на нормативно-технические, регламентирующие параметры продукции, общетехнические и нормативно-технологические, определяющие общие требования к продукции и к условиям ее производства, нормативно-методические, устанавливающие положения и нормы обще методического характера. | Обучающиеся заполняют таблицу в рабочую тетрадь на основе выданной карточки По приглашению преподавателя один обучающийся выходит к доске. Проверяют ошибки, сверяются с ответами с доски. | Фронтальный |
Рефлексия | 3мин | Анализ выполнения плана урока и достижение его цели. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Комментарии.
Что вы хотите пожелать преподавателю? | Принимают активное участие в анализе самостоятельной работы по тематике урока Слушают, запоминают. Отвечают, благодарят за урок, высказывают пожелания. | Анализ проявления инициативности, самооценка по этапам проведения урока: - орг. момент; - обобщение изученного материала; - изучение нового материала; - закрепление; - подведение итогов; - домашнее задание. |
5.Домашнее задание Завершение урока | 2мин | 1. Конспект урока. 2. Литература – учебная, информационная, справочная, техническая. 3. Самостоятельная работа по теме «Стандартизация» | Записывают задания в тетрадях. | Готовность изучить новый материал по освоению будущей профессии. |
Ход урока
I. Организационный момент. (2 мин.)
• приветствие;
• проверка явки обучающихся;
• проверка готовности обучающихся к уроку.
I I. Сообщение темы и цели урока. (1 мин.)
Тема урока: «Стандартизация»
Цель урока: Формирование профессиональных знаний и навыков в освоении обучающимися теоретических основ стандартизации.
III. Актуализация знаний обучающихся (7 мин.)
Индивидуальное выступление обучающихся с докладом по теме « История развития стандартизации»
IV. Изложение нового материала. (22 мин.)
1.История развития стандартизации (слайд 1) в России имеет корни, относящиеся к началу XVIII в., когда по образцам, утвержденным Петром I, были построены серии судов с одинаковыми размерами, якорями, вооружением и снаряжением. Это позволяло выдерживать как равные размеры элементов конструкций судов, так и единый уровень их качества. России принадлежит приоритет в организации на основе стандартизации взаимозаменяемого производства в металлообрабатывающей промышленности. В 1761 г. на Тульском и Ижевском заводах, было организовано массовое производство ружей.
В конце XIX - начале XX в. стандартизация в области применения принципа взаимозаменяемости распространяется на многие виды военной и гражданской продукции. В этот период на некоторых крупных заводах Петербурга и Москвы, а также на оружейных заводах Тулы, Ижевска и других промышленных городах появились стандарты в форме заводских норм на допуски и посадки.
Первая попытка обобщить и создать стандарт на единую систему допусков и посадок была сделана в 1914 - 1915 гг. профессором Московского высшего технического училища И. И. Куколевским. Предложенная им система была использована в 1915-1917 гг. при выполнении военных заказов; она нашла также применение и в гражданской промышленности.
Интенсивное развитие стандартизации в машиностроении и приборостроении началось в 20х годах. В 1924 г было организовано Бюро промышленной стандартизации как руководящий орган по стандартизации в промышленности, а так же созданы рабочие комиссии по стандартизации в ведущих отраслях. В сентябре 1925 г, был создан. Комитет стандартизации при Совете Труда и Обороны. В 1924 - 1925 гг. под руководством проф. А. Д. Гатцука был разработан проект стандарта "Допуски для пригонок". В 1929 г., под руководством председателя специальной комиссии проф. М. А. Саверина проект представлен и утвержден Комитетом по стандартизации в качестве общесоюзного стандарта, обязательного для всех предприятий и организаций СССР. После утверждения этого стандарта были разработаны и в 1931 г. утверждены стандарты на гладкие калибры для контроля размеров. После этого начали создаваться единые государственные (общесоюзные) стандарты ОСТ. Первым председателем Комитета стандартизации был В. В. Куйбышев.
В 1926-1928 гг. были разработаны таблицы номинальных размеров резьбовых деталей и соединений, а в 1931г. утвержден стандарт на допуски параметров резьбы. В последующие годы активно разрабатываются методические основы стандартизации.
В разное время под разными названиями работу в области технического регулирования, стандартизации и метрологии осуществляют правительственные организации по стандартизации и метрологии. В 1930 г. Совет Народных Комиссаров СССР принимает решение о реорганизации Комитета по стандартизации во Всесоюзный Комитет по стандартизации (ВКС). В 1940 г. была введена категория государственных стандартов (ГОСТ), обязательных к применению во всех отраслях народного хозяйства Советского Союза. В 1954 г, был создан Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР, который в 1971 г. в связи с возросшей ролью стандартизации был преобразован в Государственный Комитет Стандартов Совета Министров СССР (Госстандарт СССР), а затем Госстандарт РФ.
Госстандарт РФ, а сейчас это - Агентство по техническому регулированию и метрологии, руководит стандартизацией, метрологией и разработкой общих вопросов качества продукции в нашей стране.
2. Цели и принципы стандартизации
Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик для добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. (слайд 2)
Основными целями стандартизации являются: (слайд 3)
- повышение уровня безопасности жизнедеятельности, повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Стандартизация должна содействовать соблюдению требований технических регламентов, обеспечению научно-технического прогресса, а также рациональному использованию ресурсов.
- Стандартизация должна обеспечивать, техническую и информационную совместимость, сопоставимость результатов исследований, испытаний и измерений, технических и экономико-статистических данных.
- Одной из целей стандартизации является обеспечение взаимозаменяемости продукции.
Основными задачами стандартизации являются:
- Установление на основе ТР оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителей и государства, обеспечивающих безопасность продукции для жизни, здоровья людей и имущества, а также окружающей среды;
- Установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, конструкционной и т.п.), а также взаимозаменяемости продукции;
- Установление и применение параметрических и типоразмерных рядов, и на их основе унификация базовых конструкций, унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
- Нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений) продукции.
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: (слайд 4)
- добровольного применения стандартов;
- максимального учета интересов заинтересованных лиц;
- применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением обоснованных случаев;
- обязательными являются технические регламенты.
3.Виды стандартизации.
Стандартизация проводится при условии соблюдения требований технических регламентов и обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Результатом деятельности по стандартизации является документ - стандарт. (слайд 5)
Различают следующие виды стандартизации: (слайд 6)
- Международная – форма станд-ии, открытая для соответствующих органов различных стран мира и проводимая для облегчения взаимной торговли, культурных, научных и иных связей.
- Государственная – станд-ия, осуществляемая под руководством государственных органов по единым гос. планам стандартизации.
- Региональная – открытая для органов государств одного географического, политического или экономического региона мира.
- Национальная – станд-ия, проводимая в масштабах одного конкретного государства.
- Официальная – завершается созданием, построением, отменой какого-либо документа, имеющего определенный срок действия.
- Административно-территориальная – станд-ия, проводимая в административно-территориальной единице.
В настоящее время на территории Российской Федерации, используются:
- национальные стандарты;
- правила стандартизации;
- нормы и рекомендации в области стандартизации;
- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций
Национальный стандарт применяется на добровольной основе независимо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства и др. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения в областях знаний результатов исследований, измерений и разработок.
Деятельность в области стандартизации координирует национальный орган Российской Федерации по стандартизации - Агентство по техническому регулированию и метрологии.
Национальную систему стандартизации образуют:
- Национальные стандарты
- Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения
- Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации.
- Своды правил
- Участники работ по стандартизации
- Нормативные документы:
К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся: (слайд 7)
- Национальные стандарты (ГОСТ и ГОСТ-Р);
- Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
• Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие эту информацию в соответствии с ее классификацией; порядок разработки, принятия, введения в действие и применения классификаторов устанавливается правительством РФ;
- Стандарты организаций;
- Своды правил.
- Международные стандарты (стандарты ИСО, МЭК и т.д.)
Примерами нормативных документов по стандартизации являются документы, относящиеся к различным уровням: (слайд 8,9)
- Государственный стандарт РФ, ГОСТ Р - стандарт, принятый органом по стандартизации России для применения на территории Российской Федерации.
- Региональный стандарт, ГОСТ - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации, для применения на региональном уровне, например странами СНГ.
- Межгосударственный стандарт, ГОСТ, который также может являться региональным стандартом - стандарт, принятый Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС).
- Международный стандарт ИСО, МЭК, ИСО/МЭК, например, ГОСТ ИСО - стандарт, принятый соответствующими странами членами и членами - корреспондентами международных организаций по стандартизации ИСО.
- Общероссийский классификатор технико-экономической информации, ОК - документ, принятый органом по стандартизации России.
- Отраслевой стандарт, ОСТ - стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого назначения.
- Стандарт предприятия, СТП - стандарт, принятый предприятием применительно к продукции, работам и услугам своего предприятия.
- Стандарт научно - технического, инженерного общества, СТО - стандарт, принятый научно - техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением. Устанавливается, как правило, на новые виды продукции, процессы, методы измерений и испытаний.
- Технические условия, ТУ - документ, разработанный на конкретную продукцию: изделие, материал, вещество и др.
- Правила, ПР - документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические, общетехнические положения, правила, методы выполнения работ, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.
- Рекомендации, Р - документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, содержащий добровольные для применения организационно-технические, общетехнические положения, правила, методы выполнения работ, а также рекомендуемые правила оформления результатов этих работ. Правила и рекомендации действуют на территории РФ.
- Правила по межгосударственной стандартизации, ПМГ имеют такое же назначение, что правила для РФ, но действуют в странах членах МГС, МНКТС.
- Рекомендации по межгосударственной стандартизации, РМГ имеют такое же назначение, что рекомендации для РФ, но действуют в странах членах МГС, МНКТС.
- Регламент - документ, назначение и сфера действия которого оговорена законом о техническом регулировании.
- Методы стандартизации:
Метод стандартизации - прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.
К методам стандартизации относятся: (слайд 10,11)
- систематизация;
- классификация;
- кодирование;
- типизация;
- унификация (основной метод стандартизации);
- ранжирование;
- ограничения;
- селекция;
- симплификация;
- заимствование;
- агрегатирование.
Систематизация - распределение предметов исследования в определенном порядке или последовательности, образующее систему, удобную для использования.
Классификация - разделение множества объектов стандартизации на классификационные группировки по сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с принятыми правилами.
Кодирование - группирование по определенным правилам классификации объектов или групп объектов с присвоением кодов, позволяющим заменить несколькими знаками или символами наименование этих объектов.
Унификация - выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.(основные методы унификации: ограничение(сокращение), типизация, заимствование).
Типизация конструкций деталей - разработка и установление типовых конструкций, содержащих конструктивные параметры, общие для изделий, сборочных единиц и деталей.
Агрегатирование - принцип создания машин, оборудования или приборов из унифицированных стандартных сборочных единиц, устанавливаемых в изделии в различном количестве и комбинациях.
Симплимизация – сокращение наиболее употребляемых элементов до целесообразного минимума. Различают виды симплимизации: типоразмерная, внутритиповая, межтиповая.
Комплексная стандартизация - установление и применение системы взаимосвязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации и его основным элементам, так и к факторам, влияющим на объект, в целях обеспечения оптимального решения конкретной проблемы.
Опережающая стандартизация - установление повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующий планируемый период.
6.Обозначение стандартов
В соответствии с ГОСТ Р 1.5 - 2004 обозначение стандарта состоит:
6.1. Для внесистемных стандартов - из индекса « ГОСТ Р», регистрационного номера и определённых от него тире четырёх цифр года утверждения (принятия) стандарта(года его регистрации).До 2000 года год принятия стандарта указывался двумя последними цифрами этого года.
Для государственных стандартов СССР буква «Р» в обозначении стандарта не пишется. Пример: ГОСТ 2789-83 и ГОСТ 50268-2000
6.2. Для стандартов, входящих в систему (комплекс) общетехнических или
организационно - методологических национальных стандартов РФ, обозначение
данного стандарта формируют при его разработке в порядке, установленном
основополагающим стандартом данной системы. При этом в обозначении стандарта
включают одно - двухразрядный код системы стандартов, отделённый от остальной
цифровой части обозначений точкой.
Пример: ГОСТ Р 22.0 - 94
ГОСТ Р 22.10.1-2001
6.3. Если национальный стандарт РФ разработан и применяется в качестве
межгосударственного стандарта, буква «Р» в обозначении не пишется.
Пример: ГОСТ 16093-2004
6.4. Если национальный стандарт РФ полностью идентичен международному стандарту (ИСО или МЭК), то в его обозначении должна присутствовать ссылка на аналогичный стандарт. При этом, если национальный стандарт РФ имеет тот же номер, то обозначение международной организации пишется после аббревиатуры национального стандарта без буквы Р, а если номера и год принятия стандарта различаются - обозначение международной организации, номер и год утверждения стандарта пишется в скобках после национального стандарта РФ.
Пример: ГОСТ Р МЭК 61097 - 10 - 2004
ГОСТ 16093 - 2004 (ИСО 965-1:1998, ИСО 965-3:1998)
Возможны и другие варианты обозначения стандартов, которые приведены в национальном стандарте РФ ГОСТ Р 1.5 - 2004.
7.Взаимозаменяемость
Взаимозаменяемость можно представить как принцип, утверждающий, что к одной и той же народнохозяйственной цели можно прийти разными путями. Так, например, взаимозаменяемыми материалами для изготовления мелких декоративных и слабонагруженных деталей являются металлы и пластмассы.
В соответствии со стандартом ИСО, взаимозаменяемость объекта означает возможность быть использованным без модификаций вместо другого для выполнения тех же требований. В зависимости от конкретных условий следует использовать определения «функциональная взаимозаменяемость» или «размерная взаимозаменяемость».
В машиностроении взаимозаменяемостью называют свойство деталей или узлов машин, агрегатов, механизмов, аппаратов и других технических конструкций, позволяющее заменять их или монтировать при сохранении всех требований, предъявляемых к работе данного узла, механизма, машины или конструкции в целом. Лишь при обеспечении взаимозаменяемости возможно широкое кооперирование производства в масштабах не только одной, но и нескольких стран, основанное на изготовлении деталей и узлов одних и тех же машин на различных специализированных предприятиях.
Взаимозаменяемость называется полной, если она обусловливает изготовление одинаковых по назначению, конструкции и размерам деталей, полностью отвечающих качественным и физическим требованиям и соответствующих тем рабочим местам в механизмах, которые они должны занимать без дополнительной обработки.
Полная взаимозаменяемость является наиболее перспективной и обладает следующими достоинствами: простотой сборки, которая сводиться к простому соединению деталей работниками невысокой квалификации, широкой возможностью автоматизации сборочных работ, возможностью широкого кооперирования специализированных заводов по изготовлению отдельных деталей, узлов, агрегатов, простотой ремонтных работ (вышедшую из строя деталь можно быстро заменить), полной (100%) годностью собираемых изделий (машин).
Полная взаимозаменяемость требует высокой точности изготовления деталей, а следовательно, их высокой стоимости. Это можно отнести к недостаткам полной взаимозаменяемости.
В ряде случаев возникает необходимость в применении неполной взаимозаменяемости, которая может быть двух видов:
1. Допускающая изготовление некоторого количества невзаимозаменяемых деталей – частичная взаимозаменяемость.
Для случая, когда 1% деталей не взаимозаменяем, взаимозаменяемость называют 99% - й. При использовании этого вида взаимозаменяемости некоторая доля узлов, сборочных единиц может оказаться не годной.
Преимуществами частичной взаимозаменяемости являются: простота сборки, возможность автоматизации сборки, возможность кооперирования специализированных заводов, пониженная точность, а соответственно и стоимость изделий по сравнению с полной взаимозаменяемостью.
К недостаткам этого вида взаимозаменяемости относятся: неполная (менее 100%) годность изделий, необходимость подбора или подгонки при их замене в процессе ремонта изделий.
Неполная взаимозаменяемость, допускающая изготовление некоторого количества невзаимозаменяемых деталей (частичная взаимозаменяемость), является наиболее распространенным видом взаимозаменяемости для машин, эксплуатация которых не связана с опасностью для жизни.
2. Неполная взаимозаменяемость, допускающая неполное (неокончательное) изготовление отдельных параметров детали называется ограниченной взаимозаменяемостью.
Особенность (преимущество) этого вида взаимозаменяемости заключается в низкой точности и, как следствие, малой стоимости деталей.
Недостаток – в повышенной сложности сборки и замены деталей при ремонте. Этот вид взаимозаменяемости требует дополнительной работы при сборке.
Ограниченная взаимозаменяемость, заключающаяся в доработке и пригонке деталей, широко применяется в индивидуальном и мелкосерийном производствах. В современном машиностроении этот вид применяется и в массовом производстве при конвейерной сборке, если операции пригонки менее трудоемки, чем обеспечение полной взаимозаменяемости. Ограниченная взаимозаменяемость, заключающаяся в подборе деталей, широко применяется в подшипниковой промышленности.
В зависимости от условий применения изделий взаимозаменяемость может быть внутренней и внешней.
Внутренняя взаимозаменяемость – взаимозаменяемость деталей (узлов), применяемых на предприятии и входящих в изделие, выпускаемое предприятием, независимо от того, изготавливается деталь (узел) данным заводом или приобретается готовой.
Внешняя взаимозаменяемость – взаимозаменяемость выходных параметров изделий для предприятий, изготавливающих эти изделия.
V. Первичное закрепление знаний. (8 мин)
Фронтальная работа обучающихся. (слайд 12)
Нормативные документы предлагается разделить по видам на нормативно-технические, регламентирующие параметры продукции, общетехнические и нормативно-технологические, определяющие общие требования к продукции и к условиям ее производства, нормативно-методические, устанавливающие положения и нормы обще методического характера.
(карточка-задание)
Виды нормативных документов | Категории нормативных документов и сферы их действия | |||
федеральный | отраслевой | региональный (территориальный) | местный (предприятия) | |
Нормативно-технические | ГОСТ, СТО , ИСО, МЭК | ОСТ | ТСН | ТУ, СТП |
Общетехнические и нормативно-технологические | ГОСТ, СТО | ОСТ, СП | ТСН, ОК | СТП |
Нормативно-методические | ГОСТ, СТО | ОСТ | ТСН | СТП |
VI. Подведение итогов урока (3 мин.)
• Выставление оценок обучающимся.
• Оценивание урока обучающимися.
VII. Домашнее задание : ( 2 мин.) ( слайд 13)
1. Параграф 3.1.
2. Конспект урока.
3. Литература – учебная, информационная, справочная, техническая.
Использованные ресурсы. (слайд 14)
• Сергей Алексеевич Зайцев, Алексей Куранов, Андрей Толстов «Допуски и технические измерения», серия: "Профессиональное образование (Академия)". Учебник для учащихся НПО. Издательство "Академия", 2014г.
• Багдасарова Татьяна Ануфриевна. Допуски и технические измерения. Рабочая тетрадь. Издательство "Академия", 2014г.
Вышнепольский И.С. Техническое черчение. Учебник для учащихся НПО. Издательство Москва, 2009 г.
• http://www.academia-moscow.ru/off-line/eor/methodical_support/eor_methodical/metrology.pdf - Е. Н. Соколова «Методические рекомендации по использованию электронного приложения « Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении» в учебном процессе.
Приложение:
• план – конспект открытого урока
• презентация урока
• карточки – задания для выполнения домашней работы
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ
Профессия: ОКПР 18809 Станочник широкого профиля.
Дисциплина: Технические измерения
Образовательное учреждение: СПб ГБПОУ КСиПТ
Преподаватель – Боталова Яна Викторовна
Раздел 1 . «Общие сведения о размерах и сопряжениях»
Тема урока: « Понятие о линейных размерах и отклонениях»
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока:
Обучающая: изучить основные понятия о линейных размерах, отклонениях .
Задачи:
Образовательные:
- формирование знаний о линейных размерах, отклонениях ;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Развивающие:
1. формирование умений применять теоретические знания в расчетах.
Воспитывающие:
1. воспитывать интерес к изучению предмета и осознание ее важности в профессии.
Вид проверки: индивидуальный, фронтальный Метод контроля: устный, письменный
Средства контроля: самостоятельная работа
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий.
Ожидаемый результат:
Уметь:
- определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации.
Знать:
- основные термины и определения линейных размеров и отклонений.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: математика
Методическое оснащение урока: компьютер, проектор, демонстрационный экран.
Инструменты и принадлежности для работы:
Для преподавателя:
Учебно – методическая документация: план – конспект урока, презентация.
Для обучающихся: рабочая тетрадь, раздаточный материал
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Методы обучения |
| 2 мин. | Проверка присутствующих обучающихся на уроке, выяснение причин отсутствия. | Староста докладывает о готовности группы к уроку. | Словесный |
-Актуализация опорных знаний; -Объявление темы и обучающей цели урока; -Изложение нового материала | 30мин. 10мин. 1мин.
19мин | Проверка материала по пройденной теме «Стандартизация» Сообщение темы урока, его цели и задач; Высвечивание на экране через проектор тему и цели урока Изложение нового материала. Объявление ожидаемых результатов по итогам урока. | Индивидуальная работа по карточке на листке бумаги, после выполнения листок с работой сдают преподавателю. Слушают, вникают, записывают в рабочих тетрадях. Слушают, вникают, записывают в рабочих тетрадях. | Частично-поисковый Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование |
3.Текущий инструктаж -Первичная проверка усвоения знаний и умений. | 8мин | Раздача карточек-заданий. | Обучающиеся в рабочую тетрадь записывают ответы на поставленные вопросы По приглашению преподавателя один обучающийся выходит к доске. Проверяют ошибки, сверяются с ответами с доски. | Практический |
4. Заключительный инструктаж Рефлексия | 3мин | Анализ выполнения плана урока и достижение его цели. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Комментарии.
Что вы хотите пожелать преподавателю? | Принимают активное участие в анализе самостоятельной работы по тематике урока Слушают, запоминают. Отвечают, благодарят за урок, высказывают пожелания. | Анализ проявления инициативности, самооценка по этапам проведения урока: - орг. момент; - обобщение изученного материала; - изучение нового материала; - закрепление; - подведение итогов; - домашнее задание. |
5.Домашнее задание Завершение урока | 2мин | 1. Конспект урока. 2. Литература – учебная, информационная, справочная, техническая. 3. Подготовиться к устному опросу. 4. Параграф 3.2. | Записывают задания в тетрадях. | Словесный |
Ход урока
I. Организационный момент. (2 мин.)
• приветствие;
• проверка явки обучающихся;
• проверка готовности обучающихся к уроку.
I I. Сообщение темы и цели урока. (1 мин.) слайд (1)
Тема урока: « Понятие о линейных размерах и отклонениях»
Цель урока: Формирование профессиональных знаний и навыков о линейных размерах, отклонениях .
III. Актуализация знаний обучающихся (10 мин.)
Самостоятельная работа обучающихся по карточке
Задание 1 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Стандартизация- это:
Ответ: 1. Документ, принятый органами власти.
2. Совокупность взаимосвязанных стандартов.
3. Деятельность по установлению норм, требований, характеристик.
4. Документ, в котором устанавливаются характеристики продукции.
Задание 2 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Нормативный документ, который утверждается региональной организацией по стандартизации
Ответ: 1. Международный стандарт
2. Национальный стандарт
3. Межгосударственный стандарт
4. Региональный стандарт
Задание 3 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Нормативный документ, разрабатываемый на продукцию, и подлежащий согласованию с заказчиком (потребителем).
Ответ: 1. Национальный стандарт
2. Технический регламент
3. Стандарт организаций
4. Технические условия
Задание 4 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Организация по стандартизации, в которую входят все страны бывшего Советского Союза кроме Прибалтики
Ответ: 1. Международная стандартизация
2. Региональная стандартизация
3. Межгосударственная стандартизация
4. Национальная стандартизация
Задание 5 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.
Ответ: 1. Безопасность
2. Совместимость
3. Взаимозаменяемость
4. Унификация
Задание 6 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Свойство одних и тех же деталей, узлов или агрегатов машин, позволяющее устанавливать детали (узлы, агрегаты) в процессе сборки или заменять их без предварительной подгонки при сохранении всех требований, предъявляемых к работе узла, агрегата и конструкции в целом.
Ответ: 1. Внешняя взаимозаменяемость
2. Взаимозаменяемость
3. Полная взаимозаменяемость
4. Внутренняя взаимозаменяемость
Задание 7 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Метод стандартизации, который заключается в сокращении типов изделий в рамках определенной номенклатуры до такого числа, которое является достаточным для удовлетворения существующей потребности на данное время.
Ответ: 1. Симплификация
2. Систематизация
3. Классификация
4. Параметрическая стандартизация
Задание 8 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Метод стандартизации, заключающийся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время
Ответ: 1. Типизация
2. Опережающая стандартизация
3. Агрегатирование
4. Комплексная стандартизация
После сдачи выполненного задания преподавателю, проверка ответов (слайд 2,3)
IV. Изложение нового материала. (19 мин.)
Размер – числовое значение линейной величины (диаметра, длины, высоты и т.п.) в выбранных единицах. Размеры разделяются на свободные и сопрягаемые. Свободные – конструктивно необходимые поверхности, не предназначенные для соединения с поверхностями других деталей. Сопрягаемые – размеры по которым детали соприкасаются, образуя подвижные или неподвижные соединения.
Размеры подразделяются на истинные, действительные, предельные, номинальные.
В соединении элементов двух деталей один из них является внутренним (охватывающим), другой – наружным (охватываемым). В системе допусков и посадок гладких соединений наружный элемент условно называется валом, внутренний – отверстием. Термины «отверстие» и «вал» применяют и к несопрягаемым элементам. ( слайд4 )
ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РАЗМЕРОВ И ОТКЛОНЕНИЙ
Вал – термин, условно применяемый для обозначения наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы. (слайд 5)
Размеры валов
Отверстие – термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы. (слайд 6)
Размеры отверстий
Размеры, не относящиеся к отверстиям и валам
Линейный размер – это числовое значение линейной величины (диаметра, длины) в выбранных единицах измерения (мм – по принятой метрической системе). (слайд7)
Линейные размеры (валов d, l, h, отверстий H, D, L)
Линейные размеры делятся на:
номинальные,
— действительные,
— предельные.
Номинальный размер (Dн, dн) - размер, полученный конструктором при проектировании машины в результате расчётов (на прочность, жёсткость, износостойкость) или с учётом различных конструктивных, технологических и эксплуатационных соображений, проставленный на чертеже. Относительно номинального размера определяются отклонения.
Действительный размер (Dд, dд) – размер, полученный в процессе обработки и установленный измерением с допустимой погрешностью.
Предельные размеры – два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер.
Устанавливаются два предельных размера:
—наибольший предельный размер (Dmax, dmax) –наибольший допустимый размер элемента;
—наименьший предельный размер (Dmin, dmin) – наименьший допустимый размер элемента (слайд8)
Предельные размеры валов и отверстий (слайд 9,10)
Нулевая линия – линия соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок.
Отклонение – алгебраическая разность между размером действительным или предельным и соответствующим номинальным размером. Отклонения, в отличие от размеров, которые всегда выражаются положительными числами, могут быть и положительными (со знаком «+»), если размер больше номинального, и отрицательными (со знаком «−»), если размер меньше номинального. Если размер равен номинальному размеру, то его отклонение равно нулю.
Различают:
— действительное отклонения,
— верхнее предельное отклонение,
— нижнее предельное отклонение.
Действительное отклонение (ЕД, ед) – алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами:
для отверстия:
Eд = Dд – Dн (1);
для вала:
eд = dд–dн (2).
Верхнее предельное отклонение (ES, es) – алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами:
для отверстия:
ES = Dmax – Dн (3);
для вала:
es = dmax – dн (4).
Нижнее предельное отклонение ( EI, ei) – алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами:
для отверстия:
EI = Dmin – Dн (5);
для вала:
ei = dmin – dн (6).
Из формул 1 -6 следует:
Dmax = Dн + ES;
Dmin = Dн + EI ;
dmax= dн + es;
dmin = dн + ei.
Основное отклонение – одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. Основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии.
Допуском Т (слайд 11) называется разность между наибольшим и наименьшим допустимыми значениями того или иного параметра. Он равен также алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями. Допуск – величина всегда положительная. Он определяет заданную точность изготовления. Чем меньше допуск, тем точнее должен быть изготовлен элемент детали и тем труднее, сложнее и потому дороже его изготовление. Чем больше допуск, тем грубее требования к элементу детали и тем проще и дешевле его изготовление.
Пример
1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) .
1) dmax = d + es = 24 + (+0,015) = 24,015 мм;
dmin = d + ei = 24 + (+0,002) = 24,002 мм;
2) dmax = d + es = 40 + (- 0,025) = 39,975 мм;
dmin = d + ei = 40 + (- 0,050) = 39,950 мм;
3) Dmax = D + ES = 32 + (+0,007) = 32,007 мм;
Dmin = D + EI = 32 + (- 0,018) = 31,982 мм;
4) Dmax = D + ES = 12 + (+0,027) = 12,027 мм;
Dmin = D + EI = 12 + 0 = 12 мм;
5) dmax = d + es = 78 + 0 = 78 мм;
dmin = d + ei = 78 + (- 0,046) = 77,954 мм;
6) dmax = d + es = 100 + (+0,5) = 100,5 мм;
УСЛОВИЕ ГОДНОСТИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО РАЗМЕРА ДЕТАЛИ (слайд 12,13)
Действительный размер годен в том случае, когда он окажется в интервале между наибольшим и наименьшим предельными размерами, или равен любому из них.
Для отверстия:
Dmin ≤ Dд ≤ Dmax .
Для вала:
dmin ≤ dд ≤ dmax
Если вышеуказанные условия не выполняются, то размер брак.
Существуют два вида брака:
— неисправимый (окончательный) брак –брак, который нельзя исправить;
— исправимый брак – действительный размер можно исправить обработкой.
●Для отверстия:
Брак исправимый, если Dд < Dmin.
Брак неисправимый, если Dд > Dmax.
● Для вала:
Брак исправимый, если dд > dmax.
Брак неисправимый, если dд < dmin.
Пример
1)Определите годность вала по результатам измерения, если на чертеже проставлен размер а действительный размер равен 25,0 мм.
dmax = dн + es = 25 + (- 0,025) = 24,975 мм;
dmin = dн + ei = 25 + (- 0,050) = 24,950 мм.
Заключение о годности:
брак, так как не выполняется условие dmin ≤ dд ≤ dmax;
брак исправимый, так как выполняется условие dд > dmax.
2) Определите годность отверстия по результатам измерения, если на чертеже проставлен размер а действительный размер равен 35,030 мм.
Dmax = Dн + ES = 35 + 0,021 = 35,021 мм;
Dmin = Dн + EI = 35 + 0 = 35,0 мм.
Заключение о годности:
брак, так как не выполняется условие Dmin ≤ Dд ≤ Dmax ;
брак неисправимый, так как выполняется условие Dд > Dmax .
V. Первичное закрепление знаний. (8 мин)
Фронтальная работа обучающихся. (слайд 14)
Пример 1. Прочитайте размер . Определите годность детали.
Номинальный размер: 10,0 мм;
Верхнее предельное отклонение: +0,002 мм;
Нижнее предельное отклонение: -0,007 мм;
Наибольший предельный размер: 10,0 + 0,002 = 10,002 мм;
Наименьший предельный размер: 10,0 + (-0,007) = 9,993 мм;
Допуск: 10,002 – 9,993 = 0,009мм или 0,002 – (- 0,007) = 0,009 мм.
Пример 2. Прочитайте размер Ø60-0,040. Определите годность детали.
Номинальный размер: 60,0 мм;
Верхнее предельное отклонение: 0 мм;
Нижнее предельное отклонение: -0,040 мм;
Наибольший предельный размер: 60,0 + 0 = 60,00 мм;
Наименьший предельный размер: 60,0 + (-0,040) = 59,96 мм;
Допуск: 60,00 – 59,96 = 0,04мм или 0 – (- 0,04) = 0,04 мм.
Пример 3. Прочитайте размер. Определите годность детали.
Номинальный размер: 50,0 мм;
Верхнее предельное отклонение: +0,060 мм;
Нижнее предельное отклонение: 0 мм;
Наибольший предельный размер: 50,00 + 0,06 = 50,06 мм;
Наименьший предельный размер: 50,00 + 0 = 50,00 мм;
Допуск: 50,06 – 50,00 = 0,06мм или 0,06 – 0 = 0,06 мм.
VI. Подведение итогов урока (3 мин.)
• Выставление оценок обучающимся.
• Оценивание урока обучающимися.
VII. Домашнее задание : ( 2 мин.) ( слайд 15)
1. Параграф 3.2
2. Конспект урока;
3. Литература – учебная, информационная, справочная, техническая.
4. Подготовка к устному опросу.
- Почему при изготовлении изделий неизбежны погрешности размеров?
- В чём разница между номинальным и действительным размерами?
- Какие размеры называют предельными?
- Как связаны между собой предельный размер, номинальный размер и предельное отклонение?
- Что определяет допуск?
- Как связаны между собой предельные размеры и допуск?
- Как связаны между собой предельные отклонения и допуск?
- Как понимать обозначение 50-0.39 на чертеже? Чему в этом случае равно верхнее отклонение?
- Как понимать обозначение 75+0.030 на чертеже? Чему в этом случае равно нижнее отклонение?
- Какие элементы деталей имеют обобщённое название «отверстие»? Приведите конкретные примеры.
- Какие элементы деталей имеют обобщенное название «вал»? Приведите конкретные примеры.
- Как графически изображаются размеры, отклонения и поле допуска? Что на схеме обозначает нулевая линия?
- В чём различие между понятиями «допуск» и «поле допуска»?
- Сформулируйте условия годности действительного размера вала.
- Сформулируйте условия годности действительного размера отверстия.
- В каком случае действительный размер, равный номинальному, окажется бракованным.
Использованные ресурсы. (слайд 16)
• Сергей Алексеевич Зайцев, Алексей Куранов, Андрей Толстов «Допуски и технические измерения», серия: "Профессиональное образование (Академия)". Учебник для учащихся НПО. Издательство "Академия", 2014г.
• Багдасарова Татьяна Ануфриевна. Допуски и технические измерения. Рабочая тетрадь. Издательство "Академия", 2014г.
Вышнепольский И.С. Техническое черчение. Учебник для учащихся НПО. Издательство Москва, 2009 г.
• http://studme.org/13250209/tovarovedenie/ponyatie_razmerah_otkloneniyah - сайт «Понятие о размерах и отклонениях»
Приложение:
• план – конспект открытого урока;
• презентация урока;
• карточки – задания для выполнения письменной работы на уроке;
- карточка с вопросами по пройденной теме к следующему уроку.
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ
Профессия: ОКПР 18809 Станочник широкого профиля.
Дисциплина: Технические измерения
Образовательное учреждение: СПб ГБПОУ КСиПТ
Преподаватель – Боталова Яна Викторовна
Раздел 1 . «Общие сведения о размерах и сопряжениях»
Тема урока: «Посадки . Графическое изображение посадок»
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока:
Обучающая: формирование знаний и умений для определения параметров различных типов посадок; анализировать схемы расположения полей допусков для посадок различных типов.
Задачи:
Образовательные:
1. в результате учебного занятия обучающиеся должны объяснять основные виды размеров и отклонений на чертежах; раскрывать суть понятий «допуск», «поле допуска»; анализировать действительные размеры для определения брака.
Развивающие:
1. развитие у учащихся умения сравнивать, систематизировать, обобщать полученные знания.
Воспитывающие:
1.воспитание трудолюбия, дисциплинированности, интереса к выбранной профессии, интереса к изучаемому предмету.
Вид проверки: фронтальный Метод контроля: устный , письменный.
Средства контроля: устные вопросы, письменная работа
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий.
Ожидаемый результат:
Уметь:
- выбирать посадки с натягом, зазором, переходные;
- графически изображать поля допусков.
Знать:
- основные виды посадок и их графическое изображение.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: техническое черчение , математика
Методическое оснащение урока: компьютер, проектор, демонстрационный экран.
Инструменты и принадлежности для работы:
Для преподавателя:
Учебно – методическая документация: план – конспект урока, презентация.
Для обучающихся: рабочая тетрадь, раздаточный материал
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Методы обучения |
| 2 мин. | Проверка присутствующих обучающихся на уроке, выяснение причин отсутствия. | Староста докладывает о готовности группы к уроку. | Словесный |
-Актуализация опорных знаний; -Объявление темы и обучающей цели урока; -Изложение нового материала; | 28 мин. 5мин. 1мин.
22мин | Проверка материала по пройденной теме «Схемы расположения отклонений для валов и отверстий » Сообщение темы урока, его цели и задач; Высвечивание на экране через проектор тему и цели урока Изложение нового материала. Объявление ожидаемых результатов по итогам урока. | Заполняют таблицу. Заполненную таблицу сдают на проверку преподавателю. Слушают, вникают, записывают в рабочих тетрадях. Слушают, вникают, записывают в рабочих тетрадях. | Словесный Практический Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование |
3.Текущий инструктаж -Первичная проверка усвоения знаний и умений. | 10мин | Раздача карточек-заданий. | Обучающиеся в рабочей тетради делают расчеты посадок. Делают схемы расположения посадок. По приглашению преподавателя один обучающийся выходит к доске. Проверяют ошибки, сверяются с ответами с доски. | Практический |
4. Заключительный инструктаж Рефлексия | 3мин | Анализ выполнения плана урока и достижение его цели. Сдают на проверку домашнее задание, составленную таблицу основных терминов и их определений. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Комментарии.
Что вы хотите пожелать преподавателю? | Принимают активное участие в анализе урока. Сдают домашнее задание. Слушают, запоминают. Отвечают, благодарят за урок, высказывают пожелания. | Анализ проявления инициативности, самооценка по этапам проведения урока: - орг. момент; - обобщение изученного материала; - изучение нового материала; - закрепление; - подведение итогов; - домашнее задание. |
5.Домашнее задание Завершение урока | 2мин | 1. Параграф 3.4. 2. Конспект урока. 3. Литература – учебная, информационная, справочная, техническая. 4. Изобразить графическое изображение переходной посадки. | Записывают задания в тетрадях. | Частично-поисковый |
Ход урока
I. Организационный момент. (2 мин.)
• приветствие;
• проверка явки обучающихся;
• проверка готовности обучающихся к уроку.
I I. Сообщение темы и цели урока. (1 мин.) слайд (1)
Тема урока: «Посадки . Графическое изображение посадок»
Цель урока: формирование знаний и умений для определения параметров различных типов посадок; анализировать схемы расположения полей допусков для посадок различных типов.
III. Актуализация знаний обучающихся (5 мин.)
Фронтальный опрос (слайд 2)
- Задание . Определите годность размеров валов по результатам измерений; установите вид брака в случае его наличия.
Варианты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Размеры, проставленные на чертеже, мм | 15±0,01 | |||||
Действительные размеры, мм | 15,03 | 14,96 | 15,015 | 15,02 | 15,0 | 15,0 |
Заключение о годности | ||||||
Вид брака |
IV. Изложение нового материала. (22 мин.)
Посадка – характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
Номинальный размер посадки – номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.
СХЕМА ОСНОВНЫХ ПОЛЕЙ ДОПУСКОВ
Допуск посадки – сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение. (слайд3)
Различают посадки:
— с зазором;
— с натягом;
— переходные.
ПОСАДКА С ЗАЗОРОМ (слайд4)
Посадка с зазором – посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т. е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему.
В соединениях с зазором определяют следующие основные параметры:
— наибольший зазор (Smax) – разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала в посадке с зазором или в переходной посадке:
Smax = Dmax – dmin = ES – ei ;
— наименьший зазор (Smin) – разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала в посадке с зазором:
Smin = Dmin – dmax = EI – es ;
— средний зазор (Sср): Sср = (Smax + Smin) ⁄ 2 .
Зазор – разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала.
Пример . Рассчитайте предельные размеры отверстия и вала, допуски отверстия и вала, зазоры или натяги, определите характер соединения, допуск посадки, если на чертеже указан размер Ø55H7/ f7; изобразите схему посадки. (слайд 5,6)
Отверстие:
Номинальный размер Ø55 мм;
Верхнее предельное отклонение ES = +0,030мм (табличное значение);
Нижнее предельное отклонение EI = 0 (табличное значение).
Предельные размеры отверстия, мм:
Dmax = Dн + ES = 55 + 0,030 = 55,030 мм;
Dmin = Dн + EI = 55 + 0 = 55,000 мм.
Допуск отверстия, мм:
ТD = Dmax – Dmin = 55,030 – 55.000 = 0,030 мм
Вал:
Номинальный размер Ø55 мм;
Верхнее предельное отклонение es = - 0.030 мм (табличное значение);
Нижнее предельное отклонение ei = - 0.060 мм (табличное значение).
Предельные размеры вала, мм:
dmax = dн + es = 55 +(- 0,030) = 54,970 мм;
dmin = dн + ei = 55 + (- 0,060) = 54,940 мм.
Допуск вала, мм:
Тd = dmax – dmin = 54.970 – 54.940 = 0,030 мм.
Посадка с зазором, так как размеры вала меньше размеров отверстия.
Зазоры в посадке этих деталей, мм:
Smax = Dmax – dmin = 55,030 – 54.940 = 0,090 мм;
Smin = Dmin – dmax = 55.000 – 54.970 = 0,030 мм.
Допуск посадки с зазором, мм:
TS = Smax – Smin = 0,090– 0,030 = 0,06 мм,
или TS = TD + Td = 0.030 + 0.030 = 0.06 мм
Схема расположения полей допусков:
Схема посадки с зазором Ø55H7/ f7.
ПОСАДКА С НАТЯГОМ (слайд7,8)
Посадка с натягом – посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т. е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему.
В соединениях с натягом определяют следующие основные параметры:
— наибольший натяг (Nmax) – разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом или в переходной посадке:
Nmax = dmax – Dmin = es – EI ;
— наименьший натяг (Nmin) – разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом: Nmin = dmin – Dmax = ei – ES ;
— средний натяг (Nср): Nср = (Nmax + Nmin) ⁄ 2 .
● При графическом изображении посадки с натягом поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала.
● К посадкам с натягом относятся и такие посадки, у которых нижняя граница поля допуска вала совпадает с верхней границей поля допуска отверстия, т.е. Dmax = dmin. В этом случае Nmin = 0.
Посадка с натягом
Пример . Рассчитайте предельные размеры отверстия и вала, допуски отверстия и вала, зазоры или натяги, определите характер соединения, допуск посадки, если на чертеже указан размер Ø55H7/ p6; изобразите схему посадки. (слайд 9,10,11)
Отверстие:
Номинальный размер Ø55 мм;
Верхнее предельное отклонение ES= +0,030мм (табличное значение);
Нижнее предельное отклонение EI= 0 (табличное значение).
Предельные размеры отверстия, мм:
Dmax = Dн + ES = 55 + 0,030 = 55,030 мм;
Dmin = Dн + EI = 55 + 0 = 55, 000 мм.
Допуск отверстия, мм:
ТD = Dmax – Dmin = 55,030 – 55,000 = 0,030 мм.
Вал:
Номинальный размер Ø55 мм;
Верхнее предельное отклонение es = + 0.051 мм (табличное значение);
Нижнее предельное отклонение ei = + 0.032 мм (табличное значение).
Предельные размеры вала, мм:
dmax = dн + es = 55 + 0,51 = 55,051 мм;
dmin = dн + ei = 55 + 0,032 = 55.032 мм.
Допуск вала, мм:
Тd = dmax – dmin = 55.051 – 55.032 = 0,019 мм.
Посадка с натягом, так как размеры вала больше размеров отверстия.
Натяги в посадке этих деталей, мм:
Nmax = dmax – Dmin = 55,051 – 55,000 = 0,051 мм;
Nmin = dmin – Dmax = 55,032 – 55,030 = 0,002 мм.
Допуск посадки с натягом, мм:
TN = Nmax – Nmin = 0,051 – 0,002 = 0,049 мм,
или TN = TD + Td = 0,030 + 0,019 = 0, 049мм.
Схема расположения полей допусков:
Схема посадки с натягом Ø55H7/ p6.
ПЕРЕХОДНАЯ ПОСАДКА (слайд 12)
Переходная посадка– посадка, при которой возможно получить как зазор, так и натяг в соединении в зависимости от действительных размеров отверстия и вала.
- При графическом изображении поля допусков отверстия и вала перекрываются полностью или частично.
- В конкретном сопряжении может быть либо зазор, либо натяг. Переходная посадка представляет собой характеристику партии сопряжений с большей или меньшей вероятностью зазоров и натягов.
Переходная посадка
Пример . Рассчитайте предельные размеры отверстия и вала, допуски отверстия и вала, зазоры или натяги, определите характер соединения, допуск посадки, если на чертеже указан размер Ø55H7/ m6; изобразите схему посадки. (слайд 13,14)
Отверстие:
Номинальный размер Ø55 мм;
Верхнее предельное отклонение ES= +0,030 мм (табличное значение);
Нижнее предельное отклонение EI= 0 (табличное значение).
Предельные размеры отверстия, мм:
Dmax = Dн + ES = 55 + 0,030 = 55,030 мм;
Dmin = Dн + EI = 55 + 0 = 55,000 мм.
Допуск отверстия, мм:
ТD = Dmax – Dmin = 55,030 – 55,000 = 0,030 мм.
Вал:
Номинальный размер Ø55 мм;
Верхнее предельное отклонение es = + 0.030 мм (табличное значение);
Нижнее предельное отклонение ei = + 0.011 мм (табличное значение).
Предельные размеры вала, мм:
dmax = dн + es = 55 + 0,030 = 55.030 мм;
dmin = dн + ei = 55 + 0,011 = 50.011 мм.
Допуск вала, мм:
Тd = dmax – dmin = 55.030 – 55.011 = 0,019 мм.
Посадка переходная, так как поля допусков отверстия и вала пересекаются полностью.
Натяг и зазор в посадке, мм:
Smax = Dmax – dmin = 55,030 – 55,011 = 0,019 мм;
Nmax = dmax – Dmin = 55,030 – 55,000 = 0,030 мм.
Допуск посадки, мм:
TS(N) = Smax + Nmax = 0.019 + 0.030 = 0.049 мм,
Или TS(N) = TD + Td = 0,030 + 0,019 = 0,049 мм.
Схема расположения полей допусков:
Схема переходной посадки Ø55H7/ m6
ГРАФИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПОЛЯ ДОПУСКА (слайд15)
- От нулевой линии откладываются верхнее предельное и нижнее предельное отклонение.
- Относительно нулевой линии проводятся небольшие по длине (одинаковые по размеру) параллельные линии, соответствующие величинам отклонений.
- Эти линии соединяются перпендикулярными линиями.
- Полученный прямоугольник – это поле допуска размера.
Принятые обозначения (слайд16)
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ | ПАРАМЕТРЫ | |
ОСНОВНЫЕ | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ | |
D | Dн, Dmax, Dmin, Dд | Размеры отверстия (номинальный, наибольший, наименьший, действительный) |
d | dн, dmax, dmin, dд | Размеры вала (номинальный, наибольший, наименьший, действительный) |
L | Lн, Lmax, Lmin,Lд | Длина элемента (номинальная, наибольшая, наименьшая, действительная) |
E | ES, EI, Eд | Отклонение размера отверстия (верхнее, нижнее, действительное) |
e | es, ei, eд | Отклонение размера вала (верхнее, нижнее, действительное) |
S | Smax, Smin, Sд, Sср | Зазор (наибольший, наименьший, действительный, средний) |
N | Nmax, Nmin, Nд, Nср | Натяг (наибольший, наименьший, действительный, средний) |
T | TD, Td, TS, TN | Допуск (отверстия, вала, посадки с зазором, посадки с натягом) |
IT | IT1, IT2 и т. д. | Допуск размера по соответствующему квалитету |
V. Первичное закрепление знаний. (10мин)
Фронтальная работа обучающихся. (слайд 17)
Пример . Рассчитайте предельные размеры отверстия и вала, допуски отверстия и вала, зазоры или натяги, определите характер соединения, допуск посадки, если на чертеже указан размер ; изобразите схему посадки.
VI. Подведение итогов урока (3 мин.)
• Выставление оценок обучающимся.
• Оценивание урока обучающимися.
VII. Домашнее задание : ( 2 мин.) ( слайд 18)
1. Параграф 3.4.
2. Конспект урока.
3. Литература – учебная, информационная, справочная, техническая.
4. Изобразить графическое изображение переходной посадки.
Использованные ресурсы. (слайд 19)
• Сергей Алексеевич Зайцев, Алексей Куранов, Андрей Толстов «Допуски и технические измерения», серия: "Профессиональное образование (Академия)". Учебник для учащихся НПО. Издательство "Академия", 2014г.
• Багдасарова Татьяна Ануфриевна. Допуски и технические измерения. Рабочая тетрадь. Издательство "Академия", 2014г.
Вышнепольский И.С. Техническое черчение. Учебник для учащихся НПО. Издательство Москва, 2009 г.
• http://www.russnab.ru/books/Dopuski_i_posadki.pdf - сайт «Допуски и посадки»
Приложение:
• план – конспект открытого урока;
• презентация урока.
- карточка-задание
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ
Профессия: ОКПР 18809 Станочник широкого профиля.
Дисциплина: Технические измерения
Образовательное учреждение: СПб ГБПОУ КСиПТ
Преподаватель – Боталова Яна Викторовна
Раздел 1 . «Общие сведения о размерах и сопряжениях»
Тема урока: «Понятие о системах допусков. Графическое изображение посадок в системе отверстия. ЕСДП»
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока:
Обучающая: сформировать знания и умения о системе допусков.
Задачи:
Образовательные:
- в результате обучающиеся должны сформировать понятие о системе допусков.
Развивающие:
1. развитие у учащихся умения сравнивать, систематизировать, обобщать полученные знания.
Воспитывающие:
1.воспитание трудолюбия, дисциплинированности, интереса к выбранной профессии, интереса к изучаемому предмету.
Вид проверки: фронтальный Метод контроля: устный , письменный.
Средства контроля: устные вопросы, письменная работа
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий.
Ожидаемый результат:
Уметь:
- графически изображать поля допуска .
Знать:
- систему допусков и посадок.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: техническое черчение , математика
Методическое оснащение урока: компьютер, проектор, демонстрационный экран.
Инструменты и принадлежности для работы:
Для преподавателя:
Учебно – методическая документация: план – конспект урока, презентация.
Для обучающихся: рабочая тетрадь, раздаточный материал
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Методы обучения |
| 2 мин. | Проверка присутствующих обучающихся на уроке, выяснение причин отсутствия. | Староста докладывает о готовности группы к уроку. | Словесный |
-Актуализация опорных знаний; -Объявление темы и обучающей цели урока; -Изложение нового материала | 28 мин. 5мин. 1мин.
22мин | Проверка материала по пройденной теме Устный опрос «Посадки . Графическое изображение посадок» Сообщение темы урока, его цели и задач; Высвечивание на экране через проектор тему и цели урока Изложение нового материала. Объявление ожидаемых результатов по итогам урока. | Отвечают устно на поставленные вопросы Слушают, вникают, записывают в рабочих тетрадях. Слушают, вникают, записывают в рабочих тетрадях. | Словесный Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование |
3.Текущий инструктаж -Первичная проверка усвоения знаний и умений. | 10мин | Раздача карточек-заданий. | Устно отвечают на вопросы и в рабочей тетради делают расчеты посадок и выясняют, в какой системе изготовлен вал или отверстие. Делают схемы расположения посадок. По приглашению преподавателя один обучающийся выходит к доске. Проверяют ошибки, сверяются с ответами с доски. | Словесный Практический |
4. Заключительный инструктаж Рефлексия | 3мин | Анализ выполнения плана урока и достижение его цели. Сдают на проверку домашнее задание, составленную таблицу основных терминов и их определений. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Комментарии.
Что вы хотите пожелать преподавателю? | Принимают активное участие в анализе урока. Сдают домашнее задание. Слушают, запоминают. Отвечают, благодарят за урок, высказывают пожелания. | Анализ проявления инициативности, самооценка по этапам проведения урока: - орг. момент; - обобщение изученного материала; - изучение нового материала; - закрепление; - подведение итогов; - домашнее задание. |
5.Домашнее задание Завершение урока | 2мин | 1. Параграф 3.5. 2. Конспект урока. 3. Литература – учебная, информационная, справочная, техническая. 4. Составить таблицу обозначений видов посадок в системе ОТС. | Записывают задания в тетрадях. | Частично-поисковый |
Ход урока
I. Организационный момент. (2 мин.)
• приветствие;
• проверка явки обучающихся;
• проверка готовности обучающихся к уроку.
I I. Сообщение темы и цели урока. (1 мин.) (слайд 1)
Тема урока: «Понятие о системах допусков. Графическое изображение посадок в системе отверстия. ЕСДП»
Цель урока: сформировать знания и умения о системе допусков.
III. Актуализация знаний обучающихся (5 мин.) (слайд2)
Устный опрос
2.Чем характеризуется посадка?
3.Что такое зазор и каковы условия его образования?
4. Что такое натяг и каковы условия его образования?
5.Как образуются посадки в системе отверстия?
6. Как образуются посадки в системе вала?
7.Как по взаимному расположению полей допусков отверстия и вала при графическом изображении посадки определить характер соединения?
IV. Изложение нового материала. (22 мин.)
Системой допусков и посадок называют совокупность рядов допусков и посадок, закономерно построенных на основе опыта, теоретических и экспериментальных исследований и оформленных в виде стандартов. Система предназначена для выбора минимально необходимых, но достаточных для практики вариантов допусков и посадок типовых соединений деталей машин.
Системы допусков и посадок ИСО и ЕСДП для типовых деталей машин построены по единым принципам. Посадки в системе отверстия и в системе вала показаны на рис. 1. (слайд 3)
рис.1 Примеры расположения полей допусков
для посадок в системе отверстия (а) и в системе вала (б)
Посадки в системе отверстия — посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных валов с основным отверстием, который обозначают Н. Для всех посадок в системе отверстия нижнее отклонение отверстия El= 0, т.е. нижняя граница поля допуска основного отверстия всегда совпадает с нулевой линией, верхнее отклонение ES всегда положительное. Поле допуска основного отверстия откладывают вверх, т.е. в материал детали.
Посадки в системе вала — посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных отверстий с основным валом, который обозначают h. Для всех посадок в системе вала верхнее отклонение основного вала es= 0, т.е. верхняя граница поля допуска вала всегда совпадает с нулевой линией, нижнее отклонение отрицательное. Поле допуска основного вала откладывают вниз от нулевой линии, т.е. в материал детали.
Система отверстия имеет более широкое применение по сравнению с системой вала, что связано с ее преимуществами технико-экономического характера на стадии отработки конструкции. Для обработки отверстий с разными размерами необходимо иметь и разные комплекты режущих инструментов (сверла, зенкера, развертки, протяжки и т. п.), а валы независимо от их размера обрабатывают одним и тем же резцом или шлифовальным кругом. Таким образом, система отверстия требует существенно меньших расходов производства как в процессе экспериментальной обработки сопряжения, так и в условиях массового или крупносерийного производства.
Система вала является предпочтительной по сравнению с системой отверстия, когда валы не требуют дополнительной разметочной обработки, а могут пойти в сборку после так называемых заготовительных технологических процессов. Система вала применяется также в случаях, когда система отверстия не позволяет осуществлять требуемые соединения при данных конструктивных решениях.
В Единой системе допусков и посадок установлено 19 квалитетов и определены формулы для расчета допусков. Точность возрастает с уменьшением номера квалитета. Чтобы максимально сократить число значений допусков при построении рядов допусков, стандартом установлены интервалы размеров, внутри которых значение допуска для данного квалитета не меняется.
В Единой системе допусков и посадок для размеров до 500 мм установлено:
27 основных отклонений валов; 27 основных отклонений отверстий.
Основные отклонения отверстий обозначаются прописными буквами латинского алфавита, валов – строчными.
Схема расположения и обозначения основных отклонений (слайд4)
В Единой системе допусков и посадок основными деталями служат отверстия или валы, имеющие основное отклонение, равное нулю.
В ЕСДП расположение поля допуска относительно нулевой линии характеризуется основным отклонением.
Основное отклонение – одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), ближайшее к нулевой линии.
В ЕСДП введены понятия основного вала и основного отверстия.
Основный вал – вал, верхнее отклонение которого равно нулю, т.е. es = 0.
Основное отверстие – отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю, т.е. EI = 0.
Основной вал обозначается буквой h, а основное отверстие – Н.
Буквами Js, js, обозначается симметричное расположение поля допуска размера относительно нулевой линии. В этом случае числовые значения верхнего и нижнего отклонений одинаковы и определяются в зависимости от допуска (квалитета).
При одном и том же буквенном обозначении числовое значение основного отклонения изменяется в зависимости от номинального размера.
Посадка обозначается дробью, проставляемой после номинального размера, в числителе которой всегда проставляется буквенное обозначение поля допуска отверстия с номером соответствующего квалитета, в знаменателе – буквенное обозначение поля допуска вала с номером соответствующего квалитета. (слайд 5,6,7,8)
Пример обозначения размеров деталей и соединения
Система отверстия-это совокупность посадок, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных валов с основным отверстием (отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю)
Система отверстия – такая система, в которой основной деталью является отверстие, а требуемые посадки получаются за счет изменения размеров вала.
Посадки: с зазором, с натягом, переходные.
Посадки в системе отверстия
– посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия
(слайд 9)Посадки с зазором: для посадок с зазором основные отклонения A(a) – H(h). Квалитеты IT5-IT12.
В посадке с зазором отверстие больше вала.
Посадка с зазором в системе отверстия.
Ø20 H7/g6
TS=Smax-Smin=TD+Td=41-7=34=21+13=34
(слайд 10) Посадки с натягом: для посадок с натягом основные отклонения – P(p) – Zc(zc). Квалитеты IT5-IT12.
В посадке с натягом вал больше отверстия.
Посадка с натягом в системе отверстия.
Ø20 H7/s6
TN=Nmax-Nmin=TD+Td=48-14=34=21+13=34
(слайд 11) Посадки переходные: для посадок переходных основные отклонения – Js(js), J(j), K(k), M(m), N(n). Квалитеты IT5-IT12.
Посадка переходная в системе отверстия.
Ø20 H7/js6
TSN=|Smax|+|Nmax|=TD+Td=27.5+6.5=34=21+13=34
3 вида обозначений на чертежах:
1) Ø20g6
2) Ø20-0,020-0,007(друг над другом)
3) Ø20g6(-0,020-0,007)
V. Первичное закрепление знаний. (10мин) (слайд 12)
Фронтальная работа
1. Объясните принцип построения ЕСДП.
2. Что понимается под системой отверстия и системой вала?
3. Вал с номинальным размером ∅ 25мм имеет es=0, ei= -13мкм. В какой системе изготовлен вал?
4. Вал ∅ 20 мм имеет отклонение es=+17мкм,ei=+3мкм. В какой системе изготовлен вал?
5. Отверстие с номинальным диаметром ∅ 50мм имеет ES=+27 мкм, EI=0. В какой системе изготовлено отверстие?
6. Почему система отверстия получила большее распространение, чем система вала?
7. В каких случаях целесообразно применять систему вала?
8. Объясните обозначения: ∅ 30Н7, ∅ 20f6.
VI. Подведение итогов урока (3 мин.)
• Выставление оценок обучающимся.
• Оценивание урока обучающимися.
VII. Домашнее задание : ( 2 мин.) ( слайд 13)
1. Параграф 3.5.
2. Конспект урока.
3. Литература – учебная, информационная, справочная, техническая.
4. Составить таблицу обозначений видов посадок в системе ОТС.
Использованные ресурсы. (слайд 14)
• Сергей Алексеевич Зайцев, Алексей Куранов, Андрей Толстов «Допуски и технические измерения», серия: "Профессиональное образование (Академия)". Учебник для учащихся НПО. Издательство "Академия", 2014г.
• Багдасарова Татьяна Ануфриевна. Допуски и технические измерения. Рабочая тетрадь. Издательство "Академия", 2014г.
- Вышнепольский И.С. Техническое черчение. Учебник для учащихся НПО. Издательство Москва, 2009 г.
http://www.ingenier.ru/1/tolerance.html- сайт « О системе допусков»
Приложение:
• план – конспект открытого урока;
• презентация урока.
- Карточка-задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейная алгебра. Основные сведения о матрицах. Виды и свойства матриц. Операции над матрицами.
Презентация содержит основные определения по теме "Виды и свойства матриц. Операции над матрицами", простейшие примеры, позволяющие закрепить теоретический материал. Целесообразно использовать н...
Методическая разработка урока на тему: «Резьба. Основные сведения о резьбе. Классификация резьбы. Условное изображение и обозначение на чертежах»
Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспо...
Презентация к уроку на тему: «Резьба. Основные сведения о резьбе. Классификация резьбы. Условное изображение и обозначение на чертежах»
Презентация для сопровождения урока по теме: "Резьба. Основные сведения о резьбе. Классификация резьбы. Условное изображение и обозначение на чертежах"...
Методические разработка занятия "Основные сведения о трансформаторах. Однофазный трансформатор"
Данная методическая разработка занятия на тему «Общиесведения о трансформаторах. Однофазный и трехфазныйтрансформаторы» программы общепрофессиональной дисциплины«Электротехника и эле...
Самостоятельная работа №1 на тему "Основные сведения о механизмах и машинах"
Самостоятельная работа №1 на тему "Основные сведения о механизмах и машинах" по учебной дисциплине "Техническая механика" для обучающихся первого курса СПО по специальности 13...
Учебно-методическое пособие по Инженерной графике по теме "Основные правила нанесения размеров, обозначений, надписей на чертежах"
Учебно-методическое пособие по Инженерной графике предназначено для преподавателей СПО...
Учебно-методическое пособие по дисциплине Инженерная графика по теме "Основные сведения об оформлении чертежей"
Учебно-методическое пособие (лекционный материал, методические рекомендации по выполнению практической работы, оценочные средства) по дисциплине "Инженерная графика" разработаны для студенто...