Открытое занятие по инженерной графике
методическая разработка на тему

Леванова Надежда Михайловна

Тема: «Соединение болтом, винтом, шпилькой»

Специальность: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_2013.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Арзамасский коммерческо-технический техникум

                 

                                 

                             

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия

по дисциплине «Инженерная графика»

Тема: «Соединение болтом, винтом, шпилькой»

Специальность: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Группа: 11-16 ТОА

       Разработала                                Н.М. Леванова

                                                   

Арзамас

2013

Содержание

   Введение

1 Психолого-педагогическая характеристика группы

2 Диагностика ЗУНов

3 Содержание занятия

4 Самоанализ занятия

   Литература

   Приложение А

   Приложение Б

Содержание занятия по дисциплине

«Инженерная графика»

Группа: 11-16 ТОА

Специальность: 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Преподаватель: Леванова Надежда Михайловна

Дата проведения: 14 февраля 2013 г.

Тема: Соединения болтом, винтом, шпилькой

Вид занятия: практическое занятие

Тип занятия: Урок формирования умений и навыков

Цели занятия:

- образовательные: знать правила выполнения упрощенного изображения болтового, шпилечного, винтового соединения; обобщить имеющиеся знания студентов о стандартных крепежных деталях;

- развивающие: прививать умение анализировать, сопоставлять факты, делать выводы, развивать пространственное воображение и логическое мышление.

- воспитательные: воспитывать внимательность, наблюдательность, умение самостоятельно работать, вырабатывать творческие решения задач, использовать справочную литературу, ясно и четко выражать мысли.

Межпредметные связи: «Техническая механика», «Технологическая оснастка», курсовое и дипломное проектирование.

Квалификационные требования:

Студент должен

иметь представление:

- о форме деталей и ее элементах;

- о графической части чертежа;

- о винтовой поверхности;

- о винтовой линии на поверхности цилиндра.

знать:

- виды разъемных соединений деталей;

- болтовые, винтовые, шпилечные соединения, их назначение, упрощенное и условное изображение.

уметь:

- изображать болтовые, винтовые соединения и соединения шпилькой упрощено по ГОСТ 2.315-68;

- читать чертежи соединений.

Средства обучения:

- задания для индивидуальной работы;

- плакаты;

- модели;

- мультимедийная установка;

- справочный материал.

п/п

Структурная

часть

Деятельность преподавателя

Прогнозируемая деятельность студентов

Время

1

2

3

4

5

1.

Организационный момент

Приветствие студентов. Проверка готовности к занятию

Приветствие преподавателя

2

2.

Сообщение темы и целей занятия

Сообщает тему и цели занятия

Настраиваются на практическую работу

и мыслительную деятельность

2

3.

Мотивация и актуализация учебной деятельности

Сообщает значимость темы и задает вопросы студентам с целью подготовки

их к практической деятельности. Выявля-ет уровень подготовленности студентов

по ранее изученному материалу путем проведения тестирования. Организация самопроверки выполненных работ

Понимание значимос-ти изучаемой темы. Вспоминают ранее изученный материал, отвечая на вопросы преподавателя. Вы-

полнение тестовых за-даний, предложенных преподавателем. Осуществление само-проверки выполнен-ных тестов. Выстав-ление отметки в соответствии с критериями

10

4.

Изложение нового материала

План:

1 Болтовое соединение

2 Соединение шпилькой

3 Соединение винтом

Побуждает к творческой работе. Обеспе-чивает восприятие, осмысление, запоми-нание изученного материала. Организует самостоятельную работу студентов

Активируют мысли-

тельную деятельность, отвечают на вопросы, записывают важные моменты в тетради, анализируют, делают выводы

25

5.

Обобщение и система-тизация изученного материала. Выполне-ние практической ра-боты

Обобщает изученный материал, выдает задание для тестирования и практичес-

кой работы, акцентирует внимание на самых важных моментах

Закрепляют изучен-

ный материал путем выполнения теста и практической работы

45

6.

Подведение итогов занятия и оценка деятельности студен-

тов (рефлексия)

4

Домашнее задание

Психологическая разгрузка студентов; анализирует и оценивает работу

студентов, указывает на характерные ошибки. Сообщение задания на дом

Слушают

информацию, высказывают свою

точку зрения. Записывают

домашнее задание

2

Самоанализ занятия

Данное занятие проводилось в группе 11-16 ТОА (2 курс) по теме: «Соединение болтом, винтом, шпилькой». При планировании занятия были учтены результаты наблюдения за студентами, их реальные учебные возможности. Я считаю, что поставленные цели достигнуты, они соответствуют задачам обучения и теме занятия.

Данный урок связан с предыдущим («Разъемные соединения») и следующим занятием, на котором будет выполняться практическая работа по заполнению спецификации и обозначению размеров на чертеже. Неслучайно я выбрала урок получения знаний и умений, чтобы можно было проверить знания студентов по предыдущим темам и дать им возможность лучше подготовиться к практической работе. На мой взгляд, тестирование здесь оказалось эффективным.

Студенты будут активнее работать на уроке, если поймут значимость изучаемого материала. Поэтому была проведена мотивация учебной деятельности, направленная на формирование познавательной потребности студентов.

На занятии обеспечивалось единство образовательных, воспитательных и развивающих целей. Правильно был осуществлен переход от одного этапа занятия к другому, выдержан хронометраж. Осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход к студентам.

Для поддержания интереса и внимания к изучаемой теме применялась мультимедийная установка, проводилась смена одного вида деятельности на другой.

Первичное заключение материала проходило в ходе всего занятия. А в конце занятия изученный материал был обобщен и систематизирован, студенты выполнили задания для закрепления изученного материала и применили полученные знания на практике при выполнении графической работы.

Студенты устают на занятии от большого объема информации и времени работы. Поэтому часть изучаемого материала представлена в виде раздаточного материала для лучшего восприятия. В конце занятия для психологической разгрузки я провела рефлексию и оценила работу активных студентов, нашла для ребят добрые слова.

Домашнее задание включает в себя не только закрепление изученного материала, но и завершение графической работы.

Литература

1. Боголюбов С.К. Инженерная графика. М.: Машиностроение, 2004.

2. Куликов В.П., Кузин А.В. Инженерная графика. М.: Форум, 2009.

3. Куликов В.П. Стандарты инженерной графики. М.: Форум, 2008.

4. Стандарты ЕСКД

Ход урока

- повторение материала,

- объяснение темы,

- выполнение графической работы.

При изучении темы «Винтовые поверхности и изделия с резьбой» было отмечено, что в машиностроении широко применяются изделия с винтовыми поверхностями, детали которых имеют различные резьбы.

Вспомните пожалуйста:

1) Какие стандартные крепежные детали вы знаете? (Болт, винт, шпилька, шуруп, гайка, шайба, штифт, шплинт) (показать плакат)

2) Как изображается резьба на чертежах? (Резьба на чертежах изображается условно, основной и тонкой линией)

3) Назовите типы стандартных резьб? (Стандартные типы резьб – это метрическая резьба, трубная цилиндрическая резьба, трубная коническая резьба, трапецеидальная и упорная резьбы) (стенд – обратить внимание)

4) Назовите основные параметры резьбы?

1. Тип резьбы

2. Диаметр резьбы

3.Шаг резьбы

4. Направление резьбы

5. Число заходов резьбы

6. Поле допуска резьбы

5) Как обозначают левые резьбы? (Левые резьбы обозначаются буквами LH)

6) В чем разница в обозначениях метрических резьб с крупным и мелким шагом? (В обозначении метрической резьбы указывается только мелкий шаг, т.к. их может быть несколько, а крупный один) Вопросы на двигатели (Штин), узлы, схема или плакат

Молодцы!

А сейчас давайте ответим на вопросы теста (7 мин).

Смотрим на экран и проверяем правильность ваших ответов.

1) У кого правильные все ответы?

1. Конечно-метрическая

Трапецеидальная относится к кинематическим резьбам и предназначена для передачи движения, упорная – применяется при больших односторонних усилиях, действующих в осевом направлении.

2. Правильный ответ 3, т.к. изображение резьбы одинаковое.

3.

4. Правильный ответ под номером 2, т.к. на виде сверху шлицы винтов принято изображать под углом 450 к осям или к рамке чертежа

5. Ответ 3. Показать наглядно

На предыдущем занятии изучали разъемные соединения, когда повторная сборка и разборка возможна без повреждения их составных частей. Разъемными являются все резьбовые соединения. При сборке машин, станков, приборов отдельные их детали соединяют друг с другом резьбовыми крепежными изделиями: болтами, винтами, шпильками.

Сегодня, сейчас мы будем изучать как изображаются разъемные соединения на чертежах.

Посмотрите, слева изображено болтовое соединение с указанием всех зазоров между элементами фасок. При выполнении  сборочных чертежей машин, когда приходится изображать много болтовых соединений с целью экономии времени болт, гайку, шайбу обычно чертят упрощенно, по размерам этих элементов, взятых в стандартах в зависимости от диаметра резьбы (рисунок в центре).

В упрощенных изображениях резьба показывается по всей длине стрежня крепежной резьбовой детали. Фаски, скругления, зазоры между стержнем детали и отверстием не изображаются. На всех видах, полученных проецированием на плоскость, перпендикулярную оси резьбы, резьба на стержне изображается одной окружностью, соответствующей наружному диаметру резьбы.

Посмотрите, справа изображено условное изображение бытового соединения. Рассчитываем параметры болтового соединения по формулам.

Шпилечное соединение

При вычерчивании на сборочных чертежах шпилечного соединения рекомендуется, как при болтовом соединении пользоваться упрощениями.

Соединение двух деталей шпилькой предполагает закручивание шпильки коротким резьбовым концом до упора в глухое резьбовое отверстие второй детали. На резьбовой конец шпильки надевается шайба и накручивается гайка.

Стандарт устанавливает упрощенные и условные изображения крепежных деталей на сборочных чертежах. Рассчитываем параметры шпилечного соединения по формулам:

Длину ввинчиваемого конца шпильки выбирают в зависимости от материала детали.

Винтовое соединение

Показать наглядно три вида винта.

Как и в шпилечном соединении, винт завинчивается в отверстие с резьбой, выполненные в одной из соединяемых деталей. Длина ввинчиваемого резьбового конца винта и резьбового отверстия определяется материалом детали.

Размеры винта выбираем из таблицы.

Шлицы на виде сверху изображаются под углом 450 к рамке чертежа.

Графическое обозначение материалов

В машиностроении используются детали, изготовленные из различного материала. Стандарт устанавливает графические обозначения материалов в сечениях, а также правила нанесения их на чертежи всех отраслей промышленности и строительства. Графические обозначения материалов в сечениях в зависимости от вида материалов должны соответствовать приведенным в таблице.

У кого какие вопросы, что неясно при изучении данной темы?

Вопросы на закрепление

1) Какие соединения относятся к разъемным? (болтовое, шпилечное, винтовое)

2) Что такое разъемные соединения? (Разъемными называют соединения, повторная сборка и разборка которых возможна без повреждения их составных частей)

3) Как изображаются шлицы на виде сверху? (На виде сверху шлицы винтов изображают под углом 450)

4) Тест (резьбовые соединения)

Объяснение выполнения графической работы

1) Сколько соединяемых деталей дано в задании?

2) Сколько всего деталей?

3) Сколько из них стандартных?

4) Сколько шайб?

5) Сколько гаек?

Выполнение работы

Подведение итогов. Устные ответы, тесты, выставление отметок.

Домашнее задание

Что понравилось, что нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводное занятие по инженерной графике

Презентация к вводному занятию по дисциплине инженерная графика. В нее входит: иллюстрированный материал по истории развития инженерной графики; иллюстрации к первой теме учебного занятия....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ГРАФИКЕ_РАЗРЕЗЫ

 План проведения занятияДисциплина: Техническая графика.Профессия: 29.01.29  Мастер столярного и мебельного производства.Вид учебного занятия: Урок изучения нового материала.Тема: «По...

Внеаудиторное занятие по дисциплине профессионального цикла Инженерная графика на тему "Занимательная инженерная графика"

Цели:Мотивация обучающихся к познавательной деятельности.Повторение и обобщение знаний.Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.Формирование общеобразовательных и общек...

Конспект открытого занятия ОП.01 Инженерная графика

Цели занятия:обучающие:освоить умение оформлять электрическую принципиальную схему конкретного устройства с перечнем элементов;повторить приемы работы с таблицами в AutoCAD 2013;развивающие:- развиват...

Активизация познавательной активности студентов на занятиях по инженерной графике

Для успешного изучения курса инженерной графики, необходимо наряду с усвоением многочисленных и разнообразных понятий, охватывающих проекционную суть чертежа, условностей и упрощений, правил, изложенн...

Методическая разработка открытого урока по Инженерной графике на тему «Выполнение разрезов на чертежах»

Методическая разработка открытого урока по Инженерной графике на тему «Выполнение разрезов на чертежах»...