урок производственного обучения "Обработка конических поверхностей"
план-конспект занятия на тему

Колядова Наталья Валерьевна

Мои работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 1»

План открытого урока

по теме: «Обработка наружных конических поверхностей при помощи поворота верхних салазок суппорта»

        

Разработала

Мастер п/о:

Колядова Н.В.

Чита, 2015г.

Тема: Освоение токарных операций.

Обработка наружных конических поверхностей при помощи поворота верхней части суппорта

Цель: формирование профессиональных и общих компетенций:

ПК 1.1 Обрабатывать детали и инструменты на токарных станках.

ПК 1.2 Проверять качество выполненных токарных работ.

Задачи:

  • научить обучающихся налаживать станок для обработки наружных конических поверхностей при помощи поворота верхней части суппорта и  обрабатывать конические поверхности;
  • развивать сенсорные навыки, интерес к своей профессии, техническое и логическое мышление;
  • воспитывать бережное отношение к рабочей минуте, чувство ответственности за выполненную работу.

Тип урока: урок формирования первоначальных умений.

Метод: наглядно-демонстрационный.

Межпредметные связи: МДК 01.01, техническая графика, технические измерения, математика.

Материальное и дидактическое оснащение, наглядность:

компьютер, IP-камера; проектор, презентацич,  токарно-винторезные станки;

проходные отогнутые резцы – 15 шт., отрезной резец – 15 шт., ШЦ-1 – 15шт.,  измерительная линейка – 15 шт., универсальный угломер – 6 шт; эталон работы, изделие.

Литература: «Руководство для обучения токарей по металлу»                                    В.А. Слепин, М.: 2007г. – 254с.;  «Токарное дело» С.М.Денежный М.: 2005г. – 240с.

Учебно-производственная работа: коническая ручка М8.

Время: 6 часов; ученическое время на изготовление 1-й ручки – 20 минут. Норма каждого 16 штук.


Ход урока:

I.Организационная часть (5мин):

1. Приветствие, построение.

2. Осмотр внешнего вида с учетом техники безопасности.

II. Вводный инструктаж (50мин):

  1. Сообщение темы и цели урока.

      Тема нашего урока «Обработка наружных конических поверхностей при помощи поворота верхних салазок суппорта». Поэтому мы с вами должны научиться налаживать станок на обработку наружных конических поверхностей и обрабатывать наружные конические поверхности деталей.

  1. Мотивация.

     Во многих деталях, которые обрабатываются на токарно – винторезных станках имеются конические поверхности, поэтому вы должны уметь обрабатывать любые  поверхности деталей, в том числе и конические. Существует несколько способов обработки конических поверхностей:

  • Широкой кромкой режущего резца;
  • Поворотом верхней части суппорта;
  • Смещением корпуса задней бабки;
  • С помощью конусной линейки;
  • С применением приспособления – копира;

      Самый распространенный способ – это с помощью поворота верхней части суппорта. Сегодня я вам открою секрет, как наладить станок, чтобы можно было обрабатывать конические поверхности.

  1. Актуализация знаний:

Перед тем, как начать объяснять материал, давайте вспомним:

  1. Какие детали и инструменты с коническими поверхностями  вы знаете?
  2. какие конические поверхности бывают  (полный и усеченный)?
  3. какие  резцы используются  для обработки конических поверхностей;
  4. какими инструментами измеряются конические поверхности?
  5. расскажите устройство суппортной группы станка.
  1. Объяснение нового материала  (презентация).

    В технике часто используют детали с наружными и внутренними  коническими поверхностями, например, конические шестерни, ролики конических подшипников. Инструменты для обработки отверстий (сверла, зенкеры, развертки) имеют хвостовики с коническими  со стандартными конусами Морзе. Шпиндели станков – конусную расточку под хвостовики инструментов или оправок. Две конические поверхности имеет токарный центр.

Наладка станка

  1. Установить и закрепить в трехкулачковом патроне заготовку,  резец - резцедержателе. Вершину головки резца установить на уровне линии центров станка.
  2. Поворотная плита суппорта вместе с верхними салазками может поворачиваться относительно поперечных салазок, для этого освобождают гайки винтов крепления резьбы. Контроль угла поворота с точностью до одного градуса осуществляют по делениям поворотной плиты.
  3. Определить угол поворота верхней части суппорта по данным чертежа обрабатываемого конуса. Определить тангенс угла уклона конуса  по формуле    

По таблице тангенсов углов установить величину угла конуса а.

         

Достоинства способа: возможность обработки с любым углом уклона, простота наладки станка.

Недостатки способа: невозможность обработки длинных конических поверхностей  так как длина обработки ограничена длиной хода верхних салазок суппорта (например, у станка 1К62 длина хода 180мм); обтачивание ведут при ручной подаче, что снижает производительность и качество обработки.

Обработка   конической  поверхности.

  1. Обточить коническую поверхность детали предварительно.
  2. Обтачивать коническую поверхность ручной подачей, вращая винт верхних салазок суппорта обеими руками по часовой стрелке. 
  3. Проверить конусность по получаемым размерам. При измерении диаметров оснований конуса штангенциркулем установить правильность настройки станка для обработки конической поверхности. Полученная разность диаметров оснований конуса должна равняться разности диаметров оснований конуса по чертежу при одинаковом расстоянии между диаметрами.

Виды брака при обработке конических поверхностей.

Виды брака

Причины

Меры предупреждения

Угол конуса правильный, но не точны размеры большого и малого оснований

Неточность установки по лимбу поперечной подачи

Тщательно установить размер по лимбу при окончательном проходе

Угол конуса не соответствует указанному в чертеже

Неточность поворота верхней части суппорта на заданный угол

Отжим поворотной плиты в процессе обработки

Отрегулировать угол поворота плиты

Надежно закрепить поворотную плиту

Угол конуса правильный, но не точен диаметр одного из оснований

Нарушена точность длины заготовки

Тщательно контролировать заготовку по длине

Образующая конуса криволинейна

Резец установлен выше или ниже центра

Установить резец точно по центру

Техника безопасности при обработке конических поверхностей

  1. Надеть спецодежду
  2. Сливную стружку удалять  крючком.
  3. Запрещается тормозить руками и ключом.
  4. Не измерять деталь на ходу станка.
  5. Правильно и прочно закреплять заготовки в патроне.
  6. Не выверять с помощью молотка устанавливаемые заготовки на ходу станка.
  7. Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
  8. Пользоваться очками или защитным экраном.

Демонстрация трудовых приемов

  1. продемонстрировать наладку станка;
  2. продемонстрировать приемы обтачивания конической поверхности, обратить внимание  на установку резца на высоте центров и равномерность ручной подачи резца, указывая важность прочного закрепления гаек после установки верхней части суппорта.
  3. Изготовить коническую ручку.

5. Закрепление материала:

  1. повторите наладку станка;
  2. обработайте наружных коническую поверхность при помощи поворота верхних салазок суппорта;
  3. перечислите возможные виды и причины брака при обработке с помощью поворотом верхней части суппорта наружных конических поверхностей.

III. Текущий инструктаж и самостоятельная работа студентами

  1. организация рабочих мест, самостоятельная работа изготовления конической ручки М8.
  2. обход №1. Проверка  рабочих мест с целью соблюдения правильной организации рабочих мест,  соблюдения технологической дисциплины.
  3. обход №2. Проверка соблюдения правил техники безопасности при работе на станках.
  4. обход №3. Индивидуальное инструктирование (помощь отстающим в выполнении данного задания, заточки и установки резцов, наладки станка на обработку конических поверхностей, контроль деталей и т.д.)
  5. обход №4. Наблюдение за выполнением правил техники безопасности.

IV. Заключительный инструктаж

  1. подведение итогов работы;
  2. выставление оценок с комментариями (отметить  положительные и отрицательные стороны урока);
  3. домашнее задание: повторить тему «зенкерование, развертывание отверстий»;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обработка конических поверхностей

Слайд 2

Методы обработки конических поверхностей Широкой кромкой режущего резца; Поворотом верхней части суппорта; Смещением корпуса задней бабки; С помощью конусной линейки; С применением приспособления – копира;

Слайд 3

Обработка конических поверхностей с поворотом верхних салазок суппорта

Слайд 4

Детали и инструмент с коническими поверхностями

Слайд 5

1) Если на чертеже угол конуса не проставлен, определите его по формулам: 2) а 0 = arctg а (определяется по тригонометрическим таблицам, например по таблице Брадиса ). Элементы конуса

Слайд 6

С помощью ключа отверните гайки верхнего суппорта на 1 -1,5 оборота против часовой стрелки . Наладка станка

Слайд 7

Поверните верхнюю часть суппорта против часовой стрелки на угол 10°, соответствующий чертежу обрабатываемой детали. Величину поворота 10° определите по шкале, нанесенной на верхней плоскости поперечного суппорта (цена деления 1°).

Слайд 8

Затяните до упора рожковым ключом гайки верхнего суппорта . Включите механизм прямого вращения шпинделя Возьмитесь правой рукой за рукоятку винта верхних салазок, а левую руку положите на салазки верхнего суппорта, вращайте рукоятку винта против часовой стрелки до упора, резцедержатель переместится в крайнее правое положение.

Слайд 9

Используя продольную и поперечную подачи суппорта, подведите резец к наружной цилиндрической поверхности заготовки и коснитесь ее вершиной резца. Установите показания лимба поперечной подачи на "О".

Слайд 10

Отодвиньте резцедержатель с резцом, используя продольную подачу, вправо от заготовки на 5 -10 мм от правого ее торца. Поверните маховичок управления поперечной подачи по часовой стрелке и по лимбу установите глубину резания 4 мм, что соответствует повороту на 80 делений лимба поперечной подачи.

Слайд 11

Плавно вращая винт верхних салазок по часовой стрелке, обточите заготовку пока резец на выйдет из зоны резания. Используя поперечную подачу, отведите резцедержатель с резцом от заготовки на 3 мм.

Слайд 12

Вращайте маховичек винта верхних салазок против часовой стрелки, верните резцедержатель в первоначальное положение. Повторите черновой проход ( t = 3,5 мм) 2 раза и произведите чистовой проход ( t = 1,5 мм) в последовательности, описанной выше. Не включайте прямую продольную подачу! Это может привести поломке резца от удара о поверхность заготовки. Если станок имеет механическую подачу верхних салазок суппорта, Вам необходимо воспользоваться навыками по управлению станком и обточку производить, используя ее. Выключите механизм вращения шпинделя.

Слайд 13

Контроль наружной конической поверхности Измерьте большой и малый диаметры конической поверхности штангенциркулем. Полученные результаты сравните с заданными . В случае расхождения результатов проверьте правильность настройки угла поворота верхних салазок суппорта.

Слайд 14

Измерение конусности с помощью конусного калибра Проверьте конусность калибром. Если меловые линии стерлись по всей длине, деталь обработана правильно. Если линии стерлись не по всей длине, проверьте правильность настройки угла поворота верхних салазок суппорта.

Слайд 15

Проверка угла конуса углометром 1 и 2 - измерительные поверхности угломера. Измерьте угол конуса угломером . Если угол не соответствует заданному, проверьте правильность настройки угла поворота верхних салазок суппорта.

Слайд 16

Коническая ручка

Слайд 17

Технология обработки конической ручки Установить и закрепить заготовку с вылетом 80 мм. Подрезать торец; Точить с D 20 до d 9, L 19 мм; Точить с D 9 до d 7,9, L 15 мм;

Слайд 18

Технология обработки конической ручки 4. Снять фаску 1х45 0 ; 5. Точить конус D 20 до d 9 ; 6. Отрезать деталь, одновременно снять фаску.

Слайд 19

Виды брака при обработке конических поверхностей Брак: Угол конуса правильный, но не точны размеры большого и малого основания: Причина: Неточность установки по лимбу поперечной подачи; Меры предупреждения: Тщательно установить размер по лимбу при окончательном проходе.

Слайд 20

Виды брака при обработке конических поверхностей Брак: Угол конуса не соответствует указанному в чертеже Причина: Неточность поворота верхней части суппорта на заданный угол; Отжим поворотной плиты в процессе обработки Меры предупреждения: Отрегулировать угол поворота плиты; Надежно закрепить поворотную плиту

Слайд 21

Техника безопасности Надеть спецодежду Сливную стружку удалять крючком. Запрещается тормозить руками и ключом. Не измерять деталь на ходу станка. Правильно и прочно закреплять заготовки в патроне. Не включайте прямую продольную подачу! Это может привести поломке резца от удара о поверхность заготовки. Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте. Пользоваться очками или защитным экраном.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка открытого урока на тему «Технология обработки конической поверхности» Дисциплина МДК.04.02. «Технология металлообработки на токарных

В  методической разработке раскрыты особенности  подготовки и проведения учебных занятий в современных условиях,  применение методических приемов и методов на разных этапах ...

ПРОЕКТ открытого урока производственного обучения по теме: «Облицовка поверхности плиточными материалами» Учебная практика «Облицовочные работы» специальность 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Методика активизации образовательного процесса с использованием технологии работы в малых группах с применением элементов компетентностного подхода....

ПЛАН открытого урока производственного обучения по теме: «Облицовка поверхности плиточными материалами»

ПЛАН открытого урока производственного обученияпо теме: «Облицовка поверхности плиточными материалами»...

лабораторная работа по теме "Обработка конических поверхностей "

Лабораторная работа по теме «Обработка конических поверхностей» выполняется 4часа  и включает: тему, цели работы, задание, необходимое оборудование и инструменты, ход работы, пояснение к выполнен...

Презентация к уроку производственного обучения на тему"Отделка поверхностей гипсокартонными листами"

Презентация к уроку производственного обучения на тему "Отделка поверхностей гипсокартонными листами"...