Особенности хорового репертуара современного руководителя
методическая разработка
Обобщение рекомендаций по подбору хорового репертуара.
Роль репертуара в воспитании и обучении.
Требования к репертуару
Сценические решения исполнения программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_horovogo_repertuara_sovremennogo_prepodavatelya.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Вяземская «Детская школа искусств»
им. А.С.Даргомыжского
«Особенности хорового репертуара современного руководителя»
Методическая работа
Преподавателя ДШИ
Панченко С.В.
г.Вязьма
2024 год
Содержание
1. Хоровое пение-----------------------------------------------------------------стр.3
2. Роль репертуара в воспитании и обучении ----------------------------стр.4
3. Требования к репертуару----------------------------------------------------стр.7
4. Сценические решения исполнения программы-----------------------стр.10
5. Заключение--------------------------------------------------------------------стр.11
Список литературы--------------------------------------------------------- стр.13
Цель работы: Обобщение рекомендаций по подбору хорового репертуара.
Реализация этой цели осуществляется при помощи задач.
Задачи:
- Определение роли репертуара в воспитании и обучении.
- Выявление критериев по выбору учебного репертуара.
- Рассмотреть классификацию репертуара.
- Ознакомление с практическим подбором хоровых произведений.
1. Хоровое пение
– одно из древнейших искусств. Вся история мировой культуры нерасторжимо связана с певческим таинством. Человеческая сущность, сама природа человеческая явлена в хоровом пении, в соборном единении вокального дара людей – так необъяснимо глубинно и так естественно. Хоровое пение - это богатые возможности, надежные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершенствованию, к устремлённому движению к высотам духовности.
Детский хор – особая, драгоценная ветвь хорового исполнительства, более камерная по масштабу звучания, но зачастую более тонкая, более эмоционально открытая, более поэтичная и искренняя. Известный американский музыкант и педагог Дж.Бетс верно, как представляется, сказал, что «большая доля прелести детских голосов зависит от того, что за этими голосами чувствуется живые существа, и когда они поют не только правильно, но и разумно, то с этой музыкой никакая другая музыка на земле не может сравниться.»
На протяжении веков произрастание хорового искусства берегло и лелеяло звучание детских голосов в самом своём сердце. Становление и развитие сложнейшего хорового профессионализма в мировых музыкальных центрах – это насыщенная творческая жизнь хоровых капелл, где дети, певчие-мальчики, незаменимо полноправные в едином нераздельном ансамблевом организме. Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности, музыкальную одарённость, музыкальную интуицию, мировоззрение, - но и обязательный, незаменимый фундамент всякого музыкального развития.
Начальный период обучения для учителя пения, руководителя хорового коллектива – один из самых ответственных и сложных: кроме задач воспитания вокально-хоровых навыков, знакомства детей с азами нотной грамоты необходимо заинтересовать учащихся предлагаемым репертуаром, приучить к дисциплине в хоре, воспитать желание участвовать в совместном хоровом музицировании. За последнее время, прошедшее со времени преобразования нашей страны из Советского Союза в современную Россию, выросло несколько поколений. Сейчас мы воспитываем совершенно особое поколение, которое слушает «новые сказки», смотрит «другие» мультфильмы, пока не читает, развивается в особых условиях победного нашествия массовой культуры, оглушено пропагандой рекламных «ценностей», т.е. воспитывается на идеалах нового коммерциализованого общества. Все меньше детей соприкасаются с настоящим искусством, значимыми культурными явлениями: их подменяют массовая культура и развлекательный досуг.
2. Роль репертуара в воспитании и обучении
С развитием хорового движения в России вопрос о подборе репертуара стал одним из основополагающих. Подбором репертуара для детского коллектива занимается непосредственно сам хормейстер. Большое значение имеет его педагогический и музыкальный опыт, его внутренняя культура. Эти качества позволяют подобрать наиболее качественный материал для работы. Руководитель хора свободен в выборе автора и сочинения. Но, выбрав, он берет на себя ответственность сохранить дух произведения, его жанр, форму, тематический материал и фактуру. Своим творчеством он раскрывает замысел автора, черты стиля и эпохи.
Репертуар – это лицо хора, его визитная карточка. Ещё не слыша хора, но зная его репертуар, можно судить о его исполнительских возможностях, его эстетических и нравственных позициях.
Как же создать по - настоящему художественный коллектив? Особенность работы со школьным хором заключается в умелом сочетании обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (любовь к музыке и пению, в целом к искусству) и непосредственно исполнительства. Только при условии сочетания этих факторов возможно полноценное развитие хора. А основа всего – это музыка, то есть тот репертуар, на котором хор растёт и крепнет.
При подборе репертуара руководитель должен учитывать постепенное совершенствование технических навыков и художественно – исполнительский рост коллектива. Кроме того, репертуар должен учитывать психофизиологические возможности детей той или иной возрастной группы, способствовать развитию и укреплению детских голосов. Руководитель должен видеть перспективы развития музыкального вкуса детей, повышения их образного мышления.
Есть хорошая мысль о том, что с детьми надо заниматься с удовольствием, радостно и учить только те произведения, в которые влюблён учитель, а, следовательно, полюбят и дети. Выбор репертуара – это долгий, повседневный процесс. Практически каждый сталкивается с проблемой: «Что петь?»
Музыкальная культура нашей страны обладает уникальной коллекцией музыкальных произведений, которые специально написаны композиторами для детей дошкольного и школьного возраста. Период с 30х -60-е гг. прошлого века можно назвать этапом небывалого эксперимента, когда в тесном союзе педагогов, поэтов и композиторов создавался репертуар, который востребован и поныне.
Отечественные композиторы С.Прокофьев, Д.Шостакович, Д.Кабалевский, В.Герчик, М.Раухвергер, Е.Тиличеева, А.Филиппенко, Т.Попатенко, М.Парцхаладзе и многие другие создали золотой фонд музыкальных произведений для детей, разнообразных по жанрам, тематике, музыкальной образности. Вокальность, удобство распевания текстов, связь мелодики с речевыми и народно-песенными интонациями, яркость и запоминаемость попевок в мелодиях – всё это значительно облегчает работу по разучиванию песен, помогает развивать вокально-хоровые навыки не только в распевании, но и в работе над произведениями. Многие песни современных композиторов также написаны с учётом возрастных особенностей и возможностей детских голосов, удобны в пении, соответствуют детскому диапазону.
Хорошим подспорьем в работе преподавателей хора будут песни Михаила Лазарева: «Песни доктора Лазарева. Лечебный, учебный и концертный репертуар для детей дошкольного и школьного возраста от автора СОНАТАЛ-педагогики. – СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2013». Главная их ценность – новый игровой, занимательный музыкальный материал, который в то же время помогает детям сконцентрироваться на выполнение поставленных задач. Во многих песнях многократно повторяются звукосочетания, слоги, отдельные звуки, которые полезны и для воспитания певческих навыков; есть также песни-упражнения, способствующие осознанию процесса дыхания (длинное дыхание. Активная подача воздуха, толчки диафрагмы, снятие дыхания и проч.)
Нужно отметить, что в последние годы начинают появляться новые сборники современных авторов, предназначенные для исполнения маленькими певцами. Например, интересно познакомиться с музыкой представителя Санкт – Петербургской композиторской школы, Сергея Плешака. Он рассказывает о том, что достаточно активно сочиняет детские песни. Если говорить конкретно, то репертуар на уроке музыки должен состоять из:
- - светских сочинений русских и зарубежных композиторов – классиков
- - народных песен разных стран и их обработок
- - произведений современных русских и зарубежных композиторов
Особенно внимательно и аккуратно учитель должен походить к выбору произведений современных авторов. В последние годы, благодаря Интернету появилось много записей так называемых детских песен самодеятельных авторов и их минусовых фонограмм, предлагаемых для работы с детьми. Этот обширный репертуар не учитывает, однако, главных ее особенностей: нередко песни написаны в диапазоне шире октавы, ниже или выше рабочего диапазона детских голосов. Произведения часто бывают написаны довольно сложным музыкальным языком, содержат новые нетрадиционные исполнительские приёмы выразительности. Быстрые танцевальные ритмы песен (на фонограммах – в сопровождении ударных) не дают детям качественно проговаривать и пропевать текст, мелодии не отличаются выразительностью и запоминаемостью (часто это просто фигурация по звукам трезвучий аккомпанемента). Подобная серость не должна популяризироваться, тиражироваться, огромен вред от разучивания и исполнения таких произведений для воспитания детского голоса и художественного вкуса.
Задача учителя, опираясь на свой опыт и вкус, не гоняясь за модой, определить ценность такого произведения и органично вписать его в вокально – хоровую работу.
Умение подбирать репертуар для детского хора не складывается быстро, а постепенно вырабатывается, формируется у руководителя годами в результате длительной, кропотливой, целенаправленной работы, художественно-творческого самосовершенствования.
Сегодня некоторые песни утратили актуальность содержания для современного ребенка. Но помимо песен, рекомендованных в программе можно использовать и другие. Музыкальный репертуар постоянно пополняется вновь созданными произведениями, иногда очень интересными, отвечающими современным условиям.
3. Требования к репертуару
Правильный подбор репертуара – важное условие для успешной деятельности хора. Репертуар должен быть художественно ценным, разнообразным по жанрам, интересным детям, полезным в педагогическом отношении, то есть, способствующим художественному росту хора, развивающим и обогащающим мир музыкальных представлений детей. Жанры детской хоровой музыки, которые должны быть представлены в репертуаре:
- Русские народные песни (наше национальное достояние, основа традиционной русской культуры. Жанровое их разнообразие –удивительно. Тексты песен – непосредственные, живые, образные, многие з которых знакомы детям с самого раннего возраста. Мелодии – простые, естественные, они невелики по объёму и легко запоминаются.)
- народные песни разных стран (Обладая многими достоинствами, присущими народному творчеству, они несут в себе свой национальный колорит, свою самобытность. Это нетрадиционные ладовые сочетания, и своеобразный мелодизм и метроритмика, и свежий гармонический язык.)
- произведения русских и зарубежных композиторов (классическое наследие- одна из основ в воспитании детского хорового коллектива. Стройность композиции, чистота стиля, лаконичность и прозрачность мелодии и гармонии – всё служит воспитанию вкуса и высоких музыкальных критериев. Эти сочинения более сложные, требуют более тонкой и тщательной работы. Устойчивого владения начальными певческими навыками, но вместе с тем служат и дальнейшему их развитию. Среди основных таких навыков следует отметить стремление к разнообразному звуковедению, штриховые тонкости, определенная виртуозность.)
- произведения современных композиторов (Произведения современных, отечественных и зарубежных авторов, добавляют новые стилистические краски, продолжая и развивая классические традиции.)
- Произведения популярных массовых жанров,
- Игровые театрализованные композиции,
- Ритмические композиции.
Тематика произведений детского репертуара: песни о Родине, об окружающем мире, о природе, произведения духовной направленности, сказочные образы и сюжеты, шуточные произведения.
Существует перечень исполняемых произведений, сочинения различных эпох и композиторских школ. Такие как:
- хоровые сочинения старинных мастеров средневековья;
- хоры композиторов эпохи барокко;
- венских классиков;
- композиторов-романтиков;
- представителей современных отечественных и зарубежных композиторских школ;
- произведения русских композиторов XIX века (народная, духовная и светская музыка, канты);
- русских композиторов-классиков;
- лучшие произведения композиторов советского периода;
- обработки народных песен, выполненные выдающимися дирижерами прошлого и современными композиторами;
- обработки народных песен разных стран и народов;
- детские песни композиторов прошлого и современности.
В репертуаре детского хора должен соблюдаться количественный баланс простых и сложных произведений. При отборе репертуара хормейстер ставит определенные художественные и воспитательные задачи, учитывая возможности своего коллектива на данный период и перспективу развития. Произведения должны быть одновременно высокохудожественными и доступными для исполнения.
В наше исполнительство с 90-х годов XX века вошел новый пласт хоровой музыки: русская духовная музыка обихода и церковных праздников Рождества, Пасхи, ныне поистине народных, широко отмечаемых. В репертуаре должны быть посильные для исполнения детьми духовные произведения – колядки, знаменные распевы, духовные стихи, произведения классиков, которые включаются в программы рождественских и пасхальных концертов и фестивалей, песни на неканонические тексты православных авторов, священников.
О популярной музыке надо сказать особо. Жанры массовой культуры – музыка развлекательная, танцевальная, написанная для дискотек, к сожалению, часто с антихудожественными текстами, - конечно, привлекают внимание детей своей танцевальной ритмичностью, броскостью, именами и имиджем исполнителей. Включение таких произведений в репертуар детского хора неправомочно, идет в разрез с целями и задачами хорового воспитания, является педагогическим просчетом. Но песенные произведения в жанре популярной музыки с хорошими текстами, удачной мелодией, конечно. Могут быть включены в репертуар. Один из главных критериев в этом случае – наличие доступного детскому пониманию, содержательного, стилистически грамотного текста.
В младшем хоре темп изучения учебного и концертного репертуара должен быть быстрым, смена репертуарных блоков – частой, примерно раз в месяц. Репертуар учится блоками по 5-10 песенок одновременно; степень трудности их должна быть незначительной, сами песенки – короткими (попевки могут состоять из одного куплета). Хоровые коллективы имеют в учебных программах разное количество часов хора в неделю, соответственно скорость освоения и объем произведений будут разными.
Хорошо проводить творческие зачеты по освоенному репертуару в виде концертов – выступлений к праздничным датам, перед родителями. Эти выступления придают смысл, направленность хоровым занятиям, стимулируют заинтересованность учащихся, повышают эффективность работы, качество вокально-хоровых навыков, придают законченность проделанной работе.
В концертах особенно ярко выявляется значение коллективной творческой деятельности учащихся; происходит основное формирование их музыкальной культуры, закрепление музыкальных навыков, продвижение на новый уровень исполнительства, а также складывается общая культура поведения и мировосприятия. Особенно заметен результат после участия в различных фестивалях и конкурсах – такие мероприятия являются огромным стимулом для повышения общей и духовно-нравственной культуры детей, повышения мастерства хорового пения, они сплачивают учащихся, влияют на личностное развитие, меняют стиль поведения.
4. Сценические решения исполнения программы
Современные тенденции хорового исполнительства опираются на достижения хоровой педагогики XX – XXI столетий и подразумевают, помимо традиционно статичного исполнения песен хором, следующие жанры:
- театрализованную песню,
- мини-оперы с включением сценического движения,
- песни с включением танцевальных движений (с небольшой амплитудой и посильных для обычных, не занимающихся специально хореографией детей) в жанрах народной музыки, обработок народных песен и в произведениях современных композиторов,
- ритмические эпизоды с использованием звучащих жестов, детских шумовых инструментов.
Для каждой песни надо находить свой вариант сценического решения или концертного исполнения. Если песня представляет собой классическое произведение и исполняется в статичном варианте, можно также несколько разнообразить исполнение, выбрав солистов, ансамбли для исполнения разных куплетов. Так, в концертной программе помимо обычных песенных жанров могут быть представлены следующие варианты сценического решения исполнения произведений:
- Песня с сопровождением шумовых, ударных инструментов;
- Песня, где детские инструменты (например, треугольник) включаются эпизодически как украшение;
- Песня с элементами театрализации, в костюмах героев сюжета;
- Песня с танцевальными движениями;
Ритмическая композиция, сочиненная вместе преподавателем и детьми, с использованием звучащих жестов и шумовых инструментов, возможно – с использованием стихов, частушек, кричалок, шуточных четверостиший.
5. Заключение
Доступность произведений в репертуарном плане хорового коллектива, градация подготовленности коллектива, его музыкальной продвинутости очень условно, и определить возможности хора может только сам руководитель. От него зависит и репертуар данного хора. Все возможности выбрать интересный репертуар для детского хора есть.
Каждый руководитель хора должен проводить свою репертуарную политику и вести неустанную и пропагандистскую деятельность. Умело подобранный, высокохудожественный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь хора, постоянно повышает его исполнительское мастерство в целом и каждого отдельного исполнителя в частности. И, наоборот, случайно составленный репертуар чаще всего приводит к тяжелым последствиям – распаду хора. Вот почему с такой тщательностью должна продумываться руководителем хора репертуарная политика.
Список литературы
- Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и ком-мент. А. Павлова-Арбенина. – Л.: Музыка, 1980.
- Голицына Л. В. Формирование и развитие музыкального слуха учащихся детских хоровых студий: Автореферат / Моск. гос. ун-т культуры. – М., 1995.
- Готсдинер А. Л. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. – Л.: Музыка, 1980.
- И.Роганова «Младший хор. Одноголосие. Хрестоматия», 2015
- Н.В.Аверина «Из опыта работы с младшими хорами в Детской хоровой школе «Весна», 2008.
- Осеннева М. С., Самарин В. А. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Академия, 1999.
- Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: Издательство «Владос», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"
В презентации представлены: система работы с родителями, стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия и формы взаимодействия классного руководителя с семьей ...
ФГОС. Семинар для классных руководителей по теме: "Современный терроризм, его характерные черты и особенности."
Терроризм. Толерантность...
«Специфика работы с ансамблем скрипачей в ДМШ. Особенности подбора репертуара для концертных и конкурсных мероприятий".
Может ли выступление скрипачей понравиться современным детям, живущим в мире высоких скоростей и технологий? Да! Конечно может! Вот отрывок из сочинения одной школьницы, побывавшей на концерте скрипич...
Особенности патриотического воспитания современного дошкольника
Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек ро...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 03.02 Хоровой класс и управление хором Раздел 5. «Переложение партитур произведений педагогического репертуара» Для специальности 53.02.01. - Музыкальное образование. Базовая подготовка Ср
Методическое пособие предназначено для студентов музыкального отделения и разработано с целью системной организации самостоятельной работы при переложении партитур педагогического репертуа...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 03.02 Хоровой класс и управление хором Раздел 5. «Переложение партитур произведений педагогического репертуара» Для специальности 53.02.01. - Музыкальное образование
Методическое пособие предназначено для студентов музыкального отделения и разработано с целью системной организации самостоятельной работы при переложении партитур педагогического репертуа...
Учебное пособие "Репертуар хорового класса. Народные песни"
Предлагаемая серия сборников сочинений для женского или детского хора предназначена для изучения и практического применения хоровой литературы разных эпох, стилей и направлений учащимися музыкальных у...