рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство. Региональный компонент»
рабочая программа
Настоящая образовательная программа МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ» по реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» программа учебного предмета «Изобразительное искусство. Региональный компонент», далее программа, разработана на основании:
пункта 5 статьи 12 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе».
Программа учебного предмета разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись» и относится к вариативной части.
Актуальность регионального компонента — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование, вооружение школьников системой знаний о регионе, подготовка обучающихся к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами.
Программа направлена на создание условий для познания обучающимися приемов работы в различных материалах, техниках. На выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре, на изучение, сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Севера.
Принцип регионализации – это общедидактический принцип современного образования, который предполагает, в том числе, использование в образовательном процессе природных, культурных, этно-культурных, образовательных и других особенностей региона. Одним из путей регионализации образования является включение в содержание образования регионального компонента. Данная образовательная программа может стать экспериментом в освоении новых практик с учётом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).
Программа составлена по принципу вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий обучающиеся посещают интернет-музеи и интернет- выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo_rk.docx | 63.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая работа на районный конкурс научно-методических работ
среди преподавателей детских школ искусств Сургутского района
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство. Региональный компонент»
Выполнила:
Ахтямова Елена Владимировна
Преподаватель высшей категории
МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»
2023
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая образовательная программа МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ» по реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» программа учебного предмета «Изобразительное искусство. Региональный компонент», далее программа, разработана на основании:
пункта 5 статьи 12 Федерального Закона Российской Федерации от № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе».
Программа учебного предмета разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись» и относится к вариативной части.
Актуальность регионального компонента — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование, вооружение школьников системой знаний о регионе, подготовка обучающихся к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами.
Программа направлена на создание условий для познания обучающимися приемов работы в различных материалах, техниках. На выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре, на изучение, сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Севера.
Принцип регионализации – это общедидактический принцип современного образования, который предполагает, в том числе, использование в образовательном процессе природных, культурных, этно-культурных, образовательных и других особенностей региона. Одним из путей регионализации образования является включение в содержание образования регионального компонента. Данная образовательная программа может стать экспериментом в освоении новых практик с учётом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).
Программа составлена по принципу вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий обучающиеся посещают интернет-музеи и интернет- выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного народного творчества.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 3 года обучения, с 1 по 3 класс. В первый год продолжительность учебных занятий составляет 32 недели, во второй и третий годы - по 33 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета при 3-летнем сроке обучения составляет 196 часов. Из них: 98 часов - аудиторные занятия, 98 часов - самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени в графике промежуточной и итоговой аттестации
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||
Классы | 1 | 2 | 3 | ||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Аудиторные занятия | 16 | 16 | 16 | 17 | 16 | 17 | 98 |
Самостоятельная работа | 16 | 16 | 16 | 17 | 16 | 17 | 98 |
Максимальная учебная нагрузка | 32 | 32 | 32 | 34 | 32 | 34 | 196 |
Вид промежуточной аттестации | к/у | к/у | к/у | к/у | к/у | з |
к/у –контрольный урок; 3. – зачет
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами, дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу: 1 час аудиторных занятий, 1 час самостоятельной работы.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися. Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Словесный (объяснение, беседа, рассказ);
Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
Практический;
Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство. Региональный компонент» построено с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение обучающимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
Содержание программы включает следующие разделы:
#1057;южетная композиция; 2. Работа в материале.
Паспорт дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
«Изобразительное искусство. Региональный компонент»
(для детей, поступивших в возрасте от 5 до 17лет)
Срок реализации программы 9 месяцев
Полное название программы | Дополнительная общеразвивающая программа в области декоративно-прикладного искусства «Изобразительное искусство. Региональный компонент» |
Ф. И. О. педагога | Ахтямова Елена Владимировна преподаватель высшей квалификационной категории по классу изобразительного искусства МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ» Сургутского района |
Год разработки | 2019 |
Территория | ХМАО-Югра, Сургутский район, сельское поселение Нижнесортымский |
Юридический адрес учреждения | ул. Нефтяников, 7А, п. Нижнесортымский, Сургутский р-н, Тюменская область, ХМАО-ЮГРА, 628447 |
Контакты | |
Документы, послужившие основанием для разработки программы |
|
Информация о наличии рецензии | Нет |
Цель | Целью учебного предмета является художественно-эстетическое развитие личности обучающегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. |
Задачи | -Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти); -Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; -Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.); -Формирование понимания национальной художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной; -Популяризация национальных и культурных традиций и обычаев, создание и развитие культурной среды, способствующей формированию толерантного сознания; -Создание пространства свободного творческого общения детей и взрослых, живая связь поколений, народов и культур. |
Ожидаемые результаты освоения программы | Овладеют приемами и навыками лепки из разных пластичных материалов. Научатся пользоваться необходимыми для лепки инструментами и материалами. Разовьют художественно-эстетический вкус, наблюдательность, фантазию, творческие способности, моторику мелких мышц кистей рук, глазомер. К концу освоения первого модуля дети овладевают знаниями:
К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики и умеют:
К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями:
состав, особенности и технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного);
К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики и умеют:
выполнять работу различной сложности с применением различных вспомогательных материалов; |
Количество часов на учебный год / в неделю | 172 часов 1 модуль 5 месяцев 19 недель 5 часов в неделю 2 модуль 4 месяца 16 недель 4 часа в неделю |
Возраст обучающихся | 5 – 17 лет |
Образовательный формат | Развитие детей средствами декоративно-прикладного искусства, рисования, лепки, воспитание и социализация личности |
Формы занятий | Урок. Организация деятельности в классе: от 10-и до 15-ти человек. |
Методическое обеспечение | #1040;лехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1984 #1042;ыготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 1991 #1043;оряева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991 #1061;удожественный язык орнамента. М., 2010 Берстенева В.Е., Догаева Н.В. #1050;укольный сундучок. Традиционная кукла своими руками., 2010. 5. Орнамент в вышивке: традиция и современность, Северный паломник, - 2008. #1042;еличко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009. #1042;ернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007 Давыдов С.. #1056;усские художественные промыслы. - М.: Аванта+, Астрель, 2010. #1053;еменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009. #1057;борник научно-методических работ преподавателей образовательных учреждений в сфере культуры искусства Ханты-мансийск 2010. #1055;одвижник из Угута П Бахлыков .издательство Ю. Мандрики . Тюмень, 2000. #1050;лиентов А. Народные промыслы. - М.: Белый город.11. П.Е. Шешкин, И.Д. Шабалина. Мансийские орнаменты. Просвещение 2001год |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски); демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи. |
Учебно -тематический план
1 модуль
№ | Название раздела, темы | Вид Учебного занятия | Общий объем времени в часах | |||
Аудитор ные занятия | ||||||
95 | ||||||
Раздел Сюжетная композиция | ||||||
Композиция «Красота родного края». | Урок | 4 | ||||
Натюрморт. Красна ягодка. | Урок | 2 | ||||
Сортымские дети. Портрет. | Урок | 2 | ||||
Кляксография. | Урок | 2 | ||||
Мороз. Холодные цвета. | Урок | 2 | ||||
Композиция в технике граттаж. | Урок | 4 | ||||
Графика зимнего леса. | Урок | 2 | ||||
Раздел Работа в материале | ||||||
Лепка оленей. | Урок | 2 | ||||
Платок. Знакомство с орнаментом ханты. | Урок | 4 | ||||
Какого цвета снег? | Урок | 2 | ||||
Кукла «Акань». | Урок | 4 | ||||
Оберег для колыбельной. | Урок | 2 | ||||
Композиция «Весна». | Урок | 4 | ||||
Лепка вороны. | Урок | 4 | ||||
Раздел Сюжетная композиция | ||||||
Композиция «Родной край» | Урок | 4 | ||||
Головной убор. | Урок | 4 | ||||
Иллюстрация литературных произведений народов ханты | Урок | 4 | ||||
Рукавичка. | Урок | 2 | ||||
Раздел Работа в материале | ||||||
Северные совушки. | Урок | 4 | ||||
Архитектурные строения народов ханты. | Урок | 2 | ||||
Тотем. | Урок | 2 | ||||
Транспортные средства северных народов. | Урок | 2 | ||||
Художники народов ханты и манси. | Урок | 2 | ||||
Стая северных птиц. | Урок | 4 | ||||
Платок с орнаментом ханты и манси. | Урок | 4 | ||||
Орнамент ханты, манси в современной одежде. | Урок | 8 | ||||
Раздел 1. Сюжетная композиция | ||||||
Пейзаж родной земли | Урок | 2 | ||||
Мужской образ – ханты | Урок | 2 | ||||
Образ женщины ханты | Урок | 2 | ||||
Рисунок эмблемы поселка и школы. | Урок | 4 | ||||
Раздел 2. Работа в материале | ||||||
Гармония жилья с природой. | Урок | 4 | ||||
Пупи – Як – медвежий праздник» | Урок | 6 | ||||
Вороний праздник. | Урок | 6 | ||||
Наш поселок. | Урок | 4 | ||||
Зачет. | Урок | 1 |
Годовые требования. Содержание разделов и тем
1. Сюжетная композиция
#1058;ема: Композиция «Красота родного края». Выбор композиции. Работа в цвете. Работа над деталями. Изобразить характерные особенности края, передать свое отношение.
#1058;ема: Натюрморт. Красна ягодка. Построение. Работа в цвете. Дары нашего края. Передача сходства путем анализа предметов.
#1058;ема. Сортымские дети. Портрет. Схема. Автопортрет. Знакомство с жанром портрет, начальные сведения. Передать в рисунке характерные особенности своего лица.
#1058;ема. Кляксография. Передать характерные строение деревьев
#1058;ема: Мороз. Холодные цвета. Передача цветом морозного состояния. Передача цветом морозного состояния.
#1058;ема. Композиция в технике граттаж. Знакомство с новой техникой. Знакомство с новой техникой. Составление композиции по схеме. Цветовое решение.
Тема: Графика зимнего леса.
Контрольный урок. (Просмотр работ за полугодие).
Выразительные возможности графических материалов. Знакомство с графикой – видом изобразительного искусства; овладение новыми инструментами (перо, палочка, кисть, черный карандаш или уголь), выразительными средствами (линией, штрихом), техникой (растушевкой);развитие наблюдательности и внимание к природе. Самостоятельная работа: Выразительные возможности графических материалов.
Раздел 2. Работа в материале
#1058;ема: Лепка оленей. Лепка из разных по форме частей. Стеки пластилин. Лепка из разных по форме частей, соблюдение пропорций между частями. 1. мультимедиа презентация к уроку. 2. лепка.
#1058;ема: Платок. Знакомство с орнаментом ханты. Составление орнамента. Цветовое решение. Обучение принципам орнаментальной композиции. Знакомство с символами орнамента. Мультимедиа презентация к уроку. Цветные карандаши, фломастеры.
#1058;ема: Какого цвета снег? Гуашь. Составление композиции, цветовое решение. Формировать эстетическую отзывчивость на красоту зимнего леса через восприятие цвета. Мультимедиа презентация к уроку.
#1058;ема:Кукла «Акань». Белый ситец, маркеры перманентные тонкие, ножницы, нитки. Знакомство с куклой ханты её особенностями.
Тема: Оберег для колыбельной. Знакомство с куклой ханты её особенностями
#1058;ема Весна. Изобразить характерные особенности края, передать свое отношение.
#1058;ема: Лепка вороны. Контрольный урок. (Просмотр работ за полугодие).
Лепка из разных по форме частей. Стеки пластилин. Лепка из разных по форме частей, соблюдение пропорций между частями. 1. мультимедиа презентация к уроку. 2. лепка.
Раздел. Сюжетная композиция
#1058;ема: Композиция «Родной край». Рисование по памяти и по представлению. Развитие осмысления окружающего мира, а также восприятия учащимися выразительных возможностей контраста и теплых и холодных цветов. Гуашь.
#1058;ема: Головной убор. Использовать орнамент коренных народов севера. Передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоничное их сочетание в композиции. Цветная бумага, клей ножницы, бисер.
#1058;ема: Иллюстрация произведений авторов ханты. Знакомить с книгой как с произведением изобразительного искусства, доставляющий эстетическое наслаждение.
Раздел Работа в материале
#1058;ема: Рукавичка. Использовать орнамент коренных народов севера. Аппликация.
#1058;ема Северные совушки. Лепка и декорирование.
#1058;ема: Архитектурные строения народов ханты. Контрольный урок. (Просмотр работ за полугодие).Восковые мелки.
#1058;ема: Тотем. Изучение тотемов, создание тотема из пластики или пластилина.
#1058;ема: Транспортные средства северных народов. Формы транспорта и их значение. Подручные средства.
#1058;ема: Художники народов ханты и манси. Знакомство с творчеством. Воспитание чувства гордости и уважения к народу, народной культуре и искусству, произведениям профессионального творчества.
#1058;ема: Стая северных птиц. Рассказ о легенде русского севера – птице счастья. Изготовление птицы. Воспитание любви к своему краю, знания народного фольклора. Коллективная работа бумажная пластика.
#1058;ема: Платок с орнаментом ханты и манси. Эскиз платка с элементами орнамента народов ханты. Цветовое решение с использованием основных цветов этого народа. Батик.
Тема: орнамент ханты, манси в современном гардеробе. Контрольный урок. (Просмотр работ за полугодие). Батик. Расписать вещь своего гардероба.
Раздел Сюжетная композиция
#1058;ема: Пейзаж родной земли. Разнообразие природной среды и особенности природы. Изобразить характерные особенности края, передать свое отношение. Земля это не только природа, земля сохраняет глубокие следы событий людской жизни.
#1058;ема: Мужской образ – Ханты. Передача характерных черт лица, одежды, использование орнаментов народов ханты и манси.
#1058;ема: Образ женщины ханты. Передача характерных черт лица, одежды, использование орнаментов народов ханты.
#1058;ема: Рисунок эмблемы поселка и школы. Значение геральдики в определении места человека или группы людей в обществе. Начальные сведения о геральдике. Символизм, основные геральдические фигуры и их значение, композиционное членение, символика цвета. Развитие воображения, создание своего герба.
Раздел Работа в материале
#1058;ема: Гармония жилья с природой. Контрольный урок. (Просмотр работ за полугодие). Жилье народов ханты и манси. Бумажная пластика. Связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы роль дерева. Воплощение космогонических представлений – представлений людей о порядке и устройстве мира.
#1058;ема: «Пупи – Як – медвежий праздник». Иллюстрирование наиболее яркого сюжета праздника. Обучение принципам построения сюжетной композиции на основе фольклорного материала. Приобщение к народной культуре обско – угорских народов, познанию ее исторических корней. Развитие умению сочинять композицию по мотивам медвежьей пляски, медвежьих игрищ. Воспитание способности эмоционального сопереживания традициям и праздникам северных народов.
Тема: «Вороний праздник». Иллюстрирование наиболее яркого сюжета праздника. Обучение принципам построения сюжетной композиции на основе фольклорного материала. Приобщение к народной культуре обско – угорских народов, познанию ее исторических корней. Развитие умению сочинять композицию по мотивам медвежьей пляски, медвежьих игрищ. Воспитание способности эмоционального сопереживания традициям и праздникам северных народов.
#1058;ема: Наш поселок. Создать коллективное панно, выбирая значимые объекты архитектурно-культурной среды поселка. Коллективная работа.
Зачет. Проверка пройдённого материала.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Изобразительное искусство. Региональный компонент».
- Знание основных понятий и терминологии в области декоративно- прикладного искусства и художественных промыслов.
- 3нание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.
- Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).
- Умение решать художественно - творческие задачи, пользуясь эскизом.
- Знать орнамент народов Севера и схемы составления орнамента.
- Умение работать различными материалами в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования.
- Знать народные промыслы Севера и ремесла.
- Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
- Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
- Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.
- Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
- ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольный урок, зачет.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебной четверти в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет.
В качестве средств текущего контроля успеваемости обучающихся программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку обучающихся.
График проведения промежуточной аттестации:
Контрольные уроки в конце каждой четверти; зачет - проводится в 6 полугодие третьего года обучения.
По окончании предмета проводится промежуточная аттестация, вид аттестации - зачет, оценка за который выставляется в 6-м полугодии и заносится в свидетельство об окончании предмета «Изобразительное искусство. Региональный компонент».
Критерии оценки
Для развития творческого потенциала обучающихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию, композицию, технику исполнения.
«Фантазия». На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.
5 «отлично» - обучающийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;
- «хорошо» - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
- «удовлетворительно» - использование готового решения (срисовывание с образца).
«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).
- «отлично» - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;
- «хорошо» - имеются незначительные ошибки;
- «удовлетворительно» - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.
«Техника исполнения»
«отлично» — обучающийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;
- «хорошо» - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно;
3 «удовлетворительно» - работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует формированию и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью преподавателю необходимо знакомить детей с работами художников (Г.Раишева и других народных мастеров), с шедеврами живописи и графики (используя книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки, проведение бесед и экскурсий в библиотеки и выставочные залы очно и виртуально, использовать интернет ресурсы). Важной составляющей творческой заинтересованности обучающихся является приобщение детей к конкурсной и выставочной деятельности.
Рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив. Знание имён художников и самобытных мастеров Ханты - Мансийского автономного округа, их произведений позволит учащимся проникнуться любовью к родной земле, испытать чувство гордости, воспитать потребность в охране культурных ценностей своего региона.
Самостоятельная работа обучающихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу обучающихся отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов).
Программа предусматривает привлечение и социальных партнеров:
поселковая библиотека, СОШ, лянторский этнографический музей, музей НГДУ «НСН», «Русскинской музей Природы и Человека имени Александра Павловича Ядрошникова» и др - в виде экскурсий, виртуальных экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности.
6. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
#1061;удожественный язык орнамента. М., 2010 Берстенева В.Е., Догаева Н.В. #1050;укольный сундучок. Традиционная кукла своими руками., 2010.
3 Орнамент в вышивке: традиция и современность, Северный паломник, - 2008.
#1042;еличко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009.
#1042;ернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007 Давыдов С..
#1056;усские художественные промыслы. - М.: Аванта+, Астрель, 2010.
#1053;еменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009.
#1057;борник научно-методических работ преподавателей образовательных учреждений в сфере культуры искусства Ханты-мансийск 2010.
#1055;одвижник из Угута П Бахлыков .издательство Ю. Мандрики . Тюмень, 2000.
#1050;лиентов А. Народные промыслы. - М.: Белый город.11. П.Е. Шешкин, И.Д. Шабалина. Мансийские орнаменты. Просвещение 2001год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "История изобразительного искусства"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 10...
Программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6-7 классов (базовый уровень). Разработана Зайцевой Л. П.
Программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6-7 классов (базовый уровень, фрагмент). Разработана Зайцевой Л. П....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5-7 класс для обучающейся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования
Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству создана на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского: Изобразительное искусство. Рабочие п...
Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Декоративно прикладное искусство, 1-11 классы, 2016-2017 уч.г.
Предосавлен методический материал - Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Декоративно-прикладное искусство для классов с углубленным изучением предметов художестве...
Рабочая программа дисциплины "История изобразительного искусства" для специальности 43.02.02. Парикмахерское искусство
Рабочая программа и ФОСы по учебной дисциплине "История изобразительного искусства" по специальности 43.02.02 "Парикмахерское искусство" направлены на подготовку студента к итогово...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
Рабочая программа Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой
Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой...