рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство. Региональный компонент»
рабочая программа

Ахтямова Елена

Настоящая образовательная программа МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ» по реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» программа учебного предмета «Изобразительное искусство. Региональный компонент», далее программа,  разработана на основании:

пункта 5 статьи 12 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

приказа Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 156 «Об утверждении федеральных  государственных требований к минимуму  содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной  общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе».

   Программа учебного предмета разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись» и относится к вариативной части.

   Актуальность регионального компонента — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование, вооружение школьников системой знаний о регионе, подготовка обучающихся к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами.

Программа направлена на создание условий для познания обучающимися приемов работы в различных материалах, техниках. На выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре, на изучение, сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Севера.

Принцип регионализации – это общедидактический принцип современного образования, который предполагает, в том числе, использование в образовательном процессе природных, культурных, этно-культурных, образовательных и других особенностей региона. Одним из путей регионализации образования является включение в содержание образования регионального компонента. Данная образовательная программа может стать экспериментом  в освоении новых практик с учётом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).

 Программа составлена по принципу вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения,  формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.

Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий обучающиеся посещают интернет-музеи и интернет- выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_izo_rk.docx63.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа на районный конкурс научно-методических работ

среди преподавателей детских школ искусств Сургутского района

Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство. Региональный компонент»

Выполнила:

Ахтямова Елена Владимировна

Преподаватель высшей категории

МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»

2023

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая образовательная программа МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ» по реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» программа учебного предмета «Изобразительное искусство. Региональный компонент», далее программа, разработана на основании:

пункта 5 статьи 12 Федерального Закона Российской Федерации от № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

приказа Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе».

Программа учебного предмета разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись» и относится к вариативной части.

Актуальность регионального компонента — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование, вооружение школьников системой знаний о регионе, подготовка обучающихся к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами.

Программа направлена на создание условий для познания обучающимися приемов работы в различных материалах, техниках. На выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре, на изучение, сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Севера.

Принцип регионализации – это общедидактический принцип современного образования, который предполагает, в том числе, использование в образовательном процессе природных, культурных, этно-культурных, образовательных и других особенностей региона. Одним из путей регионализации образования является включение в содержание образования регионального компонента. Данная образовательная программа может стать экспериментом в освоении новых практик с учётом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).

Программа составлена по принципу вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.

Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий обучающиеся посещают интернет-музеи и интернет- выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного народного творчества.

Срок реализации учебного предмета

Программа рассчитана на 3 года обучения, с 1 по 3 класс. В первый год продолжительность учебных занятий составляет 32 недели, во второй и третий годы - по 33 недели.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета при 3-летнем сроке обучения составляет 196 часов. Из них: 98 часов - аудиторные занятия, 98 часов - самостоятельная работа.

Сведения о затратах учебного времени в графике промежуточной и итоговой аттестации

Вид учебной

работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

1

2

3

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Аудиторные занятия

16

16

16

17

16

17

98

Самостоятельная работа

16

16

16

17

16

17

98

Максимальная учебная нагрузка

32

32

32

34

32

34

196

Вид промежуточной аттестации

к/у

к/у

к/у

к/у

к/у

з

к/у –контрольный урок; 3. – зачет

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами, дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу: 1 час аудиторных занятий, 1 час самостоятельной работы.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися. Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

Словесный (объяснение, беседа, рассказ);

Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

Практический;

Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство. Региональный компонент» построено с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает изучение обучающимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Содержание программы включает следующие разделы:

#1057;южетная композиция; 2. Работа в материале.

Паспорт дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

«Изобразительное искусство. Региональный компонент»

(для детей, поступивших в возрасте от 5 до 17лет)

Срок реализации программы 9 месяцев

Полное название программы

Дополнительная общеразвивающая программа в области декоративно-прикладного искусства «Изобразительное искусство. Региональный компонент»

Ф. И. О. педагога

Ахтямова Елена Владимировна преподаватель высшей квалификационной категории по классу изобразительного искусства МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ» Сургутского района

Год разработки

2019

Территория

ХМАО-Югра, Сургутский район, сельское поселение Нижнесортымский

Юридический адрес учреждения

ул. Нефтяников, 7А, п. Нижнесортымский, Сургутский р-н, Тюменская область, ХМАО-ЮГРА, 628447

Контакты

Телефон: 8 (34638) 73310 E-mail:

Документы, послужившие основанием для разработки программы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
  2. Указ Президента РФ от № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»;
  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295;
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497 «О федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы»;
  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России)от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  6. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р;
  7. Постановление от #1075;. № 41 « Об утверждении СанПин (Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей).
  8. Примерные требования к программы дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от №06-1844);
  9. Постановление Правительства ХМАО – Югры от г. № 247-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дети Югры» на 2011 – 2013 годы (в редакции постановления Правительства ХМАО – Югры от г. № 46-р)

Информация о наличии рецензии

Нет

Цель

Целью учебного предмета является художественно-эстетическое развитие личности обучающегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи

-Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти);

-Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

-Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.);

-Формирование понимания национальной художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной;

-Популяризация национальных и культурных традиций и обычаев, создание и развитие культурной среды, способствующей формированию толерантного сознания;

-Создание пространства свободного творческого общения детей и взрослых, живая связь поколений, народов и культур.

Ожидаемые результаты освоения программы

Овладеют приемами и навыками лепки из разных пластичных материалов. Научатся пользоваться необходимыми для лепки инструментами и материалами.

Разовьют художественно-эстетический вкус, наблюдательность, фантазию, творческие способности, моторику мелких мышц кистей рук, глазомер.

К концу освоения первого модуля дети овладевают знаниями:

  • названия и назначение инструментов и материалов, их использование, применение и доступные способы обработки;
  • правила техники безопасности;
  • исторические сведения и свойства пластичных материалов (пластилина, полимерной глины);
  • технологическую последовательность выполняемой работы;
  • основные приемы лепки из пластилина, полимерной глины;
  • законы цветоведения;
  • технику пластилинографии,

К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики и умеют:

  • правильно организовать рабочее место;
  • пользоваться инструментами необходимыми для лепки;
  • смешивать пластичную массу до однородного цвета;
  • выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик)
  • лепить плоские и объемные фигуры из пластилина и полимерной глины;
  • анализировать готовое изделие;
  • творчески подходить к выполнению работы;
  • работать над композицией по собственному замыслу;
  • использовать колорит и гармонию цвета;
  • передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
  • уметь выполнять коллективные композиции.

К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями:

  • исторические сведения и свойства пластичных материалов (глины, соленого теста);
  • основные приемы лепки из солёного теста, глины;

состав, особенности и технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного);

  • - законы цветоведения;
  • технологию раскрашивания изделий;
  • технологию сушки изделий из теста и глины;
  • способы и приемы соединения деталей в поделках из соленого теста;
  • исторические сведения и особенности стилистики керамических игрушек промыслов Дымкова, Филимонова, Каргопольяосновные различия в лепке и росписи;
  • особенности Гжельской росписи;
  • технику тестопластики;
  • особенности скульптурной лепки;

К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики и умеют:

  • смешивать пластичную массу до однородного цвета;
  • самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное соленое тесто;
  • аккуратно вырезать детали из теста по шаблонам;
  • лепить плоские и объемные фигуры из соленого теста и глины;
  • укреплять поделку с помощью каркасов разного типа;
  • соединять детали из соленого теста различными способами;
  • правильно сушить, раскрашивать и покрывать изделие лаком;
  • творчески создать каждое изделие, используя объём знаний, умений, навыков;
  • создавать работы с натуры, по представлению, передавать динамику движения, выразительность образа;
  • создавать игрушки на каркасе;
  • лепить картины;
  • передавать свое отношение к изображенному предмету, используя возможности композиции;

выполнять работу различной сложности с применением различных вспомогательных материалов;

Количество часов на учебный год / в неделю

172 часов

1 модуль 5 месяцев 19 недель 5 часов в неделю

2 модуль 4 месяца 16 недель 4 часа в неделю

Возраст обучающихся

5 – 17 лет

Образовательный формат

Развитие детей средствами декоративно-прикладного искусства, рисования, лепки, воспитание и социализация личности

Формы занятий

Урок. Организация деятельности в классе: от 10-и до 15-ти человек.

Методическое обеспечение

#1040;лехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1984

#1042;ыготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 1991

#1043;оряева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991

#1061;удожественный язык орнамента. М., 2010 Берстенева В.Е., Догаева Н.В. #1050;укольный сундучок. Традиционная кукла своими руками., 2010.

5. Орнамент в вышивке: традиция и современность, Северный паломник, - 2008.

#1042;еличко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009.

#1042;ернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007 Давыдов С..

#1056;усские художественные промыслы. - М.: Аванта+, Астрель, 2010.

#1053;еменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009.

#1057;борник научно-методических работ преподавателей образовательных учреждений в сфере культуры искусства Ханты-мансийск 2010.

#1055;одвижник из Угута П Бахлыков .издательство Ю. Мандрики . Тюмень, 2000.

#1050;лиентов А. Народные промыслы. - М.: Белый город.11. П.Е. Шешкин, И.Д. Шабалина. Мансийские орнаменты. Просвещение 2001год

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);

демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

Учебно -тематический план

1 модуль

Название раздела, темы

Вид Учебного занятия

Общий объем времени в часах

Аудитор

ные занятия

95

Раздел Сюжетная композиция

Композиция «Красота родного края».

Урок

4

Натюрморт. Красна ягодка.

Урок

2

Сортымские дети. Портрет.

Урок

2

Кляксография.

Урок

2

Мороз. Холодные цвета.

Урок

2

Композиция в технике граттаж.

Урок

4

Графика зимнего леса.

Урок

2

Раздел Работа в материале

Лепка оленей.

Урок

2

Платок. Знакомство с орнаментом ханты.

Урок

4

Какого цвета снег?

Урок

2

Кукла «Акань».

Урок

4

Оберег для колыбельной.

Урок

2

Композиция «Весна».

Урок

4

Лепка вороны.

Урок

4

Раздел Сюжетная композиция

Композиция «Родной край»

Урок

4

Головной убор.

Урок

4

Иллюстрация литературных произведений народов ханты

Урок

4

Рукавичка.

Урок

2

Раздел Работа в материале

Северные совушки.

Урок

4

Архитектурные строения народов ханты.

Урок

2

Тотем.

Урок

2

Транспортные средства северных народов.

Урок

2

Художники народов ханты и манси.

Урок

2

Стая северных птиц.

Урок

4

Платок с орнаментом ханты и манси.

Урок

4

Орнамент ханты, манси в современной одежде.

Урок

8

Раздел 1. Сюжетная композиция

Пейзаж родной земли

Урок

2

Мужской образ – ханты

Урок

2

Образ женщины ханты

Урок

2

Рисунок эмблемы поселка и школы.

Урок

4

Раздел 2. Работа в материале

Гармония жилья с природой.

Урок

4

Пупи – Як – медвежий праздник»

Урок

6

Вороний праздник.

Урок

6

Наш поселок.

Урок

4

Зачет.

Урок

1

Годовые требования. Содержание разделов и тем

1. Сюжетная композиция

#1058;ема: Композиция «Красота родного края». Выбор композиции. Работа в цвете. Работа над деталями. Изобразить характерные особенности края, передать свое отношение.

#1058;ема: Натюрморт. Красна ягодка. Построение. Работа в цвете. Дары нашего края. Передача сходства путем анализа предметов.

#1058;ема. Сортымские дети. Портрет. Схема. Автопортрет. Знакомство с жанром портрет, начальные сведения. Передать в рисунке характерные особенности своего лица.

#1058;ема. Кляксография. Передать характерные строение деревьев

#1058;ема: Мороз. Холодные цвета. Передача цветом морозного состояния. Передача цветом морозного состояния.

#1058;ема. Композиция в технике граттаж. Знакомство с новой техникой. Знакомство с новой техникой. Составление композиции по схеме. Цветовое решение.

Тема: Графика зимнего леса.

Контрольный урок. (Просмотр работ за полугодие).

Выразительные возможности графических материалов. Знакомство с графикой – видом изобразительного искусства; овладение новыми инструментами (перо, палочка, кисть, черный карандаш или уголь), выразительными средствами (линией, штрихом), техникой (растушевкой);развитие наблюдательности и внимание к природе. Самостоятельная работа: Выразительные возможности графических материалов.

Раздел 2. Работа в материале

#1058;ема: Лепка оленей. Лепка из разных по форме частей. Стеки пластилин. Лепка из разных по форме частей, соблюдение пропорций между частями. 1. мультимедиа презентация к уроку. 2. лепка.

#1058;ема: Платок. Знакомство с орнаментом ханты. Составление орнамента. Цветовое решение. Обучение принципам орнаментальной композиции. Знакомство с символами орнамента. Мультимедиа презентация к уроку. Цветные карандаши, фломастеры.

#1058;ема: Какого цвета снег? Гуашь. Составление композиции, цветовое решение. Формировать эстетическую отзывчивость на красоту зимнего леса через восприятие цвета. Мультимедиа презентация к уроку.

#1058;ема:Кукла «Акань». Белый ситец, маркеры перманентные тонкие, ножницы, нитки. Знакомство с куклой ханты её особенностями.

Тема: Оберег для колыбельной. Знакомство с куклой ханты её особенностями

#1058;ема Весна. Изобразить характерные особенности края, передать свое отношение.

#1058;ема: Лепка вороны. Контрольный урок. (Просмотр работ за полугодие).

Лепка из разных по форме частей. Стеки пластилин. Лепка из разных по форме частей, соблюдение пропорций между частями. 1. мультимедиа презентация к уроку. 2. лепка.

Раздел. Сюжетная композиция

#1058;ема: Композиция «Родной край». Рисование по памяти и по представлению. Развитие осмысления окружающего мира, а также восприятия учащимися выразительных возможностей контраста и теплых и холодных цветов. Гуашь.

#1058;ема: Головной убор. Использовать орнамент коренных народов севера. Передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоничное их сочетание в композиции. Цветная бумага, клей ножницы, бисер.

#1058;ема: Иллюстрация произведений авторов ханты. Знакомить с книгой как с произведением изобразительного искусства, доставляющий эстетическое наслаждение.

Раздел Работа в материале

#1058;ема: Рукавичка. Использовать орнамент коренных народов севера. Аппликация.

#1058;ема Северные совушки. Лепка и декорирование.

#1058;ема: Архитектурные строения народов ханты. Контрольный урок. (Просмотр работ за полугодие).Восковые мелки.

#1058;ема: Тотем. Изучение тотемов, создание тотема из пластики или пластилина.

#1058;ема: Транспортные средства северных народов. Формы транспорта и их значение. Подручные средства.

#1058;ема: Художники народов ханты и манси. Знакомство с творчеством. Воспитание чувства гордости и уважения к народу, народной культуре и искусству, произведениям профессионального творчества.

#1058;ема: Стая северных птиц. Рассказ о легенде русского севера – птице счастья. Изготовление птицы. Воспитание любви к своему краю, знания народного фольклора. Коллективная работа бумажная пластика.

#1058;ема: Платок с орнаментом ханты и манси. Эскиз платка с элементами орнамента народов ханты. Цветовое решение с использованием основных цветов этого народа. Батик.

Тема: орнамент ханты, манси в современном гардеробе. Контрольный урок. (Просмотр работ за полугодие). Батик. Расписать вещь своего гардероба.

Раздел Сюжетная композиция

#1058;ема: Пейзаж родной земли. Разнообразие природной среды и особенности природы. Изобразить характерные особенности края, передать свое отношение. Земля это не только природа, земля сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

#1058;ема: Мужской образ – Ханты. Передача характерных черт лица, одежды, использование орнаментов народов ханты и манси.

#1058;ема: Образ женщины ханты. Передача характерных черт лица, одежды, использование орнаментов народов ханты.

#1058;ема: Рисунок эмблемы поселка и школы. Значение геральдики в определении места человека или группы людей в обществе. Начальные сведения о геральдике. Символизм, основные геральдические фигуры и их значение, композиционное членение, символика цвета. Развитие воображения, создание своего герба.

Раздел Работа в материале

#1058;ема: Гармония жилья с природой. Контрольный урок. (Просмотр работ за полугодие). Жилье народов ханты и манси. Бумажная пластика. Связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы роль дерева. Воплощение космогонических представлений – представлений людей о порядке и устройстве мира.

#1058;ема: «Пупи – Як – медвежий праздник». Иллюстрирование наиболее яркого сюжета праздника. Обучение принципам построения сюжетной композиции на основе фольклорного материала. Приобщение к народной культуре обско – угорских народов, познанию ее исторических корней. Развитие умению сочинять композицию по мотивам медвежьей пляски, медвежьих игрищ. Воспитание способности эмоционального сопереживания традициям и праздникам северных народов.

Тема: «Вороний праздник». Иллюстрирование наиболее яркого сюжета праздника. Обучение принципам построения сюжетной композиции на основе фольклорного материала. Приобщение к народной культуре обско – угорских народов, познанию ее исторических корней. Развитие умению сочинять композицию по мотивам медвежьей пляски, медвежьих игрищ. Воспитание способности эмоционального сопереживания традициям и праздникам северных народов.

#1058;ема: Наш поселок. Создать коллективное панно, выбирая значимые объекты архитектурно-культурной среды поселка. Коллективная работа.

Зачет. Проверка пройдённого материала.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Изобразительное искусство. Региональный компонент».

  • Знание основных понятий и терминологии в области декоративно- прикладного искусства и художественных промыслов.
  • 3нание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.
  • Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).
  • Умение решать художественно - творческие задачи, пользуясь эскизом.
  • Знать орнамент народов Севера и схемы составления орнамента.
  • Умение работать различными материалами в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования.
  • Знать народные промыслы Севера и ремесла.
  • Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
  • Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
  • Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.
  • Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольный урок, зачет.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебной четверти в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет.

В качестве средств текущего контроля успеваемости обучающихся программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку обучающихся.

График проведения промежуточной аттестации:

Контрольные уроки в конце каждой четверти; зачет - проводится в 6 полугодие третьего года обучения.

По окончании предмета проводится промежуточная аттестация, вид аттестации - зачет, оценка за который выставляется в 6-м полугодии и заносится в свидетельство об окончании предмета «Изобразительное искусство. Региональный компонент».

Критерии оценки

Для развития творческого потенциала обучающихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию, композицию, технику исполнения.

«Фантазия». На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.

5 «отлично» - обучающийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;

  1. «хорошо» - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
  1. «удовлетворительно» - использование готового решения (срисовывание с образца).

«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).

  1. «отлично» - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;
  1. «хорошо» - имеются незначительные ошибки;
  1. «удовлетворительно» - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.

«Техника исполнения»

«отлично» — обучающийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;

  1. «хорошо» - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно;

3 «удовлетворительно» - работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует формированию и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью преподавателю необходимо знакомить детей с работами художников (Г.Раишева и других народных мастеров), с шедеврами живописи и графики (используя книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки, проведение бесед и экскурсий в библиотеки и выставочные залы очно и виртуально, использовать интернет ресурсы). Важной составляющей творческой заинтересованности обучающихся является приобщение детей к конкурсной и выставочной деятельности.

Рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив. Знание имён художников и самобытных мастеров Ханты - Мансийского автономного округа, их произведений позволит учащимся проникнуться любовью к родной земле, испытать чувство гордости, воспитать потребность в охране культурных ценностей своего региона.

Самостоятельная работа обучающихся

Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу обучающихся отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов).

Программа предусматривает привлечение и социальных партнеров:

поселковая библиотека, СОШ, лянторский этнографический музей, музей НГДУ «НСН», «Русскинской музей Природы и Человека имени Александра Павловича Ядрошникова» и др - в виде экскурсий, виртуальных экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности.

6. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

#1061;удожественный язык орнамента. М., 2010 Берстенева В.Е., Догаева Н.В. #1050;укольный сундучок. Традиционная кукла своими руками., 2010.

3 Орнамент в вышивке: традиция и современность, Северный паломник, - 2008.

#1042;еличко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009.

#1042;ернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007 Давыдов С..

#1056;усские художественные промыслы. - М.: Аванта+, Астрель, 2010.

#1053;еменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009.

#1057;борник научно-методических работ преподавателей образовательных учреждений в сфере культуры искусства Ханты-мансийск 2010.

#1055;одвижник из Угута П Бахлыков .издательство Ю. Мандрики . Тюмень, 2000.

#1050;лиентов А. Народные промыслы. - М.: Белый город.11. П.Е. Шешкин, И.Д. Шабалина. Мансийские орнаменты. Просвещение 2001год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "История изобразительного искусства"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 10...

Программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6-7 классов (базовый уровень). Разработана Зайцевой Л. П.

Программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6-7 классов (базовый уровень, фрагмент). Разработана Зайцевой Л. П....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5-7 класс для обучающейся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования

Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству создана на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского: Изобразительное искусство. Рабочие п...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Декоративно прикладное искусство, 1-11 классы, 2016-2017 уч.г.

Предосавлен методический материал - Рабочие программы по предметам:  Изобразительное искусство, Живопись, Декоративно-прикладное искусство для классов с углубленным изучением предметов художестве...

Рабочая программа дисциплины "История изобразительного искусства" для специальности 43.02.02. Парикмахерское искусство

Рабочая программа и ФОСы по учебной дисциплине "История изобразительного искусства" по специальности 43.02.02 "Парикмахерское искусство" направлены на подготовку студента к итогово...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

Рабочая программа Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой

Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой...