Презентация: "Особенности концертного исполнительства"
презентация к уроку

Кириченко Марина Владимировна

Предназначено для обучающихся оркестрового отделения ДШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kontsertnoe_ispolnitelstvo.ppt395.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности концертного исполнительства на духовых инструментах 2023 г

Слайд 2

Если ты, выходя на эстраду, не ощущаешь ватных ног и розового тумана перед глазами – в тебе погиб артист Д.Ойстрах

Слайд 3

Концертное выступление – это итог всей работы исполнителя, серьезная проверка усвоения материала и художественной подготовки

Слайд 4

КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ Концертное выступление всегда вызывает волнение! Происходит выброс адреналина, учащается сердцебиение, дыхание, дрожат руки, пальцы, колени, «пересыхает» во рту и т.п.

Слайд 5

КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ … Я знаю, что на эстраде стоит и ждет меня обыкновенный стул, который превратится в электрический, и что не смотря на смертельный страх, я все же усядусь и буду выглядеть собранным и готовым к публичной казни Г.Пятигорский

Слайд 6

Однако… Сценическое волнение способно порождать не только отрицательные эмоции. В нем кроется источник творческого вдохновения, которое невозможно прочувствовать в спокойной уютной обстановке класса

Слайд 7

Однако… Сильный страх парализует творчество, отсутствие же всякого волнения может привести к другой крайности – холодному и безразличному исполнению

Слайд 8

Однако… Наиболее благотворно контролируемое волнение (даже в том случае, если оно сильное). Именно оно чаще всего рождает то сценическое вдохновение, которое способно покорить сердца слушателей

Слайд 9

Особенности концертного исполнительства на духовых инструментах: 1. Если пианист может сосредоточить все свое внимание на музыке, то духовик, думая о художественной стороне исполняемого произведения, одновременно должен постоянно заботиться о процессе воссоздания звука

Слайд 10

Процесс звукообразования на духовых инструментах во многом сложнее, чем на других музыкальных инструментах, а в концертных условиях, где степень ответственности, а следовательно, и волнение значительно возрастает, исполнителя на духовых инструментах подстерегают многие препятствия и неожиданности

Слайд 11

2. Отсутствие у исполнителей необходимого опыта сольных выступлений нарушает привычные нервно-мышечные связи, сковывает исполнительский аппарат. 1-2 неудачных выступления – и в результате вырабатывается «эстрадобоязнь»

Слайд 12

ЭСТРАДОБОЯЗНЬ Анализируя этот комплекс, можно сказать, что в его основе лежит прежде всего неуверенность в своей подготовленности, в знании исполняемого произведения во всех его деталях. Отсюда дополнительное волнение

Слайд 13

Волнение обратно пропорционально степени подготовки Н.А.Римский-Корсаков

Слайд 14

Как предупредить чрезмерное волнение и возможные неудачи на эстраде?

Слайд 15

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 1. Музыкальное произведение, выбранное для исполнения на концерте, не должно превышать технические и художественные возможности исполнителя

Слайд 16

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 2. Необходимо твердое знание исполняемого произведения, и не только нотного текста, но и всех агогических, динамических оттенков, а также партии сопровождения

Слайд 17

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ Хорошо, если произведение выучено заблаговременно, а не перед самым концертом, оно должно немного «отстоятся», нужно успеть в него «вжиться»

Слайд 18

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ Преподаватель должен изучать свойства памяти ученика, создавать благоприятные условия для ее развития, стремиться к тому, чтобы было возможно меньше срывов на эстраде, так как они могут травмировать психику учащегося и подорвать в нем веру в себя

Слайд 19

Аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и наполовину не звучит так свободно, как сыгранный на память Р.Шуман Играть на память необходимо для свободы исполнения И.Гофман

Слайд 20

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ Что касается исполнителей на духовых инструментах, то в зарубежных странах они, как правило, играют по нотам, наши же духовики придерживаются советской традиции исполнения наизусть

Слайд 21

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ Умение начинать исполнение с любого места (не только с начала) говорит о глубоком и тщательном знании учащимся произведения

Слайд 22

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ С целью предохранения от случайных искажений нотного текста, а также для освежения зрительного впечатления, выученное наизусть произведение рекомендуется периодически проигрывать по нотам и в медленном темпе

Слайд 23

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 3. Для успешности концертного выступления также необходимо чтобы учащийся успел «обыграть» его на репетициях в зале

Слайд 24

РЕПЕТИЦИИ В ЗАЛЕ Именно в том зале, где предстоит выступать ученику. Это необходимо для того, чтобы проверить акустику зала и приспособиться к ней

Слайд 25

РЕПЕТИЦИИ В ЗАЛЕ Полезно производить аудио-, а лучше видеозапись репетиции в концертном зале. А после, проанализировать исполнение ученика с преподавателем и концертмейстером

Слайд 26

РЕПЕТИЦИИ В ЗАЛЕ Если на репетиции ученик играл не вполне удачно, не следует его упрекать за это! Надо озвучить основные ошибки исполнения произведения, чтобы в дальнейшем учащийся обратил внимание на эти моменты

Слайд 27

РЕПЕТИЦИИ В ЗАЛЕ Практика показывает, что очень часто после бледной репетиции музыкант ярко играет на концерте. Иногда наблюдается и обратная зависимость (на репетиции хорошо, а на концерте хуже). Поэтому даже после удачной репетиции не следует расслабляться!

Слайд 28

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 4. Перед концертом не рекомендуется делать ученику много частных замечаний, это распыляет его внимание. Чем ближе к концерту, тем более обобщенный характер должны носить замечания (стилистические или выразительные моменты общего порядка)

Слайд 29

Преподавателю очень важно морально поддержать ученика перед концертом, создать у него хорошее творческое настроение

Слайд 30

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 5. Накануне и в день концерта не следует много заниматься. Произойдет ситуация (дефект) «заигрывания произведения»

Слайд 31

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 6. Инструмент музыканта к моменту выступления должен быть в полном порядке, так как малейшая неисправность его повлечет за собой дополнительное волнение и будет постоянно отвлекать внимание ученика

Слайд 32

Также для успешного выступления очень важна настройка инструмента. Поэтому рекомендуется настраиваться заранее, не отвлекать внимание свое и публики этим техническим моментом

Слайд 33

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 7. После выступления необходимо внутриклассное обсуждение. Собираются взволнованные ученики, преподаватель и концертмейстер. Учитель разбирает игру, ученики обмениваются мнениями

Слайд 34

«РАЗБОР ПОЛЕТОВ» Разбор обязательно преследует педагогические цели, обобщает, отмечает недостатки, намечает пути дальнейшего роста

Слайд 35

«РАЗБОР ПОЛЕТОВ» Во время обсуждения выступления можно предложить очередную программу. В таком случае уже на следующем уроке начнется новый творческий цикл. Новые поиски, радости и огорчения на пути к исполнительскому мастерству

Слайд 36

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 8. Для преодоления чувства страха и «боязни сцены» необходимо систематическое участие начинающего музыканта в концертах. Использовать любую возможность для выступления. Именно таким образом, можно «приобрести иммунитет» от чрезмерного эстрадного волнения

Слайд 37

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1. Не выходить на сцену с полным желудком 2. Не менять за несколько дней режим и привычный ритм жизни

Слайд 38

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 3. Не стараться играть лучше, чем на репетициях 4. Не опьяняться удачей и на падать духом от неудачи

Слайд 39

ЛИТЕРАТУРА В.Григорьев Вопросы музыкальной педагогики. О развитии музыкальной памяти учащегося. М.: Музыка, 1980 В.Григорьев Исполнитель и эстрада. М.: Классика-21, 2006 Музыкальное искусство и современность: Сб. статей /Сост. М.Смирнов. – М.: Музыка, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Особенности юношеского возраста"

материал об особенностях юношеского возраста  может использоваться на ШПМ, педагогическом Совете...

Презентация"ОСОБЕННОСТИ модульно - компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании "

Основные профессиональные компетенции и  педагогические технологии для студентов среднего профессионального образования,их цели и задачи.Социальные,экономические,коммуникативные компетенции.Модул...

Презентация. Особенности труда и отдыха водителей.

Презентация. Особенности труда и отдыха водителей....

Презентация "Особенности первобытной культуры" к уроку МХК "Основные особенности первобытной культуры и своеобразие доисторического искусства".

Презентация разработана в помощь обучающимся по специальности  43.01.02 Парикмахер на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образования  по учебной д...

Презентация «Особенности групповых занятий в студии электроакустической музыки «АккСи+» 2020г

Презентация «Особенности групповых занятий  в студии электроакустической музыки «АккСи+» 2020г...

Презентация "Особенности внимания в норме и патологии"

Для квалифицированного оказания медицинской помощи и построения конструктивной коммуникации медицинскому персоналу необходимо   уделять  большое внимание психологическим знани...

Презентация: "Особенности разработки АОП"

Особенности разработки АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ дошкольного образования воспитанников с ОВЗ1 слайд.  Здравствуйте. Сегодня я вам расскажу об особенностях разработки Адаптированной...