Презентация: "Особенности концертного исполнительства"
презентация к уроку
Предназначено для обучающихся оркестрового отделения ДШИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontsertnoe_ispolnitelstvo.ppt | 395.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если ты, выходя на эстраду, не ощущаешь ватных ног и розового тумана перед глазами – в тебе погиб артист Д.Ойстрах
Концертное выступление – это итог всей работы исполнителя, серьезная проверка усвоения материала и художественной подготовки
КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ Концертное выступление всегда вызывает волнение! Происходит выброс адреналина, учащается сердцебиение, дыхание, дрожат руки, пальцы, колени, «пересыхает» во рту и т.п.
КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ … Я знаю, что на эстраде стоит и ждет меня обыкновенный стул, который превратится в электрический, и что не смотря на смертельный страх, я все же усядусь и буду выглядеть собранным и готовым к публичной казни Г.Пятигорский
Однако… Сценическое волнение способно порождать не только отрицательные эмоции. В нем кроется источник творческого вдохновения, которое невозможно прочувствовать в спокойной уютной обстановке класса
Однако… Сильный страх парализует творчество, отсутствие же всякого волнения может привести к другой крайности – холодному и безразличному исполнению
Однако… Наиболее благотворно контролируемое волнение (даже в том случае, если оно сильное). Именно оно чаще всего рождает то сценическое вдохновение, которое способно покорить сердца слушателей
Особенности концертного исполнительства на духовых инструментах: 1. Если пианист может сосредоточить все свое внимание на музыке, то духовик, думая о художественной стороне исполняемого произведения, одновременно должен постоянно заботиться о процессе воссоздания звука
Процесс звукообразования на духовых инструментах во многом сложнее, чем на других музыкальных инструментах, а в концертных условиях, где степень ответственности, а следовательно, и волнение значительно возрастает, исполнителя на духовых инструментах подстерегают многие препятствия и неожиданности
2. Отсутствие у исполнителей необходимого опыта сольных выступлений нарушает привычные нервно-мышечные связи, сковывает исполнительский аппарат. 1-2 неудачных выступления – и в результате вырабатывается «эстрадобоязнь»
ЭСТРАДОБОЯЗНЬ Анализируя этот комплекс, можно сказать, что в его основе лежит прежде всего неуверенность в своей подготовленности, в знании исполняемого произведения во всех его деталях. Отсюда дополнительное волнение
Волнение обратно пропорционально степени подготовки Н.А.Римский-Корсаков
Как предупредить чрезмерное волнение и возможные неудачи на эстраде?
НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 1. Музыкальное произведение, выбранное для исполнения на концерте, не должно превышать технические и художественные возможности исполнителя
НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 2. Необходимо твердое знание исполняемого произведения, и не только нотного текста, но и всех агогических, динамических оттенков, а также партии сопровождения
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ Хорошо, если произведение выучено заблаговременно, а не перед самым концертом, оно должно немного «отстоятся», нужно успеть в него «вжиться»
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ Преподаватель должен изучать свойства памяти ученика, создавать благоприятные условия для ее развития, стремиться к тому, чтобы было возможно меньше срывов на эстраде, так как они могут травмировать психику учащегося и подорвать в нем веру в себя
Аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и наполовину не звучит так свободно, как сыгранный на память Р.Шуман Играть на память необходимо для свободы исполнения И.Гофман
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ Что касается исполнителей на духовых инструментах, то в зарубежных странах они, как правило, играют по нотам, наши же духовики придерживаются советской традиции исполнения наизусть
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ Умение начинать исполнение с любого места (не только с начала) говорит о глубоком и тщательном знании учащимся произведения
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ С целью предохранения от случайных искажений нотного текста, а также для освежения зрительного впечатления, выученное наизусть произведение рекомендуется периодически проигрывать по нотам и в медленном темпе
НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 3. Для успешности концертного выступления также необходимо чтобы учащийся успел «обыграть» его на репетициях в зале
РЕПЕТИЦИИ В ЗАЛЕ Именно в том зале, где предстоит выступать ученику. Это необходимо для того, чтобы проверить акустику зала и приспособиться к ней
РЕПЕТИЦИИ В ЗАЛЕ Полезно производить аудио-, а лучше видеозапись репетиции в концертном зале. А после, проанализировать исполнение ученика с преподавателем и концертмейстером
РЕПЕТИЦИИ В ЗАЛЕ Если на репетиции ученик играл не вполне удачно, не следует его упрекать за это! Надо озвучить основные ошибки исполнения произведения, чтобы в дальнейшем учащийся обратил внимание на эти моменты
РЕПЕТИЦИИ В ЗАЛЕ Практика показывает, что очень часто после бледной репетиции музыкант ярко играет на концерте. Иногда наблюдается и обратная зависимость (на репетиции хорошо, а на концерте хуже). Поэтому даже после удачной репетиции не следует расслабляться!
НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 4. Перед концертом не рекомендуется делать ученику много частных замечаний, это распыляет его внимание. Чем ближе к концерту, тем более обобщенный характер должны носить замечания (стилистические или выразительные моменты общего порядка)
Преподавателю очень важно морально поддержать ученика перед концертом, создать у него хорошее творческое настроение
НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 5. Накануне и в день концерта не следует много заниматься. Произойдет ситуация (дефект) «заигрывания произведения»
НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 6. Инструмент музыканта к моменту выступления должен быть в полном порядке, так как малейшая неисправность его повлечет за собой дополнительное волнение и будет постоянно отвлекать внимание ученика
Также для успешного выступления очень важна настройка инструмента. Поэтому рекомендуется настраиваться заранее, не отвлекать внимание свое и публики этим техническим моментом
НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 7. После выступления необходимо внутриклассное обсуждение. Собираются взволнованные ученики, преподаватель и концертмейстер. Учитель разбирает игру, ученики обмениваются мнениями
«РАЗБОР ПОЛЕТОВ» Разбор обязательно преследует педагогические цели, обобщает, отмечает недостатки, намечает пути дальнейшего роста
«РАЗБОР ПОЛЕТОВ» Во время обсуждения выступления можно предложить очередную программу. В таком случае уже на следующем уроке начнется новый творческий цикл. Новые поиски, радости и огорчения на пути к исполнительскому мастерству
НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 8. Для преодоления чувства страха и «боязни сцены» необходимо систематическое участие начинающего музыканта в концертах. Использовать любую возможность для выступления. Именно таким образом, можно «приобрести иммунитет» от чрезмерного эстрадного волнения
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1. Не выходить на сцену с полным желудком 2. Не менять за несколько дней режим и привычный ритм жизни
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 3. Не стараться играть лучше, чем на репетициях 4. Не опьяняться удачей и на падать духом от неудачи
ЛИТЕРАТУРА В.Григорьев Вопросы музыкальной педагогики. О развитии музыкальной памяти учащегося. М.: Музыка, 1980 В.Григорьев Исполнитель и эстрада. М.: Классика-21, 2006 Музыкальное искусство и современность: Сб. статей /Сост. М.Смирнов. – М.: Музыка, 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Особенности юношеского возраста"
материал об особенностях юношеского возраста может использоваться на ШПМ, педагогическом Совете...
Презентация"ОСОБЕННОСТИ модульно - компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании "
Основные профессиональные компетенции и педагогические технологии для студентов среднего профессионального образования,их цели и задачи.Социальные,экономические,коммуникативные компетенции.Модул...
Презентация. Особенности труда и отдыха водителей.
Презентация. Особенности труда и отдыха водителей....
Презентация "Особенности первобытной культуры" к уроку МХК "Основные особенности первобытной культуры и своеобразие доисторического искусства".
Презентация разработана в помощь обучающимся по специальности 43.01.02 Парикмахер на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования по учебной д...
Презентация «Особенности групповых занятий в студии электроакустической музыки «АккСи+» 2020г
Презентация «Особенности групповых занятий в студии электроакустической музыки «АккСи+» 2020г...
Презентация "Особенности внимания в норме и патологии"
Для квалифицированного оказания медицинской помощи и построения конструктивной коммуникации медицинскому персоналу необходимо уделять большое внимание психологическим знани...
Презентация: "Особенности разработки АОП"
Особенности разработки АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ дошкольного образования воспитанников с ОВЗ1 слайд. Здравствуйте. Сегодня я вам расскажу об особенностях разработки Адаптированной...