Сценическое движение
методическая разработка
Сценическое движение – важнейшая составляющая внешней техники актёра, полное понимание которой невозможно без ее рассмотрения в комплексе со сценическим действием. Движения – основа активного и интересного для зрителя существования на сцене.Почему движение так важно для артиста сцены? В жизни движения непроизвольны и отточены до автоматизма. Когда мы хотим сесть на стул – садимся, хотим взять со стола очки и газету – берём. На сцене всё труднее. Нужно не только естественно двигаться, как в повседневности, но и делать это соответственно условиям, которые ставит ситуация, обыгрываемая в произведении. А это не только натуральность движений бытовой жизни, но и понимание норм поведения эпохи, случая.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»
Конспект занятий
«Сценическое движение»
Ирина Владимировна Косовских
педагог дополнительного образования
ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Тема: Сценическое движение
Возраст обучающихся: 7-16 лет
Продолжительность занятия: 90 минут
Раздел программы: Мастерство актёра
Цель: научить перевоплощаться в художественный образ через элементы актерского мастерства.
Задачи:
Образовательные:
- дать основные теоретические знания по теме
- научить демонстрировать разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии
Развивающие:
- развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
- развивать воображение (способность к пластической импровизации)
- развивать физические возможности тела,
- развивать мимику и пластику;
Воспитательные:
- формировать навыки дружного коллектива.
- создание атмосферы доброжелательности, взаимного доверия.
- привить навыки взаимодействия с партнером
- воспитывать сценическую культуру
Ожидаемые результаты:
- создание творческой атмосферы
- развитие индивидуальных способностей обучающихся к перевоплощению через внешнюю технику актера, для дальнейшего использования в работе над ролью.
Методы обучения:
- Словесный(слово педагога, объяснение)
- Наглядный
- Вариативности задания
- Коллективная работа
- Частично-поисковый творческий
- Практический(упражнения выполняемые детьми)
Педагогические технологии:
- личностно ориентированные;
- игрового обучения:
-коллективно-творческого дела
Форма организации занятия: групповая, парная, индивидуальная
Оборудование: музыкальный центр, мультимедиа.
План занятия:
1. Организационный момент: актерское приветствие, сообщение темы и эпиграфа, цели и задач занятия (5 минут).
2. Разминка: упражнения (18 минут).
3. Теоретическая часть: новая тема, повторение знаний по сценическому движению (12 минут)
4. Практическая часть: (35 минут).
5. Подведение итогов занятия (10 минут).
6. Рефлексия (5 минут).
Ход занятия.
1. Организационный момент
Педагог: Добрый день! Сегодня наше занятие будет проходить по теме: «Сценическое движение»
Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия
Упражнение-игра «Здравствуйте».
Педагог здоровается с воспитанниками, проявляя какое-либо состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность. Воспитанники приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.
Вопрос педагога: Что такое движение?
Ожидаемые ответы воспитанников: движение тела, то, что меремещается…
Как внешне можно показатьдвижения?
Мы сегодня будем говорить о движении и о видах движений.
II. Разминка
1. Погружение. Предлагаю всем встать в круг.
Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга. Я готовлю вас к роли. Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром.
2. Этюд с воображаемым предметом.
Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений и тревог большой группы является создание “Лукошка депозитов”:
Участникам необходимо вспомнить то, что их тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты:
• Накормил ли я кошку?
• Когда дядя выйдет из больницы?
• Мне нечего сказать
Опасения по поводу участия в ходе занятия
• Смогу ли я справиться с волнением?
• Попросят ли меня говорить?
• А вдруг я отвечу не так, как нужно?
Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть.
Упражнение «Звуки»
Я предлагаю вам прослушать звуки в кабинете, на улице, в Центре творчества. Готовы? Как только я хлопну в ладоши, вы активизируете ваше слуховое внимание и выполняете задание. Итак, какие звуки вы слышали, когда я хлопнула в ладоши первый, второй, третий раз? Расскажите о характере звуков?
Молодцы! Ну, а сейчас ваше любимое упражнение – «Поймай хлопок».
Упражнение «Поймай хлопок»
Ваша задача поймать хлопок, а именно, ответить на мой хлопок своим дружным. Приготовились? Тогда начинаем.… Ну, а сейчас, аплодисменты!
III. Теоретическая часть.
Внешняя техника должна сообщить актерской игре выразительность, яркость, доходчивость.
Какие же качества делают актерскую игру выразительной? Чистота и четкость внешнего рисунка в движениях и речи, простота и ясность формы выражения, точность каждой сценической краски, каждого жеста и интонации, а также их художественная законченность.
Четыре качества
Четыре качества присущи истинному произведению искусства: легкость, форма, целостность (завершенность) и красота.
Как художник, вы должны развить в себе способность проявлять их во всех ваших движениях, словах и душевных переживаниях на сцене.
Основной закон всякого художественного творчества гласит: искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя.
Немного поговорим о том. Какие виды движения существуют в нашем мире.
Механическое движение — изменение положения тела относительно других тел с течением времени. Поступательное движение — вид механического движения. Броуновское движение. Движение (биология), Локомоция. Движение (изометрия) — преобразование пространства, сохраняющее геометрические свойства фигур. Движение (философия) — философская категория, отражающая любые изменения в мире. Общественное движение (социология). Общественное движение (право).
Упражнение 1.
Вспомните моменты из вашей жизни, когда вы были в тяжелом, подавленном или, наоборот, легком, веселом настроении. Сравните их. Тяжесть или легкость переживались вами не только в душе, но и в теле. Сосредоточьтесь на некоторое время на воспоминаниях пережитой вами легкости.
Стоя спокойно и прямо, доведите до своего сознания две противоположные мысли: “я прикован к земле тяжестью моего тела” и “прямое положение моего тела, устремляющегося вверх от земли, освобождает меня от тяжести материи”. Сосредоточьтесь на второй мысли. Время от времени возвращайтесь к этому упражнению.
Делайте простые движения, стараясь достигнуть легкости. Повторяйте одно и то же движение по многу раз. Не принимайте ошибочно слабость за легкость. Сохраняйте необходимую силу и при легких движениях. Постепенно переходите ко все более широким и сложным движениям. Упражняйтесь в прыжках.
Сделайте несложную импровизацию с немногими словами, стараясь вызвать в себе внутреннюю и внешнюю легкость.
Перейдите к импровизациям с тяжелыми настроениями и действиями, но выполняйте их с возможной легкостью. Тяжелые движения, настроения и речь на сцене способны подавить и даже оттолкнуть зрителя, если вы, как актер, поддавшись им, сделаете тяжелой и вашу игру. Тяжесть может быть показана на сцене только как тема, но не как манера игры.
Приучайтесь делать с легкостью и все ваши упражнения. Легкость близка к чувству юмора.
Форма
Так же как легкость, истинным произведениям искусства присуща и ясно выраженная форма. Даже в неоконченных произведениях больших мастеров можно видеть стремление к четкой форме.
Упражнение 2
Сделайте жест, внутренне задержавшись вниманием на его начале и конце. Отграничьте его таким образом от всякого до и после. Изучите этот жест, как бы прост он ни был, повторив его несколько раз. Начните работать над его четкой формой. Смысл упражнения заключается не только в том, чтобы найти четкую форму для данного жеста, но главным образом и в том, чтобы пробудить в вашей душе чувство формы. Переходите к новому жесту только после того, как вы получите эстетическое удовольствие от изученного, легко выполняемого и хорошо сформированного жеста.
Проделайте тот же жест в вашем воображении. Добейтесь и в этом случае эстетического удовлетворения. Перейдите к более сложным жестам.
Работайте таким же образом над словами и фразами. От простых и коротких переходите к более сложным и длинным.
Перейдите к коротким импровизациям, стараясь во время игры сохранять, по возможности, чувство формы. В импровизации может оказаться много “начал” и “концов” — старайтесь мимолетно отметить их в своем сознании. Избегайте резкости, которая может вкрасться в ваши упражнения. Это может случиться, впрочем, только если ваше представление о форме станет слишком внешним. Живая форма зарождается не вовне, но внутри, в душе.
Руки человека — наиболее подвижная и свободная часть его тела — связаны с чувствами. Ритмы дыхания и биения сердца в груди (в сфере чувства) непосредственно вливаются в руки, делая их выразителями тончайших настроений и чувств. Актеры часто забывают, как выразительны могут быть их руки.
В ногах человека выражается их воля. Вглядитесь в походку человека, и вы увидите индивидуальные особенности его воли.
Красота
Красота — четвертое качество, присущее истинному произведению искусства
Истинная красота коренится внутри, человека, ложная — вовне. Всякая красота “для других” превращается в красивость. Потребность быть красивым для самого себя (внутренне) есть признак, отличающий художественную натуру. Чувство красоты свойственно актеру, как и всякому художнику, и оно должно быть вскрыто и пережито им как внутренняя ценность. Тогда оно станет постоянным качеством, присущим его творчеству.
Перейдите к простым импровизациям, соединяя в них легкость, форму, завершенность и красоту.
Наблюдайте и различайте в окружающей вас жизни красоту и красивость
IV Практическая часть
Существуют особые упражнения для развития каждой части тела и снятия излишних напряжений.
Упражнение 1 Упражнение на точность движения Меткий бросок
Умение совершать точные движения тесно связано с умением выделять в пространстве специальные ориентиры, «точки отсчета», с умением в нужном месте начать и в нужном месте остановиться.
Используется напольный кольцеброс, состоящий из крестовин с четырьмя вертикальными палочками для колец. Исходное положение: ребенок стоит прямо, рядом с коль-цебросом, в руке держит кольцо. По сигналу взрослого он набрасывает кольцо на палочку кольцеброса. При точном попадании делает шаг назад и повторяет бросок с более отдаленной дистанции. При неудаче делает шаг вперед, то есть упражнение повторяется в более легких условиях. Выполнить 6-8 бросков.
Упражнение на точность движения
Упражнение 2 «Перекат напряжения».
Напрячь до предела правую руку, постепенно расслабляя её, полностью перенести напряжение на левую руку. Затем постепенно расслабляя её, полностью перенести напряжение на левую ногу, правую ногу, поясницу и спину…
Упражнение 3 «Огонь – лед».
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела.
Участники выполняют упражнение, стоя в кругу.
По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лёд» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела всё тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
Упражнение 4 Жест бытовой и жест душевный.
Делать простые действия в различных задачах.
Сидеть:
а) чтобы, спрятаться, притаиться, чтобы не нашли;
б) чтобы слушать, что делается в соседней комнате;
в) чтобы караулить спящего или больного ребенка;
Войти в дверь:
а) чтобы повидать близких и друзей;
б) чтобы уединиться;
в) чтобы скрыться от неприятной встречи;
г) чтобы испугать
Стоять:
а) чтобы ожидать очереди;
б) чтобы никого не пропускать;
в) чтобы наблюдать и т.д.
Ходить:
а) чтобы обдумывать или вспоминать;
б) чтобы караулить;
в) чтобы согреться и т.д.
Упражнение 5 «Выразительность рук»
Участники сидят на стуле. Руки на коленях. Следует серия заданий:
«Ваши руки тяжелые, легкие, нежные, гневные, трепетные, нервные,испуганные, грубые, растерянные, влюблённые» и т. д.
Воссоздавая пластическое поведение рук, учащийся эмоциональную природу, видения,
Ограниченный относительной неподвижностью, он должен пластического действия в пластичность душевного действия. Определив «что я делаю» - скромничаю, ласкаю, преклоняюсь, подольщаюсь и т.д., учащийся ищет наиболее выразительную пластику рук, способную передать нужное действие души.
Упражнение 6 Работа с пространством и ракурсом.
Педагог устанавливает на площадке произвольно стул, выбирая разные ракурсы. Первому учащемуся предлагается занять любую позу, используя стул и замереть. Второй учащийся обязан завершить композицию, замерев во второй позе, которая по смыслу связана с первой. Композиция считается законченной, если отношения несут ясную мысль, некий конфликт, либо притяжение, они транслируются через мизансцену, ракурс тела и головы актера.
5. Подведение итогов занятия
Подводя итоги, рассмотренным упражнениям. Можно сказать, что в выразительном действии основной критерий формирующий движение не конечная цель действия, а его информативность.
В театре актера разглядывает тысячная толпа в увеличительные стекла бинокля. Это обязывает к тому, чтобы показываемое тело было здорово, красиво, а его движения пластичны и гармоничны.
Жесты, позы, взгляды молчание определяют истину взаимоотношения людей. Слова ещё не всё говорят. Значит — нужен рисунок движений на сцене, чтобы настигнуть зрителя в положении зоркого наблюдателя, чтобы дать ему в руки тот же материал, какой дали два разговаривающих третьему наблюдающему, — материал, с помощью которого зритель мог бы разгадать душевные переживания действующих лиц. Слова для слуха, пластика для глаз
6. Рефлексия
А мы подводим итог нашему занятию. Сегодня мы продолжили знакомство со сценическим движением
Упражнение «Ассоциативная цепочка»
Назовите ваши ассоциации к сегодняшнему занятию.
Педагог: Я очень рада, что у всех (или почти у всех) замечательное
настроение. До свидания, до следующего занятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. М. Дрофа 2006-287с.
2 Барташевич А.В. Театральные хроники. Начало двадцать первого века. М.Артист. Режиссер. Театр. 2013- 504с.
3 Полищук В. Актерский тренинг Михаила Чехова. М.АСТ 2010 – 256с.
4. Сарабьян Э., Полищук В. Большая книга актерского мастерства. М. Издательство АСТ.2017 – 789с.
5. Сианиславский К.С. Собр. Соч. в 9-ти т. Т.3.Работа актера над собой. М.
6. Толшин А.В., Богатырёв В.Ю. Тренинги для актера музыкального театра СПб. Изд. Лань. Изд. Планета музыки. 2014 -160 с.
7. Фильштинский В.М. Открытая педагогика. СПб. Балтийские
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по народно - сценическому танцу
Краткий обзор про народно - сценический танец...
Программа по предмету «Сценический костюм»
Программа работы детского объединения «Сценический костюм» является дополнением к программе «Хореография танцевальных коллективов»....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне»
Открытый урок по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне» представляет собой комбинированный урок с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - тран...
Методическое описание "Сценическое движение в детском образцовом эстрадно-цирковом коллективе «Звездная улыбка»"
В образовательной программе эстрадно - циркового коллектива «Звездная улыбка» сценическое движение (хореография) осваивается параллельно с основными видами деятельности: акробатика, жонгли...
Методическое описание "Сценическое движение в детском образцовом эстрадно-цирковом коллективе «Звездная улыбка»"
В образовательной программе эстрадно - циркового коллектива «Звездная улыбка» сценическое движение (хореография) осваивается параллельно с основными видами деятельности: акробатика, жонгли...
Основы фехтования в рамках преподавания сценического движения
Учебно-методическая разработка «Основы фехтования в рамках преподавания сценического движения»ГБПОУ КК КПКг. КраснодарПедагог: Точиев И.Б. Представлены основные взгляды И. Э. Коха на данную ...
Открытый урок по дисциплине: Тувинский сценический танец "Развитие координации движений рук, ног, головы и корпуса на уроках тувинского сценического танца"
Открытый урок по дисциплине: Тувинский сценический танец...