Сценическое движение
методическая разработка

ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА КОСОВСКИХ

Сценическое движение – важнейшая составляющая внешней техники актёра, полное понимание которой невозможно без ее рассмотрения в комплексе со сценическим действием. Движения – основа активного и интересного для зрителя существования на сцене.Почему движение так важно для артиста сцены? В жизни движения непроизвольны и отточены до автоматизма. Когда мы хотим сесть на стул – садимся, хотим взять со стола очки и газету – берём. На сцене всё труднее. Нужно не только естественно двигаться, как в повседневности, но и делать это соответственно условиям, которые ставит ситуация, обыгрываемая в произведении. А это не только натуральность движений бытовой жизни, но и понимание норм поведения эпохи, случая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  учреждение дополнительного образования

Детско-юношеский центр  Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»

Конспект занятий

«Сценическое движение»

Ирина Владимировна Косовских

педагог дополнительного образования

ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

 


Тема:  Сценическое движение

Возраст обучающихся: 7-16 лет

Продолжительность занятия: 90 минут

Раздел программы: Мастерство актёра        

Цель: научить перевоплощаться в художественный образ через элементы актерского мастерства.

Задачи:

Образовательные:

  • дать основные теоретические знания по теме
  • научить демонстрировать разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии

Развивающие:

  • развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
  • развивать воображение (способность к пластической импровизации)
  • развивать физические возможности тела,
  • развивать мимику и пластику;

Воспитательные:

  • формировать навыки дружного коллектива.
  • создание атмосферы доброжелательности, взаимного доверия.
  • привить навыки взаимодействия с партнером
  • воспитывать сценическую культуру

Ожидаемые результаты:

- создание творческой атмосферы

- развитие индивидуальных способностей обучающихся к перевоплощению через внешнюю технику актера, для дальнейшего использования в работе над ролью.

Методы обучения:

- Словесный(слово педагога, объяснение)

- Наглядный

- Вариативности задания

- Коллективная работа

- Частично-поисковый творческий

- Практический(упражнения выполняемые детьми)

Педагогические технологии:

- личностно ориентированные;

- игрового обучения:

-коллективно-творческого дела

Форма организации занятия: групповая, парная, индивидуальная

Оборудование: музыкальный центр, мультимедиа.

План занятия:

1.     Организационный момент: актерское приветствие, сообщение темы и эпиграфа, цели и задач занятия (5 минут).

2.     Разминка: упражнения (18 минут).

3.     Теоретическая часть: новая тема, повторение знаний по сценическому движению (12 минут)

 4.     Практическая часть: (35 минут).

 5.     Подведение итогов занятия (10 минут).

 6.     Рефлексия (5 минут).

Ход занятия.

1.     Организационный момент

Педагог: Добрый день! Сегодня наше занятие будет проходить по теме: «Сценическое движение»

Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия

Упражнение-игра «Здравствуйте».

Педагог здоровается с воспитанниками, проявляя какое-либо состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность. Воспитанники приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

Вопрос педагога: Что такое движение?

Ожидаемые ответы воспитанников: движение тела, то, что меремещается…

Как внешне можно показатьдвижения?

 Мы  сегодня будем говорить о движении и о видах движений.

II. Разминка

1. Погружение. Предлагаю всем встать в круг.

Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга. Я готовлю вас к роли. Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром.

2. Этюд с воображаемым предметом.

Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений и тревог большой группы является создание “Лукошка депозитов”:

Участникам необходимо вспомнить то, что их тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты:

• Накормил ли я кошку?

• Когда дядя выйдет из больницы?

• Мне нечего сказать

Опасения по поводу участия в ходе занятия

• Смогу ли я справиться с волнением?

• Попросят ли меня говорить?

• А вдруг я отвечу не так, как нужно?

Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть.

Упражнение «Звуки»

Я предлагаю вам прослушать звуки в кабинете, на улице, в Центре творчества. Готовы? Как только я хлопну в ладоши, вы активизируете ваше слуховое внимание и выполняете задание. Итак, какие звуки вы слышали, когда я хлопнула в ладоши первый, второй, третий раз? Расскажите о характере звуков?

Молодцы! Ну, а сейчас ваше любимое упражнение – «Поймай хлопок».

Упражнение «Поймай хлопок»

Ваша задача поймать хлопок, а именно, ответить на мой хлопок своим дружным. Приготовились? Тогда начинаем.… Ну, а сейчас, аплодисменты!

III. Теоретическая часть.

Внешняя техника должна сообщить актерской игре выразительность, яркость, доходчивость.

Какие же качества делают актерскую игру выразительной? Чистота и четкость внешнего рисунка в движениях и речи, простота и ясность формы выражения, точность каждой сценической краски, каждого жеста и интонации, а также их художественная законченность.

Четыре качества

Четыре качества присущи истинному произведению искусства: легкость, форма, целостность (завершенность) и красота.

Как художник, вы должны развить в себе способность проявлять их во всех ваших движениях, словах и душевных переживаниях на сцене.

Основной закон всякого художественного творчества гласит: искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя.

Немного поговорим о том. Какие виды движения существуют в нашем мире.

Механическое движение — изменение положения тела относительно других тел с течением времени. Поступательное движение — вид механического движения. Броуновское движение. Движение (биология), Локомоция. Движение (изометрия) — преобразование пространства, сохраняющее геометрические свойства фигур. Движение (философия) — философская категория, отражающая любые изменения в мире. Общественное движение (социология). Общественное движение (право).

Упражнение 1.

Вспомните моменты из вашей жизни, когда вы были в тяжелом, подавленном или, наоборот, легком, веселом настроении. Сравните их. Тяжесть или легкость переживались вами не только в душе, но и в теле. Сосредоточьтесь на некоторое время на воспоминаниях пережитой вами легкости.

Стоя спокойно и прямо, доведите до своего сознания две противоположные мысли: “я прикован к земле тяжестью моего тела” и “прямое положение моего тела, устремляющегося вверх от земли, освобождает меня от тяжести материи”. Сосредоточьтесь на второй мысли. Время от времени возвращайтесь к этому упражнению.

Делайте простые движения, стараясь достигнуть легкости. Повторяйте одно и то же движение по многу раз. Не принимайте ошибочно слабость за легкость. Сохраняйте необходимую силу и при легких движениях. Постепенно переходите ко все более широким и сложным движениям. Упражняйтесь в прыжках.

Сделайте несложную импровизацию с немногими словами, стараясь вызвать в себе внутреннюю и внешнюю легкость.

Перейдите к импровизациям с тяжелыми настроениями и действиями, но выполняйте их с возможной легкостью. Тяжелые движения, настроения и речь на сцене способны подавить и даже оттолкнуть зрителя, если вы, как актер, поддавшись им, сделаете тяжелой и вашу игру. Тяжесть может быть показана на сцене только как тема, но не как манера игры.

Приучайтесь делать с легкостью и все ваши упражнения. Легкость близка к чувству юмора.

Форма

Так же как легкость, истинным произведениям искусства присуща и ясно выраженная форма. Даже в неоконченных произведениях больших мастеров можно видеть стремление к четкой форме.

Упражнение 2

Сделайте жест, внутренне задержавшись вниманием на его начале и конце. Отграничьте его таким образом от всякого до и после. Изучите этот жест, как бы прост он ни был, повторив его несколько раз. Начните работать над его четкой формой. Смысл упражнения заключается не только в том, чтобы найти четкую форму для данного жеста, но главным образом и в том, чтобы пробудить в вашей душе чувство формы. Переходите к новому жесту только после того, как вы получите эстетическое удовольствие от изученного, легко выполняемого и хорошо сформированного жеста.

Проделайте тот же жест в вашем воображении. Добейтесь и в этом случае эстетического удовлетворения. Перейдите к более сложным жестам.

Работайте таким же образом над словами и фразами. От простых и коротких переходите к более сложным и длинным.

Перейдите к коротким импровизациям, стараясь во время игры сохранять, по возможности, чувство формы. В импровизации может оказаться много “начал” и “концов” — старайтесь мимолетно отметить их в своем сознании. Избегайте резкости, которая может вкрасться в ваши упражнения. Это может случиться, впрочем, только если ваше представление о форме станет слишком внешним. Живая форма зарождается не вовне, но внутри, в душе.

Руки человека — наиболее подвижная и свободная часть его тела — связаны с чувствами. Ритмы дыхания и биения сердца в груди (в сфере чувства) непосредственно вливаются в руки, делая их выразителями тончайших настроений и чувств. Актеры часто забывают, как выразительны могут быть их руки.

В ногах человека выражается их воля. Вглядитесь в походку человека, и вы увидите индивидуальные особенности его воли.

Красота

Красота — четвертое качество, присущее истинному произведению искусства

Истинная красота коренится внутри, человека, ложная — вовне. Всякая красота “для других” превращается в красивость. Потребность быть красивым для самого себя (внутренне) есть признак, отличающий художественную натуру. Чувство красоты свойственно актеру, как и всякому художнику, и оно должно быть вскрыто и пережито им как внутренняя ценность. Тогда оно станет постоянным качеством, присущим его творчеству.

Перейдите к простым импровизациям, соединяя в них легкость, форму, завершенность и красоту.

Наблюдайте и различайте в окружающей вас жизни красоту и красивость

  IV Практическая часть

Существуют особые упражнения для развития каждой части тела и снятия излишних напряжений.

Упражнение 1 Упражнение на точность движения Меткий бросок

Умение совершать точные движения тесно связано с умением выделять в пространстве специальные ориентиры, «точки отсчета», с умением в нужном месте начать и в нужном месте остановиться.

Используется напольный кольцеброс, состоящий из крестовин с четырьмя вертикальными палочками для колец. Исходное положение: ребенок стоит прямо, рядом с коль-цебросом, в руке держит кольцо. По сигналу взрослого он набрасывает кольцо на палочку кольцеброса. При точном попадании делает шаг назад и повторяет бросок с более отдаленной дистанции. При неудаче делает шаг вперед, то есть упражнение повторяется в более легких условиях. Выполнить 6-8 бросков.

Упражнение на точность движения

Упражнение 2 «Перекат напряжения».

Напрячь до предела правую руку, постепенно расслабляя её, полностью перенести напряжение на левую руку. Затем постепенно расслабляя её, полностью перенести напряжение на левую ногу, правую ногу, поясницу и спину…

Упражнение 3 «Огонь – лед».

Упражнение  включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела.

Участники выполняют упражнение, стоя в кругу.

По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лёд» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела всё тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнение 4  Жест бытовой и жест душевный.

Делать простые действия в различных задачах.

Сидеть:

 а) чтобы, спрятаться, притаиться, чтобы не нашли;

б) чтобы слушать, что делается в соседней комнате;

в) чтобы караулить спящего или больного ребенка;

Войти в дверь:

а) чтобы повидать близких и друзей;

 б) чтобы уединиться;

 в) чтобы скрыться от неприятной встречи;

г) чтобы испугать

 Стоять:

а) чтобы ожидать очереди;

 б) чтобы никого не пропускать;

в) чтобы наблюдать и т.д.

Ходить:

а) чтобы обдумывать или вспоминать;

 б) чтобы караулить;

в) чтобы согреться и т.д.

Упражнение 5 «Выразительность рук»

Участники сидят на стуле. Руки на коленях. Следует серия заданий:

«Ваши руки тяжелые, легкие, нежные, гневные, трепетные, нервные,испуганные, грубые, растерянные, влюблённые» и т. д.

Воссоздавая пластическое поведение рук, учащийся эмоциональную природу, видения,

Ограниченный относительной неподвижностью, он должен пластического действия в пластичность душевного действия. Определив «что я делаю» - скромничаю, ласкаю, преклоняюсь, подольщаюсь и т.д., учащийся ищет наиболее выразительную пластику рук, способную передать нужное действие души.

Упражнение 6 Работа с пространством и ракурсом.

Педагог устанавливает на площадке произвольно стул, выбирая разные ракурсы. Первому учащемуся предлагается занять любую позу, используя стул и замереть. Второй учащийся обязан завершить композицию, замерев во второй позе, которая по смыслу связана с первой. Композиция считается законченной, если отношения несут ясную мысль, некий конфликт, либо притяжение, они транслируются через мизансцену, ракурс тела и головы актера.

5.     Подведение итогов занятия 

Подводя итоги, рассмотренным упражнениям. Можно сказать, что в выразительном действии основной критерий формирующий движение не конечная цель действия, а его информативность.

 В театре актера разглядывает тысячная толпа в увеличительные стекла бинокля. Это обязывает к тому, чтобы показываемое тело было здорово, красиво, а его движения пластичны и гармоничны. 

Жесты, позы, взгляды молчание определяют истину взаимоотношения людей. Слова ещё не всё говорят. Значит — нужен рисунок движений на сцене, чтобы настигнуть зрителя в положении зоркого наблюдателя, чтобы дать ему в руки тот же материал, какой дали два разговаривающих третьему наблюдающему, — материал, с помощью которого зритель мог бы разгадать душевные переживания действующих лиц. Слова для слуха, пластика для глаз

6. Рефлексия

А мы подводим итог нашему занятию. Сегодня мы продолжили знакомство со сценическим движением

Упражнение «Ассоциативная цепочка»

Назовите ваши ассоциации к сегодняшнему занятию.

Педагог: Я очень рада, что у всех (или почти у всех) замечательное

настроение. До свидания, до следующего занятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. М. Дрофа 2006-287с.

2 Барташевич А.В. Театральные хроники. Начало двадцать первого века. М.Артист. Режиссер. Театр. 2013- 504с.

3  Полищук В. Актерский тренинг Михаила Чехова. М.АСТ 2010 – 256с.

4. Сарабьян Э., Полищук В. Большая книга актерского мастерства. М. Издательство АСТ.2017 – 789с.

5. Сианиславский К.С. Собр. Соч. в 9-ти т. Т.3.Работа актера над собой. М.

6. Толшин А.В., Богатырёв В.Ю. Тренинги для актера музыкального театра СПб. Изд. Лань. Изд. Планета музыки. 2014 -160 с.

7. Фильштинский В.М. Открытая педагогика. СПб. Балтийские


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по народно - сценическому танцу

Краткий обзор про народно - сценический танец...

Программа по предмету «Сценический костюм»

Программа работы детского объединения «Сценический костюм» является дополнением к программе «Хореография танцевальных коллективов»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне»

Открытый урок по теме: «Движение по автомагистралям. Движение в жилой зоне» представляет собой  комбинированный урок с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - тран...

Методическое описание "Сценическое движение в детском образцовом эстрадно-цирковом коллективе «Звездная улыбка»"

В образовательной программе эстрадно - циркового коллектива «Звездная улыбка»  сценическое движение (хореография) осваивается  параллельно с основными видами деятельности: акробатика, жонгли...

Методическое описание "Сценическое движение в детском образцовом эстрадно-цирковом коллективе «Звездная улыбка»"

В образовательной программе эстрадно - циркового коллектива «Звездная улыбка»  сценическое движение (хореография) осваивается  параллельно с основными видами деятельности: акробатика, жонгли...

Основы фехтования в рамках преподавания сценического движения

Учебно-методическая разработка «Основы фехтования в рамках преподавания сценического движения»ГБПОУ КК КПКг. КраснодарПедагог: Точиев И.Б. Представлены основные взгляды И. Э. Коха на данную ...