Программа "Фортепиано 7 лет ОХПиВИ"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. ПОКАЧИ
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Утверждаю
Директор МАУДО «ДШИ»
______________О.В.Кнаус
«__»___________2022 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
по учебному предмету
«ФОРТЕПИАНО»
ОХП и ВИ
(на 7 лет)
Преподаватель
Адвахова Анастасия Константиновна
Покачи – 2022г.
Программа «Фортепиано» с уровнем реализации полного курса 7 лет для обучения детей на отделении хорового пения и вокального исполнительства школы прошла внутреннюю экспертизу на заседании фортепианного отдела 23 мая 2022 года протокол №10, рекомендована Педагогическому совету школы для рассмотрения в качестве рабочей образовательной программы преподавателя Адваховой Анастасии Константиновны на 2022-2023 учебный год.
Программа «Фортепиано» с уровнем реализации полного курса 7 лет для обучения детей на отделении хорового пения и вокального исполнительства рассмотрена на заседании Педагогического совета школы 26 мая 2022 года протокол №5 рекомендована директору школы для утверждения в качестве рабочей образовательной программы на 2022-2023 учебный год преподавателя Адваховой Анастасии Константиновны.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент – фортепиано» на отделении хорового пения и вокального исполнительства разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 года № 191-01-39/-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.
В системе образовательных программ дополнительного музыкального образования детей данная программа «Музыкальный инструмент – фортепиано» на отделении хорового пения и вокального исполнительства имеет художественно-эстетическую направленность, включает в себя художественно-эстетическое воспитание и общее музыкальное образование. Новизна программы заключается в том, что она:
- разработана, как самостоятельный предмет для учащихся отделения, в которой обоснование содержания обучения игре на фортепиано определено по каждому классу, с учетом специфики обучения в хоровом классе;
- включает такие учебные элементы в образовательный процесс как история фортепианного искусства, введение в учебно-воспитательный процесс национально-регионального компонента.
Актуальность программы определяется решением в образовательном процессе тех современных художественно-эстетических, духовно-нравственных задач, которые определены:
- в ФЗ РФ «Об образовании»; - в Государственном стандарте воспитания; - в концепции развития художественного образования РФ.
Программа направлена на формирование культурно-исторических, художественно-практических компетенций, художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов музыкального образования и художественного воспитания. Программа актуальна, так как сочетает в себе программу академического образования с современными требованиями музыкальной педагогики. Организация учебного процесса основывается на изучении индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, на развитии способностей посредством творческих заданий, на использовании произведений как композиторов-классиков так и современных композиторов, что значительно расширяет музыкальный кругозор.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- воспитание у детей культуры сольного музицирования;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
2. Срок реализации учебного предмета «Фортепиано»
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте 7-9 лет составляет 7 лет.
3.Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета
Наименование учебного предмета | Трудоемкость в часах | Распределение по годам обучения | |||||||
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | 5-й класс | 6-й класс | 7-й класс | |||
Фортепиано | Аудиторные занятия (вчасах) | 340 | количество недель аудиторных занятий | ||||||
34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | |||
недельная нагрузка в часах | |||||||||
1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
4.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Распределение по годам обучения | ||||||||
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 340 | |||||||
Количество часов на самостоятельную работу (в неделю) | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | |
Общее количество часов на самостоятельную работу | 1020 |
5. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
5. Цели и задачи учебного предмета «Фортепиано»
Цели:
- Приобщение обучающихся к искусству, развитие их творческих способностей, приобретение ими начальных профессиональных навыков;
- обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.
Задачи:
- формирование у обучающегося интереса к самостоятельному музицированию на фортепиано;
- формирование умения самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- знание профессиональной терминологии;
- формирование навыка чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- обучение навыкам слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- развитие музыкальной памяти, мелодического, тембрового слуха;
- развитие навыков публичных выступлений.
7. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»
Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 года № 191-01-39/-ГИ.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
8. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
- практический (работа на инструменте, упражнения);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета.
9. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету " Фортепиано" должны быть оснащены роялями или пианино.
Необходимо наличие концертного зала с концертным роялем, библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
II. Содержание учебного предмета "Фортепиано"
Программа учебного предмета «Фортепиано» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области исполнительства на фортепиано.
1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на усвоение учебного предмета «Фортепиано» на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
Количество часов на аудиторные занятий (в неделю) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | теор. часы | практ. часы |
1 | Введение в предмет | 1 | - |
2 | Музыкальная грамота | 1 | 2 |
3 | Организация игрового аппарата | 1 | 3 |
4 | Работа над техническими формами | 1 | 3 |
5 | Работа над штрихами | 1 | 3 |
6 | Работа над артикуляцией | 1 | 3 |
7 | Работа над динамическими оттенками | 1 | 1 |
8 | Работа над интонацией | 1 | 3 |
9 | Понятия о музыкальном синтаксисе(фраза, предложение) | 1 | 1 |
10 | Понятие о полифонии | 1 | 4 |
11 | Понятие о жанре | 1 | - |
Итого: | 11 | 23 |
Второй год обучения
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | теор. часы | практ. часы |
1 | Организация игрового аппарата | - | 2 |
2 | Работа над техническими формами | 1 | 4 |
3 | Работа над штрихами | - | 2 |
4 | Работа над артикуляцией | - | 2 |
5 | Работа над динамическими оттенками | 1 | 2 |
6 | Работа над интонацией | 1 | 2 |
7 | Понятие о полифонии | 1 | 3 |
8 | Понятие о форме | 1 | 1 |
9 | Работа над крупной формой | 1 | 3 |
10 | Художественная работа над произведением | 1 | 6 |
Итого: | 7 | 27 |
Третий год обучения
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | теор. часы | практ. часы |
1 | Работа над техническими формами | 1 | 5 |
2 | Работа над артикуляцией | - | 3 |
3 | Работа над полифонией | 1 | 4 |
4 | Работа над интонацией | - | 3 |
5 | Работа над крупной формой | 1 | 4 |
6 | Анализ форм | 1 | 5 |
7 | Художественная работа над произведением | 1 | 3 |
8 | Концертная деятельность | - | 2 |
Итого: | 5 | 29 |
Четвертый год обучения
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | теор. часы | практ. часы |
1 | Работа над техническими формами | 1 | 7 |
2 | Работа над полифонией | - | 5 |
3 | Работа над малыми формами | - | 5 |
4 | Работа над крупной формой | - | 6 |
5 | Анализ форм | 1 | 3 |
6 | Художественная работа над произведением | - | 3 |
7 | Концертная деятельность | - | 3 |
Итого: | 2 | 32 |
Пятый год обучения
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | теор. часы | практ. часы |
1 | Работа над техническими формами | - | 15 |
2 | Работа над полифонией | - | 11 |
3 | Работа над малыми формами | - | 11 |
4 | Работа над крупной формой | - | 13 |
5 | Анализ форм | 6 | 5 |
6 | Художественная работа над произведением | - | 6 |
7 | Концертная деятельность | - | 8 |
Итого: | 6 | 62 |
Шестой год обучения
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | теор. часы | практ. часы |
1 | Работа над техническими формами | - | 12 |
2 | Работа над полифонией | - | 10 |
3 | Работа над малыми формами | - | 10 |
4 | Работа над крупной формой | - | 10 |
5 | Анализ форм | 6 | 4 |
6 | Художественная работа над произведением | - | 6 |
7 | Концертная деятельность | - | 10 |
Итого: | 6 | 62 |
год обучения
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | теор. часы | практ. часы |
1 | Работа над техническими формами | - | 13 |
2 | Работа над полифонией | - | 10 |
3 | Работа над малыми формами | - | 10 |
4 | Работа над крупной формой | - | 9 |
5 | Анализ форм | 6 | 4 |
6 | Художественная работа над произведением | - | 5 |
7 | Концертная деятельность | - | 11 |
Итого: | 6 | 62 |
2.Требования по годам обучения
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.
1 класс:
По окончании учебного года обучающийся должен обладать:
- знаниями нотной грамоты;
- умениями пользоваться контрастными динамическими оттенками (forte, piano);
- умениями подбора аппликатуры в пределах пятипальцевой позиции;
- навыками прочтения нотного текста отдельно каждой рукой в медленном темпе;
- навыками владения игровыми приемами (non legato, legato, staccato);
- навыками ровного ритмического исполнения
В течение года ученик должен освоить:
- 12-18 музыкальных произведений: народные песни, пьесы различных жанров (песня, танец, марш), пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли.
- Гаммы: До, Соль, Ре мажор (прямое движение) отдельно каждой рукой на две октавы.
Тоническое трезвучие по 3 звука отдельно каждой рукой.
- Чтение нот с листа.
- Подготовить к академическому концерту 2 разнохарактерных произведения на усмотрение педагога исходя из индивидуальных особенностей учащегося.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
- Армянская народная песня «Ночь»
- Венгерская народная песня «Лошадки»
- Гайдн Й. Менуэт
- Кикта В. «Звоны»
- Моцарт В.А. Бурре
- Русская народная песня «У ворот, ворот»
- Русская народная песня «Вдоль, да по речке»
- Салютринская Т. «Ивушка»
- Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»
- Тюрк Д. Песенка
- Кригер И. Менуэт a-moll
Крупная форма
- Барахтина Ю. Вариации на тему Русской народной песни «Во саду ли в огороде»
- Барахтина Ю. Вариации на тему Русской народной песни «Как у наших у ворот»
- Барахтина Ю. Вариации на тему Русской народной песни «Ах, вы, сени»
- Барахтина Ю. Вариации на Белорусскую тему
- Барахтина Ю. Вариации на тему Калинникова В. «Тень-тень»
- Весняк Ю. Сонатина (в старинном стиле) соч.1№2
- Потоловский Н. Песенка с вариациями
- Cалютринская Т. Сонатина
- Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде»
Пьесы
- Абелев Ю. «Грустная песенка»
- Барток Б. Пьеса
- Бер О. «Темный лес»
- Берлин П. «Пони звездочка»
- Берлин П. «Марширующие поросята»
- Вебер К.М. Танец
- Кочурбина М. «Мишка с куклой»
- Назарова Т. «Колыбельная»
- Телеман Г.Ф. «Пьеса»
- Селени И. Пьеса
- Торопова Н. «Полька для медвежонка»
- Торопова Н. «Вальсик»
- Торопова Н. «Баба-Яга»
Этюды
- Барахтина Ю. Два этюда
- Беркович И. Этюд C-dur
- Гедике А. Этюд D-dur
- Гнесина Е. Этюд G-dur
- Гурлит К. Два этюда C-dur
- Клементи М. Этюд е-moll
- Николаев А. Этюд C-dur
- Торопова Н. Этюд С-dur
- Торопова Н. Этюд B-dur
- Шитте Л. Этюд C-dur
Ансамбли
- Гречанинов А. «На зеленом лугу»
- Майкапар С. «Первые шаги»
- Кабалевский Д. «Про Петю»
- Польская народная песня «Мой конек»
- Прокофьев С. «Болтунья»
- Польская народная песня «Танцевать два мишки вышли»
- Украинская народная песня «Журавель»
- Калинников В. «Тень-тень»
Чтение с листа (сборники)
- Рябов И., Рябов С., Чтение с листа в классе фортепиано 1-2 класс
- Барахтина Ю. Ступеньки юного пианиста
- Геталова «В музыку с радостью»
- Ляховицкая С., Баренбойм Л. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей.
Примерная программа академического концерта
1 вариант:
Май
- Д.Тюрк Песенка
- М.Клементи Этюд e-moll
2 вариант:
Май
- Русская народная песня «Вдоль, да по речке»
- Н.Торопова Этюд C-dur
2 класс:
По окончании учебного года обучающийся должен обладать:
- знаниями нотной грамоты;
- знаниями музыкальной терминологии;
- умениями прочтения ритмических вариантов на 2, 3, 4 доли;
- умениями пользоваться динамическими изменениями силы звука;
- умениями подбора аппликатуры в пределах октавы;
- навыками разбора нотного текста отдельно каждой рукой;
- навыками чтения нот с листа;
- навыками владения техническими приемами (прямое, противоположное движение, трехзвучные аккорды, хроматическая гамма)
В течение года ученик должен освоить:
- 12-14 музыкальных произведений: 2 пьесы с элементами полифонии, 1 произведение крупной формы, пьесы, этюды, ансамбли.
- Гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Фа мажор (прямое и противоположное движения) двумя руками на две октавы. Ля и Ми минор (прямое движение) отдельно каждой рукой на две октавы. Тоническое трезвучие и арпеджио по 3звука отдельно каждой рукой на две октавы. Хроматическая гамма (прямое движение) отдельно каждой рукой на две октавы.
- Чтение нот с листа.
- Подготовить к академическому концерту: 1 полугодие - 2 разнохарактерных произведения; IIполугодие – 2 разнохарактерных произведения по выбору педагога, учитывая индивидуальные способности и возможности учащегося.
Примерный репертуарный список:
Полифонические произведения
- Барток Б. Канон
- Бах И. С. Менуэт G-dur
- Бах И.С. «Волынка»
- Беркович И. «Ой, летает сокол»
- Гендель Г. Ария d-moll
- Гендель Г. Чакона
- Кригер И. Бурре
- Моцарт В.А. Менуэт C-dur
- Моцарт Л. Менуэт
- Торопова Н. Канон
- Cперонтес Менуэт
Крупная форма
- Весняк Ю. Тема с вариациями соч.1 №1
- Барахтина Ю. Вариации на тему русской народной песни «Я на горку шла»
- Плейель И. Рондо C-dur
- Бетховен Л. Сонатина G-dur, I часть
- Клементи М. Сонатина C-dur, I часть соч.36,№1
- Чичиков Ю. Сонатина G-dur
- Штейбельт Д. Сонатина C-dur,Iчасть
- Гедике А. Сонатина C-durсоч.36
- Беркович И. Вариации на тему грузинской народной песни «Светлячок»
- Весняк Ю. Тема с вариациями соч. 1 №1
Пьесы
- Бетховен Л. «Сурок»
- Геворкян Ю. «Обидели»
- Глинка М. «Полька»
- Гречанинов А. «В разлуке»
- Беркович И. «Дождик»
- Денисов Э. «Ласковая песенка»
- Майкапар С. «Сказочка»
- Торопова Н. «Цветок и бабочка»
- Александров Ан. «Новогодняя полька»
- Штейбельт Д. Адажио соч.33
- Тюрк Д. Песня
- Гурлитт К. «Простая песенка»
- Гуммель И. Экоссез
Этюды
- Беренс Г. Этюд C-dur
- Беркович И. Этюд d-moll
- Гедике А. Этюд G-dur
- Гнесина Е. Этюд D-dur
- Клементи М. Этюд C-dur
- Шитте Л. Этюд Es-dur
- Черни К. Этюд G-dur
- Николаев А. Этюд
Ансамбли
- Бах И.С. Песня
- Беркович И. «Восточный напев»
- Ванхаль Я. Две пьесы
- Калинников В. «Сосны»
- Моцарт В. «Колыбельная песня»
- Ребиков В. «Лодка по морю плывет»
- Шуберт Ф. «Немецкий танец»
Примерная программа академического концерта
1 вариант:
Декабрь
- Шитте Л. Этюд Es-dur
- Сперонтес Менуэт
Май
- Весняк Ю. Тема с вариациями соч.1№1
- Штейбельт Д. Адажио соч.33
2 вариант:
Декабрь
- А.Николаев Этюд
- Д.Тюрк Песня
Май
- К.Вильтон Сонатина
- Г.Перселл Ария
3 класс:
По окончании учебного года обучающийся должен обладать:
- знаниями нотной грамоты;
- знаниями музыкальной терминологии;
- умениями в медленном темпе преодолевать трудности метро-ритмических особенностей произведений;
- умениями пользоваться разнообразной динамикой (forte, mezzoforte, mezzopiano, piano) с применением crescendo и diminuendo;
- умениями подбора аппликатуры в позициях от белых и черных клавиш;
- навыками самостоятельного, осмысленного прочтения фортепианной фактуры;
- навыками чтения нот с листа;
- навыками владения техническими приемами (прямое и расходящееся движения, трехзвучные аккорды, арпеджио по 3 и по 4 звука, хроматическая гамма);
- навыками владения педализацией.
В течение года ученик должен освоить:
- 10-12 музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, пьесы, этюды, ансамбли.
- Гаммы: До, Соль, Ре, Ля мажор; ля, ми, си, ре минор отдельно каждой рукой на две октавы. Аккорды и короткие арпеджио по 3 звука отдельно каждой рукой на две октавы. Длинные арпеджио отдельно каждой рукой на две октавы. Хроматическая гамма на две октавы отдельно каждой рукой.
- Чтение нот с листа.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
- Александров А. «Кума»
- Барток Б. Менуэт C-dur
- Крофт В. Сарабанда e-moll
- Куперен Ф. «Кукушка»
- Бах В.Ф. Менуэт d-moll
- Павлюченко С.Фугеттаa-moll
- Бах И.С.Полонез
- Моцарт В.А. Ария Es-dur
- Циполи Д. Менуэт d-moll
- Бах И.С. Менуэт d-moll
Крупная форма
- Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во сыром бору тропина»
- Бетховен Л. Сонатина C-dur
- Клементи М. Сонатина C-dur
- Моцарт В.А. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
- Рейман В. Маленькая сонатина
- Хаслингер Т. Сонатина С-durIчасть
- Шмитт Д. Сонатина A-dur
- Андрэ А. Сонатина №5 F-dur, ч.1 соч.34
- Беркович И. Сонатина C-dur
- Глиэр Р. Рондо соч.43
Пьесы
- Майкапар С. Вальс
- Майкапар С. «Колыбельная»
- Майкапар С. «Дождик»
- Торопова Н. «Шутка»
- Чайковский П.И. Старинная французская песенка
- Шуберт Ф. Немецкий танец
- Шуман Р. Марш
- Гречанинов А. Мазурка
- Гречанинов А. Грустная песенка, соч.123
- Кабалевский Д. «Клоуны»
Этюды
- Беренс Г. Этюд №44, ор.70
- Дювернуа Ж. Этюд №24, ор. 176
- Лемуан А. Этюд №34, ор.37
- Лемуан А. Этюд №6, ор.37
- Черни К.(Гермер) Этюд №4, II тетрадь
- Черни К.(Гермер) Этюд №33, Iтетрадь
- Шитте Л. Этюд №6, ор.108
- Шитте Л. Этюд №17, ор.108
- Лекуппэ Этюд C-dur
Ансамбли
- Беркович И. Фортепианные ансамбли соч.30
- Беркович И. Вальс
- Бетховен Л. «Два немецких танца»
- Разоренов С. «Птичка»
- Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин»
Примерная программа академического концерта
1 вариант:
Декабрь
- Шитте Л. Этюд С-dur
- Бах И.С. Менуэт d-moll
Май
- Клементи М. Сонатина Iчасть C-dur
- Чайковский П.И. «Старинная французская песенка»
2 вариант:
Декабрь
- Лекуппэ Ф. Этюд C-dur
- Гречанинов А. Мазурка
Май
- Бетховен Л. Сонатина C-dur
- МайкапарС.«Колыбельная»
4 класс:
По окончании учебного года обучающийся должен обладать:
- знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста как отдельно каждой рукой, так и вместе;
- умениями определять характер изучаемой музыки;
- умениями самостоятельно находить метро-ритмические особенности произведений;
- умениями пользоваться динамическими оттенками (fortissimo, forte,mezzoforte, mezzopiano, piano, pianissimo,crescendo, diminuendo);
- умениями подбора аппликатуры;
- навыками самостоятельного прочтения основных средств музыкальной выразительности;
- навыками чтения нот с листа (уровень сложности на 2-3 класса ниже);
- навыками владения техническими приемами (крупная, мелкая техника);
- навыками слухового контроля;
- навыками владения педализацией.
В течение года ученик должен освоить:
- 10-12 музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, пьесы, этюды, ансамбли.
- Гаммы: диезные и бемольные до 4-х знаков отдельно каждой рукой на две октавы. Аккорды по три звука и короткиеарпеджио по четыре звука отдельно каждой рукой на две октавы. Длинныеарпеджио отдельно каждой рукой на две октавы. Хроматическая гамма на две октавы двумя руками.
- Чтение нот с листа.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
- Бах И.С. Маленькая прелюдия С-dur
- Бах И.С. Маленькая прелюдия g-moll
- Бах И.С. Полонез g-moll
- Бах И.С. Менуэт G-dur
- Моцарт В.А. Менуэт
- Пахельбель И. Гавот с вариациями
- Пирумов А. Маленькая инвенция e-moll
- Рамо Ж.Ф. Менуэт g-moll
Крупная форма
- Грациоли Г. Сонатина G-durIчасть
- Гурлит К. Сонатина C-dur№1, ор.188, Iчасть
- Диабелли А. Сонатина F-dur№1, ор.168, I часть
- Кабалевский Д. Сонатина a-moll, ор.27
- Кулау Ф. Рондо из Сонатины C-dur, №1,ор.55
- Кулау Ф. Сонатина G-durIчасть
- Мелартин Э. Сонатина g-moll, I часть
- Черни К. Сонатина C-dur, I часть
- Чимароза Д. Сонатина g-moll, Iчасть
Пьесы
- Гурилев Л. Две прелюдии
- Кабалевский Д. Новелла
- Кабалевский Д. Медленный вальс
- Майкапар С. Педальная прелюдия
- Симонова В. «Листопад»
- Симонова В. «Романс»
- Чайковский П.И. «В церкви»
- Тамберг Э. «Кошка крадется»
- Прейер К. «Трещотка»
Этюды
- Бертини Г. Этюд №18, ор.100
- Кабалевский Д. Этюд a-moll
- Лемуан А. Этюд №6, ор.37
- Лемуан А. Этюд №10, ор.37
- Лешгорн А. Этюд B-dur
- Тамберг э. Этюд С-dur №9, ор.13
- Хаджиев П. Этюд a-moll
- Черни К. (Гермер) Этюд №42, Iтетрадь
- Черни К. (Гермер) Этюд №4, II тетрадь
Ансамбли
- Металлиди Ж. Полька
- Глинка М. «Сомнение»
- Островский А. «Школьная полька»
- Соловьев В. «Белорусский танец»
- Кочугова И. Обр. «Молдавеняска»
- Беркович И. Марш
Примерная программа академического концерта
1 вариант:
Декабрь
- Бах И.С. Маленькая прелюдия C-dur
- Лешгорн А. Этюд B-dur
Май
- Чимароза Д. Сонатина g-moll, I часть
- Кабалевский Д. Медленный вальс
2 вариант:
Декабрь
- Рамо Ж.Ф. Менуэт g-moll
- ТамбергЭ.ЭтюдB-dur
Май
- Грациоли Г. Сонатина G-durI часть
- Симонова В.«Листопад»
5 класс:
По окончании учебного года обучающийся должен обладать:
- знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста;
- умениями преодоления трудностей метро-ритмических особенностей произведений;
- умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента;
- уметь подбирать аппликатуру;
- навыками самостоятельного прочтения основных средств музыкальной выразительности;
- навыками чтения нот с листа (уровень сложности на 2-3 класса ниже);
- навыками владения основными техническими приемами;
- навыками слухового контроля;
- навыками владения педализацией.
В течение года ученик должен освоить:
- 8-10 музыкальных произведений: 2 полифонических произведения, 1 произведение крупной формы, пьесы, этюды.
- Гаммы: все мажорные гаммы от белых клавиш (прямое и противоположное движения) двумя руками на четыре октавы и все минорные гаммы от черных клавиш отдельно каждой рукой на четыре октавы.
Аккорды по три звука и три вида арпеджио (короткие, длинные, ломаные) по четыре звука отдельно каждой рукой на четыре октавы.
Хроматическая гамма на две октавы двумя руками.
- Чтение нот с листа.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
- Бах И.С. Ария из французской сюиты c-moll
- И.С.Бах Маленькая прелюдия d-moll
- Гендель Г.Ф. Прелюдия
- Гендель Г.Ф. Куранта F-dur
- Гесслер И. Полифоническая прелюдия
- Кабалевский Д. Прелюдия и фуга
- Орик Ж. Сарабанда
- Франк С. Канон
- Циполли Д. ФугеттаF-dur
- Эшпай А. Прелюдия
Крупная форма
- Бенда Й. Сонатина d-moll
- Вебер К.М. Анданте с вариациями G-dur
- Гайдн Й. Соната-партитаC-dur
- Грациоли Дж. Сонатина G-dur
- КулауФ. СонатинаA-durIчасть
- Моцарт В.А. Сонатина C-dur
- Чимароза Д. Соната G-dur
- Чимароза Д. Соната с-moll
- Кулау Ф. Вариации на швейцарскую тему
- К.Черни Сонатина C-dur
Пьесы
- Александров А. Русская народная мелодия, соч.76
- Беркович И. Украинская песня
- Барток Б. Пьеса
- Григ Э. Вальс, соч. 38
- Глиэр Р. Романс, соч.31
- Глинка М. Прощальный вальс
- Майкапар С. Токкатина, соч.8
- Свиридов Г. Зима
- Степовой Я. Прелюд, соч.9
- Шуман Р. «Дел Мороз» » Ор. 68, № 12
- Г.Вольф «Колыбельная»
- Э.Сигмейстер «Блюз»
Этюды
- Беренс Г. Этюд a-moll
- Беренс Г. Этюд C-dur
- Бертини А. Этюд e-moll
- Дювернуа Ж. Этюд G-dur
- Лемуан А. Этюд C-dur
- Лемуан А. Этюд G-dur
- Черни К. Этюд C-dur
- Черни К. Этюд №28 D-dur
- Черни К. Этюд №1 C-dur
- Шитте Л. «Арпеджио»
- А.Гедике « Миниатюра в форме этюда»
Примерная программа академического концерта
1 вариант:
Декабрь
- Г.Ф.Гендель Куранта F-dur
- Р.Шуман «Дед Мороз» Ор. 68, № 12
Май
- Ф.Кулау Вариации на швейцарскую тему
- Г.Вольф «Колыбельная»
2 вариант:
Декабрь
- И.С.Бах Маленькая прелюдия d-moll
- А.Гедике « Миниатюра в форме этюда»
Май
- К.Черни Сонатина C-dur
- Э.Сигмейстер «Блюз»
6 класс:
По окончании учебного года обучающийся должен обладать:
- знаниями, необходимыми для самостоятельного изучения нотного текста;
- умениями справляться с метро-ритмическими особенностями произведений;
- умениями пользоваться динамическими красками инструмента;
- умениями подбора аппликатуры;
- навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;
- навыками чтения нот с листа (уровень сложности на 1-2 класса ниже);
- навыками владения техническими приемами (мелкая, крупная техника);
- навыками интонирования;
- навыками слухового контроля;
- навыками владения педализацией.
В течение года ученик должен освоить:
- 8-10 музыкальных произведений: 2 полифонических произведения, 1 произведение крупной формы, пьесы, этюды.
- Гаммы: все мажорные гаммы от черных клавиш (прямое и противоположное движение) двумя руками на четыре октавы и все минорные гаммы от черных клавиш двумя руками на четыре октавы.
Аккорды по три звука и три вида арпеджио (короткие, длинные, ломаные) по четыре звука двумя руками на четыре октавы в умеренном темпе.
Хроматическая гамма на четыре октавы двумя руками.
D-7аккорд в виде арпеджио (длинные без обращений) двумя руками на две-четыре октавы.
Кадансовый оборот: T-S-D-T.
- Чтение нот с листа.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
- Бах И.С. «Двухголосная инвенция» C-dur
- Бах И.С. «Маленькая прелюдия» c-moll (II тетрадь)
- Бах И.С. «Маленькая прелюдия» a-moll (I тетрадь)
- Бах И.С. Аллеманда и куранта A-dur
- Бах И.С. Сарабанда и Ария (из Французской сюиты до-минор)
- Гендель Г.Ф. «Сарабанда с вариациями» d-moll
- Гендель Г.Ф. «Аллеманда» a-moll
- Лядов А. Канон G-dur соч.34.
- Майкапар С. Прелюдия и фугетта, соч.37, №4
- Окунев Г. «Прелюдия и фугетта»
- Рамо Ж.Ф. «Сарабанда» a-moll
- Скарлатти Д. «Фугетта» C-dur
Крупная форма
- Дуссек Я. Сонатина С-dur ор.20 №5
- Чимароза Соната С-dur
- Гурилев А. Вариации на тему «Не томи, родимый» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»
- Кабалевский Д. Легкие вариации Ор.40, №2
- Кабалевский Д. Легкие вариации Соч.51, №4
- Кулау Ф. Сонатина F-durСоч.20,№3 I часть
- Вебер К.М. Сонатина C-dur
- Клементи М. СонатинаEs-dur Соч. 37, №1
Пьесы
- Александров Ю. Грустный рассказ
- Александров Ю Шутка
- Григ Э. «Поэтическая картинка»
- Гречанинов А. «Жалоба»
- Дебюсси К. «Маленький негритенок»
- Ипполитов-Иванов М. Маленькая пьеса Соч.7, №5
- Мусоргский М. «Слеза»
- Слонимский С. «Дюймовочка»
- Хачатурян А. «Подражание народному» (из «Детского альбома»)
- Шопен Ф. Мазурка
- ГлиэрР. «Грезы»
- Э.Мак-Доуэлл Тарантелла ор.39 №2
- А.Лядов Прелюдия
Этюды
- Беренс Г. Этюд соч.61, №28
- Бертини А. Этюд соч. 29, №10
- Бертини А. Фантазияa-moll
- БургмюллерФ. Веселое настроение Соч. 109, №6
- Крамер И. (редакция Г.Бюлова, №17) Этюд D-dur
- Лешгорн А. Этюд соч. 136, №10
- Николаева Т. Тарантелла, соч. 19, №7
Примерная программа академического концерта
1 вариант:
Декабрь
- И.С.БахАллеманда и куранта A-dur
- Ф.Шопен Мазурка
Май
- Я. Дуссек Сонатина C-durор.20 №5
- Р.Глиэр «Грезы»
2 вариант:
Декабрь
- И.С.Бах Сарабанда и Ария (из Французской сюиты до-минор)
- Э.Мак-Доуэлл Тарантелла ор.39 №2
Май
- Д.Чимароза Соната C-dur
- А.Лядов Прелюдия
7 класс:
По окончании учебного года обучающийся должен обладать:
- знаниями, необходимыми для самостоятельного изучения нотного текста;
- умениями преодоления трудностей метро-ритмических особенностей;
- умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента;
- умениями подбора аппликатуры;
- навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;
- навыками чтения нот с листа;
- навыками владения техническими приемами (мелкая, крупная техника);
- навыками интонирования;
- навыками слухового контроля;
- навыками владения педализацией.
В течение года обучающийся должен освоить:
- 7-8 музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2 пьесы 2-3 этюда.
- Гаммы: все мажорные гаммы от черных клавиш (прямое и противоположное движения) двумя руками на четыре октавы и все минорные гаммы от черных клавиш двумя руками на четыре октавы. Аккорды по три звука и три вида арпеджио (короткие, длинные, ломаные) по четыре звука двумя руками на четыре октавы в быстром темпе. Хроматическая гамма на четыре октавы двумя руками. D-7 аккорд в виде арпеджио ( длинные без обращений) двумя руками на четыре октавы. Кадансовый оборот: T-S-D-T.
- Чтение нот с листа.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
- Бах И.С. «Двухголосная инвенция» F-dur
- Бах И.С. Куранта из «Французской сюиты №2»
- Гендель Г.Ф. ЧаконаG-dur
- Гендель Г.Ф. Жига
- Глинка М. Фуга a-moll
- Пахульский Г. Канон
- Пахельбель И. Фуга из «Магнификата»
- Юцевич Е. Фуга
- Скарлатти Д.«Фугетта» C-dur
Крупная форма
- Ваньхаль Я. СонатаA-dur
- Гендель Г.Ф. Ария с вариациями
- Гречанинов А. Сонатина F-dur
- Дакен К. «Кукушка» (рондо)
- Кикта В. Сонатина
- Скарлатти Д. Соната d-moll
- Клементи М. Соната B-dur ор.47№2
- Чимароза Д. Соната№14D-dur
Пьесы
- Гершвин Дж. «Колыбельная»
- Глиэр Г. «Романс»
- Кабалевский Д. «Новелла»
- Парцхаладзе М. «Колыбельная»
- Раков Н. «Первая фиалка»
- Сорокин К. «Воспоминание»
- Гречанинов А. «Осенняя песенка»
- Калинников Вас. «Грустная песенка»
- Шуберт Ф. «Музыкальный момент»
- Пахульский Г. «Прелюд»
- Керн Дж. «Дым»
Этюды
- Бертини А. Этюд A-dur, соч.29, №10
- Беренс Г. Этюд g-moll,соч.21, №28
- Лешгорн А. Этюд A-dur, соч. 136, №10
- Майкапар С. Стаккато-прелюдия, C-dur соч.31, №4
- Равина А. Гармонический этюд h-moll, соч. 50, №7
- Шитте Л. Этюд g-moll, соч.68, №23
Примерные программы экзамена
1 вариант:
- Бах И.С. «Двухголосная инвенция» F-dur
- Чимароза Д. Соната №14 D-dur
- ГречаниновА. «Осенняя песенка»
2 вариант:
- Скарлатти Д.«Фугетта» C-dur
- Клементи М. Соната B-durIчасть ор.47 №2
- Пахульский Г. «Прелюд»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» является:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- знание фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
- знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;
- знание профессиональной терминологии;
- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
- приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- приобретение навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, тембрового слуха;
- наличие навыков репетиционно – концертной работы в качестве солиста.
IV.Формы и методы контроля, критерии оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды контроля и учета успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях контроля за качеством освоения программы.
-Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся: экзамен,зачет, контрольный урок. Промежуточная аттестация проходит в виде выступлений на технических зачетах, академических концертах, исполнение концертных программ.
Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком проведения. Сольные концерты обучающихся приравниваются к выступлению на академическом концерте (по решению методического совета).
Выступления обучающихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.
Итоговая аттестация выпускников осуществляется с целью контроля (оценки)освоения программы. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании школы.
График промежуточной и итоговой аттестации
Класс | Вид контрольного прослушивания | Месяц проведения | Программные требования | |
1 класс | Академический концерт | май | 2 разнохарактерных произведения | |
2 класс | Академический концерт | декабрь | 2 разнохарактерных произведения | |
Академический концерт | апрель, май | 2 разнохарактерных произведения | ||
3 класс | Академический концерт | декабрь | 2 разнохарактерных произведения | |
Технический зачет | февраль | 2 гаммы | ||
Академический концерт | апрель, май | Крупная форма Пьеса | ||
4 класс | Академический концерт | декабрь | 2 разнохарактерных произведения (одно с элементами полифонии) | |
Технический зачет | февраль | 2 гаммы | ||
Академический концерт | апрель, май | Крупная форма Кантилена | ||
5 класс | Академический концерт | декабрь | Полифония Пьеса виртуозного характера или Этюд | |
Технический зачет | февраль | 2 гаммы | ||
Академический концерт | апрель, май | Крупная форма Кантилена | ||
6 класс | Академический концерт | декабрь | Полифония Пьеса виртуозного характера или Этюд | |
Технический зачет | февраль | 2 гаммы | ||
Академический концерт | апрель, май | Крупная форма Кантилена | ||
7 класс | Выпускной экзамен | май | Полифония Крупная форма Пьеса |
- Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Оценка «5» («отлично»):
- увлеченность исполнением;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации; - яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Учебный предмет «Фортепиано» имеет огромное значение в общем процессе воспитания музыканта. Должное внимание в программе уделено «формирующему» значению курса фортепиано, способствующему выработке эстетических вкусов, расширению общего культурного кругозора обучающихся отделения хорового пения и вокального исполнительства, приобщение обучающихся к мировой музыкальной культуре. Не менее важной целью является подготовка наиболее талантливых детей к продолжению музыкального образования в средних специальных учебных заведениях.
Учебный репертуар обучающихся по предмету «Фортепиано» включает в себя сочинения различных жанров: этюды, полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы русских и зарубежных композиторов. Общим требованием программы является воспитание навыков совместного музицирования (ансамбль), который следует вводить с первого года обучения на фортепиано. Подобные формы работы вызывают большую заинтересованность у обучающихся, повышают их работоспособность, делают более разнообразным содержание урока, пробуждают творческую активность, дисциплинируют обучающихся, повышают их ответственность.
За время обучения в школе искусств обучающийся накапливает и приобретает определенный багаж навыков игры на инструменте, умение самостоятельно разучивать и исполнять произведения, читать ноты с листа, играть в ансамбле. Знания, полученные в школе, подкрепляются исполнительскими навыками, предполагающими возможность воспроизведения на фортепиано музыки разных направлений, эпох и стилей.
Со второго класса необходимо начинать работу над гаммами и арпеджио и проводить эту работу до седьмого класса включительно.
Неотъемлемой частью занятий по предмету «Фортепиано» является чтение нот с листа. Планомерные занятия чтением с листа вырабатывают практический навык, необходимый будущим профессионалам-музыкантам для более широкого знакомства с музыкой. По мере развития обучающегося и усвоения ими навыков чтения с листа выбор произведений постепенно усложняется. Овладевая навыками чтения с листа, желательно связывать их с курсом музыкально-теоретических дисциплин и знакомиться с произведениями композитора того или иного музыкального направления, которые в данный момент изучают по курсу музыкальной литературы. Аналогичная связь и координация возможна и с курсом сольфеджио.
В процессе преподавания «Фортепиано» преподаватель должен научить обучающегося не только искусству исполнения на инструменте, но и правильно понимать художественный замысел произведений, помочь ему овладеть музыкально-исполнительскими приемами на художественном и учебно-вспомогательном материале. Также необходимо развивать музыкально0образное мышление, работать над интонированием на инструменте, динамикой звучания, метро-ритмическими особенностями произведений.
В работе с обучающимися допустимы различные формы изучения педагогического репертуара: ознакомление, разбор, фрагментарное разучивание, эскизное разучивание, игра по нотам, игра наизусть, концертное исполнение.
Подбор репертуара преподаватель должен осуществлять, постепенно усложняя материал и руководствуясь возможностями обучающегося.
В зависимости от поставленной задачи в содержание урока входят:
- проверка домашнего задания,
- разбор нового материала,
- отработка трудных технических приемов,
- повторение пройденных пьес,
- подготовка к концертным выступлениям, академическим концертам, экзаменам.
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
- периодичность занятий - каждый день;
- количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Учебная литература:
- Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой» - М., 1985
- Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. М., «Музыка», 1989.
- Альбом советской детской музыки. Том 6. Составление и редакция Бакулова А. и Сорокина К.Л., 1974.
- Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., «Советский композитор», 1981.
- Ансамбли. Младшие классы. Вып.7. М., «Советский композитор», 1983.
- Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012.
- Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но/ М., Музыка, 2010.
- Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные / М., Музыка, 2010.
- Беренс Г. Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005
- Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка,1992
- Биберган В. «Далекое-близкое». Нетрудные пьесы для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Музыка», 1999.
- Бизе Ж. «Детские игры». Ансамбли для фортепиано. М., «Классика XXI», 2002.
- Брамс И. «Русский сувенир». Транскрипции в форме фантазии на русские песни для фортепиано в 4 руки. М., «Музыка», 1978.
- Брат и сестра. Альбом фортепианных пьес в 4 руки. Вып.2. С.-П., «Северный олень», 1993.
- Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М., «Музыка», 1988.
- ВзороваТ., Баранова Г., Четвертухина А. Первые шаги маленького пианиста М., «Музыка», 1985.
- Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». С.-П., «Музыка», 2002.
- Глушенко М. Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып.1. Л., «Музыка», 1988.
- Гнесина Е. Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003.
- Звуки мира. Вып. 5,9. Сост. Бакулов А.Л., 1974.
- Избранные этюды иностранных композиторов. Вып.1и 2. М., «Композитор», 2000.
- Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI-XVIII веков. Ред. Н.Копчевского. Вып.1,2. М., 1975.
- Коновалов А. ДоНОТЫши. Курган, 1999.
- Копчевский Н., Натансон В. Современная фортепианнаф музыка для детей. Вып.1. М., «Музыка», 1970.
- Кривицкий Д. Впервые за фортепиано. М., 2001.
- Кувшинников Н., Соколов М. Школа игры на фортепиано. М., «Музыка», 1964.
- Ляховицкая С. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Л., «Музыка», 1974.
- Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005.
- Милич Б. Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012
- Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006
- Фортепиано 4 класс / Кифара, 2001;
- 6 кл. – 2002; 7 класс – 2005.
- Малахова И. Первые шаги в мире звуков. Л., «Музыка», 1977.
- Педагогический репертуар. Ленинград, «Музыка», 1964.
- Популярная музыка для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Союз художников», 2001.
- Пособие по общему курсу фортепиано. Сост. Т.Ахромович, Е.Юмаева. С.-П., «Музыка», 2002.
- Репертуарная серия ДМШ. Ансамбли. Вып.2. Сост. С.Голованова. М., С.-П., «Музыка», 2002.
- Современная фортепианная музыка для детей. I-VII классы ДМШ. Сост. Н. Копчевский. Л., 1975.
- Соколов М., Натансон В., Копчевский Н. Современный пианист. Изд. 2-е, М., «Музыка», 1979.
- Соколов Н. Ребенок за роялем. М., «Музыка», 1981.
- Сост. Ройзман Л., Натансон В. «Юный пианист». Вып.2. Пьесы, этюды и ансамбли для средних классов ДМШ. М., 1964.
- Сост. Борзенков А. Пьесы русских композиторов в 4 руки «Играем вдвоем». С.-П., «Композитор», 2004.
- Сост. Маевский Ю. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки. Вып. 1,2. С.-П., «Композитор», 2004.
- Сост. Печерский Б. Фортепианные ансамбли в 4 руки. М., «Музыка», 1993.
- Сост.Розенблюм Ф. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. Л.,
- Сост. Хондо Н., Чайковский П. Легкие переложения в 4 руки. М., «Классика XXI века», 2002.
- Старинная музыка для маленьких пианистов. Сост. Копчевский М. «Классика XXI века", 2001.
- Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып. 2. Сост. Глушенко Л., М., «Музыка», 1989.
- Фортепианные этюды и упражнения зарубежных композиторов XX века. Сост. Терентьева Н., М., 1980.
- Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып. 1-7. Сост. Любомудрова Н., Сорокина К., Туманян А. М., 1989.
- Хрестоматия для ф-но, 3 и 4 классы. Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова /М., Музыка, 2010
- Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост.
- Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011.
- Хромушин О. Композиции на темы Дж.Гершвина в 4 руки. «Союз художников», 2001.
- Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011
- Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009.
- Циполи Д. Избранные произведения. М., «Классика XXI века», 2000.
- Чайковский П.И. Легкие переложения в 4 руки. М., «Классика XXI века», 2002.
- Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006.
- Школа игры на фортепиано. Сост. Кувшинников Н.. Соколов М., «Советский композитор», 1976.
- Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина
М., Музыка, 2011.
Юсфин А. Музыкальные путешествия по нашей Родине. Пьесы для фортепиано на материале песен и танцев народов СССР. Л., 1983.
Методической литература:
- Алексеев А. Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978
- Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997
- Аберт Герман Моцарт. Монография / М., Музыка,1990
- Бадура-Скода Е.и П. Интерпретация Моцарта /М.,1972
- Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о
"Хорошо темперированном клавире"/Классика - XXI, 2008
- Браудо И. Артикуляция. Л.,1961
- Браудо И. Об органной и клавирной музыке. Л.,1976
- Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.,1966
- Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л.,1974
- Гофман И. Фортепианная игра.
- Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961
- Дроздова М. Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997
- Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии 16-18 вв. Л.,1960
- Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М.,1968
- Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979
- Коган Г. Вопросы пианизма. М.,1969
- Копчевский Н. И.С.Бах. Исторические свидетельства и аналитические данные об исполнительских и педагогических принципах.
- "Вопросы музыкальной педагогики", 1 выпуск. М.,1979
- Копчевский Н. Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка,
М.,1986
- Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965
- Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники.
- М.,1966
- Ландовска В. О музыке. Классика - XXI век, 2001
- Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.,1988
- Лонг М. За роялем с Дебюсси. М., Сов.композитор, 1985
- Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967
- Маранц Б. О самостоятельной работе студента-пианиста. Фортепиано, 2004, №№3,4.
- Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
- Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963
- Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002
- Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967
- Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983
- Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике.
М., 2005
- Наумов Л. Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки
педагога. М., 1982
- Носина В. Символика музыки И.С.Баха. Классика – XXI, 2006
- Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997
- Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002
- Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом
другом. М., 1997
- Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М.,
- Советский композитор,1989
- Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.,1969
- Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской
деятельности. СПб, Композитор, 2008
- Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974
- Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии
творчества. М., 1988
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI. М., 2011
- Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.,1996
- Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985
- Шнабель А. "Ты никогда не будешь пианистом". Классика - XXI, М.,1999
- Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. М.,1926
- Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательные программы. Отделение ОХПиВИ, отделение ИМиМИ.
Музыкальный инструмент фортепиано ИМиМИ (7лет)Фортепианный ансамбль ИмИМИ (5лет)Аккомпанемент ИмиМИ (2 года)Фортепиано ОХПиВИ (7 лет)Музицирование ОХПиВИ (5 лет)Фортепианный ансамбль ИМиМИ (5 ле...
Программа " Музицирование 5 лет ОХПиВИ"
Программа "Музицирование 5 лет ОХПиВИ"...