Исследовательский проект «Первоначальный вид церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково»
творческая работа учащихся
Исследовательский проект - победитель городской культурологической олимпиады "История и культура храмов столицы и городов России - 2020"
Результат исследования представлен в макете. Убраны позднейшие изменения, храм выполнен в первоначальном виде. Макет дает представление об историческом виде храма и панорамы Коломенского. Макет может быть использован, как наглядное пособие на уроках истории и истории архитектуры. Результаты исследования будут интересны любителям истории, культуры и архитектуры Москвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyakovskaya_tserkov.ppt | 1.95 МБ |
tekst.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Номинация: Макеты Цель проекта: Восстановить первоначальный вид церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи Задачи проекта: Изучить современный вид церкви; Познакомиться с основными гипотезами исследователей; Выявить позднейшие изменения; Выполнить макет первоначального вида. Гипотеза проекта: Первоначальный вид церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи не совпадает с современным Методы исследования: Изучение чертежей и проектов реставрации; Графический анализ композиции.
Иван IV Грозный 1530 – 1584 гг. Митрополит Макарий, 1482 -1563 гг.
1. Церковь Воскресения Христова в с. Городня. Восточный фасад и план. 2. Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьякове. Западный фасад и план. 3. Собор Покрова на Рву. Западный фасад и план подклетного яруса. 4. Борисоглебский собор в Старице. Восточный фасад и план фундаментов.
Роспись потолка центральной башни церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи. Роспись потолка малой церкви (Александра Свирского) Покровского собора на Рву. Роспись потолка малой башни церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Реконструкция Кудрявцева М.П.
Фото 1883 года Современный вид
Собор Покрова Богородицы, что на Рву, 1555-1561 гг.
Пётр Дмитриевич Барановский (1892-1984)
Макет Коломенского (1947 год) Барановский П.Д.
Гипотеза подтвердилась
Небесный Иерусалим в изображении итальянского художника XIV века Якобелло Альбереньо. Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург. Город описывается в форме трёхмерной фигуры с одинаковой длиной, шириной и высотой. С четырёх сторон в город ведут 12 ворот, по трое на четыре стороны. Престол поддерживают четыре херувима, под которыми четыре колеса, а над ними — свод. Над сводом виднелось подобие самого Престола, а над ним — как бы Подобие Человека.
Изображения XVII-XVIII веков Средневековые изображения
Информационные источники http://www.mgomz.ru/kolomenskoe официальный сайт Московского объединенного музея-заповедника «Коломенское» kannelura.info Коллекция архитектурных планов Кавельмахер В. В. К истории постройки именинной церкви Ивана Грозного в селе Дьяково В.В. Кавельмахер О позднеготических истоках и мастерах Покровского Собора на Рву, Борисоглебского Собора в Старице и Церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2009 г. "История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Представляю исследовательский проект «Первоначальный вид Церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьяково»
Слайд 2.
Цель проекта:
Восстановить первоначальный вид Церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
Задачи проекта:
- Изучить современный вид церкви;
- Познакомиться с основными гипотезами исследователей;
- Выявить позднейшие изменения;
- Выполнить макет первоначального вида.
Гипотеза проекта:
Первоначальный вид Церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи не совпадает с современным
Методы исследования:
- Изучение чертежей и проектов реставрации;
- Графический анализ композиции.
Слайд 3.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой галереями. Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х – 1560-х годов, ученые называют этот архитектурный стиль «опричным стилем».
Слайд 4.
Заказчиками (ктиторами) новой архитектуры стали царь Иван IV Грозный и митрополит Макарий - многолетний глава русской церкви, крупнейший государственный, общественный и культурный деятель грозненского времени, книжник, просветитель и живописец.
Слайд 5.
Какие же изменения произошли с этим памятником архитектуры и истории за четыре с половиной века?
Некоторые исследователи склоняются к мысли, что звонница псковского типа, венчающая западный фасад, была надстроена позже.
Проанализируем композицию. На абсолютно симметричном фасаде (ось) установлена звонница с пролетами разной ширины, чтобы вписать ее в композицию центральное окно (окно) смещено под центральную опору звонницы. Так как следов перекладки окна нет, значит звонница задумана и построена первоначально. Кстати, на растиражированных в Интернете чертежах, выполненных в 1950 году, эта особенность фасада нивелирована.
Слайд 6.
Всем выявленным исследователями храмам опричного стиля приписывается одно авторство. Это известный строительством Храма Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного) – Постник Яковлев по прозвищу Барма. И мы видим, что во всех его творениях центральный столп венчает кирпичный шатер, кроме Предтеченской церкви. Логично предположить, что такой шатер был и здесь.
Слайд 7.
Косвенным доказательством перестройки центральной башни служит подкупольная роспись. Слева на слайде роспись потолка малой башни церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи и малой церкви (Александра Свирского) Покровского Собора на Рву. Датировка этих изображений шестнадцатым веком не вызывает сомнений. Лучи утончаются к концу и выполнены штрихами с промежутками. Этих отличительных признаков нет на росписи центральной башни Церкви в Дьяково (справа на слайде), что может быть признаком более поздней постройки перекрытия башни.
Слайд 8.
Вот реконструкция историка русской архитектуры Михаила Петровича Кудрявцева.
За основу взяты пропорции центрального столпа Храма Василия Блаженного: высота в два раза больше ширины.
Здесь сделана попытка обыграть удивительные цилиндры на барабане центральной башни. Каждый цилиндр увенчан маленькой главкой. Это красиво смотрится на рисунке, но при попытке сделать чертеж в плане, выяснилось, что размещение главок физически не возможно, для них просто нет места.
Слайд 9.
Поэтому, принимая идею шатрового завершения и его пропорции, я предлагаю другое оформление шатра.
Слайд 10.
Еще одна задача восстановления первоначального вида – это цветовое решение. При реконструкции 1880-х гг. храм был весь расписан снаружи. В современном виде храм - однотонный белый.
Слайд 11.
Если обратиться к виду храма Василия Блаженного, (созданного тем же автором в тот же период времени), то увидим кирпичную кладку открытой фактуры с белокаменными элементами и керамическим декором.
Слайд 12.
За основу цветового решения я беру макет Коломенского, созданного Петром Дмитриевичем Барановским, архитектором, реставратором и удивительным знатоком русской культуры, которому мы обязаны сохранением множества величайших памятников.
Слайд 13.
Именно Петр Дмитриевич Барановский занимался исследованиями в Коломенском и реставрацией Церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Он обнаружил в подкупольной части главной башни ряд кирпичей, выложенных с наклоном внутрь, что можно считать еще одним доказательством существования шатра.
Слайд 14.
Вот результат моего исследования.
Гипотеза подтвердилась. С момента постройки, внешний вид храма претерпел изменения. Он выглядел величественнее и наряднее.
Нужно отметить, что храмы подобной формы не строились на Руси ни раньше, ни после правления Ивана Грозного. Исследователи пытаются найти объяснение и одно из часто встречающихся мнений, что это попытка воссоздать образ небесного Иерусалима.
Слайд 15.
Согласно Откровению Иоанна Богослова, Горний Иерусалим - Небесный Город, посланный от Бога в конце истории. В Новом завете есть его описание. Город описывается в форме трёхмерной фигуры с одинаковой длиной, шириной и высотой. С четырёх сторон в город ведут 12 ворот, по трое на четыре стороны. Престол поддерживают четыре херувима, под которыми четыре колеса, а над ними — свод. Над сводом виднелось подобие самого Престола, а над ним — как бы Подобие Человека.
Слайд 16.
Рассмотрим, как люди средневековья представляли себе и изображали Небесный Град во фресках на стенах храмов, в миниатюрах лицевых хроник, священных книгах...
Классическое воплощение символа Небесного Иерусалима действительно можно найти в архитектуре: это Владимиро-Суздальская архитектура середины ХIII века.
Слайд 17.
Таким образом, версия о воплощении образа Небесного рая в опричной архитектуре не выдерживает критики. Истоки новых форм остаются загадкой. Храм, вообще полон загадок. Неизвестно точно время постройки, чему он был посвящен. Имя архитектора тоже под вопросом.
Так же не удалось разгадать тайну цилиндров на главной башне, но я верю, что именно такой (или очень похожий) макет автор представил на утверждение главному заказчику – Ивану Грозному. Теперь и Вы можете его оценить.
Слайд 18. 19.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна
Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана А...
Информационный исследовательский проект Ильина Д. и преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны "Студенческая газета БМУ"
Информационный исследовательский проект студента 4 курса специальности "Хоровое дирижирование" Ильина Д. и преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексее...
Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., Моргунова М., Рубанова К.
Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., М...
Научно-исследовательские проекты
В данном разделе размещены некоторые материалы по теме моего научного исследования...
Исследовательская работа по теме "Церкви и монастыри Орловского края в творчестве Н.С.Лескова"
Мне показалась эта тема интересной, и хотелось бы изучить ее поподробнее, узнать как можно больше нового о храмах нашего края. Н.С. Лесковым написано множество произведений. Значительная и...
Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"
Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"...
Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»
Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»...