Лекция-концерт "Д.Ф.Ойстрах"
классный час
Предварительный просмотр:
Добрый вечер дорогие друзья! Сегодня мы продолжаем цикл вечеров «Знакомства с мировой скрипичной исполнительской школой». В прошлом учебном году я знакомила Вас с жизнью и творчеством замечательного скрипача Иегуди Менухина, а сегодня наш вечер посвящён 110- летию со дня рождения Д.Ф.Ойстраха, который отмечается 30 сентября.
«Зрелость»– начало до 1.07
Великий скрипач и превосходный дирижер, выдающийся педагог и камерный ансамблист, один из крупнейших деятелей мирового исполнительского искусства. Удивительный человек - по доброте, остроумию, который заставлял своим упорным трудом и безграничной любовью к музыке серьёзнее и внимательнее относиться к своему творчеству. Это была скрипичная, музыкантская совесть нашей страны!
Давид Ойстрах родился 30 сентября 1908 года в городе Одесса.
В первые десятилетия Одесса по праву считалась одним из самых культурных центров русской провинции и музыка занимала преимущественное положение. Конкурировать могли разве что Москва и Петербург. Спектакли и концерты, гастроли мировых звезд со всего мира. Скрипку можно было услышать чуть ли не из каждого раскрытого окна.
11.00-13.12
Грянула первая мировая война. Отец Ойстраха ушел на фронт, но Столярский продолжал безвозмездно работать с мальчиком. В то время он имел частную музыкальную школу, которую в Одессе называли «фабрикой талантов». «У него была большая, горячая душа художника и необыкновенная любовь к детям», — вспоминает Ойстрах. Пётр Соломонович Столярский привил ему и любовь к камерной музыке, заставлял музицировать в школьных ансамблях на альте или скрипке.
После революции и гражданской войны в Одессе открылся Музыкально-драматический институт. В1923 году сюда поступает Ойстрах, и, конечно, в класс Столярского. В 16 лет он дает первый сольный концерт и быстро овладевает центральными произведениями скрипичного репертуара (концерты Баха, Чайковского, Глазунова). В 1925 году он совершает первую концертную поездку по Украине . Весной 1926 года Ойстрах с блеском заканчивает институт, Обратим внимание, что главным экзаменационным произведением избран Концерт Прокофьева. В то время на такой смелый шаг мог решиться не всякий. Музыка Прокофьева воспринималась немногими, с трудом пробивала себе признание у музыкантов, воспитанных на классике XVIII — XIX века. Стремление к новизне, быстрое и глубокое постижение нового осталось характерным для Ойстраха,
Не преувеличивая, можно сказать, что большинство скрипичных концертов, сонат, произведений крупной и малой формы, созданных советскими композиторами, впервые исполнены Ойстрахом. Да и из зарубежной скрипичной литературы XX века со многими крупными явлениями познакомил советских слушателей именно Ойстрах; например, с концертами Шимановского, Шоссона, Первым концертом Бартока и др.
16.52-18.00
Конечно, в пору юности Ойстрах не смог достаточно глубоко разобраться в музыке Прокофьевского концерта, о чем вспоминает сам артист. Вскоре после окончания Ойстрахом института в Одессу приехал с авторскими концертами Прокофьев. На вечере, организованном в его честь, 18-летний Ойстрах исполнил скерцо из Первого концерта. Композитор сидел у самой эстрады. «Во время моего исполнения, — вспоминает Ойстрах, — лицо его делалось все более и более мрачным. Когда же раздались аплодисменты, он не принял в них участия. Подойдя к эстраде, не обращая внимания на шум и возбуждение публики, он попросил пианиста уступить ему место и, обратившись ко мне со словами: «Молодой человек, вы играете совсем не так, как нужно», начал показывать и объяснять мне характер своей музыки». Много лет спустя Ойстрах напомнил Прокофьеву об этом случае, и тот заметно смутился, узнав кто был «несчастный молодой человек», которому так от него досталось.
29.42-30.37
В 1928 году Ойстрах переехал в Москву. Некоторое время он ведет жизнь гастролера, разъезжая с концертами по Украине. Большое значение в его артистической деятельности имела победа на Всеукраинском конкурсе скрипачей в 1930 году. Он завоевал первую премию.
В 1934 году в возрасте 26 лет по инициативе А. Гольденвейзера Ойстраха приглашают работать в консерваторию. Отсюда берет начало его педагогическая деятельность,
30-е годы — время блистательных триумфов Ойстраха на всесоюзной и мировой эстраде.
1935 год — первая премия на II Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде; в том же году, через несколько месяцев — вторая премия на Международном конкурсе скрипачей имени Генрика Венявского в Варшаве ;
1937 год — первая премия на Международном конкурсе скрипачей имени Эжена Изаи в Брюсселе.
Последний конкурс, в котором шесть из семи первых премий завоевали советские скрипачи — Д. Ойстрах, Борис Гольдштейн, Емилия Гилельс, Марина Козолупова и Михаил Фихтенгольц, был оценен мировой прессой как триумф советской скрипичной школы. С этого дня Ойстрах приобретает всемирную известность. Его хотят слушать во всех странах мира.
Но главное — его обаятельное искусство приковывает к себе внимание композиторов, стимулируя их творчество. В 1939 году создается Концерт Мясковского, в 1940 — Хачатуряна. Оба концерта посвящены Ойстраху.
Характеризуя исполнительство Ойстраха, нельзя не отметить его высокое инструментальное мастерство. Кажется, еще никогда природа не создавала столь полного слияния человека с инструментом. При этом виртуозность ойстраховского исполнительства особая. В ней есть и блеск и эффектность, когда этого требует музыка, но не они составляют главное, а пластичность. Изумляющая легкость, непринужденность, с какими артист выполняет самые головоломные пассажи, не имеет себе равных. Совершенство его исполнительского аппарата таково, что получаешь истинное эстетическое наслаждение, когда смотришь, как он играет. С непостижимой ловкостью движется левая рука по грифу. Нет резких толчков или угловатых переходов. Любой скачок преодолевается с абсолютной свободой, любое растяжение пальцев — с предельной эластичностью. Смычок «сцеплен» со струнами так, что трепетный, ласкающий тембр скрипки Ойстраха не скоро забудешь.
51.10-52.04 (Концерт Хачатуряна)
Началась Великая отечественная война. Во время войны Ойстрах непрерывно концертировал, играя в госпиталях, в тылу и на фронте. Подобно большинству советских артистов он полон патриотического подъема, в 1942 году выступает в осажденном Ленинграде. Его слушают бойцы и рабочие, матросы и жители города.
«Люди пришли сюда после тяжелого трудового дня послушать Ойстраха — артиста с «Большой земли» — из Москвы. Концерт еще не был окончен, как объявили воздушную тревогу. Никто не покинул зал. После окончания концерта артиста горячо приветствовали. Овация особенно усилилась, когда было оглашено постановление о присуждении Д. Ойстраху Государственной премии...».
56.40-58.44
После войны перед Ойстрахом открылись перспективы широкой международной деятельности. Первый его выезд состоялся в Вену в 1945 году. Затем были Бухарест, Прага; в 1951 году он назначается членом жюри Международного конкурса имени бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе. В 50-е годы вся зарубежная пресса оценивает его как одного из величайших скрипачей мира.
60 лет он не выпускал из рук скрипку, исколесил всю Европу и Северную Америку, Японию, Австралию и Новую Зеландию, выступал с лучшими оркестрами планеты, и самые именитые его коллеги отдавали ему пальму первенства. «На сцене Ойстрах производит впечатление колоссального музыканта, – писал выдающийся американский скрипач Исаак Стерн. – Он крепко стоит на земле, он гордо держит скрипку, он творит музыку, изливающуюся в бесконечном потоке красоты и изящества». Д. Ойстрах – это целая эпоха в музыке, которая, помимо непрерывных триумфов, ознаменовалась и расцветом российской скрипичной школы.
«Восхождение» - 4.30-6.40 (Брамс Адажио)
Особой страстью Д. Ойстраха была ансамблевая игра. «Я горячо люблю камерное музицирование. Оно дает большую радость не только слушателям, но прежде всего самим участникам». Игра с достойными партнерами воспринималось им как одна из форм интеллектуального и одновременно сердечного общения.
Трио Л. Оборин, Д. Ойстрах, С. Кнушевицкий в течение многих лет было гордостью советского камерного исполнительства. Многочисленные концерты этого ансамбля неизменно собирали полные залы восторженной публики. Выступления его проходили в Москве, Ленинграде. В 1952 году трио выезжало на бетховенские торжества в Лейпциг(Германия)
11.31-13.06
Ойстраха знают во всех странах мира. Он отмечен многими званиями;
в 1959 году Королевская академия музыки в Лондоне избрала его почетным членом, и наградила Орденом Льва Финляндии (1966)
Орден Леопольда II (1967, Бельгия)
Две премии «Грэмми» (1970, 1974)
Член-корреспондент Академии искусств в Берлине 1961г.
Почётный член Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме (1961)
Почётный член Американской академии наук и искусств в Бостоне (1961)
Почётный член Шведской музыкальной академии в Стокгольме (1961)
Почётный член Бетховенского общества
Почётный член Общества друзей музыки в Вене
Почётный профессор Будапештской консерватории (1968)
Почётный доктор музыки Кембриджского университета (1969).
Введён в Зал славы журнала Грамофон.
Ойстрах награжден орденами Ленина и «Знак Почета»; ему присвоено звание народного артиста СССР. В 1961 году ему присуждена Ленинская премия, первому среди советских музыкантов-исполнителей. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
18.53 -22.35 (Концерт Бетховена)
Черты его характера: неукротимая энергия, работоспособность, острый критический ум, при той колоссальной энергии, которую он затрачивает ежедневно, он всегда подтянут, сдержан. В повседневной жизни любит спорт — в молодые годы играл в теннис; прекрасный автомобилист, страстно увлекается шахматами. В 30-е годы его партнером по шахматам являлся С. Прокофьев. До войны Ойстрах в течение ряда лет был председателем спортивной секции Центрального Дома работников искусств и мастером по шахматам первого разряда.
Творчество Ойстраха выходит за рамки непосредственно исполнительской деятельности. Ойстрах постоянно работает над новыми произведениями, являясь их первым истолкователем, редактором.
Список новых сочинений советских композиторов, «выпущенных» Ойстрахом в свет, огромен. Назовем лишь некоторые: сонаты Прокофьева, концерты Мясковского, Ракова, Хачатуряна, Шостаковича. Ойстрах иногда выступает со статьями по поводу сыгранных им произведений, и его анализу может позавидовать иной музыковед.
Ойстрах — выдающийся педагог. Среди его учеников лауреаты международных конкурсов Владимир Климов; его сын, в настоящее время видный международный скрипач солист-концертант Игорь Ойстрах, Виктор Пикайзен, С. Снитковецкий, Михаил Готсдинер и мн. др. В класс Ойстраха стремятся попасть многие зарубежные скрипачи. У него учились французы М. Буссино и Д. Артюр, турчанка Э. Эрдуран, австралийская скрипачка М. Берил-Кимбер, Д. Бравничар из Югославии, болгарин Б. Лечев, румыны И. Войку, Ш. Георгиу.
А сейчас послушайте выступление отца и сына Игоря Ойстраха
45.19-47.42 (Концерт Баха двойной)
В последние годы Ойстрах увлекается дирижированием. Мечту о дирижерском пульте Д. Ойстрах вынашивал долгие годы.
Я пришел к дирижированию не случайно. Это мечта раннего детства. Ещё будучи маленьким мальчиком, он с наслаждением, сидя в оркестровой яме в театре, где работала мать, наблюдал за дирижером и слушал звучание оркестра. А дома , когда его за шалость не брали в театр, он брал ноты партитуры и дирижировал воображаемым оркестром.«Я всегда воспринимал дирижера как мага, чародея, который вызывает к жизни неземные звуки. Мне казалось великим счастьем подчинить себе стихию оркестрового звучания. И при всей моей любви к скрипке, неизменной на всю жизнь, мне хотелось властвовать над теми красками, которые может дать лишь оркестр» вспоминал о себе Ойстрах.
51.41-52.50
Огромные силы и энергию затрачивает музыкант дирижируя труднейшие произведения и исполняя сольно сложнейшие партии на скрипке, и это в одном концерте. После продолжительной болезни Ойстрах вновь концертирует и гастролирует и это безумно трудно.
Ребята, а вы представляете, как не легка жизнь гастролирующего артиста!
Переезды из одного города в другой в то время было не таким комфортным как сейчас, и занимало совсем другое время. Усталость в дороге, недосыпание, а приезжая нужно было с большой ответственностью перед зарубежными слушателями исполнять сложнейшие произведения! Только один перелет в Японию (Токио) у музыканта занял 53 часа. (Вставка о гастролях из книги)
Вспоминает Кирилл Кандрашин…..
1.18.17-1.19.50 (последний концерт)
Сохранились многочисленные грамзаписи музыканта, которые доступны нам сейчас. Это более 400 произведений мирового скрипичного искусства.
В 2006 году учрежден Благотворительный фонд имени Давида Ойстраха, а также Московский Международный конкурс скрипачей имени Давида Ойстраха. Может быть, в скором времени, один из вас ребята сможет принять участие в этом престижнейшем и сложнейшем конкурсе скрипачей.
В эстонском городе Пярну регулярно проводятся музыкальные фестивали памяти Ойстраха, где он любил отдыхать со своей семьёй.
29-30 сентября смотрите канал «Культура» в день рождение Д.Ойстраха будут транслироваться выступления и фильм о его творчестве.
Спасибо за внимание.
До новых встреч!