Рабочая программа дополнительного профессионального образования "Литературная гостиная"
рабочая программа

Маслова Наталья Петровна

Рабочая программа дополнительного профессионального образования  "Литературная гостиная"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ  НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОРСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ДЮ

                               Зам.директора по ВР

                                                                                                                                                                                    ____________Е.Н.Чикунова

   «_____»___________ 2020 г.

http://dobryanka-city.ru/upload/versions/14582/45537/Liter._gost._shapka_na_sajt.png

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеобразовательной программе

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»

на 2020- 2021 учебный год

Составитель:

Маслова Наталья Петровна, педагог дополнительного образования

________________

(подпись)

Г.о.г. Бор

2020

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной программы «Литературное творчество» художественной  направленности. Срок реализации – 1 год.

Цель программы: формирование думающего, с активной жизненной позицией человека, готового к творческой деятельности.

Задачи         __1___ года обучения:

обучающие:

1. Формировать литературно – художественное мышление и эмоционально – чувственное отношение к окружающему миру; приобщение к чтению – как основе выработки творческих способностей;

2. Заинтересовать обучающихся,  реализовать их смелые замыслы, нестандартное видение предмета.

3.Научить создавать и обрабатывать информацию с использованием  мультимедиа технологий.

4.Научить работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). 

развивающие:

1. Развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

2. Развить усердие, аккуратность, терпение в процессе работы.

3. Развивать навыки культуры общения.

4. Развивать  творческие и эстетические способности обучающихся.

воспитательные:

1.Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

2. Формировать способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

-формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

-формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

- формирование литературного вкуса.

Краткая характеристика контингента учащихся: количество обучающихся – 15 чел. Возраст 15-17 лет.

.

Условия организации учебно-воспитательного процесса.

Режим занятий: 2 раза по 2 часа. Продолжительность обучения: 4 часа в неделю, 140 часов в год. Программой предусмотрены аудиторные (в кабинете) и внеаудиторные занятия: экскурсии на природу, в музеи, на выставки.

Форма проведения занятий групповая.

Ожидаемые результаты _1__года         обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные виды передачи художественного образа;
  • основные литературоведческие термины
  • виды литературных жанров;
  • основные принципы написания разных литературных жанров;

Учащиеся должны уметь:

  • понимать смысл прочитанного;
  • высказывать свое суждение о прочитанном;
  • анализировать тексты литературных произведений (изучаемых в течение  учебного года);
  • составлять  тексты разных литературных жанров;
  • подбирать материал к изучаемой теме
  • ориентироваться в социальном пространстве,
  • работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой
  • находить необходимые сведения в Интернете
  • создавать кроссворд, тест
  • адекватно  и образно воспринимать окружающий мир.  

Формы контроля освоения образовательной программы:

  • входной: собеседование.
  • текущий: опрос, анализ работ, наблюдение, тестирование, соревнования, беседы; практические занятия «Творение слова», конкурсы, викторины, игры,  библиотечные занятия;  защита проектов.

- подведение итогов по результатам освоения материала данной программы будет проводиться  в форме выпуска номеров альманаха по результатам деятельности кружка и творческого отчета в конце учебного года

Учебно-тематический план

__1___год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

2

От слова к словесности

35

14

21

3

Основы литературного творчества

25

8

17

4

Речевое мастерство

18

8

10

5

Литературное редактирование и культура речи

14

4

10

6

Сочинение как вид творческой работы

41

16

25

7

«Сам язык наш есть… тайна!»

3

1

2

8

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

140

53

87

Содержание программы __1___ года обучения

  1. Водное занятие

Теория. Цель и задачи учебного года. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.

Практика. Правила организации рабочего места.

  1. Теория. История книги. Практика. Викторина
  1. Теория. Литература как вид искусства. Связь с другими видами искусства. Практика. Проект
  1. Теория. Художественная литература. Ее особенности и задачи.

Практика. Выполнение упражнений

  1. Теория. Что такое род литературы. Понятие об эпосе, лироэпосе , лирике и драме. Практика. Выполнение упражнений
  1. Теория. Эпос. Основные особенности. Жанры. Практика. Работа с текстом
  1. Теория. И снова о сказке…

Практика. Литературное путешествие

  1. Теория. Сказочная повесть. Отличие от сказки. Практика. Анализ текстов
  1. Теория. Рассказ. Особенности жанра. Практика. Анализ текстов
  1. Теория. Басня как жанр. Особенности жанра. Практика. Инсценировка басен
  1. Теория. Понятие о балладе. Лироэпос. Практика. Анализ баллад
  1. Теория. Лирика. Жанровые особенности. Практика. Работа с текстом
  1. Теория. Обучение анализу стихотворения. Практика. Анализ текста
  1. Теория. Драма. Особенности жанра. Практика. Анализ текста
  1. Теория. Понятие о комедии, трагедии, собственно драме. Практика. Работа с текстами
  1. Теория .Стилистические фигуры речи Практика. Выполнение упражнений
  1. Теория. Стилистические фигуры в тексте Практика. Выполнение упражнений
  1. Теория. Публицистический стиль. Стиль и изящество слога. Практика. Выполнение упражнений
  1. Теория. Информационные жанры: отчёт, репортаж, интервью, заметка Практика. Написание информационных жанров
  1. Теория. Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия Практика. Написание аналитических жанров
  1. Теория. Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон Практика. Написание художественных жанров
  1. Теория. Газета Практика. Работа над проектом газеты колледжа.
  1. Теория Газета Практика. Выпуск газеты
  1. Теория. Информационная насыщенность Практика. Выполнение упражнений
  1. Теория. Точность речи Практика. Выполнение упражнений
  1. Теория. Логичность речи.  Практика. Выполнение упражнений
  1. Теория. Чистота речи.  Практика. Работа с текстом
  1. Теория. Богатство речи Практика. Работа с текстом
  1. Теория. Образность речи Практика. Работа с текстом
  1. Теория. Выразительность речи.  Практика. Работа с текстом
  1. Теория. Уместность речи Практика. Анализ текста
  1. Теория. Литературный язык. Нормы современного русского литературного языка Практика. Выполнение упражнений
  1. Теория. Орфоэпические и грамматические нормы Практика. Выполнение упражнений
  1. Теория. Устная и письменная речь Практика. Выполнение упражнений
  1. Теория. Стилистика и литературное редактирование Практика. Выполнение упражнений
  1. Теория. Виды сочинения. Практика. Требования к сочинению
  1. Теория. Темы и основные части сочинения Практика. Формулировка темы и основные части сочинения
  1. Теория. Сочинение-рассуждение Практика. Проба пера.
  1. Теория. Рецензия как вид сочинения Практика. Проба пера.
  1. Теория. Эссе как вид сочинения
  2. Практика. Написание эссе
  1. Теория. Развитие речи. Практика. Работа над выразительностью языка
  1. Теория. Речевые и стилистические ошибки Практика. Работа над речевыми и стилистическими ошибками
  1. Теория. Сказка.  Практика. Написание сказки
  1. Теория. Рассказ.  Практика. Написание рассказа
  1. Теория. Повесть Практика. Работа над текстом повести
  1. Теория. Стихотворные сочинения на разные темы Практика. Сочинение стихотворных сочинений на разные темы
  1. Теория. Рифма и ритм стихотворения Практика. Работа над рифмой и ритмом стихотворения 
  1. Теория. Практический марафон юных поэтов Практика. Конкурс юных поэтов
  1. Теория. Альманах. Практика. Выпуск альманаха
  2. Практика. Подведение итогов учебного года. Презентация альманаха

Календарно-тематический план

№ п/п

Раздел,

тема

Содержание занятия

Количество часов по расписанию

Время на изучение

Теория

Практика

Вводное занятие

Теория. Цель и задачи учебного года. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.

Практика. Правила организации рабочего места.

2

1

1

Раздел.1. От слова к словесности

Теория. История книги. Практика. Викторина

2

1

1

Теория. Литература как вид искусства. Связь с другими видами искусства

Практика. Проект

2

1

1

Теория. Художественная литература. Ее особенности и задачи.

Практика. Выполнение упражнений

2

1

1

Теория. Что такое род литературы. Понятие об эпосе, лироэпосе , лирике и драме. Практика. Выполнение упражнений

3

1

2

Теория. Эпос. Основные особенности. Жанры. Практика. Работа с текстом

2

1

1

Теория. И снова о сказке…

Практика. Литературное путешествие

4

1

3

Теория. Сказочная повесть. Отличие от сказки. Практика. Анализ текстов

2

1

1

Теория. Рассказ. Особенности жанра.

Практика. Анализ текстов

2

1

1

Теория. Басня как жанр. Особенности жанра. Практика. Инсценировка басен

2

1

1

Теория. Понятие о балладе.

Лироэпос. Практика. Анализ баллад

3

1

2

Теория. Лирика. Жанровые особенности. Практика. Работа с текстом

3

1

2

Теория. Обучение анализу стихотворения. Практика. Анализ текста

4

1

3

Теория. Драма. Особенности жанра. Практика. Анализ текста

2

1

1

Теория. Понятие о комедии, трагедии, собственно драме. Практика. Работа с текстами

2

1

1

Раздел  2. Основы литературного творчества

Теория. Стилистические фигуры речи Практика. Выполнение упражнений

2

1

1

Теория. Стилистические фигуры в тексте Практика. Выполнение упражнений

2

1

1

Теория. Публицистический стиль.

Стиль и изящество слога.  Практика. Выполнение упражнений

2

1

1

Теория. Информационные жанры: отчёт, репортаж, интервью, заметка Практика. Написание информационных жанров

4

1

3

Теория. Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия Практика. Написание аналитических жанров

4

1

3

Теория. Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон Практика. Написание художественных жанров

4

1

3

Теория. Газета Практика. Работа над проектом газеты

3

1

2

Теория Газета Практика. Выпуск газеты

4

1

3

Раздел 3. Речевое мастерство

Теория. Информационная насыщенность Практика. Выполнение упражнений

2

1

1

Теория. Точность речи Практика. Выполнение упражнений

2

1

1

Теория. Логичность речи. Практика. Выполнение упражнений

2

1

1

Теория. Чистота речи Практика. Работа с текстом

2

1

1

Теория. Богатство речи Практика. Работа с текстом

2

1

1

Теория. Образность речи Практика. Работа с текстом

3

1

2

Теория. Выразительность речи. Практика .Работа с текстом

3

1

2

Теория. Уместность речи Практика. Анализ текста

2

1

1

Раздел  4. Литературное редактирование и культура речи

Теория. Литературный язык. Нормы современного русского литературного языка Практика. Выполнение упражнений

2

1

1

Теория. Орфоэпические и грамматические нормы Практика. Выполнение упражнений

6

1

5

Теория. Устная и письменная речь Практика. Выполнение упражнений

2

1

1

Теория. Стилистика и литературное редактирование Практика. Выполнение упражнений

4

1

3

Раздел 5. Сочинение как вид творческой работы

Теория. Виды сочинения. Практика. Требования к сочинению

2

1

1

Теория. Темы и основные части сочинения Практика. Формулировка темы и основные части сочинения

2

1

1

Теория. Сочинение-рассуждение Практика. Проба пера.

6

2

4

Теория. Рецензия как вид сочинения Практика. Проба пера.

4

2

2

Теория. Эссе как вид сочинения

Практика. Написание эссе

2

1

1

Теория. Развитие речи. Практика. Работа над выразительностью языка

3

1

2

Теория. Речевые и стилистические ошибки Практика. Работа над речевыми и стилистическими ошибками

4

1

1

Теория. Сказка Практика.

Написание сказки

4

1

1

Теория. Рассказ Практика.

Написание рассказа

4

1

3

Теория. Повесть Практика. Работа над текстом повести

4

1

3

Теория. Стихотворные сочинения на разные темы Практика. Сочинение стихотворных сочинений на разные темы

4

1

3

Теория. Рифма и ритм стихотворения Практика. Работа над рифмой и ритмом стихотворения 

4

2

2

Теория. Практический марафон юных поэтов Практика. Конкурс юных поэтов

2

1

1

Раздел 6. «Сам язык наш есть … тайна!»

Теория. Альманах. Практика. Выпуск альманаха

3

1

2

Итоговое занятие

Презентация альманаха

2

1

1

ИТОГО

140

53

87

140

Методическое обеспечение образовательной программы

  1. Л.А.Васильева. Делаем новости. – Москва.: Аспект-пресс, 2012.
  2. С.И.Галкин. Уроки макетирования /Статья/. –Москва, 2009.
  3. Е.И.Журбина. Теория и практика художественно-публицистических жанров /Статья/. - Москва, 2009.
  4. С.Ю.Кидин. Театр – студия в современной школе. Волгоград. – «Учитель», 2008.
  5. В.Ф.Олешко. Журналистика как творчество: Практическая журналистика. /Статья/. – Москва, ВИВ холдинг, 2013 
  6. Э.Г.Чурилова. «Методика и организация театрализованной деятельности». Москва.- «Владос», 2011.

Для реализации программы необходимы: кабинет, оборудованный столами и стульями; проекционная аппаратура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы дополнительного профессионального образования

Фрагмент программы повышения квалификации для руководителей, методистов и педагогических работников дошкольных образовательных организаций по теме "Организация и технологии образовательного проце...

Программы дополнительного профессионального образования

Программы дополнительного профессионального образования разработаны в соавторстве с коллегами кафедры Дошкольное образование...

Программа дополнительного профессионального образования "Основы инженерной графики"

Программа ДПО "Основы инженерной графики" предназначена для студентов, обучающихся по дополнительной программе и получающих начальные знания по дисциплине "Инженерная графика"....

Программа дополнительного профессионального образования

Программа повышения квалификации «Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС по русскому и иностранному языку»...