доклад "История одного музыкального инструмента. Аккордеон" (2019 г.)
учебно-методический материал
доклад "История одного музыкального инструмента. Аккордеон"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_odnogo_muz._instrumentaakkordeon.docx | 22.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
ДОКЛАД
История одного музыкального инструмента.
Аккордеон.
Выполнила:
Рамазанова Наталия Васильевна
преподаватель по классу аккордеона.
Покачи 2019 г.
История одного музыкального инструмента. Аккордеон.
Много тысяч лет назад на Востоке существовали музыкальные инструменты, напоминающие народные баян и аккордеон: кэн и шен. Они были изготовлены из нескольких трубочек, соединённых вместе и имеющих механизм-язычок.
Кэн имел трубочки из бамбука, шэн из высушенной и вычищенной изнутри тыквы, глины, дерева и металла. Уже тогда шэн был способен играть как простые мелодии, так и с использованием аккордов (аккорд звучание нескольких нот одновременно). Поэтому, шэн стал не только народным, но и ритуальным. Звук инструментов был мягче, ласковее и тише нынешних клавишных. В какой-то мере предком аккордеона можно считать и орган. Ведь наряду с крупными органами существовали и компактные варианты: органетто или портатив. Они состояли из трубок, меха и клавиш. На клавишах играли правой рукой, а левой приводили в движение мех. В начале XV века клавиши органа становятся компактнее и делятся на белые и черные. Появляется ножная клавиатура, а потом механизм мануальных октав и регистровые устройства, которые впоследствии будут использованы в конструкции аккордеона. Как же этот инструмент попал в Европу? Выдвигают несколько версий. Согласно первой, способ звукоизвлечения привез с собой Марко Поло из своих путешествий. Вторая утверждает, что «китайский орган» - шэн, стал известен в Европе благодаря купцам, активно развивающим торговлю с Китаем. Согласно третьей версии, шэн в Европу попал по торговым путям в конце XVIII века, где начал свое кардинальное преобразование. Доподлинно известно, что шэн был хорошо известен в Петербурге в середине XVIII века. Игрой на этом инструменте увлекался придворный музыкант и талантливый конструктор Иоганн Вильде. Прежде чем Аккордеон принял свой современный вид, история музыки прошла через изобретение ручных и губных гармоник. Слово «гармонь» происходит от греческого слова «гармоникос», что означает «созвучный», «стройный».
Путь развития аккордеона.
Следующий шаг в истории аккордеона, стало появление оркестриона, так называемого портативного органа (переносного). Он был сконструирован на основе механизма шэна участником Российской Академии наук Христианом Готлибом Кратценштейном, вместе с органистом Франтишком Киршником, который в частности, в результате эксперимента, изобрел язычковые планки, и в дальнейшем нашли применение в ручных гармониках в начале XIX века.
В двадцатых годах XIX века берлинским музыкальным мастером Фридериком Бушманом для облегчения настройки музыкальных инструментов, были сконструированы язычковые камертоны. Каждый из камертонов был настроен на определенный тон, звучать они начинали под воздействием потока воздуха. Объединив камертоны в продолговатой коробке, мастер в конечном итоге получил новый музыкальный инструмент - губную гармонику, ее усовершенствованные потомки в дальнейшем получили широкое распространение. Однако мастер Фридерик Бушман, на этом не остановился и продолжал развивать свой камертон, приделав к нему мех. Но чтобы получить звучание одного определенного звука, мастер закрыл язычки клапанами, которые открывались над соответствующими голосами. Так постепенно у Фридерика Бушмана получилась небывалая до сих пор форма музыкального инструмента, названная эолиной. Она имела две крышки и мех, который раскрывался как веер. На одной крышке находились клавиши, на другой – приспособление для разжимания меха. Это была уже ручная гармоника, правда больше похожая на детскую игрушку.
Игрушечное изобретение Ф. Бушмана привлекло внимание музыкальных мастеров, одним из них был венский органный мастер Кирилл Демиан. Он очень активно занялся преобразованием ручной гармоники, придавая ей другой вид. На двух корпусах, соединенных меховой камерой, расположились 5 клавиш для правой и 5 клавиш для левой руки. Каждая клавиша правой руки на сжим и разжим издавала разные звуки, каждая клавиша в левой руке на сжим и разжим - два разных полных аккорда - это было новаторством! Так появился совершенно новый инструмент с аккордовым аккомпанементом, получивший название аккордеон. Самоназвание, «аккордеон» (по-французски «accordeon») означает «ручная гармоника». И 6 мая 1829 года, Кирилл Демиан официально представил авторское название, и вскоре аккордеон, становится известным инструментом, а не детской игрушкой, т.к. на нем можно было играть. 6
А через несколько дней Кирилл Демиан, вместе со своими сыновьями Гвидом и Карлом, начинает производить и продавать их. Это первый прообраз современного инструмента. Аккордеону уже два века и он так сильно модернизирован, что от той «детской забавы» осталась одна идея! Быстроту распространения гармоники по всей Европе в XIX веке, можно сравнить со стремительностью снежной лавины. В считанные годы она стала популярнейшим инструментом в Австрии, Германии, Франции, Италии. И в этом нет ничего удивительного. В самом деле, это портативный инструмент, его можно легко переносить с места на место, даже играть на нём при ходьбе.
В Чулковой слободе России, были произведены на свет первые тульские гармоники. Для их изготовления применяли медную проволоку, которую расплющивали молотком на наковальне. Получалась длинная узкая проволока, из неё нарезали планки. Планки приклёпывали к железным рамочкам, а всё остальное делалось из бумаги и дощечек. Это были первые единичные экземпляры. К 40-м годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10000 гармоней в год. В России, в связи с огромным пространством страны, в каждой местности появились свои региональные разновидности инструмента, приспособленные, прежде всего к особенностям фольклора той или иной местности.
«Универсальность инструмента»
Аккордеоны бывают двух типов - с клавишными и кнопочными клавиатурами. Клавишная клавиатура - имеет форму клавиатуры фортепиано. Кнопочная клавиатура имеет три, четыре или пять рядов кнопок, расположенных в хроматическом порядке. Кроме того, аккордеоны любого типа могут иметь различные системы аккомпанемента в левой руке: готовую и готово - выборную. Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов. Готово – выборная, имеет две системы готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра. Аккордеоны, что очень важно, выпускают разных размеров: от самых маленьких ученических, до больших концертных. Аккордеоны вобрали в себя черты самых разнообразных музыкальных инструментов. По своей форме они напоминают баян, по техническому устройству – относятся к гармони, клавишами же и способностью переключать регистр близки к фортепиано и органу. Регистры позволяют музыканту импровизировать, комбинировать или полностью менять октавы, а, следовательно, и звучание инструмента.
Иногда аккордеон по своему звучанию очень близок к другим инструментам, а порой и заменяет их. Аккордеон, обладающий разнообразными художественными музыкально–выразительными средствами, имеет характерный, серебристый и приятно вибрирующий звук. Голос его красочный, напевный и величавый может звучать как орган или даже целый оркестр. Наличие регистров, меняющих тембр, дает аккордеону возможность имитации звучания различных инструментов. Звук на аккордеоне возникает из-за свободного колебания металлических язычков под воздействием воздушной струи, образующейся при движении меховой камеры.
Выдающиеся исполнители.
Богатая история аккордеонного исполнительства выделила целый ряд талантливейших музыкантов, которые своим творчеством внесли большой вклад в развитие инструмента. Особенно следует отметить эстрадных аккордеонистов: Я. Тирсена, Р. Вюртнера, В. Ковтуна, Ю. Дранга, П. Дранга, Р. Бажилина, Я. Табачника, С. Щуракова.
Яркие исполнительские звезды есть и у джазового аккордеона, это: М. Мэтьюз, Т. Гумино Л. Саш, Э. Феличе, А. ди Пиппо и Д. Эмбл.
Из всей плеяды талантливых исполнителей хочется особо выделить Пьетро Дейро, Пьетро Фроссини, Арт Ван Дамма и Астор Пьяццоллу.
Пьетро Дейро – американский аккордеонист-виртуоз итальянского происхождения, внесший весомый вклад в популяризацию инструмента. В Нью–Йорке он создал штаб аккордеонного искусства, а затем основал Ассоциацию аккордеонистов, целью которой была активная пропаганда инструмента.
Пьетро Фроссини своим творчеством, эффектными и изящными композициями, значительно обогатил репертуар эстрадного аккордеона. Он первым записал исполнение на аккордеоне на звукозаписывающее устройство. Произведения П. Ф. Россини для аккордеона сегодня очень популярны и часто включаются в программы музыкантов по всему миру.
Арт Ван Дамм, признанный лучшим джазовым аккордеонистом, был настоящим мастером своего дела. За свою творческую жизнь Арт Ван Дамм совершил почти сорок гастрольных мировых турне.
Астор Пьяццолла - знаменитый аргентинский музыкант и композитор. Его сочинения, впитавшие в себя компоненты джаза и классики. Более тысячи, музыкальных произведений, оставил А. Пьяццолла, как свое творческое наследие, причем, будучи великолепным музыкантом, он сам исполнял свои композиции с разными коллективам.
Интересные факты.
- В американских городах: Сент-Пол, Скоки, Детройт и Сан-Франциско аккордеон объявлен официальным инструментом. В Соединенных Штатах насчитывается приблизительно 75 000 человек, умеющих играть на этом инструменте.
- В США первым исполнителем, внесшим весомый вклад в популяризацию инструмента, был граф Пьедро Дейро, которого называли «отцом аккордеона».
- Аккордеоны сегодня изготавливают в разных странах мира, но самые лучшие концертные инструменты производятся в Италии, России и Германии.
- Пик популярности инструмента, приходящийся на период с 1900-х по 1960-е годы, считается «Золотым веком аккордеона».
- Копия «шэна» - древнего китайского инструмента, прародителя аккордеона, хранится в США в музее Кастельфидардо.
- Первые электронные аккордеоны были сконструированы в "Штатах" в сороковых годах прошлого века.
- В Соединенных Штатах аккордеон поначалу называли «пианино на бретельках».
-Существуют памятники аккордеонисту Джиму Боджио, его памяти посвящаются каждый год фестивали аккордеонистов. Есть памятник «Тульской гармони» в Туле, а также памятник «Саратовской гармошке» на проспекте Киров в Саратове.
- В Советском Союзе аккордеон, будучи весьма популярным инструментом в 30-е годы прошлого столетия и очень востребованным в джазовых коллективах А. Цфасмана, Л. Утесова, В. Кнушевицкого, в 50-годы был репрессирован вместе со словом джаз и саксофон.
Заключение
Аккордеон имеет очень интересную историю. Популярность его широка. Слушать аккордеон можно бесконечно, но в наше время появилось много электромузыкальных цифровых инструментов, по некоторым качествам превосходящих аккордеон. Значит ли это, что аккордеон устарел? Разумеется, нет. Аккордеон молодой инструмент. Ему более 180 лет. Его история только началась. Триумф аккордеона впереди! Аккордеон с его богатством и разнообразием звуковых красок и оттенков, будет всегда любимый и удивительный музыкальный инструмент.
Давно аккордеон стал доступным широкой публике. Ни один инструмент не сравниться сегодня с ним в том, как широко и разнообразно используется он в нашей жизни. Композиторов привлекают его огромные, почти безграничные возможности. И сегодня слушая исполнение произведения на аккордеоне, мы становимся каждый раз свидетелями настоящего волшебства. На глазах у всех совершается великое таинство, рождается музыка. Так и живет с нами аккордеон самый удивительный инструмент, чаще всех других инструментов помогающий нам ощутить великую радость общения музыкой.
В процессе работы, я многому научился: искать нужную информацию в интернет (научился оформлять текстовый документ, ссылки), познакомился с предметным указателем, словарями и другой литературой. Я многое узнал из истории инструмента. Я понял, что знать историю музыки, не только интересно, но и полезно. Мой проект, посвящён удивительному музыкальному инструменту с неординарной историей и богатым настоящим. За полтора века своего существования, аккордеон завоевал сердца людей на всех континентах. Я уверен, что аккордеон будет жить и приносить радость людям еще много лет, десятилетий и даже столетий!
Список литературы
1. Аккордеон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб.: Российский союз гармонистов, баянистов, аккордеонистов – Газарян С. В мире музыкальных инструментов Cайт об истории развития музыкальных инструментов.
2. АККОРДЕОНИСТ. РУ: история аккордеона.
Мир музыкальных инструментов.
3. Кн. Для учащихся старших классов. 2-е изд.- М.: Просвещение, Зильберквит М. Мир музыки: Очерк. М.: Дет. Лит.,1988, 336 с. 6.
6. Энциклопедический словарь юного музыканта /Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская / М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» (аккордеон) для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор"
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: аккордеон» составлена в соответствии с приказом Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 166 «Об утверждении федеральных государственных т...
Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему "В мире музыкальных инструментов"
Изучение музыкальных инструментов и их тембров на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка открытого урока с учащимися 5 класса....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)» по МДК 01.08 «Музыкальный инструмент (синтезатор)» «Этапы интегра
laquo;Этапы интеграции навыков игры на музыкальном инструменте (синтезаторе) с навыками в других видах музыкальной деятельности (вокал, хоровое дирижирование) в рамках работы с детским хоровым коллек...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с
Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соотве...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж
Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Музыкальный фольклор» Предмет «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» ФОРТЕПИАНО
Программа предмета «Музыкальный инструмент» на фольклорном отделении ДШИ разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре и условиям реализац...