Учебно-методическое пособие "Геометрическая резьба"
учебно-методическое пособие
учебно-методическое пособие в первую очередь адресуется педагогическим работникам- мастерам производственного обучения и преподавателям, реализующим образовательные программы по специальности 54.02.02 "декоративно прикладное искусство и народные промыслы", а также может представлять интерес и для обучающихся. В работе рассматриваются психолого-педагогические и методические основы работы по декоративно - творчеству, а такие технологические особенности художественной обработки древесины.
Методические рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы при организации занятий со студентами различными видами декоративно - художественного творчества на занятиях по профессиональному модулю «Производственно-технологическая деятельность».
В основу методических рекомендаций положен многолетний опыт работы автора в должности мастера производственного обучения и преподавателя в колледже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно-методическое пособие "Геометрическая резьба" | 796.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Беляев В.А., преподаватель
высшей квалификационной категории,
СПб ГБПОУ «РКТК»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для преподавателей и мастеров производственного обучения
по ПМ 02 «ТВОРЧЕСКАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
(ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА)
РАЗДЕЛ «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
54.02.02. «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………3
I ГЛАВА. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО ДЕКОРАТИВНО -ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ ………………………………………………………………..4
1.1. Единство эстетического и трудового воспитания………………...4
1.2. Методические основы работы педагога на занятиях по художественной обработке материалов ………………………………….7
II ГЛАВА. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ
ДРЕВ ЕСИНЫ………………………………………………………...................11
2.1.Методические рекомендации при проведении занятий резьбы по дереву……...................................................................................................11
2.2. Техника безопасности и охрана труда на занятиях по художественной обработке материалов…………………………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………….16
Список литературы ……..…..18
Приложения …...……...19
ВВЕДЕНИЕ
Изделия художественного творчества органически сочетают в себе эстетически выразительный и утилитарный моменты. Поэтому занятия художественным творчеством - это специфический вид трудовой деятельности, действенное средство воспитания трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца. На этих занятиях обучающиеся пользуются основами многих наук - математики, химии, литературы, истории, имеющих немаловажное значение в общем и профессиональном образовании. В процессе создания декоративных изделий обучающиеся на практике применяют знания по изобразительному искусству, проектированию и другим дисциплинам, преподаваемым в колледже.
В результате преобразования материалов в декоративные формы и образы у студентов формируются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности. На этих занятиях элементы эстетического и трудового воспитания настолько взаимосвязаны, что трудно разделить, когда развиваются художественные навыки, а когда трудовые. Процесс труда по художественной обработке материалов с его ритмом, темпом, содействует выявлению их способностей. Такие занятия способствуют формированию универсальных навыков, творческой направленности в трудовом процессе, а также профессиональных компетенций.
В работе рассматриваются психолого-педагогические и методические основы работы по декоративно - творчеству, а такие технологические особенности художественной обработки древесины.
Методические рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы при организации занятий со студентами различными видами декоративно - художественного творчества на занятиях по профессиональному модулю «Производственно-технологическая деятельность».
В основу методических рекомендаций положен многолетний опыт работы автора в должности мастера производственного обучения и преподавателя в колледже.
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО ДЕКОРАТИВНО - ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ
1.1. Единство эстетического и трудового воспитания
Для решения задач эстетического и трудового воспитания существуют разнообразные педагогические средства, которыми успешно пользуется современная школа. Однако, декоративно - художественное творчество занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно.
Высокие воспитательные возможности различных видов декоративно - прикладного творчества заключены в самой их основе, базируются на народном творчестве, сочетающей в себе эстетическое начало с промышленной технологией и ручным трудом.
Занятия декоративно - прикладным творчеством позволяют более активно использовать красоту природы в эстетическом воспитании, формировать зрительные восприятия обучающихся.
Наблюдая природу, готовя рисунки для перевода в материал, обучающиеся приучаются наблюдать, анализировать натуру, отыскивая в ней незаметные с первого взгляда эстетические стороны, свойства. И это умение по-особому видеть мир - один из компонентов эстетической оценки окружающей действительности.
Работа над декоративным образом природного мотива требует от обучающихся умения наблюдать, способности к логическому мышлению и обобщению. Это положительно сказывается на их умственном воспитании. Овладение мастерством художественной обработки материалов предполагает и понимание их декоративных возможностей, и развитие фантазии, и приобретение технических знаний и умений.
При этом у обучающихся развивается особое чувство материала, его декоративно - технологических особенностей, которое является одним из критериев развития художественного вкуса. В результате создания декоративного изделия формируются художественные и трудовые навыки.
В процессе художественной обработки материалов вырабатывается точность и координация движений.
Период декорирования созданного изделия связан с ритмическими действиями. Такова, например, ритмичность в геометрической резьбе по дереву, при исполнении элементов инкрустации, что придает процессу труда упорядоченность и эстетическую выразительность.
Ряд операций в процессе художественной обработки материалов помогает выработать устойчивость руки. Например, при наколке и срезании элементов трёхгранно-выемчатой резьбы отрабатывается меткость руки весьма сложная зрительно-двигательная операция.
Работа над изделием декоративно художественного творчества разделяется на несколько этапов. Сначала идет ознакомление с произведениями мастеров в данной области творчества и на этой основе теоретическое обоснование и разработка новых форм и декоративных образов. Духовно - теоретическая деятельность по созданию проекта изделия сменяется практической - физическим трудом по воплощению изделия в конкретном материале. В свою очередь этот вид труда сменяется новой формой деятельности - практически - духовной, когда изготовленный предмет декорируется резьбой, чеканкой, инкрустацией, мозаикой, где соединяются значительные усилия с индивидуальным поиском - творческим мыслительным процессом.
В результате перемены характера труда человек испытывает духовное удовлетворение, выражающееся в форме эстетических переживаний. Физические и духовные способности личности развиваются во взаимосвязи, цельно, гармонично. Радость творчества в трудовом процессе - неотъемлемое состояние при активной деятельности в области декоративно - прикладного творчества.
Эстетическое воздействие процесса создания изделий декоративно-прикладного творчества студентов начинается от восприятия образа и продолжается в работе над эскизом или проектом задуманного произведения. Затем школьник ощущает подъем в процессе созидательного труда, занимаясь изготовлением основы изделия - технологической обработки дерева или других материалов и в период декоративного оформления созданного предмета. Наконец, чувство радости и удовлетворения испытывает обучающийся после завершения процесса труда, когда товарищи и преподаватель отмечают эстетические достоинства созданного произведения. Такое взаимопереплетение трудовых операций с эстетическим началом на каждом из этапов создания изделия обеспечивает тесное единстве эстетического и трудового воспитания студентов средствами декоративно художественного творчества.
В эстетическом воспитании школьников существенная роль отводится экскурсиям в музеи, картинные галереи, на художественные выставки, где обучающиеся знакомятся с творчеством народных мастеров и профессиональных художников. Чем больше таких образцов будут видеть и анализировать студенты, тем активнее будет идти процесс формирования у них эстетических оценок действительности.
Для всестороннего понимания технологических особенностей процесса создания изделий декоративно-художественного творчества необходимы экскурсии на предприятия художественных промыслов, а также на деревообрабатывающие предприятия. А это, как известно, один из методов трудового воспитания и профессиональной ориентации детей.
Специфической педагогической особенностью декоративно-художественного творчества является то, что обучающийся стоит перед необходимостью проявлять индивидуальное творчество, работая над учебным или творческим заданием. Такой род деятельности обладает высокими воспитательными возможностями.
Процесс создания декоративных изделий ценен ещё и тем, что он может быть успешным лишь тогда, когда студент с самого начала представляет себе конечный результат, которого нужно достигнуть. То есть в ходе создания изделий из дерева обучающийся планирует свои действия. Ведь, не сделав предыдущей операции, нельзя перейти к последующей. Все это ведет к организованности и культуре труда обучающихся, воспитывает умение в любое дело вносить элемент планирования, приучает к дисциплине.
Итак, работа над изделиями декоративно-прикладного творчества является одним из активных средств эстетического и трудового воспитания студентов колледжа. Они приобретают умение самостоятельно трудиться, стремление создавать прекрасное. Результаты труда приносят ребятам творческое удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. У них происходит углубление эстетических, трудовых и политехнических знаний, формирование ряда специальных навыков культуры труда, пробуждение интереса к профессиям.
1.2. Методические основы работы педагога на занятиях по художественной обработке материалов
Декоративно-прикладное творчество своими корнями уходит в народное творчество. Оно понятно широким массам людей и является для них «самым близким искусством». Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Обучение шло в домашних условиях, где дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства.
Организация занятий по декоративно-художественному творчеству начинается с подготовки помещения, оборудования, приобретения материала и инструментов.
Для занятий можно выбрать такой вид художественного творчества, где используется минимальное количество инструмента, а материал можно заготовить самим на природе.
Таковы, например, резьба по дереву, художественное точение из древесины, лесная скульптура, инкрустация из соломки, деревянная мозаика и т.п.
При планировании и проведении занятий следует добиваться единства обучения и воспитания, учитывать междисциплинарные связи, должны планироваться экскурсии на выставки, в музеи, посещение предприятий деревообрабатывающей промышленности.
Планирование и контроль - неразрывные процессы. Контроль за качеством создания декоративного изделия возможен различного рода. С одной стороны, это контроль педагога, осуществляемый в процессе индивидуальной деятельности учащихся, с другой - промежуточные просмотры незавершенных работ, когда студенты высказывают свое мнение о собственных работах и работах товарищей.
Возможен и самоконтроль обучающихся, когда они, работая по образцу, путем сравнения, сопоставления, анализа определяют качество изделия. Это их приучает к точности, аккуратности, самодисциплине, способствует развитию творческого воображения.
Работа на станках сочетается с ручными действиями -строганием, пилением, долблением, а также пользованием резаками, стамесками. В то же время, эти операции перемежаются с периодами творческих поисков декоративных форм и образов.
Воспитание эстетического вкуса на занятиях по декоративно-прикладному творчеству должно идти через понимание обучающимися художественных и технологических возможностей
обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа.
В процессе творческой деятельности в области декоративно-прикладного творчества обучающиеся должны понять, что каждый материал требует лишь ему присущей декоративной трактовки и обобщения. Рисунок, подготовленный для перевода в инкрустацию, будет совсем иной, чем для чеканки или резьбы, а роспись по дереву существенно отличается от вышивки и кружев. И в то же время все рисунки, подготовленные для воплощения в том или ином декоративном материале, должны отличаться от рисунков, композиций станкового характера. Понимание этого положения -одна из ступеней воспитания художественного вкуса студентов.
Задача преподавателя - направлять процесс отбора возможных композиций для перевода в дерево или металл. Студенты должны усвоить, что и как можно сделать в той или иной технике. Для этого необходимы наглядные пособия образцы. Работа по образцам позволяет на начальном этапе освоить технологию, познать декоративные и технологические возможности того или иного материала.
Очень многое зависит от первого задания, которое педагог предложит обучающимся. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и чтобы его можно было выполнить за один - два занятия.
Выбор материала зависит этапа обучения. Так, на занятиях по художественной обработке древесины нельзя руководствоваться только цветом и текстурой материала. Не менее важно учитывать твердость породы дерева. На начальном этапе освоения технологии обработки древесины желательно использовать мягкие породы - липу, осину, ольху, тополь, сосну.
Первое задание на уроке должно быть общим для всех учеников. Это объясняется тем, что уже после выполнения первого задания, преподаватель разделяет студентов на группы с различным уровнем подготовки. Чертежи и рисунки на первое задание педагог подготавливает сам, используя готовые изделия, репродукции, фотографии.
С самого начала надо приучать студентов к самостоятельной работе. Получив от педагога рисунок первого задания, обучающийся должен самостоятельно перевести его в выбранный материал и приступить к работе. Использование образцов возможно на стадии общего знакомства со спецификой того или иного вида декоративно - художественного творчества. В дальнейшем главной становится самостоятельная творческая работа студентов.
Преподаватель должен иметь в виду, что на задания общего характера, выполняемые обучающимися по одному и тому же образцу, у каждого из них потребуется разное время. Пока один едва завершит первую композицию, другой успеет сделать 2-3 работы. В этом специфика индивидуальной творческой деятельности на занятиях по декоративно - художественному творчеству.
При планировании занятий необходимо учитывать интересы студентов в выборе сюжетов в той степени, чтобы не нарушить последовательности и систематичности обучения. В каждой программе после ряда учебных заданий нужно предусмотреть время на творческую композицию, в процессе работы над которой обучающиеся имеют возможность проявить свои индивидуальные склонности. В тех случаях, когда у ребят не получаются самостоятельные работы, можно порекомендовать им вернуться к работе над образцами. Студент все же будет занят интересным делом, а способность выражать собственные замыслы может прийти несколько позже.
Одна из особенностей занятий декоративно - прикладным творчеством состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы обучающиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, рекомендуется подводить итоги каждого занятия, отмечать результативность и значимость труда. Этот эффективный методический прием совершенно необходим при выполнении длительного задания, когда конечный результат будет получен не скоро.
В этом случае они наглядно видят то, что успели сделать за одно занятие. Это является стимулом для их дальнейшей плодотворной работы.
На текущих, промежуточных просмотрах преподаватель фиксирует достигнутые результаты, ставит новые задачи. Общий промежуточный просмотр можно сделать тогда, когда выполняется трудное задание и педагог видит, что не может помочь всем обучающимся в индивидуальном порядке или когда у многих повторяется одна и та же ошибка. При этом студенты, участвуя в обсуждении, будут приучаться к самоконтролю.
По мере изготовления работ рекомендуется устраивать их коллективные обсуждения. Во время обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчётливо проявляются, оттачиваются эстетические взгляды и вкусы обучающихся. Задача преподавателя - умело направить внимание студентов в нужное русло. Можно предложить им, не ограничиваясь словами «нравится», «не нравится», проанализировать выставленные работы с точки зрения соответствия их декоративной трактовки материалу, его технологическим особенностям. Постепенно приобретаемое умение анализировать, давать оценку художественному произведению будет способствовать развитию у сттудентов творческого мышления. Большая роль в формировании этого качества принадлежит педагогу, который направляет весь ход обсуждения, тактично вносит поправки в ответы обучающихся по оценке положительных и отрицательных сторон выполненные работ, подводит итог общего разговора.
Занятия по декоративно - художественному творчеству должны носить в основном практический характер. Профессиональные приемы обучающийся должен осваивать при выполнении каждого из заданий, т.е. обучение должно идти в процессе творчества. При исполнении первой композиции в материале обучающийся узнает какой-то один или два приема, в следующий раз еще прибавит к ним и т.д. Поэтому из-под рук студентов на первых порах будут выходить работы, как правило, далекие от совершенства. Однако в них будет заинтересованность обучающихся, эмоциональность восприятия окружающего мира, в чем и состоит их основная ценность. Постепенно знания и навыки придут, но непосредственность, индивидуальность произведений будет сохраняться.
Занятия декоративно-художественным творчеством позволяют успешно решать дидактические задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативы студентов, так как в процессе изготовления изделий декоративного характера перед обучающимися постоянно возникают технологические трудности, требующие принятия нужных решений.
Конечно, студенты далеко не всегда будут создавать безупречные декоративные композиции. Однако, процесс познания действительности и ее отражение в образах искусства значительно важнее для их эстетического трудового воспитания, нежели художественный результат их произведений. Этот активный процесс эстетического воспитания в труде ведет к приобретению обучающимися разнообразных профессиональных навыков, формированию и развитию их художественного вкуса, восприятий эстетических явлений в жизни.
ГЛАВА II ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
2.1 Методические рекомендации при проведении занятий резьбы по дереву
Художественные работы по дереву - один из наиболее древних видов декоративного искусства, где во всем многообразии отразилось творчество народных мастеров.
Резьба по дереву является национальным видом прикладного искусства для многих народов нашей страны.
За долгую историю существования искусства резьбы по дереву было создано немало ее разнообразных видов. Из различных видов резных работ наиболее просты и приемлемы для первоначальных занятий плоскорельефные резьбы.
Трехгранно - выемчатая (геометрическая) резьба - наиболее доступна. Она не требует сложных инструментов (достаточно иметь нож - косячок).
Для этой резьбы может быть использована практически любая древесная порода, причем композиционные комбинации линий и трехгранных узоров позволяют создавать мотивы геометрического, растительного, анималистического и сюжетно-тематического характера.
На вводном занятии рассказать краткую историю зарождения и развития резьбы по дереву. Показать слайды, фотографии, репродукции,
Видеофильмы, лучшие изделия, выполненные в
предыдущие годы, или творческие работы педагога.
Геометрическая (трехгранно-выемчатая) резьба. Азбука геометрических элементов
Декоративные особенности геометрической резьбы. Примеры из истории народного искусства (прялки, вальки, рубели Архангельской, Вологодской и др. областей России; изделия кавказских мастеров; геометрическая резьба народов Средней Азии, прибалтийские изделия). Исходные (азбучные) узоры геометрической резьбы, (см. приложение)
Практическая работа. Подготовка основы. Разметка резного поля под узоры (каждый из них повторяется многократно на протяжении всей полосы). Исполнение резьбы.
Чтобы резьба получалась чище, а усилий затрачивалось меньше, полоски узоров следует располагать поперек волокон. Тогда все разрезы будут идти по волокнам или под острым углом к ним, что не требует затраты больших усилий.
Распределив на плоскостях (лицевой и оборотной) заготовки узоров и вырезов их, обучающиеся будут иметь справочный материал для выполнения последующих заданий.
Узор геометрического характера из изученных элементов (работа по образцами)
Использование пластины с резной азбукой в качестве справочного материала при сочинении композиций. Возможные композиционные сочетания одного или нескольких элементов резьбы в узоре. Зависимость выразительности композиции от глубины резьбы. Особенность технологии резьбы по мягкой и твердой древесине. Возможности использования текстуры хвойных пород для достижения выразительности композиции. Ритм при выполнении приемов геометрических узоров.
Практическая работа. Технологические операции по изготовлению деревянной основы под резьбу (раскрой, пиление, строгание). Исполнение по образцу декоративной резной пластины с несложной композицией.
На этом занятии обучающиеся узнают, что, используя узоры геометрической азбуки, можно составить огромное количество разнообразных композиций трехгранно - выемчатой резьбы (см. приложение)
Нередко существует ошибочное мнение, будто трехгранно-выемчатая резьба ограничивается лишь геометрическими узорами. Действительно, геометрические композиции, выполненные в этой резьбе, необычайно разнообразны по богатству сочетаний, светотеневой игре, бесконечным вариациям узоров. Но геометрическая резьба позволяет создавать композиции самых разных жанров, исключая лишь портреты.
Изготовление несложного изделия (строганного или точеного) с резным декором, (творческий проект по выбору учащегося)
Учет функционального назначения бытового предмета и его связь с резным декором. Эмоциональная выразительность формы. Выявление декоративных свойств материала в трактовке образов. Проект изделия. Разработка резных заставок. Способ отделки и его зависимость от утилитарного использования изделия.
Практическая работа Создание проекта. Изготовление
(столярным или токарным способом) основы изделия согласно проекту и выполнение резных заставок. Отделка готового изделия. Опыт показал, что хорошие результаты дает создание строганных и точеных изделий с элементами геометрической резьбы. Наиболее простыми изделиями могут быть разделочные доски, полочки, скамейки. Более сложные - табуреты, шкафы, столы и т.д.
Заключительное занятие
Подведение итогов занятий за прошедший период. Рекомендации обучающимся на будущее. Перспективы занятий на следующий период.
Подготовка и оформление отчетной выставки декоративно-прикладного творчества.
Несмотря на то, что занятия резьбой по дереву носят главным образом практический характер, теоретические сведения здесь также необходимы. Содержанию бесед нужно уделять серьезное внимание.
В беседах должны содержаться сведения о технологии обработки соответствующих материалов, их декоративных и технологических свойствах; здесь же рассказывается о правилах и приемах работы ручными инструментами, сообщаются сведения по требованиям безопасности и охране труда. В беседах необходимо ознакомить обучающихся с особенностями очередного задания, его объемом.
В теоретических материалах должны содержаться также краткие данные из истории рассматриваемых видов декоративно-прикладного искусства разных стран и народов, основные принципы построения орнаментальных изображений, правила сочинения композиций, особенности подготовительного рисунка и целый ряд других необходимых сведений.
На теоретические сообщения рекомендуется отводить не более 20 - 25 % времени, теоретические сведения сообщать постепенно, по ходу дела.
2.2 Техника безопасности и охрана труда на занятиях по художественной обработке материалов
Обеспечение и соблюдение безопасных условий занятий в мастерских и кабинетах является одной из главных обязанностей преподавателя.
Перед началом занятий преподаватель проводит вводный (текущий) инструктаж по требованиям безопасности, на котором обучающиеся предупреждаются о тех осложнениях, которые им могут встретиться в работе. При этом объясняются причины, вызывающие эти осложнения. Подобный инструктаж проводится периодически при смене видов декоративно-художественного творчества.
При художественной обработке материалов используются столярные и слесарные инструменты, оборудование по механической обработке дерева и металла, электрооборудование. Следовательно, обучающиеся должны быть ознакомлены с требованиями безопасности при ручной и механической обработке материалов, при работе с электрическими приборами. Эти правила общеизвестны, они содержатся во многих пособиях, учебниках, специальных таблицах.
Помещение для занятий должно быть сухим, светлым и соответствующим образом оборудовано. Особое внимание следует уделить организации рабочего места студента. Столы и верстаки должны быть прочными, устойчивыми, надежно закрепленными.
На каждом рабочем месте должно быть сиденье, так как эскизирование, рисование, вычерчивании, а также ряд технологических операций по художественной обработке материалов выполняются сидя. Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы удобно было их брать, не затрачивая времени на поиски. Это особенно важно при художественной обработке материалов, так как нередко инструмент берут не глядя. И если инструмент разбросан в беспорядке, студент не только выбивается из ритма, но и может получить травму.
Для уменьшения зрительного напряжения при тонких, кропотливых операциях нужно позаботиться об освещении. Можно использовать как люминесцентное освещение, так и лампы накаливания. Общая мощность световых точек должна быть такова, чтобы на высоте столов освещенность составляла не менее 300 лк.
При дневных занятиях освещенность должна быть спереди, так как в работе участвуют обе руки и при боковом освещении от них будет тень. В связи с этим столы располагаются параллельно окнам.
Основные операции по декоративной отделке дерева производятся на столярных верстаках. Верстак должен иметь надежные зажимы для крепления заготовок. На верстаке не должно быть ничего лишнего. Особенно это относится к периоду, когда выстругивается основа под резьбу и на крышке верстака скапливаются стружки. Забытые под стружками стамеска или ножовка могут быть причиной травмы.
Так как в резьбе по дереву многие операции выполняются стамесками и ножами, нужно обратить внимание на безопасные приемы обращения с ними.
Нельзя выполнять резьбу на весу без упора, держа изделие на коленях или упираясь им в грудь; при резьбе по дереву непременным условием является прочное закрепление заготовки между колышками верстака или в специальных державках.
Нельзя разрешать обучающимся поддерживать заготовку. От напряжения стамеска может непроизвольно сорваться и ранить поддерживающую руку.
Использовать стамеску как долото нельзя, так как при сильных ударах киянкой может расколоться ручка, при этом возможна травма.
Резьба стамеской ведется только от себя. Когда стамеской не пользуются, она должна лежать на столе лезвием тоже «от себя».
Передавать друг другу стамески не рекомендуется. Даже если передавать её ручкой вперед, берущий момент может невольно толкнуть стамеску и она поранит руку дающего. Лучше при передаче положить стамеску на стол ближе к тому, кому она нужна. И тот сам возьмет инструмент.
При пользовании можно надо соблюдать те же требования, что и при работе стамесками и долотами. Однако, необходимо отметить специфические меры безопасности.
Выполняя геометрическую резьбу, косой нож держат крепко в кулаке, упираясь отставленным большим пальцем в ручку ножа, устанавливая его на линию рисунка. Иногда помогают нажимом движению ножа, иногда его умышленно сдерживают.
Нельзя вкладывать нож в верхний карман пиджака или халата. Часто у школьников наблюдается такая привычка: они втыкают нож в верхний карман острием вверх, а затем, забывшись стряхивают пыль с плеча. В результате на руке могут быть глубокие порезы.
Торцы деревянных изделий часто обрабатываются напильниками. При этом обучающиеся нередко сдувают древесную пыль или смахивают ее рукой. С напильника пыль и опилки удаляют только стальной щеткой, а с изделия - смёткой.
Заточку инструментов на электронаждаках делает преподаватель, а доводку инструмента на оселках можно поручить обучающимся.
На вспомогательном оборудовании (фуговальном станке, циркулярной пиле и ряде других) должен работать только преподаватель.
Как уже отмечалось, занятия декоративно-прикладным творчеством, несмотря на свою интенсивность, не утомляют обучающихся, так как часто меняются операции, а, следовательно, и рабочие позы.
Таким образом, в задачу преподавателя входят самые разнообразные обязанности по обеспечению безопасности занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют всестороннему развитию обучающихся и формированию профессиональных компетенций.
У студентов формируется понимание прямой и непосредственной зависимости подготовительного рисунка от технологии обрабатываемых материалов, от характера применяемых инструментов, что является одним из показателей развитого художественного вкуса.
Занятия декоративно-прикладным творчеством связаны с приобретением и совершенствованием трудовых навыков и играют серьезную роль не только в нравственно-эстетическом, но и в трудовом воспитании обучающихся.
Предлагаемое содержание занятий с обучающимися по декоративно-прикладному творчеству отличается методическими особенностями, направленными на достижение более эффективных результатов в деле воспитания обучающихся. Одной из особенностей раздела «Резьба по дереву» является то, что здесь рассматривается геометрическая резьба, как одна из самых доступных видов резьбы, но тем не менее и как одна из самых богатых по композициям и вариациям.
Используя самые доступные инструменты и материалы обучающиеся быстро овладевают приемами и техникой этого вида резьбы и после трех-четырех занятий уже видны результаты. Это стимулирует и поднимает их творческую активность.
Предлагаемые объекты труда обучающихся имеют общественно полезную направленность. Они носят как декоративно-прикладной, так и утилитарный характер в виде разделочных досок, полочек, кухонных наборов, шкатулок, табуретов, столов и т.д.
В основе предлагаемой здесь методики учебно-воспитательной работы со студентами средствами декоративно-художественного творчества положена ориентация на народное искусство. И это не случайно. Ориентируясь в своей творческой деятельности на народные традиции, школьники как бы открывают новые эстетические свойства, присущие обрабатываемым материалам, которые становятся под их руками красивыми, полезными предметами.
Организация занятий со студентами по художественной обработке материалов многогранна и ответственна. И самого серьезного внимания заслуживает обеспечение безопасных условий работы обучающихся. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, требованиям безопасности и противопожарным мероприятиям нужно уделять повышенное внимание, учитывая технологические особенности каждого из видов художественной обработки материалов. В связи с этим не случайно в работе выделен целый раздел по технике безопасности и охраны труда на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.
Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, соединяя профессиональные приемы с художественной выдумкой, обучащюиеся приобщаются к созданию изделий не только полезных, но и красивых, внося в них эстетическое начало. Художественное начало, органически сливаясь с производительным трудом, помогает воспитывать у студентов трудовые качества, способствует эстетическому обогащению их внутреннего мира.
Список литературы
Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. \\ М., Нива России, 1993 г.
Зарецкая И.И. Единство трудового и нравственного воспитания. \\ М., Знание, 1987 г.
Кузин B.C. Психология. \\ М., Высшая школа, 1974 г. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. \\М., Педагогика, 1972 г.
Разина Т.М. Русское народное творчество. М., Изобразительное искусство, 1970 г.
Шорохов Б.В. Основы композиции. \\ М., Просвещение, 1979 г.
Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. \\ М., Высшая школа, 1978 г.
Стин И. и др. Природа и фантазия. \\ М., Просвещение, 1971 г.
Филенко Ф.П. Поделки из природных материалов. \\ М., Просвещение, 1979 г.
Хворостов А.С. Древесные узоры. \\ М., Советская Россия, 1976 г. Яковлев И.И., Орлов Ю.Ю Резьба по дереву. \\ М., Искусство, 1974 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рисунок 1 - Примеры использования геометрической резьбы:
а) В. Саглиани. Сванский трон; б) дагдганы — родовые знаки;
в) лопасть прялки
Рисунок 2 - Азбука геометрической резьбы
Рисунок 3 - Варианты узоров из элементов сияний
Рисунок 4 - Направления движения ножа при вырезании сияния
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью сп
Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных ...
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особе...
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, особенности.
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на ос...
Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебно-методические комплексы, фонды оценочных средств, статьи и публикации
Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, актуализированы в соответсвии с требованиями ФГОС СПО....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова
В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...