Презентация "Кубизм, футуризм, фовизм"
презентация к уроку

Косяченко Наталья Сергеевна

Презентация посвещена одним из ведущих направлений развития искусства 20 столетия - кубизму, футуризму и фовизму. Рассмотрена история возникновения, названы главные имена, размещен богатый иллюстративный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kubizm_futurizm_fovizm_dlya_sayta.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Российский колледж традиционной культуры» Кубизм. Футуризм. Фовизм Презентация п реподавателя СПб ГБ ПОУ «РКТК» Косяченко Натальи Сергеевны Санкт-Петербург 2018

Слайд 2

В начале ХХ века в живописи (и не только) происходит глобальная революция: художники, игнорируя условности академической школы и реализма, свободно экспериментируют с формой, цветом, аппликацией и другими выразительными средствами, в результате чего возникает ряд модернистских направлений в изобразительном искусстве. Одним из них является кубизм .

Слайд 3

История кубизма в живописи ведёт своё начало от “ Авиньонских девиц” Пабло Пикассо, написанных в 1907 году под влиянием африканской скульптуры и творчества Поля Сезанна. Фигуры девиц на картине изображены контурно, светотени и перспектива отсутствуют, задний фон раздроблен на осколки разной формы. Пабло Пикассо Авиньонские девицы. 1907

Слайд 4

Тогда же, в 1907 году, Пабло Пикассо знакомится с молодым, но уже показавшим высокие результаты в фовизме (ещё одно модернистское направление начала ХХ века), художником Жоржем Браком. Совместно они становятся основоположниками нового направления в живописи – кубизма , проводят постоянные встречи, обсуждения, обмениваются находками . Название “ кубизм ” появилось в 1908 году, когда художественный критик Луи Воссель назвал новые картины Брака “ bizarreries cubiques ”, что в переводе с французского означает “кубические причуды ”. К новому направлению присоединились художники Хуан Грис , Мари Лорансен , Фернан Леже . В продолжение нескольких лет в стиле кубизма начинают работать Робер Делоне, Альбер Глез , Анри Ле Фоконье , Жан Метценже , Франсис Пикабиа и другие.

Слайд 5

Поль Сезанн Пьеро и Арлекин. 1888 Первый период кубизма называется “ сезанновский ”, так как художники-кубисты продолжили эксперименты Поля Сезанна (1839-1906) с формой, перспективой и поиском новых композиционных решений . Картина “Пьеро и Арлекин” была написана Полем Сезанном в 1888 году, то есть, за 19 лет до возникновения кубизма как отдельного направления. В этой работе прослеживается проработка художником геометрических форм. Перспектива изображена неправильно: создаётся впечатление, что Пьеро и Арлекин находятся в разных пространственных измерениях. Оригинальное композиционное решение создаёт эффект изломанности, механичности и марионеточности движений фигур несмотря на то, что это – живые персонажи с живыми лицами.

Слайд 6

В теории искусствоведения выделяют III стадии [фазы] кубизма: I стадия: сезанновский кубизм (1907 - 1909) – выделение геометрических форм фигур и предметов, отделение формы от пространства/плоскости. II стадия: аналитический кубизм (1909-1912) – дробление форм на грани и срезы, построение композиции при помощи коллажа из пересекающихся срезов и плоскостей, стирание граней между формой и пространством, визуальное взаимодействие формы и пространства. III стадия: синтетический кубизм (1913 – 1914) – с помощью геометрических форм и их фрагментов конструируются новые объекты, которые обладают реальностью сами по себе, а не являются изображением видимого мира. Коллажи создаются, в том числе, с помощью аппликаций, которые наиболее часто представляют собой фрагменты газетного листа, вклеенного в композицию.

Слайд 7

Таким образом, кубисты разложили предмет на геометрические элементы и отделили его от пространства, форму предметов показали в срезах, изгибах, под разными углами зрения, в бессистемных репликациях и других видоизменениях . Начавшись во Франции, кубизм стал популярен в разных странах мира, в том числе, и в России. К наиболее выдающимся (виднейшим) представителям кубизма в живописи относят Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Фернана Леже , Хуана Гриса . Впоследствии художники-кубисты начнут осваивать новые направления, и примерно с 1925 года кубизм постепенно пойдёт на спад, внеся свой важный вклад в развитие живописи.

Слайд 8

Жорж Брак Скрипка и подсвечник. 1910 направление «аналитический кубизм»

Слайд 9

Пабло Пикассо Человек со скрипкой. 1912 направление «синтетический кубизм»

Слайд 10

Футуризм В Италии в начале XX в. появилось литературно-художественное направление, сходное с кубизмом, — футуризм (от итальянского futuro — будущее). Идеи и принципы нового течения были провозглашены в опубликованном в 1909 г. «Манифесте футуризма», написанном итальянским поэтом Ф. Т. Маринетти . В 1910 г. Ф. Т. Маринетти возглавил группу художников-футуристов. Их программа отвергала достижения традиционной культуры и призывала художников и литераторов отразить в своем творчестве дух индустриальной эпохи, ее величие, связанное с грандиозными техническими достижениями. Хотя футуризм сформировался под влиянием кубизма, представители нового направления отвергали принцип анализа формы последних. Они стремились к более эмоциональному отражению окружающего их мира, старались уловить главную примету нового времени — постоянно ускоряющиеся темпы жизни. Художники писали огромные океанские пароходы, железные дороги, разнообразные летательные аппараты, города-монстры, заполненные быстро несущимися автомобилями. Картины многих мастеров напоминали киноленты — настолько последовательно в них изображались моменты движения. Футуристы стремились передать не только движение, но и звук, рядом с источником которого они помещали яркие круги или дуги, показывая таким образом колебание звуковой волны.

Слайд 11

Джино Северини (1883-1966)

Слайд 12

В 1906 году Северини посетил Париж, где увидел живопись Ж. Сёра и П. Синьяка . В столице Франции он сблизился с художниками А. Модильяни, Ж. Браком, Р. Дюфи , М. Утрилло. Ранние пейзажи Северини , выполненные в точечной технике дивизионизма , насыщены светом и зыбким воздухом. В 1910 году Северини вошел в объединение футуристов . Первые футуристические композиции живописца представляют танцовщиц, посетителей кабаре. В этих произведениях соединились приемы кубизма, футуризма, дивизионизма . Фигуры, написанные точечными мазками, как будто раскладывающими формы на молекулярные частицы, двоятся и множатся, распадаясь на отдельные фрагменты Образы на картинах Северини кажутся удивительно легкими и воздушными благодаря изящным линиям и звучным, мерцающим краскам. В 1916 году Северини начинает отходить от футуризма . В 1919 г. он изучает классические законы перспективы, светотеневой моделировки. В 1921 г. художник излагает свои взгляды на искусство в теоретическом эссе «От кубизма к классицизму» . В духе неоклассицизма Северини пишет натюрморты, композиции с видами античного Рима, с персонажами комедии дель арте.

Слайд 13

Джино Северини Навязчивый образ танцовщицы 1911

Слайд 14

Джино Северини . Динамические иероглифы бала Табарэн . 1912

Слайд 15

Умберто Боччони (1882-1916)

Слайд 16

Окончив в 1897 году техническую школу, он занимался художественной критикой и литературным творчеством. В 1898 году Боччони поступил в римскую Академию художеств, а в 1900 г. — в студию Дж. Балла, где познакомился с Дж. Северини . В 1902 году художник посетил Париж. Большое впечатление на него произвела живопись французских импрессионистов и Ж. Сёра. В ранней живописи Боччони заметно влияние символизма и дивизионизма В 1910 году Боччони познакомился с Ф. Т. Маринетти , возглавившим новое авангардное направление в живописи. В 1910-1911 годов Боччони создает выразительные и динамичные картины, наполненные символикой. Среди них — «Возносящийся город» (1910), «Горе» (1910), «Мятеж в галерее» (1910-1911). В 1911 году в Париже произошла встреча футуристов с кубистами. Кубизм оказал большое влияние на живопись Боччони .

Слайд 17

В его произведениях появились фигуры, распадающиеся на отдельные фрагменты, извилистые линии и яркие краски. В такой манере исполнены триптих «Состояния души» (1911), полотна «Эластичность» (1912), «Динамизм футболиста» (1913). Кажется, что объемы в картинах делятся на мелкие частицы, вращающиеся в пространстве. Эти же приемы Боччони использует в скульптурных работах. Художник стремится сделать свои конструкции динамичными, для чего соединяет в них целые фигуры и фрагменты. Такова его скульптурная композиция «Лошадь + Всадник + дома (динамическая конструкция галопа)». Свои взгляды на живопись и скульптуру Боччони , являвшийся главным теоретиком футуристов, излагал в многочисленных статьях и манифестах.

Слайд 18

Умберто Боччони Триптих «Состояние души». 1911 Прощания. Те, кто уезжают. Те, кто остаются .

Слайд 19

Умберто Боччони Эластичность. 1912

Слайд 20

Умберто Боччони Динамизизм футболиста. 1913

Слайд 21

Умберто Боччони Лошадь + Всадник + дома. (Динамическая конструкция галопа)». 1914-1915

Слайд 22

Фовизм Фовизм считается самым первым авангардным стилем ХХ века. Свое название это направление получило в 1905 году и просуществовало всего пару лет, после чего художники, называвшие себя фовистами , углубились каждый в свои творческие изыскания. Самые яркие представители этого стиля Анри Матис , Андре Дерен и Морис де Вламинк Фовизм как художественное движение начался с выставки Осеннего салона в Париже в 1905 году . Представленные на ней новые, совершенно неожиданные работы завораживали и шокировали зрителей кричащими цветами, бурной экспрессией и дикой энергетикой. Одним из зрителей оказался художественный критик Луи Воксель , который назвал их картины «оргией цветов», а самих живописцев окрестил «дикими зверями» (от французского « fauve »). Более точное определение подобрать было сложно, самим художникам оно очень понравилось и быстро получило широкое распространение.

Слайд 23

Почву для появления фовизма подготовили еще импрессионисты , а затем щедро удобрили Винсент Ван Гог , Поль Гоген, Поль Зезанн и Жорж Сера . В определенном смысле фовизм объединил в себе яркие цветовые эксперименты пост- и нео-импрессионизма и « одномоментность » импрессионистских работ, став неким синтезом этих художественных направлений. Фовисты отказались от привычных «трехмерных» изображений и стали создавать новое художественное пространство, используя плоские области и цветовые пятна. Фовизм часто сравнивают с немецким экспрессионизмом , который появился приблизительно в это же время и тоже вырос из пост-импрессионизма . Существенное влияние на фовистов оказал художник-символист Гюстав Моро , которого часто называют идейным вдохновителем этого движения. Он был профессором парижской Школы изящных искусств, у которого в 1890-х годах учились Анри Матисс , Альбер Марке, Жорж Руо и многие другие художники. Моро воспитал в своих учениках интерес к чистому цвету и научил их тому, что одним из самых важных свойств великого художника является самовыражение через его картины.

Слайд 24

Анри Матисс Попугайные тюльпаны. 1905

Слайд 25

Одной из самых важных вещей, которую фовисты привнесли в современное искусство, была их радикальная идея об отделении цвета от его описательного, репрезентативного предназначения и предоставлении ему возможности существовать на холсте в качестве независимого элемента . Цвет мог выражать определенное настроение или формировать структуру внутри картины, но ему больше не нужно было соответствовать реальности. • Другой центральной художественной задачей фовистов было единство и баланс композиции . C помощью максимального упрощения форм и ярких насыщенных цветов художники привлекали внимание зрителя к изначальной плоскости холста или листа бумаги, где каждый элемент в живописном пространстве играет определенную роль. Моментальное визуальное впечатление от такой работы должно было быть сильным и цельным. • Важнейшей ценностью фовизма было личное высказывание . Непосредственное переживание художником своих сюжетов, его эмоциональная реакция на природу и интуиция были важнее академической теории или возвышенных сюжетов. Для достижения этой цели использовались все элементы живописи. Художники, представляющие стиль фовизм : Анри Матисс , Андре Дерен, Морис де Вламинк , Жорж Руо , Рауль Дюфи , Альбер Марке, Жан Метценже , Кес ван Донген , Жорж Брак.

Слайд 26

Жорж Руо В цирке (Безумный клоун). 1907

Слайд 27

Анри Матисс Танец. 1910

Слайд 28

Анри Матисс Статуэтка и вазы на восточном ковре. 1908

Слайд 29

Жан Метценже Ибисы. 1907

Слайд 30

Жорж Брак Виадук близ Эстака . 1908

Слайд 31

Анри Матисс Портрет Андре Дерена. 1905 Андре Дерен Портрет Матисса . 1905

Слайд 32

Морис де Вламинк Натюрморт. 1908

Слайд 33

Несмотря на то, что фовизм оказал внушительное влияние на развитие авангардных художественных течений и современную живопись в целом, просуществовал он недолго. Стиль, который родился из противоречия нормам и традициям, в итоге стал слишком распространенным. К 1907 году десятки французских художников стали называть себя фовистами , что сводило на нет всю его провокационность и бунтарство . Благодаря своей убежденности в эмоциональном могуществе цвета фовисты , если можно так выразиться, создали новую форму «чувствования» и восприятия в современном искусстве . Тот факт, что они никогда не были закрытым кружком с четкими правилами, манифестами и эстетическими нормами, парадоксальным образом лишь усилило влияние фовизма на весь европейский авангард. Распространившись далеко за пределы Парижа, идеи фовистов продолжали витать в художественном мире не один десяток лет. Кубизм, орфизм, а позже и абстрактный экспрессионизм во многом обязаны той паре лет в начале ХХ века, когда Матисс , Дерен, де Вламинк и их последователи экспериментировали со своими «дикими» цветами.

Слайд 34

Использованные источники: https://artchive.ru/encyclopedia/3283~Fovizm http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Kubizm-v-zhivopisi-istoriya-vidnejshie-predstaviteli-kartiny.aspx?ID=1625 http://istoriya-iskusstva.ru/futurizm-v-zhivopisi/