Презентация "Кубизм, футуризм, фовизм"
презентация к уроку
Презентация посвещена одним из ведущих направлений развития искусства 20 столетия - кубизму, футуризму и фовизму. Рассмотрена история возникновения, названы главные имена, размещен богатый иллюстративный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_kubizm_futurizm_fovizm_dlya_sayta.pptx | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В начале ХХ века в живописи (и не только) происходит глобальная революция: художники, игнорируя условности академической школы и реализма, свободно экспериментируют с формой, цветом, аппликацией и другими выразительными средствами, в результате чего возникает ряд модернистских направлений в изобразительном искусстве. Одним из них является кубизм .
История кубизма в живописи ведёт своё начало от “ Авиньонских девиц” Пабло Пикассо, написанных в 1907 году под влиянием африканской скульптуры и творчества Поля Сезанна. Фигуры девиц на картине изображены контурно, светотени и перспектива отсутствуют, задний фон раздроблен на осколки разной формы. Пабло Пикассо Авиньонские девицы. 1907
Тогда же, в 1907 году, Пабло Пикассо знакомится с молодым, но уже показавшим высокие результаты в фовизме (ещё одно модернистское направление начала ХХ века), художником Жоржем Браком. Совместно они становятся основоположниками нового направления в живописи – кубизма , проводят постоянные встречи, обсуждения, обмениваются находками . Название “ кубизм ” появилось в 1908 году, когда художественный критик Луи Воссель назвал новые картины Брака “ bizarreries cubiques ”, что в переводе с французского означает “кубические причуды ”. К новому направлению присоединились художники Хуан Грис , Мари Лорансен , Фернан Леже . В продолжение нескольких лет в стиле кубизма начинают работать Робер Делоне, Альбер Глез , Анри Ле Фоконье , Жан Метценже , Франсис Пикабиа и другие.
Поль Сезанн Пьеро и Арлекин. 1888 Первый период кубизма называется “ сезанновский ”, так как художники-кубисты продолжили эксперименты Поля Сезанна (1839-1906) с формой, перспективой и поиском новых композиционных решений . Картина “Пьеро и Арлекин” была написана Полем Сезанном в 1888 году, то есть, за 19 лет до возникновения кубизма как отдельного направления. В этой работе прослеживается проработка художником геометрических форм. Перспектива изображена неправильно: создаётся впечатление, что Пьеро и Арлекин находятся в разных пространственных измерениях. Оригинальное композиционное решение создаёт эффект изломанности, механичности и марионеточности движений фигур несмотря на то, что это – живые персонажи с живыми лицами.
В теории искусствоведения выделяют III стадии [фазы] кубизма: I стадия: сезанновский кубизм (1907 - 1909) – выделение геометрических форм фигур и предметов, отделение формы от пространства/плоскости. II стадия: аналитический кубизм (1909-1912) – дробление форм на грани и срезы, построение композиции при помощи коллажа из пересекающихся срезов и плоскостей, стирание граней между формой и пространством, визуальное взаимодействие формы и пространства. III стадия: синтетический кубизм (1913 – 1914) – с помощью геометрических форм и их фрагментов конструируются новые объекты, которые обладают реальностью сами по себе, а не являются изображением видимого мира. Коллажи создаются, в том числе, с помощью аппликаций, которые наиболее часто представляют собой фрагменты газетного листа, вклеенного в композицию.
Таким образом, кубисты разложили предмет на геометрические элементы и отделили его от пространства, форму предметов показали в срезах, изгибах, под разными углами зрения, в бессистемных репликациях и других видоизменениях . Начавшись во Франции, кубизм стал популярен в разных странах мира, в том числе, и в России. К наиболее выдающимся (виднейшим) представителям кубизма в живописи относят Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Фернана Леже , Хуана Гриса . Впоследствии художники-кубисты начнут осваивать новые направления, и примерно с 1925 года кубизм постепенно пойдёт на спад, внеся свой важный вклад в развитие живописи.
Жорж Брак Скрипка и подсвечник. 1910 направление «аналитический кубизм»
Пабло Пикассо Человек со скрипкой. 1912 направление «синтетический кубизм»
Футуризм В Италии в начале XX в. появилось литературно-художественное направление, сходное с кубизмом, — футуризм (от итальянского futuro — будущее). Идеи и принципы нового течения были провозглашены в опубликованном в 1909 г. «Манифесте футуризма», написанном итальянским поэтом Ф. Т. Маринетти . В 1910 г. Ф. Т. Маринетти возглавил группу художников-футуристов. Их программа отвергала достижения традиционной культуры и призывала художников и литераторов отразить в своем творчестве дух индустриальной эпохи, ее величие, связанное с грандиозными техническими достижениями. Хотя футуризм сформировался под влиянием кубизма, представители нового направления отвергали принцип анализа формы последних. Они стремились к более эмоциональному отражению окружающего их мира, старались уловить главную примету нового времени — постоянно ускоряющиеся темпы жизни. Художники писали огромные океанские пароходы, железные дороги, разнообразные летательные аппараты, города-монстры, заполненные быстро несущимися автомобилями. Картины многих мастеров напоминали киноленты — настолько последовательно в них изображались моменты движения. Футуристы стремились передать не только движение, но и звук, рядом с источником которого они помещали яркие круги или дуги, показывая таким образом колебание звуковой волны.
Джино Северини (1883-1966)
В 1906 году Северини посетил Париж, где увидел живопись Ж. Сёра и П. Синьяка . В столице Франции он сблизился с художниками А. Модильяни, Ж. Браком, Р. Дюфи , М. Утрилло. Ранние пейзажи Северини , выполненные в точечной технике дивизионизма , насыщены светом и зыбким воздухом. В 1910 году Северини вошел в объединение футуристов . Первые футуристические композиции живописца представляют танцовщиц, посетителей кабаре. В этих произведениях соединились приемы кубизма, футуризма, дивизионизма . Фигуры, написанные точечными мазками, как будто раскладывающими формы на молекулярные частицы, двоятся и множатся, распадаясь на отдельные фрагменты Образы на картинах Северини кажутся удивительно легкими и воздушными благодаря изящным линиям и звучным, мерцающим краскам. В 1916 году Северини начинает отходить от футуризма . В 1919 г. он изучает классические законы перспективы, светотеневой моделировки. В 1921 г. художник излагает свои взгляды на искусство в теоретическом эссе «От кубизма к классицизму» . В духе неоклассицизма Северини пишет натюрморты, композиции с видами античного Рима, с персонажами комедии дель арте.
Джино Северини Навязчивый образ танцовщицы 1911
Джино Северини . Динамические иероглифы бала Табарэн . 1912
Умберто Боччони (1882-1916)
Окончив в 1897 году техническую школу, он занимался художественной критикой и литературным творчеством. В 1898 году Боччони поступил в римскую Академию художеств, а в 1900 г. — в студию Дж. Балла, где познакомился с Дж. Северини . В 1902 году художник посетил Париж. Большое впечатление на него произвела живопись французских импрессионистов и Ж. Сёра. В ранней живописи Боччони заметно влияние символизма и дивизионизма В 1910 году Боччони познакомился с Ф. Т. Маринетти , возглавившим новое авангардное направление в живописи. В 1910-1911 годов Боччони создает выразительные и динамичные картины, наполненные символикой. Среди них — «Возносящийся город» (1910), «Горе» (1910), «Мятеж в галерее» (1910-1911). В 1911 году в Париже произошла встреча футуристов с кубистами. Кубизм оказал большое влияние на живопись Боччони .
В его произведениях появились фигуры, распадающиеся на отдельные фрагменты, извилистые линии и яркие краски. В такой манере исполнены триптих «Состояния души» (1911), полотна «Эластичность» (1912), «Динамизм футболиста» (1913). Кажется, что объемы в картинах делятся на мелкие частицы, вращающиеся в пространстве. Эти же приемы Боччони использует в скульптурных работах. Художник стремится сделать свои конструкции динамичными, для чего соединяет в них целые фигуры и фрагменты. Такова его скульптурная композиция «Лошадь + Всадник + дома (динамическая конструкция галопа)». Свои взгляды на живопись и скульптуру Боччони , являвшийся главным теоретиком футуристов, излагал в многочисленных статьях и манифестах.
Умберто Боччони Триптих «Состояние души». 1911 Прощания. Те, кто уезжают. Те, кто остаются .
Умберто Боччони Эластичность. 1912
Умберто Боччони Динамизизм футболиста. 1913
Умберто Боччони Лошадь + Всадник + дома. (Динамическая конструкция галопа)». 1914-1915
Фовизм Фовизм считается самым первым авангардным стилем ХХ века. Свое название это направление получило в 1905 году и просуществовало всего пару лет, после чего художники, называвшие себя фовистами , углубились каждый в свои творческие изыскания. Самые яркие представители этого стиля Анри Матис , Андре Дерен и Морис де Вламинк Фовизм как художественное движение начался с выставки Осеннего салона в Париже в 1905 году . Представленные на ней новые, совершенно неожиданные работы завораживали и шокировали зрителей кричащими цветами, бурной экспрессией и дикой энергетикой. Одним из зрителей оказался художественный критик Луи Воксель , который назвал их картины «оргией цветов», а самих живописцев окрестил «дикими зверями» (от французского « fauve »). Более точное определение подобрать было сложно, самим художникам оно очень понравилось и быстро получило широкое распространение.
Почву для появления фовизма подготовили еще импрессионисты , а затем щедро удобрили Винсент Ван Гог , Поль Гоген, Поль Зезанн и Жорж Сера . В определенном смысле фовизм объединил в себе яркие цветовые эксперименты пост- и нео-импрессионизма и « одномоментность » импрессионистских работ, став неким синтезом этих художественных направлений. Фовисты отказались от привычных «трехмерных» изображений и стали создавать новое художественное пространство, используя плоские области и цветовые пятна. Фовизм часто сравнивают с немецким экспрессионизмом , который появился приблизительно в это же время и тоже вырос из пост-импрессионизма . Существенное влияние на фовистов оказал художник-символист Гюстав Моро , которого часто называют идейным вдохновителем этого движения. Он был профессором парижской Школы изящных искусств, у которого в 1890-х годах учились Анри Матисс , Альбер Марке, Жорж Руо и многие другие художники. Моро воспитал в своих учениках интерес к чистому цвету и научил их тому, что одним из самых важных свойств великого художника является самовыражение через его картины.
Анри Матисс Попугайные тюльпаны. 1905
Одной из самых важных вещей, которую фовисты привнесли в современное искусство, была их радикальная идея об отделении цвета от его описательного, репрезентативного предназначения и предоставлении ему возможности существовать на холсте в качестве независимого элемента . Цвет мог выражать определенное настроение или формировать структуру внутри картины, но ему больше не нужно было соответствовать реальности. • Другой центральной художественной задачей фовистов было единство и баланс композиции . C помощью максимального упрощения форм и ярких насыщенных цветов художники привлекали внимание зрителя к изначальной плоскости холста или листа бумаги, где каждый элемент в живописном пространстве играет определенную роль. Моментальное визуальное впечатление от такой работы должно было быть сильным и цельным. • Важнейшей ценностью фовизма было личное высказывание . Непосредственное переживание художником своих сюжетов, его эмоциональная реакция на природу и интуиция были важнее академической теории или возвышенных сюжетов. Для достижения этой цели использовались все элементы живописи. Художники, представляющие стиль фовизм : Анри Матисс , Андре Дерен, Морис де Вламинк , Жорж Руо , Рауль Дюфи , Альбер Марке, Жан Метценже , Кес ван Донген , Жорж Брак.
Жорж Руо В цирке (Безумный клоун). 1907
Анри Матисс Танец. 1910
Анри Матисс Статуэтка и вазы на восточном ковре. 1908
Жан Метценже Ибисы. 1907
Жорж Брак Виадук близ Эстака . 1908
Анри Матисс Портрет Андре Дерена. 1905 Андре Дерен Портрет Матисса . 1905
Морис де Вламинк Натюрморт. 1908
Несмотря на то, что фовизм оказал внушительное влияние на развитие авангардных художественных течений и современную живопись в целом, просуществовал он недолго. Стиль, который родился из противоречия нормам и традициям, в итоге стал слишком распространенным. К 1907 году десятки французских художников стали называть себя фовистами , что сводило на нет всю его провокационность и бунтарство . Благодаря своей убежденности в эмоциональном могуществе цвета фовисты , если можно так выразиться, создали новую форму «чувствования» и восприятия в современном искусстве . Тот факт, что они никогда не были закрытым кружком с четкими правилами, манифестами и эстетическими нормами, парадоксальным образом лишь усилило влияние фовизма на весь европейский авангард. Распространившись далеко за пределы Парижа, идеи фовистов продолжали витать в художественном мире не один десяток лет. Кубизм, орфизм, а позже и абстрактный экспрессионизм во многом обязаны той паре лет в начале ХХ века, когда Матисс , Дерен, де Вламинк и их последователи экспериментировали со своими «дикими» цветами.
Использованные источники: https://artchive.ru/encyclopedia/3283~Fovizm http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Kubizm-v-zhivopisi-istoriya-vidnejshie-predstaviteli-kartiny.aspx?ID=1625 http://istoriya-iskusstva.ru/futurizm-v-zhivopisi/