Интеллектуальная игра "Страницы истории. Смута"
классный час

Егер Наталья Владимировна

Интеллектуальная игра, по теме "Смута", ко Дню согласия и примирения. Позволит не только проверить знания учащихся, но и расширить их кругозор, вызвав интерес к событиям Отечественной истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smuta_igra.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра "Страницы русской истории. Смутное время"

Цели мероприятия: Развитие основных компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою родину и историю своей страны

Методические задачи:

  • Повторение учащимися материала по теме “История России в ХVII веке”;
  • Определение причин, итогов и последствий смуты и бунтов;
  • Знакомство с биографиями выдающихся исторических личностей данной эпохи в истории России.

Оборудование:

  • компьютер; экран; презентация; музыкальное оформление; реквизит: красный ящик; грамоты; оценочные листы жюри; задания для команд.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие ключевых компетенций учащихся:

А) Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.

Б) Информационных – владение информационными технологиями

В) Социальных – умение работать в коллективе.

Г) Автономизационных – способность к самоопределению и самообразованию.

Д) Нравственных – формирование чувства патриотизма и уважения к истории своей страны.

2. Активизация познавательного интереса учащихся к предмету.

 Проклятый бунташный Семнадцатый век,

Меняющий вспять течение рек...

Затмив ясный свет мономаших корон,

Царей-самозванцев взводил он на трон...

В огне черной Смуты, в плену у судьбы,

Где в памяти лишь мятежи и гробы,

Рождалась эпоха, страдала страна - 

Над царством Московским кромешная тьма.

А где-то вдали - тучи грозных невзгод - 

На долгие годы в дыму небосвод...

"За что же на Родину эта беда?.." - 

Не ведал такого никто. Никогда...

 Учитель: В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации. У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием “Смутного времени”.

Сегодня мы предлагаем Вам перенестись на 400 лет назад в начало XVII в. В эпоху русской Смуты.  И не только для того чтобы вспомнить события Смуты, но и для того чтобы  извлечь уроки которые, остаются актуальными и сегодня.

Сегодня на наших глазах распадаются и перекраиваются государства мира, страны, присвоившие себе право быть судьями и вершителями судеб планеты, вмешиваются в дела более слабых народов, стравливают одних с другими, вводят войска на их территорию, бомбят города и рисуют границы по своему усмотрению.

И выход из этой ситуации – только один – ОБЪЕДИНЕНИЕ, умение договариваться и находить компромиссы, а если потребуется – демонстрация силы народа, непоколебимости принципов и воли. Именно благодаря стойкости русского народа 405 лет назад Россия отстояла свою целостность и независимость.

Сегодня в память о далеких, но очень значимых событиях нашей истории я рада приветствовать Вас на исторической игре «Страницы русской истории».

  Для того, чтобы вспомнить события Смуты я предлагаю вашему вниманию выступление участника научно-практической конференции «Роль смуты в  Российской истории» в г. Волгограде -  Рекунова Владислава, студент нашего техникума, 2-ой курс, группа Э-330.

Звучит колокольный звон

Итак, в нашей игре «Страницы русской истории» встречаются две команды: команда группы Б-200 и команда группы О-149. Прежде чем начать нашу игру хочу представить жюри:

 -------

Ну а теперь настало время поближе познакомиться с командами, прошу команд представиться

________--

…В то время жуткое напастям
В России не было конца,
И люд не верил уже власти
В стенах кремлёвского дворца.
Ни в ком не видела опоры
Больная русская страна,
И всю накрыла её скоро
Измен смердящая волна.
Упала нравственность донельзя
И разобщённость возросла,
Захватчики к Москве полезли
И «ворам» не было числа…

1 тур «Разминка»

Каждой команде будет зачитано по 10 вопросов, команда может доверить отвечать кому то одному, а может отвечать совместно, но время на обсуждения нет (вопросы задаются по принципу «блиц-опрос»).

Вопросы для 1 команды:

  1. Старший сын Ивана Грозного (Иван)
  2. Закон, устанавливавший 5-летний срок сыска беглых крестьян (Указ «об урочных летах»)
  3. Патриарх Московский и всея Руси, призывавший народ к защите государства от интервентов (Гермоген)
  4. Жена первого самозванца (Марина Мнишек)
  5. Настоящее имя Лжедмитрия I (монах Григорий Отрепьев)
  6. Прозвище Лжедмитрия II («тушинский вор»)
  7. Боярская дума под руководством Ф. И. Мстиславского («Семибоярщина»)
  8. Руководитель первого ополчения (Прокопий Ляпунов)
  9. Верный сподвижник князя Пожарского во Втором ополчении (Кузьма Минин)
  10. Учредитель патриаршества на Руси (Б. Годунов)

 Вопросы для 2 команды:

  1. Младший сын Ивана Грозного (Царевич Дмитрий)
  2. Брат жены Федора Ивановича (Борис Годунов)
  3. Место гибели царевича Дмитрия (город Углич)
  4. Имя первого самозванца (Лжедмитрий I)
  5. Закон, запрещавший свободный переход крестьян от одного хозяина к другому (Указ «о заповедных летах»)
  6.  Последний представитель династии Рюриковичей (Федор Иванович)
  7. Занял престол после смерти Лжедмитрия I (Василий Шуйский)
  8. Возглавил второе ополчение (князь Дмитрий Пожарский)
  9. Первый царь династии Романовых (Михаил Федорович Романов)
  10. Представитель Швеции, претендент на Русский престол (Король Сигизмунд)

Меняя царей, забавлялась Судьба - 
То Лже-Государь, то потомок раба...
Несчастный народ - зверь в капкане времен,
Навеки с уделом своим обручен...

 

Мы переходим ко второму туру нашей игры

2 тур «Темная лошадка»

(на экране портреты, по предложенному описанию командам по очереди предлагается определить историческую личность)

  1. "Был он не славянского рода, не из знатного, но из последних людей служивых, из числа детей боярских. Был же  он человеком злоумным, в беседах многословным, но быстро схватывал все, что прочел в книгах, но нравом он был коварен и к дурному склонен, а с виду невзрачен и малорослый, а сердцем лют и свиреп душой и полон всякой хитрости. Он скверный законопреступник, ибо был он за католическую веру, да при себе держал поляков"… (Лжедмитрий первый)

  1. Нижегородский гражданин, продавец мяса и рыбы, земский староста, считался в Нижнем Новгороде “излюбленным человеком” за “честность и мудрый смысл”. Подробности его жизни известны только с 1611 г., когда прибыла в город грамота Патриарха Гермогена, призывавшего всех “встать за веру”. Его слова: “Не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником”, - быстро облетели город. Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги. С каждым днем росло его влияние; нижегородцы, наконец, решили образовать ополчение (Кузьма Минин).
  2. "Этот царь правил страной всего 14 лет. Был он росту приземистого и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке: нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах, но всегда улыбается, так что почти смеется… Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих и милостив,, мало склонен к делам политическим. Его жена Ирина не имела детей, на нем закончилась династия Рюриковичей"…   (Федор Иванович)

  1. "Государь царь и великий князь в свое царствование в Русском государстве много  сгорбленный с морщинистым лицом, длинным носом и редкими волосами. Царю было уже 50 лет - возраст, по меркам средневековья, почтенный. Именно этот царь боролся с Лжедмитрием 2.  (Василий Шуйский)

  1. Русский полководец, участвовал в сражении с поляками, храбро сражался и был ранен в бою. Настоящий патриот, он поклялся отдать свою жизнь за свободу Родины. Став во главе ополчения ..... принял всю власть над Русской землей, но остался скромен и прост в обращении. Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события   (Дмитрий Пожарский)
  2. Он был холопом князя Телятевского, ещё в молодости бежал от своего господина в степь к казакам, здесь попал в плен к татарам и был продан в рабство туркам. Несколько лет он провёл на галерах в качестве гребца-невольника. Организовал собственную армию в южных районах России, под Москвой, Калугой, Тулой. Он начал боевые действия против правительства Василия Шуйского, именуясь “воеводой царевича Дмитрия”. После победы войск Шуйского в октябре 1607 года, ОН был сослан  в Каргополь, ослеплён и утоплен в проруби                             (Иван Болотников).

3 тур «Литературный»

(каждая команда получает отрывок стихотворения, прочитав его необходимо вспомнить и записать как можно больше исторических фактов периода Смуты, указанных поэтами)

Александр Эдерхарт  «Смутное Время».

Нет сил воевать у несчастной Москвы - 

Лишь пешка в руках шведов, Польши, Литвы,

И враг беспощаден, хитер и умен - 

Так было, так есть до скончанья времен.

Нет сил и героев у бедной Москвы - 

Герои - лишь люди... Герои - мертвы...

Последняя вера сгорает в груди - 

"А что же еще ждет всех нас впереди?.."

Смутьяны терзают державу в куски...

"Последние годы, должно быть, близки..." - 

И не разобраться, где свой, где чужой

В стране разоренной, голодной, пустой.

До смерти молился святой   ……,

И слово его мчало сквозь польский плен - 

На Матушку-Волгу, к Совету Земли,

К двум верным сынам, что Отчизну спасли...

Великий ужасный Двенадцатый год - 

На битву за Русь восстает весь народ...

Когда же народ весь - великая рать,

Мы в этой войне не могли проиграть...

Рассвет как спасенье над вечной Москвой - 

Столицей сожженной, столицей живой...

Сжигая сто крат, этот град не убить,

Россию и мертвою - не победить!..

(каждая команда получает отрывок стихотворения, прочитав его необходимо вспомнить и записать как можно больше исторических фактов периода Смуты, указанных поэтами)

Константина Дмитриевича Бальмонта - «В глухие дни».

В глухие дни   ……,
Во мгле Российской пасмурной страны,
Толпы людей скиталися без крова,
И по ночам всходило две луны.

Два солнца по утрам светило с неба,
С свирепостью на дольный мир смотря.
И вопль протяжный: "Хлеба! Хлеба! Хлеба!"
Из тьмы лесов стремился до царя.

На улицах иссохшие скелеты
Щипали жадно чахлую траву,
Как скот,- озверены и неодеты,
И сны осуществлялись наяву.

Гроба, отяжелевшие от гнили,
Живым давали смрадный адский хлеб,
Во рту у мертвых сено находили,
И каждый дом был сумрачный вертеп.

От бурь и вихрей башни низвергались,
И небеса, таясь меж туч тройных,
Внезапно красным светом озарялись,
Являя битву воинств неземных.

Невиданные птицы прилетали,
Орлы парили с криком над Москвой,
На перекрестках, молча, старцы ждали,
Качая поседевшей головой.

Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселя.

 

4 ТУР “КРАСНЫЙ ЯЩИК”

Задание 1: 19 марта 1611 года в Москве вспыхнуло восстание против оккупировавших её поляков. Одним из руководителей восстания был князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Тогда поляки подожгли Москву, а затем принялись грабить русскую столицу. В.О. Ключевский в “Курсе русской истории” пишет: “В церквах они снимали со святых позолоченные ризы, ожерелья и вороты, пышные украшенные драгоценными каменьями и жемчугом...”. Семь царских корон и 3 скипетра были похищены в царской казне. Как пишет, Ключевский из спеси они заряжали мушкеты вовсе не пулями, чтобы стрелять в русских. Вопрос: в черном ящике находится предмет, которым поляки, “Из спеси” заряжали свои мушкеты после разграбления Москвы. Что это? (ответ: жемчуг)

Задание 2. На коронации Михаила Романова его дядя Иван Романов держал перед ним шапку Мономаха. Трубецкой нес скипетр. Князь Мстиславский как самый знатный из бояр осыпал молодого царя золотыми монетами. Князю Дмитрию Пожарскому в этой церемонии также была отведена роль: Он нес золотое яблоко. В черном ящике находится изображение этого “золотого яблока”. Что называлось “золотым яблоком” в церемонии коронации? Изображение какого предмета находится в черном ящике?

(Держава появилась при Борисе Годунове. Во время коронации патриарх вручал ее царю со словами: “Сие яблоко — знамение твоего царствия”).

Задание 3 В 1591 году царевич Дмитрий был убит в Угличе. В городе произошли беспорядки, многие были сурово наказаны. Ему отрезали язык (по другой версии ухо) и сослали в Сибирь, где еще 200 лет ЕГО демонстрировали как самого известного сибирского преступника? Кто это?

(Угличский колокол, сообщивший горожанам о гибели царевича)

 Задание 4  21 февраля 1598 года, когда очередная манифестация прибыла к Годунову уговаривать его на престол, он, выйдя на паперть, обернул шею тканым платком. Что означал этот жест?

(Скорее удушится, чем примет корону.)

5 тур «Конкурс капитанов»:

  1.  По легенде, узнав о смерти сына, ОНА прокляла новую династию в России – проклятие это коснулось последнего императора и его детей, погибших летом 1918 года. А кто ОНА и её сын?

(Марина Мнишек, её сын, 4-хлетний «Ворёнок» был повешен по приказу Романовых)

 

  1. В истории России их было три. Последнего первой звали Фёдор, последнего второй – Фёдор, последнего третьей – Николай. А как звали первого третьей?

( Михаил, речь о правящих династиях: Рюриковичи, Годуновы, Романовы.)

Учитель:  

4 ноября наша страна отмечает День народного единства, и хотя праздник глубокими корнями уходит к событиям 1613 года, его суть и значение как никогда важны и сегодня. Наша Родина – самое большое государство на земном шаре. Нашу страну омывают сразу три океана (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический). Она богата лесами. В её недрах залегают многочисленные полезные ископаемые. В России насчитывается более двух миллионов рек, а по количеству и разнообразию озёр она занимает одно из первых мест в мире, учёные насчитывают в России 150 языков. В ней проживают представители более ста наций и народностей. Велика и богата наша Родина. Но главное её богатство – это люди. Их сила. Их единство. Их мудрость. Их умение противостоять всем бедам и врагам. И история Смуты – хороший урок не только нам, но и другим.

А что, если Смута - великий наш дар?

Наш дух испытавший вселенский пожар?

А разве не так?.. Ведь чем буря сильней, 

Темя ярче нам слава победы над ней...

А что, если Смута - наш праведный крест?

Наш дар и проклятье по воле небес?

Иначе - никак... Нам награда одна - 

Святая Россия... Живая страна!..

И пока наши жюри и эксперты подводят итоги, внимание на экран.

(видеоролик к 4 ноября)

Подведение итогов, награждение.

Для зрителей:

1. Как называется эпоха самозванцев? (Смутное время).

2. Как погиб цесаревич Дмитрий, сын Ивана Грозного?

3. Чем знаменателен день 26 июня, в народе прозванный Юрьев день?

4. Как звали жену Лжедмитрия (Марина Мнишек).

5. Назовите руководителей второго ополчения? (Минин, Пожарский).

6. Как называется правление бояр во время смуты?  (Семибоярщина).

7. Настоящее имя Лжедмитрия первого. (Григорий Отрепьев).

8. Как звали польского королевича которого пригласили править бояре в Россию? (Владислав).

9. Династия к которой принадлежал Иван Грозный. (Рюриковичей).

10.  Какая новая династия установилась после окончания Смуты (Романовых).

11.  Как называли Лжедмитрия второго в народе? («тушинский вор»)

12.  Какие иностранные державы вели войну на территории России во времена Смуты? (Польша, Швеция).

13. Последний царь династии Рюриковичей. (Федор Иванович).

14. Имя царя, которого первым выбрали на Земским соборе. (Борис Годунов).

15. Цель Земского собора в 1613 году.  (выбор нового царя).

16.  Как называется насильственное вмешательство одной или нескольких сторон во внутренние дела другого государства? (интервенция)

17.  Как называется абсолютная монархия в России? (самодержавие)

18.  В правление какого царя была введена опричнина (Иван Грозный).

19. Почему прекратилась династия Рюриковичей? (не было законных  наследников на русский престол).

 

 

                                          Оценочный лист

конкурс

Патриоты

Сыны Отечества

      Кол-во бал.

(пояснения к оцениванию конкурса)

Разминка

За каждый правильный ответ – 1 балл

Темная лошадка

За каждую правильную личность – 1 балл

Литературный

За каждый исторический факт – 1 балл, за конкурс выставляется сумма баллов по количеству фактов

Красный ящик

От полноты и четкости ответа кол-во баллов – от 1 до 3

Конкурс Капитанов

От полноты и четкости ответа кол-во баллов – от 1 до 3

Всего баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Продуктовые истории"

Предмет:  Товароведение пищевых продуктовТема: «Повторение пройденных тем»Место данной темы в учебной программе: Урок проводится по завершении изучения всего курса товароведения пищевых продуктов...

Великая Смута

Информационная таблица по истории для подготовки к ЕГЭ...

План-конспект урока истории "В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного"

План-конспект урока истории "В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного"...

Презентация к уроку истории на тему:"В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного"

Презентация к уроку истории на тему:"В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного"...

Интеллектуальная игра «По страницам истории…», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Тема: Великая Отечественная войнаФорма проведения: интеллектуальная игра.Цели и задачи:•        совершенствовать знания обучающихся о Великой Отечественной войн...