Проект "Деревня и мы"
проект на тему
Проект создан чтоб люди не забывали о своём культурном наследии!! Гордились своим прошлым!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevnya_i_my.ppt | 2.87 МБ |
proekt_derevnya_i_my.docx | 38.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта. Проект: « Деревня и мы » Тип проекта: Информационно – творческий, познавательный Проект подготовила : воспитатели средней группы Михальченкова Ю.А., Афонина Е.В. Продолжительность проекта: долгосрочный (с 11.09.2017г. -по 26.01.2018г.) Возрастная группа: дети средней группы. Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители, физкультурный и музыкальный работники. Актуальность: Ведущим замыслом проекта является приобщение ребенка к истории и культуре деревни; пополнение знаний детей о деревне, воспитание уважения к традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей. Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Погрузить детей в атмосферу старины способствовала поездка в музей «Русской избы» в этнографический парк музей «ЭТНОМИР» Проблема: Для развития полноценной личности ребенка важно приобщение его к культуре своего народа, поскольку оно воспитывает уважение, гордость за нашу Родину. Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем познать народную культуру, быт, традиции родного края и быть полноценно развитой личностью. Цель: Формировать у детей представления о быте, традициях русского народа и жизни человека в деревне.
Задачи: Познакомить детей с устройством русской избы; Знакомить детей с бытом, традициями русского народа и условиями жизни человека в деревне. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами; Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук; Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы); Знакомство с русскими народными хороводными играми; Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре; Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа. Гипотеза. Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине. Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа .
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1этап: Подготовительный Важным условием по ознакомлению детей с жизнью и бытом русского народа является тесная связь с родителями. Главная задача педагога привлечь родителей к участию и выполнению творческих работ с детьми. - сбор информации, подготовка наглядного материала; - консультации для родителей; - создание в группе макета «Русской избы», «Деревенский двор» - создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок»; - подбор мультфильмов; - подбор русских народных подвижных игр; - подбор сюжетно-ролевых игр; - подбор дидактических игр.
2 Этап: Основной - работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, лепка, аппликация, рисование чтение художественной литературы; - работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей); - поездка в музей на экскурсию совместно с родителями; - заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок. - музыкальная деятельность: слушание народных песен (аудиозапись). - сюжетно-ролевые игры; - Подвижные игры; - Дидактические игры.
Поездка в этнографический парк музей «ЭТНОМИР»
3 Этап: Заключительный - Диагностика полученных знаний детей; - Викторина по русским народным сказкам; Музыкальное развлечение «Русские народные игры»; - выставка работ; - плакат «Деревня и мы».
Вывод: Реализуя проект, дети смогли во всех видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации отобразить свои впечатления, создать сюжет, изобразить его согласно тематике. У детей развились творческие способности, воображение, мышление, интерес к окружающему. Родители воспитанников через участие в проекте смогли помочь детям усвоить речевой материал, используемый в работе. Приняли участие в занятиях, развлечениях. Проект способствовал сплочению детского коллектива, укреплению культурных связей между педагогами и семьями воспитанников.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 комбинированного вида
Информационно – творческий, познавательный проект
ТЕМА: «Деревня и мы»
Проект подготовили воспитатели МБДОУ
детского сада № 24 комбинированного вида
Михальченкова Юлия Александровна
Афонина Елена Владимировна
Лесной городок
2017-2018
Паспорт проекта.
Проект: «Деревня и мы»
Тип проекта: Информационно – творческий, познавательный
Проект подготовила : воспитатели средней группы Михальченкова Ю.А., Афонина Е.В.
Продолжительность проекта:
долгосрочный (с 11.09.2017г. -по 26.01.2018г.)
Возрастная группа: дети средней группы.
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители, физкультурный и музыкальный работники.
Актуальность:
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться, беречь её богатства. Успешность развития дошкольников при знакомстве с деревней возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Ведущим замыслом проекта является приобщение ребенка к истории и культуре деревни; пополнение знаний детей о деревне, воспитание уважения к традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей. Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.
Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Погрузить детей в атмосферу старины способствовала поездка в музей «Русской избы» в этнографический парк музей «ЭТНОМИР»
Проблема:
Для развития полноценной личности ребенка важно приобщение его к культуре своего народа, поскольку оно воспитывает уважение, гордость за нашу Родину.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем познать народную культуру, быт, традиции родного края и быть полноценно развитой личностью.
Цель:
Формировать у детей представления о быте, традициях русского народа и жизни человека в деревне.
Задачи:
- Познакомить детей с устройством русской избы;
- Знакомить детей с бытом, традициями русского народа и условиями жизни человека в деревне.
- Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
- Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;
- Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;
- Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
- Знакомство с русскими народными хороводными играми;
- Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Гипотеза.
Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа.
Формы работы с детьми:
Экскурсия в музей.
Беседы с детьми.
Чтение художественной литературы.
Театрализованная деятельность совместно с родителями.
Рассматривание быта и посуды.
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование русских песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Просмотр мультфильмов.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
Зимние постройки по мотивам русских народных сказок.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1этап: Подготовительный
Важным условием по ознакомлению детей с жизнью и бытом русского народа является тесная связь с родителями. Главная задача педагога привлечь родителей к участию и выполнению творческих работ с детьми.
- сбор информации, подготовка наглядного материала;
- консультации для родителей;
- создание в группе макета «Русской избы», «Деревенский двор»
- создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок»;
- подбор мультфильмов;
- подбор русских народных подвижных игр;
- подбор сюжетно-ролевых игр;
- подбор дидактических игр.
2 Этап: Основной
- работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, лепка, аппликация, рисование чтение художественной литературы;
- работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей);
- поездка в музей на экскурсию совместно с родителями;
- заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.
- музыкальная деятельность: слушание народных песен (аудиозапись).
- сюжетно-ролевые игры;
- Подвижные игры;
- Дидактические игры.
3 Этап: Заключительный
- Диагностика полученных знаний детей;
- Музыкальное развлечение «Русские народные игры»;
- Викторина по русским народным сказкам;
- выставка работ;
- плакат «Деревня и мы».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
- Социально-коммуникативное и речевое развитие.
Ситуативные разговоры, свободное общение:
- «Что такое русская изба?»
- «Русские народные игры для детей»
- «Чем отличается город от деревни?»
- «Русские народные музыкальные инструменты»
- «Традиции русского народа»;
- «О русских народных промыслах»;
- «Русская матрёшка»;
- «Устное народное творчество в России»;
Коммуникативное развитие (развитие речи):
- Составление рассказов по пословицам и поговоркам.
- Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
- Пересказ русских народных сказок.
- Викторина по русским народным сказкам.
Разучивание:
- Считалочки: «Зайчишка-трусишкаиходи!», «Катилось яблоко».
- Заклички: «Дождик-дождик», «Беленький снежочек...».
- Песенки: «Жили у бабуси», «Серенький козлик», «Баба сеяла горох», «Каравай»
- Потешки: «Федул», «Тит», «Из-за леса из-за гор»
Сюжетно-ролевые игры:
«В гости к бабушке в деревню»; «Семья»; «Дочки-матери», «Ярмарка».
Дидактические игры:
«Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Построй избу», «Составь узор», «Собери картинку», «Найди лишнее», «Что изменилось».
Русские народные подвижные игры и игры-забавы:
«Ворота», «Заплетись плетень», «Петушиный бой», «Репка», «Перетяни верёвку», «Курочки- Петушки», «Золотые ворота», «Ручеёк»», «Гуси-лебеди».
- Познавательное развитие.
Беседы:
«История возникновения имени»;
«Народные обряды и обычаи»;
«Как раньше в гости ходили».
Рассматривание иллюстраций:
Русская изба, картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.
- Художественно-эстетическое развитие.
Чтение:
- Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».
- Русские народные сказки: «По щучьему веленью», «Колобок», «Репка» «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Теремок», «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь» ,«Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой» и др.
Предметы художественных промыслов:
- Предметы городецкой росписи;
- Филимоновские дымковские игрушки;
- Загорские и Семёновские матрёшки.
Репродукции картин художников:
Любовь Малышева - "А журавли уже улетели", Там, где время остановилось, В.Жданов. Жаркий день, Алексей Тонкушин. Летний день, Александра Ласкаржевская «Деревенский дом», Вячеслав Караханов . «Тихий переулок» и др.
Иллюстрации:
- «Русские художественные промыслы».
- Альбом «Народная игрушка».
- Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».
Иллюстрации:
- О праздниках на Руси;
- Устройство русской печи;
- Иллюстрации старинных предметов;
- Иллюстрации художника Ю.Васнецова к сказкам.
Музыка.
«Андрей-Воробей» обр. Е.Тиличеевой; «Сорока» обр. Т.Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус.нар.прибаутка, обр. Т.Попатенко.
Слушание:
П.И.Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н. песня.
- Игры с деревянными ложками.
Изобразительная деятельность.
Рисование: «Гуси», "Озорные цыплята", «Русская печь», «Корова», «Хохлома».
Оригами: из салфеток «Курочка», «Собачка»- из фетра, «Ласковый котёнок»
Аппликация: «Деревня зимой», «Чудо-деревенька», «Овечка», «Русские народные инструменты», «Деревья».
Лепка: «Пряники», «Поросята»- из солёного теста, «Собака», «Уточки», «Петушок».
Раскраски: «Русские народные художественные промыслы».
Театрализованные игры:
Набор игрушек кукольного, плоскостного театра для обыгрывания русских народных сказок. (Теремок, Колобок, Курочка Ряба, Гуси-Лебеди…)
Взаимодействие с семьёй:
Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов;
Приобщение детей к семейным традициям;
Поездка в музей «Русской избы» в этнографический парк музей «ЭТНОМИР»;
Показ театра и изготовление театральных кукол по мотивам русских народных сказок;
Создание совместно с детьми книжки-малышки «История имени.»
Снежные постройки п мотивам русской народной сказки «Снегурочка»
Вывод:
Реализуя проект, дети смогли во всех видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации отобразить свои впечатления, создать сюжет, изобразить его согласно тематике. У детей развились творческие способности, воображение, мышление, интерес к окружающему.
Родители воспитанников через участие в проекте смогли помочь детям усвоить речевой материал, используемый в работе. Приняли участие в занятиях, развлечениях. Проект способствовал сплочению детского коллектива, укреплению культурных связей между педагогами и семьями воспитанников.
Литература
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2010.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
6. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
7. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
8. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
9. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
10. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
11. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
Приложение:
Музейное занятие «Русская печь»
Экскурсия была посвящена русской избе и печке. Дети узнали о быте русского человека в деревне, о том, как печь не только греет, но и кормит и лечит. У детей обогатился словарный запас. Появился интерес к прошлому.
Дети узнали, что пословица «Вперёд батьки в пекло не лезь» идёт из далёкого прошлого. (В старину не у всех были бани и мылись в русских печах. Первый был отец…..)
Дети узнали что злая Баба-Яга, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь, на самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше... (слабых деток заворачивали в ржаной хлеб и на лопате сажали в тёплую печь.)
Музейное занятие «Посиделки у самовара»
- Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;
- Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.
- Изучение малых фольклорных форм
- Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
- Расширять и обогащать словарный запас детей.
Музейное занятие мастер-класс по древнерусской кукле «Ангел»
Дети совместно с родителями научились делать русскую куколку. Также узнали о истории кукол. (Первые погремушки были из бересты. Игрушки вырезали из дерева и все они имели большое значение для будущей работы детей. Кукла Хороводница- тряпичная кукла. Её давали девочкам с 2х лет, для того чтобы сесть за прялку и крутить веретено. Эти куклы были для развития мелкой моторики. У мальчиков тоже были куклы «Петушки» или «Куклак» на палочке для того что мальчики могли проявить себя в кулачных боях).Также в давние времена была кукла- Зайчик, её одевали на мизинчик и он сжимал и разжимал кулачок до тех пор, пока не пройдет тонус.
Музейное занятие. Проведение русских народных игр.
- Знакомство с русскими играми, с устным творчеством русского народа.