Мне дорогог Бах
классный час на тему

Иманова Гульсия Сахеевна

"Музыка Баха - единственное подлинное доказательство существования Бога". М.Казиник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад78.62 КБ
PDF icon Символика в музыке Баха по Яворскому291.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА МР КАРАИДЕЛЬСКИЙ РАЙОН РБ

C:\Users\гульсия\Downloads\bach-rz.gif

Мне дорог БАХ

(приобщение к полифонической музыке И.С.Баха)

Доклад подготовила преподаватель ДМШ Иманова Г.С.

04.2017г.

План

  • Вступление
  • М.Казинник о Бахе
  • Символика в музыке Баха (Маленькая прелюдия №2C-dur - исполнение)
  • Мое открытие Баха -Allemande, Sarabande (Французская сюита h-moll)

Исполнение с предварительным анализом

  • Заключение

Мне дорог Бах-

Ну, как бы вам сказать-

Не то, чтоб нынче музыки не стало,

Но вот такого чистого кристалла

Еще нам не являла благодать.

Такое равновесие страстей,

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной в века душе моей

  Бах был гением такого масштаба, что даже сегодня кажется явлением непревзойденным, исключительным. Его творчество поистине неисчерпаемо: после «открытия» баховской музыки в XIX столетии интерес к ней неуклонно возрастает, произведения Баха завоевывают аудиторию даже среди слушателей, которые обычно не проявляют интереса к «серьезному» искусству. Во всей музыкальной литературе  для клавира не найдется сочинений, которые исполнялись бы так же часто, как музыка И.С.Баха. Создана необъятная исследовательская литература по его творчеству. Тем не менее есть  такая сфера в области баховедения, о которой можно сказать: «мало изучена». Это внутренний смысловой мир его музыки.

Для понимания музыки Баха нужны специальные знания.

Звучит хоральная прелюдия фа-минор (видео)

« …Больше трехсот лет назад (1685-1750гг) появился гений, который не только опередил все развитие музыки на тысячи (!!!) лет, можно сказать, что он ухитрился опередить развитие человеческой мысли далеко за пределами музыки. То есть независимо от того, в каких бы сферах культуры или науки эта мысль не развивалась.

 Тем, кто очень глубоко (насколько это возможно) чувствует и знает музыку Баха, порой вообще приходят в голову мысли, которые не знающим или не чувствующим его музыку могут показаться абсурдными или в лучшем случае непонятными. Например, мысль о том, что Бах – человек Будущего. И он на несколько тысячелетий раньше времени показал нам необъятные возможности человеческого мозга и объемы его деятельности в далеком будущем.

 Или мысль о том, что Бах задолго до Эйнштейна, на глубоко интуитивном уровне, осознал в своей музыке теорию относительности

Или что музыка Баха приоткрывает тайну и природу существования Бога куда сильнее, чем это могут сделать все богословы вместе взятые.

Что философия Баха, проявившаяся или зашифрованная им в его музыке, превосходит по глубине постижения все философские постулаты.

Или даже вообще, что музыка Баха – единственное подлинное доказательство существования Бога. Или что вся история цивилизации – это только предикт к существованию Баха,после него же история музыки, как и вообще история человечества, пошла по наклонной или кривой.

Все это звучит как бы нелепо для кого угодно,но не для глубоких знатоков и ценителей Баха.Ибо его музыка, действительно, открывает такие глубины бытия и поднимает такие пласты знаний и чувствований, после которых очень трудно воспринимать иные формы мышления, музыки, философии, литературы.

Тот, кто намерен просто посмеяться над всеми этими высказываниями, попробуйте вместо этого проникнуть во Вселенскую ауру баховской музыки, и если вам это удастся, может случиться, что вам будет совсем не до смеха.

А если изучить биографию и к тому же генеалогию Баха, то можно, по крайней мере, говорить об уникальном генетическом эксперименте, результат которого – Иоганн Себастьян Бах.

Задолго до Баха жил в Германии булочник по имени Вейт Бах. Он был к тому же городским трубачом. Есть отзывы, что очень хорошим.И этот трубач женился на дочери музыкантов. Своих детей он, разумеется, учил музыке.Дети вырастали, становились музыкантами и женились на дочерях музыкантов, которые рождали детей, уже, безусловно, музыкальных.Этих детей, естественно, тоже учили музыке, а вырастая, молодые музыканты, конечно же, женились на дочерях музыкантов.И так – много поколений подряд. Наконец, гигантское накопление музыкальной энергии преображается в подарок всей планете, имя которому Иоганн Себастьян Бах.

  У Баха было две жены (первая рано умерла), обе подлинно музыкальные, бесконечно любившие музыку. Они в разные годы родили Баху двадцать детей. Но поскольку детская смертность тогда была очень высока, то детей осталось только тринадцать.  Пятеро стали выдающимися композиторами. Конечно, уже не уровня отца, ибо этого уровня достичь невозможно и сегодня.

Иоганн Себастьян сам учил своих детей. И ему, как видим, удалось добиться желаемого.

Вклад детей Баха в музыкальную культуру необычайно велик. Но в жизни Баха-отца произошла одна странность. Мы часто слишком легко, не углубляясь, говорим об этом.

ИМЯ И МУЗЫКА ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА

ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ БЫЛИ ЗАБЫТЫ.

И это забытье продолжалось сто лет.

Возникает естественный вопрос – ПОЧЕМУ?

Как такое могло случиться?

Ведь воспитанные на его музыке, его примером, его уроками выдающиеся композиторы – сыновья Баха продолжали жить после отца.Более того, они добились ведущего положения в различных княжествах Германии, стали законодателями музыкальных вкусов последующей за отцом эпохи.

И что, разве сыновья Баха не сделали все возможное, чтобы гениальная музыка их отца исполнялась, слушалась, и, вообще, заняла подобающее ей место в музыкальной культуре Европы?

Не только ничего не сделали, а наоборот. То есть сделали все, чтобы музыка отца была забыта, причем забыта основательно.

Папа был объявлен “скучным, несовременным, хорошим органистом, но не заслуживающим особого внимания композитором”.

ДА КАК ТАКОЕ МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ?

Эти сыновья Баха с ума сошли что ли?

А может быть, они просто негодяи?

А быть может, или даже скорее всего бездари, так и не понявшие, кем был их отец?

А может, завистники, как Сальери?

Нет, не завистники, и не бездари. Не сошли с ума. Они поняли что-то очень важное в этой жизни.

И. С. Бах не оставил наследника.

Ни один из его выдающихся сыновей не является в этом смысле наследником, ибо не в состоянии продолжать традиции отца.

И не только сыновья.

Никто не может, и никогда не сможет.

Уже через много лет после Баха другой, пожалуй, единственный в истории музыки гений, который приближается к нему по грандиозности (пожалуй, даже и равный ему) Людвиг Ван Бетховен, познакомившись (только для себя) и осознав баховскую музыку, произнесет самое глубокое из всего, что сказано о Бахе:

“Не ручьем, а океаном должен он зваться!”

(игра слов: Бах по-немецки – ручей).

Из океана ничего не вытекает, в него все впадает, океан – могучая законченная структура.

Именно это поняли и сыновья Баха.

Для того чтобы начать новую волну музыкального развития, необходимо было сделать вид, что папы как бы не существовало.

Только в этом случае и появилась возможность пойти по другой дорожке, исследовать иные музыкальные пути.

И только через несколько поколений, пройдя по прекрасным дорогам венских классиков, познав сказочные сады романтиков, мир узнал о Бахе, музыка которого обрушилась на человечество во всем своем величии. Но она уже не смогла ничему и никому помешать».

   И.С.Бах жил в эпоху «барокко».

  В этот период музыка стала самостоятельным видом искусства. Сформировались такие жанры как соната, кантата, оратория, инструментальный концерт, опера.

  Основной темой творцов барокко было славление Бога, усмирение страстей человеческих. Сам И.С. Бах говорил, что все, что он написал, посвящено «возвеличиванию Господа и воссозданию души». И пусть это не покажется вам слишком суровым. Это не так. Музыка Баха совершенно лишена напыщенности, она полна энергии, юмора, сострадания и красоты. И прежде всего она заставляет нас радоваться жизни.

  Во времена Баха приходили слушать не эмоционально . А слушали привычные для них виды мелодий, которые они знали наизусть и моментально вспоминали словесный текст и образы текста.

    Поскольку большинство людей было верующими, смысл музыки они связывали с мелодиями и текстами протестантских хоралов, а через них – с темами и текстами  Священного писания – Библии. То есть воспринимали музыку как понятную речь. Устойчивые мелодические интонации, обороты, выражающие определенные понятия, эмоции, идеи, составляют основу языка И.С.Баха. Звуковые музыкальные явления, складывающиеся столетиями, превратились у Баха в организационные структуры, несущие определенный смысл, в символы.

  Нисходящие мелодии употреблялись для символики печали, умирания, положения во гроб; восходящие звукоряды прочно связаны с символикой воскресения. Паузы во всех голосах (умолчание) применялись для «изображения» смерти; паузы, рассекающие мелодию – передавали чувства страха, ужаса и т.д.

  Бах использовал музыкальные фигуры в определенном устойчивом контексте как органист в немецком протестантском богослужении, произнося своего рода «музыкальную исповедь».

  В эпоху барокко утвердилась теория, согласно которой, музыка передает движение души, иначе аффекты, и одновременно возбуждает их в слушателях. Музыкальное произведение должно было раскрывать один аффект во всей полноте его оттенков.

В качестве примера рассмотрим Маленькую прелюдию №2C-dur

Аффект: величие, радость (по поводу Рождества или Пасхи)

Ассоциативный образ: Воскресение Христа.

Евангельский текст:

Матфей 28, 1-9

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть на гроб. И вот сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Устрашившись его, стерегущие, пришли в трепет и стали белы как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь; ибо знаю, что ищите вы Иисуса распятого. Его здесь нет; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее: там его увидите. Вот, я сказал вам. И, поспешно вышедши, женщины со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему».

  .

Анализ музыки

Настроение: торжество в честь воскресшего Спасителя. Идея прославления Господа и обретения незыблемой Веры.

Такт 1. Верхний голос – ломаное движение вверх – Восхождение, Вознесение, Движение к Богу.

Движение по звукам Т 5/3 – символ пребывания.

В нижнем голосе –  залигованная  октава, уверенность, вера.

Далее из верхнего голоса тема переходит в нижний (имитация) – радость с неба переноситься на землю.

Такты 1-4. Полный гармонический оборот (T-S-D-T) – движение с охватом всей вселенной.

Такты 1-8. Показ тональностей в порядке возрастания  знаков.

Такт 9. Повторяющийся скачок на октаву в басу – спокойствие, объятие сущего, шаг человека или шаг во времени.

Опять в верхнем голосе ломаное движение, но поднимается уже выше – к небу.

Такт 12. Остановка на половинной ноте G (форте) – еще большая радость, прославление Господа.

И, наконец, движение по звукам разложенного Т 5/3 (как разрешение D в Т) к ноте до третьей октавы, к вершине – стремление приблизиться к Божественной сути.

Такт 14. Гаммообразное движение шестнадцатыми сначала вниз, а потом вверх, как стрела – сошествие духа Святого на Землю и затем воспарение в небесную обитель. Восторженность чувств.

Каданс выражает твердость веры.

Такт 15. T-D-T на форте – неизбежная необходимость.

Вывод: Жизнь и деяние во Господе Иисусе Христе.

 Исполнение Маленькой прелюдии До мажор

    Мне очень посчастливилось заниматься в классе прекрасного педагога и человека Лукьяновой Валентины Николаевны в Читинском музыкальном училище. Именно ей удалось эмоционально растормошить меня, разбудить мою душу, раскрыть безграничную, бескрайнюю красоту музыки. С ней я открыла для себя и навсегда полюбила произведения И.С.Баха.

  Началось мое знакомство с творчеством Баха с «Французских сюит», а именно с сюиты си минор. Разумеется, в музыкальной школе я играла пьесы из нотной тетради А.М.Бах, возможно прелюдии, инвенции Баха, но все они прошли «мимо меня». Помню первое занятие по специальности и замешательство Валентины Николаевны, когда я не могла ответить на ее вопрос: какие произведения И.С.Баха  играла в школе.  Я  их просто не помнила…

  Вернемся к сюитам.

  Сюита создана музыкантами – трубачами XVII столетия, которые в своих выступлениях исполняли ряд танцев различных национальностей. От них они перешли к немецким клавиристам.  Как правило, сюиты включали, по крайней мере, четыре части: аллеманду, куранту, сарабанду и жигу.

  Роль символов в сюитах Баха велика. Объединяя части сюиты в единый смысловой поток, музыкальные символы формируют сюиту как композиционное целое.

Мотивным ядром аллеманды h-moll является символ предопределения.

Симол сострадания – восходящее трезвучие с секундовым завершением – лежит в основе сарабанды.

 Исполнение Аллеманды и Сарабанды из «Французской сюиты си минор»

  Для понимания музыки важно, какой смысл, какой образ стоит за определенным сочетанием звуков в музыке композитора.

«Кто знаком с языком композитора и знает какие образы он выражает определенным сочетанием звуков, тот услышит в пьесе мысли, которые непосвященный не обнаружит, несмотря на то, что эти образы заключены в ней».(А.Швейцер)

  Силой своего гения Бах перекодировал в музыку феномен религиозно- филосовской концепции своего времени. Личная вера в человека, его познание «сущности Божественной воли», глубокое проникновение в текст Святого писания являлись определяющим фактором самосознания протестанта XVII-начала XVIII веков. Один из важнейших у Баха символов – символ креста, состоящий из четырех разнонаправленных нот. Если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста.

 Любопытно, что фамилия BACH при нотной расшифровке образует такой же рисунок. Вероятно, композитор воспринимал это как некий перст судьбы.

Используемая литература:

  1. М. Казинник «Тайны гениев».
  2. В.Б.Носина « Символика музыки  И.С.Баха».
  3. Б.Яворский «Сюиты Баха для клавира»
  4. А.Швейцер « И.С.Бах»


Предварительный просмотр: