Образы природы в музыке
план-конспект урока на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа «Музыка начальная школа» Е.Д.Критской,Г. П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Автор: Давлетбаева Л.Х.
Класс: 3
Тема урока: «Утро». Образы природы в музыке.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Деятельностная цель: ознакомление учащихся с образами природы в музыке русского композитора П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
Образовательная цель: показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига.
Формирование УУД:
Личностные действия: накапливать музыкальные впечатления, на основе которых формируется чувство музыкального стиля, развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения;
Регулятивные действия: проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов; выражать свои впечатления в пении или пластике.
Познавательные действия: уметь называть выразительные средства музыки, сравнивать музыкальные произведения.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие, уметь выслушать и помочь товарищу.
Музыкальная литература: П. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома». Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
Ход урока
Этап урока | Цель этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Педагогические приемы | Ожидаемый результат |
I. Организационный момент | Эмоциональный настрой на урок | Ребята, здравствуйте! А сейчас посмотрите все на доску и постарайтесь выбрать те слова, которые нам пригодятся на этом уроке (старание, лень, активность, положительный настрой, дружба, нежелание учиться…) Надеюсь вы будете активными и послушными ,в конце урока самые активные получат оценки. | Приветствуют учителя. Дети выбирают слова | Положительный настрой на урок | |
II. Актуализация знаний | Закрепление полученных знаний | -С музыкой каких двух русских композиторов вы встречались во втором классе? Это были пьесы из «Детского альбома П. Чайковского и из альбома «Детская музыка» С. Прокофьева. -А помните ли вы о чем рассказали композиторы в этих сборниках? | -С музыкой Чайковского и Прокофьева. -Композиторы рассказали нам о том, как протекает день маленького человека с утра до вечера с играми, танцами, песнями, событиями и переживаниями прожитого дня. | Умение использовать знания полученные на прошлых уроках | |
III. Основная часть (беседа по теме) | Обогатить знания о музыкальном искусстве. Прослушать и сравнить произведения Чайковского и Прокофьева. | -Скажите мне, как начинается наш день? Взгляните, на доске портрет Чайковского. Он был глубоко верующим человеком. -С чего начинался день верующего человека? - Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте «Утреннюю молитву». -Итак, какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе? | -С зарядки.... -С молитвы. Слушание. - Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. | Портрет Чайковского Звучит «Утренняя молитва» П. Чайковского | Умение слушать, доказательно высказывать свое мнение |
IV. Музыкально-ритмические движения V. Вокально-хоровая работа | -Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? -Какая мелодия? -Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанных звуках. -Мелодия звучит один раз или повторяется? -В каком ладу звучит пьеса? -Что происходит с динамикой, как она развивается? -На что похоже это звучание? -А о чем молился ребенок утром? -Ребята, обратите внимание на рисунок художника. Что там изображено? -Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины? -Итак, «Утренняя молитва» - это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. -Но есть музыка, которая передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой. И пьеса именно такого рода прозвучит в следующей части нашего урока. Эта пьеса называется «Утро» норвежского композитора Э. Грига из симфонической сюиты к драме норвежского драматурга Г. Ибсена «Пер Гюнт». -Пьеса «Утро» - это музыкальный лирический пейзаж, нарисованный музыкальными красками и звучанием симфонического оркестра. -Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал» композитор? -Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, который любуется красотой природы. Ребята, у вас на парте лежат музыкальный словарь.. Внимательно, самостоятельно прочитайте о композиторе Э.Григе и используя структуру Релли Робин с партнёром по плечу расскажите друг – другу все что запомнили.
"В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное ...", - так писал Чайковский о музыке Эдварда Грига. -Ребята, а если мы сравним «Утреннюю молитву» Чайковского и «Утро» Грига, что общего мы отметим? -А в чем отличие? Вот и утро! Хватит спать! Перед тем, как вылетать, Надо крылышки размять. Вверх крыло, вниз крыло, А теперь наоборот! Крылья в стороны разводим, А лопатки вместе сводим. Вправо-влево наклонились, И вперёд-назад прогнулись. -Перед тем , как начать разучивать новую песню, нам нужно распеться проговорить, простучать ритм). до – до ре ми – ми фа соль – соль ля соль фа ми ре до - Молодцы! Теперь попробуем под музыку | -«Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно. - Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню. -Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы - маленького ребенка. - В мажорном, светлом. - В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо. - Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо. - На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении. - В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей. - На рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает, размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода. - Да, они созвучны. И музыка, и картина тихие, спокойные, умиротворенные. Слушание. - Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая музыку, словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку. (Дети читают) Релли Робин (два участника поочерёдно обмениваются короткими ответами) - И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы, рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. В музыке обоих композиторов чувствуется согласие между миром природы и миром людей. - Музыка Чайковского больше отражает душевное состояние ребенка утром, а музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней. Исполняют движения под ритмичную музыку. Дети повторяют | Портрет Грига Звучит «Утро» Э Грига Приложение №1 Ноты на доске | Умение слушать. Умение анализировать полученные знания, умение анализировать музыкальное произведение. Умение доказательно высказывать свое мнение. | |
Развитие вокально-хоровых навыков | Вспомните первое сентября, первое знакомство с первой учительницей и первым звонком. Каким было это утро? 1.Пришли сюда мы малышами, держа в руках цветов букет. А папы, мамы волновались, давали мудрый нам совет. Но время быстро пробежало, И повзрослели мы чуть-чуть, А так хотелось детским взглядом На школу нам ещё взглянуть (припев) Школа, школа, двери распахни, Школа, школа, уроки-перемены, Школа, школа – учитель у доски И твоей любовью мы согреты. (2 раза) 2. Мы входим в классы ежедневно Родная парта, стул, тетрадь Английский, русский, рисованье, Смогли вы много рассказать. Мы с вами пели и читали Играя, вы учили нас. Спасибо, школа дорогая, Ведь все науки - это класс! Припев(2 раза) Проигрыш…Припев (тихий), припев (повышенный/ 2 раза) | Долгожданным, волнительным….. Разучивание песни | Раздаю листочки со словами песни | ||
VII. Рефлексия | Обобщение изученного на уроке, используя структуру Релли Тэйбл (два участника поочерёдно записывают свои ответы на одном листе бумаги). | -Итак, ребята, используя структуру Релли Тэйбл, вы вспомните и запишите на одном листе всё то, что узнали на уроке. Подпишите свои работы и сдайте на проверку. Сегодня мы с вами познакомились с музыкой утра в творчестве разных композиторов. | Два участника поочерёдно записывают свои ответы на одном листе бумаги. Сдают листочки. | ||
Домашнее задание | Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. И те образы, которые вы «увидели», слушая музыку, передайте в своих рисунках. -Спасибо, наш урок окончен. Пусть всегда ваше утро будет добрым! | Записывают в дневники |
Приложение №1
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в городке Бергене в прекрасной северной стране Норвегия.
Широчайшую популярность в конце 19 в. завоевала музыка Э. Грига.
Отец его был широко образованным человеком. Он играл на рояле и скрипке. Мать была отличной пианисткой, хорошо пела. В его доме часто звучала музыка.
Музыкальность родителей унаследовали и дети. Эдвард был четвертым ребенком в семье. Первой учительницей Эдварда была его мать.
Впечатления детства отразились и в творчестве Грига. Композитор изучал норвежские народные песни и танцы. И, конечно, вся музыка его проникнута норвежскими народными интонациями. Очень любил Григ родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка в душе, музыка в жизни, музыка в литературе...
План урока-беседы по литературе на тему "Музыка в душе, музыка в жизни, музыка в литературе..."...
Общество и природа. Природа под охраной закона .
Цели и задачи преподавателя:1.Создавать условия для формирования знаний, умений по теме. 2.Формировать общие компетенции обучающихся:-понимать сущность и социальную значи...
Общество и природа. Природа под охраной закона .
Цели и задачи преподавателя:1.Создавать условия для формирования знаний, умений по теме. 2.Формировать общие компетенции обучающихся:-понимать сущность и социальную значи...
Отчет по самообразованию на тему " Формирование у старших дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни через пончтия взаимодействия человека и природы на экологических занятиях и вне занятий"
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности....
Образ русской природы в работах художников росписи по ткани
quot;Надеюсь, придет время, когда вся русская природаживая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников"...
Сценарий внеклассного мероприятия «Роль музыки в раскрытии художественного образа в кино» (музыкальный полилог)
Содержание внеклассного мероприятия «Роль музыки в раскрытии художественного образа в кино» (музыкальный полилог) способствует развитию исследовательских навыков студентов специальности 44...
Презентация "Образы природы в музыке, литературе, живописи"
Презентация "Образы природы в музыке, литературе, живописи"...