Методические рекомендации по выполнению СРС 1 семестр
методическая разработка на тему

Евграфова Вера Васильевна

Методические рекомендации по выполнению

самостоятельной работы студентов

 специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в области

 культуры и искусства

ПМ.01 Творческая художественно-проектная деятельность

в области культуры и искусства

МДК 01.02. Средства исполнения дизайн-проектов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской области

Областное  государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования

филиал Братского педагогического колледжа в г. Тулун

 

Методические рекомендации по выполнению

самостоятельной работы студентов

 специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в области

 культуры и искусства

ПМ.01 Творческая художественно-проектная деятельность

в области культуры и искусства

МДК 01.02. Средства исполнения дизайн-проектов

Количество часов на самостоятельную работу  -108

Составил преподаватель:

Евграфова  Вера Васильевна

Тулун, 2016 г.

Аннотация

Евграфова В.В. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по ПМ.01 Творческая художественно-проектная деятельность в области культуры и искусства МДК 01.02. Средства исполнения дизайн-проектов  – Тулун, 2016. – 40 с., ил.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы в рамках ПМ.01 Творческая художественно-проектная деятельность в области культуры и искусства адресованы студентам педагогического колледжа художественно-графического отделения, обучающимся по специальности: 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в области культуры и искусства

Методические указания разработаны в соответствии с  рабочей  программой  модуля  и требованиями ФГОС СПО.

Цель данных указаний – обеспечить студентов педагогического колледжа методическим и наглядным сопровождением, позволяющим успешно справиться с выполнением заданий, предусмотренных самостоятельной работой. Рекомендации содержат методические указания по самостоятельному изучению теоретических вопросов и выполнению практических работ.

           Рекомендации включают в себя карты СРС и методические указания по выполнению самостоятельных заданий в рамках   ПМ.01 Творческая художественно-проектная деятельность  МДК 01.02. Средства исполнения дизайн-проектов.

            Методические рекомендации могут быть использованы преподавателями колледжа.

Печатается по решению научно-методического совета колледжа.

Автор-составитель: Вера Васильевна Евграфова, преподаватель специальных дисциплин  филиала  ОГБОУ СПО  «Братский педагогический колледж»

Рецензент: Халецкая Ирина Борисовна, преподаватель высшей квалификационной категории филиала ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж», г. Тулун

Содержание

Пояснительная записка………...………………………………..……...….4

1. Карта СРС................................................................................................... 6

2. Задания для самостоятельной работы студентов..........................….. 8

2.1  Первый  год обучения (Iсеместр)……………………..………...8

2.2.  Первый год обучения (II семестр)…………….……………....21

2.3.  Второй год обучения (IIIсеместр)…………….……………….29

2.4.  Второй  год обучения (IV семестр)…...……….……………....31

Список литературы …………..…………………………............................40

Пояснительная записка

                 Творческое мышление - это универсальное свойство человеческой натуры, проявляющееся во всем и широко развивающееся через дизайн-деятельность, включающую в себя: пропедевтику, основы цветоведения; компьютерные технологии; бумагопластику; макетирование, т.е.  изготовление форм и объектов из различных материалов.

            Концепция дизайн-образования - это система дисциплин : композиционных, графических, объемно-пластических, живописных, декоративно-прикладных, компьютерно-технологических, отражающих различные аспекты практики дизайна.

                 Методические указания сочетают  творческие задания с учебными,  стимулируют познавательную деятельность обучающихся в области дизайнерского искусства и  ее практической направленности.

                  Занятия дизайном  –  это действенное средство развития творческого воображения,  художественной  интуиции  и  вкуса.

                    Содержание заданий имеет научно - техническую направленность, так как ориентирована на активизацию творческих способностей,  конструктивного мышления студентов  и их мировосприятия, с учетом их возможностей.

          Современная система образования предполагает сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает  значимость  текущего  контроля  знаний  студентов.

        В  связи  с  этим  одна  из  основных  задач  учебного  процесса  сегодня -научить  студентов  работать  самостоятельно.  Научить  учиться -это  значит развить  способности  и  потребности  к  самостоятельному  творчеству, повседневной  и  планомерной  работе  над  учебными  пособиями, периодической литературой и интернет-ресурсами,  которые, в конечном счете, приведут к повышению качества создаваемых дизайн-проектов.

Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля        

Обучающийся в ходе освоения общепрофессиональной дисциплины должен:

иметь практический опыт:

- проведения целевого сбора и анализа исходных данных, подготовительного материала, необходимых предпроектных исследований;

- использования разнообразных изобразительных и технических приемов и средств при выполнении дизайн-проекта, методов макетирования;

- осуществления процесса дизайнерского проектирования;

уметь:

- применять средства компьютерной графики в процессе дизайнерского проектирования;

знать:        

- особенности дизайна в области применения;

- теоретические основы композиции, закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия;

- методы организации творческого процесса дизайнера;

- современные методы дизайн-проектирования;

- основные изобразительные и технические средства и материалы проектной графики; приемы и методы макетирования;

- особенности графики и макетирования на разных стадиях проектирования;

- технические и программные средства компьютерной графики.

Результатом освоения рабочей программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Творческая художественно-проектная деятельность в области культуры и искусства, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2

Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.

ПК 3

Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования.

ПК 4

Владеть основными принципами, методами и приемами работы над дизайн-проектом.

ПК 5

Владеть классическими изобразительными и техническими приемами, материалами и средствами проектной графики и макетирования.

ПК 6

Учитывать при проектировании особенности материалов, технологии изготовления, особенности современного производственного оборудования.

ПК 7

Использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла.

ПК 8

Находить художественные специфические средства, новые образно-пластические решения для каждой творческой задачи.

ПК 9

Осуществлять процесс дизайн-проектирования.

ПК 10

Разрабатывать техническое задание на дизайнерскую продукцию.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

КАРТА СРС

Раздел 2. Освоение средств исполнения дизайн-проектов

МДК 01.02. Средства исполнения дизайн-проектов

 

Срок выполнения (дата, месяц, уч. неделя)

Кол-во часов

Учебные задания по МДК

Баллы мин.

Макс.

Тема 2.1. Основы композиции ( Iкурс-1 семестр)

1-3 неделя сентября

6

Выполнение образцов графического заполнения плоскости с выявлением выразительного характера различных форм тоновой графики.

5

10

4 неделя сентября,

1-4 неделя октября

10

Составление композиции из простых геометрических фигур с использованием тоновых графических форм на сохранение и относительное разрушение плоскости и объема.

5

10

1-2 неделя ноября

4

Построение и графическое выполнение разных композиций на контрастное сочетание простых геометрических форм.

5

10

3 неделя ноября

2

Построение и графическое выполнение разных композиций на статическое сочетание простых геометрических форм.

5

10

4 неделя ноября,

1-2 неделя декабря

5

Составление композиции из натуральных материалов, используя нюансное сочетание в соответствии с той или иной областью применения (интерьером, художественным текстилем, костюмом и др.).

5

10

2 - 4неделя декабря

5

Построение и графическое представление (на черном фоне) плоскостной композиции, построенной на нюансном сочетании разных цветовых форм.

5

10

Итого

32

30

60

Тема 2.1. Основы композиции (Iкурс-2 семестр)

1-2 неделя января

4

Написание различных видов шрифтов с использованием разных изобразительных материалов и инструментов.

5

10

3 неделя января,

1-4 неделя февраля,

1-2 неделя марта

16

Создание разверток основных видов объемных форм.

5

10

3-4 неделя марта,

1-3 неделя апреля

10

Построение пластической композиции, используя контрастное сочетание в соответствии с той или иной областью применения (интерьером, художественным текстилем, костюмом и др.).

5

10

4 неделя апреля,

1-4 неделя мая

10

Построение и графическое выполнение глубинно-пространственной композиций.

5

10

Итого

40

20

40

Тема 2.2. Основные изобразительные и технические средства и материалы проектной графики (II курс-3 семестр)

1-4 неделя сентября

1-2 неделя октября

6

Построение алгоритма дизайн-проекта по предложенной тематике (например: проект календаря, постера, баннеры, растяжки, элементы фирменного стиля, стенда, афиши, вывески, стелы, указателя, детской игровой площадки, сцены к празднику, спектаклю и др.).

5

10

3-4 неделя октября

1-2 неделя ноября

4

Выполнение технологической карты по предложенной тематике (например: проект календаря, постера, баннеры, растяжки, элементы фирменного стиля, стенда, афиши, вывески, стелы, указателя, детской игровой площадки, сцены к празднику, спектаклю и др.).

5

10

3-4 неделя ноября

1-4 неделя декабря

6

Разработка эскизов упаковочных серий (фирменный стиль в упаковке). 

5

10

Итого

16

15

30

Тема 2.1. Основы композиции (II курс-4 семестр)

1-4 неделя января

4

Выполнение зарисовок объектов окружающей предметно-пространственной среды.

5

10

1-4 неделя февраля,

1-2 неделя марта

6

Выполнение упражнений по стилизации объектов растительного и животного мира.

5

10

3-4 неделя марта,

1-4 неделя апреля,

1-4 неделя мая

10

Поисковая  работа по созданию серии цветных графических листов по мотивам русских народных сказок (былин).

5

10

Итого

20

15

30

Общее количество часов

108

80

160

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ

МДК 01.02. Средства исполнения дизайн-проектов

Количество разделов - 1

Количество тем -2

        Виды заданий: задания для овладения знаниями, задания для закрепления и систематизации знаний, задания для формирования практических умений

        Цель контроля: проверка качества знаний и практических умений студентов по профессиональной  дисциплине.

        Требования к усвоению МДК:

В процессе изучения МДК студент должен набрать максимальное количество баллов –

160 баллов. Минимальное количество баллов -80

        Критерии оценки:

- логичность и последовательность выполнения  работы;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- умение студента самостоятельно выполнять практические задания;

- умение студента выполнять практические задания на основе творческого подхода.

        



Предварительный просмотр:

Методические указания по выполнению СРС

Первый год обучения (1 семестр)

Самостоятельная работа № 1. 

Выполнение образцов графического заполнения плоскости с выявлением выразительного характера различных форм тоновой графики

Тема:  Закономерности и средства композиции. Основные виды композиции  и их построение. 

Цель контроля:  закрепление и систематизация знаний и практических умений  в области художественных средств заполнения плоскости

Вид контроля – текущий

Уровень усвоения – репродуктивный

Форма контроля – практическая  самостоятельная работа в виде карточек формата 7х7

Задание:

1.Выполните образцы графического заполнения плоскости с выявлением выразительного характера различных форм точечно-линейной графики (10 карточек)

2.То же с формами тоновой графики (10 карточек)

3.Выполните образцы материалов с раскрытием их характера и использованием разных графических средств (отмывки, покраски, «печати», «набрызка», «мармирования».-10 карточек)

Критерии оценки задания

- карточки выполнены  в полном объеме;

- образцы графического заполнения плоскости не повторяются;

- образцы графического заполнения плоскости отличаются оригинальностью.

Количество часов на выполнение задания – 6

Срок выполнения задания – 1-3 неделя сентября

Баллы:

Максимальный – 10

Минимальный – 5

Литература:

1.        Устин, В.Б. Учебник Дизайна. Композиция, методика, практика. [Текст] / В.Б. Устин. – М.: АСТ Астрель, 2009. – 254 с.

2.        Библиотека дизайнера. Книги по дизайну. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosdesign.com/design/bookofdesign.html, свободный. – Загл. с экрана.

3.         ArtzMania: Журнал о графическом дизайне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1201147

Примеры выполненного задания

Самостоятельная работа № 2.

Составление композиции из простых геометрических фигур с использованием тоновых графических форм на сохранение и относительное разрушение плоскости и объема.

Тема:  Составление композиции из простых геометрических фигур с использованием точечно-линейных графических элементов по теме: сохранение и относительное разрушение плоскости и объема.

Цель контроля: формирование практических умений по сохранению и разрушению плоскостей и объемов

Формируемые компетенции: ОК 1, ПК 5  

Вид контроля – текущий.

Уровень усвоения – творческий.

Форма контроля – проверка и анализ работ

Задание: 

        1.Составьте композицию из простых геометрических фигур с решением задач по сохранению и относительному разрушению плоскости или объема (2 работы на формате а4)

        2. Постройте  и выполните  в макете две выразительные по пластике объемные  композиции с использованием закрытых форм, используя  точечно-линейные графические элементы. В первой  композиции -разрушьте объем, на другой-  сохраните (использовать в композиции от 3до 6 объемных форм)

Критерии оценки задания:

- композиции выполнены в полном объеме;

- композиции состоят из различных предметов с соблюдением требований к композиционному расположению (компоновка);

- лаконичность и ясность графического языка;

- четкое соблюдение правил разрушения и сохранения объема

Количество часов на выполнение задания – 10

           Срок выполнения задания – 4 неделя сентября, 1-4 неделя октября

Баллы:

Максимальный – 10

Минимальный – 5

Литература:

1. Калмыкова, Н. В. Макетирование из бумаги и картона. [Текст]: учебное пособие / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. - М.: Книжный дом «Университет», 2000г. -80с., ил.

2.  Объемно-пространственная композиция. [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Ф. Степанова. - М.: Стройиздат, 1993. – 254 с.

3. Устин, В.Б. Учебник Дизайна. Композиция, методика, практика. [Текст] / В.Б. Устин. – М.: АСТ Астрель, 2009. – 254 с.

Примеры выполненного задания


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК.04.01 "Выполнение работ по профессии Агент коммерческий"

В методическом пособии приводится пояснительная записка, тематический план междисциплинарного курса, правила выполнения практических работ, содержание практических работ и список рекомендуемой литерат...

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы ПМ05 Выполнение электромонтажных работ

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:иметь практический опыт-в...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПМ.05 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФССИЯМ РАБОЧИХ «МАНИКЮРША». «ПЕДИКЮРША» МДК 05.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИКЮРА»

методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплинеПМ.05 «Выполнение работ по профссиям рабочих «Маникюрша». «Педикюрша»МдК 05.01 «Технологи...

Сборник методических рекомендаций по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ I семестр Лечебное дело

Сборник методических рекомендаций по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ I семестр Лечебное дело...

Инженерная графика. 2 курс. Методические рекомендации к выполнению практической работы №56-57. Выполнение чертежей деталей (деталирование) по сборочному чертежу изделия, состоящего из 4-8 деталей, с выполнением аксонометрического изображения одной из них

Освоение порядка по составлению чертежей деталей (деталирование) по сборочному чертежу изделия. Построение чертежа детали (деталирование) по сборочному чертежу изделия...

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по дисциплине ФИЗИКА для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (1 курс 1 семестр)

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по дисциплине ФИЗИКА для специальности23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт  автомобильн...