Достижения и противоречия советской культуры
план-конспект занятия на тему

Иваненко Ольга Николаевна

Достижения и противоречия советской культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulturnaya_rev.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая карта (план) занятия №

26

Дисциплина

Обществознание

Тема занятия

«Достижения и противоречия советской культуры»

Время

90 минут

Вид занятия (тип урока)

комбинированный урок

Цели занятия

учебная

Ознакомить студентов с утверждением  метода  Социалистического

реализма в искусстве.  Показать характерные признаки времени:

воспитание нового человека, ужесточение цензуры, партийное руководство

художественным процессом, широкое распространение массовых форм досуга

советских людей, масштабное строительство.

развивающая

Формировать понятийный аппарат, логическое мышление

студентов, память

воспитательная

Способствовать воспитанию духа патриотизма.

Приобщение к культуре, формирование интереса к

изучению исторического достижения в культуре.

Межпред-метные связи

обеспечивающие

Литература, обществознание, философия

обеспечиваемые

Литература,  основы социологии и политологии, жизнь

Внутренние связи

«Культура России в конце ХIХ- начале ХХ века.»,  «Октябрьское восстание в

Петрограде. Установление Советской власти в стране»,

«Тоталитарное общество в СССР»

Обеспечение занятия

А.Наглядные пособия

Б. Раздаточный материал

В.Технические средства обучения      

Медиаустановка

Г. Место проведения

                          аудитория

Д. Литература:

Основная

Загладин Н.В. Истории Отечества ХХ- начало ХХI вв. – М.: Русское слово , 2006.    

                         Островский В.П. Уткин А.И. история России. ХХ век. 11 класс.–М.: Дрофа,2002.

Дополнительная

Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ- начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005.

Арсланов Р.А., Блохин В.В.  История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2-х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002.

Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007.

Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001.

Кириллов В.В.  Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005.215.

Мунчаев Ш.М. Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002.

План занятия

1.Организационный момент – 1 мин.

2.Мотивация – 1 мин.

3.Актуализация базовых данных – 3 мин.

4. Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов - 75 минуты

5.Контроль усвоения знаний – 6 минут

6.Подведение итогов- 1 минута

7.Домашнее задание – 2 минуты

Содержание занятия

№ эле-

мента

Элементы занятия, учебные вопросы

Время

Формы, методы

обучения и контроля.

Примечание

I

Организационный момент

Проверка посещаемости и внешнего вида студентов. Знакомство с целями и задачами занятия.

1

мин.

II

Мотивация

Проблемность изучения нового материала

       Еще совсем недавно считалось, что культура советской эпохи наполнена исключительно художественными достижениями. В наши дни, когда заново открываются страницы истории видно, что 1920-1930гг – это время как художественных открытий, так и невосполнимых потерь.

      Наша цель сегодня – рассмотреть позитивные и негативные явления, характерные для культуры изучаемого периода.

      Мы познакомимся с понятием «культурная революция», с деятельностью первого советского правительства в области культуры, с итогами культурной революции.

     

1

мин.

III

Актуализация базовых знаний учащихся

1. Вопросы:

- Вспомните, какие новые черты приобрело российское общество в начале ХХ века?

- Как назывался период рубежа ХХ – ХХ1вв. в культуре?

- Каких представителей «серебряного века» помните?

- Имена каких деятелей культуры 1920-1930гг можете назвать? Назовите их произведения?

3

мин.

Беседа

IY

Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов

План

  1. Культурная революция
  2. Шаги первого советского правительства в области

культуры

  1. Итоги культурной революции

75

мин.

Рассказ преподавателя, сопровождающийся демонстрацией слайдов, беседой и записью основного материала в тетрадях  

Y

Контроль усвоения знаний

1. Вопросы по восприятию нового материала:

- Охарактеризуйте духовный климат советского общества во второй половине 1920-1930гг. Что в духовном климате этого периода позволяло осуществлять грандиозные планы модернизации, воспитывать людей, десятилетие спустя одержавших победу над фашизмом?

- Какие явления отражают негативные черты этого духовного климата?

- Какая роль в воспитании советской молодежи принадлежала официальной идеологии и пропаганде?

- Почему именно в области гуманитарной мысли советская власть установила наиболее жесткий контроль?

- Назовите черты советской культуры 1920-1930гг. Какие из черт стали результатом политического воздействия на ее развитие?

- Кто из деятелей русской культуры 1920-1930гг., на ваш взгляд, популярен сегодня?

6

мин.

Беседа

YI

Подведение итогов

1. Рефлексия

     1. Сегодня я узнал...

     2. Меня поразило и удивило…

     3. Я понял….

2. Оценивание работы группы и отдельных учащихся на занятии(по необходимости)

3

мин.

Устно

YII

Домашнее задание

Стр. 178-179, 192-201

Заполнить таблицу

Вид искусства

Деятели искусства

Произведения

2

мин.

Дисциплина: «История»

Занятие 

Тема: «»

План

I. Культурная революция

II. Шаги первого советского правительства в области культуры

III. Итоги культурной революции

Содержание занятия

I. Культурная революция

Составной частью плана перехода от капитализма к социализму была так называемая культурная революция.

Для изучения темы урока нам необходимо дать определение главному понятию - «культурная революция».

Культурная революция — это коренной переворот в духовной жизни общества, предполагавший преобразование общественного сознания на основе марксистско-ленинской идеологии, формирование у советских людей некоторого стандартного, одинакового для всех способа понимания окружающих явлений бытия.

Предстояла грандиозная работа по перевоспитанию старшего и воспитанию подрастающих поколений в духе коммунистической идейности и нравственности, интернационализма и патриотизма, коллективистской психологии.

Революция не мыслилась без подавления антисоветского и антикоммунистического сознания. Она предполагала создание культуры принципиально нового типа - «социалистической» по содержанию, «интернациональной» по природе (состоящей из лучших элементов всех национальных культур), национальной по форме.

Культурная революция должна была решить, как минимум, три задачи:

 ликвидировать неграмотность в масштабах всей страны;

 постепенно, последовательно приобщить народ к духовному богатству, которое выработало человечество;

 создать новую советскую интеллигенцию из трудящихся, способную отстаивать и развивать достижения социализма на культурном фронте, искренне разделяющую идеи Октябрьской революции.

  Цель Культурной революции нарком просвещения А.В. Луначарский определил как формирование всесторонне развитой гармонической личности

II. Шаги первого советского правительства в области культуры

Задание: самостоятельно выделить из рассказа преподавателя позитивные и негативные факты и события в таблицу в тетради.

Таблица. Шаги первого советского правительства в области культуры

позитивные факты и события

негативные факты и события

 (Позитивные факты и события 1 )

Творцами культурной революции были люди, выросшие в условиях старой культуры. Уже в этом одном заключалось глубокое противоречие, ставившее перед властью сложнейшие задачи.

Накануне революции 1917г. 73% населения страны не умело читать и писать. Из  каждой сотни населения в стране 32 человека были неграмотными, 48 народностей вообще не имели письменности. Конституции РСФСР (1918г.). Конституция законодательно закрепила обязанность государства «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование».

В декабре  1919г. большевистское правительство принимает декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Важнейшее место в государственном управлении культурой занимал Народный комиссариат просвещения РСФСР (наркомпрос), призванный руководить не только просвещением, но и внешкольным образованием, литературой, театрами, изобразительным искусством, музыкой.

В городах и селах создавались пункты ликвидации неграмотности – ликбезы и рабочие факультеты (рабфаки), готовившие молодежь к поступлению в ВУЗы.

   Вопросы и задания к документу:

1. Какими доводами Совнарком объяснял срочность решения вопроса о ликвидации неграмотности?

2. Кого советская власть планировала привлечь в качестве учителей по ликбезу? Оцените, насколько это было реально?

3. Почему Совнарком привлекал к уголовной ответственности уклоняющихся «от установленных  декретом повинностей»? По-вашему, грамотность — это не личное дело каждого?  

4. Советская власть назвала ликбез одним из главных завоеваний социализма. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Своё мнение обоснуйте.

Партийное руководство культурой осуществлял, созданный в 1920г. Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б).

С окончанием гражданской войны создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности при Наркомате просвещения РСФСР. Для привлечения общественности было создано общество «Долой неграмотность!» (во главе с М.И. Калининым) и принимается план-обязательство по ликвидации неграмотности лиц от 18 до 35 лет в РСФСР к 10-й годовщине советской власти.   

Годы НЭПа – время активного привлечения на сторону власти опытных специалистов из «старой» интеллигенции.

Несмотря на все усилия, быстро победить неграмотность не удалось. По данным Всесоюзной переписи населения (декабрь 1926г.), грамотность в РСФСР составляла 60,9 %, а в стране в целом - 56,6%. К 1930г. она возросла до 63%. Число неграмотных постоянно пополнялось за счет подростков. Прекратить это можно было введением всеобщего обучения детей. Но такие возможности появились только к середине первой пятилетки: обязательное всеобщее начальное обучение в стране введено с сентября 1930г.

На протяжении НЭПа развитие школьной системы сдерживалось нехваткой средств. По мере достижения экономической стабильности ситуация улучшалась: возобновилось государственное финансирование системы образования. Она включала базовую четырехклассную, школу-семилетку и девятилетку. На базе начальной можно было получить специальную подготовку в технических и аграрных школах, на профессиональных курсах.

Особенно быстро стали расти школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), рабочей, крестьянской молодежи. Выпускники семилетки могли получить профессиональное образование в техникумах, которые, однако, не давали необходимой подготовки для продолжения образования в вузах. Обучение в школах велось на основе учебных планов и программ, составленных Наркомпросом. По окончании Гражданской войны появились первые советские школьные учебники.

Характер школьного обучения был изменен. Новые комплексные учебные программы строились на отказе от традиционного для отечественной школы предметного принципа изложения учебного материала. Математику, физику, химию отныне предлагалось изучать не на соответствующих уроках, а по темам: «Трудовая деятельность людей», «Природа как объект трудовой деятельности людей», «Общество как результат труда людей».

Теоретики реформы полагали, что при такой перестройке образования легче сконцентрировать внимание детей на реалиях окружающей жизни. Одновременно пропагандировались лабораторно-исследовательские методы, коллективные формы занятий, самостоятельная работа, при которой учитель играл роль консультанта. Новые программы Наркомпроса носили рекомендательный характер. Основной задачей школы стало воспитание, обучение отодвинуто на второй план. Знания давали наспех, в сжатые сроки.

Но многие учителя считали, что они не обеспечивают систематических знаний, и продолжали придерживаться старых приемов обучения.

Активную просветительскую работу вели также библиотеки, музеи, центры пропаганды новой техники и политехнического обучения, Дома и Дворцы культуры. В деревне культпросветработа проводилась через избы-читальни.

Василий Дмитриевич Голицын. Князь, представитель старинного дворянского рода был последним директором Московского публичного и Румянцевского музеев, единственным директором Императорского Московского и Румянцевского музея, первым директором Государственного Румянцевского музея.  Под руководством В.Д. Голицина был сохранен и приумножен фонд музея, проведена большая строительная работа. Его вклад в отечественную культуру трудно переоценить.
Книга издана издательством РГБ «Пашков дом»

При Голицыне Библиотека Румянцевского музея с 1913 г. впервые стала получать деньги на комплектование фонда; была построена новая картинная галерея с Ивановским залом; здание нового книгохранилища; построен читальный зал на 300 мест; после нескольких лет вынужденного нахождения в Историческом музее в Румянцевский музей вернулись рукописи Л.Н. Толстого; построен Кабинет Толстого.

Музей принимал нарастающий поток новых, менее образованных, чем прежде, читателей, что создавало определенные сложности в обслуживании, рассылал эмиссаров по стране, чтобы не дать пропасть потерявшим своих владельцев коллекциям.

10 марта 1921 г. на основании ордера МЧК Голицын был арестован, вскоре отпущен без предъявления обвинения. С мая 1921 до последнего дня своей жизни В.Д. Голицын был заведующим художественным отделом Государственного Румянцевского музея, потом Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина.

В 1924г. было создано «Всероссийское общество культурной смычки», занимавшееся организацией шефской помощи деревне (сбор средств, книг, направление лекторов и т. п.). В Красной армии политпросвет-работу вели органы политуправления, многочисленные шефы.

Социалистическая перестройка народного хозяйства и социальной структуры населения не мыслилась властью без подготовки кадров «собственных» специалистов со средним и высшим образованием. Выходцам из рабочих и крестьян создавались наиболее благоприятные условия для поступления в вузы и техникумы.

К середине 20-х гг. в СССР было создано около тысячи индустриально-технических, педагогических, сельскохозяйственных, медицинских, экономических, художественных техникумов. Многие выпускники вузов нэповского периода пришли в вузы через рабочие факультеты.

К концу 1930гг. система высшего образования подверглась реорганизации. Были ликвидированы рабфаки, отменены ранее существовавшие ограничения  для выходцев из семей бывших дворян, предпринимателей, чиновников, священнослужителей, зажиточных селян при поступлении в ВУЗы.

   Вопросы и задания к документу:

Проанализируйте данные таблицы.

Важнейшей и по-настоящему массовой формой пропаганды официальной идеологии стала клубная деятельность, призванная «воспитывать общественников». Рабочий клуб предлагал массовые зрелищные мероприятия (театральные и оперные постановки, концерты и т.п.). Здесь развивались различные формы самодеятельного творчества, предоставлялись возможности самообразования, в первую очередь — политического. В клубах люди общались в нерабочее время, что было немаловажно в годы, когда подавляющее большинство занятых на производстве в крупном городе жило либо в стесненных условиях коммунальных квартир, либо в заводских общежитиях.

По состоянию на январь 1936г. в стране насчитывалось 5123 клуба и 65 тыс. так называемых красных уголков. Красные уголки организовывались при предприятиях, в учреждениях, общежитиях и жилых домах. В этих небольших по размерам помещениях проводились общественно-политические, культурные и развлекательные мероприятия.

В кружках самодеятельности занималось более полумиллиона человек. Особенно популярными были кружки радиолюбителей (радио символизировало технический прогресс) и спортивные секции, призванные воспитывать здоровое поколение граждан нового, социалистического, государства. Молодежь увлекалась парашютным и другими военизированными видами спорта.

Для школьников была организована сеть Домов пионеров. Первоначально под них, как и под рабочие клубы, переоборудовали старые здания. В 1930-е гг. развернулось масштабное строительство таких домов-дворцов.

Символом заботы о новом поколении, родившемся уже в годы советской власти, стал детский пионерский лагерь Артек. Реконструированная в 1938г. крымская здравница создавала образ устремленного в будущее города-солнца, где дети, развлекаясь, отдыхали, получали знания и полезные навыки.

Люди всех возрастов и поколений проводили часы досуга в парках культуры и отдыха, где с широким размахом организовывались спортивные и зрелищные мероприятия.

Отношение новой власти к прежней культуре было двояко. С одной стороны, В.И.Ленин не отрицал значения «буржуазной» культуры и необходимости сохранить лучшие её образцы, с другой — выступал против национальной и сословно-ограниченной культуры в пользу интернациональной и массовой.

(Негативные факты и события 1)

Реальная пропасть между двумя культурами (элитарной и народной, массовой) была столь велика, что оптимальное приобщение народных масс к культурному наследию было достаточно затруднено и без посредничества отечественной интеллигенции просто невозможно. Но старая интеллигенция, так называемые «спецы», не пользовалась доверием у революционного большинства.

Ненависть низов народа к вчерашним эксплуататорам, к интеллигенции сознательно и бессознательно переносилась на культуру свергнутого класса. В ситуации почти поголовной неграмотности массы объективно не могли оценить всей значимости доставшегося им культурного наследия.

Годы революции и Гражданской войны не пощадили многие памятники культуры, по всей стране были сожжены сотни усадеб, разорены монастыри и храмы. Однако уже 5 января 1918 г. А.В.Луначарский издаёт распоряжение об охране памятников Московского Кремля, усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» и наиболее ценных частных художественных собраний. Вскоре от охраны ценностей большевики перешли к их национализации.

Против ущемления культуры протестует М. Горький. Он  выдвигает в своих «Заметках о революции и культуре» лозунг (по аналогии с лозунгом «Отечество в опасности!») «Культура в опасности!»

С первых дней советской власти всячески ограничивались возможности интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на массовое общественное сознание. В 1919г. в целях жёсткого регулирования культурной политики основывается государственное издательство — Госиздат, национализируются киноиндустрия и театры. В 1921г. упраздняется автономия высших учебных заведений. Они были поставлены под бдительный партийный надзор. Профессора и преподаватели, не разделявшие политических убеждений, увольнялись.

Помимо него при ЦК работали постоянные комиссии по различным отраслям культуры. Появилось Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), на которое возлагались функции цензуры, а также Главный репертуарный комитет (Главрепертком), ведавший цензурой театрально-концертной деятельности.

Цензура  система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации.                                                                                                                                                        

Осень 1922 года - чёткая веха в политике советской власти по отношению к интеллигенции. По инициативе Троцкого и Ленина из советской страны было выслано 200 человек - представителей отечественной интеллигенции

Первое советское (ленинское) правительство было фактически одним из самых образованных в истории России. Но Сталин и его окружение1930 – 50гг. в силу своей более чем скромной общеобразовательной подготовки, патологической ненависти к старой интеллигенции не могли и не хотели по достоинству оценивать культурное наследие, заботиться о его сохранении, о приобщении к нему народа.

О всё большем ужесточении политики партии в области культуры, всемерной регламентации мыслей, чувств, поведения деятелей культуры свидетельствуют многие факты середины и второй половины двадцатых годов, подготовившие логический переход к «культурной политике» сталинского тоталитарного режима:

- В 1921г. более 200 человек были арестованы по делу так называемой Петроградской боевой организации во главе с В. Н. Таганцевым (профессор географии, секретарь Сапропелевого комитета Академии наук). По решению Петроградской ЧК от 24 августа 61 из арестованных, включая выдающегося русского поэта Н. С. Гумилева, были расстреляны.

РАБОЧИЙ                Н. С. Гумилев

Он стоит пред раскаленным горном,

Невысокий старый человек.

Взгляд спокойный кажется покорным

От миганья красноватых век.

Все товарищи его заснули,

Только он один еще не спит:

Все он занят отливаньем пули,

Что меня с землею разлучит.

Кончил, и глаза повеселели.

Возвращается. Блестит луна.

Дома ждет его в большой постели

Сонная и теплая жена.

Пуля, им отлитая, просвищет

Над седою, вспененной Двиной,

Пуля, им отлитая, отыщет

Грудь мою, она пришла за мной.

Упаду, смертельно затоскую,

Прошлое увижу наяву,

Кровь ключом захлещет на сухую,

Пыльную и мятую траву.

И Господь воздаст мне полной мерой

За недолгий мой и горький век.

Это сделал в блузе светло-серой

Невысокий старый человек.

В июне 1921г. Ф. Э. Дзержинский направил в Политбюро докладную записку об антисоветских организациях среди интеллигенции, из которой следовало, что НЭП создает опасность объединения и консолидации сил буржуазных и мелкобуржуазных групп. Особое внимание обращалось на антисоветскую профессуру в вузах, различных научных обществах. Противников советской власти обнаружили вокруг журналов «Экономист», «Экономическое возрождение», «Летопись Дома литераторов», вестника Пироговского общества врачей, а также в частных издательствах. Отмечалось, что вокруг издательства «Задруга» группируются члены партии энесов, а издательства «Берег» — преимущественно члены ЦК партии кадетов; издательство «Книга» находится в руках ЦК меньшевиков. В записке подчеркивалась «необходимость решительного проведения ряда мероприятий, могущих предотвратить возможные политические осложнения».

На основании записки Политбюро в июне 1922г. создало специальную комиссию в составе И. С. Уншлихта, Д. И. Курского и Л. Б. Каменева. Она должна была подготовить предложения по арестам и высылке интеллигенции, закрытию органов печати. Инициатива высылки принадлежала Ленину, а контроль за исполнением операции был возложен на Сталина. «Надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно. Очистим Россию надолго», — писал Ленин.

С июля 1922 по апрель 1923г. из России в несколько приемов (в том числе на пароходах) было выслано более ста старых интеллигентов (вместе с семьями 228 человек). Среди них были профессора Московского университета, Московского высшего технического училища, Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, Института инженеров путей сообщения, Археологического института; лица, проходящие по делу издательства «Берег» и по делу группы В. В. Абрикосова — священника римско-католической церкви в Москве, сторонника объединения римско-католической и православной церквей, друга патриарха Тихона; агрономы, кооператоры, врачи, инженеры, литераторы.

Нашумевшая высылка вошла в историю под названием «философский пароход», хотя на пароходах в изгнание отбыло около 50 ученых, с членами семей — примерно 115 человек.

В СССР многие представители старой интеллигенции оказались среди репрессированных по политическим мотивам. Согласно данным МВД, общее число арестованных органами ВЧК — ОГПУ за все виды преступлений в 1921—1928гг. составило 842 232 человека, из них 152 633 осуждено. В числе арестованных за контрреволюционные преступления насчитывалось 457 347 человек. Удельный вес «контрреволюционеров» среди всех арестантов вырос с 38 % в 1921г. до 64% — в 1928г. и 82% — в 1929г.

В ноябре 1923г. ГПУ пыталось сфабриковать дело по обвинению в антисемитизме С.Есенина, его друзей А. Ганина, С. Клычкова, П. Орешина. Затравленный поэт покончил жизнь самоубийством в 1925г. (по другой версии убит; поодной из версии у поэта хранилась копия письма Ленина), позднее погибли и другие обвиняемые.

В ноябре 1924г. арестовали группу писателя А. Ганина, объединенную идеей борьбы с «интернационально-коммунистическим режимом во имя спасения национальной России». Группа получила название «Орден русских фашистов». В марте 1925г. Ганина с шестью товарищами расстреляли, семерых отправили на Соловки, откуда вернулись лишь двое.

В мае—июле 1928г. состоялся показательный процесс над «вредителями» в угольной промышленности («шахтинское дело»). Всего по делам об экономической контрреволюции в Донбассе, московского и харьковского «центров» к судебной ответственности привлекли 53 человека, в том числе 36 инженеров и техников. Они обвинялись в создании организации, которая  «щедро субсидировалась поляками, французскими, немецкими фирмами и своим парижским центром», «активно готовилась к интервенции и практически намечала совершенно реальные мероприятия по взрыву тыла изнутри». Пятеро из арестованных были расстреляны, остальные получили разные сроки лишения свободы.

В 1929г. начинается кампания травли писателей-«попутчиков», организованная РАПП. Раздаются резкие обвинения в адрес писателя Е. И. Замятина, поводом для травли явился факт публикации за рубежом на русском языке (весной 1929 г.) отрывков из романа

(Позитивные факты и события 2)

1 декабря 1920г. в «Правде» было опубликовано письмо ЦК РКП (б) «О пролеткультах», где отвергались неверные и вредные попытки выдумывать особую пролетарскую культуру

(Негативные факты и события 2)

В сентябре 1917 года возникла и получила наибольшее развитие в
1919-1921 гг. массовая культурно-просветительская организация пролетариата «Пролеткульт», оказавшая негативное влияние на практику социалистического строительства в области культуры, поскольку в данном
случае имела место вульгарная интерпретация классового характера
культуры

(Позитивные факты и события 3) 

В 1920гг. существенно обновились средства массовой информации. К середине десятилетия в основном сложилась сеть периодических изданий. Большими тиражами выпускались газеты «Труд» (с 1921г.), «Рабочая газета» (1922), «Крестьянская газета» (1923), центральная военная газета «Красная Звезда» (1924), «Учительская газета» (1924), «Комсомольская правда» (1925); журналы «Пролетарская революция» (1921), «Под знаменем марксизма» (1922), «Большевик» (1924) и др.

Расширяли деятельность государственные издательства. Краткий период подъема пережили частные (в феврале 1922 г. в одной только Москве зарегистрировано свыше 143 частных издательств). В 1928г. было издано 270,5 млн экземпляров книг, 303 млн экземпляров журналов и других периодических изданий. Разовый тираж издающихся газет достиг 9,4 млн экземпляров. (В 1913 г. издано 99 млн экземпляров книг, 117 млн экземпляров журналов, 3 млн экземпляров газет.)

(?) - Вспомните фамилию человека, который сыграл огромную роль в распространении печатной продукции в России в начале века?

С 1921г. на главных площадях крупных городов размещались
громкоговорящие радиотелефонные установки, периодически передававшие сообщения Российского телеграфного агентства. С октября 1924г. начались ежедневные передачи радиопрограмм. В 1928г. в стране насчитывалось около 100 тыс. радиоточек. Радио стало одним из ведущих средств массовой коммуникации.

(Негативные факты и события 3) 

После октября 1917г. были закрыты почти все газеты и журналы, выходившие до революции; началось массовое переименование улиц, площадей, переулков, а в дальнейшем и многих городов, имевших богатейшую историю;

(Позитивные факты и события 4)

Охрана культурного наследия: Декрет СНК о регистрации, приёме на учёт и охране памятников искусства и старины (октябрь 1918г.); Декрет СНК о национализации Третьяковской галереи (июнь 1918г.);

Декрет СНК о национализации художественных галерей С. И. Щукина и
И.А. Морозова (ноябрь и декабрь 1918г.); (важно отметить встречную
инициативу известных коллекционеров Алексея Викуловича Морозова,
Ильи Семёновича Остроухова, Ивана Абрамовича Морозова, Сергея Ивановича Щукина, Дмитрия Ивановича Щукина, Алексея Александровича Бахрушина, а также наследников Льва Константиновича Зубалова, обратившихся с просьбой принять их собрания вместе с особняками как безвозмездный дар Советской Республике, а их самих назначить пожизненными хранителями);

(Негативные факты и события 4)

   Повсеместно разрушались памятники, которые, по мнению большевиков, символизировали власть старого режима; началось массовое разграбление дворянских усадеб, уничтожение уникальных библиотек, шедевров зодчества, скульптуры, живописи; несмотря на т. н. «охранные грамоты», у их владельцев были конфискованы редкие коллекции, уникальные произведения искусства, предметы старины (например, у Ф. Шаляпина); разрушались православные храмы, уничтожались монастыри, снимались колокола и переплавлялись на металл.

Так, например, в 1917 г. в Москве насчитывалось  846 действующих храмов, из них за годы советской власти 426 храмов были разрушены, 340 закрыты и обезображены; упразднялись старинные кладбища: так, только в Москве было уничтожено полностью Лазаревское кладбище, основанное в 1748 году. А в некрополе Новодевичьего монастыря осталась 1/10 всех памятников; 1 (14) февраля 1919 г. Наркомат юстиции издал постановление об организованном вскрытии святых мощей, в разгар этой печально известной кампании были вскрыты мощи самого почитаемого святого на Руси преподобного Сергия Радонежского; иконы сжигались тысячами; в 1923 г. прошла массовая чистка библиотек от «антисоветских и антихудожественных книг»

Декрет СНК о запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины (сентябрь 1918 г.); 3 ноября 1917 г. было опубликовано правительственное обращение ко всему народу с призывом к охране и сбережению культурного наследия всех музейных сокровищ и ценностей; в марте 1918 г. создаётся Комитет по охране художественных сокровищ под председательством И. Э. Грабаря; в 1918 г. создаётся Всероссийская реставрационная комиссия; в 1919 г. была национализирована коллекция Юсуповых, на её основе создаются художественный музей в Петрограде - «Бывшая Юсуповская галерея» (во дворце Юсуповых на Мойке) и музей «Архангельское» в Подмосковье;

при Наркомпросе создаётся отдел охраны памятников старины и произведений искусства;

по инициативе А. В. Луначарского открываются усадебные музеи в Архангельском, Кускове, Останкине; основатель музея А. А. Бахрушин назначается почётным директором своего музея.

III. Итоги культурной революции

Невозможно дать однозначную оценку этого периода в истории советского общества и его культуры: весомые, а порой просто выдающиеся достижения во многих слагаемых целостного культурного процесса совершались в основном вопреки многим уродливым тенденциям и явлениям, составлявшим сущность тоталитарного государства сталинского образца. Весомые достижения стали возможными благодаря ряду обстоятельств:

- вкладу потомственной отечественной интеллигенции, не покинувшей Родину и искренне служившей идеям Октября;

- вовлечению в сферу активной культурной деятельности миллионов людей из обедневших слоев населения, из гущи народной, что фактически стало возможно лишь в результате Октябрьской революции;

- массовому энтузиазму, самоотверженному труду, инициативе
и творчеству рядовых членов партии, бывших там, где трудно, увлекавших своим примером других - не корысти ради, а ради непоколебимой веры в светлую мечту.

Энтузиазм, бескорыстие, вера в светлые идеалы стали весомой предпосылкой успехов как в мирные, так и в военные годы, когда целое поколение патриотов, беззаветно преданных Родине, хорошо знало, что оно защищает.

Пафосная мажорная атмосфера созидания в стране, «где так вольно дышит человек», утверждалась согласованными усилиями всех средств массовых коммуникаций. Утверждалась назойливо, изо дня в день именно в то время, когда на самом деле человеческая жизнь ничего не стоила, когда любого человека, даже творческого, увлечённого социально значимым делом, искренне преданного идеалам партии и Октябрьской революции, могли растоптать, унизить, ошельмовать, физически уничтожить вместе с близкими и дальними родственниками. Таким образом, политику Сталина можно назвать «апофеозом ханжества и лицемерия».

Для доказательства этого давайте вспомним известные афоризмы Сталина и посмотрим, как они на деле претворялись в жизнь:

Афоризмы Сталина

Рассуждения учащихся о том, как афоризмы Сталина претворялись в жизнь

1

2

Кадры    решают всё

В 30-50-е годы осуществлялось систематическое уничтожение кадров, как старых так и новых, во всех сферах жизнедеятельности общества.

Сын за отца не отвечает

Репрессиям подвергались не только так называемые враги народа, но и их родные и близкие, дети репрессированных направлялись в детприёмники, детям малого возраста давали другие имена и фамилии, чтобы никогда не узнали своего действительного родства; клеймо «сын (дочь) врага народа» сопутствовало человеку до конца жизни.

Равнение на Ильича

Ставились фильмы, спектакли, писались книги, открывались памятники, посвящённые Ленину; параллельно - организовывались процессы над соратниками Ленина, осуществлялось систематическое их уничтожение (вспомним, например, что были уничтожены почти все делегаты XVII съезда партии)

Жить стало лучше, жить стало веселей

Не случайно в эти годы происходит расцвет песенного жанра, оперетты, комедийных фильмов и спектаклей, пик профессии конферансье, циркового искусства. Всё должно было убеждать самих граждан СССР и мировую общественность в весёлой благополучной жизни советских людей - и это в то время, когда осуществлялся массовый геноцид против своего же народа, когда уже возник архипелаг ГУЛАГ

СССР –

интернационализм в

действии;

наше

завоевание-

дружба народов

Между тем пятый пункт анкеты - национальность — был решающим аргументом при поступлении в вуз, приёме на работу, взятии на подозрение, аресте и просто физическом уничтожении человека; хорошо известна судьба ряда народов Кавказа и Закавказья, крымских татар, латышей, эстонцев, литовцев.

Дети – наше

будущее

Именно в сталинское время был спровоцирован массовый голод на Украине, когда не только взрослые, но и дети пухли с голода и умирали. Именно в это время детей морально растлевали, заставляли доносить даже на родных и близких, отказываться от репрессированных родителей - «врагов народа» (эпизод с Викой Люберецкой («Завтра была война» Б. Васильева).

Учиться,

учиться  и

учиться,

как завещал  

великий

Ленин

Сталин часто цитировал известное ленинское положение -учиться, учиться и учиться. А между тем само сталинское окружение и сам Иосиф Виссарионович имели более чем скромное образование, что не мешало осуществлять «великий перелом» в науке, закрывать   отдельные отрасли науки -кибернетику, генетику и др., поучать учёных-специалистов и т. д. Действительно грамотные, высокообразованные, интеллигентные люди были предметом насмешек сталинских функционеров, первыми кандидатами для пополнения ГУЛАГа

Осип Мандельштам

 Мы живем, под собою не чуя страны,

 Наши речи за десять шагов не слышны, Наши речи за десять шагов не слышны,

 А где хватит на полразговорца, А где хватит на полразговорца,

 Там припомнят кремлёвского горца. Там припомнят кремлёвского горца.

 Его толстые пальцы, как черви, жирны, Его толстые пальцы, как черви, жирны,

 А слова, как пудовые гири, верны, А слова, как пудовые гири, верны,

 Тараканьи смеются усища, Тараканьи смеются усища,

 И сияют его голенища. И сияют его голенища.

 А вокруг него сброд тонкошеих вождей, А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

 Он играет услугами полулюдей. Он играет услугами полулюдей.

 Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

 Он один лишь бабачит и тычет, Он один лишь бабачит и тычет,

 Как подкову, кует за указом указ: Как подкову, кует за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь,       кому в глаз.

Что ни казнь у него - то малина Что ни казнь у него - то малина

И широкая грудь осетина. И широкая грудь осетина.

Ноябрь 1933 Ноябрь


Реклама в России

Особый толчок к развитию реклама получила во времена правления Петра I. Этот период характеризуется развитием промышленности, появлением флота. Все это не могло не сказаться на рекламе, ее особом стиле. В XVII-XVIII вв. в России все чаще стала появляться информация из-за границы. Рекламные тексты этого времени носили справочный характер. В конце XIX - начале XX вв. начинается экономический и промышленный подъем. Широкое развитие получили рекламные плакаты, размещавшиеся на трамваях и круглых уличных тумбах. Появились издания, печатающие только рекламу. Реклама конца XIX в. носила больше фольклорный характер и не решала политические и экономические задачи XX в.

В XX в. при журналах и газетах уже работали рекламные агентства. В этот период реклама превращается из "бездоказательной" в "проверенную". До Октябрьской революции реклама получила широкое развитие за счет бурного роста городов; после революции правительство приняло решение о монополизации рекламы государством. Своим декретом 1918 г. СНК России предусмотрел организацию при всех почтово-телеграфных учреждениях централизованного приема рекламных объявлений от всех лиц и учреждений для помещения их в советских печатных изданиях. Таким образом, коммерческая реклама практически свелась к нулю.

После Гражданской войны российская реклама постепенно начала выбираться из кризиса. В 1920-х гг. стали появляться новые крупные рекламные агентства, в основном государственные, такие как: "Мосторгреклама", "Связь", "Рекламтранс" и "Промреклама". В период НЭПа (середина 20-х - начало 30-х гг.) реклама стала вновь бурно развиваться. Советская реклама этого периода сумела объединить достижения художников-конструктивистов и традиционные приемы старой русской рекламы. Она преобразила облик улиц городов и украсила витрины магазинов изображениями героев новой страны. Реклама начала появляться в общественных местах: в гостиницах, театрах, на трамваях. Активное развитие в это время получила не только реклама коммерческая, но и социальная, пропагандирующая светлое будущее. Реклама стала орудием борьбы государства с частными секторами экономики, но реально реклама не выполняла свою главную задачу - быть посредником между потребителем и производителем. Государство стремилось таким образом перевоспитать граждан "новой страны" после Октябрьской революции. Среди населения шла пропаганда советского образа жизни для формирования определенных нравственных ориентиров. После Гражданской войны в стране царил беспорядок. Человеческие пороки и вредные привычки, проявляющиеся в повседневной жизни, мешающие строить социализм и влияющие на нравственную и социальную атмосферу в обществе, были объявлены "врагами культурной революции". С помощью плаката государство решило бороться с человеческими пороками: пьянством, ленью, бескультурьем, половой распущенностью и безграмотностью.

К работе над плакатами были привлечены лучшие художники, дизайнеры и писатели того времени: Дени, Рогов, Черемных, Кукрыниксы, Янг, художники ИЗОРАМа, Маяковский, Бедный.

Плакат "СТОЙ!" со стихотворением Демьяна Бедного "Ночная панель", выполненный "Объединением художников-реалистов", единственный плакат в России, призывающий покончить с пережитками старого строя:

Вот чему должна быть крышка,

Вот вести с чем надо бой:

Строя старого отрыжка

На панели пред тобой!

Перья, пудра, краски, мушки,

Блеск поддельной красоты,

Продающиеся "душки"

Безобразные "коты"

Заразное наслажденье,

Визг распутный до утра.

Это злое наваждение

Прекратить давно пора.

Надо кончить с гнойной свалкой,

Оздоровить города

Пролетарскою закалкой

Женской воли и труда.

Нужно отметить, что были плакаты, протестующие против половой распущенности. Яркий примером этого "вида" является плакат К. Ротова со стихотворением В. Маяковского "Долой безобразников по женской линии! Парней-жеребцов зажмем в дисциплине!" (1930).

В 1929-1930 гг. в Советском Союзе шла антиалкогольная компания. На эту тему было выпущено большое количество социальных плакатов. Особо можно отметить фотомонтажный плакат Буланова "Папа, не пей" (1929) и работу художников ИЗОРАМа "Помни, когда ты пьешь, твоя семья голодна" (1930). На этих плакатах очень ярко выражен трагизм пьянства в семье, который подчеркивают впечатляющие образы и емкие слоганы.

Говоря про антиалкогольные плакаты, нельзя не выделить особый их вид -"пьянство на работе". Сюда надо причислить плакаты Янга и Черномордика "Из рабочей гущи выгоним пьющих" (1929), "Долой пьяниц! Заявим громко..." (1929) и плакат Дени "Долбанем!" (1930). На плакатах пьяницы изображены страшными уродцами, из-за которых на производстве случаются поломки. В слоганах раскрывается вся антиалкогольная кампания тех лет: "В маленьком стакане, вот этом вот, может утонуть огромный завод", "Долой пьяниц! Заявим громко. От пьяниц только хулиганство и поломка!". Алкоголь выступает как враг народа, Советского союза, культурной революции.

Как уже сказано, в период НЭПа в Советском Союзе шла пропаганда здорового образа жизни. И наряду с антиалкогольной кампанией и пропагандой против половой распущенности шла антиникотиновая кампания против курения. В плакатах объяснялось, что "Табак - яд", "Никотин, извлеченный из 5 папирос, убивает кролика, из 100 папирос - лошадь". В этой категории представлены два вида тематических плакатов: курение - вред здоровью; курение - вред работе. Иллюстрацией второго вида служит плакат Госмедиздата (1930) "Курение табака дорогое и вредное дело для здоровья и хозяйства". Здесь популярно объясняется, что "на курение уходит 14% рабочего времени; ежегодно прокуривается в СССР (выпускается на воздух) сотни миллионов рублей". Отсюда следует вывод - "Брось курить!".



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия по теме "Человек советский..." (Повседневная жизнь советских людей в послереволюционное время)

План-конспект урока по истории (расчитанного на два учебных часа) с презентациями к данному занятию. Для студентов 1 курса гуманитарного или естественнонаучного цикла. Расскрывает основные качества, к...

Проектная деятельность на уроках физической культуры как элемент достижения метапредметных результатов

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  впервые  фиксирует  в  правовых  нормах  те  элементы  новой школы,  которые  ...

СИСТЕМНЫЙ МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье на основании методологии теории самоорганизации анализируется практика мониторинга социально-экономических противоречий в Российской Федерации. Автор предлагает использовать в качестве методо...

Развитие советской культуры (1945-1991 годы)

Маткриал предназначен для проведения комбинированных занятий по дисциплине "История" у студентов 1-2 курсов...

Моя книга-перевод "Правильное убеждение и то, что ему противоречит"

Вниманию аудитории представляется мой перевод книги Саудовского государственного и религиозного деятеля, Исламского богослова, верховного муфтия Саудовской Аравии (в1993-1999г.г.), главного сторонника...

Решающий вклад советского народа в достижении Победы над фашизмом

Решающий вклад советского народа в достижении Победы над фашизмом...

Открытый бинарный урок по истории и литературе Тема урока: «Культура советского общества в 1920-1930 гг: Эпоха в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Цели:Закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;Развивать навыки монологического высказывания через анализ художественно...