Открытый урок к 120-летию С.А. Есенина
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
по предмету «станковой композиции» с учащимися 4 класса
преподавателя изобразительного отделени Модниковой Т.А.
Тема: «Иллюстрация к стихотворению С.А. Есенина «Песнь о собаке».
Цель:
1.Иллюстрирование произведения с усвоением метода зарисовки животного с применение художественных материалов в виде акварели, технических приемов в исполнении, их выразительных возможностей, необходимых для воплощения художественного замысла.
2. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А .Есенина. Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству С. А .Есенина. Воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности.
3. Продолжить изучение учащимися понятия «иллюстрация», как графического отображения слова на примере творчества С.А. Есенина.
Задачи:
- научить самостоятельно, освоить метод конструктивного рисунка, приёмов исполнения необходимых зарисовок животного, с применением художественных материалов в виде акварели.
- развивать творческую активность, эстетический вкус;
- воспитывать любовь к окружающему миру, понимания чувственной поэзии С. А. Есенина, способность созерцания окружающего мира природы.
Тип урока:
комбинированный.
Методы обучения:
Диалогически - познавательной, репродуктивный.
Приемы преподавания:
Беседа, объяснение, демонстрация, обучение навыкам рисунка.
Форма работы:
Индивидуальная, с коррекционным подходом преподавателя для ученика, видеоряд как дополнение к методической разработки обучения преподавателем.
Материалы для работы:
Акварельная бумага формат А3, карандаши разной твердости, ластик, акварельные краски.
План урока.
Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Вводная беседа.
Организация познавательной активности класса, подготовка их к усвоению нового материала - беседа.
Актуализация опорных знаний.
Объявление темы и цели урока.
Введение нового материала.
Дать учащимся конкретные художественные навыки для выполнения задания с использованием технических приемов исполнения.
Самостоятельная работа учащихся.
Задание выполняется на основании художественно-технических приемов данных учителем. Главный акцент делается на умении подбора художественных материалов, технических приемов исполнения, которые наиболее ярко и выразительно раскроют авторский замысел, передадут настроение, состояние изображаемого мотива иллюстрации.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
-контроль организации рабочих мест;
-контроль правильности выполнения приемов работы;
-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объема и качества выполненной работы.
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организация начала урока
2. Беседа. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы начнем наш урок несколько необычно. Тему его я вам не сообщу. Вы сами догадаетесь, о чем пойдет речь, когда услышите романс на стихи этого поэта.
- Попробуйте узнать на чьи стихи написана эта музыка.
Звучит музыка: Г. Пономаренко исполняет инструментальный дуэт "Серебряные струны»
- Конечно же, Сергее Александровиче Есенине.
Есенин родился в 1895 году в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии, ребенком жил в семье деда.
Закончил Константиновское четырехклассное училище с отличием в 1909 г. затем учительскую школу в 1909-1912 гг., из которой вышел «учителем школы грамоты».
Летом 1912 Есенин переезжает в Москву, некоторое время служит в мясной лавке, затем работает в книгоиздательстве, типографии И. Д. Сытина. Занимается на историко-философском отделении университета (1913-1915), а 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые печатает свои стихи.Весной 1915 года он приехал в Петроград, где познакомился с А. Блоком, Н. Клюевым,а позже был призван на военную службу и прикомандирован к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара.
В 1916 Александр Сергеевич Есенин издает первый сборник «Радуница» —, который делает его известным поэтом.
Максим Горький пишет: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе».
Немаловажным событием в жизни Есенина стала встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан осенью 1921 г. Через полгода они поженились. Совместное путешествие молодоженов по Европе и Америке
Новаторство и своеобразие С.А. Есенина как поэта проявляется в потрясающем тонком видение русской природы.
В его поэзии присутствует мотив «кровного родства» с животным миром их он называет «братьями меньшими»:
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.
Мы сейчас много говорим о любви, милосердии, жалости к людям.
А ведь этого не может быть без любви к природе и животным.
И эта любовь чувствуется у Есенина в стихах, как ни у кого из поэтов.
И не только чувствуется, главное передается.
Читайте стихи Есенина!!!
Воспоминания знаменитого артиста Василия Ивановича Качалова о знакомстве поэта с его собакой:
«Я отыграл спектакль, прихожу домой…Поднимаюсь по лестнице, слышу радостный лай Джима. Я вошел, увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу.
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую бесшумную погоду.
Дай, Джим , на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Да, особое место в лирике Есенина занимают образы животных.
«Братья наши меньшие» наделены абсолютно всеми человеческими чувствами в том числе и человеческими чувствами , одним из которых является чувство материнство.
Преподователь читает стих
«Песнь о собаке» Сергей Есенин
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Сложно оставаться равнодушными к этим строкам, которые действительно трогают сердце.
Время Есенина – время больших потрясений в истории России. Душа поэта не вынесла этих поворотов. Умер молодым с болью в сердце о России.
Практическая работа
Урок будет заключатся в том, чтобы научится нарисовать животное (собаку, щенка) и сделать иллюстрацию к стихотворению
Сергея Александровича Есенинана «Песнь о собаке»
Просмотр работ учащихся и их обсуждение
Оценки за классную работу.
Домашнее задание:
иллюстрация стихотворение «Отговорила роща золотая» (пейзаж с учетом воздушной перспективы в технике акварель)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок к 20-летию Конституции
Конституция — это не только Основной Закон страны, который зафиксировал главные демократические завоевания современности. Это фарватер, предопределяющий развитие общества и государства, фундамент зако...
Открытый урок, посвященный 213-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Алекса́ндрСерге́евичПу́шкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик.Александр Сергеевич Пушкин, «солнце русской поэзии», велик...
открытый урок "Художественный мир лирики С. Есенина"
О творчестве С. Есенина...
Открытый урок по творчеству С.А.Есенина
Материал для работы учителя русского языка и литературы...
Сценарий открытого мероприятия, посвященного 100-летию завода «Электросталь»
Сценарий открытого мероприятия, посвященного 100-летию завода «Электросталь» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 09.01.03 мастер по о...
Методическая разработка к открытому уроку «Проходит он тернистый путь своей карающею лирой…», посвящённого 190-летию со Дня рождения М.Е.Салтыкова-Щедрина
Урок по теме «Проходит он тернистый путь своей карающею лирой…» проводится в рамках Недели комиссии общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин и в связи с 190-лети...
Методическая разработка к открытому уроку по литературе, посвящённому 145-летию со дня рождения А.И.Куприна «Гимн торжествующей любви»»
Открытый урок по литературе по теме «Этапы жизни и творчества А.И.Куприна. Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет»» проводится в рамках Года литературы в России и к 145-лети...