Сергей Розанов - музыкант, кларнетист, основатель школы.
методическая разработка на тему
Среди имен выдающихся русских музыкантов конца XIX – начала ХХ столетий, таких, как А.Н.Есипова, А.А.Брандуков, К.Н.Игумнов, А.Б.Гольденвейзер, А.В.Нежданова, Л.В.Собинов, почетное место занимает имя
замечательного кларнетиста, солиста оркестра Большого театра, профессора Московской консерватории им. П.И.Чайковского, Сергея Васильевича Розанова. С 1866 года по 1916 год класс кларнета в Московской консерватории возглавляли известные кларнетисты, представители немецкой и чешской
кларнетных исполнительских школ – В.Гут, Ф.Циммерман, Й.Фридрих. Надо отдать им должное: они, особенно Ф.Циммерман, оказали огромное влияние на развитие российской исполнительской духовой школы. Выпускники лучших европейских консерваторий, блестящие виртуозы, опытнейшие оркестровые музыканты сумели привить своим ученикам высокие профессиональные навыки.
И все же, иностранные музыканты, которые вели классы духовых инструментов в первых российских высших музыкальных учебных заведениях,
оставались равнодушными к тем целям и задачам, которые стояли в то время перед русской музыкальной культурой, в том числе, и перед отечественным
музыкальным образованием. Именно с деятельностью С.В.Розанова мы связываем интенсивный рост уровня исполнительства на кларнете, который наблюдается в период 1920 –
1940х годов прошлого века. Большой музыкальный талант Сергея Васильевича,
его художественное кредо формировались под воздействием великого русского
классического музыкального искусства. На концертной эстраде он выступал
как пропагандист, музыкант-просветитель, пропагандируя не только лучшие
образцы европейской музыки, но и те сочинения, которые создавались
современными ему композиторами. Общеизвестно, что «Восточный танец»
С.Василенко, «Этюд» К.Мостраса, «Ноктюрн и Этюд» А.Гедике; соло кларнета
в симфонической поэме «Утес», Второй симфонии и Втором фортепианном
концерте С.В.Рахманинова были написаны специально для него.
Профессор С.В.Розанов был выдающимся педагогом и ученым-
методистом, воспитавшим большую группу превосходных кларнетистов. Им
написана первая отечественная школа обучения игре на кларнете, две тетради
«Упражнений для развития техники на кларнете». Впервые в истории
отечественных музыкальных учебных заведений он стал читать лекции по
методике обучения игре на духовых инструментах, на основе которых была
издана основополагающая работа отечественной духовой методической науки «Основы методики преподавания игры на духовых инструментах», которая и в
наше время сохраняет свою актуальность. Необходимо отметить и ту большую
организационную и общественную работу, которую Сергей Васильевич вел в
стенах Большого театра и консерватории.
С.В.Розанов родился 5 июля (по старому стилю) 1870 года в Калуге. Его
отец – начальник железнодорожной станции – был большим любителем музыки
и играл на виолончели, корнет-а-пистоне и кларнете. Он и стал первым
учителем Сергея Васильевича. 16летним юношей С.Розанов поступает в
Московскую консерваторию в класс профессора Ф.Циммермана. ученика
выдающегося немецкого кларнетиста и педагога Карла Бермана. На
вступительном экзамене им были исполнены «Три фантастические пьесы»
Р.Шумана. Аккомпанировал С.И.Танеев. В 1888 году, получив на экзамене
оценку «отлично», ученик консерватории Сергей Розанов был переведен через
курс – с третьего на пятый. В комиссию, принимавшую этот экзамен, входили
профессора С.И.танеев, Ф.Циммерман и В.Фитценхаген.
В то время в консерватории на студенческих академических вечерах-
прослушиваниях учащиеся-духовики выступали довольно редко. Пьесы
исполнялись по нотам, так как считалось, что удел духовиков – исключительно
оркестровое исполнительство, и игра наизусть им не нужна. Однако Сергей
Васильевич весьма часто выступал на таких прослушиваниях, играя пьесы
наизусть. В 1889/1890 учебном году он еженедельно принимал участие в
академических прослушиваниях.
В годы учебы в консерватории С.В.Розанов увлекся камерным
музицированием и стал принимать активное участие в классах ансамбля
профессоров С.И.Танеева и И.В.Гржимали. В.И.Сафонов, будучи директором
консерватории, придавал большое значение ансамблевому исполнительству,
справедливо считая, что оно весьма способствует развитию профессионализма
учащихся. Первое публичное выступление С.В.Розанова в составе камерного
ансамбля состоялось в концертном сезоне 1890/1891 года. Был исполнен Септет
И.Гуммеля, да и впоследствии, уже по окончании консерватории, он принимает
участие в камерно-концертных выступлениях. В 1892 году в Москве впервые
прозвучало «Патетическое трио» Глинки. Исполнителями были пианист
Шишкин, Розанов и фаготист Кристель.
В 1919 году в Нью-Йорке С.С.Прокофьев по заказу своих товарищей по
Петербургской консерватории написал «Увертюру на еврейские темы» для
кларнета, фортепиано и струнного квартета. Впервые это сочинение в нашей стране прозвучало в сентябре 1923 года в Малом зале Московской
консерватории. Партию кларнета исполнил С.В.Розанов, а партию ф-но –
К.И.Игумнов.
Очень часто репетиции к концертам проходили на домашней квартире
директора консерватории В.И.Сафонова. На одной из таких репетиций
(репетировался только что изданный Квинтет И.Брамса с кларнетом ор.115)
произошло знакомство Сергея Васильевича с П.И.Чайковским. В своих
неизданных «Заметках о консерватории» С.В.Розанов писал: «Вспоминаю
первое исполнение Квинтета Брамса... Среди приглашенных гостей был
П.И.Чайковский. Как известно, Чайковский недолюбливал Брамса, но Квинтет
ему страшно понравился. Он мне обещал написать камерное произведение. К
сожалению, смерть его помешала выполнить это обещание».
Начальную оркестровую практику С.В.Розанов получил у Сергея
Ивановича Танеева. С 1889 года Розанов играет в ученическом симфоническом
оркестре консерватории под руководством В.И.Сафонова, принимая участие в
симфонических общедоступных концертах, которые тогда устраивала
Московская консерватория. Кроме того, он был участником Оркестрового
кружка консерватории, в котором ученики, собираясь, раз в неделю,
практиковались в читке с листа.
Заметим, что исполнительский талант кларнетиста дополнялся
способностями С.В.Розанова к дирижированию, хотя конкретных действий к
активным занятиям дирижированием он не предпринимал. Однако сохранилась
характеристика, данная В.И.Сафоновым, в которой указывается, что Сергей
Васильевич обладает отличными данными для управления оркестром. [2,25-26]
В 1891 году Сергей Васильевич Розанов окончил Московскую
консерваторию с отличием и был награжден Большой серебряной медалью
(Золотой медалью духовики тогда не награждались), которая не была им
выкуплена «по причине отсутствия средств», как говорил Сергей Васильевич.
По окончании консерватории С.В.Розанов работает в оркестрах Итальянской
оперы и Русской оперы Прянишникова. В это же время начинается и сольно-
концертная деятельность Сергея Васильевича, которая продолжалась более
четверти века.
Летом 1894 года на курорте Майори (Юрмала) Сергей Васильевич
исполнил Концерт № 1 для кларнета с оркестром К.Вебера. Вот, что писала
одна из местных немецких газет: «Солист г-н Розанов показал себя как мастер
своего инструмента, для которого совершенно не существует технических
трудностей. Он преодолевал их с большой легкостью, сохраняя в то же время чистоту и ясность тона». [2,70] В рецензии другой, тоже местной, газеты:
«Прелестный концерт Вебера № 1 для кларнета подал г-н Розанов очень
красиво и тепло. Артист обладает хорошей фразировкой, длинным дыханием и
сильным тоном. Благодаря этим качествам он прекрасно преодолевает
технические трудности этого произведения». [2,70]
Большой успех сопутствовал исполнению С.В.Розановым Концерта A-dur
В.Моцарта в 1910 году. Оркестром дирижировал известный композитор и
дирижер Н.Н.Черепнин. Журнал «Оркестр» писал: «С большим вниманием и
увлечением прослушала публика исполнение на кларнете С.В.Розанова, по
праву считающегося выдающимся артистом. Концерт Моцарта А-dur дал
полную возможность г. Розанову развернуть свои недюжинные силы и был
передан с редкою музыкальностью, вкусом, техникой, красивым звуком,
повинующимся малейшему художественному желанию артиста. Отрадно было
сознавать, что такие солисты отдают свое искусство оркестру и неустанно
совершенствуются, предъявляя к искусству требования высшего порядка».
[2,72]
Концертному репертуару С.В.Розанова были присущи широта и
разнообразие репертуара. Он исполнял сочинения В.Моцарта, М.Глинки,
С.Танеева, К.Вебера, И.Брамса и Л.Бетховена, играл и собственные
транскрипции для кларнета произведений П.Чайковского, Ф.Шопена,
А.Аренского, других западноевропейских и русских композиторов. В
послереволюционные годы его репертуар включал сочинения С.Василенко,
К.Мостраса, Л.Перминова, С.Евсеева, А.Хачатуряна, М.Крейна, С.Прокофьева.
30 октября (по старому стилю) 1894 года Розанов был по конкурсу принят
в оркестр Императорского московского Большого театра на должность второго
кларнетиста. Через три года его переводят на должность первого кларнетиста.
Еще через девять лет он становится кларнетистом-солистом (principal)
балетного оркестра и в 1910 году, через 16 лет, прошедших после поступления
в оркестр театра, его назначают солистом оперного оркестра.
Со второй половины XIX столетия оркестр Большого театра начинает
выступать в симфонических собраниях Русского музыкального и
Филармонического обществ. С.В.Розанов принимал активное участие в этих
концертах. Он содействовал композитору С.Н.Василенко в организации
«Исторических концертов». О том признании, которым пользовался
С.В.Розанов у своих коллег и дирижеров, говорит тот факт, что выдающийся
дирижер А.Никиш перед своими гастролями в Москве ставил непременным
условием участие Розанова в концертах. [4]1919 год стал юбилейным, 25-летним годом работы С.В.Розанова в
оркестре Большого театра. В ходатайстве дирекции театра о присвоении
Сергею Васильевичу почетного звания Заслуженный артист республики
говорилось: «Розанов – артист исключительной величины, известный всему
миру, не знает себе равных». С.В.Розанов стал первым оркестровым
музыкантом, удостоенных этого высокого звания. [2,29]
29 октября 1924 года в Большом театре торжественно отмечали бенефис
(30-летие работы) Сергея Васильевича. В этот день шла опера Р.Вагнера
«Лоэнгрин» с участием великих А.В.Неждановой и Л.В.Собинова.
Дирижировал оркестром выдающийся дирижер В.И.Сук.
В 1922 году в Москве был организован Персимфанс – оркестр без
дирижера. Просуществовал он около 10 лет. В нем, главным образом,
принимали участие артисты оркестра Большого театра. Сама специфика
оркестра без дирижера требовала исполнителей высочайшей квалификации и
большого оркестрового опыта. Организаторами и участниками оркестра стали
профессора Московской консерватории: Л.Цейтлин, М.Табаков, С.Розанов.
В 1929 году С.В.Розанов оставил работу в оркестре театра, перейдя на
работу в Московскую консерваторию.
Говоря об исполнительской – оркестровой, камерной и концертной –
деятельности С.В.Розанова, следует иметь в виду те эстетические и
мировоззренческие идеи, которые сформировали русское искусство, в том
числе и музыкальное, второй половины XIX века как особое эстетическое
явление. Это были идеи, охватившие все прогрессивные слои тогдашнего
общества, демократические идеи 1860-х годов. Не идеи «времен Очакова и
покоренья Крыма» – православие, самодержавие и народность, но
Самобытность, Народность, Реализм стали определяющими принципами в
развитии национальной музыкальной культуры.
Конец XIX столетия в русском духовом исполнительском искусстве
характерен появлением ряда выдающихся музыкантов-духовиков: В.Цыбин,
Н.Солодуев, В.Солодуев, С.Розанов, П.Бессмертнов, И.Костлан, М.Табаков.
В.Блажевич, И.Липаев, В.Васильев. Все они ставили во главу угла качество
звука, умение «петь на инструменте». И тембр, и технология исполнительства
рассматривались как выразительные музыкальные средства, подчиняющиеся
главному: раскрытию идей и образов исполняемых произведений. Это весьма
важно, ибо в дальнейшем эти принципы ярко проявились в исполнительском и
педагогическом мастерстве музыкантов-духовиков советской эпохи.По свидетельству музыкантов, слышавших игру Сергея Васильевича, он
обладал широким, полным звуком с естетственным вибрато. Он мог
великолепно филировать звук, сводить его к полному замиранию, или,
наоборот доводить до мощного звучания. К интонированию С.В.Розанов всегда
относился внимательно. И, конечно, следует отметить его необыкновенное
«чувство партнера» в ансамбле. Он всегда добивался четкой слаженности и
согласованности с другими инструментами.
Часто бывает так, что у музыканта-исполнителя некоторые стороны его
мастерства бывают развиты более других. Розанов же обладал, наряду с
красивым, тембрально наполненным звуком, виртуозной техникой. Для него не
существовало технических неудобств. В любом, даже самом быстром темпе,
каждая нота в пассаже звучала отчетливо. Так было и в «Полёте шмеля» из
оперы Н.А.Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане», в соло из второго
номера оперы П.И.Чайковского «Иоланта», в «Плясках половецких девушек»
из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь». Он старался выигрывать каждую ноту
даже в tutti. В этом проявлялось его уважение и к слушателям, и к коллегам,
сидящим в оркестре рядом с ним.
Многие соло были исполнены С.В.Розановым в спектаклях Большого
театра. Особо отмечали его игру в опере «Травиата» Дж.Верди, в Каватине
Антониды, Вальсе и Краковяке в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин»,
каденциии кларнета из финала IV акта «Руслана и Людмилы»: «Он начинал
соло с РР, с чуть слышного ЛЯ2
, и, крещендируя, скандировал последние звуки
в малой октаве». Виртуозно играл Сергей Васильевич каденцию в сцене
«Половецкого стана» в опере А.П.Бородина «Князь Игорь». Он начинал
нисходящий пассаж с «р», одновременно с ускорением крещендировал и затем
филировал звук до полного замирания.
В своей диссертации «С.В.Розанов – выдающийся русский кларнетист-
исполнитель» А.Р.Пресман, ссылаясь на рассказ С.В.Розанова даёт, следующую
зарисовку исполнения каденции: «Он (С.В.Розанов) начинал соло с рр с чуть
слышного ля II октавы, и, постепенно крещендируя, приходил к соль в нижнем
регистре, скандируя последние, насыщенные драматизмом, звуки кларнета в
конце каденции». [2,73]
И.Липаев, называя С.В.Розанова кларнетистом европейского масштаба,
отмечает такие его исполнительские качества как развитые дыхание и
амбушюр, мягкий красивый звук, музыкальная благородная фразировка,
умение свободно и легко справляться с трудными и сложными местами. Вот что писала газета «Русское слово» в декабре 1910 года в рецензии на
премьеру оперы Вагнера «Гибель Богов» в Большом театре: «Среди членов
оркестра есть виртуозы художники на своих инструментах, равных которым
нигде нет. Недаром, например, несколько лет назад Артур Никиш предлагал
первому кларнетисту С.В.Розанову выехать из России в Лейпциг на каких
угодно условиях. Слушая его игру с бесконечно мягкой и благородной
интонацией, вы невольно вспоминаете слова Берлиоза: «Кларнет – скрипка
среди деревянных духовых инструментов…». [4] 35 лет С.В.Розанов был
украшением и гордостью оркестра Большого театра.
Говоря об исполнительской деятельности Розанова на симфонической
эстраде, остановимся на некоторых соло, в которых наиболее ярко проявилось
дарование этого выдающегося музыканта. Сергей Васильевич тонко понимал и
чувствовал стиль П.И.Чайковского. А.Никиш восхищался исполнением
Розановым знаменитого соло кларнета на «Франчески да Рамини». Соло это,
как известно, состоит из каденции и темы «Рассказ» Франчески. Начало
каденции исполнялось «рр», которое сразу же привлекало внимание
слушателей. Затем следовало напряжённое крещендо, филировка последних
звуков и, перед самым рассказом Франчески, – небольшой люфт, как бы
передающий ее вздох перед рассказом. Высоко ценил дарование С.В.Розанова
С.В.Рахманинов, с которым Сергей Васильевич подружился ещё во времена
учёбы в консерватории. В своих сочинениях – II фортепианном концерте, II
симфонии, симфонической поэме «Утёс» соло кларнета были написаны
автором специально для Розанова.
Исполнительский стиль С.В.Розанова, солиста оркестра, всегда отличался
большой выразительностью. Умение подчинять свою художественную
индивидуальность общему музыкальному замыслу – один из самых
замечательных ансамблевых талантов Сергей Васильевича. Ему были
свойственны широта динамического диапазона и многогранность
интерпретации музыкальных образов. Он чётко ощущал самые различные
стили и своей игрой ярко представлял их характерные особенности. Он
мастерски владел всеми регистрами кларнета при безукоризненно ровном
звучании всего диапазона.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сергий Радонежский (внеклассное мероприятие к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского)
Для НПО и СПО...
ОБРАЗ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧЕ НЕСТЕРОВА
Материал подготовлен к III Епархиальному съезду МОЛОДЕЖИ ЯКУТИИ "Мы наследники преподобного Сергия", посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Нерюнгри 11-14 марта 2014г....
М. Жирков - основатель Республиканской ДМШ Якутии
В этом году исполнилось 125 лет сдо дня рождения первого якутского музыканта, композитора Марка Николаевича Жиркова. Марк Николаевич ...
Интерес на уроке хора - важнейший фактор воспитания музыканта в музыкальной школе
Методический доклад в котором освещены приемы и методы развития интереса к предмету....
Реферат-доклад на педагогический совет школы искусств "Музыканты в творчестве Делакруа" Музыка и живопись (предмет: история изобразительного искусства).
quot;Музыка может часто внушать глубокие мысли. Слушая её, я испытываю огромное желание творить"; "Эмоции, вызываемые музыкой, не могут сравниться ни с чем, она передаёт несравненные оттенк...
"Музыкант" В. Бианки. Презентация к уроку "Литературное чтение" 2 класс УМК "Школа России"
Презентация предназначена для урока "Литературное чтение" 2 класс УМК "Школа России"....
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Основатели отечественной школы микробиологии"
Методические разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское д...