Орнаментация войлочных изделий тувинской юрты.
статья на тему
Юрта своей формой не нарушает гармонии окружающего горностепного ландшафта, органично вписывается в него, является как бы продолжением, его частью, его образом. Обращает на себя своим естеством относительно окружающего мира и основной строительный материал юрты – войлок. Компенсируя свою биологическую уязвимость перед суровым климатом – резким перепадами температур, человек перекрывал свое жилище скатанным из шерсти войлоком, подобно животному, защищенному матерью-природой от всех внешних невзгод своим шерстяным покровом. Войлок саморегулирует микроклимат юрты, летом – в ней прохладно, зимой – тепло, стены из войлока «дышат», при этом как бы вентилируя воздушные наружные потоки. Этот материал отличается высокой звукопроницаемостью. Тувинец, занимаясь традиционным хозяйством, проводит в жилище лишь несколько ночных часов. Но и в это время он не отделяется от остального мира, он остается в ней, чувствуя все вокруг, слыша все звуки, ощущая приближающуюся опасность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ornamentatsiya_voyloka.docx | 48.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Орнаментация войлочных изделий тувинской юрты.
С древнейших времен войлок служил необходимой составной частью традиционного кочевого жилище – юрты.
Следует отметить соответствие архитектоники юрты и эстетическим принципам мироздания. Юрта своей формой не нарушает гармонии окружающего горностепного ландшафта, органично вписывается в него, является как бы продолжением, его частью, его образом. Обращает на себя своим естеством относительно окружающего мира и основной строительный материал юрты – войлок. Компенсируя свою биологическую уязвимость перед суровым климатом – резким перепадами температур, человек перекрывал свое жилище скатанным из шерсти войлоком, подобно животному, защищенному матерью-природой от всех внешних невзгод своим шерстяным покровом. Войлок саморегулирует микроклимат юрты, летом – в ней прохладно, зимой – тепло, стены из войлока «дышат», при этом как бы вентилируя воздушные наружные потоки. Этот материал отличается высокой звукопроницаемостью. Тувинец, занимаясь традиционным хозяйством, проводит в жилище лишь несколько ночных часов. Но и в это время он не отделяется от остального мира, он остается в ней, чувствуя все вокруг, слыша все звуки, ощущая приближающуюся опасность.
Появление войлока можно считать с X – IX вв. до н.э., когда оседлые племена пояса степей и предгорий Восточной Европы и западной Азии перешли от комплексного хозяйства к пастушескому, полукочевому или кочевому скотоводческому хозяйству.
В 1949 г. археологические находки С.И. Руденко и М.П. Грязнова. В 1958 г. На Уланганском плато Восточного Алтая, в одном из Пазырыкских курганов, датируемых рубежом V – IV вв. до н. э., были найдены замечательные переднеазиатские шерстяные ткани и шерстяной ворсовый ковер, а также войлочные полотнища, скифского времени размером 6,5 х 4,5 метра.
Уже в искусстве Пазырыкского времени, техника валяния войлока различных сортов и качеств была очень развитой. Войлок употреблялся не только для покрытия стен и полок жилища, но и для изготовления одежды, головных уборов, чулок, седельных подушек, чепраков.[1]
Декоративное искусство ранних кочевников Алтая представлено полнотой и разнообразием форм. Круглая скульптура и барельеф, рисунок линейный, силуэтный и полихромный и различные сочетания их в одном произведении – все это исполненное разными приемами, в разной технике и из самых разнообразных материалов. В руках кочевников Алтая войлок оказался прекрасным материалом.
В 1924 году археологической экспедицией под руководством П.К. Козлова были найдены погребения хуннской знати в местности Ноин-Ула в Селенгинском аймаке Моголии[1; 2, c. 36 -44].
Среди обнаруженных там произведений искусства большой интерес представляет войлочный ковер (2,6 х 1,95 см). В середине его помещен роговидный орнамент, а наружная широкая кайма заполнена композицией из девяти пар борющихся зверей. В одной группе – мохнатый як поднимает на рога льва, вцепившегося зубами в его шею, в другой – гриф нападает на убегающего лося и так далее. Одну пару животных от другой отделяет бордюр их вышитых цветными нитками изображений деревьев.
Хуннские ковры из Ноин-Улы – замечательные образцы искусства кочевников, свидетельствующие о высокой технике вышивки, аппликации и художественного ткачества. Казахи, тувинцы, киргизы, буряты, калмыки и монголы сохранили эти традиции [7,с. 145 – 163; 8, с. 72].[2]
Итак, в изготовлении войлока пазырыкцы достигали большого совершенства. Они, пожалуй, как никто умели выделывать тончайшие войлоки, толщиной всего в 1 мм, отличающиеся мягкостью и удивительной прочностью. Постижение столь высокого мастерства в выделке войлока достигалось в течение многих лет, и этот драгоценный труд передавался из поколения в поколение. Позднее мастерство валяния войлоков, известное пазырыкцам, было утрачено, а этот опыт забыт современными степными кочевниками.
Древние алтайцы изготовляли гладкие однотонные войлоки и полихромные орнаментированные. В декоративном оформлении войлоков важную роль играла аппликация. Аппликационные узоры вырезали из цветного войлока, кожи. Часть войлоков представляла собой силуэтные композиции с изображениями животных, оформленные в «зверином» стиле. Их пришивали к войлочной основе шерстяными нитями. Для того чтобы в плоских изображениях придавать объем и рельеф тела, древние мастера применяли определенный стилистический прием, хорошо известный в древнеалтайском искусстве: использование традиционных знаков в виде «точки», «подковки», в передаче мускулатуры. Эти стилистические детали цветом, обшивали тамбурным или стебельчатым швом, и именно этим придавали полихромным изображениям яркую декоративность. Обычно войлочные аппликации обводили по контуру крученой шерстяной нитью или шнуром, маскируя этим прием линию стыков. Что касается кожаных аппликаций по войлоку, то линии стыков не маскировали шерстяными шнуром, но само изображение покрывали золотом, оловом и ярко расцвечивали минеральными красками.
Другая часть войлоков, также выполненная в технике аппликации, украшалась растительным узором. Отдельные элементы цветков, такие как «капельки», «глазки», вышивали швом типа тамбурного, а все детали орнамента оконтуривали кручеными шерстяными нитями, придававшими орнаменту рельефность и большую выразительность. Техника аппликации позднее была «на вооружении» у киргизов, казахов, алтайцев, башкир, карачаевцев, ногайцев.
Другой способ украшения войлока, существовавший у древнеалтайцев, - это мозаичная техника, или, как ее иначе называют, инкрустация. Это техника более сложна в исполнении, чем аппликация. В вырезанный узор, особенно если это спиралевидные или криволинейные фигуры, вшивали узкие пластиночки цветного войлока двух или трех тонов. Линия швов, состоящие из мелких поперечных стежков, расположены перпендикулярно друг другу и воспринимаются как декоративное шитье. Следует отметить, что изделия, выполненные в мозаичной технике. Позднее этой техникой полной мере овладели киргизы, казахи, кумыки, чеченцы, ингуши, аварцы.
Еще одним способом украшения войлоков было простегивание. Правда, это техника, вероятно, была не очень распространенна у пазырыкцев. Простежка сделана шерстяной нитью, «точечными» стежками. Этой техникой владели и киргизы, монголы, тувинцы.
Древнеалтайские войлоки дают возможность почувствовать красоту, искусство и культура древних кочевников, давно исчезнувших с лица земли. Однако их умения не пропало бесследно. Оно породило традиции, которые и сегодня живы у многих народов Центральной Азии, Казахстана и Кавказа.
Качество, прочность, сочные краски и сложные орнаменты радует глаз современных людей так же, как и прошлые века.
Таким образом, Скифы VII-III в. до н.э. и Хунну III в. до н.э. – V в. н.э. искусно владели разными ремеслами в том числе и изготовлением войлока. Например, существовали три способа нанесение орнаментов на войлочные ковры: линейный рисунок – с помощью шерстяных ниток нашивали контуры изображений; силуэтный прием – силуэтные фигуры животных вырезались из войлока, затем нашивались или наклеивались на поверхность предметов иного цвета, фактуры или материала; полихромные изображения создавались большей частью техникой аппликации или «мозаичного» шитья из разноцветного войлока. Отдельные части вырезались из кусков войлока, окрашенных в разные цвета, и составлялись многоцветные фигуры. Техникой аппликации из цветного войлока шились также и различные нарядные орнаменты на всевозможных бытовых изделиях. [9].[3]
В Скифское и гунно-сарманское время получили распространения мотивы орнаментов розетки, парные спирали, завитки, пальметки, волны, S-образные фигуры, роговидные, арочные, сетчатые орнаменты из спиралей, меандр различных модификаций, свастика. А мотивами изображения были преимущественно мифологические образы и фантастические зооморфные и антропоморфные чудовища. Высоко развитое, реалистическое по форме и мифологическое по содержанию искусство ранних кочевников не получило своего развития в последующие эпохи в степных районах Азии и Европы.
Следующий этап - искусство тюркского периода VI –VII вв. Традиции скифо-сибирской «звериного стиля» были забыты, а известные нам памятники искусства тюркского времени говорят уже об иных традициях. Технические приемы и мотивы орнаментов на войлочных изделиях тюрков не утрачены и продолжаются существовать в наши дни. В свою очередь орнамент – один из наиболее устойчивых элементов народного искусства.
Во всех скотоводческих районах Тувы широко бытует белый войлок, белая юрточная покрышка всегда радует глаз, белые юрточные ковры свидетельствуют об имущественном положении и опрятности хозяев юрты.
У тувинцев, как у других скотоводческих кочевых народов, войлок издавна очень широкое применение. Тувинские скотоводы из войлока делали покрытие юрты (ог шывыы); полог, прикрывающий вход в нее (кидис азы энчек эжик); подстилочные ковры и коврики (ширтек, олбук); матрацы (кудус); ленты, прикрывающие основания юрты (хаяапча); седельные потники (чонак); некоторые виды одежды и отдельные принадлежности шаманского культа.
Для изготовления полного комплекта войлока для средней юрты требовалось около 300 овец тувинской породы, если скота мало, то шерсть для войлока приходится собирать долго, не один год. Шесть сортируют по цвету и сушат на солнце, разложив на траве.
Процесс изготовление (сбивание, сваливание, раскладка, валяние, катание) войлока и их в размерах писали многие авторы в прошлом и современное время.
Таким образом, для переработки шерсти от 300 овец в войлок бригаде из 30-40 человек требовался один летний солнечный день.
Традиционно лучшим войлоком считался войлок белого цвета. Если было много шерсти иного (черного, коричневого) цвета, то готовили двухслойный войлок, для чего шерсть укладывают слоями – темной с одной, белой шерсти с другой, лицевой, стороны. Либо выкладывали из шерсти иного цвета узор.
Полученный войлок служил в качестве материала при производстве необходимых вещей. Для изготовления напольных ковров и матрацов использовали разные сорта войлока.
Собрав необходимое количество войлока, сшивали их два-три слоя. Количество зависело от того, что хотели изготовить. Покрышка юрты состояла из одного толстого слоя войлока – кидис. Для изготовления матраца – кудус войлок укладывали в три слоя, в середину обычно укладывали слой войлока относительно низкого качества, по краям – слой из высококачественного войлока. Затем все три слоя прошивают особым узором, состоящим традиционно из квадратов и ромбов, толстой иглой – тевене и двухрядной нитью, скрученной из верблюжьей, козьей, реже овечьей шерсти, так как считалась самой слабой свитая шерсть. Для изготовления напольного покрытия юрты – ширтек войлок укладывают в два слоя, который сшивают нитками из остевого волоса. Процесс сшивания нескольких слоев войлока называется ширтек сырыыр или сырып – пристегивание [130-144].[4]
Так, с древности и до сих пор свободное пространство юрты вокруг очага застилали войлочными стегаными коврами ширтек. В жилище было три или четыре, изредка два ширтека. Ширтеки имеют преимущественно трапециевидную форму, причем широкая сторона, обращенная к стенке жилища, слегка округлая, реже их делают сегментовидными и квадратными, что определило иное расположение ковров в жилише.
А в настоящее время часть юрты, прилегающая к входу, расстилают линолеумы, правую, левую часть и почетное место покрывают фабричными ворсовыми коврами верх ширтеков. Или привезенные из Монголии фабричные ворсовые ковры орнаментированные как ширтеки и по форме – трапециевидные, расстилают вокруг очага.
Войлочные детали юрты.
Набор покрышек для деревянного каркаса юрты состоит из двух потолочных войлочных покрышек дээвиир:
а) покрышка из войлока, прикрывающая заднюю, противоположную от входа, часть юрты – сонгу дээвиир;
в) покрышка, прикрывающая переднюю, над входом, часть юрты – башкы дээвиир.
Дымовое отверстие – хараача прикрывают большим квадратным клапаном – ореге из войлока. Стены прикрывают 4-мя покрышками из войлока – адаккы, прямоугольной формы.
(Кидистен девиир, адаккы; ширтек, дожек, энчек, ореге, идик-хеп, ук, борт, эт-херекселдерден чонак, олбук, инчеек кылыр.
Существует два способа техники валяния войлока среди кочевников Центральной Азии.
- Катают войлок ручным способом – это калмыки, киргизы, казахи, алтайцы и западные буряты.
- Тувинцы и монголы катают валик из войлока с помощью верховой лошади.
Если войлок не катать, то он будет рыхлым, не плотным.После валяния войлока выкраиваются, по определенному размеру, постилочные ковры.
Одним из ярких проявлений тувинского орнамента является войлочные изделия.
Три способа нанесения узора на полотнище ковра.
- Специальным горячим металлическим, в виде лодочки, утюжком слегка прожигается продольные или диагональные линии в зависимости от намеченного узора, прошивается скрытый шов в виде точек, наносится стежок. На войлоке выделяется заметный рельеф.
- Простегивается по памяти без предварительного рисунка.
- Берется старый войлочный ковер и узор наносится по нему.
Пристегивание постилочных ковров юрты тратится два месяца.
Орнаментации войлочных изделий юрты – ореге, хаяапча, энчек эжик, ширтек, олбук, кудус, ыргак ширтек, туткууш и различные бытовые мешочки.
Войлочные подстилочные ковры можно разделить на несколько видов.
Виды | Формы | Размеры | Орнаменты | Техники орнаментов | Цвет |
1 Ширтек (для пола) | Трапециевидные, реже сехментовидные и квадратные | 225х140х90 182х140х90 264х140х90 182х140х90 | Геометрические сетчатые, меандровые | Стеганые | Натуральный белый и с теплыми или холодными оттенками |
2 Кудус (матрац для кровати) | Прямоугольные | 200х140 | Геометрические, растительные, роговидные переплетении | Стеганые, аппликации и смешанная техника | Натуральный, окрашенный |
3 Олбук (для сидения) | Круглые, квадратные, прямоугольные, трапециевидные | По большой стороне не более 75 | Геометрические, растительные, роговидные, символические | Стеганые, аппликации и смешанная техника | Натуральный, окрашенный |
4 Ыргак ширтек (узкая лента вокруг очага) | Узкая полукруглая лента | Ширина 20 или 40, длина зависит от диаметра очага. | Геометрические, волнообразные | Стеганая | Натуральный белый или темно-коричневые, черные оттенки |
5 Хаяапча (узкая лента вокруг основание юрты) | Узкая прямоугольная лента | Ширина 20 или 40, длина зависит от размера диаметра юрты | Геометрические, волнообразные | Стеганая, аппликации и смешанная техника | Натуральный белый или темные оттенки, окрашенный |
6 Энчек эжик (подвесной войлочный полог двери) | Прямоугольный | Размер дверного проема | Геометрические, символические | Стеганая | Натуральный с светлыми оттенки |
7 Туткууш (прихватки) | Круглые, квадратные | По большой стороне не более 15 | Геометрические, растительные | Стеганые, аппликации и смешанная техника | Натуральный, окрашенный |
8 Ореге (войлочный клапан, прикрывающий дымовое отверстие-хараача) | Прямоугольный, квадратный | 120х120 | Геометрический. | стеганый | Натуральный белый |
Как уже сказано, войлоки в основном изготовляли из шерсти овец. Перед тем как использовать шерсть в изготовлении войлока, ее подвергали специальной обработке: мыли, сушили, перебирали руками, чесали, сбивали и окрашивали красками растительного происхождения. Из подготовленной таким образом шерсти валяли войлоки. Этим занимались почти всегда женщины. Большинство войлочных изделий были декорированы узором и орнаментом, выглядели как предметы высокого художественного достоинства.
Для пристегивания (сырыыр) войлока, главным образом, ширтеков, пользуются шерстяной ниткой из белой козлиной, верблюжьей и реже овечьей шерсти. С древних времен до начало ХХ века ни разу не встречается, чтобы по белому войлоку наносился узор цветными нитками и только в конец ХХ – в начале ХХI стали применять окрашенные заводские шерстяные нитки. Каждый узор и его части имеют свое названия, которые в настоящее время утрачиваются. Каралькин П.И. исследовал войлочные изделия и орнамент на войлочных коврах Тувы в 1970-е годы. Он оставил 11 основные геометрические описания тувинских орнаментов для ширтеков.
1. Самым простым, в то же время самым распространенным узором на войлоке является хана-карак (хана – решетка войлочной юрты, карак – глазок решетки). Хана-карак чаще всего состоит из крестовидных узоров, напоминающих решетку юрты.
2. Часто встречается узор борт тейлеп сырыыр, напоминающий остроконечный головной убор (борт – шапка). Этот пирамидовидный узор встречается в разных вариантах: на некоторых коврах пирамидки простеганы в правильном порядке, а в иных ширтек делится на крупные квадраты, затем квадраты делятся по диагоналям, образуя четыре пирамидки. Разнообразие стежка или узора зависит от величины разделенного квадрата и его заполнения: в одном случае он простегивается косыми линиями, в другом заполнение идет в виде равносторонних уменьшающихся угольников, в третьем – квадрат по диагонали делится на две равные части, образуя две пирамиды.
3. Близок к описанному узор бодейлеп сырыыр. Бодей – это конусообразное крытое войлоком жилье, ранее распространенное по Хемчику и Алашу. В нем жила преимущественно бедная скотоводов, не имеющих средств на приобретение юрточного каркаса.
4. Узор хирээ бистеп сырыыр. Хирээ – пила, бистеп – зубья пилы. Острые вытянутые треугольники напоминают зубья пилы. Этот узор наносится следующим образом: на войлоке делаются вертикальные линии (швы), затем образовавшееся пространство делится на зубцы. Узоры бодейлеп, борт тейлеп и хирээ бистеп используются также для украшения деревянных вещей.
5. Кечимнеп сырыыр (кечим – восьмая часть). Простой узор в виде квадратиков, заполненных вертикальными и горизонтальными швами, напоминающий плетеную корзинку. Такой узор наносится преимущественно на верней части кидис эжик – войлочной подвесной двери. Другая половина, главным образом, нижняя часть двери простегивается другим узором.
6. Наиболее сложным узором является дорбелчинеп сырыыр. Дорбелчин – это квадрат. На войлоке простегиваются квадраты, которые затем заполняются спиралевидными квадратиками. Такой узор также используются для пристегивания нижней части войлочных дверей.
7. Если этот или близкий к нему узор наносится в прямоугольниках, то его называют саазын хээ – закрытый бумажный орнамент. Здесь линии не прерываются, напоминая известный нам орнамент меандра.
8. Узор в виде кругов – тогериктеп сырыыр – наносится на войлок без предварительного рисунка, швы здесь идут в виде спирали так же, как и в дорбелчинеп, но они круглые, похожие на монеты.
9. Узор с половиной монеты – чартык тогерик, половиной луны – чартык ай, рыбье чешуя – балык казырыы. Очевидно, появление подобного узора восходит к отдаленным временам. Возможно, балык казырыы – это чешуя дракона, которая часто изображалась на бытовых предметах. Этот узор сходен с чешуйчатым узором на войлочном черпаке из пятого Пазырыкского кургана на Алтае. (С.И. Руденко. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л., 1953, табл. 102). Правда, чешуя на пазырыкском чепраке орнаментирована цветной аппликацией, но характер чередования чешуйчатого узора и форма обрамления центральной части чепрака дают нам право говорить о древнейшей форме узора на современных войлоках Тувы. В Монгольской Народной Республике также встречаются войлочные ковры с чешуйчатым узором. (Альбом «Монгол ардын чоел чимийн хээ угалза». Улан-Батор, 1957).
Иванов С.В. известный исследователь орнамента народов Сибири писал и о тувинском войлочном орнаменте в 1960-е годы. Он доказал о древнейшем его происхождении.
10. К чешуйчатому узору можно отнести весьма распространенный войлочный узор булут «кучевые облака». Если узор «чешуя» и «половины луны» простегивается равномерно и симметрично, то узор булут виде кучевых облаков наносится со всех четырех сторон, одновременно суживается в центре ковра. Этот узор наносится без предварительного рисунка, «по памяти». Подобный «облачный» узор широко используется при стежке войлочных мешочков для хранения соли.
11. Подвесные войлочные двери к юртам почти всегда украшаются определенным узором. При этом узор нижней части кидис эжика разнообразится, а узор на верхней часть остается постоянным. Чаще всего встречается узор таалайлап сырыыр. Такой узор сравнивается с бороздками твердого нёбо во рту животного.
12. Для бордюра с помощи шерстяных ниток прошивались узоры тараа чемижи (семена пшеницы),
тараа чемижи чечектеп (семена пшеницы в виде трехлепескового цветка) в две полоски.
13. Чечек хээ – (цветок), от простого четырелепескового до сложного многолепескового или называют розетка.
14. Чуртталганын эки чоруу – багай чоруу “Алангы эдек” аза алага, бир болза маска хээ дээр бис. Разновидности меандра. Везде применяется в бордюрах.
15. Хээ сырыг
16. Долгандырыг хээзи – линия, закрученная с двух сторон в противоположные стороны, как восьмерка. Применяют бордюрах и центральной части композиции.
17. Терек бурузу – (листья тополя), четыре листья расположены в виде креста. Две большие листья лежат горизонтально, большой стороной друг к другу, две острые концы в противоположенных сторонах, их называют отцом и матерью. Две маленькие листья расположены вертикально на больших листьях, острым концом вверх и вниз – их обозначают детьми. Этот орнамент используют очень редко в современное время, потому что уже забыли значение и применение его.
18. Дээскиндириг хээзи – (спираль) линия, закрученная к центру. Очень часто применяют так и в центральной части и в бордюрах ширтеков.
19. Булун бажы – Два треугольника в виде ромбика, соединенные между собой линией, а две концы линий, закрученные к внутреннему центру.
20. Булунналчак булун бажы
21. Чидиг булуннуг дорт-булун
22. Дорт-булун – четырехугольник, разделенный на равные четыре четырехугольника, заполненные вертикальными и горизонтальными линиями. Простой очень распространенный узор.
23. Кас – (свастика)
24. Карактар хээзи – (глаза) линия, закрученная к центру на два овала в виде восьмерки.
25. Ары оон оглээри – уля пчелы
26. Чадыр хээ – шалаш.
27. Кошкарлап – (рога барана). Этот узор применяется в разных вариантах.
28. Ийис хээ – (близнецы) две линии, закрученные к центру круга
29. Солун хээ
30. Чурум, эмге-сеске, эдип чазаар хээ – (порядок) орнамент в виде квадрата.
31. Борт-тейлеп
32. Чартык тогериктеп – (половина круга)
33. Чартык дээскиндириг – (половина спирали) две половины спирали соединены как восьмерка в один круг. Очень красивый, своеобразный, национальный орнамент.
34. Кечимнеп сырыыры – восьмая часть.
35. Чартыы улдун шай , бичии кечимнеп – одна восьмая часть четырехугольника.
При декорировке стежкой войлочных ширтеков, орнамент располагался в виде сетки, которую окаймлял бордюр. Для сетки использовали выше названные узоры или обычно несколько достаточно устойчивых вариантов узоров на основе преимущественно геометрических фигур – квадрата, треугольника, круга, прямоугольника с косо заштрихованными треугольниками внутри, спирали и др. Для бордюра обычны меандровый узор, косая сетка, пунктирные линии и с помощи шерстяных ниток прошивались узоры (тараа чемижи, тараа чемижинин чечээ) в две полоски. Бордюры оформляют также цветной тканью – атлас, драп или шерстяными нитками натурального цвета – белого и темных оттенков. Величина ковриков определялась размерами юрты. Например, размеры ширтеков распространенной средней юрты даны на таблице. Размеры бордюр – от 5 см. до 12 см. Ширтеки валяют из качественной белой шерсти, декорирует только белыми шерстяными нитками.
Кудус и олбуки декорируют очень богато, красиво и применяют крашенную шерсть и нитки. В композиционном размещении орнаментов всегда в центре центральный медальон или розетка, по краям бордюр и угловые орнаменты. Применяют орнаменты геометрические, растительные, различные узлы и роговидные орнаменты.
Олбук – небольшие различной формы коврики, из нескольких слоев войлока, предназначавшиеся для почетных гостей, - встречались только у богатых скотоводов, бедняки их не имели. Олбуки обязательно декорировались вплоть до конца XIX в., употребляли для этой цели, как узорную стежку, так и аппликации из окрашенного войлока или их цветной ткани, преимущественно красной, иногда их целиком покрывали цветной тканью. Красной тканью обшивали также края. К началу XX в. способ украшения олбуков аппликациями совершенно вышел из употребления. Настоящее время начинают возрождения забытых традиционных изделий, в том числе и олбуков и кудусов. Олбуки делятся на мужские и женские и общие.
Виды олбуков
Назначение | Форма | размеры | орнаменты | техники | цвет |
мужские | Квадратные, прямоугольные, трапециевидные | Геометрические | Стеганые | Натуральный | |
женские | Круглые, квадратные, Четырехлепесковый цветок | Геометрические, растительные, розетки | Стеганые, аппликации, смешанная | Натуральный, окрашенный | |
общие | Квадратные, прямоугольные, трапециевидные | Стеганые, аппликации, смешанная | Натуральный, окрашенный |
Названия орнаментов олбуков
Мужские олбуки.
На мужских олбуках сидят только уважаемые гости мужчины и хозяин.
Чуктуг олбук
Боодейлеп
Чурум хээ – порядок. Квадрат считают порядком, поэтому и
Дээр кадъды – небесный слой
Сылдыс хээ – четырехконечная звезда
Тончу чок беш- адыр сылдыс - бесконечная пятиконечная звезда
Хурту - вертушка
Дорбелчинеп - квадратиками
Женские олбуки.
На женских олбуках сидят только уважаемые женщины и хозяйка юрты
Аяк хээлер -
Матпалчын чечек
Кадар демдек - крест
Мыйыстыг кадар
Эмискиктиг кадар
Эмискиктиг чурек
Боттанган чечек
Чаш уругнун боттанып турары
Кыс кижинин ол чувези
Общие олбуки.
К общим олбукам относятся все орнаменты для стеганых ширтеков.
На общих олбуках сидят все мужчины и женщины, а также дети и простой народ. Стилевые особенности тувинского орнамента в укрупнении элементов орнамента, большей обобщенности и условности традиционных мотивов, монументализации всего образного строя произведения.
Орнаментальное искусство тувинских скотоводов имеет разнообразные формы полевых цветов. Лучеобразное строение орнамента, расходящихся от центрального геральдического мотива.
Основным семантическим назначением декорации юрты было обеспечение здоровья, плодовитости, плодородия, роста, благополучия ее обитателей.
Таким образом, древнее жилище предков, место их постоянного обитания сакрализовано, защищено от зла.
Итак, изготовление и украшение войлоков достигло у пазырыкцев высокого уровня, стало большим искусством. Традиции древних кочевников исчезли, а старые не сохранились даже у тех народов, которые казались, продолжали эту традиции, - киргизов и казахов. Еще недавно изготовлением войлочных изделий славились не только среднеазиатские мастерицы, но и многие кавказские народы – карачаевцы, балкарцы, ногайцы. Они знали до пяти различных способов создания узорных войлоков. Ныне мастерство выделывания и украшения войлоков у этих народов утрачено. Это обстоятельство связано, в первую очередь, с тем, что изготовление войлоков – очень напряженный ручной труд. Во-вторых, теперешние мастера для создания художественных аппликационных изделий используют разнообразные современные, более дешевые и доступные материалы: ткани, сукно. Наконец, некоторые нынешние специалисты вообще не расцвечивают войлоки. Казахи, например, делают теперь белые толстые войлоки, а крупные узоры вырезают из черного войлока, работая в технике «сырмак». Тувинцы продолжают традиции в технике пристегивание войлоков.
Таким образом, у современных степных народов мы не находим того великолепия, того орнаментального разнообразия и богатства, которое существовало у дренеалтайских кочевников.
Примечание
орун ширтээ (для кровати); они имеют прямоугольную форму, накладывают друг на друга в количестве до восьми штук,
чер ширтээ (для пола),
ыргак ширтек или ээр кара – войлочная лента шириной 40-50 см. из черной или белой шерсти, стелется вокруг очага.
подвесной полог двери (калбак кидис эжик),
хаяапча – узкая простеганная лента (ширина 20-25, см.), которой в холодное время закрывается основания юрты. Летом хаяапча снимают, так как в жаркую погоду обычно закраины войлока на остове юрты приподнимается.
Литература
- Полосьмак. Н.В. Баркава. Л.Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV _ III вв. до н.э.) – Новосибирск. «ИНФОЛИО», 2005. – 228с.
[1]Руденко С.И. Искусство Алтая и Передней Азии. – М.:Изд-во «Восточная литература», 1961. – 1 с.
[2]Ням-Осорын Цултем. Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века. – М., 1986. – 16 с.
[3] Грязнов М.П. Древнее искусство Алтая. – Л.: Государственный Эрмитаж. 1958. – 24. С.
[4] Даржа Вячеслав Кууларович. Традиционные мужские занятия тувинцев. Том I. Хозяйство, охота, рыбалка. Кызыл-2оо9. С. 590.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Кухни народов мира - под крышей юрты"
Обобщениее ираспространение накопленного опыта обучения по профессии "Повар, кондитер" нашло свое отражение в проекте "Кухни народов мира - под крышей юрты"....
«Памяти тувинских добровольцев»
Проект памятника Тувинским добровольцам в г. Кызыле выполнен студентом 5 курса Донгаком Менги Кимовичем....
Внеклассное мероприятие "Правила рассаживания людей в юрте"
Ак – Довурак № 3 ортумак школазынын эге класстар башкызы Тамара Чозар – ооловна Ооржак Кызылдын башкы училищезин1980 чылда дооскаш, школаже ажылчын базымын Барыын – Хемчик кожууннун ...
Проект "Войлочные фантазии"
Познавательно – творческий проект в подготовительной к школе группе«Войлочные фантазии»...
Условное расположение двенадцатилетнего животного цикла внутри юрты
Войлочная юрта – одно из выдающихся творений мудрости древних народов Центральной Азии, занимающихся преимущественно скотоводством, самое приспособленное к требованиям кочевого уклада жизни и пр...
Открытый урок по дисциплине: Тувинский сценический танец "Развитие координации движений рук, ног, головы и корпуса на уроках тувинского сценического танца"
Открытый урок по дисциплине: Тувинский сценический танец...
Конспект ОД "Юрта для куклы"
Конспект ОД с национально-региональным компонентом "Юрта для куклы"...