Архангельская "Столбушка"
план-конспект урока на тему
план-конспект занятия по декоративно-прикладной композиции для 1 класса ДХШ по изготовлению традиционной русской тряпичной куклы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по декоративно-прикладной композиции для 1 класса на тему: «Архангельская игровая кукла «Столбушка»
- Цель: на основе изучения русского костюма Севера выполнить традиционную архангельскую игровую тряпичную куклу «Столбушка».
Задачи:
Развивающие: - развивать умения технического исполнения традиционной русской тряпичной куклы; развивать способность к образному мышлению и воображению; развивать чувства единства цвета и природы в традиционных костюмах; развить глазомер, композиционное решение.
Воспитывающие: - формировать ценностных представлений у обучающихся об аналогии русского традиционного костюма и традиционной тряпичной куклы; познакомить с работами мастерами этого жанра; эстетическое воспитание; художественный вкус; способность ценить произведения декоративно-прикладного искусства; аккуратности в работе.
Обучающие: - продолжение знакомства с традиционной игровой русской куклой на основе создания архангельской тряпичной куклы «Столбушки»; научить использовать умения работы с тканью и нитями; научить анализировать передаваемый цвет костюма и его декор; сформировать умение обобщать, стилизовать и распределять цвет в костюме куклы; учить выполнять по - этапное ведение работы по заданному алгоритму.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый методы; по способам организации и осуществления познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный.
Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Форма урока: традиционная, интегрированный.
Тип урока:
- Урок комбинированный
- Урок-практикум
Принципы обучения:
- Научность
- Наглядность
- Последовательность
- Доступность
- Активность
- Самостоятельность
- Создание необходимых санитарно-гигиенических условий
Уровень усвоения знаний:
- Через восприятие информации
- Усвоение способов применения знаний по образцам
- Творческое применение знаний
Материалы и оборудование:
- Для преподавателя:
- 1. Презентация «Русский костюм Севера. Архангельская область».
- 2.Образцы кукол; архангельская «столбушка», архангельская «с пеленашкой», архангельские семейные «с дитяткой».
- 3.Презентация «Этапы выполнения архангельской куклы «Столбушка»).
- 4.Работы учащихся, прошлых лет по русской северной кукле.
- Для обучающихся:
- Белая ткань, лоскутные ситцы, нити хлопчатобумажные нити красного и белого цветов или льняные нити, ножницы
План урока:
Организационная часть. Проверка готовности к уроку.(3 мин.)
Актуализация знаний. (7 мин.)
Мотивация (введение в тему урока, теоретическая часть, просмотр презентации «Русский костюм Севера. Архангельская область»). (10 мин.)
Усвоение новых знаний и способов действий (просмотр презентации «Этапы выполнения архангельской куклы «столбушка»).(20 мин.)
Перемена (10 мин.)
Первичное закрепление (практическое выполнение задачи). (40 мин.)
Перемена (10 мин.)
Продолжение работы над куклой. (20 мин.)
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (подведение итогов, «Кукольных дел мастер»).(10 мин.)
Домашнее задание (закрепление материала урока). (3 мин.)
Подведение итогов занятия. (7 мин.)
Источник информации:
Берстенева Е. В. , Догаева Н. В. «Кукольный сундучок», 2013
Модель урока
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | - Приветствие, фиксация отсутствующих; - Проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию; - Организация внимания обучающихся. | - Приветствие преподавателя; - Подготовка к занятию. |
Актуализация знаний | - Выявление степени усвоения обучающимися заданного учебного материала (поиск фотографий и информации о русском традиционном костюме Севера (архангельская область)); Предлагает рассмотреть поисковую информацию о русском костюме. - Определение затруднений и обнаружение причин невыполнения. Изучение русской традиционной куклы тесно связанно с историей развития народного искусства нашей многонациональной Родины. - ответьте на вопрос: из какого материала может быть выполнена русская традиционная игрушка? | - Обучающиеся обмениваются своими информационными поисками с преподавателем. Отвечают на вопрос. Высказывают своё мнение (цвет, форма, художественно -выразительные средства) |
Мотивация (Введение в тему урока. Теоретическая часть «Колорит. Одноцветный колорит». Знакомство с творчеством художников. | - Тема учебного занятия «Архангельская игровая кукла «Столбушка» - Как вы считаете, какова цель данного учебного занятия? - выполнить «Архангельскую игровую куклу «Столбушка» Для этого: Познакомимся с русским костюм Севера архангельской области. - научимся определять различия между владимирской «Столбушки» и архангельской «Столбушки»; «Познакомиться с основными этапами выполнения архангельской куклы «Столбушка». - актуальность изучения традиционной куклы «Столбушки» архангельской области – эта кукла считается самой древней и самой простой в изготовлении, другое ее название «Закрутка». - изучение русского костюма – помогает создать яркие образные представления через синтез восприятия искусства костюма и природы, художественной литературы с целью вызвать чувства удивления, восхищения и желание изготовить тряпичную куклу. - Преподаватель снова проговаривает цель занятия и план его проведения. Цель: - на основе изучения русского костюма Севера выполнить традиционную архангельскую игровую тряпичную куклу «Столбушка». - На выполнение практической части заданий вам будет отведено 60 минут. | Обучающиеся внимательно слушают вопрос преподавателя и отвечают на поставленный вопрос. - Цель занятия – на основе изучения русского костюма Севера выполнить традиционную архангельскую игровую тряпичную куклу «Столбушка». Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть данной темы. |
Усвоение новых знаний и способов действий | - Презентация «Русский костюм Севера. Архангельская область». - традиционный русский женский костюм Архангельской области состоял из; рубахи, сарафан, который подвязывали по талии или под грудью, кокошника, платка летнего, фартука, пояса. - зимой носили полушубки мехом внутрь, покрывали тонким синим фабричным сукном, отделанной вышивкой. - просмотр образцов кукол; - архангельская «столбушка» - это игровая кукла и самая простая в изготовлении, второе ее название – «Закрутка». На севере России девочки обыгрывали свадебные обряды с девичьей косой, заплетая и расплетая косы куклам «Столбушкам». - архангельская с «пеленашкой» имеет такое же значение что и «с дитяткой», отдельно кукла «пеленашка» играла роль оберега и назывался он - младенчик, или пеленашка. - архангельские семейные «с дитяткой» является символом богатства, плодородия и продолжения рода. Она представляет собой мать и несколько привязанных к ней деток. - архангельская «столбушка» - архангельская «с пеленашкой», архангельские семейные «с дитяткой». - поиск различий между владимирской «Столбушкой» и архангельской «Столбушкой»; - архангельская «Столбушка» - основа, скрученная белая ткань или лен; - владимирская «Столбушка» - основа – пласт свежей бересты скрученной в трубочку; - общее между ними это то, что они предназначались молодым незамужним девушкам. Основная идея изучаемого материала в словесной и иллюстративной формах (презентации и показ преподавателем техники выполнения куклы «Столбушки»). - «Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. В куклы играло и играет все человечество на протяжении многих веков. Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. - Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую функцию общения:она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.» (Н. В. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла») Поэтапное выполнение архангельской куклы «Столбушки»: - Этап первый: выполнение основы куклы – «тельца». - из холстины сворачивают тугую «скрутку» высотой в ладонь (высота 15-17 см, диаметр – 2 см.) - скрутку туго перетягивают на линии шеи (около 4 см. от верха) и на линии живота (получилось антропоморфная фигура, тельце будущей куклы). - верхнюю часть скрутки оборачивают белой тканью - Этап второй: придание тельцу белизны – «чистоты». - фиксируем белую ткань на таком же расстоянии как и основу – «закрутку» ; - край среза белой ткани подгибаем во внутрь и прошиваем швом «через край» вдоль линии позвоночника - Этап третий: выполнение нижней рубашки. - на лоскут ситца положить тельце таким образом, чтобы лицо куклы оказалось на лицевой стороне ткани; - обернуть внахлест, перетянуть ниткой льна на уровне шее куклы; - вывернуть и расправить рубашку куклы. - Этап четвертый: привязываем косу. - плетем косу и привязываем ее к голове (во время плетения косы в нее вплетают ленты, шерстяные или льняные нити, полоски цветной ткани). - Этап пятый: выполняем верхнюю юбку - сарафанна - лоскут ситца положить тельце таким образом, чтобы спина куклы оказалось на лицевой стороне ткани, коса куклы находится на верху, вытянутая вверх; - обернуть внахлест, перетянуть ниткой льна на уровне талии (если это юбка) или на уровне приблизительно 1 см. от шеи куклы (если это сарафан); - вывернуть и расправить юбку - сарафан куклы. - Этап шестой: выполнение фартука, головного убора и аксессуаров для куклы. - лицевая часть фартука кладется на лицо куклы, перевязывается красной нитью на линии талии и опускается вниз; - голову куклы оборачиваем тесьмой,что символизирует кокошник и перевязываем его в нижней части красной нитью. Поверх головного убора одевается платок, его фиксируем на шее красной нитью, а концы платка можно зафиксировать поясом. Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта обучающегося. | - Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть нового материала. На первом этапе выполняю ряд упражнений на усвоение цветовых сочетаний лоскутиков ткани и нитей и выполнения определенных приемов работы «выворотный способ». |
Первичное закрепление (Практическое выполнение задачи). | - Проверка преподавателем понимания обучающимися того, что является сущностью основного содержания (опрос). - Выявление пробелов первичного закрепления в изучении нового материала. - Организация деятельности обучающихся, для выполнения заданий используя систему знаний, предусмотрено постепенное нарастание сложности задания. | - Обучающиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы. - Учащиеся приступают к выполнению задания. - Во время работы обучающихся преподаватель помогает затрудняющимся детям советом, напоминанием, показом. |
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (Подведение итогов. «Кукольных дел мастер») | - Организация активной деятельности всего класса, в ходе проверки знаний пройденной темы (выставляются мольберты в ряд с работами). - Разъяснение подхода к оцениванию (из класса выбираются 2-3 человека которые будут проводить анализ работ по предложенным критериям (карточки). - Корректировка анализа и похвала. | - Учащиеся выставляют свои мольберты с работами для самоанализа. Выявление «+» и «-» в работах своих одноклассников. |
Домашнее задание | Информация о домашнем задании. - Выполнение куклы «пеленашки». | - Обучающиеся запоминают или записывают домашнее задание. |
Подведение итогов занятия | - Качественная оценка работ (похвалить всех учащихся о проделанной работе) | - Снимают свои работы с мольбертов и сдают на проверку преподавателю, вместе с карточками самоанализа. |
Критерии оценки по выполненной кукле
Критерии | «+» | «-» |
Цветовая компоновка ткани на кукле |
|
|
Пропорции |
|
|
Качество выполненной работы |
|
|
Соблюдение этапов ведения работы |
|
|
Наличие творческой идеи в декоре куклы | ||
Итог |
|
|
_________________________Ф. И (обучающегося, класс)