Моё естественное право - жизнь!
методическая разработка по теме

Дмитренко Татьяна Георгиевна

Методическая разработка урока по обществознанию для студентов 1 курса всех специальностей. Содержит план урока  и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zhizn.doc84.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt450 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:         Мое естественное право – жизнь.

Цели:

  • Познакомить учащихся с понятием «политический режим»;
  • Способствовать усвоению системы прав человека;
  • Продолжить обучение анализу источников, ситуаций;
  • Способствовать формированию уважения к жизни человека, человеческому достоинству, чувства сострадания, уважения

Задачи:

  • Продолжить знакомство  документами о правах человека; положениями Конституции РФ;
  • Привлечь внимание учащихся к последствиям насилия.

Основные понятия: «политический режим», «права человека», «право на жизнь»

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: ролевая игра с элементами дискуссии

Технические средства:

Опережающее задание:

  • Прочитать материал учебника Кравченко «Основы правоведения»;
  • Сделать подборку материалов СМИ в подтверждение своей позиции по отношению к вопросу «Смертная казнь. За, против.»

План урока

  1. Орг.момент
  2. Мотивационная беседа; работа с тетрадью, учебником.
  3. Знакомство с правилами ролевой игры.
  4. Основной этап – игра-дискуссия
  5. Рефлексия.
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

Орг.момент

О начале работы над главой «Политическая жизнь общества» (8 часов)

Сегодняшний урок – «Условия политической жизни», где главный аспект мы сделаем на естественное право каждого человека – право на жизнь.

Мотивационная беседа

На предыдущих уроках мы говорили о государстве, говорили много. При этом договорились запомнить одну короткую, но емкую фразу. Напомните мне её. («Государство – это мы») ежедневно мы видим: кто-то объединяется в партии, агитирует, выдвигает себя в депутаты, а кто-то пассивно наблюдает за событиями в стране и мире по телевизору.

Нашими голосами может кто-то воспользоваться, наше неучастие может оказаться кому-то на руку. Вот эти взаимоотношения людей и есть не что иное как политическая жизнь – это совокупность взаимодействий людей по поводу активного или пассивного участия в политической системе общества.

Возможность активного участия в политической жизни общества для граждан зависит от многих условий. Одно из этих условий –

Политический режим – система методов осуществления государственной власти; степень реализации демократических прав и свобод личности.

Существует два главных типа

Демократический –

Форма правления при которой главную роль играет парламент – коллективный законодательный орган

Недемократический -  

форма правления при которой главную роль играет правитель, власть которого никем, ничем не ограничена

(парламентский)                                       (авторитарный, единоличный)

Выписать не менее 3 главных черт

1) парламент избирается народом

2) парламент законодательный орган

принципиальные решения властей 3)проходят обязательное голосование у народа

  1. отсутствие политической оппозиции и свободы

2) политическая цензура

 3) СМИ – каналы пропаганды правящей партии.

? Какой режим создает больше условий для реализации любых возможностей человека ?

? Какой режим существует в РФ ? Зачитать из КРФ.

? Так если мы живем в демократическом государстве, в котором народ является источником и носителем власти, почему очень актуальны слова Бернарда Шоу:

«Теперь, когда мы умеем летать по небу как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди…»

? Как вы понимаете выражение «научиться жить как люди» ?

  • человек должен не только иметь права, но и соблюдать их.
  • государство должно заботиться о том, чтобы люди чувствовали себя в безопасности, чтобы право стало главным и основным.

Вспомните: право – это …

 

Давайте вспомним систему прав человека.

                                                                                                                       

                                                                             

                                                                                                                                 

? В перечне прав какие на ваш взгляд играют решающее значение? Почему ?

Т.к. среди личных прав естественное право человека -  на жизнь. Жизнь – абсолютная ценность, т.к. остальные права утрачивают смысл в случае гибели человека.

? Что скажут о праве на жизнь

  • историки,
  • юристы,
  • экологи,
  • социологи,
  • психологи ?

Вопрос смертной казни наиболее обсуждаем в мире сегодня. Смертная казнь… Какое чувство вызывают у вас эти слова? У одних чувство ужаса, порой – недоумения, у других - решительный протест.

Знакомство с правилами дискуссии

Правила дискуссии

  • определения – точные, высказывания – ясные;
  • высказывания способствуют продвижению дискуссии, содержат примеры, аргументы, выводы;
  • умение слушать других.

Не допускается

  • повтор высказываний;
  • неясные утверждения;
  • отсутствие аргументов;
  • использование неверных фактов;
  • уход от темы, нападки на других членов группы

  • Просьба к
  • эксперту,
  •   наблюдателям по правам человека

быть внимательными к высказываниям сторон, прошу вносить поправки и дополнения в ходе дискуссии.

  • Прошу сторонников, противников смертной казни с материалами занять места.

Ролевая игра – дискуссия

Основные этапы:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап – дискуссия.
  3. Завершающий этап – подведение итогов.

1.  Подготовительный этап.

В игре задействованы все учащиеся.

Роли: ведущий, наблюдатель по правам человека, эксперт, две стороны, ведущие дискуссию (две группы учащихся: одна – сторонники смертной казни, другая - противники).

2. Основной этап.

Итак, смертная казнь – за и против. Структура выступления: позиция – аргумент – вывод.

№ 1 Отмена смертной казни – мера необходимая, но преждевременная. Россия к этому не готова, т.к. её отмена захлестнет страну волной преступности. Наказание, я считаю, должно быть адекватным преступлению. Известно, с 1994 года в России выполняется мораторий на применение смертной казни. И это не смотря на то, что число убийств в нашей стране растет. В 1985 году было совершено 14656 убийств, в 1995 – 29213, в 2001 – 33000 убийств.

№ 2 Я поддерживаю точку зрения … Наказание должно быть адекватным преступлению. Террористы во главе с Усамой Бен Ладеном заслуживают самой суровой кары. По их вине гибнут тысячи людей на Земле. Аль-каида, Хезбулат и им подобные террористические организации сеют смерть и разрушения… поэтому террористы в наказание сами должны умереть.

№ 3 А я за отмену смертной казни, т. к. зависимость между ростом преступности и отменой смертной казни не установлена. Отмена смертной казни позволит избежать лишения жизни невиновных. Ведь никто не имеет права распоряжаться чужой жизнью. Смертная казнь противоречит христианским нормам и главной заповеди: «Не убий!»

№ 4 Что и маньяка-убийцу – тоже «не убий»?!

№ 5 Смертной казни заслуживают и наркодельцы. Наша страна стоит перед лицом безжалостного врага – наркомании. По официальным данным в РФ на учете стоит около 500 тыс. больных наркоманией. А реальные цифры потребителей наркотиков много выше – около 4 млн., преимущественно молодежь.

       Наркомания – прямая угроза нашей национальной безопасности, т.к. связана с преступностью, терроризмом, распространением СПИДа.

Наблюдатель:   Позвольте обратить внимание, что с 1 июля 2003 года в РФ начал  действовать Гос. Комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, в борьбе с наркоманией задействованы такие ведомства как: Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, Госнаркоконтроль, Совет безопасности РФ, отдел психоневрологической помощи Министерства здравоохранения…

            Не случайно этой проблемой занимается такое большое количество ведомств, ведь средний возраст впервые попробовавших наркотики – 14 лет. Об этом стоит задуматься.

Эксперт:   Хочу дополнить. По данным комиссии ООН по контролю за распространением наркотиков и профилактике преступлений рынок наркотиков в России контролируется мелкими торговцами  и не принадлежит ни к одной из крупных группировок. По имеющейся информации Брянск не входит в сферу интересов международных наркосиндикатов.

Наблюдатель:  Разрешите дополнение. Наша страна сделала первые шаги к отмене смертной казни. Ст. 20 Конституции РФ. (идущий на смерть имеет право на суд присяжных, но таких судов недостаточно).

Учитель:  Есть еще мнения?

№ 2  Право на жизнь – это норма, которая постоянно расширяется в сознании миллионов людей. В мире остро обсуждается проблема смертной казни. Продолжается движение мировой общественности за исключение войн из числа средств решения международных конфликтов. Смертная казнь отменена в 37 странах мира. В 27 странах она не применялась последние 10 лет.

Учитель:  Мы выслушали все мнения по вопросу смертной казни. Хотелось бы знать изменилось ли оно у вас или нет. И если бы это зависело от вас, то как бы вы сели сейчас: кто за отмену смертной казни, кто против?

3. Подведение итогов

Учитель:  Слово эксперту: «Вопрос о применении или отмене смертной казни – это вопрос о том, как относиться к совершившему тяжкое преступление: как к человеку или как к существу вне рода человеческого.» общественная мораль не может смириться с тем, что преступник, который совершает чудовищные преступления, остается жить. Демократические режимы ограничивают круг преступлений, караемых смертной казнью.

Наблюдатель:  Сегодня действуют международные законы, защищающие право на жизнь, мы уже слышали о них. Давайте ознакомимся с данными социологического опроса

«Социологи»

В РФ в год умирает около 2 млн. человек. 55% - от сердечно-сосудистых заболеваний. На 2 месте – травмы, отравления. От алкоголизма умирает 35 тыс. чел.; от рака – 270 тыс.; от ДТП – 33 тыс. Лидирует Подмосковье – 3 тыс. погибших ежегодно.

Убийства в одной Москве составляют 18 тыс., 80% из них – на бытовой почве, 15% - заказных.

Смертность можно было и снизить, если бы не плохое мед. обслуживание. На здоровье одного гражданина выделяется 3$; в США – 300$.

Язык цифр свидетельствует, что:

- в городе самоубийства происходят чаще, чем в деревни.

- пик самоубийств – май; наименьшее число – декабрь.

- уровень суицида выше в семьях материально-обеспеченных.

- самоубийство занимает I место среди причин насильственной смерти.

- девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши. Но парни гораздо больше доводят дело до конца.

Данные социологического опроса:

  1. Если ужесточить наказание, как это повлияет на количество преступлений в России?

- уменьшится

- не изменится

- увеличится

  1. Если смягчить наказание, как это повлияет на количество преступлений?

- уменьшится

- не изменится

- увеличится

  1. Какое наказание должно, по вашему мнению, применяться за умышленное убийство?

- штраф или тюремное заключение до 5 лет

- тюремное заключение от 5 до 15 лет

- пожизненное заключение

- смертная казнь

60% россиян – за сохранение смертной казни сейчас и в будущем. При этом женщины в отношении смертной казни проявляют себя более жестокими и требуют расширить применение высшей нормы наказания, нежели мужчины.

Эксперт:  Обращаясь к нашей повседневной жизни можно сказать. Что самыми важными актами, защищающими наше право на жизнь, являются:

  • Правила дорожного движения;
  • Правила по технике безопасности;
  • Санитарные, противопожарные и другие правила.

Закон стоит на страже права на жизнь, когда предписывает на каждой пачке сигарет печатать «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья». Но Минздрав только предупреждает. Он не может запретить. Человек сам распоряжается своим правом на жизнь. Он свободен использовать это право себе во благо, или во вред.

Учитель:  Я благодарю всех вас. Думаю, чтобы обобщить наш разговор о нашем праве, лучше синквейна ничего не придумаешь.

Пример :                      Жизнь.

                                     Беспокойная, короткая.

                                     Помогает, украшает, учит.

                                     Дается один раз.

                                     Бесценна

Жизнь.

Неповторимая, сложная.

Учит, наказывает, проходит.

Данный богом дар.

Борьба.

 Тема этим не закрывается.

На дом:

п.19, эссе : «Жизнь – мое естественное право»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция, посвящённая Всемирному дню хосписной и паллиативной помощи: «Дом, где творят добро» Девиз: «Если невозможно прибавить дней к жизни, прибавьте жизни к дням»

Многочисленные исследования последних лет доказывают, что население стареет, увеличивается доля лиц пожилого и старческого возраста. В перспективе численность пожилого возраста будет неуклонно расти. ...

Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Правильный режим дня - основа здорового образа жизни".

Данна методическая разработка организации и проведения классного часа предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе классного часа усваивают важность правильного режима дня...

Урок "Жизнь - это вода, в воды - это жизнь"

Урок предлагается для 6-7 классов. Целью урока является развить у обучающихся интерес к химии, биологии, географии; расширить их знания о свойствах, пприменении воды; формировать у школьников чувство ...

Сценарий конференции , посвященной здоровому образу жизни по теме: «Правильное питание – основа здорового образа жизни»

Сегодня наше мероприятие посвящена вопросам здорового питания просим вам слушать внимательно в конце нашего представления будет викторина со сладкими призами.Всемирный День здоровья в 2019 году традиц...

Программа проекта по здоровому образу жизни на тему: «Здоровье – образ жизни»

Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у подростков - важнейшая соц...

Тема 6.5 Раздел 4 "Происхождение и развитие жизни на Земле" Тема урока "Происхождение и развитие жизни на Земле"

Среди множества теорий возникновения жизни на Земле рассмотрим основные: 1) жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время (креационизм); 2)...

Психологическая игра-аукцион "Ценности жизни: на что мы тратим свою жизнь?"

Данная разработка может быть полезна педагогам при проведении классных или кураторских часов на тему "Жизненные ценности"...