ПРОЕКТНАЯ РАБОТА: «ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ»
проект на тему
Оглавление
1.Выбор проекта ……………………………………………………………………………..
2. История возникновения и гончарства, глиняной игрушки ……………………………
3. Что такое глина?...................................................................................................................
3.1 Виды глины, ее применение……………………………………………………………..
3.2 Свойства глины, опыты………………………………………………………………….
4. Подготовка глины к лепке………………………………………………………………..
5. Подготовка глиняного теста……………………………………………………………..
6. Инструкция по технике безопасности при работе с глиной……………………………
7. Техники и приемы лепки из глины………………………………………………………...
8. Способы лепки…………………………………………………………………………….
9. Изготовление собственных работ……………………………………………………..
10. Библиографический список……………………………………………………………..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА: «ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ» | 393.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ « Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА:
«ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ»
Воспитатель: БабынинаТ.Н. Занятие «Умная глина»
п. Ивня
2014 год
Оглавление
1.Выбор проекта …………………………………………………………………………….. 2. История возникновения и гончарства, глиняной игрушки …………………………… 3. Что такое глина?................................................................................................................... 3.1 Виды глины, ее применение…………………………………………………………….. 3.2 Свойства глины, опыты…………………………………………………………………. 4. Подготовка глины к лепке……………………………………………………………….. 5. Подготовка глиняного теста…………………………………………………………….. 6. Инструкция по технике безопасности при работе с глиной…………………………… 7. Техники и приемы лепки из глины………………………………………………………... 8. Способы лепки…………………………………………………………………………….
9. Изготовление собственных работ……………………………………………………..
10. Библиографический список……………………………………………………………..
1. Выбор проекта.
Свою педагогическую деятельность осуществляю в социально реабилитационном центре для несовершеннолетних с 2009 года в должности воспитателя. Важной социально-педагогической проблемой, является, творческая самореализация воспитанников, которая имеет доминирующее значение, заключается в формировании личности, тесно взаимосвязана с факторами, как наследственность и окружающая среда ребенка. У меня возникла идея, выбрать одним из направлений коррекционной работы развитие творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности через занятия лепкой из глины. Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Актуальность состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания. С эмоциональной и общественной сторонами человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. На занятиях мы занимаемся лепкой из глины. У нас есть уникальная возможность вдохнуть жизнь в свои произведения из глины.
Мною были поставлены цели – обучить технике лепки, поднять уровень развития творчества детей, более подробно ознакомить с материалом и его свойствами, как правильно подготовить глину к работе, знания о техниках, используемых при лепке. Реализуя цели и задачи можно решить проблемы: адаптации детей в коллективе, адекватного поведения, развития эстетического вкуса и творческих способностей, самоутверждения и умения занять свободное время.
Во время работы над данным проектом я изучила много литературы, посвященной глине и лепке. Выяснила, какими свойствами обладает глина, провела ряд опытов. В результате я расширила и систематизировала свои знания о глине, о том, какая она бывает, какими свойствами она обладает. Изучила, как выбирать глину и готовить ее к работе, как правильно организовать рабочее место, какими инструментами пользоваться. Разобралась, какие приемы, и способы лепки существуют. И, конечно, же, создала коллекцию своих работ.
2. История возникновения и гончарства, глиняной игрушки.
Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство и, наверное, столько же глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н.э. Это глиняные топорики, посуда, погремушки и другие предметы русского творчества. Сюжеты этих игрушек довольно разнообразны, традиционные кони, птицы, свистульки, бараны. К видам народного творчества и выявления культуры относятся множество видов лепки. Дымковская, Филимоновская, Тульская, Московская, Орловская, Воронежская, Курская и др. Сделанные из этих видов лепки игрушки очень похожи, ведь их объединяет происхождение от русского народа. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Изделие из глины ограничено вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции, целостности. Работа по лепке из глины необходима каждому воспитаннику для того, чтобы он имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельность лепки из глины, использовать разные приемы и способы изображения предметного мира. Это дает возможность украшать интерьеры комнат и других помещений, время от времени заменяя одни предметы другими. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую воспитанников. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище глиняными изделиями: посуда, вазы, игрушки, блюда, статуэтки расписанными Городецкой росписью Хохломской росписью и др. Украшая свой дом, люди тянуться к народному искусству которое помогает сделать его праздничным и уютным. Декоративная лепка способствует приобретению умений работать с глиной с красками, соответствующими инструментами, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки, а в некоторых случаях узор наноситься и специальными печатками с сечениями в виде круга, треугольника, квадрата. Следовательно, работа положительно влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук, делает их более чувствительными.
3.Что такое глина? 3.1 Виды глины, ее применение Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Основным источником глинистых пластов служат полевые шпаты, при разрушении которых под воздействием атмосферных агентов образуются силикаты группы глинистых минералов. Некоторые глины образуются в процессе местного накопления этих минералов, но большинство из них представляют собой наносы водных потоков, скапливающиеся на дне озёр и морей. На нашей планете существует огромное множество глин. Все они отличаются своим составом, свойствами и, соответственно, цветом. Цвет глины обычно определяется ее химическим составом, в зависимости от входящих в ее состав минеральных примесей и солей металла. Всего различают глины семи цветов: белого, голубого, зеленого, желтого, красного, серого и коричневого. Редко встречается черная. Цвет глине придают окись алюминия, окись железа и окись титана. По характеру глины делятся на "жирные" и "тощие". Глины с высокой пластичностью называются "жирными", так как в замоченном состоянии дают осязательное ощущение жирного вещества. "Жирная" глина блестяща и скользка на ощупь содержит мало примесей. "Тесто", приготовленное из нее, нежное. Глины малопластичные или непластичные называются "тощими". На ощупь они шероховатые, с матовой поверхностью, и при трении пальцем легко крошатся, отделяя землистые пылинки. "Тощие" глины содержат много примеси, при разрезании ножом не дают стружек. Существует огромное количество разновидностей глин. Глины широко применяются в промышленности (в производстве керамической плитки, огнеупоров, тонкой керамики, фарфорофаянсовых и сантехнических предметов торговли), строительстве (производство кирпича, керамзита и др. стройматериалов), для бытовых нужд, в косметике и как материал для художественных работ (лепка). Также глину широко применяют в медицине и косметологии. С помощью белой глины лечат заболевания кишечника, ожирение, выпадение волос, укрепляют ногти. Красную глину используют при заболеваниях сердечнососудистой системы, гипотонии, варикозном расширении вен, нервных и эндокринных заболеваниях. Желтая глина применяется при инсульте, заболеваниях желудка и кишечника, мигрени, головной боли, остеохондрозе. Черная глина используется для снижения температуры, при различных видах сердцебиения, воспалениях кожи и внутренних органов, способствует омоложению организма. Голубая глина хорошо лечит ожирение, гипофункцию щитовидной железы, снимает мышечную слабость и обеспечивает подвижность суставов. В медицине и косметологии глину применяют как наружно – в виде примочек, аппликаций, компрессов, - так и принимают внутрь. Для керамики более всего подходит гончарная, или горшечная, глина, которая очень пластична и в смеси с водой образует тягучую массу. Цвет ее бывает разным, обычно очень интенсивным, при обжиге она сохраняет свою окраску, почти всегда содержит железо и известь. Обыкновенная гончарная глина встречается буквально всюду, кроме того, в одной и той же местности можно обнаружить несколько ее разновидностей. В сухом виде она представляет собой твердую, плотную и шероховатую массу, которая в смеси с водой становится липкой, пластичной, с характерным запахом.
3.2 Свойства глины, опыты
Разнообразие в составе глин очень важно с технической точки зрения, так как оно влияет на основные свойства материала, делая его пригодным для различных технических целей. Самыми важными свойствами глины являются:
• способность соединяться с водой, образуя тонкие взвеси и вязкое тесто;
• способность набухать в воде;
• способность в сыром виде принимать и сохранять форму после высыхания, т. е. пластичность материала;
• клейкость;
• связывающая способность;
• способность не пропускать влагу после насыщения определенным количеством воды.
Проведем ряд опытов для более подробного знакомства с некоторыми свойствами глины.
Опыт № 1
Цель: познакомиться с таким свойством глины, как хрупкость.
Оборудование: сухая глина, деревянная доска, молоток.
Ход: положили глину на доску. Разбили глину молотком на кусочки, попробовали руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.
Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.
Опыт № 2
Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой.
Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.
Ход: один из кусков глины положил и в сосуд с водой. Сравнили сухую глину и глину, находящуюся в воде.
Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.
Опыт № 3
Цель: познакомиться с особым свойством глины - не пропускать воду.
Оборудование: влажная глина, сосуд с водой.
Ход: слепили из глины миску. Затем налили в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде.
Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.
Опыт № 4
Цель: показать, что на или высушенной глине можно рисовать.
Оборудование: глиняная фигурка, краски, кисточки, стаканы с водой.
Ход: расписали фигурку из глины красками. Обратили внимание на то, что краска хорошо ложится на высушенную глину.
Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво. Итак, можно сделать вывод, что сухая глина хорошо поглощает воду, но намокнув, становится водонепроницаемой. После переминания и перемешивания она приобретает свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания. Такое свойство называется пластичностью. Это свойство и позволяет нам лепить из глины.
4. Подготовка глины к лепке
Глину можно купить в готовом виде или в виде порошка. Если есть возможность, можно найти и природную глину, но не всякая годится для работы и требует долгой и тщательной подготовки.
Готовая глина, которая продается в брикетах разного объема от 0,5 до 3 кг (как пластилин, пластика) и при этом есть возможность выбора цвета. Плюс в том, что без проблем и «не пыльно». Хранить в запечатанном виде, чтоб сохранить влагу. Минус в том, что брикета хватит лишь на изготовление малых форм.
Голубая глина в сухом виде, продаваемая в полиэтиленовых или бумажных пакетах в хозяйственных магазинах расфасовкой 3 или 10 кг, но при этом самостоятельно замешивать глиняное тесто, прилагая определенные усилия и имея дело с «грязью». Желательно замес делать заблаговременно, чтоб она «вылежалась» до начала работы (1-2 недели). Плюс в том, что практически всегда пригодна, экономична и долго хранится, а минус — место для сырья в мешках нужно отвести в сухом помещении и собственные трудозатраты по замесу.
Искать в естественных условиях и собственными руками извлечь ее в местах залегания. Это могут быть карьеры, низменные места или крутой склон холма, отличающиеся повышенной влажностью, где растет мать и мачеха. Глину можно найти на обочинах дорог, по берегам болот или небольших водоемов, которые и образуются, потому что дождевая или родниковая вода попадает в глиняную чашу (глина, в отличие от песка, фильтрующего влагу, вбирает её в себя до отказа, не пропуская её глубже). Цвет и состав глины может быть разным, в сухом виде ее качество не определить, но имея водичку и кислоту проверить пригодность можно: смочить, дать впитаться и растереть… при надавливании должен образоваться блестящий след. Чем жирнее и пластичнее масса, тем лучше глина. Далее можно проверить на пластичность — размять, скатать жгутик, загнуть его в «баранку» и если глина пластичная, то на «баранке» не появится крупных трещин, не будет разрыва. Можно провести испытание на приготовленном кусочке и если устраивает, то добывать ее из этого источника и при возможности создать запас впрок.
До работы глина, добытая в природных условиях, требует тщательной подготовки: разбить на мелкие куски, высушить до полного высыхания, затем залить горячей водой (столько, чтобы на ее поверхности оставались только отдельные островки глины). После набухания массу нужно выложить на стол, застеленный грубой тканью и подождать, когда глина освободится от лишней воды и приобретет необходимую для работы влажность. При этом ее нужно периодически переворачивать и переминать.
Очень важно, чтобы глина была чистой, без лишних примесей (камешков и больших песчинок, ощущаемых руками). Очистить в домашних условиях можно руками, отщипывая от теста маленькие кусочки и перебирая их в «ласточкино гнездо» или же продавить ее в пластичном состоянии через мелкую сетку. Можно еще глину с целью очищения залить водой в металлической емкости и хорошо размешать до состояния жидкой сметаны (шликер), дать отстояться в течение 2-х часов, чтоб крупные тяжелые включения осели на дно.
После чего чистую глину сверху слить не разбалтывая и подвялить (высушить на солнышке или в теплом месте держать открытой), вода в ней лишняя испарится, а глина останется. Осадок в емкости выбросить (песок, камешки, мусор).
Для длительного хранения большого запаса глины можно использовать бочку, ведро, кастрюлю любой емкости, заполнить на две трети объема глиной, сверху залить водой (на бак емкостью 10 литров 3 литра воды), закрыть плотно мокрой тряпкой, а затем крышкой. После хорошей выдержки качество глины улучшится. Не пугайтесь, если у глины появился запах. Чем хуже она пахнет, тем лучше ее качество.
5. Подготовка глиняного теста
Самостоятельное приготовление глиняного теста — это продвинутый этап работы с глиной. Настало время засучить рукава, подготовить место и инструмент, одеть фартучек и приступить к замесу глиняного теста. Работать следует на прочном столе, приготовить деревянную доску. Деревянную потому, что она впитывает влагу и тесто пробивать и лепить на ней очень хорошо и глина снимается лучше (не липнет), если правильно тесто приготовлено. А еще нужен стек — это инструмент, с помощью которого мы разделяем, выглаживаем и декорируем, т.е. основной помощник нашим пальцам. Еще на столе под рукой должна быть емкость с водой (миска, с которую можно обмакнуть пальцы), губка (обычная хозяйственная, которая используется для мытья посуды) — предназначена для выглаживания изделия в сыром виде и шлифования в сухом, причем обе стороны пригодны и салфетка. Можно воспользоваться и кусочком натуральной ткани, хорошо впитывающей влагу.
А теперь собственно о самой подготовке теста. Проминать его можно на столе, подложив деревянную доску. В качестве инструмента понадобиться струна, которая отмеряется по ширине плеч с небольшим запасом для закрепления ее к ручкам (лучше деревянные брусочки по типу ручек от скакалки). Замес делается руками, а дальше ее следует хорошенько промять. Перебивание вылежавшейся глины делается непосредственно перед лепкой, чтобы удалить пузырьки воздуха и повысить ее однородность.
1. В случае, когда вы используете готовую глину в брикетах. Не смотря на то, что в руках готовая глина, ее следует непосредственно перед началом работы промять. Промять небольшое количество глины можно следующим способом: отделить кусок теста, по размеру помещаемый в ладони, скатать шар, затем сделать из него лепешку, разминая пальцами (при этом пальцы хорошо чувствуют структуру и все грубые комочки и встречающиеся камешки легко отделять, т.к. наличие примесей возможно), потом скрутить ее в рулетик и повторить эти действия 5 раз в последовательности: шар, лепешка, рулет. Далее отбить глину, простукивая в ладонях для уплотнения — перебрасываете из одной ладони в другую кусок глины, скатанный в шар, отбивая его при этом. Пробивайте хорошенько в течение 5–10 минут!
2. В случае, когда вы приобрели голубую глину в сухом виде. Ее лучше предварительно лучше залить водой (процесс впитывания требует времени). Сверху воды должно быть столько, чтоб глина вся покрылась и постепенно ее впитывала. Можно и сразу замесить, но лучше дать замешенной глине все таки вылежаться.
Сухая глина соединяется с водой и вымешивается руками до состояния пельменного теста. Это самая трудоемкая часть работы с глиной, но она отзовется благодарностью, если все проделаете правильно.
Теперь немного о взаимоотношениях глины с водой. Если, замешивая глиняное тесто, вы переусердствовали и налили слишком много воды, ее будет сложно удалить. Придется дать ей подсохнуть, а для этого потребуется определенное время или дозамесить, добавив сухой глины. Правильный процесс замеса означает, что руками, формируя глиняную массу, мы добиваемся такой ее увлажненности и вымешиваем столько, чтоб добиться теста, которое будет с усилием переминаться в руках и не липнет к тыльной стороне рук.
После замеса теста его нужно хорошенько пробить. Глиняное тесто можно пробивать разными способами:
- Для небольшого количества глины, подходит способ, описанный выше. Для большей массы желательно использовать струну. Уплотнить ком глины колотушкой и затем срезать струной глину тонкими пластинками под углом (вот когда вы увидите на тесте эти воздушные разрывы!) и шлепками пробивать их или разрезать ком струной под углом к поверхности стола на две части и одну половину, подняв вверх, с силой бросить на другую так, чтобы нижняя кромка верхней половины врезалась под углом в верхнюю кромку нижней половины. Такую бомбежку многократно (20-25 раз) повторять, разворачивая нижний ком на 90 градусов.
- Ком глины уплотнить колотушкой (не бойтесь бить посильнее), затем, прижимая к доске, срезать тонкие пластинки, все включения отбрасывая в сторону, затем снова сложить в ком и повторить «строгание». Чем тоньше пластинки, тем однороднее тесто.
- Скатать шар, приподнять его, бросить с силой на доску, чтоб он от удара сплющился, как каравай, затем струной разрезать на две половинки и, подняв верхнюю (перевернув срезанной стороной вверх), с силой ее бросить на стол. На нее (не переворачивая) бросить нижнюю половину. Слепившиеся половинки снова разрезать на две части и повторить такую операцию несколько раз.
- Проделать спиралевидное замешивание нижними частями обеих рук. Этот процесс противоположен замесу теста, т. к. глину не насыщаем воздухом, а освобождаем от него. Прижать ладонями глину к столу и одновременно повернуть «бугорки» ладошек против часовой стрелки, отпустить глину и повернуть пальцами комок по часовой стрелке на место с которого начали, не создавая складок в процессе замешивания. Повторить 30-40 раз медленно, но правильно (услышите хлопки лопающих пузырьков) и получите форму кулебяки.
Каждый выбирает наиболее удобный для себя способ. Иногда для промина глины мастера приспосабливают различные механизмы, например промышленные мясорубки.
И еще о важном. Перед каждым началом работы с глиной ее еще раз нужно как следует перемять, разрывая ком глины на две части и с силой соединяя их обратно. Таким способом можно освободиться от большей части воздуха, чтоб не допустить разрыва изделия при обжиге. Чтоб сохранить мелкое изделие (мелкие скульптурные фигурки) и не дать ему «погибнуть» при обжиге, его нужно в готовом, но еще не высохшем виде, проткнуть в незаметных местах булавочкой для выхода пузырьков воздуха. Если обжиг не предусматривается, то и всю процедуру пробивания глиняного теста можно упростить.
Нормально приготовленная глина тоже должна легко принимать нужную форму под действием незначительных усилий, и ее отдельные куски могут слипаться друг с другом, но она уже не должна налипать на руки. Такая глина позволяет формовать из нее довольно большие изделия, причем они не деформируются под действием собственного веса в процессе формования.
Готовое тесто нужно хранить «закутанным» во влажную ткань, если оно плотное, чтоб увлажнить и смягчить его. При этом хранить убираем желательно в прохладное место в плотном полиэтиленовом пакете.
Итак, какой должна быть готовая для лепки глина:
- пластичная (к рукам не липнет), мягкая по консистенции, т.к. очень плотная, твердая консистенция глины затруднит работу;
- освобожденная от лишних тяжелых включений (просеять или перебрать руками глиняное тесто на ощупь);
- пробитая, т.е. освобожденная от пузырьков, иначе при обжиге ее разорвет на части;
- обернутая во влажную салфетку (тряпку) и упакована в плотный полиэтиленовый пакет во избежание засыхания. Можно использовать для хранения пластиковые закрываемые формы.
6. Инструкция по технике безопасности при работе с глиной
1. Перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки 2. Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении радом сидящего человека 3. При работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках 4. На рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки. 5. При завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах. 6. После обработки сухих изделий наждачной бумагой, пыль сметается кистью и убирается в специальную ёмкость 7. По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.
7. Техники и приемы лепки из глины. - Необходимые инструменты для работы с глиной. Прежде чем приступать к изготовлению изделий, необходимо оборудовать место для работы с глиной. Итак, для того чтобы защитить стол от грязи, надо застелить его клеенкой. Раскатывать глину и лепить из нее лучше всего на деревянной доске, так как она хорошо впитывает влагу и материал к ней не прилипает. В помощь рукам для лепки понадобятся специальные скульптурные инструменты - стеки, кольца, которые могут иметь разнообразную форму и размер. Основное назначение этих инструментов - проработка мелких деталей и удаление лишней глины.
Во время работы постоянно под рукой должны быть миска с водой, в которую можно обмакнуть пальцы, губка для сглаживания неровностей поделки в сыром виде и мягкой полировки в сухом, салфетка для поддержания рук и стек в чистоте. Кроме того, влажными салфетками оборачивают незаконченные работы, чтобы не дать глине засохнуть. - Основные приемы работы с глиной. В процессе лепки важно привыкнуть работать пальцами: необходимо развить до высокой степени чувство осязания материала, чтобы пальцы так же чувствовали форму, как глаз ее видит. Работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое. Для начала необходимо ознакомиться с основными приемами работы с пластическим материалом.
- Разминание – надавливание пальцами и руками на кусочек глины;
- Отщипывание – отделение маленьких кусочков глины от большого куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала кусочек прищипывают, затем отрывают.
- Сплющивание – сжимание куска глины для придания ему плоской формы. Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев, большой кусок придавливают к поверхности стола круговыми движениями.
- Скатывание – формирование шариков разных размеров между ладонями и ладонью и поверхностью стола круговыми движениями.
- Раскатывание – формирование жгутов между ладонями или ладонью и столом движениями вперед-назад.
- Вдавливание – изготовление деталей на глине путем нажатия пальцами.
- Разрезание – деление куска глины с помощью стеки.
- Соединение деталей – прикладывание деталей друг к другу с небольшим придавливанием.
- Заострение – оттягивание пальцами одного конца жгута и его раскатывание, чтобы он стал острым
Для создания форм, состоящих из нескольких частей (фигуры человека и животного), можно пользоваться несколькими способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска. Мелкие детали лепят путем оттягивания, прищипывания глины от общей массы, применяя приемы рельефной лепки. Для того чтобы вылепленная работа была прочна и части не рассыпались, нужно хорошо их скрепить: плотно прижать одну форму к другой и замазать место скреплений или сделать углубления, в которые вставить прикрепляемые детали.
- Конструктивный
Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали. Таким же образом по частям в дымковской игрушке лепятся барыня, всадники.
- Пластический
Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Примером такого способа лепки в дымковской игрушке может служить утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Комок глины скатать в шар, захватить пальцами с одной стороны и слегка вытянуть – получится голова, сгладить переход от головы к туловищу. На голове слегка вытянуть клювик. С другой стороны фигурки оттянуть немного глины и сформировать хвостик. Таким способом лепятся фигурки наиболее простые по силуэту. Такие фигурки лепятся из одного куска глины.
- Комбинированный
Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Например, фигурка дымковского индюка лепится из целого куска, а голова и хвост отдельно или филимоновский петушок лепится из исходной формы яйца или широкого цилиндра, концы которого загибаются оттягиванием вверх – для шеи – повыше, для хвоста – пониже, закругляется форма головы, вытягивается клюв, прищипыванием или лепится отдельно бородка и гребешок. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ.
- Рельефная лепка
Это нанесение рисунка на раскатанный пласт глины толщиной
не меньше 0,8 см, а поверхность гладкая и ровная. Сырую глину
перед работой требуется немного подсушить.
Первый способ. Рисунок можно выполнить стекой, зубочисткой, кончиком ножа.
Второй способ. Способ состоит из наложения на пласт глины шариков, жгутиков, полос и т.д.
Третий способ. Это выбирание глины. Для этого берут пласт глины
толщиной не менее 3 см и стекой наносят рисунок. Затем с
поверхности пласта со всех сторон рисунка снимают одинаковый слой глины.
Таким образом, рисунок получается выпуклым.
Посуду изготавливают при использовании других способов лепки:
- Техника отщипывания
Отщипывание выполняют разными способами: лепка из шара, путем кругового налепа. Так при лепке из шара в середину заготовки вдавливают большой палец, чтобы углубить и расширить стенки чашки, толщина которых должна быть одинаковой. Форму стенкам придают указательными пальцами, перемещая их навстречу друг другу с внутренней и внешней стороны. При круговом налепе стенки сосуда получаются более толстыми, следовательно, можно изготовить более крупные формы. Отдельно подготавливается основание, на котором насечкой обозначается место присоединения первой полоски. Кусочки (полоски) желательно использовать одинакового размера, укладывать увлажненные последовательно, сглаживая внутренние швы деревянной стекой с использованием шликера постепенно поворачивая форму. Каждый последующий кусочек глины прикладывается к полоске прижатием большого и указательного пальца с вытягиванием вверх стеночек, не допуская деформации и так по кругу в несколько рядов. Такая же техника может быть использована в лепке на форме. Форма (чаша) накрывается с внутренней стороны х/б тканью и в ней шариками или кусочками выкладывается дно, затем стенки по спирали. С внутренней стороны все выравнивается.
- Спиральная техника (из жгутов)
Предварительно лучше сделать эскиз задуманной формы жгутового сосуда. Далее работа будет заключаться в накручивании жгутов на воображаемую модель. Жгут изготавливается из заготовленных шариков одинакового размера, он должен быть как можно более длинным и ровным. Размер жгута в диаметре зависит от толщины стенок сосуда. Для основания сосуда сворачивается спираль их жгутов (можно использовать основу, вырезанную из пласта) и разглаживается стекой с внутренней стороны от внешнего края к центру, затем смачивается его край и та сторона жгута, которая станет первым слоем сосуда (для более прочного сцепления можно сделать насечку с той стороны жгута, которая присоединяется к основанию). Кончик жгута срезается по диагонали, чтоб площадь соединения была больше, и второй слой ложился на первый без излома. Диаметр окружности, образованной первым слоем жгутов, должен быть чуть больше диаметра основания. Каждый следующий жгут промазывается шликером (дополнительно можно сделать насечку, она даст более плотное соединение) ложится на внешний край предыдущего. С помощью стеки (гончары для выравнивания поверхности изделий и сглаживания соединяемых элементов используют ребро коровы или синтетическое ребро, камни сглаженной формы, т.е. инструмент данный природой) слегка сдавливаются места соединения жгута и основания так, чтоб не повредить форму. Желательно, чтоб соединения жгутов не находились друг над другом (лучше удлинить полоску), чтоб исключить вероятность растрескивания в процессе сушки. Можно воспользоваться шликером для соединения стыков с внутренней стороны. Меняя диаметр очередного слоя, создается форма изделия (она может быть от симметричной до фантастичной, т.е. более сложной - с изгибами стенок, изменением угла наклона и т.д.). Работа с большими сосудами может быть поэтапной, чтоб следующие слои не раздавили предыдущие. После наложения нескольких рядов изделие подсушивается. Готовое изделие должно досыхать вверх дном. Эта техника позволяет изготовить сосуд любой формы и сложности – вазы, бутыли, фляжки и др. - Ленточный способ
Этим способом можно изготовить цветочные горшки, бочонки, шкатулки и прочие предметы интерьера.
Сначала раскатывается пласт, который разрезается на полоски. Для изготовления пласта на стол сначала укладывается кусок х/б ткани, на нее с двух сторон деревянные рейки, которые служат линейкой и ограничителями. Внутренняя поверхность между ними укладывается жгутами диаметром 2 см, затем большими пальцами прижимаются друг к другу и получившийся прямоугольник из уложенных жгутов раскатывается скалкой. Высота готового пласта 8 мм. Нарезаются полосы по линейке длиной, равной длине окружности основания. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, а не по его диаметру и верхняя ее сторона смотрит не внутрь формы, а открывается на внешнюю сторону, если мы делаем не цилиндр, а вазу, горшок цветочный, т.е трапецевидную форму. К концам уложенной полоски присоединяется вторая в стык, в местах соединения делается насечка изнутри. Затем в месте соединения с основанием тоненький жгутик укладывается с внутренней стороны и замазывается шов до выравнивания поверхности. Все последующие полосы в высоту укладываются тоже в стык с насечкой по диаметру и в местах соединения, но ни снаружи, ни изнутри соединения не должно быть видно (поверхность разглаживается инструментом). При этом способе тоже важно не допустить, чтоб соединения жгутов находились друг над другом. Если ваза закрывается в верхней части, то полосы от места сужения формы укладываются соответствующим образом.
9. Изготовление собственных работ
Следуя простым правилам, создала на занятиях в коллекцию собственных работ:
- Работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое.
- В помощь рукам для лепки нужно использовать специальные инструменты — стеки. Основное их назначение – проработка мелких деталей, удаление лишней глины, присоединение мелких деталей к крупным, сглаживание отдельных частей изделия.
- Работу в процессе лепки нужно периодически осматривать со всех сторон, чтобы добиться правильных пропорций и соотношений его частей.
- Работать над изделием начинают с основной, более крупной части. Например, при лепке животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивая по величине другие детали, соединяют их и самые мелкие лепят в последнюю очередь.
- Если работа не закончена сразу, то изделие необходимо сохранить, накрыв влажной тряпкой и полиэтиленом. При этом глина останется сырой, не испортится поверхность и работу над изделием можно будет продолжить в последующие дни.
- Перед завершением работы изделие «выглаживается» влажной губкой, тряпкой или кисточкой.
- Сушка изделия сложный и длительный процесс (при быстрой сушке изделие может потрескаться): 1-й этап — сушка при комнатной температуре до 10 дней.
- Декорирование после высыхания заключается в росписи красками.
Для изготовления своего изделия, я подготовила рабочее место и глину. Для работы мне необходимо: глина, стеки, доска, миска с водой, губка, влажная тряпочка, гуашь, кисточки. Используя способы и методы лепки, описанные выше, я вылепила свои изделия. После завершения работы я просушила свою работу, а затем раскрасила.
Если вы, как и я, любите творить, воплощать собственные фантазии в деле, создавать своими руками интересные и полезные вещи, то лепка из глины – занятие для вас! Это приятное времяпровождение приносит ни с чем несравнимое удовольствие.
10. Библиографический список.
1. Богуславская И.Я.Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство,1975.
2. Вохринцева. С. Учимся рисовать. Пермогорская роспись 3. Вохринцева. С.Учимся рисовать. Городецкая роспись 4. Вохринцева. С.Учимся рисовать. Гжель роспись 5.Долорс Рос Керамика (техника, приемы, изделия) 6.Лыкова И. А Филимоновская игрушка 7.Мерилин Скотт Керамика энциклопедия. 8.Некрасов М.А.Народное искусство как часть культуры. - М.: изоб., Искусство.1983. 9.Полхов – Майданов Цветочные узоры (рабочая тетрадь) 10.. Парамонова Л.А Творческое конструирование. 11.Фрумкин А.Н.Народное гончарство в России. Каталог-М.: Советский художник,1987. 12.Халезова Е.Б Декоративная лепка в детском саду . 13. Хохломская роспись (рабочая тетрадь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация №1к проектной работе : «ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ»
Презентация часть первая к проектной работе "Лепка из глины"....
презентация №2 к проектной работе : «ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ»
Презентация часть вторая к проектной работе "Лепка из глины"...
Проектная работа по теме: Проектная методика - педагогическая технология нового образования
Краткая телрия о проектной методике и подробный конспект конкурса основанного на данной методике....
Пример самостоятельной проектной работы студентов специальности 43.02.10 Туризм, 2 курса группы 316Т (Карлова Ольга и Рябова Александра) по МДК 07.01. Выполнение работ по профессии "Агент рекламный"
Пример самостоятельной проектной работы студентовпо МДК 07.01. «Выполнение работ по профессии «Агент рекламный» профессионального модуля ПМ.07. «ПМ.07 Выполнение работ по должн...
Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»»
Проектная работа«Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»»...
Проектная работа по английскому языку на тему «ОНЛАЙН- ПЕРЕВОДЧИК КАК СПОСОБ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ» “Online translator as method of work with text in English language”
Проектная работапо английскому языкуна тему «ОНЛАЙН- ПЕРЕВОДЧИК КАК СПОСОБ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»“Online translator as method of work with text in English languag...
Проектная работа ПМ 01- Гамзатова- Испайханова " Организация работы медицинских сестер в школе здоровья для будущих мам" 2017г
Проектная работаТема: «Организация работы медицинских сестер в школе здоровья для будущих мам» -2017г...