ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «КОМПОЗИЦИЯ» для 0-1м курсов
рабочая программа по теме

Сидорчева Татьяна Александровна

Программа рассчитана на два года обучения, для детей, поступающих в детскую художественную школу в возрасте 7-10 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komp_0-1m_kurs.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА №1

УТВЕРЖДЕНО

Решением педагогического совета

Протокол №______________2013  г

Директор ДХШ №1

                                                                          ___________  Двоеглазова Е.В.  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«КОМПОЗИЦИЯ»

для 0-1м курсов

Разработала: Сидорчева Т.А.

педагог дополнительного образования ДХШ №1

Жигулёвск 2013

I.      Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
  • Срок реализации учебного предмета
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий
  • Цели и задачи учебного предмета
  • Методы обучения

  1. Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план

-Содержание разделов и тем. Годовые требования

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  • Дидактические материалы;
  1. Список литературы и средств обучения

  • Методическая литература
  • Учебная литература
  • Средства обучения

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа имеет художественную направленность, как и все программы ДХШ, и ориентирована на детей младшего возраста. В первый класс детских художественных школ принимаются дети 11-12 лет. В этом возрасте они обладают способностью аналитического мышления, что облегчает успешное овладение способами профессиональной художественной деятельности. Однако наиболее благоприятным для творческого развития является младший школьный возраст. Для того чтобы учащиеся могли заниматься изобразительной деятельностью с более раннего возраста, в школе организуются подготовительные группы. В связи с чем, актуальным, своевременным и педагогически целесообразным стало появление данной программы.

Программа рассчитана на два года обучения, для детей, поступающих в детскую художественную школу в возрасте 7-10 лет. Поскольку ребенок в этом возрасте не расположен к очень длительным работам и быстро устает, задания рассчитаны на 1 или 2-3 занятия. 

Программа включает в себя четыре раздела, содержанием которой являются задания, исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. На протяжении всего курса обучения учащиеся учатся организовывать композиционную плоскость. Обязательны требования к осознанному композиционному центру листа, грамотному владению тоном и цветом.

Срок реализации учебного предмета

Учебный курс «Композиция» рассчитан на обучение детей в возрасте от 7-8 до 9-10 лет. Срок реализации учебного предмета «Композиция» составляет 2 года.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общий объем нагрузки учебного предмета «Композиция» при двухлетнем сроке обучения составляет 204 часа, по 3 часа аудиторных занятий в неделю. Из них:  34 часа – теория, 170 часов – практическая работа. Количество теоретических часов можно уменьшать или увеличивать  за счет практических часов, так как четкого количества теоретических часов учебным планом не предусмотрено.

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Композиция» рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий (численностью от 12 до 15 человек).

Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цели и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета «Композиция» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося, а также формирование и развитие художественно-творческих способностей обучающихся в области изобразительного искусства.

Задачами учебного предмета «Композиция» являются:

- развитие интереса к изобразительному искусству;

- знакомство с основными законами, правилами и приемами композиции;

- формирование практических навыков художественной деятельности;

- изучение выразительных возможностей тона и цвета;

- развитие богатства воображения, эмоционального отношения к цвету;

- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

- приобщение детей к наблюдению за окружающей действительностью;

- сохранение и развитие непосредственности восприятия, характерные для младшего школьного возраста.

   Методы обучения

Обучение осуществляется  в форме вовлечения детей в художественную изобразительную деятельность. Изобразительная деятельность ребенка проходит в сотрудничестве с педагогом, в совместном поиске, а не в получении готовых решений творческих задач. Такое сотрудничество позволяет полнее раскрываться потенциальным возможностям ребенка. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

   - словесный (объяснение, беседа, рассказ);

   - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

   - практический;

   - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Композиция» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, изучение многообразия и неповторимости окружающего мира, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

1 год обучения

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Материалы

Раздел 1. Основы композиции

 

 

 

1.1

Вводное занятие. Основные законы и правила композиции.

6

2

4

бумага, тушь, перо, кисти

1.2

Цвета солнечного спектра.

3

1

2

бумага, гуашь, кисти

1.3

Знакомства с различными техниками: отпечаток, набрызг.

6

1

5

бумага, гуашь, кисти, листья

1.4

Материалы графики. «Кляксография».

3

1

2

бумага, тушь, кисти, гелевая ручка

Раздел 2. Мир чувств и цвета.

2.1

Цвет и характер.

9

1

8

бумага, гуашь, кисти

2.2

Теплые и холодные цвета.

9

1

8

бумага, гуашь, кисти

2.3

Чувства и ощущения.

3

1

2

бумага, гуашь, кисти

2.4

Цвет и настроение.

9

1

8

бумага, гуашь, кисти

Раздел 3. Мир вокруг нас.

3.1

Красота родной природы.

12

3

9

бумага, гуашь, кисти

3.2

Забавный мир животных.

9

1

8

бумага, гуашь, тушь, кисти, пастель, уголь

3.3

Подводный мир.

9

1

8

бумага, гуашь, кисти

Раздел 4. Мой народ, моя история.

4.1

Женские образы.

6

1

5

бумага, гуашь, кисти

4.2

Жанровая композиция на историческую, батальную и былинную тему.

12

2

10

бумага, гуашь, кисти, пастель, акварель, тушь

4.3

Города русской земли.

6

1

5

бумага, гуашь, кисти

 

Всего за год (в часах)

102

    18    

84

2 год обучения

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Материалы

Раздел 1. Основы композиции

 

 

 

1.1

Основные законы и правила композиции.

6

2

4

бумага, тушь, перо, кисти, акварель

1.2

Основы цветоведения.

6

1

5

бумага, гуашь, кисти

1.3

Знакомства с различными техниками: монотипия.

6

1

5

бумага, гуашь, кисти

Раздел 2. Мир чувств и цвета.

2.1

Цвет и характер.

6

1

5

бумага, гуашь, кисти

2.2

Теплые и холодные цвета.

6

1

5

бумага, гуашь, кисти

2.3

Цвет и настроение.

9

2

7

бумага, гуашь, кисти

2.4

Тематическая композиция на тему «Праздник».

9

1

8

бумага, гуашь, кисти, пастель

Раздел 3. Мир вокруг нас.

3.1

Красота родной природы.

9

1

8

бумага, гуашь, кисти

3.2

Забавный мир животных.

9

1

8

бумага, гуашь, кисти, пастель

3.3

Подводный мир.

9

1

8

бумага, гуашь, кисти, тушь, цветные карандаши, клей, цветная бумага

Раздел 4. Мой народ, моя история.

4.1

Женские образы.

6

1

5

бумага, гуашь, кисти

4.2

Тематическая композиция на историческую, батальную и былинную тему.

12

2

10

бумага, гуашь, кисти, пастель

4.3

Народные праздники.

9

1

8

бумага, гуашь, кисти. пастель

 

Всего за год (в часах)

102

     16

86

1 год обучения

Раздел 1. Основы композиции.

1.1 Вводное занятие. Основные законы и правила композиции. Организация рабочего места. Бережное отношение к материалам и инструментам.  Познакомить с понятием «композиция». Беседа об основных законах и правилах композиции: статика и динамика, равновесие, композиционный центр.

 Примерные задания: серия упражнений на статичную и динамичную композицию, на равновесие в листе, на различные способы выделения композиционного центра.

1.2 Цвета солнечного спектра. Познакомить с приемами работы гуашью. Учить правильно держать кисть, набирать краску, пользоваться палитрой.

Примерные задания: «Веселая радуга», «Разноцветный дождь». 

1.3 Знакомства с различными техниками: отпечаток, набрызг. Знакомить детей с различными техниками работы красками, с использованием природных материалов (листья, веточки, цветы).

 Примерные задания: «Волшебный цветок», «Сказочная птица», «Веселые рыбки».

1.4 Материалы графики. «Кляксография». Познакомить с миром графики и особенностями графических материалов (тушь, перо, чернила, гелевая ручка, акварель). Продолжаем развивать художественное воображение, дополняя деталями пятна (кляксы) произвольной формы.

 Примерные задания: «Домашнее животное», «Несуществующее животное», «На что похожа клякса».

Раздел 2. Мир чувств и цвета.

2.1 Цвет и характер. Знакомить с выразительным характером цвета, линии, цветового пятна. Учить передавать посредством линии, цвета и фактуры характер персонажей или предметов. Развивать навыки смешения красок в подборе необходимых цветосочетаний.

Примерные задания: «Добрая и злая фея», «Добрый и злой персонаж из сказки», «Украшение для доброго и злого сказочного героя», «Обувь доброго и злого колдуна».

2.2 Теплые и холодные цвета. Познакомить с теплыми и холодными цветами. Рассмотреть эмоциональное воздействие теплых и холодных цветов. Сформировать у учащихся первоначальные знания и умения в практической работе смешения красок теплых (светло-желтый, золотистый, охристый, красно-оранжевый и др.) и холодных (бледно-голубой, сиренево-голубой, зеленовато-синий и др.) цветов.

 Примерные задания: «Снежная королева и жар-птица», «Горящий вечером костер», «Перо жар-птицы на фоне ночного неба», «Северное сияние».

2.3 Чувства и ощущения. Учить передавать посредством линии, цвета и фактуры свои чувства и ощущения. 

Примерные задания: упражнения и зарисовки на передачу чувств и ощущений – «грусть и радость», «громкий и тихий», «сладко и кисло».

2.4 Цвет и настроение. Беседа о воздействии цвета на настроение человека. Учить передавать посредством цвета радость, праздник, веселье. Развивать навыки смешения красок в подборе необходимых цветов. 

Примерные задания: «Мой любимый подарок», «Новогодняя елка», «Рождественский ангел».

 Раздел 3. Мир вокруг нас.

3.1 Красота родной природы. Учить видеть прекрасное в окружающей нас природе. Познакомить с принципами построения пейзажа. Дать начальные понятия о линейной и воздушной перспективе. 

Примерные задания: «Снежинка», «Снеговик», «Первый снег», «Зимний день», «Весна», «Птицы прилетели».

3.2 Забавный мир животных. Учить наблюдать за поведением животных, их движениями и пластикой, рассмотреть особенности строения. Освоение навыков работы различными техниками (по-сырому, сухой кистью)  и материалами (гуашь, пастель, уголь, тушь).

 Примерные задания: «Мой любимый зверек», «Рыжий кот», «Забавная лисичка», «Веселый мишка».

3.3 Подводный мир. Учить наблюдать за поведением аквариумных рыбок, их движениями и пластикой, рассмотреть особенности строения.

Примерные задания: «Веселые рыбки», «Мой аквариум»,

 Раздел 4. Мой народ, моя история.

4.1 Женские образы. Учить передавать посредством линии, цвета характер женщины и отношение к ней. Дать первоначальные знания о пропорциях лица человека. 

Примерные задания: «Милая мама», «Моя бабушка», «Русская красавица».

4.2 Жанровая композиция на историческую, батальную и былинную тему. Продолжать развивать навыки и умения в изображении пропорций лица человека. Учить передавать через линию, цвет и фактуру силу и мужество человека.

Примерные задания: «Герой-защитник», «Мой дедушка – герой», «Илья Муромец», «Святые заступники Руси».

4.3 Города русской земли. Познакомить с принципами построения городского пейзажа. Дать первоначальные знания о линейной и воздушной перспективе. Рассмотреть каменные храмы и их значение в жизни людей.

Примерные задания: «Древний собор», «Древний кремль», «Родной город», «Наша Церковь».

2 год обучения

Раздел 1. Основы композиции.

1.1 Основные законы и правила композиции. Беседа об основных законах и правилах композиции: статика и динамика, равновесие, симметрия и асимметрия, ритм. Учить видеть симметрию и асимметрию, ритм и движение в природе.

Примерные задания: серия упражнений на ритм и движение: чередование форм и пятен в природе - «Ветка крыжовника», «Ландыши»; ритм и движение пятен – «Птицы летят спокойно», «Птицы летят тревожно», «Птицы разлетаются».

1.2 Основы цветоведения. Продолжать формировать у учащихся первоначальные знания и умения в практической работе смешения красок. Познакомить с хроматическим и ахроматическим цветом, основными и составными, дополнительными цветами, цветовым  контрастом.

Примерные задания: «Волшебные серые», «Цветной туман», «Таинственный замок», «Цветные города».

1.3 Монотипия. Учить наблюдать в природе краски осени, осеннего неба, строение и цвет деревьев. Познакомить с техникой  «монотипия». Учить быстро и пастозно наносить гуашевые краски на стекло, по готовому фону создавать разные образы деревьев через характер линии.

 Примерные задания: «Осенний лес», «Дождь в городе», «Осенний букет», «Золотая осень».

Раздел 2. Мир чувств и цвета.

2.1 Цвет и характер. Беседа о воздействии цвета на настроение человека. Продолжать учить передавать посредством цвета, линии, фактуры, украшения (орнамента) характер персонажей или предметов, принадлежащих тому или иному персонажу. Продолжать развивать навыки смешения красок в подборе необходимых цветосочетаний.

Примерные задания: «Битва доброго и злого флота», «Замок доброго волшебника и злого колдуна», «Дом царевны Лебедь и дом Бабы Яги».

2.2 Теплые и холодные цвета. Продолжать изучать теплые и холодные цвета и их эмоциональное воздействие. Продолжать формировать у учащихся знания и умения в практической работе смешения красок. Познакомить с понятием «плановость». Рассмотреть изменение объектов природы в зависимости от степени удаления от наблюдателя.

 Примерные задания: «Путешествие на холодную планету» и «Путешествие на теплую планету»; «Осенний пейзаж»  и «Зимний пейзаж»; «День» и «Ночь».

2.3 Цвет и настроение. Беседа о воздействии цвета на настроение человека. Учить превращать  цвет в нежный, тревожный, тихий, радостный, веселый. Развивать навыки смешения красок в подборе необходимых цветосочетаний.  

Примерные задания: «Море спокойное», «Шторм на море», «Море на закате», «Солнечный день» и «Пасмурный день».

2.4 Тематическая композиция на тему «Праздник». Учить выражать с помощью цвета эмоциональное состояние (радость, веселье, ожидание чуда). Изучение способов передачи движения в композиции. Развивать умения последовательно и самостоятельно вести работу от замысла до завершения эмоционально – выразительного образа.

 Примерные задания: «Мой любимый праздник», «Новый год», «Рождественское чудо».

 Раздел 3. Мир вокруг нас.

3.1 Красота родной природы. Учить наблюдать за изменениями в природе не только в зависимости от времени года, но и от времени суток. Продолжать развивать навыки построения пейзажа. Дать начальные понятия о сюжетной композиции и композиционном центре. 

Примерные задания: «Пейзаж родного города», «Зимний закат», «Зимний полдень», «На катке», «Взятие снежного городка», «Зимние забавы».

3.2 Забавный мир животных. Учить наблюдать за поведением животных, их движениями и пластикой, рассмотреть особенности строения. Освоение навыков работы различными техниками и материалами. Развивать навыки создания сюжетной композиции.

 Примерные задания: «Мы кормим птиц», «На птичьем дворе», «Заботливая мама», «Дружная семейка».

3.3 Подводный мир. Учить наблюдать за поведением подводных обитателей, их движениями и пластикой, рассмотреть особенности строения. Рассмотреть многообразие подводных растений. Развивать навыки создания уравновешенной статичной или динамичной композиции.

Примерные задания: «В подводном царстве», «На дне морском», «Обитатели коралловых рифов», «В морских глубинах».

 Раздел 4. Мой народ, моя история.

4.1 Женские образы. Продолжать развивать навыки и умения в изображении пропорций лица человека. Учить передавать посредством линии, цвета характер женщины. Учить объединять фигуры в одно целое, единым силуэтом, чтобы выразить любовь и ласку. 

Примерные задания: «Мы с мамой», «Моя бабушка и я», «Мать и дитя». 

4.2 Тематическая композиция на историческую, батальную и былинную тему. Развивать навыки и умения в изображении человека. Учить передавать через линию, цвет и фактуру силу и мужество человека. Развивать навыки создания сюжетной композиции, выделение композиционного центра.

Примерные задания: «День Победы», «Сестры милосердия», «Святые заступники Руси», иллюстрации к былинам.

4.3 Народные праздники. Вспомнить различные народные праздники, традиции и обычаи. Продолжать развивать навыки создания сюжетной композиции на заданную тему.

Примерные задания: «Широкая масленица», «Пасха», «Ярмарка», «Народные гуляния».

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения программы «Композиция» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

   - знание основных элементов композиции;

    - знание  понятий: композиция, статичная и динамичная композиция, равновесие в композиции, ритм и движение, композиционный центр, основные, составные и дополнительные цвета, теплая и холодная гаммы,

    - первоначальные знания воздушной и линейной перспективы;

    - умение смешивать краски и получать новые цвета и оттенки;

   - умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах;

    - умение видеть цветовое богатство в окружающем мире;

   - умение находить и доводить до завершения композиционный замысел;

   - умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

   - умение определять размер предметов в листе и их композиционное расположение;

   - умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности;

   - навыки по созданию композиционной художественно-творческой работы;

   - навыки ритмического заполнения поверхности;

   - навыки работы разнообразными графическими и живописными материалами   (мягкий материал, тушь, перо, гуашь, пастель);

   - навыки самостоятельного выполнения композиции.

Дидактические материалы

Для успешного результата в усвоении программы по композиции необходимы следующие учебно-методические пособия:

   - таблица по цветоведению;

   - таблицы с основными законами композиции;

   - таблицы по этапам работы над декоративной композицией;

   - наглядные пособия с изображениями животных и птиц;

   - репродукции произведений русского и мирового искусства;

   - презентационные материалы по тематике разделов;

   - интернет-ресурсы.

 VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список методической литературы

  1. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993
  2. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. М., 1997
  3. Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах (XIX- начало XX в.). М., 1984
  4. Неменский Б. М. Рабочие программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. М.: «Просвещение», 2009
  5. Неменский Б. М. Рабочие программы. «Изобразительное искусство». 5-9 классы М.: «Просвещение», 2013
  6. Уткин П. И., Королёва Н. С. Народные художественные промыслы. М.: «Высшая школа», 1992

Список учебной литературы

     1.  Альберт Г., Вульф Р. Основы рисования. Издательство: Попурри, 2004

2. Голубева О. Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004

3. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006

4. Русские художественные промыслы. М.: Мир энциклопедий Аванта+,  Астрель, 2010

5.  Сингтон А. Изобразительное искусство. М.: «Астрель», 2002

6.  Соколова О. Ю. Секреты композиции. М.: «Астрель», 2002

7.  Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обникс: «Титул», 2000

Средства обучения

   - материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью;

 - наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, интерактивные доски, магнитные доски;

   - демонстрационные: изделия народного творчества, выполненные в разных техниках.

   - электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

   - аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «КОМПОЗИЦИЯ» для 0-1м курсов

Программа рассчитана на два года обучения, для детей, поступающих в детскую художественную школу в возрасте 7-10 лет....

Рабочая программа междисциплинарного курса МДК 02.01 Технология бетонных работ основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270802.09 «Мастер общестроительных работ»

1.1. Область применения программы           Программа междисциплинарного курса  является частью основной профессиональной образовательной програм...

Комплект тестовыхзаданий для проведения промежуточной аттестации в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 31.02.01 «Лечебное дело ОП. 02 «Анатомия и физиология человека» ОП 0.3 «Основы патологии» I курс II

Материалы для проведения контроля в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 31.02.01 «Лечебное дело ОП. 02 «Анатомия и физиология человека&ra...

Практические работы по дисциплине «МДК.01.01 Методы содержания собак и ухода за ними» Для студентов I курса основной профессиональной образовательной программы специальности 35.02.15 «Кинология» часть 1

Практические работы по дисциплине«МДК.01.01 Методы содержания собак и ухода за ними» Для студентов I курса основной профессиональной образовательной программы специальности 35.02.15 ...

Практические работы по дисциплине «МДК.01.01 Методы содержания собак и ухода за ними» Для студентов II курса основной профессиональной образовательной программы специальности 35.02.15 «Кинология» часть 2

Практические работы по дисциплине«МДК.01.01 Методы содержания собак и ухода за ними»Для студентов II курса основной профессиональной образовательной программы специальности 35.02.15 «...

Удостоверение о повышении квалификации Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Бурятия (ЦОПП РБ ГБПОУ «БРИТ») «Педагогический дизайн онлайн-курса: теория и практика разработки образовательной программы» 72 ч – дата выдачи: 29.10.2021 г;

Удостоверение о повышении квалификации Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Бурятия (ЦОПП РБ ГБПОУ «БРИТ») «Педагогический дизайн онлайн-курса: теория и практика ...