Аппликатура
учебно-методический материал на тему
Проблема аппликатуры – одна из наиболее сложных в исполнительской методике.Подбор удобной и целесообразной аппликатуры - важная сторона исполнительского искусства. Проблема аппликатуры – одна из сложнейших в методике обучения. Но аппликатура – не самоцель, а средство передачи художественного содержания произведения<?xml:namespace prefix = o /??>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatura.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Аппликатура
Проблема аппликатуры – одна из наиболее сложных в исполнительской методике.
Аппликатура – способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах
Большое количество музыкальных стилей и направлений, их непрерывное развитие отразилось на том, что взгляды на аппликатуру постоянно менялись. Казавшиеся некогда незыблемыми некоторые принципы теряли свое значение и заменялись новыми. Даже привычная аппликатура гамм подвергается критике.
Подбор удобной и целесообразной аппликатуры - важная сторона исполнительского искусства. Удобной в плане физического комфорта игровых движений пальцев и руки. Целесообразной - для выявления музыкальных событий. Эти цели часто не совпадают, но во многом для компромисса между ними помогают типовые аппликатуры, сложившиеся в гаммовом комплексе, так как из этих элементов строятся различные пассажи и фигурации.
Начинать работу с учащимися следует с простейших мелодий, строящихся из элементов гамм и арпеджио. И здесь особое значение приобретает позиционная игра. При игре в позиции сохраняется положение кисти руки, исключаются подкладывание и перекладывание пальцев.
Руская народная песня. Картошка.
Частушка.
Освоение гамм начинается в музыкальной школе и продолжается в Вузах. На разных этапах обучения ставятся разные задачи, так как изменяются художественные требования. Причем у каждой школы сложились свои технические комплексы, если не сказать больше, что чуть ли не каждый опытный педагог имеет свой взгляд на изучение игрового комплекса, целесообразности освоения тех или иных упражнений и этюдов. Это нормальное явление.
А. Доренский. Этюд. С dur
При игре гамм для достижения связного звучания необходимо овладеть приемом подкладывания, при движении вверх,. и перекладывания, при движении вниз. Легче осуществляется подкладывание с черных клавиш на белые или с белых на черные (D, А, В, Es).
Основным достоинством аппликатуры при гаммообразном движении является то, что она обеспечивает спокойное состояние кисти и равномерное, ритмичное движение пальцев. Необоснованное её нарушение недопустимо. Всё же бывают случаи, когда аппликатурный принцип нарушается не только при появлении скачков, но и при поступенном движении. Чаще всего эти нарушения вызываются, появлением скрытых интервалов, которые образуются между вспомогательными звуками.
Русский народный танец. Канава. Обработка С. Павина
Аккордеонисты многое переняли в плане аппликатуры для правой руки
у пианистов. Это прежде всего из-за схожести строения правой клавиатуры аккордеона и фортепиано. Аппликатура гамм в одну ноту практически идентична. Игра двойных нот уже требует корректировки. Мензура аккордеонных клавиш меньше, да и усилий нажатия на клавишу не требует дополнительного напряжения. Поэтому здесь проще найти повторяющиеся последовательности пальцев, в некоторых случаях упростить аппликатурные формулы. В произведениях требуется изобретательность и часто специфика такова, что аккордеонная аппликатура коренным образом отличается от фортепианной.
А. Лак. Этюд G dur.
В XVIII веке перекладывание 2-го пальца через 3, а 3 через 4 считалось нормой. Легкость аккордеонной клавиатуры близка клавирной и лютневой, поэтому эти приемы могут достаточно успешно использоваться в аккордеонной практике.
А. Кусяков. Соната №2.
При перекладывании пальцев важно обратить внимание на гибкость запястья, которое должно пластично подводить пальцы к нужным клавишам. Перекладывание 4 пальца через 5.
Е. Выставкин. Утушка луговая.
Хроматическую гамму в некоторых случаях удобно играть «баянной аппликатурой»
Е. Выставкин. Парафраз на тему русской народной песни «Славное море- священный Байкал».
Репетиции играются разной аппликатурой (наиболее удобно, когда она позволяет чередовать пальцы от слабых к сильным). Исполнение репетиции чаще всего поручается сильным пальцам. Начинать нужно пальцем, который не только обеспечит удобство чередования пальцев на клавише, но и подготовит переход к игре последующего музыкального материала
К. Черни. Этюд. G dur
Этого же правила необходимо придерживаться и при исполнении повторяющихся звуков
Н. Корецкий. Раз, два, три – казачок.
Четкость исполнения мелизмов – форшлагов, трелей, тремоло, группетто. Мордентов – требует при выборе аппликатуры отдавать предпочтение сильными пальцам.
В. Гаврилов. Озорные мыши.
Глиссандо способствует не только сохранению связанности звучания и создает удобство для дальнейшего движения пальцев.
Арт ван Дам. Очи черные.
Б. Фиготин. Кумушки.
Основным приемом, обеспечивающим связность звучания в двухголосии, является чередование пальцев в обоих голосах.
В терциях: 3 4 5
- 2 3
В секстах: 4 5
1 2
К.Бруннер. Этюд С dur.
А.Холминов. Песня.
Но соблюдение парности чередования пальцев не всегда возможно. Поэтому при штрихе legarо необходимо, по крайней мере строго соблюдать чередование пальцев в верхнем голосе (даже за счет нарушения этого приема в нижнем).
В. Гаврилов. Василиса Прекрасная.
Например, для достижения четкости и подвижности терции могут играться «вилочками» 2 -3 и 1-4 пальцами.
А. Новиков. Смуглянка.
Иногда ради певучести легато приходится играть разными частями первого пальца
В.Ребиков. Вальс.
Скольжение первым пальцем - типично аккордеонный прием. При
этом важно найти наилучший угол наклона пальца. Иногда это имеет решающее значение для достижения нужной плавности звучания. Как
правило, за счет верхнего голоса.
И.С. Бах. Прелюдия №6. g.moll
Подготавливание пальцев используется при исполнении двух-, трех- и четырехголосия. Его цель – сохранить связность звучания хотя бы в одном из голосов.
В.Гаврилов. Воспоминание из детства.
Подмена пальцев на клавише чаще используется в музыкальных произведениях полифонического склада.
И.С. Бах. Органная прелюдия С dur 1-"
Двухголосные и аккордовые репетиции исполняются одними и теми же пальцами за счет легкого, пружинистого движения кисти руки.
П.Фроссини. Веселый кабальеро.
Октавы играются 1 и 5 пальцами за исключением, если 5 попадает на
черную клавишу.
В. Гаврилов. Белка в колесе.
Аккомпанемент проще всего исполнять сильными пальцами: бас -3,
аккорд -2. Минорный секстаккорд -5. Мажорные квартсекстаккорды исполняются в зависимости от ситуации: 3-2 или 3-4 пальцами.
При исполнении репетиций басов и готовых аккордов чередуются сильные пальцы.
М. Огинский. Полонез.
Репетиции басов с аккордами исполняются одними и теми же пальцами.
А. Иванюта. Марш.
Скачки в левой руке очень разнообразны и требуют некоторой тренировки.
А.Доренский. Мелодия.
В.Катенин. В ритме «Баньен»
Аналогичных приемов множество. Здесь показано лишь несколько подходов к решению аппликатурных вопросов.
Что должно стать для ученика определяющим при выборе аппликатуры? Вероятно, для каждого учащегося, уже задумывающегося над этим, первой будет мысль - сыграть так, как удобнее. Казалось бы, всё верно. Однако нужно привить ученику правильное понимание термина "удобство": оно должно абстрагироваться от смысла музыки, а определяться им. Удобной может считаться та аппликатура, с помощью которой лучше всего можно выразить авторскую мысль.
Аппликатуру можно считать правильной, если она способствует реализации художественной задачи, удобна для данного ученика, основана на естественном чередовании пальцев и их нормальной растяжке . Но главное - аппликатура должна способствовать свободному исполнению. Следует использовать только установленную аппликатуру, не допуская даже случайного применения в игре других пальцев, - это послужит залогом быстрого и прочного выучивания технически трудных мест. Правда, прежде чем окончательно установить аппликатуру для данного ученика, можно предварительно испробовать с ним различные её варианты.
Работа по выбору аппликатуры - это, прежде всего, процесс сознательный. Удобная аппликатура сокращает срок работы над пьесой и наоборот - пьеса, заученная неудобной аппликатурой рано или поздно потребует своего переучивания.
На выбор аппликатуры влияет масса факторов:
- стилевые особенности;
- мотивная группировка и фразировка;
- особенности полифонического изложения;
- характер штрихов и артикуляции;
- динамика и метрическая организация;
- ритмическая организация;
- темп;
- технический комфорт;
- индивидуальные особенности исполнительского аппарата.
Правила расстановки аппликатуры:
- Равномерно распределить нагрузку на пальцы: на черных клавишах реже использовать 1 и 5 пальцы, на исходя из художественных задач встречаются исключения в моторных пьесах.
- В быстрых пьесах аппликатуру выбирать в быстром темпе. Надо стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся как можно реже.
- В отрывках staccato аппликатуру надо выбирать так же, как и при legato.
- Надо стремиться к естественной последовательности пальцев (позиция).
- Одинаковые построения и секвенции играть одинаковыми пальцами.
- Для хорошего legato необходимо использовать и беззвучную подмену пальцев (в кантилене), и скольжение с клавишу на клавишу, подкладывание и перекладывание пальцев.
- Хорошая аппликатура поможет избежать большой растяжки левой руки и сократить длину скачка.
Проблема аппликатуры – одна из сложнейших в методике обучения. Но аппликатура – не самоцель, а средство передачи художественного содержания произведения.
Используемая литература:
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. / М.; 1971
- Бажилин Р. Гаммы, арпеджио и аккорды для готово-выборного аккордеона.- Издательский дом В.Катанского, М.,2004.
- Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Подбор по слуху. Импровизация. Аккомпанемент песен: Учебное пособие - М.; Издатель В. Катанский, 2000
- Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: Учебно – методическое пособие. Изд - во В. Катанского, М.; 2001
- Беркман Т.Л. Обучение музыке в школе. / М., 1958
- Милич Б. Воспитане ученика-пианиста.М, ~Кифара» 2002
- Мирек А. Школа игры на аккордеоне. / М.; 1972
- Шахов Г. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста. - М. 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сообщение «Значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано».
При обучении игре на фортепиано, большое значение имеет правильная аппликатура, которая помогает развивать ученика как в техническом , так и в художественном отношении .«Наилучшая аппликатура та , кот...
Доклад "Основы скрипичной аппликатуры" 30.10.2023 г.
Доклад "Основы скрипичной апликатуры" 30.10.2023 г....