Аппликатура
учебно-методический материал на тему

Бодягина Людмила Васильевна

Проблема аппликатуры – одна из наиболее сложных в исполнительской методике.Подбор удобной и целесообразной аппликатуры - важная сторона исполнительского искусства. Проблема аппликатуры – одна из сложнейших в методике обучения. Но аппликатура – не самоцель, а средство передачи художественного содержания произведения<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatura.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Аппликатура

Проблема аппликатуры – одна из наиболее сложных в исполнительской методике.

Аппликатура – способ  расположения и порядок чередования пальцев  в процессе игры на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах

Большое количество  музыкальных стилей и направлений, их непрерывное развитие отразилось на том, что взгляды на аппликатуру постоянно менялись. Казавшиеся некогда незыблемыми некоторые принципы теряли свое значение и заменялись новыми. Даже привычная аппликатура гамм подвергается критике.

Подбор удобной и целесообразной аппликатуры - важная сторона исполнительского искусства. Удобной в плане физического комфорта игровых движений пальцев и руки. Целесообразной - для выявления музыкальных событий. Эти цели часто не совпадают, но во многом для компромисса между ними помогают типовые аппликатуры, сложившиеся в гаммовом комплексе, так как из этих элементов строятся различные пассажи и фигурации.

Начинать работу с учащимися следует с простейших мелодий, строящихся из элементов гамм и арпеджио. И здесь особое значение приобретает позиционная игра. При игре в позиции сохраняется положение кисти руки, исключаются подкладывание и перекладывание пальцев.

Руская народная песня. Картошка.

Частушка.

Освоение гамм начинается в музыкальной школе и продолжается в Вузах.  На разных этапах обучения ставятся разные задачи, так как изменяются художественные требования. Причем у каждой школы сложились свои технические комплексы, если не сказать больше, что чуть ли не каждый опытный педагог имеет свой взгляд на изучение игрового комплекса, целесообразности освоения тех или иных упражнений и этюдов. Это нормальное явление.

А. Доренский. Этюд. С dur

При игре гамм для достижения связного звучания необходимо овладеть приемом подкладывания, при движении вверх,. и перекладывания, при движении вниз. Легче осуществляется подкладывание с черных клавиш на белые или с белых на черные (D, А, В, Es).

Основным достоинством аппликатуры при гаммообразном движении является то, что она обеспечивает спокойное состояние кисти и равномерное, ритмичное движение пальцев. Необоснованное её нарушение недопустимо. Всё же бывают случаи, когда аппликатурный принцип нарушается не только  при появлении скачков, но и при поступенном движении. Чаще всего эти нарушения вызываются, появлением скрытых интервалов, которые образуются между вспомогательными звуками.

Русский народный танец. Канава. Обработка С. Павина

Аккордеонисты  многое переняли в плане аппликатуры для правой руки

у пианистов. Это прежде всего из-за схожести строения правой клавиатуры аккордеона и фортепиано. Аппликатура гамм в одну ноту практически  идентична. Игра двойных нот уже требует корректировки. Мензура  аккордеонных клавиш меньше, да и усилий нажатия на клавишу не требует  дополнительного напряжения. Поэтому здесь проще найти повторяющиеся  последовательности пальцев, в некоторых случаях упростить аппликатурные формулы. В произведениях требуется изобретательность и часто специфика такова, что аккордеонная аппликатура коренным образом отличается от фортепианной.

А. Лак. Этюд G dur.

В XVIII веке перекладывание 2-го пальца через 3, а 3 через 4 считалось нормой. Легкость аккордеонной клавиатуры близка клавирной и лютневой, поэтому эти приемы могут достаточно успешно использоваться в аккордеонной практике.

А. Кусяков. Соната №2.

При перекладывании  пальцев важно обратить внимание на гибкость запястья, которое должно пластично подводить пальцы к нужным клавишам. Перекладывание 4 пальца через 5.

Е. Выставкин. Утушка луговая.

Хроматическую гамму в некоторых случаях удобно играть «баянной аппликатурой»

Е. Выставкин. Парафраз на тему русской народной песни «Славное море- священный Байкал».

Репетиции играются разной аппликатурой (наиболее удобно, когда она позволяет чередовать пальцы от слабых к сильным). Исполнение репетиции чаще всего поручается сильным пальцам. Начинать нужно пальцем, который не только обеспечит удобство чередования пальцев на клавише, но и подготовит переход к игре последующего музыкального материала

К. Черни. Этюд. G dur

Этого же правила необходимо придерживаться и при исполнении повторяющихся звуков

Н. Корецкий. Раз, два, три – казачок.

Четкость исполнения мелизмов – форшлагов, трелей, тремоло, группетто. Мордентов – требует при выборе аппликатуры отдавать предпочтение сильными пальцам.

В. Гаврилов. Озорные мыши.

Глиссандо  способствует не только сохранению связанности звучания и создает удобство для дальнейшего движения пальцев.

   

Арт ван Дам. Очи черные.

Б. Фиготин. Кумушки.

Основным приемом, обеспечивающим связность звучания в двухголосии, является чередование пальцев в обоих голосах.

В терциях:   3  4  5

  1. 2  3

В секстах:  4   5

                  1   2

К.Бруннер. Этюд С dur.

А.Холминов. Песня.

Но соблюдение парности чередования пальцев не всегда возможно. Поэтому при штрихе legarо необходимо, по крайней мере строго соблюдать чередование пальцев в верхнем голосе (даже за счет нарушения этого приема в нижнем).

В. Гаврилов. Василиса Прекрасная.

Например, для достижения четкости и подвижности терции могут играться «вилочками» 2 -3 и 1-4 пальцами.

А. Новиков. Смуглянка.

Иногда ради певучести легато приходится играть разными частями первого пальца

В.Ребиков. Вальс.

Скольжение первым пальцем - типично аккордеонный прием. При

этом  важно найти наилучший угол наклона пальца. Иногда это имеет решающее значение для достижения нужной плавности звучания. Как

правило, за счет верхнего голоса.

И.С.  Бах. Прелюдия №6. g.moll

Подготавливание  пальцев используется при исполнении двух-, трех- и четырехголосия. Его цель – сохранить связность звучания хотя бы в одном из голосов.

В.Гаврилов. Воспоминание из детства.

Подмена пальцев на клавише чаще используется в музыкальных произведениях полифонического склада.

И.С. Бах. Органная прелюдия С dur 1-"

Двухголосные и аккордовые репетиции исполняются одними и теми же пальцами за счет легкого, пружинистого движения кисти руки.

П.Фроссини. Веселый кабальеро.

Октавы играются 1 и 5 пальцами за исключением, если 5 попадает на
черную клавишу.

В. Гаврилов. Белка в колесе.

Аккомпанемент проще всего исполнять сильными пальцами: бас -3,

аккорд -2. Минорный секстаккорд -5. Мажорные квартсекстаккорды исполняются в зависимости  от ситуации: 3-2 или 3-4 пальцами.

При исполнении репетиций басов и готовых аккордов чередуются сильные пальцы.

М. Огинский. Полонез.

Репетиции басов с аккордами исполняются одними и теми же пальцами.

А. Иванюта. Марш.

Скачки в левой руке очень разнообразны и требуют некоторой тренировки.

А.Доренский. Мелодия.

В.Катенин. В ритме «Баньен»

Аналогичных приемов множество. Здесь показано лишь несколько подходов к решению аппликатурных вопросов.

Что должно стать для ученика определяющим при выборе аппликатуры? Вероятно, для каждого учащегося, уже задумывающегося над этим, первой будет мысль - сыграть так, как удобнее. Казалось бы, всё верно. Однако нужно привить ученику правильное понимание термина "удобство": оно должно абстрагироваться от смысла музыки, а определяться им. Удобной может считаться та аппликатура, с помощью которой лучше всего можно выразить авторскую мысль.

Аппликатуру можно считать правильной, если она способствует реализации художественной  задачи, удобна для данного ученика, основана на естественном чередовании пальцев и  их нормальной растяжке . Но главное - аппликатура должна способствовать свободному исполнению. Следует использовать только установленную аппликатуру, не допуская даже случайного применения в игре других пальцев, - это послужит залогом быстрого и прочного выучивания технически трудных мест. Правда, прежде чем окончательно установить аппликатуру для данного ученика, можно предварительно испробовать с ним различные её варианты.

Работа по выбору аппликатуры - это, прежде всего, процесс сознательный. Удобная аппликатура сокращает срок работы над пьесой и наоборот - пьеса, заученная неудобной аппликатурой рано или поздно потребует своего переучивания.

На выбор аппликатуры влияет масса факторов:

  • стилевые особенности;
  • мотивная группировка и фразировка;
  • особенности полифонического изложения;
  • характер штрихов и артикуляции;
  • динамика и метрическая организация;
  • ритмическая организация;
  • темп;
  • технический комфорт;
  • индивидуальные особенности исполнительского аппарата.

Правила расстановки аппликатуры:

  • Равномерно распределить нагрузку на пальцы: на черных клавишах реже использовать 1 и 5 пальцы, на исходя из художественных задач встречаются исключения в моторных пьесах.
  • В быстрых пьесах аппликатуру выбирать в быстром темпе. Надо стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся как можно реже.
  • В отрывках staccato аппликатуру надо выбирать так же, как и при legato.
  • Надо стремиться к естественной последовательности пальцев (позиция).
  • Одинаковые построения и секвенции играть одинаковыми пальцами.
  • Для  хорошего legato необходимо использовать и беззвучную подмену пальцев (в кантилене), и скольжение с клавишу на клавишу, подкладывание и перекладывание пальцев.
  • Хорошая аппликатура поможет избежать большой растяжки левой руки и сократить длину скачка.

Проблема аппликатуры – одна из сложнейших в методике обучения. Но аппликатура – не самоцель, а средство передачи художественного содержания произведения.

Используемая литература:

  • Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. / М.; 1971
  • Бажилин Р. Гаммы, арпеджио и аккорды для готово-выборного аккордеона.- Издательский дом В.Катанского, М.,2004.
  • Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Подбор по слуху. Импровизация. Аккомпанемент песен: Учебное пособие - М.; Издатель В. Катанский, 2000
  • Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: Учебно – методическое пособие. Изд - во В. Катанского, М.; 2001
  • Беркман Т.Л. Обучение музыке в школе. / М., 1958
  • Милич Б. Воспитане ученика-пианиста.М, ~Кифара» 2002
  • Мирек А. Школа игры на аккордеоне. / М.; 1972
  • Шахов Г. Аппликатура как средство развития профессионального  мастерства баяниста и аккордеониста. - М. 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение «Значение аппликатуры при обучении игре на фортепиано».

При обучении игре на фортепиано, большое значение имеет правильная аппликатура, которая помогает развивать ученика как в техническом , так и в художественном отношении .«Наилучшая аппликатура та , кот...

Доклад "Основы скрипичной аппликатуры" 30.10.2023 г.

Доклад "Основы скрипичной апликатуры" 30.10.2023 г....