Старый бабушкин сундук.
план-конспект урока по теме
УРОК- ПРАКТИКУМ «Старый бабушкин сундук»
Посвященный русским традициям, обычаям и русскому костюму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
staryy_babushkin_sunduk.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК- ПРАКТИКУМ
ПЛАН УРОКА
«Старый бабушкин сундук»
Посвященный русским традициям, обычаям и русскому костюму.
Действующие лица и исполнители: бабка Катя, двое ведущих, пятиклассники.
Оформление сцены: окно с названием. стол, покрытый скатертью, на нем самовар и пироги, сундук, в котором полотенца, скатерть, сарафаны, куклы и другие декоративные изделия и поделки.
Кабинет оформлен: творческими работами учащихся на стендах и манекенах.
Вступление: звучит русская народная музыка.
1 ведущий: «От того. как мы относимся к родной старине, зависит. Быть или не быть родной культуре…
Среди горя и обид Бес не дремлет, Бог не спит,
Иль безверье одолеет или вера исцелит…»
2 ведущий: « Многое забыли, растеряли…Давайте по крохам собирать то что уцелело. И как пригодится нам для этого СТАРЫЙ БАБУШКИН СУНДУК ! Сколько интересного
может рассказать нам его содержимое. А главная хранительница сундука баба Катя считает ,что это не только скопленное богатство , это - целая жизнь.
Мы чуем с предками родство,
Их золотое мастерство,
Одолевая жизни зло,
Хотим, чтобы к потомкам перешло.»
1 ведущий: «Тихо! Тихо! Спит баба Катя…Что снится ей? Может, видит во сне, как была молодой, водила хороводы, пела песни.»
Звучит песня «Летят утки» или «Соловушка».
2 ведущий: «Хлебосольством и радушием знаменит родимый край,
Здесь для вас и песни русские, и медовый каравай.
И места всегда почетный за обеденным столом,
Ведь сегодня радость светлая входит в наш прекрасный дом.»
1 ведущий: « Есть в природе нашего народа вечные особые черты-
Не берут ни годы, ни невзгоды , ни капризы ветреные моды,
От души они, от доброты! Гость, войди! Традиций не нарушим…»
Стук в дверь, входят двое и малышей.
Баба Катя: «Проходите, проходите, красавицы мои ненаглядные, Самовар готов. Чайком угощайтесь, пироги мои попробуйте. Напекла, а есть-то некому.»
1 ведущий: «Зачем много печешь, баба Катя?»
Баба Катя : «По привычке ,девоньки , по привычке. Раньше-то семьи большие были, вот и пекли много»
2 ведущий: «Баба Катя, какой у вас сундук большой, старый, да под замком!
Видно, много добра в нём».
1 ведущий: «Открой-ка, хозяюшка, свой заветный ларец, да покажи, что в нем хранишь».
Баба Катя: «Старый, верно, старый, ему уже больше ста лет. Все покажу что так долго хранила».
1 ведущий: «Покажи , бабуленька!»
Баба Катя достает полотенце, скатерть, декоративные издделия из сундука. Малыши рассматривают.
Баба Катя: « А знаете, чем русский лен знаменит? Лен кормил, одевал, помогал дома строить. Лен- богатство нашей земли, её украшение. Это-гордость и слава России».
Наташа с полотенцем: « На поле вешнем в косынке синий -это лен,
И с бурной силою по-прежнему
Бутоны к солнцу тянет он.
Цвести вам вечно, земли Русские,
Звенеть волною голубой.
А как же тайны стариковские?
Их нам разгадывать с тобой».
Настя со скатертью: «Действительно, как красиво. Хочется обо льне стихами:
Если парус белеет над волной серебристой,
Если девушка в платье цвета батиста,
Если в бурю не рвутся корабельные снасти,
Это-лен ,это наши дары вам на счастье!
Если мчаться стрелою к небесам самолеты,
Если видишь ты скатерть самой тонкой работы,
Если в доме хозяйки самые вкусные сласти,
Это-лен, эта наши дары вам на счастье!»
Миша с матрешками: рассказ –презентация.
Коля с ковшами: рассказ о изделии.
Дима с кубком: рассказ о изделии.
Младшие уходят. Старшие в это время примеряли сарафан.
Идет показ моделей Русской народной одежды.
Баба Катя: «Что, девоньки, интересно? Гляжу на вас юных, красивых и себя, свою молодость вспоминаю. Тут и сердце радуется, и слезы наворачиваются…
Ведь и мы когда-то на посиделки собирались, песни пели, за работой до самых петухов засиживались».
1 ведущая: «Баба Катя, а хочешь, мы тебе песню споём твою любимую «Не шей ты мне, мама, красный сарафан?»
2 ведущая: «А знаешь, какой смысл этой песни ? В старину невесту наряжали в платье красного цвета.»
Звучит песня «Не шей мне, мама, красный сарафан…»
Баба Катя: «Растрогали вы меня, расскажу вам, как суженого в старину выбирали и на святочной неделе девушки гадали».
Оля: «Раз в году по народному обычаю можно было погадать на суженого, узнать , хорош ли , плох ли. Ласков или сердит жених будет. О том, как народ встречал Крещение, об обычае гадать в этот праздник можно прочесть у русских поэтов».
Таня: «Например, в стихотворении В. Жуковского «Светлана».
Трое девочек показывают святочные гадания (бросание башмачка, со свечой и зеркалом , с растопленным воском.) Звучит песня «Живет моя отрада».
1 ведущая: «Баба Катя, а веселиться-то умели?
Праздники-то праздновали?»
Баба Катя: «Все было - и песни пели , и частушки ,и гадали ,и хороводы водили. А
Игры ! Какие весёлые забавы были на Масленицу!»
2 ведущая : «Глянь ,какой стоит пирог,
Блины, да ватрушки!
Так споём же под чаек
Весёлые частушки!»
1ведущая: «В пляске не жалей туфель,
За столом – заварки.
То-то станет жарко!»
Пятиклассники поют частушки:
«На весёлое гулянье я пришёл без ремешка,
Девяносто песен знаю, да ещё дома полмешка!
Моя прялка не прядёт , колесо не вертится,
Не дождаться милого, он, наверно, сердится
Ой, подружка моя , Оля ! Дай-ка подрумяниться,
Моё белое лицо никому не нравится!
Полотенце вышивала петухами, утками
Я миленка поджидала часами и минутками.
Ой, ног мои , что мне делать с вами ?
Для хороших друзей пляшете вы сами.
Ой, пол, провалились, потолок, обвалились
На доске остануся, с частушкой не расстануся!
Эх, топни, нога, топни правенькая!
Я плясать пойду, хоть и маленькая.
Пойду плясать по соломушке,
Раздайся народ по сторонушке!
Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Баба Катя: «Вы работали ногами ,трудно было говорить,
Так что надо пирогами вас в дорогу одарить.
Принимай ,бери ,дружок ,этот сладкий пирожок !»
Оля: «Хороводы в русских деревнях начинали водить с Красной горки, с появления первой зелёной травки. В народе говорили : «Весна пришла – игра пошла».
Все играют в «Ручеёк».
Игра «Бояре»
Аня : «Эй, на танец собирайтесь в хоровод!
Эх, топну ногой, да притопну другой. Сколько я не топчу, всё равно плясать хочу!»
Все перестраиваются в хоровод и под музыку водят хоровод.
Заключение:
1 ведущий: «Есть у России берёзоньки белы,
Кедры, забывшие , сколько им лет,
Горы от вечных снегов поседелые,
Реки, которым названия нет».
2 ведущий: «Есть соловьиные песни бессвязные.
Зори полей и огни городов,
Есть у России сердца безотказные,
Мудрые руки её мастеров».
Итог урока , объявление оценок.