классная работа и домашнее задание по промышленной экологии для 32 ТМ
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
20 марта
Классная работа
Тема урока: Антропогенное воздействие на атмосферу
Из-за загрязнения или засорения около 70% рек и озер России утратили свои качества как источника питьевого водоснабжения. В результате около половины населения потребляют загрязненную недоброкачественную воду. Наиболее часто встречаются химическое и бактериальное загрязнения, реже радиоактивное, механическое и тепловое.Химическое загрязнение-наиболее распространенное,стойкое и далеко распространяющееся. Оно может быть органическим(фенолы, пестициды и др.) и неорганическим(соли, кислоты, щелочи).Бактериальное загрязнениевыражается в появлении в воде патогенных бактерий, вирусов, простейших, грибов и др. Этот вид загрязнений носит временный характер.Радиоактивное загрязнениеводы весьма опасно даже при очень малых концентрациях радиоактивных веществ. Наиболее вредны «долгоживущие» и подвижные в воде радиоактивные элементы (стронций-90, уран, радий-226, цезий и др.). Они попадают в поверхностные водоемы при сбрасывании радиоактивных отходов, захоронении их на дне и др., в подземные же воды -в результате взаимодействия подземных вод с радиоактивными горными породами.Механическое загрязнениехарактеризуется попаданиемв воду различных механических примесей (песок, шлам, или др.). Механические примеси могут значительно ухудшатьорганолептические показатели вод(показатели, которые нормируются по интенсивности восприятия человека).Применительно к поверхностным водам выделяют еще их загрязнение (а точнее засорение) твердыми отходами(мусором), остатками лесосплава, промышленными и бытовыми отходами, которые ухудшают качество вод, отрицательно влияют на условия обитания рыб, состояние экосистем.Тепловое загрязнениесвязано с повышением температуры вод в результате их смешивания с более нагретыми поверхностными или технологическими водами. При повышении температуры происходит изменение газового и химического состава в водах.К основным источникам загрязнения поверхностных вод относятся: 1) сброс в водоемынеочищенных сточных вод;2) смыв ядохимикатов ливневыми осадками; 3) газодымовые выбросы; 4) утечки нефти и нефтепродуктов.Наибольший вред водоемам и водотокам причиняет выпуск в них неочищенных сточных вод -промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных и др.Промышленные сточные воды загрязняют экосистемы фенолами, нефтепродуктами, сульфатами, фторидами, цианидами, тяжелыми металлами.Огромное количество таких опасных загрязняющих веществ, как пестициды, аммонийный и нитратный азот, фосфор, калий и др., смываются с
2сельскохозяйственных территорий, включая животноводческие комплексы. Вних высока концентрация органических веществ, биогенов и других загрязнителей.Опасны газодымовые соединения (аэрозоли, пыль и т.д.), оседающие из атмосферы на поверхность водосборных бассейнов и непосредственно на воду. Огромны масштабы нефтяного загрязнения природных вод. Миллионы тонн нефти ежегодно загрязняет морские и пресноводные экосистемы при авариях нефтеналивных судов, на нефтепромыслах в прибрежных зонах, при сбросе с судов балластных вод и т.д. Источники загрязнения подземных вод.Загрязняющие вещества могут проникать к подземным водам различными путями: при просачивании промышленных и хозяйственно-бытовых стоков из хранилищ, прудов-накопителей, отстойников, неисправных скважин, через поглощающие скважины, карстовые воронки и т.д.Загрязнения подземных вод распространяются вниз по течению потока на расстояния до 20-30 км и более от источника загрязнения. Некоторый последствия загрязнения гидросферыЗагрязнение водных экосистем представляет огромную опасность для всех живых организмов, и в частности для человека.Под влиянием загрязняющих веществ в пресноводных экосистемах отмечается снижение их устойчивости вследствие нарушения пищевой пирамиды исвязей в биоценозе, микробиологического загрязнения, эвтрофирования и других негативных процессов.Процесс эвтрофирования(цветения)водоемов–это повышение уровня первичной продукции вод, благодаря увеличению в них концентраций биогенных элементов, главным образом азота и фосфора. Различают естественноеи антропогенноеэвтрофирование. Естественное эвтрофированиедлится тысячелетиями, антропогенноенаступает гораздо быстрее, особенно в водоемах с замедленным стоком –озерах, водохранилищах, прудах, в прибрежной зонеморей. Поступление биогенных элементовпроисходит в результате смывания с полей удобрений, а также с промышленными и коммунальными стоками. Биогенные элементы поступают и с атмосферными осадками, из почв (в результате их эрозии, распашки, сведения лесов). Основным эвтрофирующим элементом для морских водоемов служит азот, для пресноводных–фосфор (иногда азот). Эвтрофированиеводоемов способствует ухудшению качестваводы. При эвтрофировании возникает «цветение» воды –массовое развитие микроводорослей, чаще всего сине-зеленых водорослей. В результате «цветения» уменьшаются прозрачность воды и содержание кислородав ней. Высокая степень эвтрофирования приводит к заморам рыб и других гидробионтов. Эвтрофирование обратимо. Наиболее радикальные меры борьбы с эвторофированием водоемов: преграждение доступа биогенных элементов в водоем и очистка стоков, агротехнические и лесохозяйственные мероприятия, уменьшающие вынос биогенных элементов с площади водосбора. Для увеличения содержания растворенного кислорода водоемы аэрируют(осуществляют поступление воздуха)искусственным путем.
3Впоследнее время резко возрослискорости поступления загрязняющих веществ в Мировой океан. Ежегодно в океан сбрасывается до 300 млрд.м3сточных вод, 90% которых не подвергается предварительной очистке.Морские экосистемы подвергаются все большему антропогенному воздействию посредством химических токсикантов, которые, аккумулируясь гидробионтами, по трофической цепи приводят к гибели консументов даже высоких порядков, в том числе и наземных животных -морских птиц. Среди химических токсикантов наибольшую опасность для морской биоты(исторически сложившейся совокупности живых организмов, объединенных общей областью распространения)и человека представляют нефтяные углеводороды (особенно бенз(а)пирен), пестициды и тяжелые металлы: ртуть, свинец, кадмий и др.На здоровье человека неблагоприятные последствия при использовании загрязненной воды проявляются либо непосредственно при питье, либо в результате биологического накопления по длинным пищевым цепям типа: вода -планктон -рыбы -человек или вода -почва -растения -животные -человек и др. В современных условиях увеличивается опасность таких эпидемических заболеваний, как холера, брюшной тиф, дизентерия и др., вызванных бактериальным загрязнением воды.
Домашнее задание: написать в тетради конспект этой лекции. Подготовить индивидуальное задание, которое выдавалось ранее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классная работа и домашнее задание по химии для 11 МХ
Данное задание предназначено для дистанционной отработки до 24 марта 2020г...
Классная работа и домашнее задание по химии группа 21 МХ
Конспект лекций предназначен для дистанционной отработки по дисциплине химия для группы 21 МХ...
классная работа и домашнее задание по прикладной биотехнологии для группы 41 ТМ
Предназначено для дистанционной отработки...
классная работа и домашнее задание для группы 32 ПК
дистанционная отработка...
Рабочая учебная программа по охране труда и промышленной экологии
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ОПОП СПО ППКРС: 23.01.17«Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» Р...
Методические указания к выполнению практических работ по охране труда и промышленной экологии
Методические указанияк практическим занятиям по учебной дисциплине«Охрана труда и промышленная экология» Направление подготовки 23.00.00 Техника и технологии наземного тран...
Методические указания к выполнению практических работ по учебной дисциплине "Охрана труда и промышленная экология"
Методические указанияк практическим занятиям по учебной дисциплине«Охрана труда и промышленная экология» Направление подготовки 08.00.00 Техника и технологии строительстваО...