Гидролиз. 11 класс
презентация к уроку по теме
Презентация по химии для учеников 11 класса (базлвай уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gidroliz_17-18god.ppt | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели занятия 1. Расширить и углубить знания о химических реакциях, их признаках и условиях протекания 2. Научиться выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации химических реакций
Гидролиз – реакция обменного разложения между каким либо веществом и водой, в результате которой образуется слабый электролит. Согласно ТЭД, в водном растворе частицы растворенного вещества взаимодействуют с молекулами воды. Такое взаимодействие может привести к реакции гидролиза (от греческого hydro — вода, lysis — разложение, распад). Гидролизу подвергаются: неорганические — соли, карбиды и гидриды металлов, галогениды неметаллов; органические — галогеналканы, сложные эфиры и жиры, углеводы, белки, полинуклеотиды. Реакции гидролиза могут протекать обратимо и необратимо.
Гидролиз неорганических соединений. Сущность гидролиза сводится к обменному химическому взаимодействию катионов или анионов соли с молекулами воды. В результате этого взаимодействия образуется малодиссоциирующее соединение (слабый электролит). А в водном растворе соли появляется избыток свободных ионов Н + или ОН - и раствор соли становится кислотным или щелочным соответственно. Любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания с кислотой. В зависимости от силы основания и кислоты можно выделить 4 типа солей (схема далее).
В зависимости от силы основания и кислоты можно выделить 4 типа солей
Гидролиз неорганических соединений. Растворы, в которых количество ионов H + и OH - одинаково, называются нейтральными Растворы, в которых преобладают ионы H + называются кислыми Растворы, в которых преобладают ионы O H - называются щелочными H 2 O H + + OH - Вода слабый электролит
Гидролизом соли называется обратимый процесс взаимодействия ионов слабого электролита, входящих в раствор соли, с водой, что приводит к образованию другого слабого электролита. Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой гидролизу не подвергаются. Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой подвергаются полному гидролизу (обратимому или необратимому) Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой подвергаются гидролизу (обратимому или необратимому). Идет гидролиз по катиону. Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой подвергаются гидролизу (обратимому или необратимому). Идет гидролиз по аниону .
Составление схем гидролиза солей Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой (на примере AlCl 3 ) 1. Записать уравнение диссоциации соли и воды 2. Объединим ионы, образующие малодиссоциирующую частицу
3. Запишем полное ионное уравнение 4. Запишем сокращенное ионное уравнение
Процесс обратим, химическое равновесие смещено в сторону образования исходных веществ, так как вода Н 2 0 значительно более слабый электролит, чем гидрат аммиака. Уравнение показывает, что: а) в растворе есть свободные ионы водорода Н + и их концентрация больше, чем в чистой воде, поэтому раствор соли имеет кислотную среду (рН < 7); б) в реакции с водой участвуют катионы аммония; в таком случае говорят, что идет гидролиз по катиону .
Продукты гидролиза — основная соль Ni0НСl и соляная кислота НСl. Среда водного раствора хлорида никеля кислотная (рН < 7), потому что в растворе увеличивается концентрация ионов Н + . Гидролиз соли Ni0НСl протекает в значительно меньшей степени, и им можно пренебречь.
Подведем итог тому, что вы узнали о гидролизе по катиону: а) по катиону соли, как правило гидролизуются обратимо б) химическое равновесие реакций сильно сдвинуто влево.
Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой (на примере Na 2 CO 3 )
Этот процесс обратим, химическое равновесие смещено влево (в сторону образования исходных веществ), так как вода - значительно более слабый электролит, чем азотистая кислота. Сокращенное ионное уравнение гидролиза покалывает, что: а) в растворе есть свободные гидроксид-ионы ОН - и концентрация их больше, чем в чистой воде, поэтому раствор соли KN0 2 имеет щелочную среду (рН > 7); б) в реакции с водой участвуют анионы N0 2 - ; в таком случае говорят, что идет гидролиз по аниону.
Другие примеры анионов, которые участвуют в реакции с водой:
Подведем итог тому, что вы узнали о гидролизе по аниону: а) по аниону соли, как правило, гидролизуются обратимо; б) химическое равновесие в таких реакциях сильно смещено влево; в) реакция среды в растворах подобных солей щелочная (рН > 7); г) при гидролизе солей, образованных слабыми многоосновными кислотами, получаются кислые соли.
Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой Такие соли подвергаются гидролизу по катиону, и по аниону.
Гидролиз большинства солей является обратимым процессом. Однако некоторые соли полностью разлагаются водой, т. е. их гидролиз является необратимым процессом. Выводы: а) если соли гидролизируются и по катиону, и но аниону обратимо, то химическое равновесие в реакциях гидролиза смещено вправо; б) реакция среды при этом или нейтральная, или слабокислотная, или слабощелочная, что зависит от соотношения констант диссоциации образующегося основания и кислоты; в) соли могут гидролизироваться и по катиону, и по аниону необратимо, если хотя бы один из продуктов гидролиза уходит из сферы реакции.
Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой не подвергаются гидролизу.
Реакции обратимого гидролиза Реакции обратимого гидролиза полностью подчиняются принципу Ле Шателье. Поэтому гидролиз соли можно усилить (и даже сделать необратимым) следующими способами: а) добавить воды (уменьшить концентрацию); б) нагреть раствор, при этом усиливается эндотермическая диссоциация воды, а значит, увеличивается количество ионов Н + и ОН - , которые необходимы для осуществления гидролиза соли; в) связать один из продуктов гидролиза в трудно растворимое соединение или удалить один из продуктов в газовую фазу; например, гидролиз цианид аммония будет значительно усиливаться за счет разложения гидрата аммиака с образованием аммиака, и воды.
Гидролиз можно подавить (значительно уменьшить количество подвергающейся гидролизу соли). а) увеличить концентрацию растворенного вещества б) охладить раствор; а) ввести в раствор один из продуктов гидролиза; например, подкислять раствор, если его среда в результате гидролиза кислотная, или подщелачивать, если — щелочная.
Гидролиз органических соединений.
Процесс - расщепление сложного эфира при действии воды с образованием карбоновой кислоты и спирта - называют гидролизом сложного эфира . Гидролиз в присутствии щелочи протекает необратимо (т.к. образующийся отрицательно заряженный карбоксилат-анион RCOO – не вступает в реакцию с нуклеофильным реагентом - спиртом). Эта реакция называется омылением сложного эфира.
При участии щелочей гидролиз жиров происходит необратимо. Продуктами в этом случае являются мыла - соли высших карбоновых кислот и щелочных металлов. Натриевые соли - твердые мыла , калиевые - жидкие. Реакция щелочного гидролиза жиров, и вообще всех сложных эфиров, называется также омылением .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме:"Гидролиз органических веществ"
Урок - исследование, т.к. к данному занятию обучающиеся, студенты готовят сообщения с созданием слайдов презентации и выполняют эксперименты, протекающие во времени и демонстрирующие проце...
Гидролиз
Гидролиз солей...
Лекция: Гидролиз солей
презентация...
Проверочная работа по теме "Водородный показатель рН. Гидролиз солей"
Проверочная работа по УД ЕН Химия по теме "Водородный показатель рН. Гидролиз солей" для студентов 2 курса по специальности " Технология продукции общественного питания". Содержит ...
Тема 1.6.1. Практическое занятие № 3" Гидролиз солей"
Гидролиз солей — взаимодействие ионов соли с водой, в результате которого образуются малодиссоциируемые соединения (ионы или молекулы) и изменяется реакция среды. Гидрол...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА семинарского занятия ТЕМА 1.4.- 1.7. «РАСТВОРЫ. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ. ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ»
Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО 2021 на основании рабочей программы общепрофессиональной дисциплины «Общая и неорганическая хим...
Функциональная грамотность: Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов"
Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов" по формированию функциональной гг...