28.02_1
методическая разработка
Предварительный просмотр:
УДК 1082
Н. В. Кучеряну
ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»
Роль проектно-исследовательской деятельности студентов –
как средство развития общих и профессиональных компетенций
будущего специалиста колледжа
Современное общество характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека.
Справедливо говорят, что человек рождается дважды: когда появляется на свет и когда начинает трудиться. Трудиться так, чтобы быть полезным и нужным обществу, показать свои профессиональные знания.
В настоящее время предпочтение отдается высококвалифицированным и надежным рабочим, которые владеют навыками прочных знаний и умений.
Где же можно получить эти прочные знания и навыки? Одним из основных и важных является профессиональное образование. Именно там наставники помогают освоить профессию, привить интерес.
Основной задачей профессионального образования является воспитание зрелой личности, готовой к самостоятельной профессиональной деятельности.
Система профессионального образования прошла сложный путь от отдельных ведомственных технических курсов, учебных мастерских, школ фабрично-заводского ученичества до государственной сети стационарных учебных заведений, подготавливающих для различных отраслей народного хозяйства квалифицированных рабочих со средним образованием.
Воспитанники училищ ныне составляют абсолютное большинство среди рабочих ведущих профессий в отраслях, определяющих темпы технического прогресса: машиностроении, приборостроении, производстве средств автоматизации, связи и вычислительной техники, приборостроении.
Облик современного профессионального обучения, стратегию его развития стали определять средние профессиональные училища, которые обеспечивают эффективное сочетание теоретических знаний и практических производственных умений и навыков.
Современная экономическая ситуация требует от профессионального образования практических результатов. Его конечная цель – высокое качество подготовки и трудоустройство выпускников, максимальное приближение обучения молодых специалистов к потребностям рынка труда, владение общими и профессиональными компетенциями.
Успешность специалиста в профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей
Важнейшим фактором совершенствования подготовки специалистов была и остается исследовательская работа студентов, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики.
В условиях образовательного процесса исследовательская деятельность рассматривается как специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, целью которой является получение новых для них знаний об объекте исследования, формирование новых способов деятельности и исследовательских умений
Использование в учебном процессе инновационных технологий ориентирует образование на формирование навыков саморазвития, самообразования, поисковой деятельности, коммуникативных умений.
Целью проектного метода обучения является:
- Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- Приобретают коммуникативные умения, работая индивидуально и в группах;
- Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- Развивают системное мышление.
Отличие проектного метода заключается в следующем:
- Наличие значимой проблемы (задачи), требующей исследования для ее решения;
- Наличие практической значимости предполагаемого результата проектной деятельности;
- Самостоятельность работы учащихся;
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- Использование исследовательских методов в соответствии с этапами:
- Определение проблемы, задач исследования;
- Выдвижение гипотезы, их решения;
- Обсуждение методов исследования;
- Выбор способа оформления конечных результатов;
- Сбор, систематизация и анализ материала;
- Подведение итогов, оформление результатов, презентация;
- Выводы.
Существует три вида проектов:
- Монопредметные (классно-урочная система);
- Межпредметные;
- Внепредметные.
Проект осуществляется в течение части урока, одного или нескольких уроков, нескольких дней или недель
Основными идеями проектного метода являются:
- с наибольшим удовольствием ребенок занимается только тем, что ему действительно интересно и выбрано свободно самим;
- деятельность строится не в русле учебного предмета;
- истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.
Основная идея проектного метода выражается словами: «Все из жизни, все для жизни».[2]
В процессе выполнения исследовательской работы у студентов формируются общие и профессиональные компетенции, такие как:
- осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для решения профессиональных задач;
- использовать информационно-коммуникационные технологии;
- работать в коллективе и команде;
- ставить цели и принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий;
- вести здоровый образ жизни, заниматься спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
- осваивать методики использования программных средств для решения практических задач;
- способность обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять поставновку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности;
- собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы;
- производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.
Компетенции – (от лат. Competere – соответствовать, подходить) – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. [8]
Академик Международной педагогической академии, д.п.н. А.В.Хуторской определяет компетенции как ведущие критерии подготовленности современного выпускника организаций профессионального образования.
Компетентностный подход, среди прочих, формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования.
Исследовательская компетентность в классификации А.В.Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа и рефлексии». [8]
Навыки исследовательской работы применяются будущими специалистами и в ходе прохождения производственной практики, и при работе с нормативно-правовой и справочной литературой.
Проектно-исследовательская работа студентов (ПИРС) – это сложный и значимый по содержанию вид деятельности, который дополняет образовательный процесс, создает условия непрерывности образования посредством формирования общих и профессиональных компетенций, позволяет студентам выполнять практические исследования, планировать собственную деятельность, добиваться поставленной цели, анализировать результаты работы и делать необходимые выводы, публично представлять итоги работы.
Последним этапом ПИРС является участие в научно-практических конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций.[3]
Проектная деятельность осуществляется при изучении дисциплин: «проектирование баз данных», «основы алгоритмизации и программирования», «веб-дизайн», «математический аппарат построения компьютерных сетей».
ПИРС студентов включает в себя:
- использование учебной и дополнительной литературы, библиографических справочников, указателей, каталогов;
- составление рецензий и аннотаций;
- написание сообщений, докладов и рефератов;
- создание тематических словарей, кроссвордов, практических (ситуационных) задач;
- создание презентаций;
- оформление плакатов, буклетов, памяток;
- изготовление наглядных пособий и дидактического материала;
- создание интеллект-карт и Интернет-экскурсий по различным разделам информационных дисциплин;
- участие в обучающих и деловых играх;
- выполнение групповых творческих проектов;
- выполнение курсовых и дипломных проектов
Успешное педагогическое управление проектной деятельностью дает возможность студентам научиться самим выявлять проблемы, определять цель и пути ее достижения, мотивировать свою работу, распределять и планировать свою деятельность.
Кроме того, возможность выбора информационного содержания проекта, оформления работы и способов защиты результатов совместной деятельности создают условия для того, чтобы студенты осознанно воспользовались своими способностями и выбрали наиболее естественную для них форму взаимодействия. Появляется необходимость найти такие пути самовыражения, самоутверждения, самореализации, которые понятны другим людям и что играет большую роль не только в образовательном процессе, но и современном обществе.
Таким образом, применение метода проектов на занятиях профессионального цикла дает возможность более углубленно студенту колледжа овладеть общими и профессиональными компетенциями. Процесс подготовки будущих специалистов к научной работе будет результативным, если студенты будут вовлечены в проектно-исследовательскую деятельность.
Поэтому, на протяжении всего периода обучения студентов необходимо системно и целенаправленно осуществлять подготовку будущих специалистов к выполнению проектно-исследовательской деятельности:
- создавать творческие группы с учетом научных интересов, способностей, возможностей и опыта научной работы студентов;
- обеспечить научно-исследовательскую базу;
- вооружать их методикой научной работы;
- создавать ситуации успеха при внедрении в практику научных результатов;
- поощрять творческую деятельность и самостоятельность исследователей при решении научных, исследовательских и проектных проблем.
Список литературы
1. Афанаскина М. С. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». - 2011.
2. Белых С. Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / под ред. А. С. Обухова. - Ижевск: УдГУ, 2008.
3. Болдырева Л. В. Система научно-исследовательской работы студентов // Специалист. - 2011.
4. Виноградова А. М. Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в профессиональном становлении студентов медицинского колледжа // Среднее профессиональное образование. – 2010.
5. Иванов Д. А., Митрофанов, К. Г., Соколова, О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2003.
6. Никонова И. Г. Организация исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». – 2008.
7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.