Методическая разработка занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
методическая разработка
Тема «Создание, редактирование, форматирование ячеек электронной таблицы. Проведение расчетов и поиска информации в электронной таблице с использованием формул, функций и запросов» изучается в курсе дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», являющейся частью основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования
Актуальность темы урока в базовом курсе Информационные технологии в профессиональной деятельности является смежной с информатикой и ИКТ, вносит также вклад в фундаментальное математическое образование обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Уфимский колледж отраслевых технологий
Создание, редактирование, форматирование ячеек электронной таблицы. Проведение расчетов и поиска информации в электронной таблице с использованием формул, функций и запросов
Методическая разработка занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Разработал:_______________З.А. Гайфуллина |
Согласовано: Методист _________ «___»________2022 г. | Рассмотрено на заседании ЦК экономики и ИКТ ______________________К.Л.Павловская Протокол № __ от «___»________2022 г. Председатель _________ _______________ |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 5
2. ПЛАН И РЕГЛАМЕНТ ЗАНЯТИЯ7 9
3. ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ8 10
4. КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЕ ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК И ИХ КОРРЕКЦИЯ. 13
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ 13
6. ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ 13
Введение
Тема «Создание, редактирование, форматирование ячеек электронной таблицы. Проведение расчетов и поиска информации в электронной таблице с использованием формул, функций и запросов» изучается в курсе дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», являющейся частью основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования
Актуальность темы урока в базовом курсе Информационные технологии в профессиональной деятельности является смежной с информатикой и ИКТ, вносит также вклад в фундаментальное математическое образование обучающихся.
По ФГОС СПО изучение дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» должно обеспечить понимание и осознание роли информационных процессов в современном мире. Решить эту проблему способна только методика, основанная на простом и понятном объяснении материала, решении занимательных и в то же время полезных задач.
Структура и содержание занятия соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
1.Информационная карта занятия
Тема занятия: Создание, редактирование, форматирование ячеек электронной таблицы. Проведение расчетов и поиска информации в электронной таблице с использованием формул, функций и запросов
Тип занятия: Комбинированный
Вид занятия: Урок изучения нового материала.
Цели занятия:
Цель:
- образовательная: познакомить студентов со способами форматирования ячеек и типами данных, которые могут использоваться в ЭТ;
- развивающая: учить строить аналогии, выделять главное, ставить и решать проблемы;
- воспитательная: воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.
Задача:
- рассмотреть основные форматы данных ячейки электронной таблицы.
Планируемые результаты обучения:
ОК 01.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02.Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03.Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования
ПК 1.3 Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования
ПК 1.4 Составлять отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования
ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники
ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники
ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения
ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей
ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей
ПК 4.1. Осуществлять наладку, регулировку и проверку сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением
ПК 4.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением
ПК 4.3.Осуществлять испытание нового сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением
ПК 4.4. Вести отчетную документацию по испытаниям сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением
Требования к знаниям:
- обучающиеся закрепят и систематизируют знания изученной ранее темы «Структура табличного процессора. Форматы представления данных. Ввод формул. Относительные и абсолютные ссылки. Стандартные функции. Мастер функций. Сортировка и поиск данных в табличном процессоре. Графические возможности электронной таблицы».
Требования к умениям:
- обучающиеся научатся создавать, редактировать, форматировать ячейки электронной таблицы. Производить расчеты и поиск информации в электронной таблице с использованием формул, функций и запросов;
Оборудование и оснащение занятия:
- экран, проектор;
- презентация по изучаемой теме;
- опорный конспект;
Межпредметные связи: Информатика и ИКТ,
Методы, приемы и технологии, применяемые на уроке: Метод обучения, активный метод, развивающее обучение, коллективная система обучения (КСО); - информационно-коммуникационные технологии.
Продолжительность занятия: 45минут
Литература:
- Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень : учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. - 3-е изд. испр. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015, стр. 140-142
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.
- Алиев, Валерий Excel 2010. Проще простого! / Валерий Алиев. - М.: Питер, 2020. - 144 c.
Интернет-ресурсы:
1. Информационно-образовательный сайт учителя информатики и ИКТ. – Форма доступа: http://klyaksa.net/.
2. Российское образование: федеральный портал. – Форма доступа: http://www.edu.ru/.
2.План и регламент занятия
2.1 План занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала.
4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия
2.2. Регламент занятия
Этапы занятия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Минуты | 2 | 6 | 22 | 10 | 5 |
Время | 0-2 | 3-8 | 9-30 | 31-40 | 41-45 |
3. План-конспект занятия
1.Организационная часть
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение темы, целей и задач урока.
2.Актуализация знаний (устный опрос)
- Что такое Microsoft Excel?
- Для чего предназначена программа Microsoft Excel?
- С помощью каких команд можно запустить программу Microsoft Excel?
- Чем отличается окно программы Microsoft Excel от окна Microsoft Word?
- Из чего состоит адрес ячейки рабочего листа в программе Microsoft Excel?
- Что такое диапазон ячеек таблицы?
- Какое расширение имеют файлы Microsoft Excel?
3. Изучение нового материала.
Форматирование ячеек – это внешнее их оформление, а также корректировка формата данных их содержимого. Для изменения формата ячеек выделите нужные ячейки и воспользуйтесь кнопками панели инструментов Форматирование или командой меню Формат – Ячейки.
Введенные данные можно отформатировать по своему вкусу. Используется команда Формат ячеек (в контекстном меню ячейки или в меню Формат). После выбора команды Формат ячеек, появляется диалоговое окно с вкладками:
- Число. Выбираются числовые форматы и их параметры.
- Выравнивание. Устанавливается выравнивание в ячейках по горизонтали и вертикали и устанавливается ориентация данных в ячейках. По умолчанию текст выравнивается по левому краю, а числа – по правому.
- Шрифт. Стандартным образом устанавливаются параметры шрифта.
- Граница. Устанавливаются параметры границ ячеек. По умолчанию границы ячеек на печать не выводятся, их нужно установить в нужном месте.
- Вид. Определяется цвет ячеек.
Данные в ячейках таблицы могут относиться к одному из следующих типов: текст, числа, даты, формулы и функции.
Текст – последовательность букв, иногда цифр или некоторых специальных символов.
Числа могут включать цифры и различные символы: знак процента, знак мантиссы, круглые скобки, денежные обозначения, разделители и др. Например: 5; 3,14.
Дата и время вводятся в ячейки электронной таблицы как числа и выравниваются по правому краю.
Формулой в электронной таблице называют алгебраические и логические выражения. Формулы всегда начинаются со знака равенства (=) и вводятся в латинском регистре. Например: =А5*2/В1
Функция представляет собой программу с уникальным именем, для которой пользователь должен задать конкретные значения аргументов. Функции могут вводиться в таблицу в составе формул либо отдельно. Например, функция суммирования имеет вид =СУММ(А1:А2)
Аргументами функции могут быть: числа; ссылки на ячейки и диапазоны ячеек; имена; текст; другие функции; логические значения и др.
MS Excel содержит более 400 встроенных функций. Имена функций можно набирать в любом регистре – верхнем или нижнем. Для облегчения работы с встроенными функциями используется Мастер функций.
В формулах используются следующие знаки арифметических операций:
сложение +
вычитание –
умножение *
деление /
возведение в степень ^
Для изменения порядка арифметических действий используются круглые скобки.
Для выравнивания данных следует:
- щелкнуть на форматируемой ячейке или выделить диапазон ячеек, содержащих выравниваемый текст;
- выполнить команду Формат - Ячейки. На закладке Выравнивание установить опцию Переносить по словам, которая позволяет располагать текст одной ячейки в несколько строк.
Для оформления предварительно выделенных ячеек с помощью рамок следует выполнить команду Формат - Ячейки. На закладке Граница следует выбрать тип линии для рамки, а затем щелкнуть на кнопке с нужным видом рамки. (Возможно поочередное назначение нескольких видов рамок).
Для назначения цветного фона предварительно выделенным ячейкам необходимо выполнить команду Формат - Ячейки. На закладке Вид выбрать цвет фона ячеек и нажать кнопку ОК.
Для изменения шрифта предварительно выделенного текста или числа, находящихся в нескольких ячейках, необходимо выполнить команду Формат -Ячейки. На закладке Шрифт следует указать тип шрифта (Arial, Times New Roman и т. д.), начертание (жирный, курсив, подчеркнутый), размер шрифта, цвет и т.д.
Для изменения формата чисел, находящихся в выделенном диапазоне ячеек необходимо выполнить команду Формат - Ячейки. С помощью закладки Число можно установить один из следующих форматов чисел: денежный, процентный, дата, текстовый и т.д.
Представление числа 100 в разных форматах | Пояснения | |
Общий | 100 | Без использования специальных средств. Текст выравнивается по левому краю, число по правому. |
Числовой с двумя знаками после запятой | 100,00 | Числовой формат позволяет отображать любое количество знаков после запятой с соблюдением правил округления |
Денежный (в рублях) | 100,00 р. | Знак денежной единицы («р.» и «) отображается только в ячейке, в строке редактирования (формул) он отсутствует. |
Денежный (в долларах) | $100,00 | |
Дата | 09.04.1900 | MS Excel хранит даты в виде последовательных чисел. По умолчанию дате 1 января 1900 года соответствует порядковый номер 1, а 1 января 2008 года – 39448. |
Процентный | 10000,0% | В процентном формате число умножается на 100% |
Экспоненциальный | 1,00Е+02 | E+02 означает 10 во 2-ой степени |
Текстовый | 100 | Текстовый формат используется для ввода чисел начинающихся с 0. |
4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия На уроке мы познакомились с различными форматами данных содержимого ячейки и узнали, как можно одно и то же число представить в виде различных форматах.
6. Постановка домашнего задания: подготовить кроссворд на тему: «Электронная таблица Microsoft Excel»