Методическая разработка занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
методическая разработка

Гайфуллина Зульфия Альфитовна

Тема  «Создание,  редактирование,  форматирование  ячеек  электронной  таблицы.  Проведение  расчетов  и  поиска  информации  в  электронной  таблице  с  использованием  формул,  функций  и  запросов»  изучается  в  курсе  дисциплины  «Информационные  технологии  в  профессиональной  деятельности»,  являющейся  частью  основной  образовательной  программы  в  соответствии  с  федеральным  государственным  образовательным  стандартом  среднего  общего  образования

Актуальность  темы  урока  в  базовом  курсе  Информационные  технологии  в  профессиональной  деятельности  является  смежной  с  информатикой  и  ИКТ,  вносит  также  вклад  в  фундаментальное  математическое  образование  обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  профессиональное  образовательное  учреждение

Уфимский  колледж  отраслевых  технологий

Создание,  редактирование,  форматирование  ячеек  электронной  таблицы.  Проведение  расчетов  и  поиска  информации  в  электронной  таблице  с  использованием  формул,  функций  и  запросов

Методическая  разработка  занятия  по  дисциплине  «Информационные  технологии  в  профессиональной  деятельности»

Разработал:_______________З.А.  Гайфуллина

Согласовано:

Методист  

_________  

«___»________2022  г.

Рассмотрено  на  заседании  ЦК  экономики  и    ИКТ  ______________________К.Л.Павловская

Протокол  №  __  от  «___»________2022  г.

Председатель  _________  _______________


Содержание

   ВВЕДЕНИЕ        4

1.  ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА  ЗАНЯТИЯ        5

2. ПЛАН  И  РЕГЛАМЕНТ  ЗАНЯТИЯ7        9

3.  ПЛАН-КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ8        10

4. КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЕ ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК И ИХ КОРРЕКЦИЯ.        13

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ        13

6. ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ        13


Введение

Тема  «Создание,  редактирование,  форматирование  ячеек  электронной  таблицы.  Проведение  расчетов  и  поиска  информации  в  электронной  таблице  с  использованием  формул,  функций  и  запросов»  изучается  в  курсе  дисциплины  «Информационные  технологии  в  профессиональной  деятельности»,  являющейся  частью  основной  образовательной  программы  в  соответствии  с  федеральным  государственным  образовательным  стандартом  среднего  общего  образования

Актуальность  темы  урока  в  базовом  курсе  Информационные  технологии  в  профессиональной  деятельности  является  смежной  с  информатикой  и  ИКТ,  вносит  также  вклад  в  фундаментальное  математическое  образование  обучающихся.

По  ФГОС  СПО  изучение  дисциплины  «Информационные  технологии  в  профессиональной  деятельности»  должно  обеспечить  понимание  и  осознание  роли  информационных  процессов  в  современном  мире.  Решить  эту  проблему  способна  только  методика,  основанная  на  простом  и  понятном  объяснении  материала,  решении  занимательных  и  в  то  же  время  полезных  задач.

Структура  и  содержание  занятия  соответствует  требованиям  ФГОС  СПО  по  специальности  13.02.11  Техническая  эксплуатация  и  обслуживание  электрического  и  электромеханического  оборудования  (по  отраслям).


1.Информационная  карта  занятия

Тема  занятия:  Создание,  редактирование,  форматирование  ячеек  электронной  таблицы.  Проведение  расчетов  и  поиска  информации  в  электронной  таблице  с  использованием  формул,  функций  и  запросов

Тип  занятия:  Комбинированный

Вид  занятия:  Урок  изучения  нового  материала.

Цели  занятия:

Цель:

  • образовательная: познакомить  студентов  со  способами  форматирования  ячеек  и  типами  данных,  которые  могут  использоваться  в  ЭТ;
  • развивающая: учить  строить  аналогии,  выделять  главное,  ставить  и  решать  проблемы;
  • воспитательная: воспитывать  аккуратность,  внимательность,  вежливость  и  дисциплинированность. 

Задача:

  • рассмотреть  основные  форматы  данных  ячейки  электронной  таблицы.

Планируемые  результаты  обучения:

ОК  01.Выбирать  способы  решения  задач  профессиональной  деятельности,  применительно  к  различным  контекстам        

ОК  02.Осуществлять  поиск,  анализ  и  интерпретацию  информации,  необходимой  для  выполнения  задач  профессиональной  деятельности

ОК  03.Планировать  и  реализовывать  собственное  профессиональное  и  личностное  развитие.

ОК  04.        Работать  в  коллективе  и  команде,  эффективно  взаимодействовать  с  коллегами,  руководством,  клиентами.

ОК  05.        Осуществлять  устную  и  письменную  коммуникацию  на  государственном  языке  Российской  Федерации  с  учетом  особенностей  социального  и  культурного  контекста.

ОК  06.        Проявлять  гражданско-патриотическую  позицию,  демонстрировать  осознанное  поведение  на  основе  традиционных  общечеловеческих  ценностей.

ОК  07.        Содействовать  сохранению  окружающей  среды,  ресурсосбережению,  эффективно  действовать  в  чрезвычайных  ситуациях.

ОК  08.        Использовать  средства  физической  культуры  для  сохранения  и  укрепления  здоровья  в  процессе  профессиональной  деятельности  и  поддержания  необходимого  уровня  физической  подготовленности.

ОК  09.        Использовать  информационные  технологии  в  профессиональной  деятельности

ОК  10.        Пользоваться  профессиональной  документацией  на  государственном  и  иностранном  языках

ОК  11.        Использовать  знания  по  финансовой  грамотности,  планировать  предпринимательскую  деятельность  в  профессиональной  сфере

ПК  1.1.    Выполнять  наладку,  регулировку  и  проверку  электрического  и  электромеханического  оборудования

ПК  1.2.  Организовывать  и  выполнять  техническое  обслуживание  и  ремонт  электрического  и  электромеханического  оборудования

ПК  1.3  Осуществлять  диагностику  и  технический  контроль  при  эксплуатации  электрического  и  электромеханического  оборудования

ПК  1.4  Составлять  отчетную  документацию  по  техническому  обслуживанию  и  ремонту  электрического  и  электромеханического  оборудования

ПК  2.1.  Организовывать  и  выполнять  работы  по  эксплуатации,  обслуживанию  и  ремонту  бытовой  техники

ПК  2.2.  Осуществлять  диагностику  и  контроль  технического  состояния  бытовой  техники

ПК  2.3.  Прогнозировать  отказы,  определять  ресурсы,  обнаруживать  дефекты  электробытовой  техники

ПК  3.1.  Участвовать  в  планировании  работы  персонала  производственного  подразделения

ПК  3.2.  Организовывать  работу  коллектива  исполнителей

ПК  3.3.  Анализировать  результаты  деятельности  коллектива  исполнителей

ПК  4.1.  Осуществлять  наладку,  регулировку  и  проверку  сложного  электрического  и  электромеханического  оборудования  с  электронным  управлением

ПК  4.2.  Организовывать  и  выполнять  техническое  обслуживание  сложного  электрического  и  электромеханического  оборудования  с  электронным  управлением

ПК  4.3.Осуществлять  испытание  нового  сложного  электрического  и  электромеханического  оборудования  с  электронным  управлением

ПК  4.4.  Вести  отчетную  документацию  по  испытаниям  сложного  электрического  и  электромеханического  оборудования  с  электронным  управлением

Требования  к  знаниям:

  • обучающиеся  закрепят  и  систематизируют  знания  изученной  ранее  темы  «Структура  табличного  процессора.  Форматы  представления  данных.  Ввод  формул.  Относительные  и  абсолютные  ссылки.  Стандартные  функции.  Мастер  функций.  Сортировка  и  поиск  данных  в  табличном  процессоре.  Графические  возможности  электронной  таблицы».

Требования  к  умениям:

  • обучающиеся  научатся  создавать,  редактировать,  форматировать  ячейки  электронной  таблицы.  Производить  расчеты  и  поиск  информации  в  электронной  таблице  с  использованием  формул,  функций  и  запросов;

Оборудование  и  оснащение  занятия:

  1. экран,  проектор;
  2. презентация  по  изучаемой  теме;
  3. опорный  конспект;

Межпредметные  связи:  Информатика  и  ИКТ,  

Методы,  приемы  и  технологии,  применяемые  на  уроке:  Метод  обучения,  активный  метод,  развивающее  обучение,  коллективная  система  обучения  (КСО);  -  информационно-коммуникационные  технологии.

Продолжительность  занятия:  45минут

Литература: 

  1. Угринович  Н.  Д.  Информатика  и  ИКТ.  Профильный  уровень  :  учебник  для  10  класса  /  Н.  Д.  Угринович.  -  3-е  изд.  испр.  -  М.  :  БИНОМ.  Лаборатория  знаний,  2015,  стр.  140-142
  2. Семакин  И.Г.,  Хеннер  Е.К.,  Шеина  Т.Ю.  Информатика.  Базовый  уровень:  учебник  для  10  класса.  -    М:  БИНОМ.  Лаборатория  знаний,  2015  г.
  3.  Алиев, Валерий Excel 2010. Проще простого! / Валерий Алиев. - М.: Питер, 2020. - 144 c.

 Интернет-ресурсы:

1.  Информационно-образовательный  сайт  учителя  информатики  и  ИКТ.  –  Форма  доступа:  http://klyaksa.net/.

2.  Российское  образование:  федеральный  портал.  –  Форма  доступа:    http://www.edu.ru/.


2.План  и  регламент  занятия

2.1  План  занятия

1. Организационный  момент.

2. Актуализация  знаний  

3. Изучение  нового  материала.

4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

2.2.  Регламент  занятия

Этапы  занятия

1

2

3

4

5

Минуты

2

6

22

10

5

Время

0-2

3-8

9-30

31-40

41-45


3. План-конспект занятия

1.Организационная  часть

Приветствие,  проверка  присутствующих.  Объяснение  темы,  целей  и  задач  урока.  

2.Актуализация  знаний  (устный  опрос)

  1. Что  такое  Microsoft  Excel?
  2. Для  чего  предназначена  программа  Microsoft  Excel?
  3. С  помощью  каких  команд  можно  запустить  программу  Microsoft  Excel?
  4. Чем  отличается  окно  программы  Microsoft  Excel  от  окна  Microsoft  Word?
  5. Из  чего  состоит  адрес  ячейки  рабочего  листа  в  программе  Microsoft  Excel?
  6. Что  такое  диапазон  ячеек  таблицы?
  7. Какое  расширение  имеют  файлы  Microsoft  Excel?

3.  Изучение  нового  материала.

Форматирование  ячеек  –  это  внешнее  их  оформление,  а  также  корректировка  формата  данных  их  содержимого.  Для  изменения  формата  ячеек  выделите  нужные  ячейки  и  воспользуйтесь  кнопками  панели  инструментов  Форматирование  или  командой  меню  Формат  –  Ячейки.

Введенные  данные  можно  отформатировать  по  своему  вкусу.  Используется  команда  Формат  ячеек  (в  контекстном  меню  ячейки  или  в  меню  Формат).  После  выбора  команды  Формат  ячеек,  появляется  диалоговое  окно  с  вкладками:

  • Число.  Выбираются  числовые  форматы  и  их  параметры.
  • Выравнивание.  Устанавливается  выравнивание  в  ячейках  по  горизонтали  и  вертикали  и  устанавливается  ориентация  данных  в  ячейках.  По  умолчанию  текст  выравнивается  по  левому  краю,  а  числа  –  по  правому.
  • Шрифт.  Стандартным  образом  устанавливаются  параметры  шрифта.
  • Граница.  Устанавливаются  параметры  границ  ячеек.  По  умолчанию  границы  ячеек  на  печать  не  выводятся,  их  нужно  установить  в  нужном  месте.
  • Вид.  Определяется  цвет  ячеек.

Данные  в  ячейках  таблицы  могут  относиться  к  одному  из  следующих  типов:  текст,  числа,  даты,  формулы  и  функции.

Текст  –  последовательность  букв,  иногда  цифр  или  некоторых  специальных  символов.

Числа  могут  включать  цифры  и  различные  символы:  знак  процента,  знак  мантиссы,  круглые  скобки,  денежные  обозначения,  разделители  и  др.  Например:  5;  3,14.

Дата  и  время  вводятся  в  ячейки  электронной  таблицы  как  числа  и  выравниваются  по  правому  краю.

Формулой  в  электронной  таблице  называют  алгебраические  и  логические  выражения.  Формулы  всегда  начинаются  со  знака  равенства  (=)  и  вводятся  в  латинском  регистре.  Например:  =А5*2/В1

Функция  представляет  собой  программу  с  уникальным  именем,  для  которой  пользователь  должен  задать  конкретные  значения  аргументов.  Функции  могут  вводиться  в  таблицу  в  составе  формул  либо  отдельно.  Например,  функция  суммирования  имеет  вид  =СУММ(А1:А2)

Аргументами  функции  могут  быть:  числа;  ссылки  на  ячейки  и  диапазоны  ячеек;  имена;  текст;  другие  функции;  логические  значения  и  др.

MS  Excel  содержит  более  400  встроенных  функций.  Имена  функций  можно  набирать  в  любом  регистре  –  верхнем  или  нижнем.  Для  облегчения  работы  с  встроенными  функциями  используется  Мастер  функций.

https://documents.infourok.ru/9d9d9150-c181-4896-9534-ee989294ced7/0/image001.jpg

В  формулах  используются  следующие  знаки  арифметических  операций:

сложение  +

вычитание  –

умножение  *

деление  /

возведение  в  степень  ^

Для  изменения  порядка  арифметических  действий  используются  круглые  скобки.

Для  выравнивания  данных  следует:

  1. щелкнуть  на  форматируемой  ячейке  или  выделить  диапазон  ячеек,  содержащих  выравниваемый  текст;
  2. выполнить  команду  Формат  -  Ячейки.  На  закладке  Выравнивание  установить  опцию  Переносить  по  словам,  которая  позволяет  располагать  текст  одной  ячейки  в  несколько  строк.

Для  оформления  предварительно  выделенных  ячеек  с  помощью  рамок  следует  выполнить  команду  Формат  -  Ячейки.  На  закладке  Граница  следует  выбрать  тип  линии  для  рамки,  а  затем  щелкнуть  на  кнопке  с  нужным  видом  рамки.  (Возможно  поочередное  назначение  нескольких  видов  рамок).

Для  назначения  цветного  фона  предварительно  выделенным  ячейкам  необходимо  выполнить  команду  Формат  -  Ячейки.  На  закладке  Вид  выбрать  цвет  фона  ячеек  и  нажать  кнопку  ОК.

Для  изменения  шрифта  предварительно  выделенного  текста  или  числа,  находящихся  в  нескольких  ячейках,  необходимо  выполнить  команду  Формат  -Ячейки.  На  закладке  Шрифт  следует  указать  тип  шрифта  (Arial,  Times  New  Roman  и  т.  д.),  начертание  (жирный,  курсив,  подчеркнутый),  размер  шрифта,  цвет  и  т.д.

Для  изменения  формата  чисел,  находящихся  в  выделенном  диапазоне  ячеек  необходимо  выполнить  команду  Формат  -  Ячейки.  С  помощью  закладки  Число  можно  установить  один  из  следующих  форматов  чисел:  денежный,  процентный,  дата,  текстовый  и  т.д.

 

 

Представление  числа  100  в  разных  форматах

Пояснения

Общий

100

Без  использования  специальных  средств.  Текст  выравнивается  по  левому  краю,  число  по  правому.

Числовой  с  двумя  знаками  после  запятой

100,00

Числовой  формат  позволяет  отображать  любое  количество  знаков  после  запятой  с  соблюдением  правил  округления

Денежный  (в  рублях)

100,00  р.

Знак  денежной  единицы  («р.»  и  «)  отображается  только  в  ячейке,  в  строке  редактирования  (формул)  он  отсутствует.

Денежный  (в  долларах)

$100,00

Дата

09.04.1900

MS  Excel  хранит  даты  в  виде  последовательных  чисел.  По  умолчанию  дате  1  января  1900  года  соответствует  порядковый  номер  1,  а  1  января  2008  года  –  39448.

Процентный

10000,0%

В  процентном  формате  число  умножается  на  100%

Экспоненциальный

1,00Е+02

E+02  означает  10  во  2-ой  степени

Текстовый

100

Текстовый  формат  используется  для  ввода  чисел  начинающихся  с  0.

4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия На уроке мы познакомились с различными форматами данных содержимого ячейки и узнали, как можно одно и то же число представить в виде  различных форматах.

6. Постановка домашнего задания: подготовить кроссворд на тему: «Электронная таблица Microsoft Excel»