Методическая разработка теоретического занятия по теме "Информационное общество. История развития вычислительной техники"
методическая разработка
Материал подготовлен для проведения комбинированного занятия со студентами медицинского колледжа 1 курса на базе 9-ти классов. Занятие выстроено с активным привлечением студентов к самостоятельной работе, самоанализом, контролем своих сокурсников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка. СПО. Дисциплина "Информатика" | 71.64 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»
Т.А. Смирнова
Методическая разработка
теоретического занятия
Тема: «Информационное общество. История развития вычислительной техники»
По дисциплине «Информатика»
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Санкт-Петербург
2021 уч. год
Содержание
- Пояснительная записка
- Обоснование темы
- Цель занятия
- Оснащение и формы оптимизации
- Межпредметные и внутрипредметные связи
- План проведения и ход занятия
- Оценка результатов деятельности студента
- Приложения
- Литература и интернет-ресурс
Пояснительная записка
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС и соответствуют уровню подготовки по специальности «Сестринское дело» 34.02.01 по дисциплине «Информатика».
В методической разработке «Информационное общество. История развития вычислительной техники» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, вопросы для теоретического и практического освоения материала, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, словарь терминов, список литературы и интернет-ресурсов, а также материал для заданий, контролирующие задания.
Представлены контрольно-оценочные средства, вопросы для устного опроса, задания. Применение иллюстрированных материалов занятий позволяют преподавателю судить об уровне логического абстрактного мышления обучающихся, а также о способности реализовать свои возможности при решении конкретных задач и позволяют обеспечить усвоение знаний, умений по дисциплине.
В течение занятия формируются общие компетенции ОК4,ОК5, ОК6.
Обоснование темы
В своей деятельности человек всегда придумывал и создавал разнообразные средства, приспособления, орудия труда. Все это облегчало труд, делало его производительнее, расширяло возможности людей. Известно, что история материального производства и мировой науки тесно связана с историей развития орудий труда.
Первые вспомогательные средства для работы с информацией появились много позже первых орудий материального труда. Историки утверждают, что расстояние во времени между проявлением первых инструментов для физического труда (топор, ловушка для охоты) и инструментов для регистрации информационных образов (на кости, камне) составляет около миллиона лет!
Следовательно, почти 99% времени существования человека на Земле труд носил только материальный характер.
Люди так часто пользуются числами и счетом, что трудно даже представить себе, что они существовали не всегда, а были изобретены человеком. История развития счета начинается от счета по зарубкам и заканчивается изобретением калькуляторов и компьютеров.
Изучение данной темы позволит учащимся проследить связь развития человечества и таких наук как математика и информатика. Познакомиться с учеными и на их примере познания мира информации научиться целеустремленности, самовыражения, самореализации. Данная тема позволит учащимся проникнуться тем, что важно развиваться, совершенствоваться, быть гармонично развитым человеком, владеющим знаниями из разных областей деятельности человечества.
Тип занятия: комбинированное
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 минут
Место проведения: медицинский колледж №2, учебная аудитория
Цель занятия:
Познакомить обучающихся с развитием информационного общества и историей устройств, обрабатывающих информацию.
Задачи:
образовательные:
- сформировать знания об истории вычислительной техники;
- научить делать выводы о значимости научных открытий.
развивающие:
- развитие познавательных процессов;
- способность самостоятельного поиска информации, ее анализирование;
- формирование системного мышления.
воспитательные:
- формирование ценностных установок на саморазвитие;
- дать прочувствовать обучающимся свою значимость в самостоятельной работе;
- повышение грамотности устной речи обучающихся.
Студент должен знать:
- этапы формирования информационного общества;
- основные устройства, являющиеся предшественниками компьютера;
- изобретателей, которые эти устройства придумали и реализовали.
Студент должен уметь:
- назвать причины информационных революций;
- называть в хронологическом порядке основные вычислительные средства и их изобретателей.
Студенты находятся в процессе освоения общих компетенций:
Освоение общих компетенций | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 4. Осуществлять поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Умение работать с печатной литературой и поисковыми системами в интернете для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Наблюдение за учебной деятельностью обучающегося |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Умения работать на компьютере, работать с интернетом | Наблюдение за учебной деятельностью обучающегося. Использование информационно-коммуникативных технологий для сбора и обработки информации при подготовке домашнего задания и выполнения работы на занятиях |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | Умения налаживать отношения в группе при выполнении коллективного задания, проектирование совместного решения проблемы | Наблюдение за учебной деятельностью обучающегося. |
Оптимизация учебного процесса:
Задания для самоподготовки с последующим коллективным обобщением.
Применяется метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». Бригады имеют двойную задачу: академическую - достижение познавательной, творческой цели; социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.
Использованы современные педагогические приемы и методики, стимулирующие критическое мышление, память, внимание, навыки работы в команде.
Оснащение занятия:
- Мультимедиа
- Карточки
- Домашняя заготовка (члены каждой бригады подготовили материал на заданную тематику: 1 бригада – «Ручной этап развития вычислительной техники», 2 бригада – «Механический этап развития вычислительной техники», 3 бригада – «Электромеханический этап развития вычислительной техники», 4 бригада – «Электронный этап развития вычислительной техники»
Схема интегрированных связей темы занятия
Межпредметные связи
Истоки Выход
Внутрипредметные связи
Истоки Выход
План занятия
- Организационный момент – 3 мин.
- Проверка домашнего задания – 5 мин.
- Систематизация и углубление знаний по теме «Информационное общество. История развития вычислительной техники» - 50 мин.
- Контроль уровня знаний, умений по теме «Информационное общество. История развития вычислительной техники» - 42 мин.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание – 10 мин.
Ход занятия
№№ | Этап занятия | Методические материалы | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Время (мин) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организационный момент | Приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию, проверка домашнего задания | Организуются на работу | 3 | |
Проверка домашнего задания | Карточки с заданием | Проверка домашнего задания | Выполняют задание по карточкам (Содержание и структура информатики) | 5 | |
2. | Систематизация и углубление знаний по теме «Информационное общество. История развития вычислительной техники» | ||||
2.1. Определение темы занятия, цели, мотивация обучающихся на изучение материала | Формулирует тему урока, цели и задачи, мотивирует обучающихся на изучение материала | Записывают число и тему занятия в тетрадь. | 4 | ||
2.2. Ознакомление с материалом, формулировка основных определений | Презентация, раздаточный материал | Показывает и рассказывает этапы информационных революций | Записывают краткий конспект | 15 | |
2.3. Самостоятельная работа обучающихся (парты соединяют по две, чтобы каждая бригада могла разместиться по кругу и члены бригады видели друг друга, общались для совместной деятельности) | Текстовой материал на заданную тематику 1 бригада – «Ручной этап развития вычислительной техники» 2 бригада – «Механический этап развития вычислительной техники» 3 бригада – «Электромеханический этап развития вычислительной техники» 4 бригада – «Электронный этап развития вычислительной техники» | Формулирует задание, комментирует по ходу выполнения | Группа учащихся разделена на четыре бригады, по 7 человек. Внутри бригады учащиеся самостоятельно определили роли каждого члена бригады. Каждая бригада получила одно задание, являющееся подзаданием всей темы, над которой работает группа. По бригадам из собранного материала каждого члена бригады готовится сообщение, которое озвучивается перед всей группой выбранным членом этой бригады. | 15 | |
2.4. Заполнение таблицы по образцу | Мультимедиа | Объясняет как заполнять таблицу | Заполняют таблицу после каждого сообщения | 20 | |
3 | Контроль уровня знаний, умений по теме «Информационное общество. История развития вычислительной техники» | ||||
3.1. Самоанализ студентами выполненного задания | Критерии оценки: - оформление - четкость изложения - доступность понимания - полнота и важность сообщения - вызов интереса 1 – присутствует критерий, 0 – отсутствует критерий | Наблюдает, комментирует, выносит результаты на экран | Бригады оценивают работы друг друга | 10 | |
3.2. Устный опрос | Вопросы на экране | Слушает, корректирует ответы | Отвечают на вопросы | 10 | |
4 | Подведение итогов урока. Домашнее задание | ||||
4.1. Домашнее задание | Выучить таблицу. Отличать устройства и знать изобретателей. | Проговаривает домашнее задание. Отвечает на вопросы. | Записывают домашнее задание в тетрадь и темы внеаудиторных работ. | 4 | |
4.2. Подведение итогов занятия | Оценивает работу группы, отмечает отличившихся обучающихся. | 4 |
Устный опрос
- Абак – это средство обработки информации или хранения информации?
Объясните почему?
- Кто был первым программистом?
- Перечислите ученых, которые внесли значительный вклад в развитие вычислительных устройств.
- Перечислите порядок появления средств для вычислений.
- Назовите последовательно информационные революции, сформировавшие информационное общество.
- Перечислите изобретения, которые были связаны с информационными революциями.
Список литературы для студентов
- И.Г.Семакин Информатика и ИКТ, учебник для 10-11 классов, М., БИНОМ, 2020
- Информатика/Под редакцией профессора Н.В.Макаровой.-СПб.: Питер, 2019
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.-М.:Лаборатория базовых знаний, 2020
Список литературы для преподавателей
- Информатика. 10 класс. Контрольные работы. Базовый уровень, БИНОМ, 2020
- Информатика в схемах и таблицах / авт.-сост. Гусева И.Ю. – СПб: Тригон, 2019
- ЕГЭ 2021. Информатика: сборник заданий:/ Е.М.Зорина, М.В.Зорин,- Москва: Эксмо, 2020
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История развития вычислительной техники
Слово «компьютер» означает «вычислитель», т.е. устройство для вычислений. Потребность в автоматизации обработки данных, в том числе вычислений, возникла очень давно. Более 1500 лет тому назад для счет...
Методическая разработка студенческой конференции «История развития вычислительной техники»
Приобретение новых знаний способствует расширению кругозора, формированию интереса к изучению информатики и информационных технологий, формированию общекультурных, учебно-познавательных, информационны...
Методическая разработка теоретического занятия "Приемы, методы история развития Ботаники"
Методическая разработка теоретического занятия по Ботанике, для преподавателя "ВВедение в Ботанику"...
Методическая разработка теоретического занятия по истории (лекция), тема "НАТО и другие экономические и политические организации"
Методическая разработка теоретического занятия по истории (лекция), тема "НАТО и другие экономические и политические организации"...
Методическая разработка теоретического занятия по истории, тема "Вторая мировая война"
Методическая разработка теоретического занятия по истории, тема "Вторая мировая война"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Основные этапы развития информационного общества
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Раздел: Информационная деятельность человекаТема 1.1 «Основные этапы развития информационного общества»По ОУД.07 ИНФОРМАТИКАдля спе...
Методическая разработка "Конспект занятия с использованием ЭОР "История развития метрополитена"
В работе представлен Конспект занятия с использованием ЭОР «История развития метрополитена» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль», 2 год обучения, проводимое...