Методические рекомендации по выполнению практических работ по ОП.07 Операционные системы и среды
учебно-методический материал

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ОП.07 Операционные системы и среды по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_op.07_operats_sistemy_i_sredy_prakt_raboty.doc926.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Методические рекомендации

Организация и проведение

практических работ

по ОП.07 Операционные системы и среды

по специальности

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

Покачи

2019

         


«Организация и  проведения практических работ по ОП.07 Операционные системы и среды по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»»: методическое пособие. - БУ  «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи

 

Разработчики/ Составители:

А.Р.Ахметгареева, преподаватель высшей категории

Данное пособие содержит рекомендации по организации и проведению практических работ.

Рассмотрено на заседании ПЦК  мастеров п/о и преподавателей общепрофессионального и профессионального     циклов                                                          

Протокол №  8 от 17.06.2019г.

Рекомендована педагогическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи

Протокол № 11 от 19. 06. 2019г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА.

Методические  указания предназначены для проверки знаний студентов по дисциплине «Операционные системы и среды»

К каждому практическому занятию следует заранее самостоятельно выполнить домашнее задание и выучить лекционный материал к следующей теме. Систематическое выполнение домашних заданий обязательно и является важным фактором, способствующим успешному усвоению дисциплины.

Краткие рекомендации по выполнению практических работ

В процессе проведения практической работы студент получает раздаточные материалы (методические материалы и задание на проведение работы) от преподавателя, изучает методические и краткие теоретические материалы по теме работы, выполняет задание по практической работе в соответствии с изложенными ниже требованиями и сдает его преподавателю.

Сдача практических работ происходит в конце каждого учебного занятия.        

Заключение преподавателя в соответствии с критериями оценки работ.

Критерии оценки выполнения студентами отчётных работ.

Оценка знаний студентов производится по пятибалльной системе.

Оценка «5» выставляется в случае полного выполнения всего объёма работы, отсутствия существенных ошибок при вычислениях и построениях чертежей, грамотного и аккуратного выполнения всех расчётов и чертежей.

Оценка «4» выставляется в случае полного выполнения всего объёма работы при наличии несущественных ошибок при вычислениях и построениях чертежей, не повлиявших на общий результат работы (ошибки при округлении чисел, неточность в построении точек, отсутствие обозначений на чертежах и т.п.).

Оценка «3» выставляется в случае в основном полного выполнения всех разделов работы при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, а также за работу, выполненную несвоевременно по неуважительной причине.

Оценка «2» выставляется в случае, когда допущены принципиальные ошибки в вычислениях: перепутаны формулы, чертежи не соответствуют расчётам, нарушена последовательность выполнения вычислений, работа выполнена крайне небрежно и т.п.

Выполнять пропущенные работы по уважительным и неуважительным причинам студент может на дополнительных занятиях (согласно расписанию), в читальном зале или дома.

Отчет по практической работе должен содержать:

  • номер и название лабораторной работы,
  • перечень оборудования, 
  •  ответы на контрольные вопросы,
  • описание программ, 
  • описания выполнения задания, 
  • вывод о проделанной работе.

Приступая к выполнению заданий практического занятия, Вы должны внимательно прочитать его цель и задачи, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического занятия, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практическому занятию Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практическом занятии Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу  Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПЗ 1. Выполнение действий с компонентами интерфейса пользователя.

ПЗ 2. Планирование процессов

ПЗ 3. Создание файловой структуры диска

ПЗ 4. Управление дисками и файловыми системами в Windows

ПЗ 5. Установка Windows

ПЗ 6. Изменение параметров загрузки Windows

ПЗ 7. Настройка параметров рабочей среды пользователя в Windows

ПЗ 8. Создание и администрирование локальной группы в Windows.

ПЗ 9. Конфигурирование устройств и установка драйверов устройств в Windows

ПЗ 10. Настройка сетевых подключений.

ПЗ 11. Управление дисками и файловыми системами в Linux

ПЗ 12. Установка Linux

ПЗ 13. Создание и изменение параметров учетных записей в Linux

ПЗ 14. Изменение параметров рабочей среды Linux

ПЗ 15. Подключение и конфигурирование аппаратных устройств в Linux

ПЗ 16. Поддержка приложений Windows

ПЗ 17. Настройка сетевых подключений в Linux.


Практическое занятие № 1.

Выполнение действий с компонентами интерфейса пользователя.

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Интерфейс пользователя».

Учебные задачи:

1. Изучить различные виды интерфейсов пользователей

2. Научиться работать в популярных видах интерфейсов.

Задачи практического занятия №1

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить работу с 2 видами интерфейса.
  3. Подготовить отчет по практической работе 

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий;.
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Windows, MS Word.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

Как любое техническое устройство, компьютер обменивается информацией с человеком посредством набора определенных правил, обязательных как для машины, так и для человека. Эти правила в компьютерной литературе называются интерфейсом. Интерфейс может быть понятным и непонятным, дружественным и нет. К нему подходят многие прилагательные. Но в одном он постоянен: он есть, и никуда от него не денешься.

Интерфейс - это правила взаимодействия операционной системы с пользователями, а также соседних уровней в сети ЭВМ. От интерфейса зависит технология общения человека с компьютером.

Командный интерфейс называется так по тому, что в этом виде интерфейса человек подает "команды" компьютеру, а компьютер их выполняет и выдает результат человеку. Командный интерфейс реализован в виде пакетной технологии и технологии командной строки.

При этой технологии в качестве единственного способа ввода информации от человека к компьютеру служит клавиатура, а компьютер выводит информацию человеку с помощью алфавитно-цифрового дисплея (монитора). Эту комбинацию (монитор + клавиатура) стали называть терминалом, или консолью.

WIMP - интерфейс (Window - окно, Image - образ, Menu - меню, Pointer - указатель). Характерной особенностью этого вида интерфейса является то, что диалог с пользователем ведется не с помощью команд, а с помощью графических образов - меню, окон, других элементов. Хотя и в этом интерфейсе подаются команды машине, но это делается "опосредственно", через графические образы.

SILK - интерфейс (Speech - речь, Image - образ, Language - язык, Knowlege - знание). Этот вид интерфейса наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. В рамках этого интерфейса идет обычный "разговор" человека и компьютера. При этом компьютер находит для себя команды, анализируя человеческую речь и находя в ней ключевые фразы. Результат выполнения команд он также преобразует в понятную человеку форму. Этот вид интерфейса наиболее требователен к аппаратным ресурсам компьютера, и поэтому его применяют в основном для военных целей.

Биометрическая технология ("Мимический интерфейс".) возникла в конце 90-х годов XX века и на момент написания книги еще разрабатывается. Для управления компьютером используется выражение лица человека, направление его взгляда, размер зрачка и другие признаки. Для идентификации пользователя используется рисунок радужной оболочки его глаз, отпечатки пальцев и другая уникальная информация. Изображения считываются с цифровой видеокамеры, а затем с помощью специальных программ распознавания образов из этого изображения выделяются команды. Эта технология, по-видимому, займет свое место в программных продуктах и приложениях, где важно точно идентифицировать пользователя компьютера.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Что такое интерфейс?
  2. Какие виды интерфейсов существуют?

Задания для практического занятия №1

  1. Задание 1:
  1. Запустите Проводник, в списке дисков и папок выберите Диск Е:\.
  2. Задайте вид отображения папок и файлов в окне Проводника в виде таблицы, для чего в меню Вид выберите опцию Таблица.
  3. Отсортируйте размещение значков папок и файлов по возрастанию даты последнего изменения, для чего щелкните в правой части окна Проводника на заголовке графы Изменен.
  4. Упорядочите размещение значков папок и файлов по алфавиту имен, для чего щелкните в правой части окна Проводника на заголовке графы Имя.
  5. Создайте в корневой директории диска Е:\ папку с именем 1111.
  6. Создайте в папке 1111 текстовый файл Пример1.txt.
  7. Создайте папку 2222 в корневой директории диска Е:\ и скопируйте в нее файл Пример1.txt из папки 1111.
  8. Переименуйте файл Пример1.txt в папке 2222 на диске Е:\ в файл Пример2.txt.
  9. Закройте окно Проводника Windows.
  1. Задание 1:
  1. Запустите Командную строку.
  2. Измените текущие время и дату на компьютере.
  3. Измените цвет командной строки.
  4. Создайте в корневой директории диска Е:\ папку с именем Dir1.
  5. Создайте в папке Dir1 папки с именами Dir11 и Dir12.
  6. Создайте в папке Dir11 текстовый файл 1.txt.
  7. Скопируйте в папку Dir12 файл 1.txt из папки Dir11.
  8. Переименуйте файл 1.txt в папке Dir12 в файл 2.txt.

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №1

1) Внимательно прочитать задание.

2) При работе в командной строке внимательно вводите команды и названия файлов и папок.

3) При написании отчета не забудьте вставить скриншоты вашей работы.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

После выполнения задания, следует еще раз все внимательно проверить на наличие ошибок, особенно это касается команд и написания названий файлов и папок.

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания.
  4. Написать вывод о проделанной работе.

Образец отчета по практическому занятию.

Отчет

по практическому занятию № 1.

Работа и особенности логических элементов и схем ЭВМ.

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Интерфейс пользователя».

Учебные задачи:

1. Изучить различные виды интерфейсов пользователей

2. Научиться работать в популярных видах интерфейсов.

Задание 1.

Открыть Проводник Windows (рис.1).

Рисунок 1. Проводник Windows

Задание 2. 

Открыть командную строку (рис.2).

Рисунок 2. Командная строка Windows.

Вывод: В ходе проделанной работы я научился(-лась) ...


Практическое занятие № 2.

Планирование процессов

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Планирование и диспетчеризация процессов».

Учебные задачи:

1. Изучить планирование процессов

Задачи практического занятия №2

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить работу по практическому заданию.
  1. Подготовить отчет по практической работе

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий;
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Windows, MS Word.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

Процесс (process) это программа пользователя при ее выполнении. При своей работе операционная системы исполняет множество классов программ: пакетные задания; пользовательские программы в режиме разделения времени; системные программы и процессы.

Операционная система при управлении процессами обеспечивает их поочередное выполнение. Эту задачу решает планировщик ОС.

В операционной системе диспетчеризация процессов выполняется обычно несколькими планировщиками, каждый из которых имеет свою периодичность вызовов и свою определенную задачу, которую он решает.

Долговременный планировщик (планировщик заданий) определяет, какие процессы должны быть перемещены в очередь готовых процессов.

Кратковременный планировщик (планировщик процессора) – определяет, какие процессы должны быть выполнены следующими и каким процессам должен быть предоставлен процессор.

Для реализации режима разделения времени в систему может быть добавлен также планировщик откачки и подкачки процессов, определяющий, какие пользовательские процессы должны быть подкачаны в память или откачаны на диск.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Что такое процесс?
  2. Что такое планировщик процесса?
  3. Какими бывают планировщики процессов?

Задания для практического занятия №2

  1. Нарисовать модель процесса с пятью состояниями.

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №2

  1. Внимательно прочитать задание.
  2. Приступить к выполнению задания, после тщательного анализа.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

Внимательно проверить все состояния процесса, проследить путь выполнения процесса.

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания.
  4. Написать вывод о проделанной работе. 

Практическое занятие № 3.

Создание файловой структуры диска.

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Создание файловой структуры диска».

Учебные задачи:

1. Изучить виды и типы файловых структур диска.

2. Научиться создавать и работать в файловой структуре диска.

Задачи практического занятия №3

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить задание по работе в файловой структуре.
  3. Подготовить отчет по практической работе

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий;.
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Windows, MS Word, FDisk или EASEUS Partition Manager.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

Файл – поименованная область на диске или другом носителе информации. В файлах могут храниться тексты программ, документы, готовые к выполнению программы и любые другие данные .

Каталог – это специальное место на диске, в котором хранятся имена файлов, сведения о размерах файлов, времени их последнего обновления, атрибуты (свойства) файлов и т.д. Если в каталоге хранится имя файла, то говорят, что этот файл находится в данном каталоге.

В операционных системах Windows папки и файлы образуют на дисках иерархическую файловую структуру. Необходимо знать, что понятия папка и каталог – это одно и тоже. Организация файловой структуры очень проста. Файлы находятся в папках. Папки вложены в другие папки, более высокого уровня. Папка самого высокого уровня называется корневой – она одна на каждом диске. Назначение файловой структуры – обеспечить однозначное отыскание любого файла, если известно его имя и путь поиска. Путь поиска начинается с корневой папки (ее имя совпадает с обозначением диска) и далее ведет через все вложенные папки к той папке, где находится разыскиваемый файл. Создание и обслуживание файловой структуры – это одна из основных функций операционной системы. Подводя итог, можно сказать, что файловая структура – это расположение файлов на диске в каталогах.

Каталоговая структура – это способ расположение папок (каталогов) на жестком диске.

При создании файлов и каталогов необходимо учитывать следующее правило - в одном каталоге нельзя создать два файла с одинаковыми именами, а в разных каталогах –можно.

Логический диск – это выделенная часть жесткого диска, имеющая буквенное обозначение. Жесткий диск может быть разбит на несколько логических дисков (например, жесткий диск разбит на два логических диска – то мы видим при работе с компьютером диски А, С, D). Если логических дисков нет, то на компьютере обычно есть диски A и С. Основная причина разбития жесткого диска на несколько логических – удобство хранения и работы с файлами и папками.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Что такое Файл?
  2. Что такое Каталог?
  3. Что такое Файловая структура?
  4. Что из себя представляет логический диск?

Задания для практического занятия №3

  1. Узнать тип файловой системы на вашем ПК.
  2. Разбить жесткий диск системы на 2 логических диска.
  3. Отформатировать новый логический диск, создав на нем файловую систему, отличную от прежней.
  4. Сравнить плюсы и минусы файловых систем, использующихся на логических дисках.

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №3

  1. Внимательно прочитать задание.
  2. Выполнить задания строго в соответствии с их порядком.
  3. Оформить отчет по практической работе.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

При выполнении работы обратите внимание на детальное описание плюсов и минусов файловых систем, обязательно сделайте вывод о целесообразности использования той или иной файловой системы, а также выберете, которая, на ваш взгляд, наиболее удобна в работе.

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания.
  4. Написать вывод о проделанной работе. 

 

Практическое занятие № 4

Управление дисками и файловыми системами в Windows

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Создание файловой структуры диска».

Учебные задачи:

1. Изучить основные приемы управления дисками и файловыми системами.

2. Отработать на практике основные приемы управления дисками.

Задачи практического занятия №4

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить работу по управлению дисками.
  3. Подготовить отчет по практической работе

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий;.
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Windows, MS Word.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

Для того, чтобы не возникало проблем при работе системы и для обеспечения сохранности данных, необходимо проводить различные профилактические и диагностические мероприятия.

Очистка диска. При регулярной работе на компьютере иногда накапливается некоторый пользовательский и системный "мусор", который полезно переодически расчищать и ликвидировать. Для этого существует много различных программ, а в Windows существует утилита – Очистка диска. Мусор можно вычищать и вручную. Он обычно хранится в папках с названием Temp и такие файлы имеют расширения tmp.

Проверка диска. Файловая система, с которой работает ОС хороша только когда работает без сбоев. Если каким-то образом соответствие между тем, что записано в файловой таблице, и тем, что на самом деле находится на диске, нарушено, последствия могут быть непредсказуемы. Это может возникнуть вследствие сбоев ОС, ПО. В частности, велика вероятность возникновения ошибок при некорректном завершении работы компьютера, при зависании системы и т.д. Обнаружить возникшие проблемы и предотвратить неприятности поможет стандартная программа DOS и Windows Проверка диска или ScanDisk.

Дефрагментация диска. Как известно, с точки зрения быстродействия винчестер одно из самых слабых мест системы. К счастью, помогает тот факт, что информацию, которая расположена "подряд", считать можно намного быстрее. Что значит "подряд"? Каждый файл на диске занимает определенное пространство. Это пространство разбито на блоки – кластеры. Каждый кластер принадлежит определенному файлу. Хорошо, если кластеры одного файла идут подряд, но так бывает не всегда.

Файлы на диске постоянно создаются и уничтожаются. Операционная система не всегда может выделить файлу место таким образом, чтобы его кластеры шли друг за другом. То есть файл может занимать несколько кластеров, разбросанных по разным местам диска. В этом случае говорят, что файл фрагментирован. Хотя файл от этого и не портится, но скорость чтения и записи замедляется заметно. Если на диске образуется много таких файлов, то скорость работы системы заметно падает. Для решения этой проблемы помогает программа DOS и Windows Дефрагментация диска или Defrag.

Архивация данных. Необходима для создания копий наиболее важных данных, хранящихся на винчестере, для того, чтобы не произошло их потери в случае сбоев системы или отказа работы винчестера. Для этой цели лучше использовать какие-то внешние носители информации – дискеты, компакт-диски, магнитные ленты, другие винчестеры и т.д. Для создания резервных копий данных в DOS и Windows существует программа "Архивация данных" или Backup.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Какие виды приемов для управления и обслуживания дисков существуют?
  2. Что такое Проверка диска?
  3. Что такое Очистка диска?
  4. Что такое Дефрагментация диска?
  5. Что такое Архивация данных?

Задания для практического занятия №4

  1. Провести архивацию данных.
  2. Провести анализ логического диска.
  3. Провести очистку диска.
  4. Провести дефрагментацию диска.

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №4

  1. Внимательно прочитать задание.
  2. Выполнить задания строго в соответствии с их порядком.
  3. Оформить отчет по практической работе.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

Во время выполнения практического задания четко следовать очередности. В выводе обратить внимание на то, чем вызван именно такой порядок выполнения действий

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания в виде скриншотов.
  4. Написать вывод о проделанной работе. 

 

Практическое занятие № 5

Установка Windows.

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Установка и настройка Windows».

Учебные задачи:

  1. Познакомиться с основными этапами установки ОС Windows.
  2. Отработать на практике процесс установки ОС Windows.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС СПО

Студент должен

уметь:

  • устанавливать и сопровождать операционные системы;;

знать:

  • принципы построения, типы и функции операционных систем;
  • машинно-зависимые и машинно-независимые свойства операционных систем.

Задачи практического занятия №5

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить работу по установке ОС Windows.
  3. Подготовить отчет по практической работе

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий;.
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Windows, MS Word.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам.

Операционные системы разные, но их назначение и функции одинаковые. Операционная система является базовой и необходимой составляющей программного обеспечения компьютера, без нее компьютер не может работать в принципе. В состав современных операционных систем обычно входит следующие основные модули:

  • программный модуль, управляющий файловой системой;
  • командный процессор, выполняющий команды пользователя;
  • драйверы устройств;
  • программные модули, обеспечивающие графический пользовательский интерфейс;
  • сервисные программы;
  • справочная система.

На сегодняшний момент операционная система Windows фирмы Microsoft во всех ее проявлениях бесспорно считается самой распространенной операционной системой на ПК: в мире более 150 млн. IBM PC-совместимых компьютеров, и система Windows установлена на 100 млн. из них. Очевидно, что ознакомление с ПК необходимо начинать с ознакомления с Windows, ведь без нее работа на ПК немыслима для большинства пользователей. Знание системы Windows - необходимый кирпичик в стене познания ПК.

Первоначально, Windows, разрабатывалась не как операционная система, какой мы привыкли видеть современные ее версии, а как графическая оболочка MS-DOS. Надо отметить, что концепция графического интерфейса была разработана отнюдь не Microsoft. Уже за несколько лет до внедрения Windows существовали компьютеры Apple Macintosh, с графической операционной системой (MacOS), интерфейс которой был более дружественным и понятным рядовому пользователю, в отличие от командной строки MS-DOS. Строго говоря, Windows, не единственная попытка избавить пользователя от командной строки на IBM-совместимых компьютерах. Очень известной, в свое время была псевдографическая (на самом деле работавшая в текстовом режиме), оболочка Norton Commander корпорации Symantec. Она ускоряла в несколько раз процесс навигации по дисковому пространству, к тому же, более естественно представляла иерархию каталогов в виде дерева. Однако, Windows появилась раньше Norton, хотя Norton был более популярен, в частности, из - за низких системных требований.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Что такое операционная система?
  2. Что включает в себя операционная система?
  3. Как происходило развитие ОС Windows?

Задания для практического занятия №5

  1. Установить ОС Windows.

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №5

  1. Запустить машину на вашем ПК.
  2. Скачать с файлового сервера iso-образ ОС Windows.
  3. Начать установку ОС Windows.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

В процессе установки ОС Windows будьте предельно внимательны к тем настройкам, которые вы делаете в процессе установки операционной системы

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания.
  4. Написать вывод о проделанной работе. 

 


Практическое занятие № 6

Изменение параметров загрузки Windows

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Изменение параметров загрузки Windows».

Учебные задачи:

1. Изучить этапы и параметры загрузки ОС Windows.

2. Научиться выполнять настройку загрузки ОС Windows.

Задачи практического занятия №6

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить работу по изменению параметров загрузки ОС.
  3. Подготовить отчет по практической работе.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий.
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Windows, MS Word.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

Файлы операционной системы хранятся во внешней, долговременной памяти (на жестком, гибком или лазерном диске). Однако программы могут выполняться, только если они находятся в оперативной памяти, поэтому файлы операционной системы необходимо загрузить в оперативную память.

Диск (жесткий, гибкий или лазерный), на котором находятся файлы операционной системы и с которого производится ее загрузка, называется системным.

После включения компьютера производится загрузка операционной системы с системного диска в оперативную память. Загрузка должна выполняться в соответствии с программой загрузки. Однако для того чтобы компьютер выполнял какую-нибудь программу, эта программа должна уже находиться в оперативной памяти. Разрешение этого противоречия состоит в последовательной, поэтапной загрузке операционной системы.

Самотестирование компьютера. В состав компьютера входит энергонезависимое постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), содержащее программы тестирования компьютера и первого этапа загрузки операционной системы - это BIOS.

После включения питания компьютера или нажатия кнопки Reset на системном блоке компьютера или одновременного нажатия комбинации клавиш {Ctrl+Alt+Del} на клавиатуре процессор начинает выполнение программы самотестирования компьютера POST. Производится тестирование работоспособности процессора, памяти и других аппаратных средств компьютера.

В процессе тестирования сначала могут выдаваться диагностические сообщения в виде различных последовательностей коротких и длинных звуковых сигналов. После успешной инициализации видеокарты краткие диагностические сообщения выводятся на экран монитора.

Для установки правильной даты и времени, а также внесения изменений в конфигурацию аппаратных средств компьютера в процессе выполнения самотестирования необходимо нажать клавишу {Del}. Загрузится системная утилита BIOS Setup, имеющая интерфейс в виде системы иерархических меню. Пользователь может установить новые параметры конфигурации компьютера и запомнить их в специальной микросхеме памяти, которая при выключенном компьютере питается от батарейки, установленной на системной плате. В случае выхода из строя батарейки конфигурационные параметры теряются и компьютер перестает нормально загружаться.

Загрузка операционной системы. После проведения самотестирования специальная программа, содержащаяся в BIOS, начинает поиск загрузчика операционной системы. Происходит поочередное обращение к имеющимся в компьютере дискам и поиск на определенном месте наличия специальной программы Master Boot.

Если системные диски в компьютере отсутствуют, то загрузка операционной системы прекращается и компьютер остается неработоспособным.

После окончания загрузки операционной системы управление передается командному процессору. В случае использования интерфейса командной строки на экране появляется приглашение системы к вводу команд. Приглашение представляет собой последовательность символов, сообщающих о текущем диске и каталоге.

В случае загрузки графического интерфейса операционной системы команды могут вводиться с помощью мыши.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Каковы основные этапы самотестирования компьютера?
  2. Что хранится в микросхеме конфигурационной памяти компьютера?
  3. Каковы основные этапы загрузки операционной системы?

Задания для практического занятия №6

  1. Запустить ОС Windows.
  2. В процессе запуска ОС вызвать меню параметров загрузки и протестировать каждый вариант загрузки.
  3. Проанализировать сходства и различия, а также преимущества и недостатки каждого из предложенных вариантов загрузки.

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №6

  1. Внимательно прочитать задание и краткие теоретические сведения.
  2. Выполнить задание.
  3. Оформить отчет по практической работе.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

После выполнения задания, следует еще раз все внимательно проверить на наличие ошибок, особенно это касается настроек параметров загрузки.

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания.
  4. Написать вывод о проделанной работе. 

Практическое занятие № 7

Настройка параметров рабочей среды пользователя в Windows.

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Настройка параметров рабочей среды пользователя Windows».

Учебные задачи:

1. Изучить настройку основных компонентов ОС Windows.

2. Научиться выполнять настройку меню, рабочей среды, технических средств.

Задачи практического занятия №7

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить работу по настройке параметров рабочей среды пользователя.
  3. Подготовить отчет по практической работе.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий.
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Windows, MS Word.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

Настройка (или конфигурирование) программного продукта – это процесс изменения его свойств, выполняемый в целях адаптации программного продукта к техническим средствам ПК, наиболее полного удовлетворения потребностей пользователя, повышения эффективности функционирования программного продукта.

Microsoft Windows хранит информацию о конфигурации в двух местах: реестре и службе каталогов Active Directory. Модификации реестра или Active Directory приводят к изменению конфигурации Windows. Для изменения реестра или Active Directory используются следующие средства:

  • MMC - Microsoft Management Console;
  • Панель управления - Control Panel;
  • Редактор реестра - Registry Editor.

Конфигурирование операционной системы

Для конфигурирования операционной системы используются программы в Панели управления. Окно Система позволяет настраивать:

  • производительность системы;
  • размер реестра;
  • переменные среды;
  • параметры производительности;
  • параметры загрузки и восстановления системы.

Для настройки среды Windows прежде всего просматривает файл Autoexec.bat (если он существует). Затем задаются системные переменные среды. Переменные среды из файла Autoexec.bat и переменные среды пользователя переопределяют системные переменные.

Параметры загрузки и восстановления системы регулируются в окне Система на вкладке Дополнительно. Программы в Панели управления влияют на среду ОС независимо от текущего пользователя системы.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Что такое конфигурирование и настройка ОС?.
  2. Какие настройки ОС можно производить?

Задания для практического занятия №7

  1. Определить настройки системы:
  2. Настроить параметры мыши:
  3. Настроить параметра экрана

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №7

  1. Внимательно прочитать задание и краткие теоретические сведения.
  2. Определить настройки системы:
  • установленное оборудование;
  • установленные профили;
  • параметры производительности;
  • параметры загрузки и восстановления системы.
  • переменные среды.
  1. Настроить параметры мыши:
  • указатель мыши
  • параметры указателя;
  • колёсико.
  1. Настроить параметра экрана:
  • Фоновый рисунок Рабочего стола;
  • Отображаемые на Рабочем столе значки;
  • Оформление Рабочего стола.
  1. Оформить отчет по практической работе.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

После выполнения задания, следует еще раз все внимательно проверить на наличие ошибок, особенно это касается настроек системы..

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания.
  4. Написать вывод о проделанной работе. 

Практическое занятие № 8

Создание и администрирование локальной группы в Windows.

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Создание и администрирование локальной группы в Windows».

Учебные задачи:

1. Изучить процесс и алгоритм создания новых учетных записей.

2. Отработать на практике создание новых учетных записей

3. Изучить и отработать администрирование локальных групп.

Задачи практического занятия №8

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить работу по созданию и администрированию учетных записей пользователей.
  3. Подготовить отчет по практической работе

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий;.
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Windows, MS Word.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

Учетная запись (аккаунт) – информация, которая заводится для пользователя при его регистрации в какой-либо системе (например, в системе бесплатной электронной почты). У каждого аккаунта есть имя и пароль. Учётная запись содержит сведения, необходимые для идентификации пользователя при подключении к системе, информацию для его авторизации и учёта: имя пользователя и пароль (или другое аналогичное средство аутентификации – например, биометрические характеристики). Пароль (его аналог), в целях его безопасности, необходимо храниться в зашифрованном (хэшированном виде).

При формировании журнала учётных записей в системе фиксируют также информацию о действиях конкретного пользователя в системе: давность последнего входа в систему, продолжительность последнего пребывания в системе, адрес использованного при подключении компьютера, интенсивность использования системы, суммарное (удельное количество) определённых операций, произведённых в системе и т.д.

Администрирование (административные механизмы) – процедура управления работой компьютерной системы (ПК), регламентирующая некоторые процессы (или их часть), нуждающиеся в целевом управлении и ограничениях. К таким процессам относят: планирование работ, построение, эксплуатацию и поддержку эффективной информационной системы.

«Администрирование» – это также папка в панели управления ПК, содержащая средства для системных администраторов и опытных пользователей (набор средств может различаться в зависимости от версии Windows).

Основной целью системного администрирования (наиболее простого типа администрирования) является приведение сети в соответствие с целями и задачами, для которых эта сеть предназначена. Достигается эта цель путём управления сетью, позволяющего минимизировать затраты времени и ресурсов, направляемых на управление системой, одновременно максимизируя доступность, производительность и продуктивность всей системы.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Что такое учетная запись?
  2. Типы учетных записей
  3. Что такое авторизация в компьютерной сети?
  4. Что такое аутентификация в компьютерной сети?
  5. Каковы основные типы учетных записей на локальном ПК и в компьютерной сети?
  6. Для чего настраиваются параметры семейной безопасности на локальном ПК?
  7. Каковы основные виды ограничений при настройке параметров семейной безопасности?
  8. Каковы основные способы разделения ресурсов локального ПК между несколькими пользователями?
  9. Для чего формируется журнал учетных записей?
  10. Что такое администрирование компьютерной сети?
  11. В чем заключается основное отличие службы сетевого администрирования от системного?

 

Задания для практического занятия №8

  1. Создать новую учетную запись пользователя ПК.
  2. Зайти в ОС ПК под зарегистрированным именем нового пользователя.
  3. Отредактировать (изменить) учетную запись пользователя
  4. Изучить возможности и настроить параметры семейной безопасности для Вашей учетной записи.
  5. Сформировать отчет о последних действиях пользователя ПК.
  6. Ознакомиться с задачами администрирования на локальном ПК.
  7. Ознакомиться с возможностями администратора ПК по работе с учетными записями пользователей.
  8. Ознакомиться с возможностями журнала контроля учетных записей.

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №8

  1. Внимательно прочитать задание и краткие теоретические сведения.
  2. Выполнить задание.
  3. Оформить отчет по практической работе.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

В момент выполнения задания, следует внимательно вводить все параметры учетных записей и локальных групп, чтобы избежать ошибок. После выполнения заданий еще раз внимательно все проверить на наличие ошибок, особенно это касается настроек.

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания.
  4. Написать вывод о проделанной работе. 

 

Практическое занятие № 9

Конфигурирование устройств и установка драйверов устройств в Windows

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Конфигурирование устройств и установка драйверов устройств в Windows».

Учебные задачи:

1. Изучить и отработать на практике алгоритм установки драйверов.

Задачи практического занятия №9

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить работу по установке драйверов.
  3. Подготовить отчет по практической работе

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий;.
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Windows, MS Word.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

Драйвер - это программный код (специальная программа), функция которой заключается в предоставлении возможности использовать определенную железо (видеокарту, клавиатуру, принтер и т.д.). Так как  параметры периферийных  устройств меняются от производителя к производителю, то разным пользователям программы может потребоваться дюжина различных драйверов, чтобы он мог работать на имеющемся у него оборудовании.

Причем конкретный драйвер не всегда может быть загружен память. Он туда грузится, лишь по потребности в ресурсах устройства. Так экономится память, но в ущерб скорости.

Имеется четыре способа включения драйверов устройств в программу:

  1. Можно поместить код для всех драйверов прямо в программу. Например, чтобы поддерживать различные принтеры, можно создать таблицу управляющих последовательностей и искать в ней нужный код каждый раз, когда он потребуется. Этот подход тратит много памяти и может быть достаточно медленным.
  2. Создать ряд драйверов устройств и потребовать, чтобы программа загружала необходимый в качестве оверлея (т.е. помещать его в область программы, специально оставленную для этой цели).
  3. Создать драйвер устройства как отдельную программу, которая указывается в командном файле, выполняемом при загрузке системы. Программа запускается и устанавливает драйвер устройства как программу обработки прерывания. После этого программа завершается, но остается резидентной в памяти. Впоследствии наша программа использует этот драйвер через вектор прерывания.

Создать полноценный драйвер устройства, который будет загружаться при старте с помощью файла CONFIG.SYS. MS DOS поддерживает такой тип драйверов устройств и однажды загруженный он может использовать все возможности команд DOS, включая проверку ошибок. Специальная команда IOCTL (Контроль ввода/вывода) позволяет программе  узнать статус драйвера и послать ему управляющую  строку, помимо обычного потока данных.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Что такое драйвер?
  2. Какие способы установки драйверов?

Задания для практического занятия №9

  1. Запустить Установка нового оборудования и ознакомиться с возможностями и параметрами данной программы..
  2. Обновить драйверы на все подключенные периферийные устройства.

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №9

  1. Внимательно прочитать задание и краткие теоретические сведения.
  2. Выполнить задание.
  3. Оформить отчет по практической работе.

Если вдруг драйвер не устанавливается в автоматическом режиме, то действуем по следующему алгоритму:

1. Нажимаем "Win+R".

2. В открывшемся окне набираем "hdwwiz", жмём OK.

3. В открывшемся окне, жмем "Далее" (Next).

4. В следующем окне выбираем "Установка оборудования, выбранного из списка вручную" (Install the hardware that I manually select from a list), жмём "Далее" (Next).

5. Выбираем в списке самую верхнюю строчку "Показать все устройства" (Show all devices), жмём "Далее" (Next).

6. В следующем окне нажимаем на кнопку "Установить с диска" (Install From Disk), в нижнем правом углу.

7. В открывшемся окне нажимаем кнопку "Обзор" (Browse) и указываем путь к файлу драйвера (inf-файл), нажимаем Ok, а затем "Далее" (Next).

8. Подтверждаем желание установить нажатием "Далее" (Next).

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

При скачивании с Интернета драйверов под подключенные периферийные устройства, необходимо внимательно проверять модель устройства на вашем ПК на совместимость с выбранным вами драйвером.

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания.
  4. Написать вывод о проделанной работе. 

 

Практическое занятие № 10

Настройка сетевых подключений.

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Настройка сетевых подключений».

Учебные задачи:

  1. Изучить основные этапы настройки сетевого адаптера.
  2. Научиться настраивать LAN

Задачи практического занятия №10

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить работу по настройке сетевых подключений.
  3. Подготовить отчет по практической работе

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий;.
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Windows, MS Word.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

Сетевая карта или сетевой адаптер - это плата расширения, вставляемая в разъем материнской платы (main board) компьютера. Также существуют сетевые адаптеры стандарта PCMCIA для ноутбуков (notebook), они вставляются в специальный разъем в корпусе ноутбука. Или интегрированные на материнской плате компьютера, они подключаются по какой либо локальной шине. Появились Ethernet сетевые карты, подключаемые к USB (Universal Serial Bus) порту компьютера.

Для определения точки назначения пакетов (frames) в сети Ethernet используется MAC-адрес. Это уникальный серийный номер присваиваемый каждому сетевому устройству Ethernet для идентификации его в сети. MAC-адрес присваивается адаптеру его производителем, но может быть изменен с помощью программы. Делать это не рекомендуется ( только в случае обнаружения двух устройств в сети с одним MAC- адресом). При работе сетевые адаптеры просматривают весь проходящий сетевой трафик и ищут в каждом пакете свой MAC-адрес. Если таковой находится, то устройство (адаптер) декодирует этот пакет. Существуют также специальные способы по рассылке пакетов всем устройствам сети одновременно (broadcasting). MAC-адрес имеет длину 6 байт и обычно записывается в шестнадцатиричном виде, например 12:34:56:78:90:AB.

Конфигурирование сетевой платы

Для нормальной работы каждой сетевой платы ей необходимы адрес ввода-вывода (In/Out port) и номер прерывания (IrQ).

Конфигурирование сетевой платы заключается в настройке ее на свободные адрес и прерывание, которые затем будут использоваться операционной системой. Адрес (i/o port) и прерывание(IrQ) для каждой сетевой платы должно быть свое, отличное от других устройств компьютера. Современные сетевые карты, поддерживающие технологию Plug-n-play сами выполняют эту операцию, для всех остальных необходимо самим проделать ее.

Порядок настройки сетевой карты зависит от ее модели и конфигурации. Большинство современных сетевых карт поддерживают стандарт Plug-And- Play, и операционная система автоматически обнаруживает эти устройства после их установки и включения питания компьютера: при этом пользователю достаточно лишь указать в соответствующем окне, откуда система должна копировать соответствующие драйверы. Более старые сетевые адаптеры (в основном, подключаемые к шине ISA) не определяются в Windows автоматически и требуют настройки вручную.

В ряде случаев на самой плате сетевого адаптера имеется набор перемычек или переключателей, посредством которых можно выставить режим его настройки.

Внимательно ознакомьтесь с технической документацией вашей сетевой карты прежде, чем приступить к ее конфигурированию. Однако, в некоторых случаях автоматическая настройка Plug-And-Play-адаптеров происходит некорректно, и в результате возникают аппаратные конфликты между сетевой картой и иным оборудованием. Как правило, подобные ситуации бывают вызваны тем, что несколько различных устройств начинают несанкционированно использовать одни и те же ресурсы, например запрос на прерывание (IRQ, Interrupt Request), адреса каналов непосредственного доступа к памяти (DMA, Direct Memory Access) или диапазон ввода-вывода (I/O Range).

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Что такое сетевой адаптер?.
  2. Характеристики сетевого адаптера. 
  3. Что надо учитывать при выборе сетевого адаптера?
  4. Виды сетевых адаптеров. 
  5. Конфигурирование сетевого адаптера. 
  6. Назначение папки "Мое сетевое окружение". 

Задания для практического занятия №10

  1. Установить сетевой адаптер.
  2. Выполнить его настройку.
  3. Создать новое сетевое подключение.

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №10

  1. Внимательно прочитать задание и краткие теоретические сведения.
  2. Выполнить задание.
  3. Оформить отчет по практической работе.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

В момент выполнения задания, следует внимательно вводить все параметры настроек, чтобы избежать ошибок.

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания.
  4. Написать вывод о проделанной работе. 

Практическое занятие № 11

Управление дисками и файловыми системами в Linux

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Управление дисками и файловыми системами в Linux».

Учебные задачи:

  1. Изучить структуры файловой системы OC LINUX,
  2. Изучить команды создания, удаления, модификации файлов и каталогов, функций манипулирования данными.

Задачи практического занятия №11

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить задание по работе в файловой системе.
  3. Подготовить отчет по практической работе

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий;.
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Linux, Open Office.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

В операционной системе LINUX файлами считаются обычные файлы, каталоги, а также специальные файлы, соответствующие периферийным устройствам (каждое устройство представляется в виде файла). Доступ ко всем файлам однотипный, в том числе, и к файлам периферийных устройств. Такой подход обеспечивает независимость программы пользователя от особенностей ввода/вывода на конкретное внешнее устройство.

Файловая структура LINUX имеет иерархическую древовидную структуру. В корневом каталоге размещаются другие каталоги и файлы, включая 5 основных каталогов:

bin - большинство выполняемых командных программ и shell - процедур;

tmp - временные файлы;

usr - каталоги пользователей (условное обозначение);

etc - преимущественно административные утилиты и файлы;

dev - специальные файлы, представляющие периферийные устройства; при добавлении периферийного устройства в каталог /dev должен быть добавлен соответствующий файл (черта / означает принадлежность корневому каталогу).

Текущий каталог - это каталог, в котором в данный момент находится пользователь. При наличии прав доступа, пользователь может перейти после входа в систему в другой каталог. Текущий каталог обозначается точкой (.); родительский каталог, которому принадлежит текущий, обозначается двумя точками (..).

Полное имя файла может включать имена каталогов, включая корневой, разделенных косой чертой, например: /home/student/file.txt. Первая косая черта обозначает корневой каталог, и поиск файла будет начинаться с него, а затем в каталоге home, затем в каталоге student.

Один файл можно сделать принадлежащим нескольким каталогам. Для этого используется команда ln (link).

В LINUX различаются 3 уровня доступа к файлам и каталогам:

1) доступ владельца файла;

2) доступ группы пользователей, к которой принадлежит владелец файла;

3) остальные пользователи.

Для каждого уровня существуют свои байты атрибутов, значение которых расшифровывается следующим образом:

r – разрешение на чтение;

w – разрешение на запись;

x – разрешение на выполнение;

- – отсутствие разрешения.

В домашнем каталоге пользователь имеет полный доступ к файлам (READ, WRITE, EXECUTE; r, w, x).

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Что считается файлами в OC LINUX?
  2. Объясните назначение связей с файлами и способы их создания.
  3. Что определяет атрибуты файлов и каким образом их можно просмотреть и изменить?
  4. Какие методы создания и удаления файлов, каталогов Вы знаете?
  5. В чем заключается поиск по шаблону?
  6. Какой командой можно получить список работающих пользователей и сохранить его в файле?

Задания для практического занятия №11

  1. Ознакомиться с файловой структурой ОС LINUX. Изучить команды работы с файлами.
  2. Используя команды ОС LINUX, создать два текстовых файла.
  3. Полученные файлы объединить в один файл и его содержимое просмотреть на экране.
  4. Создать новую директорию и переместить в нее полученные файлы.
  5. Вывести полную информацию обо всех файлах и проанализировать уровни доступа.
  6. Добавить для всех трех файлов право выполнения членам группы и остальным пользователям.
  7. Просмотреть атрибуты файлов.
  8. Создать еще один каталог.
  9. Установить дополнительную связь объединенного файла с новым каталогом, но под другим именем.
  10.   Сделать текущим новый каталог и вывести на экран расширенный список информации о его файлах.
  11.  Произвести поиск заданной последовательности символов в файлах текущей директории и получить перечень соответствующих файлов.
  12.  Получить информацию об активных процессах и имена других пользователей.

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №11

  1. Внимательно прочитать задание.
  2. При работе в командной строке внимательно вводите команды и названия файлов и папок.
  3. При написании отчета не забудьте вставить скриншоты вашей работы.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

После выполнения задания, следует еще раз все внимательно проверить на наличие ошибок, особенно это касается команд и написания названий файлов и папок.

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания.
  4. Написать вывод о проделанной работе. 

 

Практическое занятие № 12

Установка Linux

Учебная цель:

Приобрести опыт установки операционной системы Linux.

Учебные задачи:

  1. Установить ОС на виртуальный компьютер.
  2. Разобрать процесс установки ОС на этапы.
  3. Познакомиться с основными группами программ входящих в состав ОС.

Задачи практического занятия №12

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить установку ОС Linux.
  3. Подготовить отчет по практической работе

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий;.
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Linux, Open Office.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

Linux (полное название GNU/Linux) — общее название UNIX-подобных операционных систем на основе одноимённого ядра и собранных для него библиотек и системных программ, разработанных в рамках проекта GNU.

GNU/Linux работает на PC-совместимых системах семейства Intel x86, а также на IA64, AMD64, PowerPC, ARM и многих других.

К операционной системе GNU/Linux также часто относят программы, дополняющие эту операционную систему, и прикладные программы, делающие её полноценной многофункциональной операционной средой.

В отличие от большинства других операционных систем, GNU/Linux не имеет единой «официальной» комплектации. Вместо этого GNU/Linux поставляется в большом количестве так называемых дистрибутивов, в которых программы GNU соединяются с ядром Linux и другими программами.

Дистрибутив — это не просто набор программ, а ряд решений для разных задач пользователей, объединённых едиными системами установки, управления и обновления пакетов, настройки и поддержки.

Самые распространённые в мире дистрибутивы:

•Ubuntu — быстро завоевавший популярность дистрибутив, ориентированный на лёгкость в освоении и использовании.

•openSUSE — бесплатно распространяемая версия дистрибутива SuSE, принадлежащая компании Novell. Отличается удобством в настройке и обслуживании благодаря использованию утилиты YaST.

•Fedora — поддерживается сообществом и корпорацией RedHat, предшествует выпускам коммерческой версии RHEL.

•Debian GNU/Linux — международный дистрибутив, разрабатываемый обширным сообществом разработчиков в некоммерческих целях. Послужил основой для создания множества других дистрибутивов. Отличается строгим подходом к включению несвободного ПО.

•Archlinux — ориентированный на применение самых последних версий программ и постоянно обновляемый, поддерживающий одинаково как бинарную, так и установку из исходных кодов и построенный на философии простоты KISS, этот дистрибутив ориентирован на компетентных пользователей, которые хотят иметь всю силу и модифицируемость Linux, но не в жертву времени обслуживания.

Помимо перечисленных, существует множество других дистрибутивов, как базирующихся на перечисленных, так и созданных с нуля и зачастую предназначенных для выполнения ограниченного количества задач.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Что такое операционная система?
  2. Что включает в себя операционная система?
  3. Как происходило развитие ОС Linux?

Задания для практического занятия №12

  1. Установить ОС Linux.

 

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №12

  1. Запустить машину на вашем ПК.
  2. Скачать с файлового сервера iso-образ ОС Linux.
  3. Начать установку ОС Linux.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

В процессе установки ОС Linux будьте предельно внимательны к тем настройкам, которые вы делаете в процессе установки операционной системы

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания.
  4. Написать вывод о проделанной работе. 

 


Практическое занятие № 13

Создание и изменение параметров учетных записей в Linux

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Создание и изменение параметров учетных записей в Linux».

Учебные задачи:

1. Изучить процесс и алгоритм создания новых учетных записей.

2. Отработать на практике создание новых учетных записей

3. Изучить и отработать администрирование локальных групп.

Задачи практического занятия №13

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить работу по созданию и администрированию учетных записей пользователей.
  3. Подготовить отчет по практической работе  

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий;.
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Linux, Open Office.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

Linux — система многопользовательская, а потому пользователь — ключевое понятие для организации всей системы доступа в Linux. Когда пользователь регистрируется в системе (проходит процедуру авторизации, например, вводя системное имя и пароль), он идентифицируется с учётной записью, в которой система хранит информацию о каждом пользователе: его системное имя и некоторые другие сведения, необходимые для работы с ним. Именно с учётными записями, а не с самими пользователями, и работает система. Ниже приведён список этих сведений.

Системное имя (user name) - это то имя, которое вводит пользователь в ответ на приглашение login. Оно может содержать только латинские буквы и знак “_”. Это имя используется также в качестве имени учётной записи.

Linux связывает системное имя c идентификатором пользователя в системе — UID (User ID). UID — это положительное целое число, по которому система и отслеживает пользователей. Обычно это число выбирается автоматически при регистрации учётной записи, однако оно не может быть совершенно произвольным. В Linux есть некоторые соглашения относительно того, каким типам пользователей могут быть выданы идентификаторы из того или иного диапазона. В частности, UID от “0” до “100” зарезервированы для псевдопользователей.

Кроме идентификационного номера пользователя с учётной записью связан идентификатор группы. Группы пользователей применяются для организации доступа нескольких пользователей к некоторым ресурсам. У группы, так же, как и у пользователя, есть имя и идентификационный номер — GID (Group ID). В Linux каждый пользователь должен принадлежать как минимум к одной группе — группе по умолчанию. При создании учётной записи пользователя обычно создаётся и группа, имя которой совпадает с системным именем, именно эта группа будет использоваться как группа по умолчанию для этого пользователя. Пользователь может входить более чем в одну группу, но в учётной записи указывается только номер группы по умолчанию. Группы позволяют регулировать доступ нескольких пользователей к различным ресурсам.

Помимо системного имени в учётной записи содержится и полное имя (имя и фамилия) использующего данную учётную запись человека. Конечно, пользователь может указать что угодно в качестве своего имени и фамилии. Полное имя необходимо не столько системе, сколько людям — чтобы иметь возможность определить, кому принадлежит учётная запись.

Файлы всех пользователей в Linux хранятся раздельно, у каждого пользователя есть собственный домашний каталог, в котором он может хранить свои данные. Доступ других пользователей к домашнему каталогу пользователя может быть ограничен. Информация о домашнем каталоге обязательно должна присутствовать в учётной записи, потому что именно с него начинает работу пользователь, зарегистрировавшийся в системе.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Что такое системное имя?
  2. Что такое идентификатор пользователя?
  3. Что такое идентификатор группы?
  4. Что такое полное имя?
  5. Что такое домашний каталог?

Задания для практического занятия №13

  1. Войдите в систему.
  2. Используя Центр управления, создайте своего пользователя.
  3. Перейдите в первую текстовую консоль и зарегистрируйтесь пользователем root. Просмотрите файл /etc/passwd. Убедитесь, что созданный вами пользователь появился.
  4. Создайте другого пользователя.
  5. Задайте созданному пользователю пароль.
  6. Просмотрите файл /etc/passwd.
  7. Средствами текстового редактора vi введите в файл /etc/passwd информацию о новом пользователе. Проверьте правильность его создания средствами Центра управления.
  8. Просмотрите содержимое домашних каталогов пользователей. Создайте с помощью редактора vi какой–либо текстовый файл в домашнем каталоге пользователя.
  9.  Создайте новые проектные группы всеми известными вам методами (окно Центр управления, команда groupadd).

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №13

  1. Внимательно прочитать задание и краткие теоретические сведения.
  2. Выполнить задание.
  3. Оформить отчет по практической работе.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

В момент выполнения задания, следует внимательно вводить все параметры учетных записей и локальных групп, чтобы избежать ошибок. После выполнения заданий еще раз внимательно все проверить на наличие ошибок, особенно это касается настроек.

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания.
  4. Написать вывод о проделанной работе. 

Практическое занятие № 14

Изменение параметров рабочей среды Linux

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Изменение параметров рабочей среды Linux».

Учебные задачи:

1. Изучить различные графические среды.

Задачи практического занятия №14

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить работу с 2 видами интерфейса.
  3. Подготовить отчет по практической работе

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий;.
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Linux, Open Office.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

В Linux существует три основных среды рабочего стола или еще говорят — графического окружения. Это означает, что выбрав дистрибутив вы еще должны выбрать ту графическую среду, которая вам нравится больше и скачивать дистрибутив именно с этим графическим окружением.

Итак, графическая среда рабочего стола определяет внешний вид операционной системы и именно поэтому существует огромное многообразие Linux отличающихся внешне и порой весьма значительно.

Существуют три основные среды рабочего стола — GNOME, KDE и Xfce.

Каждая среда — это отдельный проект, развивающийся самостоятельно и, как принято в Linux, очень часто из проекта рождаются подпроекты, базирующиеся на родителе, но отличающиеся от него и порой очень сильно.

У разных дистрибутивов Linux могут быть доступны разные среды рабочего стола или их модификации. Например, для Linux Mint на данный момент официально существует четыре среды рабочего стола, которые представлены на официальном сайте. Это означает, что вроде бы операционная система одна — Linux Mint, но установив четыре ее модификации вы обнаружите что их интерфейс, то есть внешний вид, отличается.

Это многообразие графических окружений так велико, что дать рекомендации по выбору, то есть какая из сред лучше, просто невозможно. К тому же внешний вид — это весьма субъективная вещь и у каждого пользователя ощущения удобства или «красивости» свои. Поэтому вы сами должны сделать выбор для себя

И еще один нюанс — от установленного графического окружения будет зависеть не только внешний вид операционной системы, но и ее настройки, содержания контекстных меню и расположение различных элементов управления. Причем отличия эти порой весьма существенны.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Что такое среда рабочего стола?.
  2. Какие основные графические среды существуют?

Задания для практического занятия №14

  1. Установить среду рабочего стола Kali
  2. Поменять среду рабочего стола на Cinnamon
  3. Поменять среду рабочего стола на Xfce
  4. Поменять среду рабочего стола на KDE
  5. Поменять среду рабочего стола на GNOME
  6. Поменять среду рабочего стола на LXDE
  7. Поменять среду рабочего стола на MATE

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №14

  1. Поочередно установить каждую графическую среду и ознакомиться с ее внешним видом и возможностями администрирования системы.
  2. Сравнить и проанализировать полученные результаты.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

В отчете кратко описать графическую среду и приложить скриншоты работы с ней.

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания.
  4. Написать вывод о проделанной работе.

Практическое занятие № 15

Подключение и конфигурирование аппаратных устройств в Linux.

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Подключение и конфигурирование аппаратных устройств в Linux».

Учебные задачи:

1. Изучить аппаратные устройства.

2. Научиться подключать и конфигурировать аппаратные устройства в ОС Linux.

Задачи практического занятия №15

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить работу с 2 видами интерфейса.
  3. Подготовить отчет по практической работе

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий;.
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Linux, Open Office.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

Одной из основных задач операционной системы является управление аппаратной частью. Ту программу или тот кусок программного кода, который предназначен для управления конкретным устройством, и называют обычно драйвером устройства. Необходимость драйверов устройств в операционной системе объясняется тем, что каждое отдельное устройство воспринимает только свой строго фиксированный набор специализированных команд, с помощью которых этим устройством можно управлять. Причем команды эти чаще всего предназначены для выполнения каких-то простых элементарных операций. Если бы каждое приложение вынуждено было использовать только эти команды, писать приложения было бы очень сложно, да и размер их был бы очень велик. Поэтому приложения обычно используют какие-то команды высокого уровня (типа "записать файл на диск"), а о преобразовании этих команд в управляющие последовательности для конкретного устройства заботится драйвер этого устройства. Поэтому каждое отдельное устройство, будь то дисковод, клавиатура или принтер, должно иметь свой программный драйвер, который выполняет роль транслятора или связующего звена между аппаратной частью устройства и программными приложениями, использующими это устройство.

В Linux драйверы устройств бывают трех типов:

Драйверы первого типа являются частью программного кода ядра (встроены в ядро). Соответствующие устройства автоматически обнаруживаются системой и становятся доступны для приложений. Обычно таким образом обеспечивается поддержка тех устройств, которые необходимы для монтирования корневой файловой системы и запуска компьютера. Примерами таких устройств являются стандартный видеоконтроллер VGA, контроллеры IDE-дисков, материнская плата, последовательные и параллельные порты.

Драйверы второго типа представлены модулями ядра. Они оформлены в виде отдельных файлов и для их подключения (на этапе загрузки или впоследствии) необходимо выполнить отдельную команду подключения модуля, после чего будет обеспечено управление соответствующим устройством. Если необходимость в использовании устройства отпала, модуль можно выгрузить из памяти (отключить). Поэтому использование модулей обеспечивает большую гибкость, так как каждый такой драйвер может быть переконфигурирован без остановки системы. Модули часто используются для управления такими устройствами как SCSI-адаптеры, звуковые и сетевые карты.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Что такое аппаратные устройства?
  2. Какие типы драйверов бывают в ОС Linux?

Задания для практического занятия №15

  1. Установить утилиту для автоматического подключения новых устройств.
  2. Создать собственную раскладку клавиатуры.
  3. Установить модуль XKB.
  4. Настроить звуковую карту.

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №15

  1. Внимательно прочитать задание и краткие теоретические сведения.
  2. Выполнить задание.
  3. Оформить отчет по практической работе.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

При скачивании с Интернета драйверов под аппаратные устройства, необходимо внимательно проверять модель устройства на вашем ПК на совместимость с выбранным вами драйвером.

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания.
  4. Написать вывод о проделанной работе.

Практическое занятие № 16

Поддержка приложений Windows.

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Поддержка приложений Windows».

Учебные задачи:

1. Изучить поддержку приложений Windows.

2. Отработать на практике работу приложений Windows в ОС Linux.

Задачи практического занятия №16

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить работу с 2 видами интерфейса.
  3. Подготовить отчет по практической работе

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий;.
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Linux, Open Office.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

Один из популярных способов работы с Windows-приложениями в Linux – использование виртуальных машин. Как и у всех, у него есть свои достоинства и недостатки.

К первым, помимо простоты, можно отнести возможность запуска приложений в их «родной» среде, здесь стоит сделать оговорку. Microsoft Windows в данном случае будет работать как обычное приложение — в отдельном окне и будет называться «гостевой ОС», в то время как основная ОС называется «хост-система» или «хост-ОС», данный подход повышает стабильность работы самого приложения. Приложения, выполняемые в этом случае в гостевой ОС будут изолированы от основной ОС, и если вдруг гостевая ОС будет заражена сетевым червем или произойдет неисправимый сбой, на хост-ОС это никак не повлияет.

К плюсам относится возможность работать со «снимками» системы, то есть делать запись текущего состояния ОС и при необходимости (вирус заразил всю систему) восстановить предыдущее состояние, а также, созданный мастером образ гостевой операционной системы можно переносить на любой компьютер и другое.

К основным недостаткам — необходимость запуска целой операционной системы, что вызывает снижение производительности основной ОС (так как виртуальная машина использует достаточно много системных ресурсов), долгое время запуска самого приложения (от запуска эмулятора до момента открытия приложения) и, как бы противоречиво это не звучало изолированность системы, которая ограничивает возможности по обмену данными с хост-системой.

Суть метода сводится к тому, что в программе эмуляторе в оконном режиме запускается одна из версий операционной системы Windows. В этом окне вы работаете с гостевой ОС как с обычной, устанавливаете нужные программы и запускаете их. Получится, что в одном окне работает операционная система в которой работает нужное приложение.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Способы работы с Windows-приложениями в Linux.
  2. Что такое виртуальная машина?

Задания для практического занятия №16

  1. Установить виртуальную машину.
  2. Установить на виртуальную машину ОС Window.
  3. Установить Wine.

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №16

  1. Внимательно прочитать задание и краткие теоретические сведения.
  2. Выполнить задание.
  3. Оформить отчет по практической работе.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

При скачивании с Интернета драйверов и программ, необходимо внимательно проверять модель устройства на вашем ПК на совместимость с выбранным вами драйвером.

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания.
  4. Написать вывод о проделанной работе. 

Практическое занятие № 17

Настройка сетевых подключений в Linux.

Учебная цель:

Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Настройка сетевых подключений в Linux.».

Учебные задачи:

1. Изучить настройку сетевых подключений.

2. Отработать на практике настройку сетевых подключений.

Задачи практического занятия №17

  1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
  2. Выполнить работу по настройке сетевых подключений.
  3. Подготовить отчет по практической работе

Обеспеченность занятия (средства обучения)

  1. Учебно-методическая литература:
  • Методические указания по выполнению практических занятий;.
  1. Технические средства обучения:
  • Персональный компьютер
  1. Программное обеспечение: ОС Linux, Open Office.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия

Для работы с сетевыми протоколами TCP/IP в Linux достаточно наличие только петлевого интерфейса, но если необходимо объединить хосты между собой, естественно, необходимо наличие сетевого интерфейса, каналов передачи данных (например витая пара), возможно, какого-либо сетевого оборудования. Так же, необходимо наличие установленных утилит для настройки сети(/sbin/ifconfig/sbin/route и др.), обычно поставляемые в пакете net-tools. Так же необходимо наличие конфигурационных файлов для сети (например /etc/hosts) и поддержку сети ядром Linux.

Начнем понимание сетевых механизмов Linux с ручного конфигурирования сети, то есть со случая, когда IP адрес сетевого интерфейса статичен. Итак, при настройке сети, необходимо учесть и настроить следующие параметры:

IP-адрес - это уникальный адрес машины, в формате четырех десятичных чисел, разделенных точками. Обычно, при работе в локальной сети, выбирается из частных диапазонов, например: 192.168.0.1

Маска подсети - так же, 4 десятичных числа, определяющие, какая часть адреса относиться к адресу сети/подсети, а какая к адресу хоста. Маска подсети является числом, которое складывается (в двоичной форме) при помощи логического И, с IP-адресом и в результате чего выясняется, к какой подсети принадлежит адрес. Например адрес 192.168.0.2 с  маской 255.255.255.0 принадлежит подсети 192.168.0.

Адрес подсети - определяется маской подсети. При этом, для петлевых интерфейсов не существует подсетей.

Широковещательный адрес - адрес, используемый для отправки широковещательных пакетов, которые получат все хосты подсети. Обычно, он равен адресу подсети со значением хоста 255, то есть для подсети 192.168.0 широковещательным будет 192.168.0.255, аналогично, для подсети 192.168 широковещательным будет 192.168.255.255. Для петлевых интерфейсов не существует широковещательного адреса.

IP адрес шлюза - это адрес машины, являющейся шлюзом по-умолчанию для связи с внешним миром. Шлюзов может быть несколько, если компьютер подключен к нескольким сетям одновременно. Адрес шлюза не используется в изолированных сетях (не подключенных к глобальной сети), потому что данным сетям некуда отправлять пакеты вне сети, то же самое относиться и к петлевым интерфейсам.

IP-адрес сервера имен (DNS - сервера) - адрес сервера преобразующего имена хостов в IP адреса. Обычно, предоставляется провайдером.

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию

  1. Какие логические части должен иметь IP-адрес?
  2. Для чего необходимо использование маски сети?
  3. Что такое классы адресов? Какие классы IP-адресов существуют, чем они характеризуются? К какому классу принадлежат адреса, использованные в работе?
  4. Для чего используются индивидуальные и групповые адреса?

Задания для практического занятия №17

  1. Настроить подключение по локальной сети вручную.
  2. Проверить возможность пересылки пакетов.
  3. Просмотр сведений о доступных подключениях.
  4. Просмотр информации о сети.
  5. Измерение скорости Интернет-соединения.
  6. Определение маршрута следования пакетов (трассировка).

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №17

  1. Внимательно прочитать задание и краткие теоретические сведения.
  2. Выполнить задание.
  3. Оформить отчет по практической работе.

Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

После выполнения задания, следует еще раз все внимательно проверить на наличие ошибок, особенно это касается настроек параметров.

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
  2. Выписать задание
  3. Показать этапы и результат выполнения задания.
  4. Написать вывод о проделанной работе. 

Рекомендуемая литература

  1. Батаев А.В., Налютин Н.Ю., Синицын С.В. Операционные системы и среды. Учебник. - М., 2016.
  2. Гордеев А.В. Операционные системы. Учебник для ВУЗов. – Спб: Питер, 2014.
  3. Партыка Т.Л., Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки. Учебник. - М., 2016.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по выполнению практического занятия №1 "Изучение структуры операционной системы" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Методическое пособие по выполнению практического занятия №4 "Процесс загрузки операционной системы. Настройка компьютерной системы средствами программы SETUP" по дисциплине "Операционные системы" для специальности 230115

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Операционные системы"

Методические рекомендации по выполнению практических работ студентов при изучении учебной дисциплины ОП.01. «Операционные системы» предназначены для студентов специальности 230115 Программирование в к...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Операционные системы" для неуспевающих студентов

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.01. «Операционные системы» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы электротехники" для специальности: 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы электротехники" для специальности: 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» базовый образовательный уровеньПрограммо...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Автоматизированные системы бухгалтерского учета" ДПО «Оператор ЭВ и ВМ с углубленной подготовкой»

Цель настоящего практикума – помочь освоить ведение бухгалтерского учета на примере работы с системой «1С:Бухгалтерия 8» (редакция 2.0). Структура учебного практикума. Задания практи...