Опорный конспект
план-конспект занятия

Шахмарданова Эсмира Нажмеддиновна

Конспект теоретического занятия

по теме: «Телемедицина» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №7»

ГБПОУ ДЗМ «МК №7»

Конспекты теоретических занятий

ПМ/Дисциплина:  ЕН. 01 Информатика

Специальность:     31.02.01 Лечебное дело

2 курс 4 семестр


Конспект теоретического занятия

по теме: «Телемедицина»

План:

  1. Общие сведения
  2. Определение «Телемедицина»
  3. Сущность телемедицины
  4. Исторические предпосылки возникновения, области применения, достижения и перспективы развития
  5. Область применения телемедицины
  6. Достижения и перспективы развития телемедицины
  7. Телемедицинские технологии
  8. Перспективы развития телемедицинских технологий

Исторические предпосылки возникновения телемедицины. Общие сведения

История телемедицины, как осознанного явления, насчитывает уже около полувека – 50-е годы XX века принято считать датой ее рождения. Однако в то время эта область преломления человеческих знаний через призму медицины и коммуникационных технологий носила несколько иное название.

В 1950 году в медицинском журнале "Radiology" впервые появился термин "телегнозия" (telegnosy), следом за ним в медицинской периодической печати стали появляться и другие термины: "телепсихиатрия",  "телеконсультирование",  "диагноз с помощью телевидения".  Термин  "телемедицина"  впервые упоминается в 1974 году в статье Mark R. G. "Система телемедицины: недостающая связь между домом и больницей".

История зарубежной телемедицины приближается к 100-летнему рубежу, если точкой отсчета брать попытки передачи различных данных медицинского характера с помощью новинки того времени – телефона, с другой стороны, исторической датой "рождения" термина следует считать первое упоминание в литературе.

Определение «Телемедицина».

Телемедицина – способ предоставления медицинских услуг на расстоянии с помощью современных технологий и специального оборудования. Это – не отдельная медицинская наука,  а лишь вспомогательное средство для проведения диагностики, лечения и профилактики заболеваний.

Использование компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией является одним из наиболее быстро растущих сегментов здравоохранения в мире. Также используется термин «дистанционная медицина».

Сущность телемедицины

Телемедицина — это предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ.

Исторические предпосылки возникновения телемедицины

Телемедицина – это не новое явления, как могло бы показаться. На самом деле, идея оказания дистанционной медицинской помощи возникла еще 100 лет назад. Именно тогда, после изобретения телефона, люди пытались передать по телефону звучание тонов сердца, чтобы специалист смог оценить состояние здоровья пациента. Вряд ли стоит говорить, что такие попытки не увенчались успехом.

Когда во второй половине двадцатого века началось активное освоение космоса, возникла потребность удаленного мониторинга физиологических параметров космонавтов. Именно тогда появились первые телеметрические системы, которые затем нашли свое применение в спорте, авиации, военной медецине.

В 1959 году канадский врач Альберт Ютрас впервые передал видеоизображение из больницы на свой домашний приемник. Впоследствии он создал телемедицинскую систему, связавшую две больницы в Монреале в целях осуществления телерадиологической диагностики.

В том же 1959 году впервые была проведена удаленная демонстрация пациентов с неврологическим заболеванием студентам-медикам Психиатрического института Небраски. Но, пожалуй, самое яркое достижение этого года – передача рентгенограммы легких из США в Канаду по коаксиальному кабелю.

В 60-70-е года прошлого века было создано большое количество телеметрических систем и приборов для разных областей медицины. В основном, это были экспериментальные устройства, использовавшиеся в частных случаях.

Важным этапом развития телемедицины стало появление мобильных медицинских станций, позволявших оказывать дистанционную помощь в удаленных регионах благодаря использованию спутниковых технологий.

Этот проект был организован NASA и получил название STARPAHS (Space Technology Applied to Rural Papago Advanced Health Care, программа применения космических технологий для обеспечения медицинского обслуживания в сельских районах Папаго).

Благодаря этому проекту медицинскую помощь получили почти 4000 человек, которые, скорее всего, ее не получили бы, если бы не развитие технологий.

 Отечественная телемедицина стала развиваться параллельно с космонавтикой и космической медициной.

Область применения телемедицины

Цель  телемедицины - предоставление качественной медицинской помощи любому человеку.

С развитием телемедицины человек экономит время и силы, потому что может пообщаться со специалистом онлайн. Это актуально для жителей мегаполисов, у которых часто не хватает времени следить за своим здоровьем и сидеть в очередях.

Но телемедицинские технологии — это еще и выход для людей, живущих в сельской местности, потому что, как правило, высококвалифицированные врачи работают в городах.

Телемедицинские технологии  могут применяться почти в любой медицинской сфере, будь то педиатрия (больного ребенка больше не надо вести к врачу), психотерапия (психотерапевты проводят сессии онлайн), дерматология (благодаря изображениям высокого качества дерматологи могут обследовать пациента, страдающего псориазом, экземой, пролежнями и т.д.), неврология (с помощью удаленного мониторинга показатели кровяного давления перенаправляются специалисту) или реаниматологии (в ситуации, когда человека уже нельзя перевозить в другую клинику, срочный видеозвонок более компетентному специалисту может спасти пациенту жизнь).

Телемедицина позволяет пациентам услышать второе мнение врача, не выходя из дома. Это можно сделать, отправив специалисту свою историю болезни, которая хранится в базе данных. Особенно это актуально для онкобольных, которые часто вынуждены ехать за вторым мнением в другой город или даже в другую страну.

Телемедицинские технологии также могут применять во время помощи населению в чрезвычайных ситуациях (ураганы, наводнения, землетрясения). Когда ураган «Харви» обрушился на Техас в 2017 году, медицинские работники организовали видеоконференции со специалистами других штатов для тех людей, которые пострадали незначительно. Это позволило разгрузить техасских врачей, которые в первую очередь занялись пациентами с тяжелыми травмами.

Еще один способ применения телемедицинских технологий — дистанционные медицинские пункты.

Например, американский ретейлер Walmart во многих своих магазинах установил точки с компьютерами, с помощью которых можно выйти на связь с врачом. Пациент вводит свои симптомы, попадает в виртуальную комнату ожидания и консультируется по видео со специалистом.

Участники отношений в сфере оказания телемедицинских услуг:

  • медицинская организация
  • медицинский работник
  • оператор государственных информационных систем
  • пациент (законный представитель)
  • оператор иных информационных систем

Достижения и перспективы развития телемедицины

В начале 90-х годов началось бурное развитие систем с широкой полосой частот, позволяющих консультировать в режиме реального времени. Тем не менее, в настоящее время более популярны системы передачи данных на основе персональных компьютеров, использующие технологию накопления и пересылки данных. Эти системы удобны и дешевы.

Такая технология позволяет пересылать консультанту выписки из истории болезни, результаты лабораторных исследований, рентгенограммы и данные других методов визуализации. Врач может проводить телемедицинские консультации через Интернет, используя мультимедийное расширение электронной почты. Доступ в Интернет прост, удобен и недорог. Электронная почта позволяет проводить консультации в любое удобное для врача время. После рассмотрения полученных таким образом данных консультант по электронной почте сообщает свои предположения лечащему врачу.

Обилие научных публикаций и различных телемедицинских проектов за последние 10 лет подтверждает значительный интерес исследователей и разработчиков к данному направлению во многих странах мира. Однако точного библиометрического анализа публикаций телемедицины, по нашим данным, пока не существует.

Более чем в 100 странах ведутся научно- исследовательские работы в области телемедицинских технологий. При этом более 50% цитируемых публикаций приходятся на США, Канаду и Великобританию. Основной целью опубликованных обзоров являлась оценка надежности доказательной базы применения телемедицинских технологий, выявление существенных проблем.

По мнению ряда авторов, многонациональные исследовательские программы могут обеспечить единую структуру для выявления и быстрого тиражирования передовой практики, одновременно способствуя глобальному сотрудничеству в разработке и тщательном тестировании новых технологий телездравоохранения

Телемедицинские технологии

Информационные технологии, обеспечивающие:

  • дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями;
  • идентификацию и аутентификацию указанных лиц;
  • документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

Перспективы развития телемедицинских технологий

По мнению экспертов, телемедицина должна стать инструментом в ежедневной работе врача, а также обеспечить постоянное вовлечение людей в заботу о собственном здоровье.

Для медицинских учреждений внедрение технологий телемедицины означает сокращение количества визитов пациентов, времени их пребывания в стационаре, возможность оказания персонализированной медицинской помощи, диагностики заболеваний и общего повышения качества обслуживания. Все это, соответственно, приводит к сокращению затрат и повышению прибыли.

Пациенты, в свою очередь, могут осуществлять мониторинг состояния своего здоровья в домашних условиях, получать узкоспециализированную помощь, даже находясь в удаленных регионах, контролировать прием лекарств – все это позволяет повысить качество жизни пациентов.

Эксперты выступили за создание единой системы электронного здравоохранения по всей стране, в том числе и в государственных или частных организациях, и за обеспечение инфраструктурой регионы, включая малые населенные пункты, для получения ими медицинской помощи

В 2011 году, по мнению руководителей организаций медицинской отрасли, главная проблема, с которой сталкиваются национальные системы здравоохранения, – это неравномерное распределение медицинских специалистов.

Именно поэтому совместная работа медицинских работников и эффективный доступ к информации являются двумя наиболее перспективными областями, способными в ближайшее время поддержать внедрение крупномасштабных инноваций в секторе здравоохранения

Тест на тему Телемедицина

Контрольные вопросы

  1. Что такое Телемедицина?
  2. Где могут применяться телемедицинские технологии?
  3. Цель телемедицины?
  4. В каком году впервые появился термин "телегнозия"?
  5. С какой целью была создана телемедицинская система в 1959 году?



Ответы к вопросам

  1. Что такое Телемедицина?

(Телемедицина – способ предоставления медицинских услуг на расстоянии с помощью современных технологий и специального оборудования)

  1. Где могут применяться телемедицинские технологии?

(Телемедицинские технологии  могут применяться почти в любой медицинской сфере)

  1. Цель Телемедицины?

(Цель  телемедицины - предоставление качественной медицинской помощи любому человеку)

  1. В каком году впервые появился термин "телегнозия"?

 (в 1950 году)

  1. С какой целью была создана телемедицинская система в 1959 году?

(с целью  осуществления телерадиологической диагностики, чтобы связать две больницы в Монреале)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Омельченко В.П., Демидова А.А. «Информационные процессы в профессиональной деятельности»: учебник для медицинских училищ и колледжей – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.

Дополнительная литература:

1. Омельченко В.П., Демидова А.А. «Информационные процессы в профессиональной деятельности»: учебник для медицинских училищ и колледжей – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. -416 с.: ил.

2. Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии»: учебник – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. -511 с.: ил.

Интернет-ресурсы

1. Мировая цифровая библиотека –http://www.wdl.org.ru

2. Научная электронная библиотека – http://elibrary.ru/defaultx.asp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект по теме "Имя прилагательное"

Подготовлено для повторения знания студентами самостоятельно...

Опорный конспект по теме "Имя числительное"

Подготовлен для повторения знаний студентами самостоятельно...

Опорный конспект по теме "Лексика по сфере употребления"

Подготовлен для повторения знаний студентами самостоятельно...

Опорный конспект по теме "Местоимение"

Подготовлен для повторения материала студентами самостоятельно...

Опорный конспект по теме "Морфемика. Словообразование".

Подготовлен для повторения материала студентами самостоятельно...

Опорный конспект по теме "Знаки препинания при обращениях"

Подготовлен для повторения материала студентами самостоятельно...

Опорный конспект по теме: Реакции ионного обмена

Опорный конспект для студентов 1 курса при изучении темы: Реакции ионного обмена может быть использован на занятиях а также при отработке пропущенных занятий по этой теме....