РП Основы алгоритмизации и программирования 090207
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat_3_kopii_rp_09.02.07_osnovy_algor_i_progr_eremenko.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Рязанский технологический колледж»
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОП.04. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
2019 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ЦМК информационных технологий протокол № ____ от « ___ » ________ 20 ___ г. Председатель _________ Ю.Б. Щенева | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе « ___ » ________ 20 ___ г. __________ Н.В. Чекурова |
Разработчик:
Еременко Лариса Евгеньевна, преподаватель высшей квалификационной ОГБПОУ «РТК»
Рецензенты:
C.А. Бубнов – к.ф-м.н., доцент кафедры ВПМ РГРТУ
Р.А. Нижегородцева, преподаватель высшей квалификационной категории ОГБПОУ «РТК»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 9 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. Основы алгоритмизации и программирования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, утвержденным приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 9.12.2016г.
№ 1547.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина является обязательной и входит в общепрофессиональный учебный цикл (ОП.00).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- разрабатывать алгоритмы для конкретных задач;
- использовать программы для графического отображения алгоритмов;
- определять сложность работы алгоритмов;
- работать в среде программирования:
- реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования;
- оформлять код программы в соответствии со стандартом кодирования;
- выполнять проверку, отладку кода программы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- понятие алгоритмизации, свойства алгоритмов, общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции;
- эволюцию языков программирования, их классификацию, понятие системы программирования;
- основные элементы языка, структуру программы, операторы и операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, классы памяти;
- подпрограммы, составление библиотек подпрограмм;
- объектно-ориентированную модель программирования, основные принципы объектно-ориентированного программирования на примере алгоритмического языка: понятие классов и объектов, их свойств и методов, инкапсуляции и полиморфизма, наследования и переопределения.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов | |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 160 | |
Объём работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем | 146 | |
в том числе | ||
лекции | 32 | |
практические занятия | 110 | |
резерв учебного времени | 4 | |
аттестация | по итогам 1 семестра в форме дифференцированного зачета | 4 |
по итогам 2 семестра в форме экзамена | 6 | |
Самостоятельная работа | 4 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.04. Основы алгоритмизации и программирования
Наименование разделов и тем | Содержание | Объем часов | |
Раздел 1. | 34 | ||
Тема 1.1. |
| Понятие алгоритма, его свойства. Сущность алгоритмизации вычислительного процесса. Способы описания алгоритмов. Л | 2 |
Тема 1.2. |
| Структурный подход к разработке алгоритмов. Базовые алгоритмические структуры. Программные средства для графического отображения алгоритмов. Л | 2 |
Разработка блок-схемы линейного алгоритма. ПЗ | 2 | ||
Разработка блок-схем условных алгоритмов. ПЗ | 2 | ||
Разработка блок-схем условных алгоритмов. ПЗ | 2 | ||
Разработка блок-схем циклических алгоритмов. ПЗ | 2 | ||
Разработка блок-схем циклических алгоритмов. ПЗ | 2 | ||
Графическое отображение алгоритмов с помощью программных средств. ПЗ | 2 | ||
Графическое отображение алгоритмов с помощью программных средств. ПЗ | 2 | ||
Тема 1.3. | Основные базовые типы данных и их характеристика. Структурированные типы данных и их характеристика. Понятие массива. Основные алгоритмы обработки массивов. Л | 2 | |
Разработка блок-схем алгоритмов обработки массивов. ПЗ | 2 | ||
Разработка блок-схем алгоритмов обработки массивов. ПЗ | 2 | ||
Тема 1.4. |
| Понятие подалгоритма. Модульный подход к разработке алгоритмов. Правила выделения и оформления подалгоритма. Выполнение подалгоритма. Функции и процедуры. Л | 2 |
Разработка блок-схем алгоритмов с использованием подалгоритмов. ПЗ | 2 | ||
Разработка блок-схем алгоритмов с использованием подалгоритмов. ПЗ | 2 | ||
Тема 1.5. | Определение сложности алгоритмов. ПЗ | 2 | |
Определение сложности алгоритмов. ПЗ | 2 | ||
Раздел 2. Введение в программирование на языке С# | 4 | ||
Тема 2.1. | Развитие языков программирования. Стандарты языков программирования. Среда программирования. Жизненный цикл программы. Программный продукт и его характеристики. Л | 2 | |
Тема 2.2. | Назначение языка. Состав языка. Типы данных. Переменные и константы, объявление переменных и констант. Инициализация переменных. Л | 2 | |
Раздел 3. Программирование на языке C# | 68 | ||
Тема 3.1. | Операции и выражения. Составной оператор. Операторы ввода/вывода данных. Условные операторы. Циклические операторы. Массивы Л | 2 | |
Разработка программ линейной структуры. ПЗ | 2 | ||
Разработка программ разветвляющейся структуры. ПЗ | 2 | ||
Разработка программ разветвляющейся структуры. ПЗ | 2 | ||
Разработка программ циклической структуры. ПЗ | 2 | ||
Разработка программ циклической структуры. ПЗ | 2 | ||
Составление программ обработки одномерных массивов. ПЗ | 2 | ||
Составление программ обработки двумерных массивов. ПЗ | 2 | ||
Строки. Стандартные процедуры и функции работы со строками. Л | 2 | ||
Разработка программ обработки строк. ПЗ | 2 | ||
Разработка программ обработки строк. ПЗ | 2 | ||
Структурированный тип данных – множество. Операции над множествами Л | 2 | ||
Разработка программ работы с множествами. ПЗ | 2 | ||
Разработка программ работы с множествами. ПЗ | 2 | ||
Динамическое выделение памяти. Указатели. Л | 2 | ||
Разработка программ с использованием указателей. ПЗ | 2 | ||
Разработка программ с использованием указателей. ПЗ | 2 | ||
Тема 3.2 Структуры и классы. Файлы | Структура как комбинированный тип данных. Использование конструктора экземпляра и других методов при работе со структурами. Л | 2 | |
Понятие класса. Операции класса. Файлы последовательного доступа. Файлы прямого доступа. Л | 2 | ||
Разработка программ обработки массива структур. ПЗ | 2 | ||
Разработка программ обработки массива структур. ПЗ | 2 | ||
Разработка программ работы с файлами. ПЗ | 2 | ||
Разработка программ работы с файлами. ПЗ | 2 | ||
Разработка программ с использованием классов. ПЗ | 2 | ||
Разработка программ с использованием классов. ПЗ | 2 | ||
Тема 3.3. | Функции и процедуры. Объявление. Вызов процедур и функций. Рекурсия. Л | 2 | |
Разработка программ с использованием процедур. ПЗ | 2 | ||
Разработка программ с использованием процедур. ПЗ | 2 | ||
Разработка программ с использованием функций. ПЗ | 2 | ||
Разработка программ с использованием функций. ПЗ | 2 | ||
Разработка рекурсивных функций. ПЗ | 2 | ||
Тема 3.4. | Модульное программирование. Понятие модуля. Структура модуля. Компиляция и компоновка программы. Стандартные модули. Л | 2 | |
Программирование модуля. ПЗ | 2 | ||
Программирование модуля. ПЗ | 2 | ||
Раздел 4. | 36 | ||
Тема 4.1. | Базовые понятия ООП: объект, его свойства и методы, класс, интерфейс. Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Классы объектов. Л | 2 | |
Тема 4.2. | Интегрированная среда разработки. Интерфейс среды разработчика: характеристика, основные окна, инструменты, объекты. Форма и размещение на ней управляющих элементов. Л | 2 | |
Изучение и настройка интегрированной среды разработки. ПЗ | 2 | ||
Создание проекта с использованием компонентов для работы с текстом. ПЗ | 2 | ||
Создание проекта с использованием компонентов для работы с текстом. ПЗ | 2 | ||
Создание проекта с использованием компонентов ввода и отображения чисел, дат и времени. ПЗ | 2 | ||
Создание процедур на основе событий. ПЗ | 2 | ||
Создание проекта с использованием кнопочных компонентов. ПЗ | 2 | ||
Создание проекта с использованием структурированных компонентов. ПЗ | 2 | ||
Создание проекта с использованием структурированных компонентов. ПЗ | 2 | ||
Создание проекта с использованием компонентов стандартных диалогов и системы меню. ПЗ | 2 | ||
Создание проекта с использованием компонентов стандартных диалогов и системы меню. ПЗ | 2 | ||
Тема 4.3. | Разработка функционального интерфейса и функциональной схемы работы приложения. ПЗ | 2 | |
Разработка функционального интерфейса и функциональной схемы работы приложения. ПЗ | 2 | ||
Разработка оконного приложения с несколькими формами. ПЗ | 2 | ||
Разработка оконного приложения с несколькими формами. ПЗ | 2 | ||
Разработка интерфейса приложения. Компиляция и запуск приложения. ПЗ | 2 | ||
Тестирование и отладка приложения. ПЗ | 2 | ||
Резерв учебного времени | 4 | ||
Аттестация в форме дифференцированного зачета | 4 | ||
Аттестация в форме экзамена | 6 | ||
Самостоятельная работа | 4 | ||
Объем образовательной программы: | 160 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин, лаборатории программирования и баз данных.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования».
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству учащихся, причем каждое рабочее место оборудовано персональным компьютером (компьютеры объединены в локальную сеть);
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования».
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проекционная аппаратура, управляемая компьютером;
- компьютерные программы тестирования;
- комплект методических указаний для выполнения практических заданий по дисциплине;
- презентационный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1 Печатные издания:
- Голицина О. Л., Попов И. И. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2015.
- Зыков С.В. Программирование. Объектно-ориентированный подход. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017.
- Керниган Б., Пайк Р. Практика программирования. – М.: Вильямс, 2017.
- Кудрина, Е. В. Основы алгоритмизации и программирования на языке C# : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Кудрина, М. В. Огнева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019.
- Подбельский, В. В. Программирование. Базовый курс С# : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Подбельский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019.
- Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования: Учебник. – М.: Академия, 2015.
- Шень А. Программирование. Теоремы и задачи. – М.: МЦНМО, 2017.
3.2.2 Дополнительные источники:
- Васильев А. Программирование на C# для начинающих. – М.: Эксмо, 2018.
- Канцедал С.А. Алгоритмизация и программирование. – М.: Форум, 2010.
- Кормен Т. Алгоритмы. Вводный курс. – М.: Вильямс, 2017.
- Культин Н.Б..Microsoft Visual C# в задачах и примерах. – С-Пб.: БХВ-Петербург, 2014
- Светозарова Г.И., Сигитов Е.В., Козловский А.В. Практикум по программированию на алгоритмических языках. М.: Книга по требованию, 2012.
3.2.3 Интернет- ресурсы:
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Офиц. сайт]. URL: http://window.edu.ru (дата обращения: 19.09.2019).
- Учебный курс – Инструменты, алгоритмы и структуры данных [Электронный ресурс] // Интернет-Университет Информационных технологий – дистанционное образование [Офиц. сайт]. URL: http://www.intuit.ru/department/se/ialgdate/ (дата обращения: 2.09.2019).
- Учебники по С# | Microsoft Docs [Электронный ресурс] // Microsoft – официальная страница [Офиц. сайт]. URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/dotnet/csharp/tutorials/ (дата обращения: 2.09.2019).
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Офиц. сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 2.08.2018).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. Основы алгоритмизации и программирования
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Критерии оценки | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки | |
Разрабатывать алгоритмы для конкретных задач. | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). Оценка выполнения практического задания | |
Использовать программы для графического отображения алгоритмов. | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). Оценка выполнения практического задания. | |
Определять сложность работы алгоритмов. | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). Оценка выполнения практического задания. | |
Работать в среде программирования. | Оценка выполнения практического задания. | |
Реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования. | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). Оценка выполнения практического задания. | |
Оформлять код программы в соответствии со стандартом кодирования. | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). Оценка выполнения практического задания. | |
Выполнять проверку, отладку кода программы. | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). Оценка выполнения практического задания. | |
Знания: | ||
Понятие алгоритмизации, свойства алгоритмов, общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции. | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). Оценка выполнения практического задания. | |
Эволюцию языков программирования, их классификацию, понятие системы программирования. | Подготовка и выступление с докладом, презентацией, внеаудиторная самостоятельная работа. | |
Основные элементы языка, структура программы, операторы и операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, классы памяти. | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). Подготовка и выступление с докладом, внеаудиторная самостоятельная работа. | |
Подпрограммы, составление библиотек подпрограмм | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). | |
Объектно-ориентированную модель программирования, основные принципы объект-но-ориентированного программирования на примере алгоритмического языка: понятие классов и объектов, их свойств и методов, инкапсуляция и полиморфизма, наследования и переопределения | Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента). Устный и письменный опрос; тестирование; подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией | |
Итоговый контроль освоения дисциплины | Экзамен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы алгоритмизации и программирования: методические указания для лабораторных работ
Данные методические указания для проведения лабораторных работ по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и ...
конспект урока по дисциплине Основы алгоритмизации и программирования
На данном уроке используется язык программирования Паскаль...
Основы алгоритмизация и программирование на языке Basic
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Информатика и ИКТ» Основы алгоритмизация и программирование на языке Basic разработано в соответствии с действующей программой по курсу дисциплины «Информати...
Тест по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» Раздел: «Программирование на языке СИ/СИ++» специальности 230401 "Информационные системы (по отраслям)"
Тест по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» Раздел: «Программирование на языке СИ/СИ++» специальности 230401 "Информационные системы (по отраслям)"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЮ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)...
ОП.06 "Основы алгоритмизации и программирования" для специальности 09.02.04
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 "Основы алгоритмизации и программирования" разработана для специальности 09.02.04 "Информационные системы (по отраслям)"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» «ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
Методические указания для самостоятельной работы содержат задания, в результате выполнения которых у студентов формируются ОК и ПК...