МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОCНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ» для специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»
учебно-методическое пособие на тему

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы проектирования баз данных». Предназначены для студентов специальности среднего профессионального образования 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_srs_opbd_2015.doc328 КБ

Предварительный просмотр:

Главное управление образования Курганской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский технологический колледж

имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОCНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ»

для специальности

09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

2015 г.

Медведева А.А. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы проектирования баз данных» / А.А. Медведева. – Курган, 2015. – 40 с.

 

Рассмотрено на заседании ЦМК ИиТД 

Протокол от___ №________________

Автор-составитель: Медведева А.А. – преподаватель  ГБПОУ «КТК»

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы проектирования баз данных». Предназначены для студентов специальности среднего профессионального образования 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).

© ГБПОУ  «КТК», 2015

© Медведева А.А., 2015

Содержание

Введение        4

1 Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных»        7

2 Памятка студенту для выполнения учебно-практических заданий        8

3 Методические рекомендации для студентов по отдельным видам самостоятельной работы        9

3.1 Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям        9

3.2 Подготовка сообщения        10

3.3 Создание презентации        12

3.4 Составление сводной таблицы        13

3.5 Выполнение проекта        14

3.6 Подготовка к промежуточной аттестации        16

4 Задания для самостоятельного выполнения по учебной дисциплине «Основы проектирования баз данных»        18

Раздел 1 Теория проектирования баз данных        18

Тема 1.1. Основные понятия и типы моделей данных        18

Тема 1.2. Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей        21

Тема 1.3. Этапы проектирования баз данных        22

Раздел 2. Организация баз данных        24

Тема 2.1. Проектирование процесса ввода и обработки данных        24

Тема 2.2. Организация интерфейса с пользователем        26

Раздел 3. Организация запросов SQL        28

Тема 3.1 Основные понятия языка SQL        28

Тема 3.2 Операторы определения структуры данных        28

Тема 3.3 Операторы манипулирования данными        29

Тема 3.4 Выборка данных        29

Литература        35

Приложение А        36

Приложение Б        37

Приложение В        38


Введение

Согласно ФГОС: «При формировании ППССЗ образовательная организация …обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения…»

Увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при реализация новых ФГОС, требует соответствующей организации учебного процесса и составления  учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.

Данные методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных» специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) по программе базовой подготовки.

Учебная дисциплина «Основы проектирования баз данных» изучается в течение двух семестров. Общий объем времени, отведенный на  выполнение самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы проектирования баз данных», составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 36 часов.

Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием учебной дисциплиной «Основы проектирования баз данных», закреплении теоретических знаний и умений.

Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) и требованиям рабочей программы учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных»:


умения:

  • проектировать реляционную базу данных;
  • использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных.

знания:

  • основы теории баз данных;
  • модели баз данных;
  • особенности реляционной модели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;
  • основы реляционной алгебры;
  • принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
  • средства проектирования структур баз данных;
  • язык запросов SQL.

Согласно ФГОС специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) и требованиям рабочей программы учебная дисциплина «Основы проектирования баз данных» способствует освоению следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.

Дисциплина «Основы проектирования баз данных» способствует освоению следующих профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.

ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.

ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.

ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.

1 Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных»

Наименование раздела, темы

Виды ВСР

Количество часов

на ВСР

Раздел 1. Теория проектирования баз данных

12

Тема 1.1 Основные понятия и типы моделей данных

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

5

Составление сводной таблицы «Системы управления базами данных»

Подготовка сообщения по теме: «Система управления базами данных»

Тема 1.2 Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

1

Тема 1.3

Этапы проектирования баз данных

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

6

Выполнение проекта «Автоматизация предметной области». Концептуальное проектирование

Раздел 2. Организация баз данных

12

Тема 2.1 Проектирование процесса ввода и обработки данных

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

6

Выполнение проекта «Автоматизация предметной области». Создание базы данных

Тема 2.2

Организация интерфейса с пользователем

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

6

Выполнение проекта «Автоматизация предметной области». Организация интерфейса с пользователем

Раздел 3 Организация запросов SQL

12

Тема 3.1 Основные понятия языка SQL

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

1

Тема 3.2 Операторы определения структуры данных

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

1

Тема 3.3 Операторы манипулирования данными

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

1

Тема 3.4

Выборка данных

Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

9

Выполнение проекта «Автоматизация предметной области». Создание запросов с помощью SQL

Подготовка к дифференцированному зачету

Итого

36


2 Памятка студенту для выполнения учебно-практических заданий

  1. Прежде чем приступить к выполнению задания, изучите методические рекомендации для студентов по отдельным видам самостоятельной работы.
  2. Внимательно прочитайте задание и уясните его смысл.
  3. Продумайте, какие знания необходимы для выполнения задания, из каких источников можно взять материал для выполнения задания (конспект лекций, рекомендуемые источники).
  4. Выполните задания (сроки выполнения заданий указаны в графике, разработанном преподавателем).
  5. Убедитесь, что задание выполнено полностью и качественно. Воспользуйтесь для этого приведенными в данных методических указаниях критериями оценки.
  6. Выполненные и проверенные преподавателем практические задания поместите в Ваше портфолио.

3 Методические рекомендации для студентов по отдельным видам самостоятельной работы

3.1 Проработка пройденного лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Проработка пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан материал, тем легче выполнять другие виды самостоятельной работы.

Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятия, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических занятий.

Приступая к проработке материала необходимо:

  • определить рабочее место;
  • иметь конспект лекции;
  • иметь рекомендуемую литературу (учебник, пособия), при необходимости иметь необходимые принадлежности, материалы;
  • иметь список вопросов для самоконтроля.

Метод работы:

  • целесообразно материал лекции прорабатывать по свежей памяти (нельзя откладывать, так как содержание лекции будет забыто);
  • работа над темой должна продолжаться до полного понимания и запоминания материала;
  • работа над темой завершается разбором примеров и задач, приведенных в учебниках, пособиях и конспектах лекций, до полного освоения метода их решения;
  • если после работы над темой останутся неясные вопросы, то задать их преподавателю на очередной лекции.

Практические занятия являются основным после лекций видом учебной работы. Они дополняют лекционный курс, содействуют закреплению данной науки к практике.

Готовясь к практическим занятиям необходимо:

  • руководствоваться теми соображениями, что польза от занятия будет тем больше, чем в большей мере вы будете способны продуктивно самостоятельно работать в аудитории;
  • постоянно и серьезно относиться к подготовке к занятиям;
  • вернуться к предыдущим темам курса и вспомнить основные положения теории, сохранились ли они в памяти;
  • в процессе отработки теоретической части курса по теме занятия, необходимо проработать основные положения теории, рассмотреть примеры;
  • если необходимо, то подготовить к занятию материалы.

Хорошая подготовка к занятию позволит активно работать в аудитории и получить тем самым удовлетворение от него.

3.2 Подготовка сообщения

Сообщение - это устный монолог, содержащий самостоятельно усвоенные сведения. Цель сообщения - информировать слушателей о том, что им не было известно. Поэтому сообщение должно быть очень четким и по композиции, и по содержанию, и по форме выражения.

В композиции сообщения выделяются три части: вступление - выступающий называет тему сообщения; основная часть - сообщаются факты, данные, указывается точное время действия и т.п.; заключение - обобщается все сказанное, делаются выводы.

Сообщения, как правило, содержат научную информацию, сведения большой общественной значимости, следовательно, основное требование к содержанию сообщения - это требование точности, достоверности.

Языковые средства отбираются в соответствии с требованиями устного варианта научного стиля. Основные способы изложения - повествование, рассуждение.

Определив тему сообщения и ее границы, надо предельно строго отобрать факты, события, цифры, даты и другой материал для будущего сообщения. Сообщение будет более убедительным, если выступающий подготовит схемы, таблицы или плакаты (слайды), отражающие фактические данные. Выступая с сообщением, полезно делать записи на доске по ходу изложения: записывать некоторые цифры, даты, имена и фамилии, трудные слова или термины. Записывать надо очень аккуратно, четко, продумав систему записи, в зависимости от фиксируемых данных. Например, имя и фамилию следует записывать на одной строчке, а если далее сообщаются даты жизни названного лица, то записать их на следующей строчке под именем и фамилией. Еще пример: если по ходу сообщения надо назвать несколько дат, то записывать их лучше постепенно одну за другой (в столбик) в хронологической последовательности. В момент записи лучше сделать паузу - это сосредоточит внимание слушателей только на зрительном восприятии. Однако пауза не должна быть длительной, поэтому записи на доске по ходу сообщения рекомендуется делать короткие, быстро выполнимые. В рабочем плане выступающий отметит, что и в какой момент сообщения надо будет записать. Затем полезно потренироваться в записи на доске, а если это невозможно почему-либо, то на отдельном листе бумаги.

Темп сообщения обычно средний, паузами отделяются части или выделяются важные факты, логическое ударение помогает отметить основные моменты содержания, детали, трудные для восприятия на слух, сообщаются более медленным темпом и немного громче остального текста.

Речь должна соответствовать литературной норме, быть простой, ясной, понятной.


3.3 Создание презентации

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Рекомендации по оформлению слайдов

Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями)

Фон

Для фона предпочтительны холодные светлые тона (лучше пастельные). Категорически не рекомендуется использовать картинки в качестве фона

Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание информации

Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней


Шрифты

Для заголовков – не менее 24 пн. Для информации – не менее 18 пн. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных)

Способы выделения информации

Следует использовать: рамки, границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, таблицами, диаграммами

3.4 Составление сводной таблицы

Составление сводной таблицы – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Оформляется письменно.

Этапы составления сравнительных таблиц:

  1. Изучи информацию по теме.
  2. Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.
  3. Начерти таблицу с определенным количеством граф.
  4. Запиши название признаков в графы.
  5. Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.
  6. Сделай вывод.
  7. Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.

3.5 Выполнение проекта

Проект (комплексное задание) – самостоятельная творческая завершенная работа студента, выполненная под руководством преподавателя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. Практической частью проекта по дисциплине «Основы проектирования баз данных» является разработанная база данных, а в теоретической части оформляется отчет. Основные цели работы: развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы у студентов.

Выполнение проекта состоит из нескольких этапов:

  1. Концептуальное проектирование
  2. Создание базы данных
  3. Организация интерфейса с пользователем
  4. Создание запросов с помощью SQL

Этапы проекта выполняются последовательно, после изучения соответствующих тем дисциплины. При этом рекомендуется придерживаться следующего порядка работы:

1. Ознакомиться с заданием этапа и индивидуальной темой проекта.

2. Исследовать и проанализировать возможности выполнения этапа, оценить требуемые знания и навыки.

3. Выработать несколько идей для осуществления этапа и выбрать наиболее удачную.

4. Выполнить практическую часть этапа.

5. Провести самооценку полученного результата в соответствии с предложенными критериями.

Требования к отчету по проекту:

1. Титульный лист (приложение Б).

2. Содержание отчета (приложение В).

3. Текст отчета соответствует следующим требованиям:

  • поля: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – по 2 см;
  • шрифт: Times New Roman, размер 12-14 пт., начертание обычное,
  • выравнивание абзацев – по ширине,
  • междустрочный интервал – 1,15, интервал перед и после абзацами – 0,
  • цвет текста – черный,
  • первая строка абзаца – отступ 1,25 см,
  • использование маркированных, нумерованных, многоуровневых списков.

4. Заголовки разделов оформляются жирным шрифтом, размещаются по левому краю с отступом первой строки. Каждый новый раздел размещается на новой странице при помощи разрыва страницы.

5. Рисунки (скрины объектов БД) размещаются в тексте, по центру. Подпись рисунка размещается под рисунком по центру без отступа первой строки с указанием номера и названия рисунка. В тексте должны быть ссылки на рисунки. Схема и диаграмма обозначаются как рисунки.

6. Таблицы размещаются в тексте, по ширине. Подпись таблицы размещается перед таблицей слева с указанием номера и названия таблицы. В тексте должны быть ссылки на таблицы. Размер текста в таблице 12 пт., междустрочный интервал – одинарный.

7. Нумерация страниц отчета размещается внизу страницы по центру, на титульном листе номер страницы не ставится.

Каждый этап проекта оценивается по пятибалльной шкале. Итоговая оценка за проект выставляется после его защиты и оценки отчета.

Защита проекта студентом осуществляется после завершения последнего этапа. Отчет предоставляется в текстовом файле и в распечатанном виде, разработанная БД – в электронном виде.

Студенту необходимо обосновать актуальность темы, охарактеризовать основные этапы проекта, обобщить собственную проектную деятельность, ответить на поставленные вопросы преподавателя в рамках темы проекта (в течение 7-10 минут).

Критерии оценки отчета:

– оценка «5» – отчет составлен в полном соответствии с требованиями;

– оценка «4» – отчет составлен в полном соответствии с требованиями, имеются частичные замечания по оформлению документа;

– оценка «3» –имеются неточности и замечания при оформлении документа;

– оценка «2» – отчет не соответствует требованиям.

3.6 Подготовка к промежуточной аттестации

Изучение дисциплины «Основы проектирования баз данных» завершается дифференцированным зачетом. Подготовка к нему способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по данной учебной дисциплине.

Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго.

Во-первых, очень важно соблюдение режима дня; сон не менее 8 часов в сутки, занятия заканчиваются не позднее, чем за 2-3 часа до сна. Оптимальное время занятий - утренние и дневные часы. В перерывах между занятиями рекомендуются прогулки на свежем воздухе, неутомительные занятия спортом.

Во-вторых, наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо во время ее восстановить, обдумать, снять возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным.

В-третьих, при подготовке к зачету у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.

Вначале следует просмотреть весь материал по дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения.

Правила подготовки к промежуточной аттестации:

• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно вопросам к зачету, эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале!).

• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.

• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации.

• Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее – ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи зачета).

• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения, и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.

4 Задания для самостоятельного выполнения по учебной дисциплине «Основы проектирования баз данных»

Задания составлены в соответствии с разделами и темами рабочей программы учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных».

Раздел 1 Теория проектирования баз данных

Тема 1.1. Основные понятия и типы моделей данных

Вид ВСР: Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определения понятиям:
  • база данных;
  • банк данных;
  • администратор базы данных;
  • система управления базами данных.
  1. Перечислите основные свойства баз данных.
  2. Какие существуют классы СУБД по степени универсальности?
  3. Какие возможности предоставляют современные СУБД?
  4. Перечислите основные функции СУБД.
  5. Дайте краткую характеристику существующих технологий работы с базами данных. В чем их достоинства и недостатки?

Вид ВСР: Составление сводной таблицы «Системы управления базами данных»

Ознакомьтесь с классификацией СУБД, представленной на рисунке 1.

Пользуясь Интернет-ресурсами, найдите примеры и характеристики СУБД по каждой классификации.

По результатам поиска составьте сравнительную таблицу для вышеуказанных в классификации СУБД (таблица 1).

Рисунок 1 – Классификация СУБД

Таблица 1 – Классификация СУБД

№ п/п

Тип классификации

Пример СУБД

Особенности СУБД

Сфера применения

1

По модели данных

2

По архитектуре организации хранения данных

3

По способу доступа к БД

Критерии оценки

№ п/п

Критерий

Количество баллов

1

соответствие содержания теме

1 – 3 балла

2

логичность структуры таблицы

1 балл

3

правильный отбор информации

1 – 3 балла

4

аккуратность выполнения работы

1 балл

5

отсутствие орфографических, стилистических ошибок

1 балл

Максимальное количество баллов

9 баллов

оценка «5»:

  • таблица подготовлена и представлена в указанный срок;
  • 9 баллов

оценка «4»:

  • таблица подготовлена и представлена в указанный срок;
  • 7 баллов

оценка «3»:

  • таблица подготовлена и представлена не в указанный срок;
  • 5 баллов

оценка «2»:

  • таблица подготовлена и представлена не в указанный срок;
  • менее 5 баллов

Вид ВСР: Подготовка сообщения по теме: «Система управления базами данных»

Самостоятельно определите СУБД, которой будет посвящено ваше сообщение.

В соответствии с определенными границами, предельно строго отберите факты, события, цифры, даты и другой материал для сообщения.

Для убедительности сообщения подготовьте иллюстративный материал (схемы, таблицы, плакаты, слайды и т.п.), отражающие фактические данные.

Регламент для публичного выступления – 5-7 минут.

Сообщение подготовить к указанному преподавателем сроку.

Критерии оценки

№ п/п

Критерий

Количество баллов

1

соблюдение регламента

1 балл

2

последовательность раскрытия сообщения

1 балл

3

грамотность изложения

1 балл

4

использование точной терминологии

1 – 3 балла

5

наличие иллюстративного материала

1 – 3 балла

6

показано умение делать обобщение, выводы

1 – 3 балла

7

полнота раскрытия темы

1 – 3 балла

Максимальное количество баллов

15 баллов

оценка «5»:

  • сообщение подготовлено и представлено в указанный срок;
  • 15 баллов

оценка «4»:

  • сообщение подготовлено и представлено в указанный срок;
  • 10 баллов

оценка «3»:

  • сообщение подготовлено и представлено не в указанный срок;
  • 5 баллов

оценка «2»:

  • сообщение подготовлено и представлено не в указанный срок;
  • менее 5 баллов

Тема 1.2. Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению моделей

Вид ВСР: Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что представляет собой трехуровневая система организации БД?
  2. Что предполагает логическая и физическая независимость данных?
  3. Опишите процесс прохождения пользовательского запроса к базе данных.
  4. Перечислите существующие модели баз данных. В чем их достоинства и недостатки?
  5. Дайте определения понятиям:
  • поле таблицы;
  • запись таблицы;
  • первичный ключ;
  • внешний ключ;
  • связь между таблицами.
  1. Какие типы связей существуют? Приведите примеры.
  2. Перечислите и охарактеризуйте основные операции реляционной алгебры?
  3. Где используются операции реляционной алгебры?

Тема 1.3. Этапы проектирования баз данных

Вид ВСР: Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое жизненный цикл БД?
  2. Из каких этапов состоит ЖЦ БД? Какие виды работ проводятся на каждом из этапов?
  3. Что такое ER-диаграмма?
  4. Дайте определения понятиям:
  • сущность;
  • атрибут;
  • связь
  1. Назовите правила преобразования ER-диаграммы в реляционную БД. Приведите примеры.
  2. Что такое нормализация?
  3. Перечислите требования нормальных форм (1НФ, 2НФ, 3НФ).

Вид ВСР: Выполнение проекта «Автоматизация предметной области». Концептуальное проектирование

Варианты индивидуальных заданий определяются в соответствии с номером студента в журнале (приложение А).

Выполнить концептуальное проектирование по индивидуальному заданию. Для этого:

  1. Ознакомиться с предметной областью.
  2. Привести краткое описание предметной области, определить цели и задачи ее автоматизации.
  3. Определить основные сущности (объекты) будущей БД и их атрибуты.
  4. Построить ER-диаграмму.
  5. Выполнить нормализацию отношений.

Результаты выполнения данной работы являются теоретической частью проекта и оформляются в отчете.

Критерии оценки

№ п/п

Критерий

Количество баллов

1

точность и полнота описания предметной области

1 – 3 балла

2

корректность постановки целей автоматизации

1 – 3 балла

3

логичность определения сущностей и их атрибутов

1 – 3 балла

4

правильность оформления ER-диаграммы

1 – 3 балла

5

осуществление нормализации отношений

1 – 3 балла

Максимальное количество баллов

15 баллов

оценка «5»:

  • задание выполнено и представлено в указанный срок;
  • 15 баллов

оценка «4»:

  • задание выполнено и представлено в указанный срок;
  • 10 баллов

оценка «3»:

  • задание выполнено и представлено не в указанный срок;
  • 5 баллов

оценка «2»:

  • задание выполнено и представлено не в указанный срок;
  • менее 5 баллов

Раздел 2. Организация баз данных  

Тема 2.1. Проектирование процесса ввода и обработки данных

Вид ВСР: Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как создать новую базу данных?
  2. Какие элементы содержит окно базы данных?
  3. Для чего предназначены таблицы в реляционных БД?
  4. Что входит в структуру таблиц?
  5. Какие поля называют ключевыми?
  6. Расскажите об основных объектах СУБД Access.
  7. Перечислите и охарактеризуйте типы данных в Microsoft Access.
  8. Что такое маска ввода?
  9. Как добавить в таблицу новое поле?
  10. Как переименовать поле?
  11. Как изменить ширину столбца?

Вид ВСР: Выполнение проекта «Автоматизация предметной области». Создание базы данных

Варианты индивидуальных заданий определяются в соответствии с номером студента в журнале (приложение 1).

Создать БД по индивидуальному заданию. Для этого:

  1. Создать таблицы в СУБД MS Access  (каждая таблица должна иметь название, ключевое поле, в полях определены типы данных, для каждого поля определены свойства согласно заданного типа данных: размер, формат, мастер подстановок, маска ввода, условие на значение и др.).
  2. При создании зависимых таблиц использовать подстановку данных из таблиц-справочников.
  3. Создать схему данных, указав тип отношения («один ко многим», «один к одному»).
  4. Заполнить таблицы тестовыми данными (не менее 15 записей).

Результаты выполнения данной работы являются практической частью проекта и предоставляются на внешнем носителе информации. В отчете отражается работа по созданию таблиц БД (приложение В).

Критерии оценки

№ п/п

Критерий

Количество баллов

1

создание таблиц

1 балл

2

определение типов данных

1 – 3 балла

3

определение свойств типов данных

1 – 3 балла

4

определение ключевых полей

1 балл

5

построение схемы данных

1 балл

6

заполнение таблиц тестовыми данными

1 – 3 балла

Максимальное количество баллов

12 баллов

оценка «5»:

  • задание выполнено и представлено в указанный срок;
  • 12 баллов

оценка «4»:

  • задание выполнено и представлено в указанный срок;
  • 9 баллов

оценка «3»:

  • задание выполнено и представлено не в указанный срок;
  • 6 баллов

оценка «2»:

  • задание выполнено и представлено не в указанный срок;
  • менее 6 баллов

Тема 2.2. Организация интерфейса с пользователем

Вид ВСР:  Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Вопросы для самоконтроля: 

  1. Для чего используется объект БД – форма?
  2. Какие режимы создания форм существуют в СУБД MS Access?
  3. Что такое элементы управления формы? Какие элементы управления известны Вам?

Вид ВСР:  Выполнение проекта «Автоматизация предметной области». Организация интерфейса с пользователем

Варианты индивидуальных заданий определяются в соответствии с номером студента в журнале (приложение А).

Определить пользовательский интерфейс для работы с БД. Для этого:

  1. Создать необходимые формы для просмотра и добавления записей в таблицы.
  2. Добавить элементы управления (по смыслу работы с формой).
  3. Применить оформление.
  4. Создать главную кнопочную форму, с которой будет запускаться база данных. На ней поместить информацию о предметной области, разработчике (специальность, группа, ФИО), необходимые кнопки для работы с БД.
  5. Выполнить оформление главной кнопочной форме согласно тематике предметной области.

Результаты выполнения данной работы являются практической частью проекта и предоставляются на внешнем носителе информации. В отчете отражается работа с формами БД (приложение В).


Критерии оценки

№ п/п

Критерий

Количество баллов

1

создание простых форм

1 – 3 балла

2

создание подчиненных форм

1 – 3 балла

3

наличие элементов управления форм

1 – 3 балла

4

главная кнопочная форма

1 – 3 балла

5

оформление форм

1 – 3 балла

Максимальное количество баллов

15 баллов

оценка «5»:

  • задание выполнено и представлено в указанный срок;
  • 15 баллов

оценка «4»:

  • задание выполнено и представлено в указанный срок;
  • 10 баллов

оценка «3»:

  • задание выполнено и представлено не в указанный срок;
  • 5 баллов

оценка «2»:

  • задание выполнено и представлено не в указанный срок;
  • менее 5 баллов


Раздел 3. Организация запросов SQL

Тема 3.1 Основные понятия языка SQL

Вид ВСР: Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите основные категории команд языка SQL.
  2. Что такое идентификатор языка SQL? Какие ограничения накладываются на его формат?
  3. Перечислите известные вам типы данных языка SQL.

Тема 3.2 Операторы определения структуры данных

Вид ВСР: Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что можно задать на уровне столбца при создании таблицы оператором CREATE TABLE?
  2. Можно ли на уровне столбца описать составной первичный ключ?
  3. Можно ли на уровне столбца описать внешний ключ?
  4. Какие операции изменения структуры таблицы позволяет делать оператор ALTER TABLE?
  5. Как удалить определение первичного ключа?
  6. Как удалить определение внешнего ключа?
  7. Можно ли добавить ограничение NOT NULL для столбца?
  8. В каких случаях оператор удаления таблицы DROP TABLE не работает и таблицу не удается удалить?


Тема 3.3 Операторы манипулирования данными

Вид ВСР: Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Вопросы для самоконтроля:

  1. Можно ли одним оператором INSERT к одной таблице добавить все строки из другой таблицы? Существуют ли при этом ограничения на структуру таблиц?
  2. Можно ли при добавлении новой записи в таблицу с помощью оператора INSERT не заполнять новым значением поле AUTO_INCREMENT. Если да, то какое значение получит это поле?
  3. Можно ли при добавлении новой записи в таблицу с помощью оператора INSERT не указывать список имен полей, в которые заносятся значения перед VALUES?
  4. В каких случаях требуется явное указание списка полей перед VALUES при добавлении новой записи в таблицу с помощью оператора INSERT?
  5. Можно при обновлении записей командой UPDATE обновить сразу несколько полей таблицы?
  6. Можно ли с помощью оператора UPDATE обновить записи нескольких таблиц?
  7. Можно ли при удалении записей оператором DELETE удалить записи нескольких таблиц?

Тема 3.4 Выборка данных

Вид ВСР: Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие основные конструкции входят в оператор SELECT?
  2. Можно ли менять порядок конструкций в операторе SELECT?
  3. Укажите ключевое слово, предназначенное для исключения повторяющихся строк из результата запроса?
  4. В чем отличие конструкций WHERE и HAVING?
  5. С помощью какой конструкции выполняется сортировка результата запроса?
  6. Какое ключевое слово используется для выполнения сортировки по убыванию?
  7. Какие конструкции являются обязательными для оператора SELECT?
  8. Какие агрегатные (агрегирующие, групповые) функции вы знаете?
  9. Какие типы условий поиска (предикаты) вы знаете? Какие ключевые слова используются для их задания?

Вид ВСР: Выполнение проекта «Автоматизация предметной области». Создание запросов с помощью SQL

Варианты индивидуальных заданий определяются в соответствии с номером студента в журнале (приложение А).

Выполнить создание запросов по индивидуальному заданию. Результаты запросов должны содержать смысловую информацию и отражать тематику предметной области.

Результаты выполнения данной работы являются практической частью проекта и предоставляются на внешнем носителе информации. В отчете отражается работа с запросами БД (приложение В).

Критерии оценки

№ п/п

Критерий

Количество баллов

1

простые запросы на выборку данных

1 балл (за каждый запрос)

2

выборка данных по условию

1 балл (за каждый запрос)

3

запросы с параметром

2 балла (за каждый запрос)

4

сложные запросы (вычисляемые, перекрестные)

3 балла (за каждый запрос)

оценка «5»:

  • задание выполнено и представлено в указанный срок;
  • 12 баллов

оценка «4»:

  • задание выполнено и представлено в указанный срок;
  • 10 баллов

оценка «3»:

  • задание выполнено и представлено не в указанный срок;
  • 5 баллов

оценка «2»:

  • задание выполнено и представлено не в указанный срок;
  • менее 5 баллов

Вид ВСР:  Подготовка к дифференцированному зачету 

Вопросы к дифференцированному зачету:

  1. Разделы команды SELECT.
  2. Понятие нормализации. Нормальные формы.
  3. СУБД.
  4. Создание структуры данных при помощи языка запросов SQL.
  5. Предметная область, объект, атрибут.
  6. Предложение языка SQL CREATE TABLE.
  7. Функции СУБД.
  8. Предложение INSERT языка SQL.
  9. Технологии работы с БД.
  10. Предложение UPDATE языка SQL.
  11. Логическая независимость данных.
  12. Предложение DELETE языка SQL.
  13. Физическая независимость данных.
  14. Выборка с использованием IN, вложенный оператор SELECT.
  15. Иерархическая модель БД.
  16. Сортировка данных в SQL.
  17. Сетевая модель БД.
  18. Группировка данных в SQL.
  19. Реляционная модель БД.
  20. Агрегатные функции в запросах SQL.
  21. Классификация СУБД.
  22. Функции для работы со строками в запросах SQL.
  23. Жизненный цикл БД.
  24. Процесс прохождения пользовательского запроса к БД.
  25. Класс принадлежности сущности.
  26. Пользователи банков данных.
  27. Нормализация. Первая нормальная форма. Примеры.
  28. Типы связей между таблицами.
  29. Нормализация. Вторая нормальная форма. Примеры.
  30. Концептуальное и логическое проектирование БД.
  31. Нормализация. Третья нормальная форма. Примеры.
  32. Предложение ALTER TABLE.
  33. База данных.
  34. Основные понятия языка SQL. Типы данных. Преимущества языка.
  35. Операции реляционной алгебры: объединение, пересечение, разность, произведение.
  36. Предложение DROP TABLE.
  37. Операции реляционной алгебры: соединение, выборка, проекция, деление.
  38. Методы использования оператора LIKE.
  39. Основные понятия реляционной БД. Таблицы. Поле. Запись. Ключи.
  40. Использование операторов TOP, PERSENT.


Практические задания:

Создать запрос к базе данных «Книжный магазин», схема данных которой представлена на рисунке:

  1. Подсчитать количество книг Чуковского К.И.
  2. Найти среднюю цену книг Пушкина А.С.
  3. Вывести список авторов, у которых вторая буква в фамилии «а».
  4. Вывести информацию о книгах, сгруппировав их по автору.
  5. Вывести информацию о книгах, цена которых больше 100 рублей.
  6. Найти самую дорогую книгу.
  7. Найти самую старую книгу.
  8. Вывести информацию о книгах, в названии которых есть слово «сказка» или «сказки».
  9. Вывести информацию о книгах, в порядке их издания.
  10. Подсчитать количество различных книг, приобретенных покупателем №2
  11. Вывести информацию о книгах в порядке уменьшения их цены.
  12. Создать параметрический запрос, формирующий книги конкретного автора.
  13. Вывести информацию о продажах книг, добавив поле с итоговой суммой.
  14. Вывести список книг, опубликованных после 1990 года.
  15. Вывести информацию о книгах, сгруппировав их по покупателю.
  16. Получить список покупателей, отсортированный по алфавиту, и список купленных ими книг, причем для каждого покупателя список книг сортируется по времени издания в обратном порядке (т.е. сначала более "свежие" книги, затем все более "древние"):
  17. Вывести список авторов, у которых более 1 книги.
  18. Вывести список авторов, чья фамилия имеет длину 6 символов.
  19. Вывести информацию о самой дорогой покупке.
  20. Вывести информацию о покупателе, который приобрел только одну книгу.
  21. Вывести информацию о книгах, изданных в ХХ веке.

Литература

Основные источники:

  1. Медведева, А.А. Конспект лекций «Основы проектирования баз данных» / А.А. Медведева. – Курган: КТК, 2015. - 64 с.
  2. Медведева, А.А. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы проектирования баз данных» для специальности среднего профессионального образования 09.02.04  Информационные системы (по отраслям) / А.А. Медведева. – Курган: КТК, 2015. - 40 с.
  3. Медведева, А.А. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы проектирования баз данных» для специальности среднего профессионального образования 09.02.04  Информационные системы (по отраслям), 2015. - 75 с.
  1. Федорова, Г.Н. Основы проектирования баз данных: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Н. Федорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224 с.

Дополнительные источники:

  1. Кузнецов, С.Д. Базы данных: учебник / С.Д. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 496 с. (в электронном формате)
  2. Фуфаев, Э.В. Базы данных: уч. пос. / Э.В. Фуфаев, Д.Э. Фуфаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Интернет Университета информационных технологий: http://www.intuit.ru
  2. Компьютерный информационный портал: http://www.oszone.net
  3. Сайт по СУБД: http://postgresql.ru.net
  4. Сервер Информационных Технологий: http://citforum.ru


Приложение А

Индивидуальные задания

Вариант

Предметная область

Ателье

Страховая фирма

Агентство недвижимости

ГИБДД

Учебная часть колледжа

Отдел кадров

Автосалон

Гостиница

Музей

Спортивный комплекс

АТС

Турагентство

Аптека

Мастерская по ремонту компьютеров

Продуктовый магазин

Поликлиника

Прокат видео

Театр

Столовая

Салон красоты

Кулинария

Школа

Строительная организация

Зоопарк

Аэропрот


Приложение Б

Титульный лист отчета

Главное управление образования Курганской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский технологический колледж

имени Героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова»

Специальность 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Дисциплина Основы проектирования баз данных

ОТЧЕТ

по проекту: Автоматизация предметной области - ….

Выполнил: студент группы __________  ___________________________

номер группы                          ФИО студента

Оценка проекта:

Проверил: преподаватель Медведева Анна Александровна

Курган, 2015

Приложение В

Содержание отчета по проекту

Введение

Приведите краткое описание предметной области, по которой проектируется база данных; укажите цели создания БД, решаемые задачи; обоснуйте актуальность и необходимость автоматизации деятельности по выбранной предметной области.

1 Концептуальное проектирование

Определите основные сущности (объекты) будущей БД и их атрибуты.

Постройте ER-диаграмму. Выполните нормализацию отношений.

2 Создание базы данных

2.1 Работа с таблицами

Дайте определение объекту Таблица. В отчете отразите работу с таблицами согласно структуре (таблица  В.1) и приведите скрин заполненной таблицы. Схему данных представьте в отчете в виде скрина.

Таблица В.1 – Структура таблицы БД

Название таблицы

Признак ключа

имя поля

тип данных

2.2 Работа с формами

Дайте определение объекту Форма. В отчете отразите работу с формами в виде скринов созданных форм.

2.3 Работа с запросами

Дайте определение объекту Запрос. В отчете отразите работу с запросами согласно структуре:

  • задание для запроса;
  • режим конструктора (режим SQL) - скрин;
  • результат выполнения запроса – скрин.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ» для специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Рабочая программа учебной  дисциплины «Основы проектирования баз данных»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ» для специальностей 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)» 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»

Методические указания к практическим занятиям «Основы проектирования баз данных». Предназначены для студентов специальностей среднего профессионального образования 09.02.04 Информационные ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ» для специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Устройство и функционирование информационной системы». Предназначены для студентов специальности средне...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ» для специальностей 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)» 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»

Конспект лекций содержит теоретический материал в ком­пактной форме и представляет собой тезисы лекции, расположенные в соответствии с планом лекции. Предназначен для студентов специальностей сред...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 38.02.01 Экономика и...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОГСЭ.04 Иностранный язык

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОПД.в07 "Экономика предприятия туризма" Специальность 43.02.10 Туризм

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОПД.в07 "Экономика предприятия туризма" содержат перечень видов самостоятельных работ, согласно т...