Практическая работа Функции ввода и вывода строк прерывания INT 21h
учебно-методический материал на тему
Практическое ознакомление с функциями ввода/вывода строк и приёмами использования возможностей этих функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_rab_int21.doc | 386 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа
Функции ввода и вывода строк прерывания INT 21h
1. Цель работы : Практическое ознакомление с функциями ввода/вывода строк и приёмами использования возможностей этих функций.
2. Порядок выполнения работы:
2.1. Повторить теоретический материал.
2.2. Ознакомиться с написанием и сохранение программы в Debug.
Написание и сохранение программы в Debug
Для создания данной программы будем использовать две функции DOS: функцию вывода строки на экран и функцию ввода с клавиатуры.
О функциях DOS
Функции DOS представляют собой неорганизованную кучу средств управления файлами, устройствами, памятью и процессами, доступных любой программе, которая способна установить регистры и вызвать программное прерывание.
Чтобы обратиться к функции DOS:
- поместить номер функции DOS в регистр AH (если есть подфункции, то номер подфункции обычно помещается в AL)
- загрузить остальные регистры согласно описанию функции
- подготовить необходимые буферы, строки ASCII и управляющие блоки
- вызвать прерывание INT 21H
- проверить индикатор ошибки, возвращенный DOS (флаг переноса)
DOS не изменяет значений регистров, исключая случаи, когда результирующие данные возвращаются через регистры. В процессе развития DOS новые версии остаются (в целом) совместимыми с более ранними версиями.
1). Функция ввода с клавиатуры
вход: AH = 02h
выход: AL = код символа, полученный из стандартного ввода.
Данная функция считывает (ожидает) символ со стандартного входного устройства. Отображает этот символ на стандартное выходное устройство (эхо).
2). Функция вывода строки на дисплей
вход: AH = 09h
DS:DX = адрес строки, заканчивающейся символом ‘$’
выход: нет
Описание :
Строка, исключая завершающий её символ ‘$’, посылается на стандартный вывод.
Обычно, чтобы перейти на новую строку, включают в текст пару CR/LF (ASCII 0Dh и 0Ah).
3). Завершение программы
Вызвать прерывание DOS Int 20h
Подготовка данных (строк) для вывода на экран
Разместим в памяти строки диалога с пользователем для наглядности программы. Для перехода на новую строку будем вводить перед каждой строкой по два байта 0d 0a (см. выше).
Запускаем Debug и записываем в память строки. Запоминаем адреса начала строк, для последующего обращения к ним из программы:
рис.1
На рис.1 видно, что сначала мы ввели в память два байта 0D и 0A в адреса 13E2:0200 и 13E2:0201 соответственно, а далее с адреса 13E2:0202 расположили первую строку программы "Вариант №4…". Последний байт этой строки символ $, код которого 24h, расположился по адресу 13E2:0243. Поэтому продолжаем ввод оставшихся строк с адреса 13E2:0244. После введения каждой строки командой "damp"= d просматриваем дамп памяти для определения адреса ввода последующей строки.
Листинг программы
mov ax, 900 `подготавливаем функцию вывода строки на экран, AH = 09h
mov dx, 200 `в регистр dx вносим адрес выводимой строки "Вариант №4……"
int 21 `вызываем прерывание DOS для выполнения функции вывода строки на экран
mov dx, 244 `в регистр dx вносим адрес строки "Введите число Х="
int 21 `вызываем прерывание DOS для выполнения функции вывода строки на экран
mov ax, 100 `подготавливаем функцию ввода символа с клавиатуры, AH = 01h
int 21 `вызываем прерывание DOS для выполнения функции
mov cx, ax `сохраним (скопируем) значение регистра AX (AL = код введённого числа X) в регистре CX для последующего использования (сравнения)
mov ax, 900 `опять готовим функцию вывода на экран, AH = 09h
mov dx, 257 `адрес строки "Введите число Y ="
int 21 `вызываем прерывание DOS для выполнения функции вывода строки на экран
mov ax, 100 `готовим функцию ввода символа, AH = 01h
int 21 `выполняем эту функцию: программа ожидает ввода символа с клавиатуры
mov bx, ax `копируем значение регистра ax (AL = код числа Y) в регистр bx
mov ax, 900 `установим заранее функцию вывода на экран, AH = 09h
cmp cx, bx `сравниваем значения регистров CX и BX, в которые мы сохранили числа X и Y
JG ds:133 `если число Х (т.е.его 16–ричный код) больше числа Y (...), то переходим к адресу 133, где запрограммирован вывод соответствующей строки на экран
JL ds:13A `если число Х (т.е.его 16–ричный код) меньше числа Y (...), то переходим к адресу 13A, где запрограммирован вывод соответствующей строки на экран
mov dx, 288 `в dx вносим адрес строки о равенстве чисел X и Y (переходы jg и jl не совершились)
int 21 `прерывание DOS, вывод строки на экран
int 20 `завершение программы
mov dx, 26a `в dx вносим адрес строки "X > Y" (сюда перейдёт по команде jg)
int 21 `прерывание DOS, вывод строки на экран
int 20 `завершение программы
mov dx, 279 `в dx вносим адрес строки "X < Y" (сюда перейдёт по команде jl)
int 21 `прерывание DOS, вывод строки на экран
int 20 `завершение программы
Ввод программы в Debug начинаем командой "assembler" – a. Программа записывается с адреса 100 (если нет, то ввести команду a100). Сегментный регистр здесь DS = 13E2 (не существенно). В процессе программирования мы его не изменяем, поэтому адресацию производим лишь через регистр DX:
Запись программы на диск
Для записи программы на диск необходимо знать её размер в байтах, и это значение необходимо внести в регистр CX. Последний байт внесённый до этого нами в область данных имеет адрес 296 (см. выше). Это значение и будет размером программы. Вводим это число в регистр CX:
Далее необходимо командой "name"– n ввести имя программы (придумать) и командой "write"– w произвести запись программы в файл:
Для запуска программы вводим команду g:
2.3 Создать и записать программу в отладчике debug для сравнения чисел заданных в варианте (таблица 1).
В качестве имени файла использовать 7 символов своей фамилии.
Для выполнения данной работы необходимо:
1. Запустить Debug.
2. Войти в режим ассемблирования, набрав а после приглашения
3. Запустить программу на выполнение G=100
4 .Сохранить программу, используя команды N, R,W
5. Уметь загрузить программу.
6. Продемонстрировать работу преподавателю в соответствии с вариантом.
2.3. Подготовить отчет (в отчете привести листинг своей программы).
2.4 Отправьте созданный файл преподавателю: Родионову В. И. (vlr@prep.scc).
В теме письма укажите предмет, номер и название практической работы, а также свою фамилию и сетевое имя.
Таблица 1
Вариант | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
X=1 | X=2 | X=3 | X=4 | X=5 | X=0 | X=6 | X=7 | X=8 | X=9 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
X=1 | X=2 | X=3 | X=4 | X=5 | X=0 | X=6 | X=7 | X=8 | X=9 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
X=1 | X=2 | X=3 | X=4 | X=5 | X=6 | X=7 | X=0 | X=8 | X=9 |
31 | 32 | 33 | 34 | ||||||
X=1 | X=2 | X=3 | X=4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации по теме "Организация ввода-вывода информации"
Две презентации по теме Организация ввода-вывода...
Практическая работа по теме "Командная строка в MS Windows"
Изучить основные команды в командной строке.Составить таблицу этих команд в тетради...
Ввод и вывод графической информации.
Ввод и вывод графической информации-Клавиатура;-Координатные устройства ввода;-Сканер;-Цифровые камеры и ТВ-тюнеры;-Звуковая карта (микрофон)....
Практическая работа "Ввод и обработка текстовой информации в среде текстового процессора"
В работе дается теоретическая справка материала урока, а также примеры практических заданий и их выполнение....
Презентация "Организация ввода и вывода данных с использованием файлов"
Презентация к уроку информатики в 10 классе по учебнику Семакина И.Л....
Практическое занятие "Работа с командной строкой"
На практическом занятии изучается файловая система и команды ОС для работы с файлами и каталогами...
Практическое занятие Ввод начальной информации в 1С: Управление Торговлей 11
Ввод начальной информации в 1С: Управление Торговлей 11 ...