Введение в Паскаль
презентация к уроку на тему

Материал предназначен для студентов 1 курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon paskal.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык программирования Паскаль

Слайд 2

Языки программирования Алгоритм на естественном языке компьютеру анализировать очень сложно, т. к. они являются недостаточно строгими. Одно и то же слово может обозначать разные понятия. Поэтому для создания программ (инструкций компьютеру) используются специально разработанные языки программирования (или алгоритмические языки). Уровни языков программирования Языки низкого уровня (ЯНУ) – машинный язык, ассемблер, - предназначены для обращения к процессору и др. устройствам. Для человека неудобны. Переносимости на другие аппаратные платформы нет. По быстродействию и экономности использования ресурсов ЯНУ являются наиболее эффективными.

Слайд 3

Языки программирования Языки высокого уровня (ЯВУ) – ближе к человеку. Используют термины решаемых задач и не требуют знания устройства компьютера. Одна команда ЯВУ выполняет множество команд ЯНУ. Есть переносимость на другие аппаратные и программные платформы. К ЯВУ относятся: Pascal , Delphi , Basic , Fortran , Prolog , Lisp , … Языки среднего уровня (ЯСУ) – сочетают возможности ЯВУ и ЯНУ. Более эффективные, чем ЯВУ, для программиста проще, чем ЯНУ, но сложнее, чем ЯВУ. К ЯСУ относятся: C , C ++, Forth …

Слайд 4

Трансляторы Трансляторы – программы, переводящие исходный текст программы с символьных языков (команды которых записываются словами) на машинный язык. Различают такие виды трансляторов: Интерпретаторы – После запуска анализируют исходный текст построчно. Выделив отдельную команду, сразу выполняют её или сообщают об ошибке. Позволяют выполнить отдельную команду, не связывая её с другими. Удобны при отладке программы, но неэффективны при работе с готовой программой, так как тратят время на перевод.

Слайд 5

Трансляторы Компиляторы – После запуска анализируют весь исходный текст и записывают на диск готовый перевод в машинных кодах (независимую от с/п исполняемую программу), либо сообщают обо всех обнаруженных ошибках. Полученная исполняемая программа работает эффективно, но для отладки такой транслятор менее удобен.

Слайд 6

Из истории Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт . Языки программирования, имитирующие естественные языки, называются языками « высокого уровня ». Насчитывается несколько сотен языков. Одним из первых языков высокого уровня был Фортран. Используется для инженерных и научных расчетов. В 1958 г. появилась первая версия языка АЛГОЛ. По сути, является родоначальником всех языков. Наиболее известный язык BASIC , созданный в 1965 г. с появлением персональных компьютеров. В начале 70 –х был разработан язык Паскаль. Важное достоинство – это структурный язык программирования ( в ПАСКАЛЕ предусмотрены управляющие структуры – последовательность, выбор, итерация и структуры данных – массивы, записи, файлы, наборы и классы). Разработан в одно время с ПАСКАЛЕМ и язык СИ. Язык АДА. Наибольшая популярность у языка СИ ++ и Java – непосредственного наследника.

Слайд 7

Основные средства языка Любой естественный язык состоит из нескольких основных элементов: символов, слов, словосочетаний и предложений. В любом языке программирования имеются аналогичные структурные элементы: символы , слова , выражения (словосочетания) и операторы (предложения). Символы языка – это элементарные знаки, используемые при составлении любых текстов. Набор таких символов называют алфавитом языка.

Слайд 8

Алфавит языка Паскаль Все латинские прописные и строчные буквы ( A-Z, a-z ) ; Арабские цифры (0,1, 2, … 9); Буквы русского алфавита (в сообщениях, комментариях); Знаки арифметических действий + - * / ; Знаки отношений = > <; Знак присваиваивания := ; Скобки ( ) { } [ ] ; Разделители . , : ; ‘ пробел; Специальные символы ! ? % $ # _ @ C лужебное слово – слово, имеющее определенное смысловое значение. Например, PROGRAM, Begin, End, Var

Слайд 9

Составные части программы заголовок программы р rogram имя программы; раздел описаний; begin раздел операторов; end.

Слайд 10

Идентификаторы Состоят из букв, цифр и знака подчёркивания. Русские буквы не допустимы. Начинаются с буквы или знака подчёркивания. Не различают прописные и строчные буквы.

Слайд 11

Составные части программы Разделы программы отделяются друг от друга ; Заголовок программы задает её имя, состоит из служебного слова Program , имени программы, образованного по правилам использования идентификаторов Паскаля, и точки с запятой. НАПРИМЕР: program my_prog01;

Слайд 12

Составные части программы В разделе описаний объявляются все данные, встречающиеся в программе и их параметры: имя, тип, возможные значения. Раздел команд. В нём описывается алгоритм решения задачи. Этот раздел заключён между словами begin и end . Операторы всегда должны отделятся друг от друга точкой с запятой независимо от того, располагаются они в одной строке текста программы или в разных. После end , последнего в программе, обязательно ставится точка.

Слайд 13

Program имя; label; - раздел меток const; - раздел констант type; - раздел типов var ; - раздел переменных procedure; - раздел процедур function; - раздел функций Begin оператор 1; оператор 2; - - - - - - - - - оператор n ; End. Структура программы на Паскале

Слайд 14

Структура программы В языке Паскаль должны быть описаны все константы, типы, переменные, которые будут использоваться программой. Как правило придерживаются строгого порядка следования описаний. Тело программы начинается со слова begin , затем следуют операторы языка, реализующие решение задачи. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой, могут располагаться в одну строчку или начинаться с новой строки (в этом случае их также необходимо разделять точкой с запятой). Заканчивается тело программы словом end . Рекомендуют операторы размещать по одному в строке.

Слайд 15

Структура программы НАПРИМЕР: Program имя программы; const раздел констант; type раздел типов; var раздел переменных; Begin оператор 1; оператор 2; - - - - - - - - - оператор n ; End.

Слайд 16

Структура программы В тексте программы могут быть комментарии в фигурных скобках или в круглых скобках в сопровождении символа *. Комментарии не выполняются программой, а служат для пояснения её отдельных частей. НАПРИМЕР: program one; Const a=7; Var b, c: real; Begin C:=a+2; B:=c-a*sin(a) end.

Слайд 17

Стандартные типы данных Тип данных определяет возможные значения констант, переменных, функций, выражений, принадлежащих к этому типу, форму представления в ПК и операции, которые могут выполняться над ними.

Слайд 18

Стандартные типы данных Название Диапазон значений Память, байт Byte байтовый 0 - 255 1 Shortint короткий целый (-128) - 127 1 Integer целый (-32768)-32767 2 Word слово 0 - 65535 2 Longint длинный целый (-2147483648)-2147483647 4 Single с одинарной точностью 1,5Е-45 – 3,4Е38 4 Real вещественный 2,9Е-39 – 1,7Е38 6 Double с двойной точностью 5,0Е-324 – 1,7Е308 8 Extended с повышенной точности 3,4Е-4932 – 1,1Е4932 10 Comp сложный (-2Е63+1) - 2Е63-1 8 Char символьный Символы кодовой таблицы 1 Boolean логический true, false 1

Слайд 19

Типы данных делятся на Скалярные ( простые ) Стандартные – предлагаются разработчиками ТР. Пользовательские – перечисляемые и интервальные. Структурированные ( составные ) Строки Массивы Множества Записи файлы

Слайд 20

Данные целого типа (integer) 1. Константа целого типа – любое десятичное число, записанное без точки («+» или «-»). Диапазон от - 32768 до + 32767 2. Переменные целого типа – это переменные, принимающие в качестве своих значений константы целого типа. 3. Над данными целого типа можно выполнять арифметические операции , которые дают целый результат: а) сложение; б) вычитание; в) умножение; г) деление с отбрасыванием дробной части – DIV ; (например, 5 div 3 = 1) д) получение целого остатка при делении целого данного на целое – MOD (например, 5 mod 3 = 2).

Слайд 21

Данные действительного типа ( real ) 1. Константы действительного типа могут быть представлены в двух видах: с фиксированной точкой и плавающей точкой. Константа с фиксированной точкой может изображаться десятичным числом с дробной частью. Дробная часть отделяется от целой точкой. В математике для изображения очень больших и малых чисел используется запись числа с десятичным порядком. В Паскале они имеют следующий вид: mEp , где m – мантисса, E – признак записи числа с десятичным порядком, р – порядок числа. Например, 4Е-5, 0.547Е+3, 5.47Е+1, 54.7Е+1 2. Переменные действительного типа – это переменные, принимающие в качестве своих значений числа с фиксированной точкой или плавающей. 3. Арифметические операции : а) сложение; б) вычитание; в) умножение; г) деление.

Слайд 22

Данные логического типа ( boolean ) 1. Логические константы – TRUE (истина), FALSE (ложь). 2. Переменные логического типа принимают одно из этих значений. 3. Для сравнения: >,<,=,<>,>=,<= Операции : а) OR - логическое сложение (или); б) AND - логическое умножение (и); г) NOT – логическое отрицание (не).

Слайд 23

Данные символьного типа ( char ) Данные символьного типа позволяют представлять в программах тексты и производить над ними некоторые редакционные операции. Символьная или литерная константа – это любой символ языка, заключенный в апострофы. Символьная переменная - это переменная, принимающая значение символьной константы. Операции : >,<,=,<>,>=,<=

Слайд 24

Стандартные функции: Функция Обозначение Модуль числа Abs(x) Синус Sin(x) Косинус Cos(x) Арктангенс Arctan(x) ПИ Pi е х Exp(x) Натуральный логарифм Ln(x) Х 2 Sqr(x) Корень квадратный из х Sqrt(x) Целая часть числа Int(x) Дробная часть числа Frac(x ) Округление числа Round(x) Отсекание дробной части Trunc(x) Случайное число от 0 до 1 Random Случайное число от 0 до n Random (n)

Слайд 25

Остальные часто встречающиеся функции (тангенс, арксинус и т.д.) моделируются из уже определенных с помощью известных математических соотношений. НАПРИМЕР: tg(x)=sin(x)/cos(x) Определенную проблему представляет возведение в степень. Если значение степени n – целое, то можно n раз перемножить х или воспользоваться формулой: Для положительного х exp(n*ln(x)) Для отрицательного х -exp(n*ln(abs(x)))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ КУРС ЛЕКЦИЙ

Курс лекций по предмету "Введение в педагогическую деятельность"...

Введение в основы информационной экономики

Введение в основы информационной экономики...

Основы языка программирования .Паскаль

Разработка урока предусматривающая работу в Паскале...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Графика и анимация в Паскаль АВС

Данная разработка предназначена для учащихся 7-9 классов, изучающих программирование на языке Паскаль.Уроки позволят освоить элементы графики и анимации в ПаскальАВС. Процесс создания графики вызывает...

Графика и анимация в Паскаль АВС

Данная разработка предназначена для учащихся 7-9 классов, изучающих программирование на языке Паскаль.Уроки позволят освоить элементы графики и анимации в ПаскальАВС. Процесс создания графики вызывает...

Памятка Треугольник Паскаля

Материал для проведения расчетов по математике на тему Треугольник Паскаля...