Методическое обеспечение олимпиады профессионального мастерства – не набор документов, а действенный инструмент результативности…
методическая разработка на тему
Методические рекомендации для организации и проведения первого этапа олимпиады профессионального мастерства...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиады профмастерства | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: А.Л. Ватолина, мастер производственного обучения по профессии
«Оператор ЭВМ», ПУ №97, г.Красноуфимск
Методическое обеспечение олимпиады профессионального мастерства – не набор документов, а действенный инструмент результативности…
Современные экономические условия характеризуются ростом требований работодателей к квалификации и качеству подготовки рабочих и специалистов, ужесточением конкуренции на рынке труда, появлением новых профессий, изменением внешней среды, влияющей на состояние профессионального образования. В складывающихся условиях актуальным становится формирование принципиально новой системы отношений между учреждениями профессионального образования, предприятиями, объединениями работодателей, профессиональными союзами, службами занятости и т.д., то есть системы социального партнерства в сфере профессионального образования.
Быстрые технологические изменения, развитие информационных технологий, меняющая организация труда требует от работников более широких умений и компетенций, чем раньше. В настоящее время растет востребованность умений, которые могут быть перенесены из одной сферы деятельности в другую. Повышается роль коммуникативных и социальных умений, работать в команде, принимать решения. В этой связи профессиональное обучение приобретает особую значимость, как для отдельной личности, так и для работодателя и общества в целом. Требования работодателей к персоналу в различных секторах экономики Свердловской области охватывают широкий диапазон компетенций. В условиях многопрофильной экономики региона квалифицированный работник (специалист) должен сочетать в себе готовность к выполнению как профессиональных, так и социально-ориентированных функций, что позволит ему быть социально и профессионально успешным.
В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства работников. Одной из форм повышения уровня профессионализма обучающихся в системе начального профессионального образования являются олимпиады профессионального мастерства, проводимые совместно с социальными партнерами.
Олимпиада профессионального мастерства проводится в рамках ежегодного Областного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» в целях выявления уровня освоения обучающимися компетенций с учетом требований Р(О)К ГОС НПО и СПО Свердловской области.
Основная цель олимпиады – создание благоприятных условий для проявления и развития творческой инициативы обучающихся, реализации их профессиональных способностей и интересов; мотивация педагогов на интеллектуально-творческой и практической деятельности обучающихся. В процессе подготовки и проведения олимпиад профессионального мастерства у участников ликвидируются некоторые проблемы в знаниях, вырабатываются умения решать проблемные задачи.
Для качественного проведения олимпиады профессионального мастерства необходимо разработать методическое обеспечение. Его структура может быть следующей:
- нормативное обеспечение (федеральные, региональные документы и документы образовательного учреждения, регламентирующие олимпиады профессионального мастерства);
- информационное обеспечение (информационные стенды для учащихся и педагогов, рекомендации для подготовки учащихся);
- аппаратное и программное обеспечение (требование к технической базе и программному обеспечению);
- экспертное обеспечение (рейтинг-листы).
Нормативное обеспечение
Нормативное обеспечение по проведению олимпиады профессионального мастерства представлено рядом документов:
- Положение об олимпиаде профессионального мастерства среди учащихся учреждений начального профессионального образования в 2004-2010 гг.
- Положение об олимпиаде профессионального мастерства по профессии «Оператор ЭВМ» проектируется оргкомитетом совместно со старшим мастером, согласуется с методическим Советом и утверждается директором училища, доводится до сведения участников олимпиады не менее чем за 1 месяц до проведения олимпиады (I, II, III курсы)
- Приказ о создании оргкомитета, который является основным координирующим органом по подготовке и проведению олимпиады.
Информационное обеспечение
Информационные стенды для учащихся, находящиеся в коридорах и в производственных мастерских, содержат следующую информацию:
- Положение об олимпиаде профессионального мастерства.
- Рекомендации учащимся и педагогам по подготовке и проведению олимпиады профессионального мастерства.
- Конспект занятия.
- График проведения олимпиад профессионального мастерства по курсам.
- Фотовыставки участников олимпиады прошлых лет.
Аппаратное и программное обеспечение
Этап выполнения практической задачи предполагает использование компьютерного класса, оснащенного медиапроектором, ПК /CPU не ниже Celeron 1800MHz /128Mb RAM/HDD 4Gb/ и установленным программным обеспечением /MS Windows XP, Microsoft Office XP, графические пакеты Adobe Photoshop, Corel Draw/.
Для реализации своих идей учащиеся могут воспользоваться различными источниками информации, а так же заранее подготовленными материалами на электронных носителях.
Экспертное обеспечение
В Положении об олимпиаде профессионального мастерства представлен раздел «Критерии оценивания», согласно которому разрабатывается рейтинговый лист оценивания профессиональной компетентности участников олимпиады профессионального мастерства.
В ходе олимпиады, на всех этапах жюри оценивает качество представленных каждым участником материалов. Жюри олимпиады присутствует при выполнении практического задания участниками, оценивает деятельность претендентов и заносит результаты в рейтинг-лист. По итогам олимпиады мастером заполняется отчетный лист, который сдается в учебную часть для поощрения отмеченных учащихся.
Подготовка и проведение олимпиады профессионального мастерства
Проведение олимпиад в нашем образовательном учреждении начиная с 2004 года стало традиционным. Их тематика соответствует общей теме года, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования. К примеру, в 2009-2010 учебном году олимпиада проходила в период празднования 65-летия победы Советского народа в Великой Отечественной войне.
Олимпиада является поэтапным квалификационным испытанием при закреплении, оценивании знаний, умений и навыков учащихся I, II и III курса Красноуфимского профессионального училища №97 после прохождения соответствующих тем образовательных программ по предметам как общеобразовательного, так и профессионального циклов.
Олимпиада проходит в два тура: теоретический и практический.
Теоретический тур содержит вопросы профессионального цикла. Проводится в форме теста. Тест разработан в соответствии с темами пройденного материала и соответствует первому уровню усвоения (узнавание изученного ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной деятельности с подсказкой). Тест выполнен средствами MS Power Point. Смена сладов происходит автоматически через 40 секунд. Каждый слайд содержит вопрос и предлагаемые варианты ответов, из которых учащимся нужно выбрать правильный и записать на листе бумаги. Жюри с помощью ключа выставляют количество баллов в рейтинг листы. За 1 правильный ответ – дается 1 балл.
Практический тур олимпиады содержит конкретную профессиональную задачу:
- I курс – набор и редактирование текста;
- II курс – создание газетной странички;
- III курс – создание коллажа (буклета) и его публичная презентация.
При решении поставленной задачи обучающиеся раскрывают способность к продуктивной, самостоятельной деятельности. Выполнение практической работы соответствует второму (самостоятельное выполнение типовой деятельности) и третьему (создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности) уровню усвоения.
Этап подготовки к выполнению практического тура включает:
- согласование тематики будущей практической работы с учетом практической значимости;
- обоснование выбора программного продукта /MS Word, MS PowerPoint, Publisher, Adobe PhotoShop/;
- отбор и анализ используемых материалов, помещенных на электронный носитель /текстовый документ, файлы графических форматов, сканированные документы и фотографии/.
Выполнение практического тура проходит в компьютерном классе, оснащенном соответствующей компьютерной техникой, с установленным программным обеспечением. На его выполнение отведено от 80 до 120 минут учебного времени.
Разработка комплексного методического обеспечения олимпиады профессионального мастерства снимает многие проблемы и позволяет:
- координировать подготовку и проведение олимпиады профессионального мастерства;
- качественно подготовить олимпиаду и участников;
- оптимизировать труд учащихся и педагогов;
- снизить функциональную нагрузку учащихся, педагогов.
Можно сделать следующие выводы и предложения:
- олимпиады профессионального мастерства являются комплексным показателем деятельности образовательного учреждения;
- методическое обеспечение олимпиады профессионального мастерства включает в себя разработанные нормативные и методические документы, инструментарий оценивания;
- методическое обеспечение олимпиады профессионального мастерства должно корректироваться ежегодно оргкомитетом, методическими службами с привлечением социальных партнеров.
После проведения олимпиады профессионального мастерства проводится анализ по следующим направлениям:
- удовлетворенность полученным результатом;
- выявление проблем в результате прохождения олимпиады профессионального мастерства;
- содержание изменений методического обеспечения олимпиады в контексте выявленных проблем на следующий учебный год.
Качественная разработка и постоянное совершенствование нормативной и методической документации является составной частью задачи создания комплексного методического обеспечения олимпиады. Важно, чтобы эта вся документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности олимпиады профессионального мастерства.
Литература
- Олимпиада профессионального мастерства: содержательный и организационно-деятельностный аспекты. Методические рекомендации ИРРО. Екатеринбург, 2001.
- Положение об олимпиаде профессионального мастерства среди учащихся учреждений начального профессионального образования в 2008-2009 году. Екатеринбург. Министерство общего и профессионального образования, 2007.
- Файзуллина Г.З. Методика проведения конкурсов профессионального мастерства. Приложение № 5 к журналу. Издательский центр АПО. М., 2002.
- Щепотихин А.Ф. Методическая работа - важнейшее условие повышения качества подготовки специалистов //Специалист. - 1999. - № 12. - С. 13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задание для проведения олимпиады профессионального мастерства обучающихся по укрупненной группе специальностей 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» профессиональных образовательных организаций Смоленской области
Задания по расчету ТЭП работы п/с...
Тестовые задания для проведения олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования укрупненной группы 43.00.00 Сервис и туризм (региональный этап)
Тестовые заданиядля проведения олимпиадыпрофессионального мастерства обучающихся по специальностямсреднего профессионального образованияукрупненной группы 43.00.00 Сервис и туризм(региональный этап)...
Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования
Выступление на заседании методического совета колледжа 23 ноября 2017 года....
2.1. Результаты участия обучающихся в олимпиаде профессионального мастерства по специальностям СПО - подготовка победителей олимпиады профессионального мастерства на уровне О
2.1. Результаты участия обучающихся в олимпиаде профессионального мастерства по специальностям СПО - подготовка победителей олимпиады профессионального мастерства на уровне ОУ....
Дополнительная общеобразовательная программа подготовки к участию во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования укрупненная группа специальностей 15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ
Дополнительная общеобразовательная программа подготовки участников к участию во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессиональног...
Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования. Региональный этап по УГС 38.00.00 "Экономика и управление"
Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования. Региональный этап по УГС 38.00.00 "Экономика и управление"...
Приказ № 312-о от 06.02.2020 г. об обеспечении организации и проведения региональной олимпиады профессионального мастерства
Приказ № 31/2-о от 06.02.2020 г. об обеспечении организации и проведения региональной олимпиады профессионального мастерства...