Методическая разработка по информатике "Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся структурой на языке Turbo Pascal"
методическая разработка по теме

Федорова Ирина Петровна

Данная методическая  разработка создана с целью оказания преподавателю методической помощи составления программ на языке программирования Turbo Pascal.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_-_turbo_paskal-vetvlenie.doc947 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

 МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 (ГОУ СПО МК №4)

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

по теме:

«Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся алгоритмической структурой »

Дисциплина  - «ИНФОРМАТИКА»

Специальность:

060109 «Сестринское дело» 51 (среднее профессиональное образование базовой  подготовки) 1 курс

2010г.

Автор:

Федорова И. П. –  преподаватель дисциплины «Информатика» ГОУ СПО МК №4 Департамента Здравоохранения города Москвы,  высшая квалификационная категория

Рецензенты:

Машукова Н.Г.  - преподаватель математики высшей квалификационной категории ГОУ СПО ММУ  № 17 Департамента Здравоохранения города Москвы.

Почетный работник образования РФ

Михеева А.Г. –  зав. очно-заочного (вечернего) отделения преподаватель высшей квалификационной категории  ГОУ СПО МК №4 Департамента Здравоохранения города Москвы

ЦЕЛЬ  СОЗДАНИЯ  МЕТОДИЧЕСКОЙ  РАЗРАБОТКИ

по теме 

«Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся алгоритмической структурой »

по дисциплине «Информатика»  для специальности  060501 «Сестринское дело» 51 (среднее профессиональное образование базовой  подготовки) 1 курс.

Методическая разработка практического занятия по теме «Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся алгоритмической структурой »   создана с целью оказания преподавателю методической помощи для эффективного формирования знаний,  умений и практических навыков у студентов составления программ на языке программирования Turbo Pascal и для приобретения навыков работы в интегрированной инструментальной оболочке языка программирования Turbo Pascal 7.0.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………

5

Методический блок……………………………………………………………

7

рекомендации по работе с методической разработкой…………………...

8

мотивация деятельности……………………………………………………

10

 актуальность темы, цели занятия…………………………………………

12

междисциплинарные интеграционные связи……………………………….

13

внутридисциплинарные  связи………………………………………………..

14

технокарта ……………………………………………………………………..

15

структура занятия……………………………………………………………

16

ход занятия…………………………………………………………………….

16

место проведения занятия и оснащение……………………………………

17

критерии оценок……………………………………………………………….

18

оценочный лист………………………………………………………………..

18

инструкция для тестирования Super Test………………………………….

19

список литературы……………………………………………………............

20


домашнее задание (задание для самостоятельной внеаудиторной

работы студентов)…………………………………………………………….

21

Информационный блок……………………………………………………..

23

Алфавит языка Паскаль …………………………………………………….

24

Специальные символы………………………………………………….

24

Составные символы………………………………..…………………………

24

Зарезервированные слова Паскаль …………………………………….….

25

Словарь использованных английских слов…………………………………

26

Условный оператор. Полная и неполная развилка………………………..

30

Блок контроля знаний………………………………………………………

33

Контроль исходного уровня знаний……………………………..…….

33

проверка домашнего задания……………………………………………….

35

Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)…….…………….

39

Материалы для закрепления изученного……………………

Контроля эффективности обучения……………………………….....

39

компьютерное тестирование…………………………………….

итоговый контроль знаний………………………………………   

40

эталоны ответов……………………………………………………

45

 Приложение………………………………………………………………………

Пример оформления слайда……………………………………………………………..

Приложение 1. Мультимедийная презентация на тему ««Многовариантное ветвление»………………………………………………………………………………

Приложение 2. …………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество предъявляет большие требования к предоставлению информации.

Сегодня, когда объем информации растет с каждым днем, невозможно представить специалиста в любой профессиональной деятельности без знаний технологии обработки информации.

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, — принадлежит к числу важнейших направлений процесса информатизации современного общества.

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся алгоритмической структурой»  по дисциплине «Информатика» для специальности 060109 «Сестринское дело» 51 (среднее профессиональное образование базовой  подготовки) 1 курс.

В методическом блоке подробно изложен ход занятия, перечислены формы и методы работы, указаны междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, дана мотивация темы, оснащение занятия.

В блок контроля знаний включены эталоны ответов для проверки домашнего задания, эталоны ответов для самоконтроля к тестовым заданиям и вопросам для актуализации опорных знаний, инструкция к рейтинг- листу и критерии оценки. Для проверки контроля эффективности обучения предлагается самостоятельная работа из 14 вариантов (для каждого студента свой вариант) по две задачи в каждом варианте, ни одна задача не повторяется. Приведены эталоны ответов решения каждой задачи.

В информационном блоке содержится изложение теоретической основы темы. Для улучшения восприятия студентами и облегчения работы преподавателя на уроке прилагается презентация в Microsoft PowerPoint.

Навыки, полученные при изучении данной темы, понадобятся студентам в процессе дальнейшей учебы, помогут при изучении следующих тем языка программирования.

Для практической работы подобран актуальный содержательный материал,  помещенный в информационном  блоке и в блоке контроля эффективности обучения для самостоятельной практической работы на занятии. Задания даны таким образом, чтобы показать студентам широкие возможности применения формируемых на данном занятии умений и навыков при изучении других дисциплин (математика, физика, химия).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ

С МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКОЙ

Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих знания и умения, которыми должен обладать студент по окончании изучения темы.

Исходный уровень знаний студентов определяется в процессе проверки домашнего задания с помощью решения сканворда.  

Вопросы для актуализации опорных знаний применяются в ходе фронтального опроса, завершая этап контроля исходного уровня знаний студентов и мобилизуя, имеющиеся знания студентов для усвоения новой информации.

Закрепление изученного материала проводится с помощью практической работы (решение задач под контролем преподавателя) и программированного контроля исходного уровня знаний  с помощью ПК, расположенного  в  блоке контроля.  

Практическое занятие, проводимое по данной разработке, помимо контроля исходного уровня знаний включает в себя следующие компоненты контролирующего блока:

Выполнение самостоятельной работы (составление программ для решения двух задач - проводится с целью закрепления изученного материала по теме занятия). Самостоятельная работа представляет собой 14 разноуровневых вариантов(на каждого студента свой вариант)по две задачи в каждом варианте, всего 28 задач (ни одна задача не повторяется);

Отладка составленных программ – для приобретения навыков работы в интегрированной инструментальной оболочке языка программирования Turbo Pascal 7.0.  (контроль эффективности обучения с помощью ПК);

 В зависимости от степени владения студентом материалом, ему может быть предложено, выполнить дополнительное задание, также представленное в приложении.

Для реализации целей, в связи с использованием различных методов и технологий в каждой группе студентов, используется представленная в методической разработке технологическая карта занятия, имеющая ориентировочный характер.

Продолжительность каждого этапа занятия может варьировать в зависимости от исходного уровня знаний и работоспособности студентов.

С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью презентации в MS Power Point, расположенной в приложении. 

В качестве домашнего задания студентам предлагается разгадка кроссворда и составление программ для двух задач, с последующей их отладкой на уроке на ПК

Мотивация деятельности

В конце 50-х годов для облегчения труда программистов начали создаваться языки программирования высокого уровня, формальные языки, кодирующие алгоритмы в привычном для человека виде (в виде предложений). Такие языки программирования строились на основе использования определенного алфавита и строгих правил построения предложений (синтаксиса).

Наиболее широко распространенным типом языков программирования высокого уровня являются процедурные языки. В таких языках широко используются управляющие конструкции (операторы), которые позволяют закодировать различные алгоритмические структуры (следование, ветвление, цикл).

Одним из первых процедурных языков программирования был известный всем Basic, созданный в 1964 году. Другим широко распространенным языком программирования алгоритмического типа является Pascal.

Язык программирования Паскаль был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в 1968-1970 гг. как язык обучения студентов программированию.

С тех пор Паскаль становился всё более и более популярным, причем не только, как язык для обучения принципам программирования, но и как средство создания достаточно сложного программного обеспечения.

В своем первоначальном виде Паскаль имел довольно ограниченные возможности, но расширенный вариант этого языка – Turbo Pascal является мощным языком программирования.

Огромную роль в массовом распространении Паскаля сыграла компания Borland International. Она сумела создать знаменитую Turbo-среду разработки. Это был огромный шаг вперед в облегчении процесса программирования.

Почему Turbo? Turbo в переводе с английского сленга означает ускорение. Компилятор, входящий в состав Turbo Pascal очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды.

АКТУАЛЬНОСТЬ   ТЕМЫ

На прошлом занятии мы выяснили, что число используемых языков программирования сейчас достаточно велико. К числу наиболее распространённых относится язык программирования Pascal.

Для исполнения написанной программы на компьютере необходимо загрузить в оперативную память систему программирования Pascal. Для этого используйте ярлык на Рабочем столе.

То, что вы видите сейчас на экране и есть интегрированная инструментальная оболочка языка программирования Turbo Pascal 7.0. По внешним признакам её можно разделить на три области.

Первая – область многооконного текстового редактора: размещаются и редактируются тексты программ.

Вторая – «меню» управления всеми ресурсами.
Третья – нижняя часть экрана: строка подсказок.

Междисциплинарные связи

Междисциплинарные связи

ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ  ТЕМЫ

Технологическая карта занятия

Дисциплина - «ИНФОРМАТИКА»

Тема: «Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся алгоритмической структурой » 

Вид занятия – практическое занятие.

Тип занятия – комбинированное занятие.

Цель: способствовать формированию  у студентов представления о технологии создания простых программ на языке программирования Turbo Pascal ; способствовать выработке  навыков и умений в освоении приемов отладки программ в интегрированной инструментальной оболочке языка программирования Turbo Pascal 7.0.  

Развивающая цель: способствовать развитию  алгоритмического мышления,  памяти, внимания, навыков работы на компьютере, самостоятельности при работе,  формирования познавательных интересов.

Воспитательная цель: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, аккуратности, усидчивости, уверенности в своих силах при решении задач.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Знать:

основные типы данных и формы их представления для обработки на компьютере;

операторы ввода, вывода, присваивания и условные операторы языка программирования;

 основные сведения об условном операторе в языке программирования Turbo Pascal 7.0

Уметь:

производить численные расчеты на компьютере с использованием стандартных функций;

использовать стандартные алгоритмы для решения учебных задач;

записывать на языке программирования алгоритм решения учебной задачи и отлаживать ее.

Структура занятия

Время

2

10

15

20

21

30

35

40

45

50

55

60

65

70

75

80

85

90

№ элемента

1,2

3

3,4

4

4

4

4

5

5

6

6

        7

8

Использование НПТСО и др.

        

ХОД ЗАНЯТИЯ:

№ элемента

Этапы занятия

Описание деятельности


Цель деятельности

Преподавателя

Студентов

1

2

3

4

Организа-ционный момент

Приветствует.

Проверяет готовность студентов к занятию (внешний вид, наличие рабочей тетради и т.д.).

Отмечает отсутствующих.

Готовятся к занятию

Воспитывать организованность и ответственность

Активи-зация познава-тельного процесса

Мотивация темы. Постановка цели. Формулировка задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, знакомство с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок.

Слушают.

Записывают название темы и цели в рабочую тетрадь.

Привлечь внимание, аргументировать значимость данной темы

Контроль исходного уровня знаний

Проверка домашнего задания – проверка сканворда

Актуализация опорных знаний– фронтальный опрос (Осуществляет контроль по материалу предыдущих занятий)

Проверяют друг друга.

Отвечают на поставленные вопросы

Развить умение анализировать и делать выводы по предложенной теме.

Проверить и оценить знание терминологии, внести коррекцию, закрепить знания.

Изучение нового материала

Теоретическая основа темы:

Изучение нового материала- рассказ преподавателя

Просмотр презентации «Многовариантное ветвление»

Алгоритм решения задач

1. Слушают преподавателя, конспектируют, задают уточняющие вопросы

2. Просмотр презентации

3. Слушают объяс-нение алгоритма решения задач, конспектируют

Организовать познавательную деятельность студентов

Активизировать внимание

Формировать умения, закреплять навыки

4

Закрепление  изученного  материала

Практическая работа: решение задач под контролем преподавателя 

Компьютерное тестирование по теме «Программирование на языке  Turbo Pascal»

Решают задачи у доски

 Контроль усвоения материала проводится с использованием компьютерного тестирования

Систематизировать практическую деятельность

Получить  объективную информацию по усвоению пройденного материала

Перерыв

 

6

Контроль эффектив-ности обучения

Самостоятельная практическая  работа:

Составление программ на языке программирования Turbo Pascal (2 задачи).

Предлагает приступить  к  выполнению практической работы.

Наблюдает за ходом выполнения практической работы в целом и за работой каждого студента. Обращает внимание студентов на правильное выполнение заданий

Отладка задач самостоятельной работы в среде Turbo Pascal

Оценивает самостоятельную работу студентов

 Решают задачи самостоятельно в тетради. После проверки заданий преподавателем и оценивания их , начинается отладка заданий в среде Turbo Pascal.

Получить  объективную информацию по усвоению пройденного материала, провести коррекцию ошибок, оценить деятельность  студентов.

7

Рефлексия

Самооценка «Я – пара – группа»

Заполнение рейтинг - листа

Анализируют занятие, обобщают получен-ные знания, оценива-ют степень достиже-ния целей занятия, обосновывают прак-тическую значимость полученных умений и знаний

8

Подведение итогов занятия

Обобщение, подведение итогов:

Оценивает работу бригады в целом и каждого студента в отдельности. Обсуждает со студентами результаты занятия, делает акцент на основные ошибки, поощряет, напутствует и выставляет среднюю оценку за занятие в журнал

Обоснование и объявление оценок. Итоговая  оценка  за занятие выставляется как средняя по контролю исходного уровня знаний, контролю усвоения материала и практических навыков.

Показывают рабочую тетрадь с объемом выполненных работ, проводят анализ ошибок совместно с преподавателем.

Отвечают на вопросы преподавателя

Получить объективную информацию о степени усвоения пройденного материала.

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Записывают в рабочую тетрадь.

Закреплять пройденный материал.

Место проведения занятия: кабинет №32 «Информатика».

Оснащение занятия: 

Мультимедийная  презентация «Многовариантное ветвление»

Инструкция №1

Инструкция №2

Эталоны  к заданиям  для самоконтроля.

Критерии оценки самостоятельной практической работы.

Критерии оценок за выполнение заданий.

Общие критерии оценки за выполненные задания.

Приложение 

Средства ТСО:

Персональный компьютер                                                15

Монитор                                                                                15

Клавиатура и мышь                                                        15

Сканер                                                                                1

Локальная сеть                                                                1

   

Инструкция № 1

Инструкция к оценочному -листу

Уважаемые студенты !

Контроль знаний и умений проводится преподавателем и студентами на каждом этапе на протяжении всего практического занятия и фиксируется в оценочном листе группы.

Общие критерии оценки за выполненные задания

Оценка

Количество баллов

«5» (отлично)

26 - 30 баллов

«4» (хорошо)

21 - 25 баллов

«3» (удовлетворительно)

16 -20  баллов

«2» (неудовлетворительно)

0-15 баллов

Если вы получили оценку «2», вам следует повторно изучить эту тему.

Оценочный-лист

Группа №                      Бригада №

Фамилия, имя студента

Оценки, полученные на этапах работы

Кол-во баллов

Итоговая оценка

Домаш-няя работа

Фронтальный опрос

Тестиро-ваниея

Само-оценка

Выполнение заданий

№1

№2

№3

№4

Инструкция №2

Инструкция для работы с тестом в программе «SuperTest»

Уважаемый студент, прежде чем приступить к работе внимательно прочитайте инструкцию.

Вы можете пройти тест только один раз

Тест рассчитан на 10 минут (примерно по 55 сек  на каждый вопрос)

Пожалуйста откройте на рабочем столе папку «Super Test» и щелкните по значку «?» левой кнопкой мыши.

Введите пожалуйста фамилию и имя.

Введите номер группы.

Щелчком мыши выберите тест.

Запустите тест щелчком по кнопке «→Начать тест».

Прочитайте внимательно вопрос теста и комментарии к нему.

Просмотрите возможные варианты ответа. Вы должны выбрать только одинн правильный ответ на вопрос.

Откройте выбранный Вами ответ и щелкните по надписи «Я думаю этот ответ является верным».

Дайте команду «Принять ответ» щелчком по соответствующей кнопке. На экране появится сообщение о правильности вашего выбора.

Для перехода к следующему вопросу нажмите клавишу «Enter» или щелкните мышкой на «ОК».

По завершении теста ознакомьтесь с результатами и пригласите преподавателя или студента - эксперта.

Список литературы

Литература для студентов:

Основная

В.П. Попов Turbo Pascal для школьников. Москва. «Финансы и статистика» 2004г.

Дополнительная

Д.М. Ушаков, Т.А. Юркова Паскаль для школьников. ПИТЕР. 2005 г.

Написать программу для решения задачи с использованием условного оператора.

Задача: Из трёх введенных чисел напечатать только отрицательные.

Разгадать  кроссворд, включающий термины по теме «Программирование на языке Turbo Pascal»

Кроссворд

1

2

1

5

3

4

2

6

3

5

6

7

7

Вопросы

по  горизонтали:

по вертикали:

1.

Операция вычисления частного от целочисленного деления.

1.

Атрибут, указывающий, что переменная является целочисленной величиной

2.

Слово, с которого начинается заголовок программы.

2.

С этого служебного слова начинается  раздел описаний (объявлений) программы.

3.

Слово, которое по-русски означает «Если»

3.

Оператор вывода данных на экран

4.

Атрибут, указывающий, что переменная является дробной величиной

4.

Операция вычисления остатка от целочисленного деления.

5.

Оператор ввода данных с клавиатуры.

5.

Операторные скобки

6.

Слово, которое встречается как в  полной, так и в неполной  форме условного оператора.

6.

Союз, который означает "И"

7.

Слово, которое встречается только в полной форме условного оператора.

7.

Слово, которое указывает конец программы или операторных скобок

Алфавит языка Паскаль:

Буквы: прописные и строчные буквы латинского алфавита и знак подчеркивания <_>;

Цифры: 0123456789;

Специальные символы:

+

-

*

/

>

<

=

;

#

плюс

минус

звездочка

дробная черта

больше

меньше

равно

точка с запятой

номер

апостроф

,

.

:

[ ]

{ }

$

( )

^

@

запятая

точка

двоеточие

квадратные скобки

фигурные скобки

знак денежной единицы

круглые скобки

тильда

коммерческое а

пробел

Составные символы:

:=

<>

..

(* *)

<=

>=

(. .)

присваивание

не равно

диапазон значений

альтернатива { }

меньше или равно

больше или равно

альтернатива [ ]

Зарезервированные слова Паскаль:

absolute

and

array

asm

begin

case

const

constructor

div

go to

do

downto

destructor

else

end

exports

external

file

for

forward

function

if

implementation

in

inline

interrupt

interface

inherited

Абсолютный

Логическое И

массив

ассемблер

Начало блока

вариант

константа

Конструктор

Деление нацело

переход к

выполнять

уменьшить до

разрушитель

иначе

Конец блока

Экспорт

Внешний

Файл

Для

опережающий

Функция

Если

Выполнение

В

Встроенный

Прервать

Интерфейс

Унаследованный

label

library

mod

nil

not

or

of

object

packed

procedure

program

record

repeat

set

shl

shr

string

then

to

type

unit

until

uses

var

while

with

xor

метка

Библиотека

Остаток от деления

отсутствие

логическое  Не

логическое   Или

Из

Объект(цель)

Упакованный

Процедура

Программа

запись

повторение

множество

сдвиг битов влево

сдвиг битов вправо

строка

Тогда

увеличивая

Тип

модуль

До

Использования

переменная

пока

с

исключающее Или

Словарь использованных английских слов

Pascal – Паскаль

Turbo – Турбо

Uses – использовать

Label – метка

Const – постоянная

Type – тип

Var – от слова variation – переменная

Procedure – процедура

Function – функция

Begin – начало

End – конец

System – система

Write – писать

Line – линия

Tutor – учитель

Item – значение

Read – читать

Sum – сумма

Bal – балл

Byte – байт

Short – короткий

Integer – целое число

Long – длинный

True – истина

False – ложь

Boolean – логический

String – строка

Name – имя

Number – номер

Word – слово

Array – массив

Record – запись

Set – устанавливать

File – файл

Double – двойной

Single – единственный

Real – реальный (вещественный)

Comp – от слова compact – уплотненный

Extended – расширенны (продленный)

Char – случайность (здесь:символьный)

Break – прерывать        

MS DOS – аббревиатура от Microsoft Disc Оperation System – дисковая операционная система фирмы Microsoft

Ctrl - от слова Control – контроль (управление)

Shift – изменение

Alt – от слова alter – изменять

Window – окно

Close – закрыть

New – новый

Save – сохранять

As – как

Edit – редактировать

Copy – копировать

Hello – привет

Run – поехали

Clear – очищать

Enter – ввод

Past – прошлый

Cut – отрезок

Option – выбор

Environment – окружение

Color – цвет

Comment – комментарий

Identifier – идентификатор

Symbol – символ

Open – открывать

Second – второй

PI – пи = 3,14..

First – первый

Dialog – диалог

Age – старше

Now – сейчас

Year – год

Tg – тангенс

Sin – синус

Cos – косинус

Sqr – от square - квадрат

Sqrt – от square root – квадратный корень

Exercise – упражнение (пример)

Result – результат

Abs – от слова absolute – абсолютный

Div – отделение

Mod – от слова module – модуль

Or – или

And – и

Not – нет

Random – случайный

Trunk – ствол (магисталь)

Logic – логика

Operation – операция

If – если

Then – тогда

Else – иначе

Mark – марка

Condit – от слова condition – условие

Phrase – фраза

Case – случай

Of – из

Repeat – повторять

Until – до

While – пока

Do – делать

Cycle – цикл

For – для

To – до

Downto – сочетание слов down (вниз) и to (до)

Regular – регулярный


Теоретическая основа темы

Изучение нового материала  (с демонстрацией презентации)

«Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся алгоритмической структурой»

УСЛОВНЫЙ ОПЕРАТОР
ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ РАЗВИЛКА

или оператор условного перехода IF

На практике решение большинства задач не удается описать с помощью программ линейной структуры. При этом после проверки некоторого условия выполняется та или иная последовательность операторов, однако происходит нарушение естественного порядка выполнения операторов. Для этих целей используют управляющие операторы.

Оператор условия if является одним из самых популярных средств, изменяющих естественный порядок выполнения операторов программы.

Условный оператор используется для реализации разветвлений в программе, которые происходят при выполнении некоторого условия.

Синтаксическая диаграмма оператора условия if выглядит так:

                

Как видно из диаграммы , он может принимать одну из следующих форм:

Полная (расширенная) форма оператора if:

If <условие> then <Серия1>

если <условие> То <Серия 1>

else <Серия2>;

Иначе <Серия2>;

Выполнение условного оператора начинается с вычисления значения логического выражения, записанного в условии. Простые условия записываются в виде равенств или неравенств. Сложные условия составляют из простых с помощью логических операций.  В результате его вычисления получается выражение булевского типа.

Если логическое выражение, выступающее в качестве условия,  принимает значение True  (истина), то управление передаётся  операторам    < Серия1> (это может быть один оператор или несколько операторов, заключенных в операторные скобки begin-end),  расположенным   после then (ТО),  после чего управление передаётся оператору, следующему сразу за оператором if (т.е. стоящему  после ; ).

Если логическое выражение, выступающее в качестве условия, принимает значение  False (ложь), то управление передаётся  операторам  <Серии 2> (это также может быть один оператор или несколько операторов, заключенных в операторные скобки), расположенным  после else,  после чего  выполняется  оператор,  следующий  сразу за оператором if (т.е. стоящему после ; ).

При записи логического выражения следует избегать знака = (равно) для действительных переменных, так как они представляются неточно, а поэтому может не произойти совпадений значений выражений, стоящих слева и справа от знака равно. Для устранения указанного недостатка следует требовать выполнения условия с заданной точностью, т.е. вместо отношения X = Y рекомендуется, например,

                         Abs(X - Y)  < 1E-8.

Поскольку развилка может быть неполной, то возможна и неполная форма записи условного оператора:

                IF <логическое выражение> THEN серия;

Полное ветвление        Неполное ветвление

Условный оператор реализует  разветвление вычислительного процесса по двум направлениям, одно из которых осуществляется при выполнении условия,  другое — в противном случае.

 Рассмотрим примеры.

program prim1;

uses crt;

var a, b,y: integer;  

begin

writeln(‘введи два числа’);

readln(a,b);

If   a=1 then y:= a+b else y:=a-b;                  

Writeln (‘Значение выражения=’, y);

End.

Здесь используется полная форма оператора if.

Решение этого же примера можно записать, используя два оператора if неполной формы:

program prim2;

uses crt;

var a, b, y: integer;  

begin

writeln(‘введи два числа’);

readln(a,b);

If   a=1 then y:= a+b else y:=a-b;

If  a=1 then y:= a+b;

If  a<>1 then y:= a-b;          

Writeln(‘Значение выражения=’, y);

End.

Для реализации разветвлений более чем по двум направлениям необходимо использовать несколько вложенных условных операторов.

program prim3;

uses crt;

var a, b, y: integer;  

begin

writeln(‘введи два числа’);

readln(a,b);

If  a=1 then

If  b<=3 then y:= a+b

else y:=a-b

else y:=0;

Writeln(‘Значение выражения=’, y);

End.

При использовании вложенных условных операторов может возникнуть синтаксическая неоднозначность, иллюстрируемая следующей схемой:

If  условие1 then if условие2 then <оператор1>  else <оператор2>;

Возникающая двусмысленность, к какому оператору if принадлежит часть  else <оператор2>, разрешается тем, что служебное слово else всегда связывается с ближайшим по тексту служебным словом if , которое ещё не связано служебным словом else.

Этот пример можно решить, не используя вложенных условных операторов.

program prim4;

uses crt;

var a, b, y: integer;  

begin

writeln(‘введи два числа’);

readln(a,b);

If  (a=1) and ( b<=3)  then y:= a+b;

If  (a=1) and ( b>3)  then y:= a-b;

If  a<>1   then y:=0;

Writeln(‘Значение выражения=’, y);

End.

Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения.

Дъердъ Пойа

Задача 1.

Даны два числа А и В. Найти наибольшее из них.

Решение.

program prim1;

uses crt;

var a,b: integer; {Описываем переменные А и В как целые.}

begin

writeln(‘введи два числа’); {Выводим на экран сообщение}

readln(a,b); {Вводим два целых числа.}

if a>b then writeln (‘максимальное число=’, a)  

else writeln (‘максимальное число=’, b); 

readln;

end.

Задача 2 решается у доски под контролем преподавателя

Задача 2.

Какими будут значения переменных  j, k после выполнения условного оператора:

If j>k Then j = k-2 Else k=k-2;

если исходные значения переменных равны:

1) j=3, k=5;         2)j=3, k=3;         3)j=3, k=2 .

Решение.

При j=3, k=5 получим:

Так как условие j>k не выполняется, то выполняется k=k-2, то есть
k=5-2, k=3.

Ответ: j=3, k= 3.

При j=3, k= 3 получим:

Так как условие j>k не выполняется, то выполняется k=k-2, то есть
k=3-2, k=1.

Ответ: j=3, k= 1.

При j=3, k=2 получим:

Так как условие j>k выполняется, то выполняется j = k-2, то есть
j =2-2, j=0.

Ответ: j=0, k= 2.

Задача 3.

Ввести три числа a,b,c. Определить сумму отрицательных чисел.

program prim3;

uses crt;

var a,b,c, sum: integer; {Описываем переменные как целые.}

begin

writeln(‘введи три числа’); {Выводим на экран сообщение}

readln(a,b,c); {Вводим три  целых числа.}

 Sum:=0;

if  a<0 then Sum:=Sum+a;

if  b<0 then Sum:=Sum+b;

if  c<0 then Sum:=Sum+c;

writeln (‘сумма отрицательных чисел =’, Sum);  

readln;

end.

Задача 4.

Ввести три числа a,b,c. Определить произведение отрицательных чисел.

program prim4;

uses crt;

var a,b,c, Proiz: integer; {Описываем переменные как целые.}

begin

writeln(‘введи три числа’); {Выводим на экран сообщение}

readln(a,b,c); {Вводим три  целых числа.}

Proiz:=1;

if  a<0 then Proiz := Proiz *a;

if  b<0 then Proiz := Proiz *b;

if  c<0 then Proiz := Proiz *c;

 writeln (‘произведение  отрицательных чисел =’, Proiz);  

readln;

end.

Задача 5.

Ввести три числа a,b,c. Определить количество  отрицательных чисел.

program prim5;

uses crt;

var a,b,c, kol: integer; {Описываем переменные как целые.}

begin

writeln(‘введи три числа’); {Выводим на экран сообщение}

readln(a,b,c); {Вводим три  целых числа.}

kol  :=0;

if  a<0 then kol  := kol +1;

if  b<0 then kol  := kol +1;

if  c<0 then kol  := kol +1;

 writeln (‘количество  отрицательных чисел =’, kol );  

readln;

end.

Задача 6.

Ввести три числа a,b,c. Напечатать все  отрицательные числа.

program prim6;

uses crt;

var a,b,c: integer; {Описываем переменные как целые.}

begin

writeln(‘введи три числа’); {Выводим на экран сообщение}

readln(a,b,c); {Вводим три  целых числа.}

if  a<0 then writeln (‘отрицательное число a =’, a);  

if  b<0 then writeln (‘отрицательное число b =’, b);  

if  c<0 then writeln (‘отрицательное число с =’, с);  

readln;

end.

Задача 7.

Ввести три числа a,b,c. Напечатать все четные  числа.

program prim7;

uses crt;

var a,b,c: integer; {Описываем переменные как целые.}

begin

writeln(‘введи три числа’); {Выводим на экран сообщение}

readln(a,b,c); {Вводим три  целых числа.}

if  a mod 2 =0 then writeln (‘четное число a =’, a);  

if  b mod 2 =0  then writeln (‘четное число b =’, b);  

if  c mod 2 =0  then writeln (‘четное число с =’, с);  

readln;

end.

Задача 8.

Ввести три числа a,b,c. Напечатать все числа кратные числу 7.

program prim7;

uses crt;

var a,b,c: integer; {Описываем переменные как целые.}

begin

writeln(‘введи три числа’); {Выводим на экран сообщение}

readln(a,b,c); {Вводим три  целых числа.}

if  a mod 7 =0 then writeln (‘число a кратное 7 =’, a);  

if  b mod 7 =0  then writeln (‘число b a кратное 7  =’, b);  

if  c mod 7 =0  then writeln (‘число с a кратное 7 =’, с);  

readln;

end.

Задача 9.

Ввести три числа a,b,c. Напечатать все числа в интервале от 7 до 15.

program prim9;

uses crt;

var a,b,c: integer; {Описываем переменные как целые.}

begin

writeln(‘введи три числа’); {Выводим на экран сообщение}

readln(a,b,c); {Вводим три  целых числа.}

if  (a>7) and (a<9) then writeln (‘число a лежит в интервале от 7 до 9 и равно ’, a);  

if  (b >7) and (b<9) then writeln (‘число b лежит в интервале от 7 до 9 и равно ’, b);  

if  (c >7) and (c <9) then writeln (‘число c лежит в интервале от 7 до 9 и равно ’, с);  

readln;

end.

Задача 10.

Ввести три числа a,b,c. Найти и напечатать среднее арифметическое чисел кратных заданному числу К.

program prim9;

uses crt;

var a,b,c,k, kol,sum: integer; {Описываем переменные как целые.}

Cred_arif: real; {Описываем переменную как дробную (действительную)}

begin

writeln(‘введи число k’); {Выводим на экран сообщение}

readln(k); {Вводим число k.}

writeln(‘введи три числа’); {Выводим на экран сообщение}

readln(a,b,c); {Вводим три  целых числа.}

if  a mod k =0 then begin  Sum:=Sum+a; kol  := kol +1  end;

if  b mod k =0  then begin  Sum:=Sum+b; kol  := kol +1  end;

if  c mod k =0  then begin  Sum:=Sum+c; kol  := kol +1  end;

Cred_arif:= Sum/ kol;

writeln (‘Среднее арифметическое чисел  кратных  k =’, Cred_arif:5:2);  

readln;

end.

проверка домашнего задания

Эталоны ответов на сканворд для проверки

домашнего задания

Сканворд

На дом учащимся предлагался сканворд, в котором необходимо было найти как изученные операторы языка программирования Pascal, так и еще неизвестные, и ответить на дополнительные вопросы. Слова в сканворде могут располагаться как по горизонтали (справа налево или слева направо) так и по вертикали (снизу вверх или сверху вниз) и змейкой. В данном сканворде нельзя было использовать одну букву в разных словах.

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют домашнее задание, активно обсуждая, его друг с другом и учителем. Не обнаруженные никем из ребят слова учитель не называет, но помогает найти их на завершающем этапе — при работе над дополнительными вопросами. Так, после ответа на некоторые из них можно спросить: не зашифрованы ли соответствующие (еще не найденные) слова-ответы в сканвордной сетке?

Ответы на вопросы домашнего задания рассматриваются частично при разгадывании сканворда, а после урока проверяются учителем.

Образец выполнения домашнего задания:

Эталоны  ответов к домашнему заданию (сканворд)

Сканворд

Ответ на сканворд

B

W

C

O

I

F

C

R

M

Изученные операторы:

BEGIN, CONST, DIV, END,  INTEGER, MOD, READ, VAR, READLN, AND, PROGRAM,REAL, WRITELN;


Не изученные операторы:

IF,CASE, OF, THEN

E

R

I

N

R

R

A

E

O

G

I

T

S

E

E

S

A

D

E

N

E

T

A

A

E

D

I

N

O

L

V

D

L

E

T

N

D

F

N

A

L

N

G

E

R

A

N

D

R

P

R

O

G

R

T

H

E

N

D

I

V

M

A

контроль исходного уровня знаний

Дайте определение языка программирования.

Какова структура  программы на языке Turbo Pascal ?

Из чего состоит заголовок программы?

Какие ограничения на имя программы Вы знаете ?

Далее идёт раздел описаний. Каким ключевым словом обозначается раздел описания переменных?

Какие атрибуты Вам известны для описания переменных?

После раздела описаний идет тело программы. С какого служебного слова начинается тело программы?  

Из чего состоит тело программы?

Что такое оператор программы?

Как записываются операторы программы?

Любая программа взаимодействует с пользователем с помощью операторов …?

Ввод информации с клавиатуры осуществляется с помощью оператора…?

Формат оператора READ?

Для вывода информации на экран используется оператор?

Формат оператора WRITE?

Для чего применяется знак присваивания и как он выглядит?

Что Вы можете сказать о целочисленном делении?

Что необходимо сделать для запуска программы?

Что необходимо сделать для просмотра результата?

Как сохранить программу ?

Эталоны ответов на вопросы фронтального опроса (для преподавателя)

Дайте определение языка программирования. (Язык программирования – это совокупность средств и правил представления алгоритма в виде, приемлемом для компьютера.)

Какова структура  программы на языке Turbo Pascal ? (Любая программа на Паскале имеет определенную структуру:

Заголовок программы;

Раздел описаний;

Тело программы);

Из чего состоит заголовок программы? (Заголовок программы является хотя и необязательным, но желательным элементом и состоит из зарезервированного слова program и идентификатора - имени программы, за которым следует точка с запятой.)

Какие ограничения на имя программы Вы знаете? (В имени программы не должно быть пробелов, оно не должно начинаться с цифры, может состоять только из латинских букв, цифр и символа “_” (подчеркивания)).

Далее идёт раздел описаний. Каким ключевым словом обозначается раздел описания переменных? (Каждая переменная, встречающаяся в программе, должна быть описана в разделе описаний переменных. Он начинается со служебного (ключевого) слова Var, после которого идет последовательность объявления переменных, разделенных точкой с запятой. В каждом объявлении перечисляются через запятую имена переменных (идентификаторы) одного типа, после каждого списка ставится двоеточие и указывается тип переменных списка)

Какие атрибуты Вам известны для описания переменных? (Атрибут integer – для описания переменных целого типа, и атрибут real – для описания дробных переменных);

После раздела описаний идет тело программы. С какого служебного слова начинается тело программы?  (Тело программы начинается со служебного слова Begin)

Из чего состоит тело программы? (состоит из операторов)

Что такое оператор программы? (Оператором называется предложение языка программирования, задающее полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить)

Как записываются операторы программы? (Операторы программы можно записывать подряд несколько в одной строке, так как они разделяются специальным знаком «;» (точка с запятой));

Любая программа взаимодействует с пользователем с помощью операторов …? (Ввода-вывода)

Ввод информации с клавиатуры осуществляется с помощью оператора…?  (READ)

Формат оператора READ?

READ(а,b,...) 

READLN(а,b,..,), где а,b,... - имена вводимых переменных

READLN - применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши ENTER.

Для вывода информации на экран используется оператор?(  WRITE)

Формат оператора?

WRITE(а,b,...)         

WRITELN(а,b,..), где а,b,... - список выводимых констант, переменных, выражений.

Для чего применяется знак присваивания и как он выглядит? (Операция присваивания применяется для записи информации в объявленную в программе переменную. Знак операции присваивания «:=» (двоеточие-равно))

Что Вы можете сказать о целочисленном делении? (Целочисленное деление – это деление нацело, т.е. деление с остатком)

Что необходимо сделать для запуска программы? (Для запуска программы необходимо в подменю RAN выбрать опцию RAN или использовать аккорд клавиш Ctrl+F9.)

Что необходимо сделать для просмотра результата ? (Для просмотра результата  использовать аккорд клавиш Alt+F5.)

Как сохранить программу ? (Для того чтобы сохранить программу, необходимо:

- в главном меню  выбрать меню File;
- в вертикальном меню выбрать пункт
Save или Save as...(для первого сохранения не имеет значения); 
- в появившемся окне набрать имя файла и нажать клавишу .

При изучении наук примеры полезнее, чем правила.

Исаак Ньютон

материалы для закрепления изученного

 Вопросы

Ответы

Какое минимальное количество разделов может быть в программе в Turbo Pascal? Назовите их.

Один — раздел операторов

Назовите основные типы данных и соответствующие им стандартные имена, используемые в сканворде.

Целочисленный тип — INTEGER, вещественный тип — REAL, логический — BOOLEAN.

Укажите, какие операции деления возможны над данными целочисленного типа. Поясните их результат и назовите соответствующее стандартное имя, используемое в программе.

а. MOD;

б. DIV.

Укажите типы данных, в которых нет возможности ввода данных с помощью оператора READ.

Логический тип данных  — BOOLEAN.

Назовите операцию, которая в целочисленном типе данных невозможна, а в вещественном типе данных имеет место. Объясните причину невозможности.

Обычное деление. Данная операция невозможна над данными целочисленного типа, так как в результате его могут получиться дробные числа, а целочисленному типу могут быть присвоены только целые значения переменных.

Перечислите операторы, которые могут использоваться для организации линейных алгоритмов.

BEGIN, END, READ.

Назовите операторы для программ с разветвляющейся конструкцией.

IF ... THEN ... ELSE.

Укажите форматы условного оператора, нарисуйте их блок-схемы. Перечислите используемые операторы для каждой из форм.

Неполная — IF ... THEN,

полная  — IF ... THEN ... ELSE.

Компьютерное тестирование

1. Какая из следующих последовательностей символов является условным оператором?

if a>b then m:=a; else m:=b;

if a>b then m >c;

if a>b then m=a else m=b;

if a>b then m:=a;

2.Результат после выполнения операторов А:=5; B:=7;if A>B then if A>0 then A:=2*A else b:=2*b;

A=5                B=7  

A=5                B=14

A=10                 B=14

A=10                B=7

3.После выполнения операторов А:=2; B:=4;if A>B then A:=2*A; b:=2*b;результат равен

A=4                B=8

A=2                B=8

A=2                B=4

A=4                B=4

4.После выполнения операторов if A>1 then В:=1 else B:=2;  b=1 при

A=0

A=1

A=2

A=0.5

5. после выполнения операторов А:=4; B:=2;if A>B then A:=2*A; b:=2*b; результат равен

A=8                B=2

A=8                B=4

A=2                B=4

A=4                B=4

6. В операторе if a then b; a означает

1 оператор

условие

несколько операторов

имя переменной

7.После выполнения операторов M:=0; M1:=0; A:=5; B:=1 if A>B then M:=A; M1:=B; результат равен

M=5                M1=1

M=0                M1=0

M=0                M1=1

M=5                M1=0

8. После выполнения операторов A:=4; B:=2 if A>B then begin A:=2*A; b:=2*b; end; результат равен

A=4        B=2

A=8        B=2

A=8        B=4

A=4        B=4

9.В операторе if a then b; b озночает

1 оператор

условие

несколько операторов

имя переменной

10.После выполнения операторов A:=2; B:=4 if A>B then A:=2*A else b:=2*b; результат равен

A=4        B=8

A=2        B=8

A=2        B=4

A=4        B=4

Эталоны  ответов к тесту (для преподавателя) для контроля исходного уровня знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

итоговый контроль знаний

Самостоятельная работа: составить и отладить программу на задачи  с использованием условного оператора. На каждого студента выдается один вариант задания (всего 14 вариантов), в каждом варианте по две задачи. Ни одна задача не повторяется.

Задания самостоятельной работы и эталоны ответов приведены в отдельном файле.

Так ли трудно писать программу?  (Выслушиваются мнения учащихся)

То, насколько каждый из вас сможет быть успешным в изучении программирования, зависит в равной степени и от желания, и от работоспособности, и от смелости мышления.

А сейчас просмотрите свои записи, восстановите мысленно ход урока.

Всё ли вам понятно? Какие вопросы у вас возникли?

(В ходе проведения диагностики учитель может выявить группу детей, имеющих потенциальные способности к программированию )

Подводя итог урока, ответим на следующие вопросы:

Что нового я узнал(а) на этом уроке?

Что было особенно сложным для меня?

Так и не понял(а) …

Мне было (не)интересно.

Понравилось на уроке?

( отметь галочкой смайлик)

Поставь оценку учителю за работу по 10-балльной системе

Поставь оценку себе за работу по 10-балльной системе

Отмечаются активно работающие ребята.

Домашнее задание.

Написать программу для решения задачи с использованием условного оператора.

Задача: Из трёх введенных чисел напечатать только отрицательные.

Разгадать  кроссворд, включающий термины по теме «Программирование на языке Turbo Pascal»

эталоны ответов

Эталоны ответов на задачи Алгоритма решения  задач для контроля эффективности обучения

Задача 1.

Даны два числа А и В. Найти наибольшее из них.

 

Задача 3.

Ввести три числа a,b,c. Определить сумму отрицательных чисел.

 

Задача 4.

Ввести три числа a,b,c. Определить произведение отрицательных чисел.

 

Задача 5.

Ввести три числа a,b,c. Определить количество  отрицательных чисел.

 

Задача 6.

Ввести три числа a,b,c. Напечатать все  отрицательные числа.

  

Задача 7.

Ввести три числа a,b,c. Напечатать все четные  числа.

Задача 8.

Ввести три числа a,b,c. Напечатать все числа кратные числу 7.

Задача 9.

Ввести три числа a,b,c. Напечатать все числа в интервале от 7 до 15.

Задача 10.

Ввести три числа a,b,c. Найти и напечатать среднее арифметическое чисел кратных заданному числу К.

Эталон ответа на задачу домашнего задания для контроля эффективности обучения (с использованием условного оператора)

Задача: Из трёх введенных чисел напечатать только отрицательные

 

Эталоны ответов на кроссворд   домашнего задания для контроля эффективности обучения

Кроссворд

1

2

1

D

I

V

N

A

5

3

T

R

B

W

E

4

R

E

A

L

2

P

R

O

G

R

A

M

G

 

I

E

6

O

3

I

F

T

5

R

E

A

D

L

N

6

T

H

E

N

7

N

7

E

L

S

E

D

N

N

D

Вопросы

по  горизонтали:

по вертикали:

1.

Операция вычисления частного от целочисленного деления.

1.

Атрибут, указывающий, что переменная является целочисленной величиной

2.

Слово, с которого начинается заголовок программы.

2.

С этого служебного слова начинается  раздел описаний (объявлений) программы.

3.

Слово, которое по-русски означает «Если»

3.

Оператор вывода данных на экран

4.

Атрибут, указывающий, что переменная является дробной величиной

4.

Операция вычисления остатка от целочисленного деления.

5.

Оператор ввода данных с клавиатуры.

5.

Операторные скобки

6.

Слово, которое встречается как в  полной, так и в неполной  форме условного оператора.

6.

Союз, который означает "И"

7.

Слово, которое встречается только в полной форме условного оператора.

7.

Слово, которое указывает конец программы или операторных скобок

        

        

Окно языка программирования Turbo Pascal

Общие правила написания идентификаторов  

Идентификатор начинается только с буквы или знака подчер- кивания (исключение составляют только метки, которые могут начинаться и цифрой и буквой).

Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчер-кивания (пробелы, точки и др. специальные знаки не допускаются).

Между двумя идентификаторами д.б. по крайней мере один пробел.

Мах длина идентификатора 127 символов, но значимы только первые 63 символа.

При написании идентификаторов можно использовать и прописные и строчные буквы.

Правильно выбранные идентификаторы значительно облегчают чтение. Примеры:

Metka12

2graph – ошибка, идентификатор начинается с цифры

Blok_56

Nomer.Doma – ошибка, идентификатор содержит точку

NomerOtdela

Сумма– ошибка, идентификатор содержит символы русского языка

Правила пунктуации

При записи операторов необходимо соблюдать следующие правила пунктуации:

Точка с запятой не ставится в разделах описаний после зарезервированных слов unit, uses, label , type, const, var и ставится после завершения каждого описания.

Точка с запятой не ставится после begin и перед end , т.к. эти слова является операторными скобками, а не операторами.

Точка с запятой является разграничителем операторов , её отсутствие между операторами вызывает ошибку компиляции.

В операторах цикла  точка с запятой не ставится после while, repeat, do  и перед until.

В условных операторах точка с запятой не ставится после then и перед  else.

Порядок выполнения операций

Операции

Приоритет

Вид операции

NOT

Первый

Унарная

*, /,DIV,MOD, AND

Второй

Операции типа умноженя

+ ,– , OR, XOR

Третий

Операции типа сложения

=,<>,<,>,<=,>=

Четвертый

Операции отношения

Понравилось на уроке?

( отметь галочкой смайлик)

Поставь оценку учителю за работу по 10-балльной системе

Поставь оценку себе за работу по 10-балльной системе

Логическое

выражение

Информатика

Тема: «Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся алгоритмической структурой »

 

Физика:

Закон Ома. Для полной и участка цепи

Электростатика.  Закон Кулона

Математика:

Показательная  логарифмическая и степенная функции

Решение квадратных  уравнений

Химия:

Расчетные задачи на количество вещества;

Расчетные задачи по теме: «Растворы»;

Тема: Информация.         Виды информации. Характеристики информации.

Информатика

Тема: «Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся алгоритмической структурой »

 

Else

«Разработка и программирование задач с циклической структурой»

«Разработка и программирование задач с массивами»

«Разработка и программирование задач с матрицами

Раздел: Программирование

«Линейные алгоритмы»

«Ветвящиеся алгоритмы»

Циклмческие алгоритмы

Раздел: Основные  алгоритмические конструкции.

Then

Серия1

Серия2

IF

Серия 2

Серия 1

Условие

Условие

Серия 1

Условие

{Если A>B, то выводим на экран A, иначе – B}

-  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по языку Turbo Pascal

Приведен   кроссворд, включающий термины по теме «Программирование на языке Turbo Pascal», вопросы по кроссворду и эталоны ответов...

Самостоятельная работа при изучении языка Turbo Pascal на ветвление

Cоставить и отладить программу на задачи  с использованием условного оператора. На каждого студента выдается один вариант задания (всего 14 вариантов), в каждом варианте по две задачи. Ни одна за...

Методическая разработка по теме «Пять типов вопросов в Present Simple» по дисциплине Иностранный язык (английский)

Изучение данной темы является основополагающим для дальнейшего изучения различных аспектов грамматики и лексики английского языка,так как при изучении других видо-временных форм английского глагола да...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"

Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки  для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...

Методическая разработка урока по "Технологии газовой сварки". Тема "Сварочное пламя, его структура и виды"

Данный урок является первым при изучении темы «Основные сведения о сварочном пламени и области его применения». В ходе урока используются следующие технологий: развивающая, личностная, фор...

Методическая разработка интерактивного открытого урока "Программирование задач с линейной алгоритмической структурой"

Интерактивный открытый урок по информатике и ИКТ предназначен для студентов 1 курса. Этап обучения – изучение раздела «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»,...

Методическая разработка урока биологии "Решение генетических задач"

Методическая разработка содержит полностью разработанный урок по теме: "Решение генетических задач" с методическими и раздаточными материалами....