Сценарии конкурсов чтецов стихотворений
методическая разработка
Сценарии конкурсов на лучшего чтеца стихотворений помогают организовать проведение мероприятия в учебном заведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.46 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
- Конкурс на лучшего чтеца стихотворений Цветаевой М.И. 5
- Конкурс на лучшего чтеца стихотворений Пастернака Б.Л. 8
- Конкурс на лучшего чтеца стихотворений Высоцкого В.С. 10
Список источников информации 18
ВВЕДЕНИЕ
В рамках недели общественных дисциплин в колледже проводятся конкурсы чтецов стихотворений.
Цель конкурсов: познакомить студентов с жизнью и творчеством замечательных русских поэтов, богатством русского языка, приобщить их к искусству слова, культуре речи, способствовать развитию художественного восприятия окружающего мира, любви к Родине, патриотических чувств, выявление и поддержка талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова.
Подготовка к конкурсу начинается уже в начале учебного года.
На первом этапе необходимо заинтересовать ребят и вовлечь в работу кружка художественного чтения, затем проводить индивидуальную работа с кружковцами. Второй этап - определение основной исполнительской задачи.
Третий этап - постижение мира автора стихотворения, пробуждение воображения. Исполнитель вдумывается в каждую строчку текста.
Четвертый этап. Осуществляется переход от эмоционального постижения образной ткани стихотворения к выяснению его логической структуры. На пятом этапе происходит соединение логического и эмоционально-образного восприятия произведения, продумываются интонационные средства для его выражения.
Оценивает чтецов жюри, в которое могут входить преподаватели общественных и гуманитарных дисциплин, студенты старших курсов, участники и победители предыдущих конкурсов чтецов.
Для оценки выразительного чтения используются определенные критерии, в которые входит не только знание текста, громкое и логически правильное чтение, но и то, как раскрывается понимание чтецом его задач: передача в исполнении мыслей и чувств поэта или лирического героя, степень воздействия словом на аудиторию, соблюдение логических пауз и ударений, рифмы, ритма и других элементов стиха, орфоэпическая грамотность, правильный выбор способов общения с аудиторией.
В подготовку конкурса чтецов, тема которого заявлена ещё в начале учебного года, постепенно вовлекаются не только кружковцы, но и другие студенты. Одни готовят газеты, другие выпускают литературные бюллетени, третьи ищут материал по творчеству того или иного поэта, записи песен или романсов, которые будут звучать в конкурсе. Находятся таланты, которые сами исполняют песни, играют на гитаре. Остальные студенты по-настоящему «болеют» за своих сокурсников. Таким образом, в подготовке конкурса принимает участие большое количество студентов.
4
КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО ЧТЕЦА СТИХОТВОРЕНИЙ
М.И.ЦВЕТАЕВОЙ
Оформление: Портрет М.И.Цветаевой, газеты, посвященные творчеству поэтессы, литературный бюллетень, грамзаписи с романсами на стихи М.Цветаевой.
Вступительное слово преподавателя.
Представление жюри, условий конкурса.
Ход конкурса:
Звучит романс на стихи М.Цветаевой «Мне нравится...»
1 ведущий. В тетради Ариадны Эфрон - дочери М.И.Цветаевой есть коротенькая запись «Как-то раз Лида Бать вспоминала один рассказ Веры Инбер про маму: в первые годы революции они где-то вместе встречали Новый год, - гадали по Лермонтову. Маме вышло - «а мне два столба с перекладиной».
Потом вместе возвращались темными снежными улицами, разговаривали, смеялись. Мама вдруг замолкла, задумалась и повторила вслух : «А мне два столба с перекладиной...»
Но это было потом.
Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано...» читает …
2-й ведущий. 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета , директора Румянцевского музея и основателя Московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний
Иоанн Богослов.
Мне и доныне хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Стихотворение «Идешь на меня похожий...» читает ……
3-й ведущий. М.Цветаева вспоминала: «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила :«Я так и знала»,- тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре...» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
Это от матери.
4-й ведущий. «Белое видение лестницы владычествующей над всем всеми. У правого крыла - как страж - в нечеловеческий и даже не в божественный - в героический рост» - микеланджеловский Давид...»
(Из очерка М.Цветаевой «Открытие музея»)
Лучшие годы жизни отдал отец, профессор Цветаев, музею (12 лет), в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков - копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры.
Известный филолог и искусствовед, он познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее мифами и легендами, нравами и обычаями, с поэзией Гомера и Анакреона, Сапфо, трагедиями Софокла и Еврипида... Античный мир постепенно становился неотъемлемой частью духовного мира будущей поэтессы.
Сюжеты и образы греческого эпоса, созвучные мироощущению, встречаются в самых различных цветаевских произведениях. «Психея» (1918), «Сивилла и юноша» (1921), «Орфей» (1921), «Ариадна» (1923).
Значительное влияние на формирование духовности Цветаевой оказала и христианская мифология и связанное с ней искусство. Особое место занимала в ее духовной жизни Библия.
Удостоверишься - повремени! -
Что выброшенной за солому,
Не надо было ей ни славы, ни
Сокровищницы Соломона.
Нет, руки за голову заломив,
-Глоткою соловьиной! -
Не о сокровищнице - Суламифь:
Горсточке красной глины!
(Удостоверишься - повремени...» 1922)
Это от отца.
Стихотворение «У меня в Москве купола горят» читает …………
5-й ведущий. Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошел и Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
Стихотворение «Нет, бил барабан перед смутным полком...» читает ……..
5-й ведущий. Какой она была, Марина Цветаева?
В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил «Вечер поэтесс». Одна за другой появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения. Публика заметно скучала. Как вдруг ... словно из темноты студеной носи, явилось взору настороженного притихшего зала женщина в черном, похожем на облачение монахини платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали ее лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим подобную ответную реакцию у рафинированной части зрителей
(Звучит вступление к к.ф. «Ирония судьбы….» М.Таривердиева).
6
Стих. «Я расскажу тебе про великий обман» читает ……..
Стих.»Идите же, мой голос о нем» читает ……….
6- й ведущий. Какой она была, Марина Цветаева?
Она могла легко затеряться в толпе, ее можно было не заметить, особых примет - никаких. Разве что взгляд, но он скользил, ни на ком, ни на чем не останавливаясь, рассеянно, она боялась толпы, в чем сама признавалась. Она могла только слышать толпу, она ее не видела...
Невысокого роста, сухощавая, с угловатыми резкими движениями, плохо одетая. Только недавно из Европы, из Парижа, но ничего оттуда, все как-то по- нашенски, по-русски, плохо пригнано, долго ношено, небрежно надето. Просто надо же что-то носить. Но это отнюдь не от пренебрежения к одежде. Желание хорошо одеваться было ей свойственно, и красивая тряпка, конечно, с ее точки зрения красивая - могла доставить ей не меньшую радость, чем любой другой женщине, а может, и большую, в силу ее темперамента. Но обстоятельства одолели! И эта небрежность к тому, что и как на ней, относилась, скорей не к одежде, как таковой, а к невозможности ее, к бедности, к вечной нужде!
(Звучит романс «Стою у зеркала»).
1-й ведущий. В 1906 г. поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшем впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому мужу, другу будут посвящены лучшие стихи.
(Звучит романс из к.ф. «Жестокий романс» «Любовь - огромная страна»).
Стих. «Я с вызовом ношу его кольцо!» читает ………
Стих. «Чародею» читает …………
Стих. «Имя твое - птица в руке...» читает ………..
2-й ведущий. Стихи М.Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
(Звучит романс А.Петрова на стихи М.Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа»).
3-й ведущий.
В мае 1922 г. М.Цветаева вместе с дочерью покинула Россию, направившись вместе с дочерью в Прагу, где находился Сергей Эфрон,» порвавший с белым движением» и ставший студентом университета. Начались долгие годы эмиграции. Берлин, Прага, Париж... Эмигрантская интеллигенция, поначалу встретившая Цветаеву с распростертыми объятиями, как единомышленницу, довольно скоро отшатнулась от поэтессы.
7
Духовное одиночество, частичная изоляция, трудное, а подчас нищенское существование не сломили Цветаеву. Гораздо тяжелее было переносить тоску по Родине.
Но не только это чувство владеет поэтессой. Здесь и горькое чувство безысходности, и чувство сопричастности ко всему происходящему, близости к тем, кого ураган перемен разбросал по всей Европе, лишив многих надежды когда-либо вернуться в Россию.
А когда фашисты захватили страны Европы, зазвучал гневный голос М.Цветаевой.
Стих. «О, слезы на глазах!» читает ………
3-й ведущий. Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна, сестра М.Цветаевой, узнает, что Марина в 1939 г. возвращается в Россию с сыном Георгием (муж и старшая дочь Ариадна - Аля к тому времени были уже на родине).
Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу.
(Преподаватель коротко рассказывает о 2-х последних годах жизни М.Цветаевой).
(Звучит романс на стихи М.Цветаевой «Мне нравится...»).
Жюри подводит итоги конкурса. Награждение победителей.
Преподаватель благодарит участников конкурса, жюри и гостей.
КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО ЧТЕЦА СТИХОТВОРЕНИЙ Б.Л.ПАСТЕРНАКА
Оформление: Портрет Б. Пастернака, литературный бюллетень, записи песен на стихи Б. Пастернака, видеофильм о Б. Пастернаке
Вступительное слово преподавателя.
Представление жюри, условий конкурса.
Звучит песня на стихи Б. Пастернака «Никого не будет в доме».
Стихотворение «Февраль...Достать чернил и плакать» читает …….
Ведущий. Б.Л. Пастернак - замечательный русский поэт 20-го столетия. Начал литературную работу в 10-е годы.
Родился в Москве. Отец - известный художник. Мать - пианистка.
В доме родителей царили искусство, музыка, литература. Здесь бывали Л.Толстой, композитор Скрябин, художники Серов, Врубель.
8
Решив посвятить свою жизнь музыке, он вдруг однажды понял, что поэзия - дело всей его жизни.
И поэзия Б.Пастернака в равной степени живописна и музыкальна.
Стих. «О, знал бы я, что так бывает...» читает ……….
Ведущий. Пастернак говорил, что поэзия « валяется в траве, под ногами, так, что надо только нагнуться, чтобы увидеть и подобрать с земли»
Стих. «Сон» читает ………
Ведущий. Высшей мерой проявления жизни, носительницей ее смысла была для поэта природа. Обращение к природе позволяет понять, объяснить события, происходящие в мире, в человеческой судьбе. Она - на равных с человеком.
Стих. «Сосны» читает ………
Стих. «Свидание» читает ………
Ведущий. В стихах Б.Пастернак размышляет о времени, о правде жизни и смерти, о природе искусства и о чуде человеческого существования. О женской доле, о любви, о вере в жизнь, в будущее.
Стих. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» читает ………
Стих. «Зимняя ночь» читает ……….
Стих. «Другу» читает ……
Стих. «Марине Цветаевой» читает ………
Отрывок из видеофильма о Б.Л. Пастернаке.
Стих. «Гамлет» читает ………..
Ведущий. «Жизнь прожить не поле перейти...». У Пастернака бессмертие, вечность - понятия отнюдь не отвлеченные: вечность запросто входит в комнату. Символом ее (вечности) является у Пастернака ежегодно возникающая, а потом исчезающая красавица елка.
Будущего недостаточно,
Старого, нового мало.
Надо, чтоб елкою святочной
Вечность средь комнаты стала.
Жюри подводит итоги. Награждение победителей.
Преподаватель благодарит участников конкурса, жюри и гостей.
9
КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО ЧТЕЦА СТИХОТВОРЕНИЙ
ВЫСОЦКОГО В.С.
Оформление: Портрет и фотографии В Высоцкого, записи песен В.Высоцкого в исполнении автора.
Вступительное слово преподавателя.
Представление жюри, условий конкурса.
Ход конкурса:
Звучит музыка из к.ф. «Вертикаль».
ВЕДУЩИЙ 1. Владимир Семенович Высоцкий - поэт, актер, музыкант и певец. Человек выдающийся, о котором можно говорить и спорить, которым можно восхищаться бесконечно.
Его песни... Мудрые и лукавые, веселые и грустные, нежные и мужественные, песни, всегда имеющие неожиданный финал.
ВЕДУЩИЙ 2. Высоцкий пел прямо и честно, часто в ущерб себе, пел о том, что его волновало и тревожило, - предостерегал, убеждал, надрывно взывал, стремясь прорваться к душам людей, и тогда сердца слушателей начинали биться в унисон с его большим и благородным сердцем.
ВЕДУЩИЙ 3. Владимир Высоцкий собирал огромные залы зрителей, выступал «на полной отдаче», как будто в последний раз.
(«Я работаю весь вечер на полной отдаче: сейчас за кулисами я выжму свитер и вы увидите, что значит, когда работаешь, а не халтуришь»).
И все свои песни начинал с песни «Братские могилы». Он войну сделал понятной для всех. Пел так, что у зрителей выступали слезы на глазах.
Стихотворение «Братские могилы» читает ……
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше- вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов –
Сюда ходят люди покрепче,
10
На братских могилах не ставят крестов...
Но разве от этого легче?!
1965 г.
ВЕДУЩИЙ 4. Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его мать - Нина Максимовна, отец - Семен Владимирович, родом из Киева.
Каким был довоенный период жизни маленького Высоцкого? Коммунальная квартира, множество соседей, скромные игрушки и масса впечатлений.
ВЕДУЩИЙ 1. Великая Отечественная война... Трудная жизнь Володи и матери в эвакуации. Отец на фронте Москвы, в освобождении Донбасса, Львова, взятии Берлина, Праги. Родина наградила его 28 орденами и медалями.
В семье Высоцких были и погибшие на войне, и те, «кого догнали» старые раны, кто погиб от них. В своих воспоминаниях Владимир Семенович Высоцкий писал: «У нашей семьи было много друзей - военных, и я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я в своих песнях использовал».
Стих,«Звезды» читает …..
Мне этот бой не забыть, нипочем, –
Смертью пропитан воздух.
А с небосклона бесшумным дождем
Падали звезды.
Вон снова упала - и я загадал:
Выйти живым из боя!
Так свою жизнь я поспешно связал
С глупой звездою.
Я уж решил: миновала беда
И удалось отвертеться...
Но с неба свалилась шальная звезда -
Прямо под сердце.
Нам говорили: «Нужна высота!»
И « Не жалеть патроны!..»
Вон покатилась вторая звезда –
Вам на погоны.
Звезд этих в небе - как рыбы в прудах,
Хватит на всех с лихвою.
Если б не насмерть, ходил бы тогда
Тоже Героем.
Я бы звезду эту сыну отдал,
Просто — на память...
В небе висит, припадает звезда –
Некуда падать.
1964г
11
ВЕДУЩИЙ 2. В Германии (Семен Владимирович Высоцкий и его вторая жена Евгения Степановна жили в Германии, Володя длительное время проживал с ними), у маленького Высоцкого стал проявляться характер: он не терпел несправедливости, не выносил равнодушия, заступался за слабых. Не раз приходил с синяками.
Каким Володя был в детстве? По словам отца, «он был непоседлив, бесстрашен, а потому, как правило, становился заводилой и в играх, и в проказах. Приходил он домой с ободранными коленками, и было понятно, что играли «в войну».
Обожженные брови и копоть на лице доказывали, что не обошлось без взрыва то ли гранаты, то ли патронов».
ВЕДУЩИЙ З.В одной из анкет Владимира Высоцкого спросили: «Ваше любимое место?» Повидавший много стран и красот мира, он ответил: «Самотека. Москва».
«Ваша любимая песня?» - «Вставай, страна огромная...» Это была песня его детства.
Звучит песня «Священная война».
ВЕДУЩИЙ 4. Тяга к творчеству у Высоцкого появилась в старших классах, уже в Москве. Володя, поддавшись родительскому влиянию, стал учиться в Московском инженерно-строительном институте, но учебу бросил, Он выбрал другую дорогу, поступив в Школу-студию МХАТа. Закончив актерское отделение Школы-студии МХАТа, он стал работать в Московском драмтеатре им. А.С.Пушкина, а с 1964 года и до последних дней своей жизни был актером Московского театра драмы и комедии на Таганке, где сыграл более 20 ролей.
ВЕДУЩИЙ 1. С большим уважением В.Высоцкий относился к авторской песне. Стихи-песни Юрия Визбора, Юлия Кима, исполняемые под гитару приводили его в восторг. Но особенно он любил Булата Окуджаву. «Он был мой духовный отец, и в этом смысле остается для меня самым светлым», - написал В.Высоцкий в своих воспоминаниях.
Актерская песня - это возможность разговаривать с людьми на темы, которые волнуют, что «особенно скребет по нервам, рвет душу». По мнению В.Высоцкого, «самое главное в авторской песне - это текст, информация, поэзия». Поэтому-то авторская песня так эмоциональна, проникает в душу.
Стихотворение «Песня о Земле» читает …
Кто сказал: «Все сгорело дотла,
больше в землю не бросите семя...»,
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время...
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.
12
* * *
Она вынесет все, переждет,
Не записывай Землю в калеки.
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран и отдушин,
Ведь Земля - это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу.
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время...
ВЕДУЩИЙ 2. Одна из лучших песен В.Высоцкого «Он не вернулся из боя». В ней заключен ответ на вопрос: почему поэт, не принимавший ( по возрасту) участия в войне, все-таки пишет о ней, а точнее - не может не писать о ней? « Война всегда будет нас волновать - это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером». В.Высоцкий отдает дань трудному времени своими песнями. Писать проникновенные песни о людях, которые воевали - задача почетная. Поэт как бы «довоевывает» в своих песнях.
Песню «Он не вернулся из боя» исполняет ……
Почему все не так? Вроде - все как всегда:
то же небо опять голубое,
тот же лес, тот же воздух и та же вода...
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять,
кто же прав был из нас
в наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
он всегда говорил про другое,
он мне спать не давал, он с восходом вставал,
а вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, - не про то разговор:
вдруг заметил я - нас было двое...
Для меня словно ветром задуло костер,
когда он не вернулся из боя.
* * *
Наши мертвые нас не оставят в беде,
13
наши павшие - как часовые...
Отражается небо в лесу, как в воде, -
и деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
нам и время — текло для обоих...
Все теперь - одному. Только кажется мне,
это я не вернулся из боя.
ВЕДУЩИЙ 3. Песни и стихи о войне - это рассказ о настоящих людях, сильных, добрых, мужественных. Они всегда «на грани, за секунду или за полчаса до смерти». Таким можно доверить и жизнь, и Родину, такие не подведут.
Стих. «Сыновья уходят в бой» читает …..
Сегодня не слышно биенье сердец –
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
«На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу - придет другой».
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой!
Вот кто-то решив: «После нас - хоть потоп»,
Как в пропасть, шагнул из окопа.
А я для того свой покинул окоп,
Чтоб не было вовсе потопа.
* * *
Разрывы глушили биенье сердец,
Мое же мне громче стучало,
Что все же конец мой - еще не конец:
Конец - это чье-то начало.
Сейчас глаза мои сомкнуться,
Я крепко обнимусь с землей,
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,
а сыновья, а сыновья уходят в бой!
ВЕДУЩИЙ 4. Именно так и продолжается жизнь, продолжается общая судьба и
общее дело людей. Переходят от родителей к детям самые высокие понятия.
В.Высоцкий не раз повторял, что военные песни и стихи имеют современную подоплеку. Те же самые проблемы существуют и сейчас: проблемы чувства долга, преданности, дружбы и надежности. Но поэт считал, что на военном материале это можно сделать намного ярче.
14
Стих. «Песня летчика» читает …….
Их восемь, нас - двое. Расклад перед боем
Не наш, но мы будем играть.
Сережа, держись! Нам не светит с тобою,
Но козыри надо равнять.
Я этот небесный квадрат не покину,
мне цифры сейчас не нужны:
Сегодня мой друг защищает мне спину,
а значит - и шансы равны.
* * *
Я - «Первый», я - «Первый», они над тобою,
Я вышел им наперерез...
Сбей пламя, уйди в облака, я прикрою!..
В бою не бывает чудес.
Сергей! Ты горишь. Уповай, человече,
Теперь на надежность строп.
Нет, поздно - и мне вышел «мессер» навстречу.
Прощай, я приму его в лоб!..
Я знаю, другие сведут с ними счеты...
Но, по облакам скользя,
взлетят наши души, как два самолета,
- ведь им друг без друга нельзя...
ВЕДУЩИЙ 1.0тец В.Высоцкого считал своего сына мужественным и храбрым. Почему? Да потому, что многие видели недостатки, несправедливость в жизни, откровенную ложь, но молчали, а он, поэт и певец, говорил. Главным в своем творчестве, как и в жизни, считал мужество и честность.
«Он был настоящим патриотом» - говорил о своем сыне Семен Владимирович Высоцкий.
Звучит песня В.Высоцкого «Я не люблю».
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще –
Когда чужой читает мои письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину
15
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или - когда все время против шерсти,
Или - когда железом по стеклу.
* * *
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более - когда в нее плюют.
Яне люблю манежи и арены:
на них мильон меняют по рублю,-
пусть впереди большие перемены,
я это никогда не полюблю.
ВЕДУЩИЙ 2. Все песни В.Высоцкого - о жизни, о мужестве, о большой дружбе, о готовности идти в разведку.
«Сохранить моральные ценности, которые высветила война, - вот что нужно нам сейчас»,- считал поэт.
ВЕДУЩИЙ 3.Благодаря Высоцкому, учимся помнить, пропускать память через сердце. Этому помогает и «Песня о новом времени».
Наше время иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!
И в погоню летим мы за ним, убегающим, вслед.
Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,
на скаку не заметив, что рядом - товарищей нет.
И еще будем долго огни принимать за пожары мы,
Будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов,
Про войну будут детские игры с названьями старыми,
И людей будем долго делить на своих и врагов.
А когда отгрохочет, когда отболит и отплачется,
И когда наши кони устанут под нами скакать,
И когда наши девушки сменят шинели на платьица,-
Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять...
ВЕДУЩИЙ 4. 25 июля 1980 года Владимира Высоцкого не стало…Это горе, которое не залечит время….
Никита Михалков написал стихотворение «Памяти Высоцкого.
Он не допел, не досказал всего,
Что было пульсом и в душе звучало,
И сердце отказало оттого,
16
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем, и так достойно.
Он умер. Да, И все же он поет...
И песни не дадут нам жить спокойно.
«Невоевавший солдат» Владимир Высоцкий и все герои его военных песен получили признание и всеобщую любовь.
Давно смолкли залпы орудий,
Над нами лишь солнечный свет.
А чем проверяются люди?
Приходится слышать нередко
Сейчас, как тогда:
«Ты бы пошел с ним в разведку?
Нет или да?»
* * *
Покой только снится, я знаю,
Готовься, держись и дерись.
Есть мирная передовая:
Беда, и опасность, и риск.
Поэтому слышим нередко
Сейчас, как тогда:
«А ты бы пошел с ним в разведку?
Нет или да?»
Звучит песня В.Высоцкого «Кони привередливые».
У Владимира Высоцкого выросли сыновья. (Их мать Людмила Абрамова. Последние 12 лет Высоцкий был женат на французской актрисе Марине Влади). И Аркадий и Никита - люди творческих профессий. Аркадий окончил ВГИК, сценарный факультет, а Никита окончил студию МХАТа. У них дети: у Аркадия - дочь Наташа и сын Владимир, у Никиты - сын Семен.
Жизнь продолжается.
Жюри подводит итоги. Награждение победителей.
Преподаватель благодарит участников конкурса, жюри и гостей.
17
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
- Ахматова А.А.Стихотворения. Поэмы. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы.
- Влади М. Владимир или прерванный полет. М.: Прогресс, 1989.
- Высоцкий В. Соч.: в 2т. М.: Худ. лит-ра, 1991.
- Высоцкий В. Четыре четверти пути. М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Высоцкий В. Нерв. М.: Современник, 1990.
- Драматургия. Эссе. Книга для учителя и ученика. - М., Олимп., 1997
- Пастернак Б.Л. Стихотворения. -М., 1989.
- Цветаева Марина Ивановна. Стихотворения. Поэмы. -М., Правда, 1991.
9 Интернет источники:
https://www.culture.ru/literature/poems/author-marina-cvetaeva/
https://rustih.ru/marina-cvetaeva/
http://library.lgaki.info:404/2017/Цветаева%20М_Стихотворения.pdf
https://www.litres.ru/book/marina-cvetaeva/polnoe-sobranie-stihotvoreniy-175853/chitat-onlayn/
https://www.litres.ru/search/?q=борис%20пастернак%20стихи
https://www.culture.ru/literature/poems/author-boris-pasternak/
https://rustih.ru/boris-pasternak/
https://www.culture.ru/literature/poems/author-vladimir-vysockii
https://rustih.ru/vladimir-vysockij/
https://www.culture.ru/literature
18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "КОНКУРС ЧТЕЦОВ "ЛЮБОВЬЮ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ…""
Методические рекомендации разработаны для проведения внеклассного мероприятия «Конкурс чтецов «Любовью дорожить умейте…»».Документ содержит подробный сценарий мероприятия, описывает основные этапы его...

Сценарий конкурса чтецов по теме "Стихи о России"
Сценарий конкурса чтецов для учащихся 5-11 классов...

Сценарий школьного конкурса чтецов, посвященного Дню матери "Любимой маме посвящаю...".
Цель школьного конкурса чтецов "Любимой маме посвящаю..." - утверждение приоритетов духовного, патриотического, художественного развития в обществе посредством стимулирования творческо...

Сценарий конкурса чтецов, посвященного 75-летию Победы.
Цель мероприятия: пропаганда художественными средствами патриотического подвига советского народа, отстоявшего независимость Отечества, воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у...
Сценарий конкурса чтецов, посвященного всемирному дню поэзии
Сценарий конкурса чтецов, посвященного всемирному дню поэзии...

Сценарий к проведению мероприятия: Конкурс чтецов "Рождество в разных странах мира" (районный этап)
Конкурс чтецов на иностранных языках был организован с целью приобщения школьников к поэзии стран изучаемого языка и популяризации иностранного языка и зарубежной культуры....
Методическая рекомендация Сценарий конкурса чтецов «Стихи бывают разные»
Программное содержание: повышение речевой активности студентов, повышение уровня выразительности чтения стихов.Задачи: воспитать умение рассказывать и слушать стихи, которые читают другие студенты; ра...