Паронимы и их употребление
план-конспект урока

Цели урока:

Образовательные: активизировать знания по теме «Лексика»;  научить правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости, закреплять и расширять знания лексических норм языка; формировать умения в определении паронимов;

формировать умения различать пары паронимов; формировать умения опознавания паронимов в предложении.

 

Развивающие: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, воображения. продолжить работу по развитию речи учащихся; обогащение словарного запаса за счёт использования паронимов в речи; определение роли паронимов в художественном тексте; развитие навыков анализа художественного текста.

 

Воспитательные: воспитывать умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать, воспитывать бережное отношение к русскому языку; воспитывать коммуникативные навыки обучающихся; воспитывать чувства прекрасного.

 

Задачи урока.

Повысить теоретические компетенции учащихся по русскому языку.

Содействовать формированию познавательной активности и самореализации учащихся.

 

Оборудование урока.

Карточки с заданиями; словарь паронимов русского языка, автор Вишнякова О.В.- Москва, “Русский язык”, 1984 г., словарики паронимов, раздаточный материал.

 

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, технология развития критического мышления, технология творческого развития учащихся, информационно-коммуникационная технология.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Ногинский колледж»

Конспект открытого урока по русскому языку:

«Паронимы и их употребление».

Разработан преподавателем

Воителевой Н. В.

2024 год

Тема урока.

«Паронимы и их употребление».

Цели урока:

Образовательные: активизировать знания по теме «Лексика»; научить правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости, закреплять и расширять знания лексических норм языка; формировать умения в определении паронимов;

формировать умения различать пары паронимов; формировать умения опознавания паронимов в предложении.

Развивающие: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, воображения. продолжить работу по развитию речи учащихся; обогащение словарного запаса за счёт использования паронимов в речи; определение роли паронимов в художественном тексте; развитие навыков анализа художественного текста.

Воспитательные: воспитывать умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать, воспитывать бережное отношение к русскому языку; воспитывать коммуникативные навыки обучающихся; воспитывать чувства прекрасного.

Задачи урока.

Повысить теоретические компетенции учащихся по русскому языку.

Содействовать формированию познавательной активности и самореализации учащихся.

Оборудование урока.

Карточки с заданиями; словарь паронимов русского языка, автор Вишнякова О.В.- Москва, “Русский язык”, 1984 г., словарики паронимов, раздаточный материал.

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, технология развития критического мышления, технология творческого развития учащихся, информационно-коммуникационная технология.

Ход урока

Самостоятельная работа (словарный диктант). Профессиональная направленность

Поставить ударение в данных словах:

Аналогия, аутсайдер, базировать, блокировать, бутафория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, гребень, дублировать, единоначалие, жаловать, закупориться, запломбировать, заржаветь, сваривание, опиливание, шлифование.

#1056;абота с текстом. Выход на понятие “паронимы”.

- Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста. Объясните свой выбор.

Безымя(н,нн)ый мастер.

Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.

- Объясните орфограммы и пунктограммы.

- Как называются слова, заключённые в скобках?

- Найдите однокоренные слова в тексте. (Подпись, роспись) Как они называются с точки зрения лексики? (Дети, пользуясь моделями синонимов, омонимов, омографов, приходят к выводу, что данные слова не соответствуют ни одной модели, значит, они не синонимы, не омонимы, не омографы.)

- Как же называются эти слова с точки зрения лексики? Паронимы.

Итак, тема нашего урока: паронимы

2. Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока. (Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.)

“Что такое паронимы”?

Прочитать текст: « Кто прав?»

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет:

- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.

- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

- Кто, по-вашему, прав? (Обсуждение)

Вывод.

Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.

- А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию)

- Разберём по составу слова “рыбный”, “рыбий” и “роспись”, “подпись”. (Работа у доски)

Сформулируйте, что такое паронимы, каково происхождение этого слова?

Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.

Записать определение в тетрадь

3. Слово учителя.

Для чего нужно уметь правильно употреблять паронимы?

Паронимы – это слова, сходные по форме, но имеющие разный смысл. Обычно эти слова образованы от одного корня с помощью разных аффиксов или просто созвучные слова. Классическая пара адресат – адресант – это паронимы. Тот, кому отправляют почту. – Тот, кто отправляет почту. Здесь есть хотя бы пересечение смыслов. А в паре здравица – здравница ничего общего в значениях слов уже нет. Это просто похожие слова, но у них совершенно разное лексическое значение. Здравица – это тост, речь с пожеланием здоровья, а здравница – это место или учреждение, где отдыхают и лечатся.

Для некоторых нет никакой разницы, например, между словами надеть – одеть, лирический – лиричный, исполнительский – исполнительный, командированный – командировочный, а между тем лексические значения этих слов разные, они употребляются в разных ситуациях и, что самое важное, по-разному сочетаются с другими словами: исполнительный комитет, но исполнительское мастерство.

Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи). Корень придает им общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учитывать при употреблении их в речи.
Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов
вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений.
Вековой – живущий, существующий столетия, очень долго.
Вечный – бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.
Различие в лексическом значении этих слов отчетливо проявляется в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное
вековой соотносится с существительным век и употребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, века: вековой дуб – дуб, живущий век, века, вековые традиции – традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства.

Смешение паронимов – очень распространенная лексическая ошибка. Однако из этого вовсе не следует, что к паронимии надо относиться отрицательно.

Еще в 80-х годах XIX века Николай Вячеславович Крушевский (рус.-польск. языковед, специалист по общему и индоевропейскому языкознанию) в своей книге «Очерк науки о языке» писал: «Языку вообще присуще обновлять и пополнять свой состав за счет тех факторов, которые, на первый взгляд, кажутся разрушительными, хотя и являются в высшей, в свою очередь, степени благодетельными для языка… Они и только они доставляют постоянно языку новый материал, без которого немыслим никакой прогресс языка, ни структурный, ни тем более материальный, лексический».
Паронимия дает богатый материал для «украшения» речи. Паронимы используют в поэзии, в художественной прозе и публицистике как средство усиления выразительности и действенности текста наряду с синонимами, омонимами и антонимами.
При «столкновении» паронимов в рамках одной фразы или абзаца ярче выявляются прежде всего смысловые, а также и стилистические особенности каждого из сопоставляемых слов. Вот как Е. Евтушенко воспользовался паронимами
праздничность и праздность:

Меня тревожит встреч напрасность,
Что и ни сердцу, ни уму,
И та не
праздничность, а праздность,
В моем гостящая дому.

В повести «Дни и ночи» К. Симонов сопоставляет глаголы вспомнить и помнить, чтобы для читателя стало яснее душевное состояние Сабурова: Вспомнил ли он об Анне в эти дни? Нет, не вспомнил – он помнил о ней, и боль не проходила. Ср. в «Тихом Доне» М. Шолохова: Из дверей сарая, стоявшего в конце двора, вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха. В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий восклицает: «Служить бы рад,, прислуживаться тошно!»
Паронимы широко используются в различных жанрах публицистики, в газетных заголовках, например:
Служение, а не служба; Долг и должность и др.
От собственно паронимов принято отличать парономазы (от
греч. para «возле»+ onomazo «называю» – близкие по звучанию слова, имеющие разные корни: инъекция – инфекции, кларнет – корнет и др.
Паронимы принципиально отличаются от синонимов. При рассмотрении синонимов основное внимание обычно уделяется их смысловому сходству, а при сопоставлении паронимов акцент делается на их смысловом различии.

4.Закрепление темы.

1) Используя словарики паронимов, составьте предложения (по вар.) со следующими парами паронимов:

1 вар. Абонент-абонемент

будний-будничный

освоить -усвоить

2 вар.

Эффективность — эфффектность

лесистый — лесной

предоставить — представить

2) Подберите к словам паронимы.
Глубинный, артистичный, безответный, лакировочный, годовой, болотный, генеральный, заводной.

3)Работа с карточками.


Карточка 1. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.
Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (концертный, библиотека, молодой, просроченный); дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса); советник – советчик (тайный, непрошенный); экономичный – экономический (факультет, машина); исполнительный - исполнительский (уровень, лист, манера, орган).

Карточка 2. Выберите нужное слово или словосочетание.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

7.(Абонемент, абонент) не отвечает.
8.(Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
9. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
10. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
11. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.
12. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

4) Работа в парах, обменяться тетрадями. Определите, в каких предложениях допущены лексические ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к гористому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
#1069;тот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.

Ответ:
Допущены ошибки в предложениях:
1. (Вместо слова иголочные следовало употребить игольчатые).
2. (Вместо слова лесистому следовало употребить лесному).
3. (Вместо слова памятливое следовало употребить памятное).
5. (Вместо слова рискованный следовало употребить рисковый).
7. (Вместо слова сборочном следовало употребить сборный )

5)Тренировочное упражнение.

#1057;меяться … смехом. Перенести… болезнь (заразный, заразительный)

#1048;меть …намерения. Обладать … характером. (скрытый, скрытный)

; мастер. …шелк (искусственный, искусный)

;женщина .…. слово (обидный, обидчивый)

#1042; больнице работает опытный…. В пьесе выведен отрицательный… (персонал, персонаж)

#1053;а дворе стало …. Сирень начала …(расцветать, рассветать)

#1057;амостоятельная работа (раздаточный материал)

1. Объясните разницу между приведенными ниже словами, употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.

Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, возмутительные).

Абонент – абонемент (концертный, молодой, в бассейн, просроченный).

Дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса).

Советник – советчик (тайный, непрошенный).

Экономичный - экономический(факультет, машина).

2. Выберите нужное слово или словосочетание.

1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

3. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.

4. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.

5. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

6. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

7. (Абонемент, абонент) не отвечает.

8. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

9.(Лесные, лесистые) озера очень красивы.

3. Подберите к словам паронимы.

Бедный, генеральный, гуманный, заводной, луковичный, овчарня.

;Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

1) Обед был очень сытым. (сытным). 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку.(отписку)3)Шуба была сшита из искусного меха (искусственного). 4) В заглавной роли снялся известный актёр. (в главной).

5. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках (вычеркни ненужное слово).

1. У билетной кассы предъявляли свои ... (командировочные - командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю ... (лицо - личность) этого человека. 3. На мебель были ... (одеты - надеты) чехлы. 4. Молодая актриса играет ... (главную - заглавную) роль в спектакле "Анна Каренина". 5. Напрягая последние (силы - усилия), мы достигли вершины горы.

6. Составьте словосочетания с паронимами:

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный, блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить – обсудить

6. Подведение итогов урока.

В форме фронтальной беседы:

1. Какие слова называются паронимами?

2. Как образуются паронимы?

3. Какова роль паронимов в речи?

Ребята выходят к доске и указывают стрелкой, какое существительное подходит к данным паронимам.

Бывший Былой

Артист

Слава

Годы

Друг

Величие

Военный


7. Домашнее задание. Подобрать из художественных произведений 6 предложений с паронимами, или упр.№17, или выполнить оставшиеся задания на карточке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока. Омонимы. Паронимы. Синонимы и антонимы

Технологии: личностно-ориентированная, игровая.Цели: Создать условия для развития речи детей, расширить их словарный запас, формировать коммуникативные умения.Задачи:1. Повторить сведения о слове, его...

консультация по использованию паронимов.

консультация по использованию паронимов.(Этот материал пригодиться для подготовки выпускников 11 класса к ЕГЭ)...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов».

Слово - удивительный дар, которым обладает только человек. Оно имеет способность обобщать и в то же время обозначать индивидуальное, неповторимое. «Слово дано человеку не для самоудовлетво...

Презентация "Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов"

Данная презентация предназначена для урока русского языка при изучении "Лексики", как одного из разделов языкознания, для студентов СПО 1 года обучения.Тема урока: "Изобразительные возможности синоним...

Презентация "Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы"

Презентация используется для систематизации знаний обучающихся техникума по теме "Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы"....

Паронимы

Презентация к уроку русского языка в 10 классе...

Презентация к занятию на тему: «Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление»»

Слова умеют плакать и смеяться,Приказывать, молить и заклинатьИ, словно сердце, кровью обливаться,И равнодушно холодом дышать.Б.Слуцкий...